Лит.: Срезневский И. И. В. С. Караджич: Очерки биографический и библиографический//Московский литературный и ученый сборник. М., 1846. С. 339-369; Кулаковский П. А. В. Караджич: Его деятельность и значение в серб. лит-ре. М., 1882, 2005; J. Како je Вук преводио са црквенословенскога сложене речи у Новом Зabjemy. Сремски Карловци, 1909; Живот и рад В. С. Београд, 1924; P. O Вукову Новом Београд, 1934. 9. Бр. 2. С. 97-115; Карасев В. Г. В. Караджич и Россия//Славянское источниковедение: Сб. статей и мат-лов. М., 1965. С. 208-228; Мошин В. Вуков Нови зabjem// В. Сабрана дела. Београд, 1974. 10. С. 511-522; И. М. Преглед црквених споменика у Вуковом «Српском pjeчhuky». Београд, 1977; Дмитриев П. А., Сафронов Г. И. В. С. Караджич и его реформа сербскохорватского/хорватосербского лит. языка. Л., 1984; они же. Сербия и Россия: (Страницы истории культурных и научных взаимосвязей). СПб., 1997; Слободарство у делу В. С. Зб. радова са jyrocлobehckor научног скупа поводом Вуковог Крушевац, 1987; Dobra š inovi G. Karadi V. S.//Leksikon pisaca Jugoslavije. Novi Sad, 1987. Knj. 3. S. 52-68 [Библиогр.]; Гусев В. Е. Пушкин и Вук Караджич//Временник Пушкинской комиссии. Л., 1991. Вып. 24. С. 29-41; М. В. С. Београд, 1994; Толстой Н. И. Слово о В. Караджиче//Славяноведение. 1997. 4. С. 8-13; С. В. С.//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 428-429; Гудков В. П. Величие В. Караджича// Он же. Славистика: Сербистика. М., 1999. С. 73-84; он же. К изучению рус. связей В. Караджича: Караджич и А. Тургенев//Славянский вестник. М., 2003. Вып. 1. С. 237-249; Рак В. Д. Сербская литература//Пушкин: Исследования и мат-лы. СПб., 2004. Т. 18/19: Пушкин и мировая лит-ра: Мат-лы к «Пушкинской энциклопедии». С. 306-310; Белов М. В. В. С. Караджич и Сербия Милоша Обреновича: Литератор как штатный идеолог и политический консультант: «Сербы все и повсюду»// Он же. У истоков серб. национальной идеологии: Механизмы формирования и специфика развития, XVIII-XIX вв. СПб., 2007. С. 512-528; Друштвена и политичка мисао В. Зб. радова са нучног скупа Српске akaдeмuje наука и уметности, одржаног 16. и 17. новембра 2005. г. у Cpnckoj akaдeмuju наука и уметности у Београду. Београд, 2008; Актуелност Вукових порука/Округли сто Вукове задужбине (Вуков сабор, 13. септембар 2008. г.). Београд, 2009; Н., Пижурица М., Р. В. С.//Српски биографски речник. Нови-Сад, 2009. 4. С. 862-872; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сб. док-тов и мат-лов. Белград; М., 2011. Т. 2: Обществ.-полит. связи, 1804-1878 гг. (по указ.).

http://pravenc.ru/text/1470389.html

Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

С 1965 г. З. являлся сотрудником редакции Старообрядческого церковного календаря, издававшегося РГСО, московскими поморской и Преображенской общинами и Высшим старообрядческим советом в Литовской ССР. В Календаре он вел рубрику «Памятные даты». З. был погребен, согласно завещанию, на старообрядческом кладбище в Резекне. В кон. XX в. РГСО переиздала довоенные работы З.: «Учебник по Закону Божию для старообрядцев» (1989 и др.), «История Церкви Христовой» (1990 и др.), «О старообрядцах г. Риги» (1993), ж. «Родная старина». В февр. 1999 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения З. старообрядцами разных поколений, в т. ч. бывшими участниками кружка ревнителей рус. старины, было создано культурно-просветительное об-во им. И. Н. Заволоко, переименованное в 2002 г. в староверческое об-во им. И. Н. Заволоко. Об-во издает газ. «Меч духовный», при нем организован староверческий любительский хор «Грезн». Большое значение об-во придает работе по собиранию и изучению наследия З. Весной 2004 г. в Риге открылась фотовыставка, посвященная памяти З. 16-17 дек. 2005 г. и 14-15 дек. 2007 г. в столице Латвии прошли I и II международные Заволокинские чтения, организованные об-вом им. И. Н. Заволоко. Соч.: Странник, идущий в гору. Рига, 2004 [сб. ст. З. из Старообрядческого церк. календаря]. Лит.: Малышев В. И. Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума: (Мат-лы для биографии)//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 380-385; он же. О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия)//Slavia. Praha, 1959. Ro. 28. Seš. 1. S. 69-72; Маркелов Г. В. Коллекция рукописей И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 377-387; он же. Из истории собрания И. Н. Заволоко//Там же. 1980. Т. 35. С. 439-445; Куандыков Л. К. Рукопись 3 из собр. И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома//Сибирское источниковедение и археография. Новосиб., 1980. С. 121-135; Понырко Н. В., Бударагин В. П. Автографы выговских писателей//Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 174-200; Мекш Э. Б. И. Н. Заволоко - подвижник старообрядчества в Латвии//RES. 1997. T. 69. Fasc. 1/2. С. 89-98; Памяти Заволоко И. Н.: Сб. ст. и мат-лов, посвящ. 100-летию И. Н. Заволоко. Рига, 1999 [Библиогр.: С. 153-161]; Духовный собеседник: Светлой памяти И. Н. Заволоко: Фотоальбом. Рига, 2002; Пономарёва Г. М., Шор Т. К. Г. Е. Фролов и И. Н. Заволоко: История духовного общения (1927-1930)//Русские старообрядцы: Язык, культура, история: Сб. ст. к XIV междунар. съезду славистов. М., 2008. С. 268-279; Ржоутил М. И. Н. Заволоко в Праге: Штрихи к биографии//Старообрядчество в России: (XVII-XX вв.). М., 2009. Вып. 4 (в печати).

http://pravenc.ru/text/182443.html

Благодаря трудам М. археологические исследования древнерус. деревни позволили выработать новые приемы методики и создать научную школу. Он организовывает проблемные дискуссии по средневек. археологии, продвигает новые формы монографических обзоров, такие как «Русь в IX-X вв.: археологическая панорама», является главным редактором («Краткие сообщения Ин-та археологии РАН», с 2005) и членом мн. редколлегий («Российская археология» (Москва), «Археология, этнография и антропология Евразии» (Новосибирск), «Проблемы истории, филологии, культуры» (Москва, Магнитогорск, Новосибирск), «Археологические вести» (С.-Петербург). К числу особых заслуг М. относится выстраивание важнейших гос. направлений в археологии России: научной регламентации полевых археологических исследований, развития экспертной деятельности, совершенствования нормативной базы для охраны археологического наследия. Им приложены значительные усилия для защиты от застройки и разрушения древнерус. Клещина (предшественник Переславля-Залесского) на Плещеевом оз. и придания ему статуса музейной территории. Исключительную роль М. сыграл в налаживании эффективной системы охраны археологических памятников, противодействии нелегальным (грабительским) раскопкам и «коммерциализации», приносящим вред археологии как фундаментальной науке, во многом определил успехи в области законодательной деятельности, направленной на разработку федерального законодательства по охране культурного наследия (ФЗ 245 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части пресечения незаконной деятельности в сфере археологии»). Лит.: Беляев Л. А., Гайдуков П. Г. Н. А. Макаров: Страницы науч. биографии//Города и веси средневек. Руси: археология, история, культура: К 60-летию акад. Н. А. Макарова/Ин-т археологии. М.; Вологда, 2015. С. 5-13; они же. К 60-летию Н. А. Макарова//Рос. Арх. 2016. 1. С. 5-10; они же. Краткий очерк научной, научно-организационной и общественной деятельности//Н. А. Макаров/Сост.: П. Г. Гайдуков, Л. А. Калашникова. М., 2016. (Мат-лы к биобиблиогр. ученых: История; Вып. 40) (в печ.).

http://pravenc.ru/text/2561478.html

В 1875 г. К. опубликовал в ж. «Знание» рецензию «Влад[имир]. Соловьев как философ», посвященную анализу нашумевшей магист. дис. Вл. С. Соловьёва «Кризис западной философии (против позитивистов)». Разделяя мысль Соловьёва о необходимости критики позитивизма и материализма, К. ставил ему в упрек представление о принципиальных отличиях религии от философии, а также делал ряд замечаний относительно правильности толкования философии А. Шопенгауэра и Гартмана. По мнению К., вопреки утверждениям автора диссертации философия Гартмана к кризису не имеет отношения, соответственно и сама концепция кризиса зап. философии у Соловьёва неубедительна. Биограф Соловьёва С. М. Лукьянов высказывал предположение, что Соловьёв не ответил на рецензию К., потому что она была опубликована в 2 номерах журнала, к тому же не пользовавшегося серьезным научным авторитетом ( Лукьянов С. М. О Вл. Соловьеве в его молодые годы: Мат-лы к биографии. Пг., 1918. Кн. 2. С. 174-175). Изданная в 1876 г. книга К. «Философские этюды. Ч. 1» включала 2 этюда: 1-й посвящен исследованию предмета философии, 2-й - метода философии. К. назвал книгу «этюдами», поскольку она представляет собой не изложение истории философии, а теоретическое исследование, в к-ром К., руководствуясь индуктивным методом, рассматривал философию в ее историческом развитии для решения вопроса, что представляет собой предмет философии и каков преобладающий метод философии. Отвергая в предисловии необоснованные упреки в том, что философия не является наукой, что границы ее невозможно точно определить, что она есть «мнимое познание», К. сформулировал 4 положения: 1) у философии есть свой предмет, отличный от предмета др. наук; 2) в соответствии с предметом у философии есть и свой метод; 3) философия имеет большое практическое значение; 4) философия - наука и имеет все признаки, характеризующие науку, она связана с др. науками и в определенной степени зависит от их успехов и неудач. Обоснование этих тезисов должно было составить соответственно содержание этюдов: 1) о предмете философии; 2) о методе философии; 3) о значении философии в жизни человечества; 4) о связи и сходстве философии с др. науками и ее отличии от др. наук (Философские этюды. 1876. Ч. 1. С. XVI-XVII).

http://pravenc.ru/text/1841690.html

Лит.: Smits van Waesberghe J. De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino. Florentia, 1953; idem. Expositiones in Micrologum Guidonis Aretini. Amst., 1957; Oesch H. Guido von Arezzo. Bern, 1954; Huglo M. L " auteur du «Dialogue sur la musique» attribué à Odon//Rev. de Musicologie. 1969. Vol. 35. P. 119-171; Gilchrist J. Dit Epistola Widonis oder Pseudo-Paschalis//Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1981. Bd. 37. S. 576-604; Sach K.-J. Tradition und Innovation bei Guido von Arezzo//Kontinuität und Transformation der Antike im Mittelalter/Hrsg. W. Erzgräber. Sigmaringen. 1989. S. 233-244; Поспелова Р. Л. Почему не утвердилась реформа сольмизации Рамоса де Парехи?: Рамос против Гвидо//Методы изучения старинной музыки: Сб. науч. тр. М., 1992. С. 14-42; она же. Нотная реформа Гвидо Аретинского// Она же. Западная нотация XI-XIV вв. С. 50-89; Монтероссо Р. О нек-рых ритмико-метрических проблемах в «Микрологе» (Micrologus) Гвидо Аретинского//Ars notandi: Нотация в меняющемся мире: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 1000-летнему юбилею Гвидо Аретинского. М., 1997. С. 17-22; Meyer Chr. La tradition du «Micrologus» de Guy d " Arezzo: Une contribution à l " histoire de la réception du texte//Rev. de Musicologie. 1997. Vol. 83. Р. 5-31; Hirschmann W. Auctoritas und Imitato. Studien zur Rezeption von Guidos Micrologus in der Hoch- und Spatmittelälters. Habilitationsschrift. Erlangen. 1999; Guido d " Arezzo Monaco Pomposiano: Atti dei Conv. di studio. Abbazia di Pomposa, 1997. Bibliot. di Arezzo, 1998/A cura di A. Rusconi. Firenze, 2000; Пушкина Ю. В. «Микролог» Гвидо Аретинского: новые штрихи к ладовому учению//Старинная музыка. М., 2005. 2. С. 39-48. она же. Гвидо Аретинский: между мифом и реальностью: Штрихи к биографии//Старинная музыка. 2008. 4. С. 4-11; Карцовник В. Г. Звукоряд, монохорд и грамматика: Рукопись трактата Гвидона Аретинского " Микролог " в Санкт-Петербурге//Opera musicologica. 2009. 1. C. 6-31; Mengozzi S. The Renaissanse reform of medieval music theory: Guido of Arezzo between myth and history. Cambridge. 2010; Лебедев С. Н. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве//Научный вестник Московской консерватории. 2015. 1. С. 120-145; он же. Стихотворный трактат Гвидо Аретинского//Там же. 2018. 1. С. 8-33. он же. Двое неизвестных и великий Гвидо//Там же. 2019. 2. С. 8-73.

http://pravenc.ru/text/161785.html

о времени написания «Слова». М.; Л., 1966. С. 264-291; Каган-Тарковская М. Д. «Слово о женах, о добрых и злых» в сборнике Ефросина//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 382-386; она же. Энциклопедические сборники XV в. и круг интересов книгописца Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Рус. и груз. средневек. лит-ры: [Сб. ст.]. Л., 1979. С. 195-196; Творогов О. В. Мат-лы к истории рус. хронографов: 1. Ефросиновский хронограф//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 256-274; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 3-241; Каган М. Д., Лурье Я. С. Ефросин//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 227-236 [Библиогр.]; Кистерёв С. Н. Кодикологические наблюдения над ефросиновским сборником с «Задонщиной»//Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 209-216; он же. Из наблюдений над сборниками белозерского писца Ефросина//Там же. 1994. Вып. 5. С. 176-192; он же. Ефросин Белозерский в отечественной историографии//Очерки феод. России. М., 1997. Вып. 1. С. 65-79; он же. Ефросиновский извод слав.-рус. редакции визант. земледельческого закона//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина. СПб., 1998. С. 295-304; Шибаев М. А. О новом автографе монаха Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 208-222; он же. Загадки биографии инока Ефросина - книжника Кирилло-Белозерского мон-ря 2-й пол. XV в.//История и культура: Актуальные проблемы: Сб. ст. в честь 70-летия проф. Ю. К. Руденко. СПб., 2005. С. 85-93; Анисимова Т. В. Об источнике Ефросиновского хронографа (по списку 70-80-х гг. XV в. из собр. Г. Г. Юдина)//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 98-110. М. А. Шибаев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/187860.html

После кончины И. кит. правительство направило иеродиак. Филимона и Григория Смагина в Россию сообщить сибир. ген.-губернатору М. П. Гагарину о кончине главы миссии. Оставшимся 4 членам миссии пришлось испытать все тяготы кит. жизни вплоть до приезда новых миссионеров из России в 1729 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский), узнав о кончине И., писал весной 1719 г. ген.-губернатору Гагарину, что «есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев... доложите его царскому величеству, и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлите не замедляя» ( Николай (Адоратский), иером. Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования//ПС. 1887. 4. С. 480). Лит.: Ripa M. Memoirs of Father Ripa: During 13 Years " Residence at the Court of Peking in the Service of the Emperor of China/Transl. F. Prandi. N. Y., 1846; Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собр. дел между Рос. и Кит. государствами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Pavlovsky M. N. Chinese-Russian Relations. N. Y., 1949; Петров В. П. Албазинцы в Китае. Вашингтон, 1956; он же. Российская духовная миссия в Китае. Вашингтон, 1968; Иманиси Сюнцзю. Ко тю: «И-юй лу». Тенри, 1964 (на япон. яз.); Widmer E. The Russian Ecclesiastic Mission in Peking: During the 18th Cent. Camb. (Mass.); L., 1976; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Русско-кит. отношения в XVIII в.: Мат-лы и док-ты. М., 1978. Т. 1: 1700-1725; 1990. Т. 2: 1725-1727; Цюаньго маньвэнь тушу цзыляо ляньхэ мулу (Сводный кат. маньчжурских док-тов, хранящихся в Китае). Пекин, 1991 (на кит. яз.); Пан Т. А. Нек-рые даты биографии главы первой Пекинской духовной миссии//25-я науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. и докл. М., 1994. С. 60-64; она же (Pang). The «Russian Company» in the Manchu Banner Organization//Central Asiatic J. Wiesbaden, 1999. Vol. 43. N 1. P. 132-139; она же. Архим. Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717-1729)//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 196-202; Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в 1-й период ее деятельности (1685-1745)//История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 14-164.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Соч.: Заботы Новгородских владык о семинарии в 1745-1806 гг. и созданная ими семинарская б-ка//Новгородские ЕВ. 1899. 22. С. 145-147; Черты былой жизни семинарии//Там же. 1900. 22. С. 1409-1415; О сочинении душеполезных книг в XVIII ст.//ХЧ. 1905. 1. С. 87-100; 3. С. 402-418; Полувековой юбилей XXI курса воспитанников СПбДА//Там же. 11. С. 676-683; Архив и б-ка Свят. Синода и консисторские архивы. СПб., 1906; О пересмотре текста священных и богослужебных книг//ПрибЦВед. 1906. 11. С. 589-591; О мерах к охранению вещественных и письменных памятников родной старины//Там же. 8. С. 392-394; 40-летие деятельности высочайше утвержденной комиссии для разбора и описания архива Свят. Синода//ИВ. 1906. Т. 103. 1. С. 351-353; Первое 10-летие Архива и б-ки Святейшего Синода как отдельной части в центр. управлении ведомства (1897-1907 гг.)//ПрибЦВед. 1907. 29. С. 1172-1178; Сведения о консисторских архивах и церковно-археол. учреждениях в епархиях с проектом «Правил утвержденной церковно-археологической Комиссии при Свят. Синоде» и «Положения о церковно-археологических комитетах». СПб., 1908; Об охране вещественных и письменных памятников старины, находящихся в духовном ведомстве//ПрибЦВед. 1909. 11. С. 527-529; Отзыв о соч. А. С. Родосского «Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг.: К 100-летию СПбДА. СПб., 1907». СПб., 1909; Смутное время на Руси и тогдашние русские люди: (К 300-летию Дома Романовых). СПб., 1913; 200-летие Александро-Невской Св.-Троицкой Лавры (1713-1913 гг.). СПб., 1913; Организация охраны памятников церк. старины//ПрибЦВед. 1915. 17. С. 572-576; Отзыв о соч. П. Н. Луппова: а) «Христианство у вотяков в 1-й пол. XIX в.: Исслед. Вятка, 1911»; б) «Мат-лы для истории христианства у вотяков в 1-й пол. XIX в. Вятка, 1911». Пг., 1916; Сведения о существующих в епархиях церк.-археол. учреждениях и консисторских архивах. Пг., 1917; Отзыв о соч. проф. И. М. Покровского «Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Т. 1: XVI-XVII вв. Каз., 1897; Т. 2: XVIII в. Каз., 1913». Пг., 1917; Из черновых бумаг К. П. Победоносцева/Подгот.: К. Я. Здравомыслов//Красный архив. 1926. 5(18). С. 203-207.

http://pravenc.ru/text/199679.html

Арх.: Ведомость о церкви св. прор. Илии Пудожского у. Водлозерского Ильинского погоста за 1846 г.//НАРК. Ф. 25. Оп. 15. Д. 38/886. Л. 185-192; О постройке новой во имя пророка Божия Илии с приделом Успения Пресв. Богородицы церкви в Водлозерском Ильинском приходе, 5 янв. 1797 г.- 18 мая 1798 г.//Там же. Оп. 16. Д. 6/17; Исторические сведения Олонецкой епархии Пудожского у. о Водлозерском Ильинском приходе, 1832 г.//ОПИ ГИМ. Ф. 450. Д. 698. Л. 167-168; Книги регистрации исповеди и причастия и обыск брачный прихожан Ильинского Водлозерского погоста за 1881-1895 гг.//ИРЛИ. Карельское собр. 588, 589. Ист.: Жалованная грамота Новгородского митр. Варлаама прихожанам церкви в Водлозерской вол. Каргопольского у. с податными и судебными льготами, 29 июня 1592 г.//Материалы по истории Карелии XII-XVI вв./Ред.: В. Г. Гейман. Петрозаводск, 1941. С. 331-332. Лит.: В. Ч. [Чевский В. Р.] От Пудожа до Водлозера//Олонецкие ГВ. 1869. 77. 1 окт. С. 756-757; Ополовников А. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955. С. 163-184; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969. С. 115-120; Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве Рус. Севера. Л., 1982. С. 40, 55; Кутькова Г. А. Ильинская ц. на Водлозере (история одного памятника)//Народное зодчество: Межвуз. сб. ст. Петрозаводск, 1999. С. 139-146; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 228; Православная Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 144-145; Водлозерские чтения: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию Национального парка «Водлозерский», 27-28 апр. 2006 г. Петрозаводск, 2006; Логинов К. К. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006. С. 35-36, 62-63; Линник Ю. В. Образ св. Христофора в правосл. искусстве//Никта: Альм. Петрозаводск, 2008. С. 7; Ильинский Водлозерский погост: Мат-лы науч. конф. «Водлозерские чтения: Ильинский погост» (6-10 авг. 2007). Петрозаводск (в печати); Пигин А. В. Новые факты из истории ц. Ильи Пророка на Водлозере (мат-лы к биографии каргопольского купца И. А. Попова)//Уездные города России: Ист.-культ. процессы и совр. тенденции. Каргополь (в печати).

http://pravenc.ru/text/389253.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010