Однажды Спаситель сказал иудеям: « Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Иоан.10:34). Преп. Максим Исповедник пишет об изначальной предназначенности природы человека к обожению. Он говорит: «Сделаемся богами через Господа, потому что именно для этого человек получил существование – Бог и Господин по природе» . Это максимально высокая цель, о которой вообще возможно помыслить. Невозможно создание второго Бога по сущности, это противоречит логике, поэтому Бог Творит богов по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что человеку необходимо стяжать божественную благодать, которая обожит его, «сделает богом по благодати» .   Итак, цель сотворения мира – обожение человека, и прежде, чем Господь приступил к Творению, он знал, как достичь поставленной цели. Теперь снова вернемся к образу человека-писателя, который после некоторых раздумий, наконец, приступил к написанию книги. Иными словами, человек облек свои мысли в рукописный текст и тем самым придал идее некую материальную составляющую. Заметим, что для самого человека-писателя идея получила существование в момент ее возникновения в уме автора. Но для стороннего «наблюдателя» идея человека-писателя получит свое «бытие» лишь облекшись в материальную составляющую, то есть соединившись с неким информационным носителем. А как Бог поступил со своей идеей, то есть каким образом Идея Божия получила свое тварное бытие? Священное Писание говорит, что Господь « нарек не сущая яко сущая» (Рим.4;17). Комментируя приведенные слова апостола Павла, Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Потому (апостол) не сказал: приводящему в бытие не существующее, но – «нарицающему», указывая на большую легкость этого дела (для Бога). Как нам легко назвать существующее, так легко и Ему, даже гораздо легче привести в бытие не существующее» . Но из слов апостола мы можем вывести и еще одно важное определение. Суть «механизма» приведения небытия в бытие неразрывно связана с « нарицанием». Если мы вновь обратимся к нашей «писательской» аналогии, то увидим, что и в том, и в другом случае для написания книги используется слово. В первом случае это слово человеческое, облеченное в некий графический символ. Во втором – это вторая Ипостась Пресвятой Троицы Сын Божий, Бог Слово, Иисус Христос. « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:1-3). « Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3).

http://bogoslov.ru/article/4097628

Зачастую диавол, чтобы усыпить духовную бдительность человека, предлагает ему совершить нечто вполне безобидное, казалось бы, никому не вредящее и даже полезное. Однако, попадаясь в эту ловушку, человек осознанно, но чаще нет, признает над собой главенство и власть сатаны. Отвечая на первое искушение, Господь цитирует слова Священного Писания (Втор. 8: 3), которыми также подчеркивает Свою человеческую природу. «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4). По сути, Христос отказывается исполнять волю диавола, ожидая Божиего повеления. Он намеревается смиренно терпеть голод и жажду, пока Бог, Который Его благословил на подвиг поста и молитвы, не скажет Ему завершить пост. Тем самым Господь учит нас руководствоваться в своей жизни во всех ее аспектах не потребностями и желаниями плоти, какими бы сильными они ни были, но потребностями и желаниями духа, вдохновляемого и ведомого Духом Святым. Плоть – наша низшая телесная составляющая, которая насыщается и поддерживается в существовании соответствующей ей материальной пищей. Дух – составляющая высшая, главенствующая, требующая для своего бытия и развития пищи духовной – благодатного слова Божия. Так же как плоть следует подчинять духу, так и духовную пищу следует предпочитать телесной. Такова естественная, здоровая, гармоничная иерархия человеческого существа. Ответ Христа также указывает на главенствующее и определяющее место Слова Божия, которое оно должно занимать в жизни каждого человека, особенно в борьбе с искушениями. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). Христиане должны глубоко изучать и понимать Священное Писание. Ведь от этого напрямую зависит исход нашей борьбы с искушениями, само наше спасение. В первом искушении сатана соблазняет Христа пищей подобно тому, как он искушал Адама и Еву плодами с древа познания добра и зла. Апостол Павел называет Христа вторым и последним Адамом:

http://pravoslavie.ru/158577.html

В свете Ветхого Завета представляются весьма странными рассуждения некоторых исследователей о том, что душа животного является смертной; они аргументируют свою точку зрения тем, что душа животного — это кровь, душа находится в его крови. Однако вряд ли слова «кровь есть душа» следует понимать дословно; в противном случае как ответить на вопрос о том, каким же образом вполне материальная кровь животного является одновременно и нематериальной «душой». Возможно, кровь здесь понимается лишь как своеобразное «вместилище» души животного. К тому же в Писании нигде не сказано о том, что душа животного уничтожается вместе с вылитой кровью; если рассуждать подобным образом, механистически, тогда то же самое можно было бы сказать и о душе человека: ведь и она находится в смертном теле. Нет нужды лишний раз говорить о том, что последнее было бы ересью, противоречащей всему Божественному Откровению и самому смыслу сотворения человека. К тому же упомянутым рассуждениям о смертности души животного противоречат слова Самого Господа, запрещающего употреблять кровь животного в пищу: ведь если кровь животного содержит в себе только материальное начало, тогда чего бояться, она переварится вместе с остальной пищей, и, в силу этого, не способна причинить какого-либо духовного вреда человеку. Другое дело, если все же кровь животного содержит в себе некое духовное начало: оно-то как раз, по-видимому, и не должно входить в человека и контактировать с духовным началом последнего. Мнение о том, что душа животного смертна, опровергают и следующие слова Господа – «кровь сия душу очищает» и что она предназначена для жертвенника (Лев. 17: 11). Ибо каким образом исключительно «материальная» кровь могла бы очищать душу человека, не имея никакой духовной составляющей? Можно полагать, что душа животного с жертвенника восходила ко Господу, будучи прообразом Великой Искупительной Жертвы Самого Спасителя. И полностью опровергают мнение сторонников «смертности» души животных слова апостола Павла: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:18–23).

http://bogoslov.ru/article/5516091

Для человека, «ищущего» Бога и признание Его как Абсолюта всего и вся, этот вопрос для духовного «удовлетворения» не является единственным и конечным. Человеческая сущность требует не простого признания бытия Бога, но требует изменений своей жизни с помощью Бога. Кроме того как искать Бога там, где Он может быть, по личному убеждению или опыту других людей, нужно совершенно точно определить и найти ту сферу человеческого и Божественного, где я могу увидеть Бога, где могу услышать голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (ср.: Быт.3:8 ). Увидеть и услышать Бога. Увидеть то, что видели апостолы, ученики, святые, праведники, мученики, и стать вместе с ними свидетелями. Услышать то, что слышали апостолы, ученики, святые, праведники, мученики (см.: Мф.13:17 ). Услышать и увидеть Бога, и узнать Его, и сказать: «Я слышу и вижу, как они слышали и видели». Не побояться, приподнять, раскрыть завесу, преграждающую для человека Бога, выйти за духовно-материальные данные нашей жизни, выйти за рамки человеческого разума. Задать вопрос самому себе: кто я есть? Для чего я есть? Христианская антропология рассматривает и видит человека как двусоставного, состоящего из материального и духовного мира: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес.5:23 ). В соответствии с этим стоит допускать, что в своём разуме, помышлении, мысли человек является двусоставным 523 . Если человек помышляет двусоставно, то помышления о вере, религии, несомненно, есть тоже двусоставные. Видение материального религиозного объекта влечёт за собой искание его духовной составляющей, духовного предназначения. В религиозных системах объект религиозного культа (для человека неверующего или иной конфессии этот объект не представляет ценности и видится лишь как материальный объект) видится, как с материальной стороны, так и с духовной, возможностью помочь соприкоснуться, соединиться с нематериальным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многочисленные ссылки на Духа Святого в Евангелиях дают нам возможность уяснить, что Дух Святой занимает особое место в Святой Троице. Обличая фарисеев в богохульстве, Иисус предупреждает их о том, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). Он даже ставит Духа Святого выше Себя: «...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32) «...Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»,-заявляет Иисус своим ученикам. (Лк.12:12).; «...Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин.3:5). «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», - говорит Христос фарисею Никодиму. (Ин.3:8). Евангелие сообщает нам и о других животворных деяниях и признаках Святого Духа. Дух утешает, наставляет на истину, всему научает, освобождает, защищает от скверны, порождает творческий порыв и т.д. Богословские, философские и научные споры вокруг категории «дух» идут от седой древности до современности. Сегодня они приобретают судьбоносный для человечества характер. Становится все очевиднее, что если человечество не поменяет парадигму своего развития с материальной на духовную оно погибнет. Те акты наглого попрания установленных норм международной жизни, те акты уголовного беспредела, которые утверждаются сегодня в мире и выливаются в кровавый терроризм и варварство, поддерживаемое явно и не явно, так называемым, «мировым сообществом» в лице ведущих стран западной цивилизации, вопиют о том, что современная земная цивилизация оказалась в тяжелейшем духовно-нравственном кризисе. Этот кризис оказался результатом неуемного воспевания материальной стороны жизни и унижения её духовной составляющей. Марксизм со своим материализмом и злобной ненавистью к религии внес в развитие этого кризиса свою весомую лепту, но не меньший вклад внес в него и либерализм. Смена цивилизационной парадигмы развития - процесс не легкий и не короткий.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

8. О сем прославися Отец мой, да плод мног сотворите, и будете мои ученицы. Прославление Отца небесного есть высшая цель человека на земле не только потому, что она готовит его всецело перейти в жизнь вечную, но и потому, что только человек, который стремится к ней, приносит плоды добра, и стремление к сей цели устрояет то общество, в котором возможно высшее счастье для всех людей, его составляющих. Кто же не согласится с тем, что общество идеально христианское есть единственное общество, могущее создать даже на земле нравственный и материальный рай. Что мы злы и сребролюбивы, и обуреваемы страстями, и жестокосерды, и не исполняем заповедей любви Христа Спасителя, и что вследствие этого наше общество похоже скорее на общество языческое, чем на христианское, – в этом нельзя не сознаться; но идеал вечный, начертанный Спасителем, предстоит вечно человеку и раскрывает ему, чего требует от него Отец Небесный и к чему придет человечество, когда наступят времена, Богом к тому предназначенные. «Се гряду скоро, глаголет Господь;... праведный правду да творит еще: и святый да святится еще» 229 . Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия 230 «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.... иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми» 231 . Вот те плоды общения с Господом и пребывания ветви на вечной Лозе, которых требует Господь от тех, кои хотят по истине именоваться учениками Его; сии только пребывающие на Лозе принесут плоды добра и суть выполняющие свое назначение прославить Бога и стать чадами Божиими. 9. Якоже возлюби мя Отец, и аз возлюбих вас: будите в любви моей. 10. Аще заповеди моя соблюдете, пребудете в любви моей: якоже аз заповеди Отца моего соблюдох, и пребываю в его любви. 11. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится. Господь глаголет ученикам о высшем развитии человека, о высшей радости души, происходящей не от земли и исполнения земных грез и желаний, а от исполнения заповедей Божиих; самое же чувство радости сливается с чувством любви, наполняющей душу человека и возносящей ее к Богу, источнику всякого счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А тот, кто не причащается, тот может впасть и в уныние, если потерял какие-либо материальные блага, или испытывает психологические трудности. Вот можно ли рассматривать Причастие, как некую духовную помощь, чтобы нас укрепить на жизненном пути, но которая в целом опциональная? К примеру: на гору можно заехать и на машине и пешком забраться. Итог один, просто вопрос в затраченных усилиях. Либо же Причастие — это жизненно важная составляющая, без которой наша человеческая природа не сможет стать подобной Христу, а значит и не наследует вечную жизнь? Одно не исключает другого. Бог силен помочь в любых ситуациях, укрепить в любых испытаниях. 1. Потому что Причастие Богу — не механическое действие, а пусть важный, но всё же элемент духовной жизни человека. 2. Это слишком теоретический пример. Непонятно, почему другой не причащается? В целом, да, Святое Причащение содействует человеку во спасении, но опять же, при его правильной, гармоничной духовной жизни. В этой статье слова “благодати не выдержала” — это именно об этом, т.е. человек мог бы достичь большего, но не справился. В конкретном случае она вышла замуж, а ведь могла просто начать блудить непрерывно, хотя до явления Богородицы ничего такого могло и в мыслях не быть. Т.е. действие благодати, в т.ч. числе и после Причащения, требует правильного к ней отношения, не возгордиться и не впасть в разленение. > И так шаг за шагом, еще и еще раз повторяется. А при земной жизни может когда-то наступить момент, что через очередное Причастие наша поврежденная природа исцелится на 100%? Или это бесконечное стремление к 99.99%, а всю полноту мы получим только после Второго Пришествия и всеобщего воскресения? Идеал — это Бог. Поэтому можно говорить только о процентах от личного максимума данного человека (который видит Бог), т.е. когда человек дальше будет ухудшаться, то тут конец. А ухудшаться можно начать в любой момент. Господь говорит: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. ( Ин.6:51–57 )

http://azbyka.ru/vopros/kakoj-glubinnyj-...

Архив Пн Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «ко всем ближним и дальним» 15 января 2009 г. 04:03 Мы, архипастыри — участники Архиерейского, Собора, движимые пастырской заботой о состоянии общества, обращаем слово свое ко всем ближним и дальним. Мы обращаемся к пастырям. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3). Сегодня люди, особенно молодежь, требуют сугубо ревностного, сугубо тщательного душепопечения. Церковь наша материально слаба, как и народ наш. Она стала Церковью бедных. Но памятуйте, что сила Божия в немощи совершается, и исцеляйте греховные раны людей, возводя их к совершенству и отдавая самих себя без остатка. Мы обращаемся к руководителям государств, входивших в состав бывшего СССР и составляющих каноническую область нашей Церкви. Многие народы обрели независимость. Это — реальность наших дней. Но нас печалит, что становление национальной государственности осложняется внутриполитическими и межнациональными конфликтами, приводящими порой к пролитию крови. Мы оплакиваем погибших в этих столкновениях и молимся об их блаженном упокоении. Мы молимся, да не попустит Господь, чтобы народы стали врагами, чтобы разрушилась их вековая общность. Мы надеемся, что забота политиков о независимости своих стран не превратится в крайний изоляционизм, будет сопровождаться попечением о мире с сопредельными и соблюдением прав людей всех национальностей. Да утихнут споры между государствами и братоубийственные брани, да не возгорится пламя новых национальных конфликтов. Пусть каждый народный правитель знает, что людям, особенно воинам, держащим оружие в руках, пагубно и опасно враждовать на братьев и сестер своих — опасно не только телесно, но прежде всего духовно. Мы призываем государственных лидеров употребить все усилия, чтобы вражда и ненависть между народами ушли в прошлое. Помните, что мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей (Еккл. 7:19). Ныне, когда в душах людей поселились страх и неуверенность в будущем, будьте благоразумны и имейте в виду, что никакие блага земные не оправдают страдания и скорби души человеческой.

http://patriarchia.ru/db/text/526296.htm...

«Благослови, душа моя, Господа и все внутри меня – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя. Являет Господь милость и правду всем обижаемым ... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псл. 102-й). В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство , исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!» Н ам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви , которая силой духа Святого содержит чистое Евангельское учение, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та Церковь , к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Эта та Церковь , в которой мы удостаиваемся причастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие. И так, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Его любовь к нам, Его постоянную забот у о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание проясняет наш разум , дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается цель нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Более того, он указывает на «множество икон, фресок, книжных миниатюр, памятников медного литья и каменной резьбы», где можно увидеть «изображения побиваемых бесов» . Сочетая в изучении данного феномена древнерусской книжности научный подход с православной традицией, автор делает следующие выводы: «В средневековой книжной культуре до конца XVII в. физические проявления падших духов невозможно охарактеризовать ни как полностью материальные, ни как исключительно иллюзорные. Бесы имеют иную, отличную от людей природу, и их реальность, «плотскость», материальность не самодостаточны, но в каждом конкретном случае зависят от двух причин: Божьего попущения и состояния души вступившего с ними в контакт человека» . Что интересно, позиция древнерусских книжников перекликается со Священным Писанием. Вот слова апостола Павла: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4). Православная традиция считает, что в данном месте послания к Коринфянам апостол говорит о своем личном духовном опыте . Автор послания не пытается выяснить «в теле, или вне тела» происходило его соприкосновение с духовным миром, он сосредоточен на главном – на самом факте «восхищения» до «третьего неба» или «в рай», что, собственно, и представляет подлинную важность. Данный подход использован и в настоящем исследовании, т.е. научному анализу подвергается фактическая составляющая проблемы – сами прецеденты видений и чудотворений, поскольку они могут быть хоть как-то систематизированы и изучены, вопрос же описания механизма взаимодействия нашего мира с иной реальностью оставляется до будущих времен, окончательное решение которого, на наш взгляд, возможно лишь по Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Из всех видений инока Епифания на указанном жизненном отрезке для нас имеет исключительный интерес только одно – явление вышеупомянутого «архимарита» Илии, благословившего, по мнению пустынника, его на обличительно-полемический писательский труд и исповеднический подвиг.

http://bogoslov.ru/article/4787988

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010