ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ДАНИИЛ (Дайкович Томо; 1895 - 1993), митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви (1961-1990) ДАНИИЛ (Чоботя Дан-Илие; род. 1951), архиепископ Бухарестский, митрополит Мунтенский и Добруджийский, патриарх Румынский ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 99-108 108-109 ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 109-111 ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский 111-113 ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (2-я пол. XII в.- 1-я треть XIII в.?), автор и главный персонаж выдающегося произведения древнерус. лит-ры, созданного в XII-XIII вв. в Сев.-Вост. Руси 113-114 114-116 ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) 116-117 ДАНИИЛ ПУСТЫННИК (2-я пол. XV в.), один из наиболее почитаемых румын. святых (пам. румын. 18 дек.), иеросхим. 117-118 118-125 125-128 128-129 129-133 ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений 133-134 134-135 ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) 135-149

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 97-103 МИХЕЙ (Подкорытов Петр Игнатьевич; 1876-1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 103-104 104-105 105-107 МИХИАНСКАЯ СХИЗМА церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями 107-108 МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 108-110 110-111 МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба 111-113 МИШНА главный сборник законодательных положений (галахот), базовый корпус раввинистического учения 113-120 МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства 120-125 126-128 МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА извод икон Божией Матери в христианской иконографии, включающий изображение Богородицы, кормящей грудью Младенца Христа 128-139 МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства 139-140 140-142 Надежда Евгеньевна (1902-1968), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед МНИМОНИЙ [Мнемоний] (IV в.), свт. (без дня памяти; в нек-рых источниках указана память под 16 июня) 143-149 МНОГОГЛАСНИК в церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

Существует версия (BHG, N 1378), из к-рой удалены все эпизоды, не касающиеся О. В., что, бесспорно, связано с развитием почитания святого. Эта редакция была издана дважды - по 2 разным рукописям ( Gallandi. 1781; ActaSS. Iun. T. 2. P. 527-533; на 2-е издание чаще всего ссылаются при упоминании греч. текста Жития О. В.). Краткие синаксарные версии включены под 12 июня в Василия II Минологий (1-я пол. XI в.) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.) (PG. 117. Col. 496; SynCP. Col. 745-746). Также существует метафразированный, т. е. риторически переработанный вариант Жития, дошедший под именем Николая Синаита (BHG, N 1381a; изд. по разным рукописям: Halkin. 1987; Πσχος. 1990). От своего оригинала он отличается не только пышной торжественностью слога, но и наличием новых деталей и уточнений. Напр., даются описания видений диавола Пафнутию во время его путешествия по пустыне, а его состояние после чудесного причащения ангелом сравнивается с ощущениями во сне. Эта версия дошла до нас во мн. афонских рукописях, что позволяет связать если не ее появление, то ее распространение с конфликтом на Св. Горе в 70-х - 80-х гг. X в. между прп. Афанасием Афонским , утверждавшим киновии, и отшельниками, противостоявшими его начинаниям ( Войтенко. 2017. С. 111-113). Коптская традиция Войтенко считает, что сохранившиеся копт. рукописи отражают наиболее древнюю после греческой версию Жития О. В. и относит время ее составления ближе к кон. IV в. ( Войтенко. 2017. С. 69, 115, 340). Э. Амелино датировал копт. вариант 1-й пол. IV в. ( Am é lineau. 1885. P. 190-191), М. Малеве предположил, что Житие О. В. было написано в одном из мон-рей Скита между 385 и 399 гг. ( Malevez, 2003. Р. 229-230). Полный текст копт. «базовой» редакции греч. Жития О. В. содержится в 3 рукописях, 2 из к-рых написаны на саидском диалекте: Lond. Brit. Lib. Orient. 7027, 1004/05 г. (изд.: Budge. 1914. P. 205-224 [текст], P. 455-473 [пер.]; др. пер.: Vivian. 2000) и NY Morgan. M 580, 889/90 г. (изд.: Hyvernat. 1922; пер.: Vivian. 1996), а одна - на бохайрском: Vat. copt. 65, 978-979 гг. (изд.: Am é lineau. 1885). Известны также неск. фрагментов Жития из разных рукописей на саидском диалекте, 2 из них датируются VI-VII вв. (самые ранние известные тексты, относящиеся к О. В.; изд.: Lefort. 1945. P. 100 [текст], 146 [пер.]; Orlandi. 1974. P. 158-161). К кодексу, происходящему из б-ки Белого монастыря , относятся пергаментные фрагменты Vindob. K 9493. Fol. 163-164r и Lond. Brit. Lib. Orient. 3581B. Fol. 165-166v (изд.: Till. 1935. S. 14-19), а также, предположительно, Vat. сорт. 111. Fol. 28 (не изд.; см.: Proverbio. 2001. P. 410-412). Арабская традиция

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Таким образом, хотя первое прямое известие о союзе Даниила с Дмитрием относится к 1293 г., есть основания полагать, что еще ранее, с 1282–1285 гг. московский князь стал союзником своего старшего брата и вошел в силу этого в группировку князей – вассалов Ногая. Пик успехов этой коалиции пришелся на 1291 г., когда Ногай устранил сарайского хана Телебугу, посадил на престол своего ставленника (Тохту) 110 и достиг апогея своего могущества. Как показывает анализ событий, происходивших в Ростовском и соседних с ним княжествах, к этому времени следует относить переход под власть Дмитрия Александровича Углицкого княжества, ставшего в середине 80-х гг. выморочным и бывшего поначалу предметом спора между ростовскими и ярославскими князьями 111 . В 1293 г. Андрей Александрович, Федор Ростиславич 112 , Дмитрий и Константин Борисовичи Ростовские отправились в Волжскую Орду, после чего хан Тохта послал на Дмитрия Александровича и его союзников (главными из которых были Даниил Александрович Московский и Михаил Ярославич Тверской) войско во главе со своим братом Туданом (Дюденем). Великий князь бежал в Псков. Были взяты города Владимир, Суздаль, Муром, Юрьев, Переяславль, Коломна, Москва, Можайск, Волок, Дмитров, Углич 113 . К Москве Дюдень и Андрей подошли после взятия Переяславля – столицы собственного княжества великого князя Дмитрия – «и Московского Данила обольстиша, и тако въехаша в Москву и сътвориша такоже, якоже и Суждалю, и Володимерю, и прочим городом (которые были разграблены. – А.Г.), и взяша Москву всю и волости, и села» 114 . По-видимому, татары и Андрей пообещали Даниилу (оставшемуся, в отличие от Дмитрия, в своем городе) не разорять Москву, и он, видя невозможность сопротивляться превосходящим силам, согласился на капитуляцию, после чего обещание было нарушено. Обращает на себя внимание упоминание в списке взятых Дюденем городов Можайска. Традиционно считалось, что он был присоединен к Московскому княжеству в 1303 г., а до этого входил в состав Смоленской земли 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(подобно святым Илариону , еп. Могленскому, и Михаилу Воину ) были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до наст. времени. Память И. не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание И. прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились. Интерес к личности и деяниям И. (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болг. книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 г. его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе» («Зографской болгарской истории»; см.: Иванов Й. Български старине из Македония. София, 1931. С. 641-642), но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. 14. Л. 11). Ист.: Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития//ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157; Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48; Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби/Ред.: К. Иванова. С. 87-88; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239; Жития на светите/Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский//Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346. Лит.: Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново//Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20; Христов Х. И. Патриарх Йоаким//Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49; Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор//ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131; Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217; Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия//СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386; Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999. Д. Чешмеджиев, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/468925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОМИДИЯ [Никомедия; греч. Νικομδεια; ныне Измит, Сев.-Зап. Турция], античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. В Н. и вокруг нее происходили мн. важнейшие события эпохи острой религ. борьбы в империи, к-рые завершились легализацией христианства. Город основан в 712/711 г. до Р. Х. как колония Мегары и носил название Астак (Αστακς). В ходе войн между диадохами в нач. III в. до Р. Х. Астак был разрушен правителем Фракии Лисимахом и на некоторое время пришел в упадок. В 265/4 или 262 г. до Р. Х. город был перестроен царем Вифинии Никомедом I (280/78 - ок. 255 г. до Р. Х.) и получил название Никомидия в его честь. Н. постепенно превратилась в одну из столиц Вифинии, наряду с Прусой (ныне Бурса) и Никеей (ныне Изник) стала крупнейшим торгово-экономическим центром северо-запада М. Азии. Последние годы жизни в Н. провел Ганнибал, к-рый покончил с собой в 183 г. до Р. Х. в Либиссе близ Н. Его могила в этом месте была известна в течение неск. столетий. В 65 г. до Р. Х. Н. стала митрополией рим. пров. Вифиния, бывш. территории царства, присоединенного к Римской державе. Наиболее значительную информацию о жизни Н. в рим. эпоху содержат письма Плиния Младшего , который ок. 111-113 гг. был проконсулом Вифинии и имел резиденцию в Н. Уроженцем Н. был рим. историк Флавий Арриан (II в.). Город часто страдал от крупных землетрясений; наиболее значительные из них в рим. эпоху известны в нач. 20-х гг. II в., в кон. 60-х гг. III в., в 358 г. Тем не менее Н. постоянно восстанавливалась и сохраняла свое значение. Политическое влияние Н. начало расти на рубеже II и III вв., после того как во время гражданской войны жители Н. активно выступили на стороне имп. Септимия Севера (193-211). В 195 г. состоялись вооруженные столкновения между никомедийцами и никейцами; последние поддерживали имп. Песценния Нигера. Победивший в войне Септимий подверг наказаниям Никею и осыпал милостями Н. В 257 и 262 гг. Н., как и ряд др. городов побережья Эгейского и Мраморного морей, подверглась разграблению морских флотилий готов. Тем не менее существенного ущерба город, видимо, не понес.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЯ Пасхалия Дионисия Эксигуса. Мраморная доска. VI в. (Архиепископский музей Равен-ны, Италия) Пасхалия Дионисия Эксигуса. Мраморная доска. VI в. (Архиепископский музей Равен-ны, Италия) Таблица для вычисления даты христ. праздника Пасхи (Воскресения Христова). Поскольку не позднее III в. в общецерковной практике закрепилось празднование Пасхи в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, то основная методика для расчета П. сводится к сведению воедино 2 параметров: даты полнолуния, определяемой на основе лунно-солнечного календаря того или иного вида, и воскресного дня (первого дня 7-дневного недельного периода). Полная П. содержит циклический перечень дат воскресной Пасхи, строго повторяющийся в том же самом порядке. В I-VI вв. в христ. мире наблюдалось значительное разнообразие П., вызванное разными подходами к определению пасхального полнолуния и бытованием различных лунно-солнечных циклов. Первые христиане, судя по всему, не занимались самостоятельно календарными вычислениями, пользуясь бытовавшим в то время иудейским календарем ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 70. 10). Но после разрушения Второго храма и рассогласования календарей среди иудеев диаспоры, а также в связи с обострением иудеохрист. полемики на повестку дня встал вопрос о разработке самостоятельной, не зависящей от иудейской системы вычисления даты Пасхи. Одной из древнейших стала П. 56-летнего типа, основанная на 8-летнем лунно-солнечном периоде и существовавшая в виде 112-летних таблиц. Согласно коптским и эфиопским преданиям, ее составителем стал еп. Димитрий Александрийский (ок. 189-231), которому приписывается П., начинавшаяся в 214 г. по Р. Х. ( Eutych. Annales//PG. T. 111. Col. 989, 1007; Neugebauer. 1979. P. 92-93; Mosshammer. 2008. P. 109-116; Кузенков. 2014. С. 113-116). Наиболее древняя сохранившаяся П. данного типа, на 222-333 гг., приписывается Ипполиту Римскому (см.: Кузенков. 2014. С. 93-95). В связи с малой точностью лежащего в основе данной П. лунно-солнечного цикла таблицы нуждались в постоянных корректировках. В одной из них, таблице анонимного компутиста 243 г. (Псевдо-Киприана), впервые описывается метод т. н. эпакт (от греч. πακτς - «добавленный, привнесенный») - показателя возраста Луны к началу юлианского года, к-рый впосл. стал играть важную роль в составлении П. (из-за разницы между солнечным годом и 12 лунными месяцами примерно в 11 дней эпакты на одну и ту же дату юлианского календаря составляют арифметическую прогрессию, результат к-рой регулярно сокращается на 30 дней (за счет вставки дополнительного месяца, т. н. эмболизма (от μβλισμος - вставной)): 0-11-22-3-14-25-6-17-28 и т. д.

http://pravenc.ru/text/2579163.html

Нам неизвестны другие произведения Юста. Что же касается упоминаемых Иеронимом толкований на Священное Писание, то речь может идти только о книгах Ветхого Завета, поскольку нет никаких оснований причислять Юста к христианам. 108 Анаклет, называемый также Ананклетом или Клетом, был епископом в 88–97 гг. О нем известно лишь то, что он был по происхождению греком из Афин. 109 По мнению большинства историков, это послание было написано в правление Домициана, между 93 и 97 гг. Оно было написано по поводу возникших в Коринфе нарушений иерархического строя церкви. 110 III, 38, 5: «С недавнего времени стали приписывать ему (т.е. Клименту. – М.В.) многословные, длинные диалоги Петра с Аппионом. Никто из древних о них не упоминает, и нет в них чистого апостольского правоверия». 111 Это 100 г. По всей видимости, у Иеронима здесь хронологическая неточность, поскольку общепринято, что Климент умер в 97 г. 112 Игнатий родился в Сирии, был учеником апостола Иоанна Богослова. Он был рукоположен в антиохийские епископы апостолом Петром и возглавлял антиохийскую церковь в 69–107 гг. В 107 г. он был осужден и отправлен в Рим, где принял мученическую смерть. Впоследствии Игнатий был позван Богоносцем, поскольку когда звери растерзали его тело, они не тронули сердце, и, по преданию, когда язычники рассекли мечом его сердце, они увидели буквенное изображение имени Иисуса Христа. 113 Еще в начале своего правления Траян издал указ против тайных обществ, который имел отношение прежде всего к Вифинии, области в Малой Азии, поскольку там любили шумно праздновать по разным поводам, а также были созданы специальные общества для тушения пожаров, от которых сильно страдали города. Траян считал, что подобные собрания могут служить благоприятной почвой и зародышем политических заговоров. Проконсул Вифинии Плиний Младший, назначенный прежде всего для ликвидации беспорядков в области, стал в 103–105 гг. применять этот указ Траяна и в отношении сообществ христиан. Однако поскольку христиан было слишком много для тайного общества и, кроме того, это было религиозное общество, то Плиний обратился с запросом к императору, следует ли преследовать христиан за то, что они христиане (кроме участия в тайном обществе вина христиан была в том, что они отказывались приносить жертвы перед изображениями богов и императора, а последнее расценивалось как признание нелояльности к императору). Траян ответил в форме указа, что христиан не следует специально разыскивать и выявлять полицейскими мерами, но если они предстанут перед судом и будут уличены в христианстве, то они должны быть наказаны. Фактически речь идет о запрещении христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн VIII женился на Анне в 1414 г., еще при жизни своего отца императора Мануила II. Однако он был провозглашен соимператором в юношеском возрасте (до 1408 г.). 111 Поскольку Анна скончалась в 1417 г., саккос можно без колебаний датировать периодом между 1414 и 1417 гг. Вполне вероятно, что он является подарком императора митрополиту Фотию, поскольку последний принимал участие в дипломатических переговорах, которые привели к бракосочетанию Иоанна. 112 Брак Василия и Софии, заключенный в 1391 г., стал дипломатической победой предшественника Фотия – митрополита Киприана. В результате между Москвой и Литвой установился мир, и в связи с этим у Церкви появилась возможность сохранить единство и централизованное управление во «всей Руси». 113 Изображение царственных особ на официальном праздничном облачении предстоятеля Русской Церкви является торжественным признанием той роли, которую Фотий и его предшественник сыграли в проведении византийской дипломатической линии в Восточной Европе. Эта линия основывалась на идее мирового «содружества», по терминологии Д. Оболенского, с центром в Константинополе. Руководящая роль императора в этом содружестве, столь ярко выраженная в известном послании патриарха Антония к тому же Великому князю Василию Дмитриевичу, отправленном около 1395 г., 114 четко отражена в саккосе посредством нимбов над головами императора Иоанна и его жены Анны и их императорских регалий, что подчеркивало их превосходство над Московским князем. Однако иконография саккоса также подтверждает значение мирных связей между Москвой и Литвой, предполагая, что византийское православное содружество простирается и на православное население Литвы. Данный аспект иконографии саккоса находит свое отражение в неожиданном появлении между фигурами Василия и его дочери изображений трех «литовских мучеников» – Антония, Иоанна и Евстафия. Мы уже видели, что почитание трех мучеников до 1370 г., безусловно, должно было разоблачить политические и церковные замыслы гонителя христиан – Великого князя Ольгерда. В таком случае, что означает изображение Антония, Иоанна и Евстафия на саккосе Фотия, относящееся к 1414–1417 гг.?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

109 Рим был взят готами под предводительством Алариха 24 августа 410 г. Традиционно с этой датой связывается прекращение римского владычества в Британии. Историки сообщают о датированном этим годом письме императора Гонория бриттам, в котором им предлагалось самим обороняться от варваров. 110 Некоторое время римляне контролировали южную часть Шотландии, а также острова Мона (Англси) и, возможно, Мэн (Эубония). 111 Главы XII-XVI взяты Бедой у Гильдаса, у которого он заимствует целые отрывки текста. «Цвет молодежи» был уведен за море тиранами Максимом и Константином в ходе их борьбы за власть в империи. Скорее всего, именно при Максиме была основана колония бриттов в Арморике (Бретани). 112 Имеются в виду заливы Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд. 113 Алклуйт-нынешний Думбартон. Что касается Гиуди, который в «Истории бриттов» Псевдо-Ненния именуется Иудеу, то местоположение этого города у залива Ферт-оф-Форт неизвестно. 114 Эта военная операция, если она вообще имела место, могла относиться к периоду между 415 и 430 гг. 115 Беда имеет в виду вал Антонина, сложенный из торфа между 140 и 142 гг. и вскоре разрушенный пиктами. Видимо, в V в. его попытались восстановить, но безуспешно. 116 Монастырь Аберкорн в Лотиане. 117 По данным «Истории бриттов» это место называлось по-бриттски Пенгваул, на языке скоттов Кенайл, а на языке саксов Пенелтун. Все это варианты бриттского Пенфаэл, что означает «край стены». 118 Скорее всего, рассказ об этой экспедиции представляет собой вымысел Гильдаса и дублирует сообщение о предыдущем походе римлян. 119 Словом «фут» здесь и далее переводится позднеримская мера длины pes (буквально «стопа»), которая составляла 29, 57 см и была немного меньше современного английского фута. Ширина римской стены составляла от восьми до десяти футов, но высота ее была больше и доходила до двадцати; это доказывает, что во времена Беды от стены осталось лишь основание. Сведений о двух стенах у Гильдаса нет, следовательно, Беда взял их в каком-то другом источнике. 120 Эти башни также были выстроены гораздо раньше, но частично восстановлены в V в., когда бритты использовали их для защиты от набегов англосаксов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010