Наконец, последняя цель воплощения, страдания и смерти Иисуса Христа состоит в том, чтобы „смертью Своею победить смерть“ 59 , и эта цель достигнута: кровь Христова избавляет от смерти уверовавших в Него 60 . Теперь естественно и сам собою напрашивается на разрешение вопрос: как св. Иустин Мученик рассуждает об отношении страданий и смерти Христовых к первовиновнику человеческого греха и всех его тяжких последствий – диаволу? Рассуждая об этом предмете в виду Бытия 3,16, наш апологет поучает иудея: „в повелении Божием сделать медного змия в пустыне заключалась та таинственная мысль, что Бог разрушит силу змия, возбудившего Адама к преступлению, а верующим в Того, Кто имел умереть чрез это знамение, т.е. крест, дарует спасение“ 61 . В других местах св. Иустин подробнее раскрывает, как Христос побеждал сего древнего змия и разрушал силу его. „Уже после крещения Христова во Иордане сатана надеялся обольстить и второго Адама так же, как он обольстил и первого; но Христос положил конец его искушению словами: „иди прочь от Меня, сатана“. Сей древний змий с новою силою выступил против Христа во дни Его страданий 62 . Но еще ветхозаветный медный змий предвозвещал через Распятого смерть змию и спасение верующих в Него 63 , так что теперь даже имени Иисусова боится диавол, чувствуя мучения. Бог совершенно разрушил начала и власти чрез Того, Кто соделался страждущим по воле Его“ 64 . Представленное учение об искуплении фактически подтверждает ранее высказанную нами мысль, что св. Иустин Мученик по сравнению с мужами апостольскими излагает наш догмат подробнее и всестороннее. Он показывает, почему именно Слово или Сын Божий, а не другое какое Лицо Пресвятой Троицы, воплотился и совершил искупление людей, с какой целью Он пришел на землю и пострадал, а равно и то, что страдания и крестная смерть И. Христа есть умилостивительная жертва Богу, освободившая людей от греха, проклятий и смерти и сокрушившая силу диавола, но он не объясняет того, почему для искупления людей нужны были воплощение, страдания и смерть Сына Божия и почему искупительное дело И. Христа, совершенное Им одним, распространяется на весь род человеческий и имеет для него такое значение, как будто оно было совершено не Христом, а им самим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Отличались обычаи Римской церкви и в другом. Так, «в Римской церкви утвердился обычай и признается за правило, чтобы рукополагаемые священники и диаконы соглашались и давали обет совершенно воздерживаться, после рукоположения, от жен, сочетавшихся с ними прежде» (13 пр. 6-го вселен. собора и толкование; полная Кормчая 326 стр.); в Восточных же церквах наоборот – не воспрещалось клирикам жить с женами и тех, кои отлучались от своих жен, хотя бы и под предлогом благоговения, – шестой собор наказывает отлучением и извержением даже из сана» (толков. Аристена, стр. 327). Но тот же собор 30 правилом клирикам иноплеменных церквей сделал снисхождение, допустив воздерживаться, по согласию, от сожительства с супругами и не жить вместе с ними. (Полная Кормчая 376, 377 стр.). Итак, одно и тоже и воспрещается, с прещением на ослушников, и дозволяется; по сему то Св. Афанасий Великий говорит: «Одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, непозволительно; а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется» (послание к Аммуну; полная Кормч, 115 стр.). Так и православная церковь единоверцам разрешает и благословляет употреблять старые обряды и книги, поучая верных своих чад, что в соединении с нею, по ее благословению, единоверцы, в духе мира и любви, составляют вместе с нами единую нераздельную церковь Божию, а посему и имеют надежду на получение вечного спасения. – О других же своих (бывших) чадах, раскольниках, церковь говорит, что содержимые ими именуемые старые обряды и книги в противление Св. церкви, с хулой на нее и ее пастырей, не послужат во спасение, а низводят на расколоучителей и их последователей проклятие. – Такое отношение православной церкви к одному и тому же обряду старому, но в применении его к разным лицам – было (и есть) вполне правильным и законным. – Медный Змий, поставленный во время странствования Евреев по пустыне, будучи прообразованием Распятого Спасителя, был, по вере в Него, орудием чудодейственной силы Божией для исцеления сынок Израилевых, ужаленных змиями; этот змий с почетом и благоговением хранился сначала при Скинии, а потом и при храме Соломоновом. – Когда же этот памятник благодеяния Божия и символ искупления сделался предметом суеверного почитания со стороны Евреев, то он был, по повелению благочестивого царя Езекии, уничтожен. ( Числ. 21 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Это предложение принято; царь поставил еду Вилу, а Даниил в присутствии его одного усыпал пеплом пол в храме; затем двери были заперты и запечатаны (14:14). Ночью семьдесят жрецов сего храма с семействами своими вошли тайным или подземным ходом в храм, съели и выпили все поставленное пред Вилом (14:15 859 ). На утро царь с Даниилом пришли к дверям храма; печати нашли целыми; когда отворены были двери, то, взглянув на пустой или не имеющий еды стол, Кир в благочестивом восторге воскликнул: велик ты, Вил, и нет никакого обмана в тебе! (14:16–18). Но Даниил несколько удержал царя на пороге храма; указал ему на пол, где отпечатлелись следы мужские, женские и детские, обнаружившие поступок жрецов (14:19–20 860 ). После этого жрецы принуждены были указать тайный ход, которым они обыкновенно входили в храм и поедали поставляемое перед Вилом. Тогда жрецы-лжецы были казнены, а медный Вил с его храмом отдан в распоряжение Даниила и был уничтожен (14:21–22 861 ). г)  Рассказ о драконе  ( Дан 14:23–27 ). В том же месте был великий змий, почитаемый Вавилонянами, вероятно из породы удавов. Вероятно также во время поклонения сему божеству Кир заметил, что про этого бога нельзя сказать, что он медь мертвая (14:23–24). Даниил объявил Киру, что и против этого могучего бога Вавилонян он готов выйти на борьбу без меча и даже без палки (14:25–26 862 ). Получив дозволение царя, Даниил взял смолы, сала и шерсти; сварил все вместе, наделал гомолы, т. е. лепешечек или блинов, и бросил в пасть змию, когда этот последний поднялся против него. Змий съел и расселся (14:27 863 ) к стыду своих поклонников. д)  Рассказ о шестидневном пребывании пророка Даниила во рву  (14:28–42). По уничтожении Вила и умерщвлении дракона Вавилоняне, вероятно по наставлению жрецов, взбунтовались и потребовали казни Даниилу за такие страшные, по их мнению, преступления (14:28–29). Кир принужден был уступить, и они бросили Даниила в ров ко львам; там пробыл Даниил шесть дней, в течение коих львам не давал пищи (14:30–32 864 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

1190 Cfr. Knopf. Das nachapostolische Zeitalter. S. 356. F. I,oofs. Leitfaden der Dogmengeschichte, § 14, 4a. S. 90 Можно привести в параллель к последней мысли место из «проповеди Петра»: ενοι (то есть иудеи) μνοι οιμενοι τν Θεν γινσειν ο επστανται, λατοντς γγλοις α χαγγλοις, μην α σελν. Clem. Alex. Strom. VI 5, 41:2. GrchSch. 15. S 412:8–10. To же и в аполопи Арисгида 14:4: «хотя в мыслях своих думали, что служатъ Богу, по роду их дел оказывалось, что служение их относится к ангелам, а не к Богу». J. Gelfcken. Zwei griechische Apologeten. Leipzig und Berlin 1907. A. Покровский. Философ Аристид и его недавно открытая апология. Сергиев Посад. 1898. 1196 О жертвах – Barn 2:4–10, о постах – 3:1–6, смысл обрезания – 9:1–7, заповеди об яствах имеют нравственный смысл – 10:1–11, смысл закона о субботе – 15:1–8. Иудейский храм говорит о духовном храме, создаваемом для Господа – 16:1–10. 1197 Обетование земли Ханаанской Аврааму. Исааку и Иакову означает воплощение Сына Божия – Barn 6:8–10. День очищения указывает на страдания Христа во всех их подробностях – 7:4–11. Тот же смысл имеет и жертвоприношение рыжей юницы – 8:1–6. 318 мужей, которых обрезал Авраамь, числом своимъ указывают на имя Иисус и на крест («никто не слышал от меня слова более совершенного») – 9:8–9. Медный змий – «видишь и здесь славу Иисуса, ибо все в Нем и для Него» – 12:5–7. Иисус Навин также указывал на Иисуса Христа – 12:8–10. История Ревекки – указание на то, что христиане – наследники завета – 13:1–6. Cfr. N. Bonwetsch. Der Schriftbeweis für die Kirche. SS. 6–8. 1198 О неизбежности этого метода при господствовавшей теории боговдохновенности свящ. книг см. Dr. Johannes Leipoldt. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. 1-er Theil. Leipzig 1907. SS. 20–22. Cfr. также Ludwig Diestel. Geschichte des Ahen Testamentes in der christlichen Kirche. Iena 1869. S. 30. 1199 «Так, государи мои, – продолжал я, – перечисляя и все прочие постановления Моисеевы, я мог бы доказать, что они были прообразами, символами и возвещениями того, что имело случаться со Христом, – тех людей, которых вера в него была предузнана, равно как и действий, которые надлежало совершить Самому Христу». Iust. Dial., cap. 42. CAG. I 2. p. 142. Сочинения, стр. 198–199. Действительно, пользуясь аллегорическим методом толкования, св. Иустин во всем ветхом завете видит лишь пророчества и прообразования новозаветной Церкви, обнимающей все народы. См. N. Bonwetsch. Der Schriftbeweis für die Kirche. SS. 8–12. Подробно противоиудейская полемика св. Иустина изложена у F. Bohringer " a. Die alte Kirche. В. 1. Th. 1. SS. 174–204. Cfr. A. Ritschl. Die Entstehung der altkath. Kirche. SS. 312–330.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

152 В православном понимании людям при встрече надлежит кланяться именно потому, что они тоже — святые иконы. Каждый — носитель образа Божия, то есть живая икона. «То, что человек сотворен по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное» ( преп. Феодор Студит . Третье опровержение иконоборцев.//Символ. Париж, 1987, с. 318). 153 О том, что имя Ангела означает не природу, но служение, см. Ориген . Против Цельса. V, 4; св. Иларий Пиктавийский . О Троице. V, 22; бл. Августин. 1 Проповедь на Пс. 103, 15. 154 См. Малков П. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании.//Альфа и Омега. 1996, сс. 30–33. 155 преп. Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово об иконах.//Символ. — Париж, 1987, с. 235. 156 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., сс. 245–246. 157 «Медный змий был повешен против уязвляющих змиев не как образ пострадавшего за нас, но как образ противного, и взирающих на него спасает — не по вере в то, что он живет, но потому, что низложенный сам умерщвлен. И какая ему приличная от нас надпись на гробе? — „Где ты, смерти жало? Где твоя, аде, победа?“» (св. Григорий Богослов; цит. по: преп. Феодор Студит . Второе опровержение иконоборцев.//Символ. — Париж, 1987, с. 288). 158 И лишь когда евреи начали много спустя в период религиозного упадка (появились самаряне) кланяться змею как божеству, и у него появилось свое имя — Нехуштан, он был истреблен (4 Цар. 18, 4). 159 Сомов К. В . История христианства. — М., 1990, с. 154. 160 преп. Феодор Студит . Первое опровержение иконоборцев.//Символ. — Париж, 1987, с. 261. 161 Особенно видна фальшь у второго зверя — пророка антихриста — его внешность подобна внешности Агнца, но говорит он «как дракон» (Откр. 13, 11). 162 Толкин Дж. Властелин Колец. Третья часть. Возвращение короля. Спб., 1992, с. 28 163 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 23. 164 И уже просто нелепо выглядит Рогозин, когда пробует из слов апостола Павла «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» вывести аргумент против иконописания (с. 24). Дело в том, что полностью фраза Павла звучит так: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5, 16). Если Рогозин в этих словах Апостола видит аргумент в пользу того, что человеческое тело Христа уже нельзя изображать, то пусть он всем христианам запретит делать любые изображения всех же христиан. И если Рогозин слова Апостола о том, что христианин «никого не знает по плоти» понимает как невозможность видеть внешние черты кого бы то ни было — то как же он узнаёт знакомые лица?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

1924 г. Медный змий в Ветхом Завете есть знак поразительного величия любви Божией к провинившемуся пред Ним разумному творению – человеку. Еще ради будущего только удовлетворения Правосудия Божия крестной смертью Сына Божия уже оно [Правосудие] побеждается в настоящем лишь напоминанием о том. Поразительная любовь. 1924 г. Алтарь. Как по естественному разуму должно быть одно, но по Божию усмотрению бывает другое (особенно чудо), так и по духовному разуму должно быть одно, но по Божию смотрению бывает другое, чему дивятся ангелы и святые на небе. 1924 г. В Вознесении Господнем на небо обожилось наше человеческое естество, и потому неприлично уже ему снижаться до подчинения ему духа. В Пятидесятницу же оно исполнилось силы и полноты его. Такова благодать сих праздников. Поэтому от Вознесения Господня до Пятидесятницы нужно давать естеству лишь самое необходимое, а от Пятидесятницы обуздывать его. 1924 г. Сотворив видимый мир, Бог заботится о нем, любя его. Мало того, приняв плоть и кровь человеческую чрез воплощение от Девы Марии, Сын Божий усвоил естество мира Пресвятой Троице. Высшая степень проявления этого усвоения выражается непрестанно в Св. Церкви чрез Таинство Евхаристии и Св. Причащения. Низшая степень проявления его выражается в освящении естества силою Божиею, например, чрез крестное знамение, молитву и пр. Благодатное освящение верующего чрез почитание Евангелия есть средняя степень проявления этого усвоения. Поэтому справедливо должно почитать иконы, особенно чудотворные. Чрез них таинственно выражается усвоение Богом Себе видимого мира. 1924 г. Господи! Не дай погаснуть во мне светильнику возженной Тобою веры и оскудеть елею любви, Тобою же подаваемому. 1925 г. Поскольку мы отрешаемся от мира и своих страстей ради Христа, поскольку предаемся Ему всем или не всем существом своим, постольку Он за нас Сам разрешает все вопросы, как бы они ни были сложны, порожденные жизнью в людях или обстоятельствах нашими грехами. Итак, предайся Ему всем сердцем и существом своим, и Он исправит всю неправду твою, порожденную в жизни и людях, Своею Мудростью и всемогуществом, ибо Он благ. Примеры тому: ап. Павел, прпп. Мария Египетская и Таисия, Моисей Мурин, св. еп. Карфагенский Киприан, св. еп. Кипрский Нифонт и проч. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

1. Пророчества. 2. Прообразы. 3. Заветы. 4 Богоявления. 5. Чудеса и знамения. 6. Царство Божие в В. и Н. Завете. 1 . Все человечество Ветхого Завета находилось под действием наследственного, прародителями его совершенного, греха и жизнь его поэтому была тяжелая. Оно стремилось к освобождению от греха наследственного, и вот Господь Бог через пророчества и особые предуказания (прообразы), утешал людей обетованием, что со временем придет к ним Искупитель их от греха. Первое пророчество (первоевангелие – первая благая весть) о том, что Семя Жены, т. е. Христос Спаситель, победит дьявола, введшего людей в грех, и, конечно, возвратит чрез это ими утраченное блаженство, было изречено Господом Богом Адаму и Еве. Затем Аврааму было сказано и последующим патриархам подтверждено, что Искупитель всего человечества произойдет из потомства Авраама, а Иаков предсказал, что именно в колене сына его Иуды родится обещанный Спаситель. Затем в колене Иудином определенна указывается род Давидов, от которого должно произойти Спасителю. У пророков, – как у самого Давида, который был не только царь, но и пророк – (одно – у одного, другое – у другого), объяснено, что Спаситель родится в городе колена Иудина, Вифлееме, от Девы; что Он будет возрастать в неизвестности; что Он потом выступит на общественное служение, будет учить людей истине, пострадает за грехи людей и будет умерщвлен, и потом воскреснет и прославлен будет, и Его царство распространится по всей земле и пребудет вовеки. Все, кто уверуют в Него, получат спасение, а неверующие будут осуждены. 2 . Эти же мысли содержатся в так называемых прообразах Ветхого Завета. Прообразы – это некоторые лица, вещи, действия и события из истории Ветхого Завета, которые предуказывали собою то, что должно совершиться в Новом Завете. Так Адам, увлекший за собою в своем грехе все человечество, предуказывал этим, что и ко спасению за Христом должно идти все человечество, т. е. что спасение должно принадлежать всему человечеству, а не одному еврейскому народу, как воображало большинство евреев. Затем особенно много преобразовательного, т. е. предуказывающего на лицо и жизнь Христа, было в лице Мелхиседека (ср. Евр. гл. 7), Исаака, приносимого отцом в жертву Богу, Иосифа, гонимого братьями, Иеремии пророка, страдавшего за благо своего народа от этого самого народа, Ионы пророка, чудесно спасенного из чрева кита. Прообразами Христа были: манна, сходившая с неба, жезл Ааронов, чудесно породивший листья и плоды, медный змий, повешенный на древе и спасавший от телесной смерти, с верою взиравших на него, а прообразами Церкви Христовой были: ковчег Ноев, скиния Завета и храм. В разных действиях священных также предуказывались священные учреждения Христовой Церкви. Так, обрезание предуказывало на крещение, Пасха – на искупление наше от рабства греху и на спасение от смерти духовной, все жертвы – великую жертву, принесенную Христом на Голгофе. Крещение же предуказано событием перехода евреев через Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 декабря 1863 г.   47. Слово в навечерие Рождества Христова (Изъяснение пророчеств о Мессии)   Не обременю внимания вашего долгою речью. Только несколько слов намерен вам в руководство, как бы лучше провесть навечерие наступающего праздника. В час события Рождества Христова все небо подвиглось изумлением и радованием, видя начало исполнения предвечных предначертаний, подготовленное откровениями, учреждениями, прообразами, явлениями, пророчествами. Готовящимся торжественно праздновать сие событие нельзя лучше провесть последние пред тем часы, как благоговейно размышляя о том, как оно подготовлялось. Итак, когда наступит тишина ночная и улегшиеся заботы дадут свободу уму вашему, погрузите мысль свою в глубину ветхозаветных времен и в бывших тогда откровениях соберите все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасение наше. Я же предложу вам нечто в пособие к тому. Станете ли вы у входа в вертеп Рождества, чтоб смотреть назад, или у заключенных врат рая едемского, чтоб устремлять взор вперед, — картина не изменится в существе. Вы увидите, как живописавшие лик Спасителя от простейших черт восходили все к более сложным, от общих — к частным, от многообъятных — к подробнейшим. Первая черта — спасительное семя жены, имевшее стереть главу змия. Как во мраке ночи, где-либо вдали показавшийся огонек благонадежным указанием пути радует заблудшегося путника, так сие обетование чрез долгий ряд веков спасительно руководило не имевших зде пребывающего града, а грядущего взыскивавших (Евр.13,14). Слышанное прародителями, оно перешло чрез долговечных патриархов, потоп и смешение языков и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову — всем одними и теми же словами: «благословятся о семени твоем все люди, — благословятся о семени твоем все языцы», — или «все концы земли» (Быт.12,3;18,18;22,18;26,4;28,14). — Вскоре затем патриарх Иаков видит уже нового скиптродержавца — примирителя; далее — ходатай народа Моисей указывает Пророка с заповедию слушать его; а царь Давид — Иерея нового, по чину Мелхиседекову. В ряд с сими изречениями шли разительные прообразы. — Вот жертвоприношение сына отцем — в Исааке, союз неба с землею — в лествице Иакова, спасение чрез отверженного и проданного — в Иосифе; далее — купина, горевшая, но не сгоравшая, столп облачный, переход чрез море, услаждение древом горьких вод Мерры, манна, источение воды из камня, медный змий, все устройство скинии — что суть, как не «сень грядущих благ» (Евр. 10, 1) как уверяет Апостол?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

2) Да были. Так, начертание в домах евреев в Египте, по повелению Божию, кровью пасхального агнца – знака, избавившего первенцев, еврейских от губительной язвы ( Исх. 12:7  и 13), и крестообразное положение тела Моисея во время битвы с Амаликитянами, даровавшее евреям победу над врагами, прообразовали спасающий людей от врага их – диавола крест Христов. То же означал и знак, сделанный на челах людей Божьих для избавления их от смерти ( Иез. 9:4 ), ибо находящееся в русской Библии выражение «сделай знак», в еврейской и греческой Библиях выражено: «сделай тав», а «тав» это – название еврейской буквы, которая изображается в виде креста: х или 22 . По словам Самого Христа, медный змий, повешенный Моисеем на знамени в пустыне, прообразовал собой Самого Христа, следовательно, само знамя прообразовало собой крест Христов, на котором Он был повешен: «как Моисей говорит Спаситель, вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:14–15 ). И как всякий ужаленный змеями, обращая свой взор на повешенного медного змея, получал исцеление, так и всякий, ужаленный диаволом, с верой обращающий свой взор на изображение распятого Христа, получает исцеление, «ибо, говорит Премудрый Соломон, обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобой, Спасителем всех» ( Прем. 16:7 ). О кресте, как знамени Христовом пророчески молится Псалмопевец, взывая к Господу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59:6 ), т. е. ради Христа, Который есть «путь и истина, и жизнь» ( Иоан. 14:6 ). Православные, боящиеся Бога, и поднимают знамя «ради истины», т. е. в честь и славу Христа, – во время крестных ходов и других церковных служб и торжеств, как победное знамя Спасителя мира; и только «враги креста Христова» не поднимают его ради истины. А пророк Исаия, предсказывая, что под это знамя соберутся и язычники, восклицает: «проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов» (Иса. 62:10; См. Иоан. 1:23 ). Это знамя Христово, или св. крест, явится на небе при кончине мира: «тогда, сказал Спаситель, явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Как для каждого солдата полковое знамя – святыня, за которую он всегда готов умереть, так и для каждого христианина великая святыня Крест Христа, Его победное знамя. Если и весь полк на войне уничтожат, а сохранится знамя, сохранится и славное имя полка: он снова составится из новых солдат. Но пропало знамя, пропал и весь полк: его распределят по другим полкам, и само имя его с позором уничтожат. Солдат, изменивший знамени своему, уже не солдат, его накажут самым строгим образом; и христианин, отказавшийся от своего знамени, – от креста святого – уже не христианин, и понесет тяжкое наказание на суде Христовом, как «враг Креста Христова» ( Фил. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

384 Cfr.: Knopf. Das nachapostolische Zeitalter. S. 356. Loofs. F. Leitfaden der Dogmengeschichte4. §14, 4a, S.90. Можно привести в параллель к последней мысли место из «проповеди Петра»: « κενοι (то есть иудеи) μνοι οιμενοι τν Θεv γινσκειν οκ πστανται, λατρβοντες γγλοις κα pχαγγλοις, μην κα σελν». Clem. Alex. Strom. VI, 5, 41, 2. Grch.Sch. 15. S. 452, 8–10. То же и в апологии Аристина.14,4: «Хотя в мыслях своих думали, что служат Богу, по роду их дел оказывалось, что служение их относится к ангелам, а не к Богу». Geffken. J. Zweigriechische Apologeten. Leipzig und Berlin 1907. Покровский А. Философ Аристид и его недавно открытая апология. Сергиев Посад, 1898. 390 О жертвах – Barn 2:4–10, о постах – 3:1–6, смысл обрезания – 9:1–7, заповеди о яствах имеют нравственный смысл – 10:1–11, смысл закона о субботе – 15:1–8. Иудейский храм говорит о духовном храме, создаваемом для Господа – 16:1–10. 391 Обетование земли Ханаанской Аврааму, Исааку и Иакову означает воплощение Сына Божия – Barn.6:8–10. День очищения указывает на страдания Христа во всех их подробностях – 7:4–11. Тот же смысл имеет и жертвоприношение рыжей юницы – 8:11–6. 318 мужей, которых обрезал Авраам, числом своим указывают на имя Иисус и на крест («никто не слышал от меня слова более совершенного») – 9:8–9. Медный змий – «видишь и здесь славу Иисуса, ибо все в Нем и для Него» – 12:5–7. Иисус Навин также указывал на Иисуса Христа – 12:8–10. История Ревекки – указание на то, что христиане – наследники завета – 13:1–6. Cfr. Bonwetsch N. Der Schriftbeweis für die Kirchc. S. 6–8. 392 О неизбежности этого метода при господствовавшей теории боговдохновенности свящ. книг см. Dr. Iohannes Leipoldt. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. 1-er Theil. Leipzig 1907. S. 20–22. См. также: Ludwig Diestel. Geschichte des Alten Testamentes in der christlichen Kirche. lena 1869. S 30. 393 «Так, государи мои, продолжал я, – перечисляя и все прочие постановления Моисеевы, я мог бы доказать, что они были прообразами, символами и возвещениями того, что имело случаться со Христом, – тех людей, которых вера в него была предузнана, равно как и действий, которым надлежало совершить Самому Христу». Iust. Dial., c. 42. CAG. I, 2. p. 142. Сочинения, стр. 198–199. Действительно, пользуясь аллегорическим методом толкования, св. Иустин во всем Ветхом завете видит лишь пророчества и прообразования новозаветной Церкви, обнимающей все народы. См. Bonwemsch N. Der Schriftbeweis für die Kirche. S. 8–12. Подробно противоиудейская полемика св. Иустина изложена у F. Böhringer’a. («Die alte Kirche». В. L. Th. 1. S. 174–204). Vgl. Ritschl A. Die Entstehung der altkath. Kirche. S. 312–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010