В то же время в Палестине возвысилась арм. община, опиравшаяся на поддержку влиятельных единоверцев в Стамбуле и в окружении Мухаммада Али. Они добились уравнения в правах с др. конфессиями на проведение богослужений у Св. Гроба Господня. После землетрясения 13 мая 1834 г., когда пострадали мн. храмы, армяне получили право на ремонт купола храма Св. Гроба и на постройку церкви на Елеонской горе. А. обращался к К-польскому Патриарху Констанцию I с просьбой провести сборы средств для спасения св. мест. В пожертвованиях приняли участие серб. кн. Милош Обренович и рус. имп. Николай I. Настойчивые требования греков и католиков, поддержанные европ. и рус. дипломатами, привели к тому, что в 1837 г. Порта отменила привилегии, данные армянам. После долгих судебных проволочек в сент. 1839 г. арм. храм на Елеоне был разрушен. В нач. 40-х гг. XIX в. христ. конфессии соперничали за обладание участками Вифлеемского храма, что явилось началом тяжбы, к-рая впосл. послужила предлогом к началу Крымской войны (1853-1856). В 1840 г., после восстановления власти султана, в Палестине заметно усилилось европ. присутствие, были открыты консульства, активизировалась миссионерская пропаганда, в первую очередь протестант. Увеличение количества рус. паломников и активное вовлечение России в ближневост. проблемы поставили на очередь вопрос о создании рус. Духовной миссии в Палестине (учреждена в 1847). С этими планами связана первая поездка на Восток архим. Порфирия (Успенского) , оставившего яркое и весьма нелицеприятное описание состояния Иерусалимской Церкви в 1843-1844 гг. После этой поездки Русская Церковь видела свою задачу не только в том, чтобы оказывать денежную поддержку Иерусалимской Церкви и защищать ее от посягательств тур. правительства, но гл. обр. в просвещении палестинского духовенства. В К-поле архим. Порфирий встречался с А., к-рый уже отошел от дел ввиду преклонного возраста. Лит.: Норов А. Путешествие по Св. земле в 1835 г. СПб., 1844. Т. 1-2; Неофит Кипрский. Рассказ о находящихся в Иерусалиме христианских исповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения//Мат-лы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1; он же. Двадцатилетие или продолжение всего случившегося в Православной Иерусалимской Церкви с 1821 до настоящего 1841 г.//Там же; Материалы для биографии еп. Порфирия Успенского. СПб., 1910. Т. 1-2; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. СПб., 1875. Т. 2; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских Патриархов с русским правительством. СПб., 1898. Т. 2; Лебедев А. П. История Греко-восточной Церкви под властью турок. Серг. П., 1901. Т. 2; Безобразов П. В. О сношениях России с Палестиной в XIX в.//СИППО. 1911; ИПЦ в XIX в. Т. 1: Православный Восток. С. 271-274. К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76968.html

имуществом было сожжено 18 боевых коней ( Чешихин-Ветринский Е. В. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2: Ливонская хроника Г. Вартберга. Рига, 1879). Возможно, предание, отразившееся в «Послании» Спиридона (Саввы), приписало Ольгерду нек-рые детали биографии его внука - Александра (Олелько) Владимировича, 4-го сына вел. кн. Киевского Владимира (Василия) Ольгердовича . Кн. Александр перед смертью принял схиму с именем Алексий и, как и отец, был похоронен в Киево-печерском монастыре. Киево-печерский помянник, возможно, смешивает Ольгерда с его сыном Дмитрием. Несмотря на это, тесная связь между Киево-Печерским мон-рем и литов. князьями в кон. XIV - нач. XV в. несомненна. Во 2-й пол. XIV в. был восстановлен монастырский Успенский собор, в 90-х гг. ставший одной из главных усыпальниц правившей в Литовском великом княжестве династии: в 1392 г. здесь была похоронена скончавшаяся в Киеве вдовствующая вел. кнг. Иулиания Александровна (в «Послании» Спиридона (Саввы) ошибочно сообщается о ее погребении рядом с супругом в ц. Богородицы в Вильно), зимой 1397 г.- киевский кн. Иоанн (Скиргайло) Ольгердович, между 1398 и 1399 гг.- бывш. вел. кн. киевский Владимир (Василий) Ольгердович. В нек-рых агиографических трудах XIX - нач. XX в. упоминается «преподобный Давид Печерский» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 556). Однако нет достаточных оснований отождествить этого преподобного с Д. В совр. Соборе Киево-Печерских святых «преподобный Давид» отсутствует. Ист.: Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. Отд. 3: Мат-лы: Прил. С. 4; Истомин М. П. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил. С. 6; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 169, 180-181, 204, 213. Лит.: Антонович В. Б. Очерки истории Великого княжества Литовского до пол. XV в. К., 1878. С. 97; Строев.

http://pravenc.ru/text/168496.html

К духовной музыке он обратился в 10-х гг. XX в., в частности писал для ученического хора домовой церкви школы московского Об-ва ямщиков Тверской слободы. «Литургия святого Иоанна Златоуста» из 13 номеров (1913), к-рую К. посвятил отцу, написана для однородного хора (женского или мужского). В предисловии к изданию К. отмечает недостаток сочинений для такого состава, необходимых в жен. мон-рях и в учебных заведениях (ин-тах, епархиальных и городских уч-щах и т. д.). Автор подчеркивает свое стремление к тому, чтобы музыка находилась «в полном соответствии с текстом духовных песнопений», что особенно важно при восприятии песнопений детьми. Неразрывную связь музыки и текста молитвы К. считал главным достоинством церковного пения. В рецензии на премьеру «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова он восхищался умением композитора достичь такого полного слияния, «что требования эстетического и религиозного чувства вполне удовлетворяются», и видел в этом «силу духовного песнопения, способную производить глубокое впечатление» ( Крылов П. Д. Всенощное бдение С. В. Рахманинова//Рус. иллюстрация. 1915. 7/8. С. 32). Муз. язык «Литургии...» К. выдержан в лучших традициях московской школы Нового направления : развитая диатоника, близость мелодики к церковным напевам без применения цитат, переменность метра, следующего за текстом песнопений. Критики отметили своеобразие сочинения К.: «Музыка его везде благородна: нет банальности, приторности, слащавости и других дешевых средств» (П. Крылов. 1914. С. 22). При этом ориентация К. на удобство исполнения небольшим хором проявляется в простоте стиля, прозрачности фактуры, подвижном балансе трех- и четырехголосия. Мн. церковные сочинения К. остались неизданными. Д. С. Семёнов называет их «отличными», но с сожалением пишет о том, что К. впосл. «отказался от своего духовно-музыкального творчества» ( Семёнов. Словарь церк. пения. С. 74). Арх.: ГЦММК. Ф. 283. 62: Духовно-муз. соч. 2-6 (ркп.); 63: Литургия (ркп., автограф); Ф. 36. 31: «Чертог Твой» (посвящ. П. Г. Чеснокову (1925), ркп., автограф); Ф. 337: Док-ты и мат-лы из архива К., в т. ч. 90: [Крылова Елизавета?]. Биография Крылова П. Д.

http://pravenc.ru/text/2462083.html

Местное почитание В. К. в Угличе началось достаточно поздно, по-видимому в XVIII в., и было связано с почитанием его сыновей, в первую очередь кн. Романа Владимировича (мощи к-рого были обретены в 1486 при строительстве нового Преображенского собора). В царских грамотах в Углич до кон. XVII в. ни В. К., ни его старший сын кн. Андрей не упоминаются. Их изображения отсутствуют на иконе Угличских святых кон. XVII в. (УГМ). Сообщения о «благоверном» и «христолюбивом князе» В. К. появляются в Угличской летописи, известной в многочисленных списках 2-й пол. XVIII-XIX вв. В основе этих сообщений, к-рые имеют мало общего с биографией князя, известной из более древних летописей, лежат сведения о В. К., заимствованные из жития блгв. кн. Романа Владимировича, и, по-видимому, местные предания. Ист.: Житие св. и блгв. кн. Романа Владимировича, угличского чудотворца. Ярославль, 1890. С. 1-5; Угличский летописец (по списку Археогр. комис. 18)//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 90-94; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996 (по указ.); ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 4. Ч. 1. М., 2000; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 15. Вып. 1. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 23. М., 2004; Т. 24. М., 2000; Т. 25. М.; Л., 1949; Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950 (по указ.); РИИР. Вып. 2/Сост. М. Е. Бычкова. М., 1977. С. 13, 96. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Февр. Чернигов, 1862. С. 10-11; Русинов Н. Д. Новые док-ты о польско-литов. интервенции нач. XVII в. в Угличском Верхневолжье//Исслед. и мат-лы по истории Угличского Верхневолжья. Углич, 1957. Вып. 1. С. 24-29; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 109, 113; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967 (по указ.); Киссель Ф. Х. История г. Углича. Углич, 19942. С. 60-64; Шиманская М. , Метелица С. Мон-ри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 12; 2001. Т. 3. С. 351, 381. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/159122.html

С 1 окт. 1953 г. доцент того же фак-та. 24 окт. 1954 г. И. хиротонисан во епископа Жатецкого, викария Пражской епархии. Архиерейскую хиротонию возглавил Митрополит Елевферий (Воронцов). После ухода Митрополита Елевферия с поста Предстоятеля Чехословацкой Православной Церкви (1955) Московская Патриархия поддержала выдвижение кандидатуры И. на пост Митрополита Пражского и всей Чехословакии. 11 янв. 1956 г. зам. министра иностранных дел СССР В. С. Семёнов направил временному поверенному в делах СССР в Чехословакии М. Д. Сытенко указание довести до сведения чехословац. стороны, что митр. Николай (Ярушевич) считает целесообразным избрание И. Главой Православной Церкви в Чехословакии. Т. к. Предстоятелем мог стать только гражданин Чехословакии, 2 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР разрешил И. принять чехословац. гражданство с сохранением гражданства СССР. 17 мая 1956 г. на заседании II Поместного Собора Православной Церкви в Чехословакии И. был избран Митрополитом Пражским и всей Чехословакии. 20 мая состоялась его интронизация в пражском кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия. В 1961 г. Православный богословский фак-т в Прешове присвоил И. степень доктора богословия honoris causa за деятельность в области христ. миротворчества. В 1964 г. И. по состоянию здоровья ушел на покой. В 1965 г. возвратился в СССР. С 1965 г. пребывал в Свято-Успенском муж. мон-ре в Одессе. Был награжден орденами св. равноапостольных Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви, св. Владимира 1-й степени РПЦ, св. Нины 1-й степени Грузинской Православной Церкви. Похоронен в Свято-Успенском муж. мон-ре в Одессе. Соч.: Цар Душан и император Петар Велики реформатори у словенским државама//Преглед цркве Enapxuje нишке. 1927. 10. С. 340-343; Оправданост вечних мука грешника//Там же. С. 365-367; Летопис цркве Дубачке (у Жупи)//Там же. 1928. 1. С. 43-45; Из у прошлост: (Мисли на же. 10. С. 420-421; Манастар Туман у народном же. С. 421-423; Посланица ап. Павла Филимону//Там же. 1929. 5/6. С. 111-114. Лит.: Николай (Ярушевич), митр. В Чехословакии на церк. торжествах//ЖМП. 1956. 7. С. 71-75; Агафангел (Саввин), архим. Митр. Иоанну (Кухтину) исполнилось 70 лет//Там же. 1971. 12. С. 21; он же. Митр. Иоанн, бывший Пражский и всей Чехословакии: [Некр.]//Там же. 1975. 9. С. 39-42; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920-1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 226-227; Косик В. И. Русское церк. зарубежье: ХХ в. в биографиях духовенства от Америки до Японии: Мат-лы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 178-179; Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Вост. Европа: Власть и церковь в период обществ. трансформаций 40-50-х гг. ХХ в.: Очерки истории. М., 2008. С. 326-328. В. В. Бурега Рубрики: Ключевые слова: ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг.

http://pravenc.ru/text/469424.html

Получив навыки иконописи в церковной среде и пройдя обучение в Императорской АХ, лучшей светской профессиональной школе, М. в отличие от художников-академистов, выполнявших заказы для Церкви, стремился сохранить в иконе главное - ее церковное предназначение, т. е. создать моленный, духовно наполненный образ. В подобном направлении работали и др. мастера, связанные как с АХ, так и с крупными духовными центрами: иконописная мастерская Пешехоновых (С.-Петербург), работавших для Валаамского мон-ря ( Белик Ж. Г. Иконописное наследие мастерской Пешехоновых. М., 2011), рязанского иконописца Н. В. Шумова (1827-1905), выпускника АХ, организовавшего мастерскую Серафимо-Дивеевского монастыря. Эти художники старались передать молитвенную сущность образа в реалистических формах, усвоенных благодаря академической школе; в то время не было сомнения ни в художественных, ни в церковных кругах в необходимости таких знаний. В мастерских этих иконописцев стремились сохранить традицию в той форме, к-рая была осознана Церковью и обществом, при этом у каждого из мастеров сформировался свой художественный почерк. Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 19. Д. 719, 1832-1837 гг.; РГАДА Ф. 1204. Оп. 1. Д. 8128, 5682. Л. 30 об.- 31; Д. 10054, 1865-1868 гг.; Д. 12030, 1874 г.;Д. 12932, 1880 г.; ЦГИАМ. Ф. 73. Оп. 2. Д. 429. Л. 7-9. Ист.: Сб. мат-лов для истории Имп. АХ за 100 лет ее существования/Ред.: П. Н. Петров. СПб., 1865. Ч. 3. С. 330. 14; Юбилейный справ. Имп. АХ, 1764-1914 гг./Сост.: С. Н. Кондаков. СПб., 1915. Ч. 2; Олсуфьев Ю. А. Опись икон ТСЛ до XIII в. и наиболее типичных XIII и XIX вв. Серг. П., 1920; Данченко Е. А., Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XII-XX вв.: (По данным обследования церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994; Сокр. биография свободного художника И. М. Малышева, написанная им самим/Публ.: Ю. С. Тиайн//ДанБлаг. 2000. Вып. 11. С. 69-73. Лит.: Арсений, иером. Ист. сведения об иконописании в ТСЛ//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. С. 119-133; Казанский П. С. Очерк жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878; Успенский Л. А. Богословие иконы Правосл. Церкви. П., 1989; Маслов К. И. О поисках нац. стиля рус. церк. живописи в 1-й пол.- сер. XIX в.//Проблемы совр. церк. живописи, ее изучение и преподавание в Рус. Правосл. Церкви: Мат-лы конф. 6-8 июня 1996 г. М., 1997. С. 91-107; Черкашина Г. П. Иконописное дело ТСЛ 1764-1917 гг.: (Общая хар-ка деятельности иконописной мастерской)//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. (1998 г.). М., 2000. С. 369-384; Четырина Н. А. Народное училище в Лавре в XIX в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 6 междунар. конф. Серг. П., 2010. С. 89-100; Армеева Л. А. Иконописная школа ТСЛ: История и современность. М., 2015.

http://pravenc.ru/text/2561756.html

аспект. Сыктывкар, 1995. С. 39-45; он же. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 9-54, 665-682, 713-720, 770-771; Попов В. А. Сольвычегодская старина/Ред.: А. Н. Власов//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 59-200; Низов В. В. К биографии Александра Вятского//Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996. Т. 1. С. 32-44; Преподобные Лонгин и Христофор Коряжемские и их жизнеописание. СПб., 1998; Суворова С. И. Пролилась кровь христиан//Архангельский епарх. вестн. 2003. 11. С. 15; 2004. 2. С. 13; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Русская агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 217-235; Завойская Н. Е. Александр, еп. Вятский: Мат-лы к биографии. Вятка, 2008; Безроднов В. С. Вкладная и кормовая книги Коряжемского Никольского мон-ря//ВЦИ. 2011. 1/2. С. 56-116; Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. Сер.: Гуманит. науки. 2012. 1. С. 331-334. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

С. 153-159; Невоструев К. И.//Христианство: ЭС. 1995. Т. 2. С. 190; Христова Б. Невоструев К. И.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 802-804; Валеев Н. М. Выдающиеся люди на Елабужской земле: Историографы Елабуги//История и культура Елабужского края. Елабуга, 1997. С. 6-8; он же. К. И. Невоструев - историк, археолог, археограф//Там же. С. 68-70; он же. К. И. Невоструев и Елабуга//Древняя Алабуга: Проблемы изуч., сохранения и музеефикации археол. памятников: Мат-лы науч.-практ. конф. Елабуга, 1997. С. 24-30; он же. Высокое служение Отечеству: К. И. Невоструев: (1816-1872): Очерк жизни и творчества. Елабуга, 1998, 20002; он же. К. И. Невоструев//Вятская земля в прошлом и настоящем. Киров, 1999. С. 93-97; он же. К. И. Невоструев: Его роль и место в рос. науке//Древняя Алабуга: Сб. Елабуга, 2000. С. 155-160; он же. Подвижник науки// Он же. Гармония культур: Избр. тр. Каз., 2001. С. 237-318; он же. К. И. Невоструев//Краеведы Елабуги. Каз., 2007. С. 38-66; он же. К. И. Невоструев и елабужские ист. древности//Герценка: Вятские зап. Киров, 2010. Вып. 17. С. 207-213; он же. К. И. Невоструев и митр. Макарий: Из эпистолярного наследия//Там же. С. 213-216; он же. Переписка К. И. Невоструева с выдающимися современниками//11-е Петряевские чт.: Мат-лы Всерос. науч. конф. Киров, 2013. С. 129-141; он же. К. И. Невоструев: Творческая биография ученого. Переписка. М., 2015; Иннокентий (Просвирнин), архим. К. И. Невоструев и его исследования//Мстиславово Евангелие XII в. М., 1997. С. 650-669; Аксёнова Г. В. Особенности научно-собирательской деятельности К. И. Невоструева//Науч. тр. МГПУ: Сер.: Социально-ист. науки: Сб. ст. М., 2005. С. 91-100; Гуркин В. А. Археолог, историк и краевед: О творчестве К. И. Невоструева//Мат-лы 2-й науч. конф., посвящ. ученому и краеведу С. Л. Сытину. Ульяновск, 2005. С. 176-198; он же. Невоструев как историк Симбирской епархии//Сказание о Жадовской Казанской Богородицкой пуст./Сост.: В. А. Гуркин. Ульяновск, 2005. С. 26-30; он же. Судьба симбирского собрания К. И. Невоструева//Отеч.

http://pravenc.ru/text/2564818.html

Несмотря на трудности, Харбинская епархия за время управления ею М. успешно развивалась. Если в 1922 г. здесь насчитывалось всего 28 правосл. церквей, то к 1931 г. число храмов выросло до 46. В 1922 г. по благословению М. архим. Ювеналий (Килин ; впосл. архиепископ) основал 1-й в епархии мужской мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Его начали обустраивать на Крестовом о-ве на р. Сунгари близ Харбина, но в 1924 г. перенесли в харбинский р-н Нов. Модягоу. В мон-ре были устроены благотворительная больница с аптекой и типография. В том же году в Харбине игум. Руфина (Кокорева) основала жен. обитель в честь Тихвинской иконы Божией Матери (с 1925 - в честь Владимирской иконы Божией Матери). В 1928 г. для Богородице-Владимирского жен. мон-ря были построены помещения в харбинском р-не Новый город. В епархии была развернута издательская деятельность. С 1926 г. в типографии Казанского мон-ря выходил ежемесячный ж. «Хлеб небесный» - главное периодическое издание епархии. В 1928 г. в Харбине были открыты пастырско-богословские курсы, действовали 4 церковноприходские школы. В 1929 г. по благословению М. на собранные благотворительные средства при харбинском Преображенском храме был устроен епархиальный приют для престарелых и сирот (впосл. Дом-убежище им. митр. Мефодия). М. скончался в Харбине после продолжительной болезни. Был похоронен в склепе кафедрального Николаевского собора. День его кончины впосл. ежегодно отмечался харбинскими прихожанами и клиром. В 1966 г. при разрушении собора могила была утрачена. Соч.: О патриотической деятельности духовенства. Чита, 1911-1913. 2 ч.; Поучения в дни современной войны. Оренбург, 1916; О знамении обновления святых икон. Харбин, 1925. Джорд., 1967; О Живой церкви. Харбин, 1926; По поводу церковных нестроений. Харбин, 1927; Каноническое существование Харбинской епархии. Харбин, 1929. Лит.: Духовное торжество в Харбине по случаю возведения в сан митрополита высокопреосв. Мефодия, архиеп. Харбинского и Маньчжурского. Харбин, 1929; Высокопреосв. Мефодий Харбинский и Маньчжурский: Его блаженная кончина. Харбин, 1931; Сумароков Е. Н. 20 лет Харбинской епархии. Харбин, 1942; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 338-339; Мефодий, митр. Харбинский (Герасимов Маврикий Львович)//Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 90; Косик В. И. Рус. церк. зарубежье: ХХ в. в биографиях духовенства от Америки до Японии: Мат-лы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 239-241; Русак В. С. Православие в Китае в ХХ в.//Макарьевские чт.: Мат-лы VIII междунар. конф. Горно-Алтайск, 2009. С. 294-319; Баконина С. Н. Церковная жизнь рус. эмиграции на Дальн. Востоке в 1920-1931 гг.: На мат-лах Харбинской епархии. М., 2014.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

В это время он почти не принимал пищи и питья, спал мало, дух его был устремлен к небу, он дышал непрестанно молитвою» (Святые обители. 2008. С. 106-107). Перед кончиной распорядился, «чтоб никакого дележа по смерти моей не было, что было, мною отдано родным при жизни… книги в семинарию, а прочее раздать нуждающимся» ( Снесарев. 1877. С. 331). Личная б-ка И. была завещана Пензенской и Новочеркасской семинариям. Лит.: Р. С. Петербургская академия до графа Протасова//ВЕ. 1872. Июль. С. 224-230; Авг. С. 674-675; Сент. С. 154; Известие о кончине преосвящ. Иоанна, бывш. архиеп. Донского и Новочеркасского//Донские ЕВ. 1872. 13. С. 400; Погребение в Бозе почившего преосвящ. Иоанна архиеп.//Там же. 22. С. 692-701; Снесарев Н. П. Донская епархия и 10-летнее управление ею архиеп. Платона//Там же. 1877. 11. С. 327-338 (отд. изд.: Од., 18812. Вып. 1. С. 85-97); Надеждин А. Н. История С.-Петербургской Правосл. ДС с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства, 1809-1884. СПб., 1885. С. 20-21; Сацердотов М. И. Нижнеломовские духовные - уездное и приходское - уч-ща//Пензенские ЕВ. 1885. Ч. неофиц. 7. С. 1-14; 8. С. 17-31; он же. Преосвящ. Иоанн, еп. Пензенский, и заботы его об образовании духовенства//Там же. 1. С. 8-19; 2. С. 19-31; он же. Из прошлого Пензенской епархии//ИВ. 1901. Т. 86. Нояб. С. 654-667; Кириллов А. А. Донская епархия в ее настоящем положении. Новочеркасск, 1896. С. 5-6; РБС. 1897. Т.: Ибак-Ключарев. С. 276-277; Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические мат-лы. Од., 1900. Т. 1. С. 193-228; Морошкин М. Я., свящ., сост. Мат-лы для истории Правосл. Церкви в царствование имп. Николая I. СПб., 1902. Кн. 1. С. 145-146. (СбРИО; 113); Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. XV, 184-185; Петров В., прот. Александро-Невская г. Новочеркасска церковь//Донская церк. старина. Новочеркасск, 1909. Вып. 2. С. 51-54; Перенесение останков свт. Иоанна из Кременского мон-ря//Рус. инок. 1912. Февр. 3(51). С. 46; Римский С. В. Правосл. Церковь и гос-во в XIX в. Р.-н/Д., 1998. С. 303-304; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1. С. 67-72; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей. Н. Новг., 1999. С. 240-241, 372, 375, 465, 668-669; Чибисова С. П. Памяти высокопреосвящ. Иоанна, архиеп. Донского и Новочеркасского//Христианство и христ. культура в степном Предкавказье и на Сев. Кавказе. Р.-н/Д., 2000. С. 8-16; она же. Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе: Памяти Донского архиеп. Иоанна (Доброзракова). Р.-н/Д., 2002; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 129-130; Святые обители: Мон-ри Волгоградской епархии/Сост.: игум. Елисей (Фомкин). Набережные Челны, 2008. С. 105-107.

http://pravenc.ru/text/469476.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010