М., 1963. С. 69-70; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси XIV-XVI вв. М., 1976; Мейендорф И. Ф. , прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культ. связей в XIV в. П., 1990. С. 241, 257-261, 277-280; Прохоров Г. М. Дионисий, архиеп. Суздальский и Нижегородский//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 187-191 [Библиогр.]; он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Повесть о Митяе. СПб., 20002. С. 128-137, 142-156, 281-303, 353-361; Булычёв А. А. Дионисий Суздальский и его время. Ч. 1//Архив РИ. 2002. Вып. 7. С. 7-33; он же. Из истории рус.-греч. церк. и культ. взаимоотношений 2-й пол. XIV ст.: Судьба свт. Дионисия Суздальского//ВЦИ. 2006. 4. С. 87-121; Кулева С. В. Дионисий Суздальский - идеолог и политик//Лствица: Мат-лы науч. конф. по проблемам источниковедения и историографии пам. проф. В. П. Макарихина. Н. Новг., 2005. С. 148-154; Флоря Б. Н. Договор Дмитрия Донского с Ягайло и церк. жизнь Вост. Европы//Неисчерпаемость источника: К 70-летию В. А. Кучкина: [Сб.]. М., 2005. С. 233-237; Кривцов Д. Ю. Святитель Дионисий, Нижегородский и Суздальский: Дискуссионные вопросы раннего периода биографии//Русская Правосл. Церковь в мировой и отечественной истории: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Н. Новг., 2006. С. 19-26. М. В. Печников, Б. Н. Флоря Иконография Св. вел. кн. Георгий Всеволодович и свт. Дионисий Суздальский, с видами храмов и мон-рей Н. Новгорода. Литография. 1888 г. Св. вел. кн. Георгий Всеволодович и свт. Дионисий Суздальский, с видами храмов и мон-рей Н. Новгорода. Литография. 1888 г. Изображения Д., известные со 2-й пол. XVI в., встречаются относительно редко. Как правило, они связаны с 2 основными центрами почитания святого - его кафедральным городом Суздалем и Н. Новгородом (2-м по значению городом Суздальской епархии, где находился основанный Д. Печерский Вознесенский мон-рь). Д. обычно изображался вместе с др. чтимыми в этих городах святыми; его отдельные иконы немногочисленны, в основном относятся к кон. XX - нач. XXI в. Значительное место в иконографии святителя занимают исторические композиции с его участием - иллюстрации летописных текстов и сюжеты житийных циклов, посвященных ученикам Д.- преподобным Макарию Унженскому (Желтоводскому) и Евфимию Суздальскому.

http://pravenc.ru/text/178313.html

М., 1888. С. 15, 61, 71; Кедров Н. И. МДС: 1814-1889: (Кр. ист. очерк). М., 1889. Прил. С. 5, 9; Кончина и погребение высокопреосв. Иосифа, бывш. архиеп. Воронежского и Задонского//Воронежские ЕВ. 1892. 5. С. 174-185; 6. С. 215-248; 7. С. 262-283; 8. С. 308-322; ПрибЦВед. 1892. 17. С. 604-610; 1895. 50. С. 1813-1817; 1903. 36. С. 1357-1362; Корсунский И. Н. Высокопреосв. архиеп. Иосиф, бывш. Воронежский: [Некролог]. М., Миловский И. В., Миловский М. В. МДА в 1826-1830 гг.: Восп.//РА. 1893. Кн. 3. 9. С. 45; Никольский В. К годовщине смерти высокопреосв. Иосифа, архиеп. Воронежского//Воронежские ЕВ. 1893. 5. С. 186-190; РБС. 1897. Т.: Ибак-Ключарев. С. 335; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1899. Ч. 2. С. 17-19; Из сборников П. И. Щукина//РА. 1900. Кн. 2. 6. С. 206; 1903. Кн. 1. 3. С. 386; 4. С. 536; Кн. 2. 5. С. 94; 6. С. 235; 1910. Кн. 2. 8. С. 564; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в.: Ист.-биогр. очерки. СПб., 1900. С. 68-73; Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Оренбург, 1902. Вып. 2. С. 559-662. (Тр. Оренбургской УАК; 10); ПБЭ. 1902. Т. 3. С. 845; ЖПодв. 1906. Т. 2. С. 249-252; Библиогр. словарь писателей, ученых и художников уроженцев (преимущественно) Рязанской губ./Сост.: И. В. Добролюбов, С. Д. Яхонтов. Рязань, 1910. С. 97; Павловская Н. Т. Восп. о высокопреосв. Иосифе, бывш. архиеп. Воронежском и Задонском († 19 февр. 1892 г.): Мат-лы для его биографии/Предисл.: свящ. А. С. Кременецкий//Воронежская старина. Воронеж, 1910. Вып. 9. С. 11-26; Олейников Т. М. Определение Св. Синода об открытии мощей св. Тихона//Там же. 1911. Вып. 10: Прославление свт. Тихона Задонского. С. 94-99; Дроздов В. Восп. об архиеп. Воронежском и Задонском Иосифе//Воронежские ЕВ. 1914. 39. С. 1035-1042; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 622; Пречистенский Т. Летопись РПЦ: Февр.//ЖМП. 1945. 1. С. 44; Иоанн (Снычёв), митр. Жизнь и деятельность Филарета, митр. Московского. Тула, 1994. С. 322-326; Сапелкин Н. Праведный святитель-слепец//Воронежский епарх.

http://pravenc.ru/text/578511.html

Север. 1930. 25 апр.). Н. проживал на покое в Тобольске. Похоронен на тобольском городском Завальном кладбище с юж. стороны ц. Семи отроков Эфесских. Соч.: Речь при наречении во еп. Черкасского//ПрибЦВед. 1910. 6. С. 231. Арх.:РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 139, 218; Архив СБУ. Ф. 6. Д. 38183; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; ЦГИАК Украины. Ф. 128 (Киево-Печерская Лавра). Оп. 3 общ. Д. 1247; ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 3. Д. 52; ГА Киевской обл. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 73; Архив Комитета ЗАГС Администрации г. Тобольска. Актовые книги Бюро ЗАГС г. Тобольска Уральской обл. за 1930 г. Лит.: ЦВед. 1910. 2. С. 3; ПрибЦВед. 1910. 6. С. 231, 261-263; Рус. Паломник. 1910. 9. С. 142; Состав Свят. Правительствующего Синода и Рос. церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 10-11; Уральские церк. вед. 1928. 7/8. С. 14-15; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 13-14; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2. С. 1403; Акты свт. Тихона. С. 288, 292, 293, 736, 740, 741; Польский. Ч. 2. С. 90; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 1996. С. 546; Боже В. С. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска 1917-1937 гг.//Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1998. Вып. 2. С. 185; Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всерос. съезд монашествующих 1909 г.: Восп. участника. М., 1999р. С. 22, 277; Казанское дворянство 1785-1917 г.: Генеалогич. слов./Сост.: Г. А. Двоеносова. Каз., 2001. С. 97; Мат-лы по истории рус. иерархии: Статьи и док-ты. М., 2002. С. 172, 182, 197; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 62, 96, 150-151, 165, 166, 169, 170, 172, 179, 185, 257, 527; Губонин. История иерархии, 2006. С. 215, 494-495, 539, 731-732, 865, 869, 875, 881-891; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 ст./Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 75-78; Малоизвестные страницы церк. служения Экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) в 1922-1923 гг.: (По мат-лам следственного дела)/Публ.: А.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Всю жизнь И. тщательно изучал творения свт. Тихона Задонского , свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) , к-рые использовал в сочинениях «Изложение христианского учения...» (1869), «Врачевство духовное...» (1897), «Иноческий катихизис» и др. Написанные в основном в форме диалога старца и новоначального, они посвящены главным этапам духовной жизни, покаянию, смирению, возрастанию в вере. Переписывался со мн. выдающимися архиереями XIX в., в т. ч. со святителями Филаретом (Дроздовым), Иннокентием (Борисовым), Феофаном Затворником, Гавриилом (Городковым), митр. Филаретом (Амфитеатровым) и др. Многочисленные рукописи И.: 24 молитвы, Слова, толкования на новозаветные тексты, личная корреспонденция и др. (всего ок. 60) - хранились в нижегородском Благовещенском мон-ре, в Орловской, Кавказской и Нижегородской семинариях, ставропольском Иоанно-Мариинскоммон-ре, а также у родственников. Нек-рые из них изданы. Награжден орденами св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1845) степени, св. Владимира 2-й степени (1848). Соч.: Слово на день свт. Николая. К., 1832; Слово на Новый год, сказанное в Киево-Софийском соборе. К., 1833; Изложение христ. учения правосл. католич. Церкви в письмах, извлечениях из творений св. отцов и учителей Церкви, преимущественно свт. Тихона Задонского. СПб., 1869; Пребывание арм. католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г.//Кавказские ЕВ. 1885. 18. С. 720-725; Восп. о высокопреосв. Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском// Виноградов И. З., прот. Преосв. Иеремия, еп. Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском и Таврическом. Н. Новг., 1886. Прил. С. 1-26; Письма к архиеп. Херсонскому Иннокентию [Борисову]// Барсов Н. И. Мат-лы для биографии Иннокентия [Борисова], архиеп. Херсонского и Таврического. СПб., 1888. 2 вып.; Моление ко св. вмч. и целителю Пантелеимону. М., 1889; Поучения, говоренные к нижегородской пастве, с присовокуплением келейных записок, 1851-1853 гг. Н. Новг., 1890; Св. Иоанн Креститель: (Изъяснительные письма)//ПрибЦВед. 1890. 33. С. 1077-1082; Врачевство духовное, от мира собираемое, или Духовный лечебник. М., 1897; Зап. преосв. Иеремии (Соловьева), архиеп. Нижегородского (1799-1884), за время бытности его еп. Кавказским и Черноморским в г. Ставрополе в 1846, 1847 и 1848 гг./Публ., предисл. и послесл.: К. Н. Евтропов//Томские ЕВ. 1901. 11. С. 6-17; 12. С. 6-18 (отд. изд.: Томск, 1901); Народная сокровищница духовная. Орел, 1902; «Господи, дай мне очи видеть Тебя!»: Основы духовной жизни в вопросах и ответах. Ставрополь, 2008.

http://pravenc.ru/text/293654.html

конфессиями, действующими на территории Башкирии. Так, в мае 1970 г. он принимал участие в чествовании председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Шакира Хиялетдинова в связи с 80-летием со дня рождения и в связи с 20-летием служения на этом посту. В период архиерейского служения И. в Уфимской епархии постепенно налаживалась церковная жизнь. По данным Совета по делам религий, число крещений в Башкирской АССР в 1971 г. по сравнению с 1965 г. возросло на 20%, при этом родители крестили более 1/5 всех новорожденных; примерно на 21% выросло и число отпеваний, причем отпевали более 55% усопших; наиболее существенно выросло количество венчаний - в 3,5 раза. На 1/3 увеличились пожертвования верующих при сохранении числа приходов (с 756 тыс. в 1967 до более 1 млн р. в 1972). 16 июля 1971 г. Секретариат ЦК КПСС принял постановление «Об усилении атеистического воспитания населения», в котором указывалось на недостатки атеистической работы и в ряде городов и районов Башкирской АССР, «где влияние религии на некоторую часть населения все еще остается значительным». Башкирский обком КПСС в связи с этим принял программу мер по борьбе с религией, однако И. удалось не допустить сокращения числа общин и закрытия храмов Уфимской епархии. 16 окт. 1973 г. И. был назначен архиепископом Ивановским и Кинешемским. Уладил возникший ранее конфликт с церковным советом кафедрального собора, нормализовал взаимоотношения с советами приходов. 28 сент. 1977 г. обратился к Патриарху Пимену с прошением об уходе на покой, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст (в это время был старейшим по хиротонии иерархом РПЦ). 2 окт. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а 6 окт. уволен на покой. Последние месяцы жизни провел вместе с родными во Львове. Отпевание И. совершил Львовский и Тернопольский митр. Николай (Юрик) . Похоронен на Яновском кладбище Львова. Арх.: ГАРФ. Оп. 7. Д. 8, 60, 152; ЦГА Обществ. объединений Респ. Башкортостан. Ф. 122. Оп. 4. Д. 28; ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507; Оп. 2. Д. 14. Лит.: Струве П. А. Дело архиеп. Иова//ВРСХД. 1960. 3/4(58/59). С. 84-86; Гаюк С., свящ. Oфiцiйhuй некролог та прихована дiйchicmь//Свобода: Газ. Н.-Й., 1978. 185; Имшенник В., прот. Архиеп. Иов (Кресович), бывший Ивановский и Кинешемский: (Некр.)//ЖМП. 1978. 3. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 391-393; Цыпин. История РЦ. С. 286, 310, 389, 414, 428, 440, 441; Абдулов Н. Т. Уфимские епископы конца 60-70-х гг. ХХ в.: Мат-лы к биографиям//Река времени, 2000: Сб. ст. Уфа, 2000. С. 38-39; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 473, 481, 482; Зимина Н. П. Иов (Кресович)//Башкирская энциклопедия. Уфа, 2007. Т. 3. С. 186; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 398-406; Шкаровский М. В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 370.

http://pravenc.ru/text/578182.html

Московская школа искусствознания была в значительной степени достижением ума, таланта и энергии Н. Эта школа во многом определила особенности совр. этапа в изучении искусства, она представлена именами В. Н. Лазарева , М. В. Алпатова , Г. В. Жидкова, Н. И. Брунова , А. Н. Греча, М. А. Ильина, В. М. Василенко, Е. А. Некрасовой (однофамилицы Н.), М. М. Постниковой-Лосевой, В. И. Антоновой и др. учеников Н. Попытки историографического осмысления научного наследия ученого почти не предпринимались до кон. 80-х гг. XX в., за исключением 2 работ Т. Д. Зубовой (1977) о его месте среди современных ему историков рус. народного искусства. Попытка анализа стилистической концепции ученого была предпринята в кн. Г. К. Вагнера «Канон и стиль в древнерусском искусстве» (1987). Начиная с 90-х гг. XX в. ряд исследователей восстановили основные факты научной биографии Н. на основе архивных материалов и воспоминаний современников, опубликовали неск. рукописей Н., а также нек-рые важные документы; в те же годы были изданы воспоминания, в к-рых содержатся гл. обр. краткие сведения об ученом. Интерес к трудам Н. определяется не только тем, что многие описанные и проанализированные им памятники были позднее утрачены, но и тем, что ряд его идей находит подтверждение в работах совр. авторов. Такова в первую очередь мысль о тесной связи искусства Руси с западноевроп. художественной практикой. В архивах сохранились монографии и статьи Н. (всего 15 неизд. рукописей), в т. ч.: «Очерки архитектурной проблематики в историческом аспекте» (1942), «Очерки по истории древнерусской гравюры на дереве» (1948), «Очерки по истории московского зодчества» в 4 т. (1948), «Шапка Мономаха» (1948), «О свенской иконе Божией Матери» (40-е гг. XX в.), «История моего описания архитектурных памятников Александровской слободы Ивана Грозного» (1949), «O некоторых декоративных мотивах храма Василия Блаженного» (1950), «Из области московской художественной промышленности» (1950), «Архитектурный фрагмент XVI в.» (1950), «Из области московской художественной промышленности XIV в.» (1950), «Мемориальное значение церкви в Дьякове» (1950), «Статуя Николы Можайского» (1950), «Русское зодчество раннего барокко (до Растрелли)» (б. г.), «Жанр в искусстве домонгольской Руси» (б. г.). Под редакцией Н. вышел ряд важных трудов: Барокко в России. М., 1926; Мат-лы по истории рус. искусства. М., 1928. [Вып. 1]: Искусство XVI в.; [Вып. 2]: Искусство XVIII в.; Тр. Кабинета истории материальной культуры I МГУ. М., 1930. Вып. 5.

http://pravenc.ru/text/2564844.html

П. Шевырева М. Н. Синельниковой о последних днях и смерти Гоголя/Публ. и коммент.: В. И. Шенрок//РС. 1902. Т. 110. 5. С. 439-447; Поселянин Е. Гоголь и прот. Матфей Ржевский//Моск. вед. 1902. 57, 27 февр. С. 3; он же. Ржевский прот. Матфей// о н же. Рус. подвижники 19 в.: Ист.-биогр. очерки. М., 19103. С. 410-426; он же. Матфей Ржевский, протоиерей// Он же. Прп. Серафим, Саровский чудотворец, и рус. подвижники XIX в. М., 2003. С. 565-581; Смирнов А. И. Из последних лет жизни и лит. деятельности Н. В. Гоголя//РФВ. 1902. 3/4. С. 442-468; Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. М., 19022; Фиников К. В. В защиту ржевского прот. Матфея Константиновского//Тверские ЕВ. 1902. 5. Ч. неофиц. С. 141-144; Зап. Религ.-филос. собраний в С.-Петербурге: Заседания 10 и 11: Обсуждение докл. Д. С. Мережковского «Гоголь и о. Матфей»//Новый путь. 1903. 5. С. 219-246; Из воспоминаний Е. Н. Бастамовой//Сб. Тверского об-ва любителей истории, археологии и естествознания. Тверь, 1903. Вып. 1. С. 248-251; Мережковский Д. С. Судьба Гоголя//Новый путь. 1903. 1. С. 37-81; 2. С. 1-41; 3. С. 123-161; он же. Гоголь и чёрт: Исслед. М., 1906 (То же// Он же. В тихом омуте: Статьи и исслед. разных лет/Сост.: Е. А. Данилов. М., 1991. С. 213-309); он же. Гоголь: Творчество, жизнь и религия. СПб., 1909; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1906. Т. 6; Собр. писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхим. Амвросия к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1; Дурылин С. Неизданное письмо о. Матфея к Гоголю//Весы. 1909. 4. С. 65-68; [Малинин В.] Мат-лы для биографии ржевского прот. М. А. Константиновского (1791-1857)//ДЧ. 1909. Ч. 1. 4. С. 587-596; Ч. 2. 5. С. 60-72; 6. С. 243-255; Панкратов А. С. Отец Матфей//Рус. слово. 1909. 74. С. 2; 75. С. 2; он же. Ищущие Бога. М., 1911. Кн. 2. С. 181-191; Введенский А. П., свящ. Духовник Н. В. Гоголя: (К переоценке его характеристики)//Странник. 1912. 8. С. 172-193 (отд. изд.: СПб., 1912. Од., М., 2011п); Мочульский К. Духовный путь Гоголя.

http://pravenc.ru/text/2057120.html

Сохранились греч. стихи П. Л., посвященные царю Алексею Михайловичу, царевичам Феодору и Алексею Алексеевичам, а также К-польскому патриарху свт. Фотию . Кроме того, на рус. язык переведены посвятительные надписи: «На двоеглавнаго орла всевеличайшаго царя Алексея Михайловича напис», «Напис на венец» и «Напис Московия царица, Мосох град, град царей ромейских». Перу П. Л. принадлежат также опровержение на челобитную Никиты Пустосвята (см. ст. Добрынин ), «Слово о мантии» и др. сочинения. П. Л. оставил значительное эпистолярное наследие, он трудился как переводчик и писец. Рукой П. Л. в Москве написаны выдержки из греч. манускрипта с сочинениями К-польского патриарха свт. Фотия для голл. посла в Москве Николая Гейнзия и др. сохранившиеся и несохранившиеся тексты. Ист.: Palmer W. The Partriarch and the Tsar. L., 1873. Vol. 2; Габбенет Н. А. Историческое исслед. дела патр. Никона. СПб., 1884. Ч. 2. С. 518-559, 585-589, 596-597, 810-811; Мат-лы для истории раскола за первое время его существования/Под ред. Н. Субботина. М., 1885. Т. 7. С. 150-181; 1895. Т. 9. С. 13-265, 271-295; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV-XVII в. СПб., 1903. С. 342-343, 345-346, 353-354, 364-365, 367; Куник А. А. О трех списках Фотиевых бесед 865 г.//ЗИАН. ИФО. 1906. Т. 7. С. 49-86; Фонкич Б. Л. Письмо Дионисия Ивирита Паисию Лигариду// Он же. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 433-444; Павел Алеппский. Путешествие. 2005; Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патр. Никона. Переписка с современниками: Исслед. и тексты. М., 2007. Лит.: Δοσθεος, πατρ. Ιστορα περ τν ν Ιεροσολμοις πατριαρχευσντων. Βουκουρστιον, 1715; Горский А. В. Несколько сведений о Паисии Лигариде до прибытия его в Россию//ПрТСО. 1862. Ч. 21. Кн. 1. С. 133-148; Лавровский Л. Я. Несколько сведений для биографии Паисия Лигарида, митр. Газского//ХЧ. 1889. 11/12. С. 672-736; Воробьев Г. А. Паисий Лигарид//РА. 1893. Кн. 1. С. 5-31; Пирлинг П. Паисий Лигарид: Доп. сведения из римских архивов//РС.

http://pravenc.ru/text/2578683.html

Т. 3. С. 239; 1888. Т. 5. Ч. 2. С. 195, 639-640. Лит.: Анатолий (Мартыновский), еп. Слово при погребении//ХЧ. 1850. 2. С. 11-16; Надеждин Н. И. Изв. о жизни и трудах преосв. Иакова//Геогр. изв. СПб., 1850. Вып. 4. С. 664-667 Некролог//Москвитянин. 1850. Ч. 3. 12. Июнь. Кн. 2. Отд. 5. С. 77-78; Лебедев П. И., прот. Восп. о преосв. Иакове, архиеп. Нижегородском и Арзамасском. Н. Новг., 1853; Макарий (Миролюбов), архим. Преосв. Иаков, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. М., 1853; он же. Жизнь преосв. Иакова, архиеп. Нижегородского и Арзамасского. СПб., 1856; он же. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 246-247; О кончине еп. Иакова//ЧОИДР. 1876. Кн. 1. С. 240-242; Барсуков И. П. Из бумаг митр. Иннокентия по раскольническому вопросу//РА. 1889. Кн. 2. Вып. 5. С. 146-153; Два письма архим. В. Щепетева к архим. Пузыне/Сообщ.: Л. С. Мацеевич//Там же. 1898. Кн. 1. Вып. 2. С. 298-306; Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические мат-лы. Од., 1900. Т. 1. С. 23-27; он же. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 1. С. 23-27, 213; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 176-178; Лебедев А. А. Рукописные собр. в Саратове//Тр. Саратовской УАК. 1909. Вып. 25. Отд. 1. С. 319-336; он же. Архиеп. Иаков (Вечерков)//РА. 1916. Кн. 1. Вып. 1/3. С. 179-208; Вып. 4. С. 452-468; Титов А. А. Высокопреосв. Иаков, архиеп. Нижегородский и Арзамасский//ДЧ. 1910. Ч. 2. 6. С. 262-267; 7. С. 341-351; 8. С. 452-462; Ч. 3. 9. С. 34-47; РБС. Т. 8. С. 158-159; Шомпулев В. А. Характеристика архиереев Саратовской епархии за 65 лет: (Из зап. старого помещика)//РС. 1912. Т. 151. Авг. С. 250-257; Поселянин Е. Русские праведники последних времен. Пг., 1917. Кн. 6. С. 364-379; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 132-136. Свящ. Михаил Воробьёв, Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: ВЕНИАМИН (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 1739-1811), архиеп. Нижегородский и Арзамасский АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/200273.html

Соч.: О древней русской истории: (Письмо к М. П. Погодину)//Москвитянин. 1845. 3. Отд. Науки. С. 11-46; Письма, 1829-1854. М., 1905; Письма к Н. М. Языкову/Ред., вступ. ст. и коммент.: М. К. Азадовский. М.; Л., 1935; Киреевский И. В., Киреевский П. В. ПСС: В 4 т./Сост.: А. Ф. Малышевский. Калуга, 2006. Т. 1-3. Изд.: Песни, собранные писателями: Новые мат-лы из арх. П. В. Киреевского. М., 1968. С. 599-638. (Лит. наследство; 79); Собр. народных песен П. В. Киреевского/Подгот. текстов и коммент.: А. Д. Соймонов. Л., 1977. Т. 1: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях; Собр. народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина/Подгот. текстов, вступ. ст. и коммент.: З. И. Власова. Л., 1983-1986. 2 т.; Собр. народных песен П. В. Киреевского/Предисл., послесл., коммент., сост.: В. И. Калугин. Тула, 1986. Лит.: Князев Г. М. Братья Киреевские: (Биогр. очерки). СПб., 1898; Лясковский В. Н. Братья Киреевские: Жизнь и труды их. СПб., 1899; Гершензон М. О. П. В. Киреевский: Биография//Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. М., 1911. Вып. 1. С. I-XLII; Сперанский М. Н. П. В. Киреевский и его собрание песен//Там же. С. XLIII-LXXIII; Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1958. Т. 1. С. 328-341; Ухов П. Д. Неизвестные мат-лы из собр. П. В. Киреевского. М., 1958; Соймонов А. Д. Записи былин 1-й пол. XIX в. в собрании П. В. Киреевского: (К истории собирания и издания)//Русский фольклор: Мат-лы и исслед. М.; Л., 1960. Вып. 5. С. 367-381; он же. «Песенная прокламация» П. В. Киреевского//СЭ. 1960. 4. С. 147-150; он же. Новые мат-лы о Пушкине и П. В. Киреевском//ИзвОЛЯ. 1961. Т. 20. Вып. 2. С. 143-153; Калугин В. И. «Вкладчики» Петра Киреевского// Он же. «Струны рокотаху…»: Очерки о рус. фольклоре. М., 1989. С. 405-435; Концевич И. М. П. В. Киреевский - праведник в миру// Он же. Оптина пустынь и ее время. [Серг. П.], 1995r. С. 223-252; Афанасьев В. В. Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной пустыни: (Одна из забытых страниц русской культуры)//Лит. учеба. 1996. 3. С. 188-216; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Киреевский И. В., Киреевский П. В. ПСС: В 4 т. Калуга, 2006. Т. 4: Мат-лы к биографиям. Восприятие и оценка личности и творчества.

http://pravenc.ru/text/1840163.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010