См. прим. 4. 162 Exp. in Ex., LW I, p. 99, n. 16 (Cus., f. 42 rb , ll. 41–42):… emanatio personarum in divinis ratio est et previa creationis. […эманация Божественных Лиц есть Божественный замысел и преддверие творения.]. 163 De div. nom., I, 5 и IV, I: PG 3, col. 593 и 693–696. 164 Там же, V, 1: col. 816. 165 См. выше, прим. 78. 166 De div. nom., XIII, 3: col. 980d-981. — См. по этому вопросу наш доклад в стенографической записи в Философском Коллеже (март 1953): L " Apophase et la Theologie Trinitaire [«Апофаза и Троическое богословие»] (в русском переводе: БТ 14, с. 95104. — Перев.). 167 «Theol. Hypotyposes» [«Богословские очерки»] были, как принято думать, посвящены Троическому богословию. Возможно, что этот трактат, который никогда не фигурировал в числе трудов псевдо–Ареопагита, является лишь измышлением автора «Корпуса». 168 De myst. theol., I, 1: col. 997. 169 De div. nom., II, 4: col. 641a. — Франц. пер. de Gandillac, p. 81. 170 См. весьма основательные замечания г–на Мюллера–Тима относительно довольно ограниченного употребления доктрин Дионисия Мейстером Экхартом (в особенности в латинских трудах): On the University of Being in Meister Eckhart of Hochheim [«Учение о Бытии у Мейстера Экхарта из Хохгейма»] (Saint Michael " s Medieval Studies, 1939), p. 113–115. 171 De div. nom., 1, 4: col. 592a. 172 Изречение: Bonum est diffusivum sui [«Благу свойственно распространяться»], которое средневековые богословы цитируют как слова Дионисия, не принадлежит автору Дионисиева корпуса. Тем не менее оно весьма удачно передает в сжатой форме один из аспектов мысли Дионисия: благой по Своей сущности Бог изливает лучи Своей благости на все бытия, подобно солнцу, которое светит уже в силу самого факта своего существования, без участия мысли и намерения — oo loyiZoimevoj mpoaipovmEvoj (De div. nom., IV, I: col. 693b). Это отнюдь не предполагает понятия автоматизма творения у псевдо–Дионисия: если «сверхблагой» Сущности естественно распространяться в Своих лучах далее Себя, то твари, которые будут участвовать в этом сообщении Божественной благости, смогут возникнуть к бытию лишь в силу «идей», или «парадигм», которые суть «предопределения», или «Божественные и благие воли, определяющие и творящие все бытия» (там же, V, 8: col.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Активизация в военный период нелегальных религ. групп, в т. ч. и на не оккупированной немцами территории, стала основанием для массовых репрессий против катакомбных общин. В мае 1944 г. глава НКГБ В. Н. Меркулов внес на рассмотрение главы НКВД Л. П. Берии представление о выселении семей И. п. х. из Воронежской, Орловской и Рязанской областей (единственная массовая депортация в военный период по конфессиональному признаку). 7 июля того же года Берия обратился к И. В. Сталину с письмом «Об антисоветской сектантской организации», в к-ром обосновывал выселение сектантов тем, что они «вели паразитический образ жизни, не платили налогов, отказывались от выполнения обязательств и от службы, запрещали детям посещать школы; эти организации оказывают разлагающее влияние на колхозы». Берия предлагал «участников организации вместе с членами их семей переселить в Омскую, Новосибирскую области, Алтайский и Красноярский края и под наблюдение НКВД СССР» (цит. по кн.: Лубянка: Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш», 1939 - март 1946. М., 2006. С. 437-438). На основании утвержденного Сталиным приказа НКВД-НКГБ СССР от 14 июля 1944 г. принудительному переселению подверглись 1673 «участника секты ИПХ» и члены их семей, в т. ч.: 1323 чел. из Рязанской обл., 274 - из Воронежской обл. и 76 чел.- из Орловской обл. По данным В. Н. Земскова, на спецпоселение были отправлены 1502 участника движения И. п. х. ( Земсков В. Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные: (Стат.-геогр. аспект)//История СССР. М., 1991. 5. С. 151-165). Такая разница в цифрах объясняется тем, что из категории спецпоселенцев в семьях И. п. х. специальным указом были исключены дети до 16 лет. Большая часть спецпоселенцев была отправлена в Красноярский край, в Молотовскую (ныне Пермский край), Томскую и Тюменскую области; отдельные семьи попали в Казахстан, Иркутскую, Кемеровскую, Омскую, Новосибирскую области и Алтайский край. К 1953 г. на спецучете находились 995 членов движения И. п. х., из них 901 чел. проживал на спецпоселении, 2 чел. находились в розыске и 92 чел. - в тюрьмах. Самая большая группа, ок. 500 активных участников И. п. х. (жители Рязанской обл.), была отправлена в Тюменскую обл., в основном в Ханты-Мансийский национальный округ (в Самаровский, Берёзовский и Микояновский районы). По решению окружного исполкома 261 ребенок из семей сектантов был передан в детские дома.

http://pravenc.ru/text/675029.html

36. А нам осталось только выпить коньяка, попрощаться с квартирой и тихонько оттуда уйти… А впереди еще ждала встреча с любимыми припятскими местами… http://rusakkerman.livejournal.com/1939.html Сейчас, через много лет после аварии, отдельные смельчаки посещают Зону отчуждения. Экскурсоводов называют «сталкерами», по ассоциации с фильмом Андрея Тарковского и повестью братьев Стругацких «Пикник на обочине». Для туристов существуют особые, очень строгие правила техники безопасности: Считается, что лучше ехать в Чернобыль с ноября по март — дождь и снег прибивают к земле радиоактивную пыль — это ничтожно малые, но бесконечно опасные для человека частицы. Сейчас и в ближайшие десять лет наибольшую опасность для человека представляют изотопы стронция и цезия, период полураспада которых около 30 лет. Но за счет распада некоторых веществ образуются новые, которые накапливаются в почве. А еще лучше ехать в прохладное время года, потому что летом в защитной одежде слишком жарко. Рекомендаций для туристов много. Прежде всего, важно надеть одежду с длинными рукавами — никаких шорт или юбок любой длины. Одежда должна быть из плотной ткани: тут много обломков, о которые легко споткнуться, упасть и случайно испачкаться в радиоактивной пыли. Категорически запрещается трогать что-то руками — металл впитывает в себя радиацию не хуже земли, садиться на землю, есть и пить в зоне отчуждения, и очень не рекомендуется курить и ходить в туалет. Лучше не сходить с асфальтированных дорожек. Желательно взять с собой дозиметр. Если берете с собой штатив для фото и видеотехники — не ставьте его на землю. И конечно, нельзя брать «сувениры» из зоны отчуждения: радиация содержится во всем, что находится в зоне, включая растения и грибы. http://free-adventure.livejournal.com/40874.html И помните главное: Чернобыльская зона отчуждения — это не компьютерная игра. Читайте также: Чернобыль: Ночная молитва о защитниках (ФОТО) Чернобыль: молитва в зоне отчуждения (ФОТО) Чернобыль: общая боль, общая забота, общая надежда (ФОТО)

http://pravmir.ru/obzor-blogosfery-vospo...

  Первое место: эссе москвички Виктории Балашовой » « Дорога ». Публикуется в этом номере журнала (С.77). Второе место: рассказ жительницы Екатеринбурга Людмилы Перцевой « Зов Святой Земли ». Третье место: работа нижегородского священника Алексея Веснина « Святая Земля – это живое Евангелие ». Вне номинаций награжден рассказ Нины Светозарской « Эйлатская история », который хотя тематически и не совсем соответствует условиям конкурса, но в художественном отношении является наилучшим.   Виктория Балашова . Дорога . Эссе //Фома. - – март 2010. – С.77. – (раздел « Культура », рубрика « Конкурс »).   Галерея: Оксана Головко . Теплая земля в живописи Валентина Сидорова . Статья проиллюстрирована подборкой репродукций работ художника//Фома. - – март 2010. – С.78-81. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »).   Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Станислав Минаков. Устами, лбом и сердцем. Подборка стихотворений. Автор вступительной заметки Павел Крючков , редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Рисунок Марии Заикиной. Фото из архива автора//Фома. - (83) – март 2010. – С.82-83. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).   Обзоры:   Что читать:   Дмитрий Шеваров . Человек, который жил на облаке . Развернутая рецензия на издание: Борис Шергин . Праведное солнце. Дневники разных лет. 1939-1968. – СПб.: «Библиополис», 2009. – 656 с.//Фома. - – март 2010. – С.84-85. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В заключение материала публикуются три небольших отрывка из книги:     Из военных дневников Бориса Шергина //Фома. - – март 2010. – С.85. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры . Что читать »).   Представлены и прокомментированы другие издания:   Дмитрий Володихин . Митрополит Филипп. – М.: «Молодая гвардия», 2009. – 283 с. – (серия «Жизнь замечательных людей», ЖЗЛ)/представляет Глеб Елисеев //Фома. - – март 2010. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В новой биографии митрополита Филиппа (Колычева), вышедшей в серии «ЖЗЛ», писатель и историк Дмитрий Володихин попытался отразить непростую, с жестоким и трагическим финалом судьбу русского святителя. Он скрупулезно исследовал жизнь митрополита, начиная с происхождения рода Колычевых и заканчивая убийством святителя. Значительное место отведено в книге истории противостояния митрополита Филиппа и царя Ивана. Автор изобразил здесь конфликт истинного христианина с московским царем, охваченным безумными страстями, и убедительно показал, что победителем из этой схватки вышел святитель, до самой мученической смерти остававшийся преданным Христовой вере и правде.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-83-m...

Екатеринбургским Григорием (Яцковским) 1925 Открытие Богословского института в Париже 1926, 7 июня Составление «Памятной записки» узников Соловецких лагерей 1926, ноябрь — 1927, март Временное исполнение обязанностей Заместителя Местоблюстителя митр. Петроградским Иосифом (Петровых) (ноябрь—декабрь 1926 г.) и архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем) (декабрь 1926 — март 1927 г.) 1927, 18 мая Образование Временного Патриаршего Священного Синода 1927, 29 июля Издание «Декларации» Заместителем Местоблюстителя и Временным Патриаршим Синодом 1929, 8 марта Издание постановления ВЦИК и СНК о религиозных объединениях 1929–1931 Массовое закрытие церквей 1929–1933 «Раскулачивание» и коллективизация   1931, 5 декабря Взорван храм Христа Спасителя     1930, 10 июля Увольнение митр. Евлогия от должности управляющего западноевропейскими приходами и назначение управляющим митр. Елевферия 1931–1935 Издание «Журнала Московской Патриархии» 1932–1933 Голод на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и Казахстане 1934, 1 декабря Убийство С. Кирова, начало массовых репрессий 1934–1935 Массовые аресты архипастырей, священнослужителей и мирян   1934, 27 апреля Временный Патриарший Синод удостоил митр. Сергия титула «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский»   1935, 18 мая Упразднение Временного Патриаршего Синода 1936, 5 декабря Принятие «сталинской» Конституции СССР 1937, 23 февраля — 5 марта Пленум ЦК ВКП(б), санкционировавший массовый террор 1937–1939 Массовые репрессии против священнослужителей и верующих, массовое закрытие церквей   1936, 22 декабря «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола к Заместителю патриаршего Местоблюстителя» митр. Сергию 1937, 10 октября Расстрел патриаршего Местоблюстителя сщмч. Петра 1938, август II Собор Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах 1939, 23 августа Советско-германский пакт о ненападении 1939, 30 ноября — 1940, 12 марта Советско-финская война 1939–1940 Присоединение к СССР Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии     1939–1940 Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии 1941, 22 июня — 1945, 9 мая Великая Отечественная война 1943, 4 сентября Встреча И.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В той же день пречудо от иконы благовещения во граде Велицем Устюге и святого праведного Прокопия. Наш город связан был давними, а Понизовье двинское очень древними связями с градом Великим Устюгом. Торговые устюжские люди и Церковь Богородицы Благовещения в честь святыни своего города создали, и в нашем Городе. Корни многих архангельских старых семей шли из Устюжской земли. Родитель мой был из тех краёв. Тётка, отцова сестра, хотя и девочкой выехала оттуда, на особицу, чествуя родину, праздновала Прокопьев день. Древняя, пречудная, великая икона Благовещения, древле бывшая в Устюге, вывезена была оттуда ещё Иоанном IV и поставлена в Московском Успенском соборе. В годы именно как чудо устюжская святыня сияла нетленною красотою своею в галерее. Июль стоит. Но празднуем сегодня чуду от иконы Благовещения устюжского и, любя и умиляясь, летит мысль на родину, где провёл я блаженные дни весны жизни, и к весне природы, к светлому месяцу марту, ещё белеющему снегами, но и шумящему водами. О март, месяц любимый, март и апрель, заповедные мои в году месяцы. Март — предначатие радости весны. Март — «ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Уж долги вечерние зори. Лазурно сверкающими днями небо, кричат в роще грачи. Сердце весны ждёт и светлого Христова Воскресенья. И чем ещё люб и заветен март: блеск его дней несказанно мешается с сиянием свещей великопостных. Недели марта — святыя седмицы Великого поста. В марте — жаворонки прилетели, и под шум ночных, сгоняющих снега, рождающих капели ветров, под говор дневной ручьёв (в ночь мартовские воды ещё прихватывает морозец) звучат пленительные и трогательные напевы святыя четырёхдесятницы. И как алмаз в венце месяца марта оный светлый праздник Благовещение. Суровы спасительные яства дней Великого поста. «Стоит мост на семь вёрст (семь недель поста), впереди моста золотая верста»… Вот и считаешь, сколько ещё до золотого дня Пасхи. И вдруг ещё шествующим нам дорогою поста, ещё подымающимся нам оною благословенною горою, на вершине которой солнце Христова Воскресенья, Церковь ещё прежде света Воскресенья озаряет нас радостью Благовещенья — вот вы дошли, говорит, до двадесят пятого дня марта, и здесь остановитесь, здесь препочийте, месяца марта в двадесят пятый день: «Благовествуй, земля, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу».

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

В Твери отец Филарет посещал храм во имя иконы «Неопалимая Купина», где служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его казни и закрытия храма стал приезжать в последний незакрытый храм, на Волынском кладбище на окраине Твери. 28 августа 1939 года на праздник Успения Божией Матери они с Иваном Зотовым пришли в этот храм помолиться. Но их предупредили, что за Филаретом приехали из НКВД. Через лес выйдя из города, добрались до дома, где жили. Однако и этот адрес уже был установлен. Вечером того же дня Филарета арестовали и заключили в тюрьму. Допросы продолжались три месяца. 4 марта 1940 года отца Филарета приговорили к трем годам лагерей и отправили в Сибирь. Начавшаяся война стала временем тяжких лишений и страданий для всего народа, а для попавших в тюрьмы и лагеря заключение в этот период нередко оказывалось равносильно смертному приговору. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле. [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Дела субботние. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Графика Елены Черкасовой: Апостолы срывают колосья на поле в субботу; Призвание апостолов; Нагорная проповедь//Фома. март 2021. — С.36-41. — (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Луки, глава шестая» (С.36,38,40). публикаций (см. «Фома» 196,197,198,199, 202, 207,210) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Говорят, что : Говорят, что. Фото Сергея Власова.//Фома. март 2021 — С.42-43. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Почему в Церкви Христа называют «Новым Адамом»? Потому что... — С.42. Часто спрашивают: зачем во время службы иногда гасят свет в храме ? Отвечаем: — С.42. Говорят, что выбор имени влияет на судьбу человека . На самом деле... Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». — С.43. [Ответ священника:] Если отдаешь вещь, но жалко — это лицемерие?  /Екатерина.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

Валентин Курбатов (1939-2021) . Как будто впервые. Подборка стихотворений («Уходит день невнятною строкой...»; «А дым восходит прямо к небесам...»; «Свету нет. Что хочешь делай!»; «Ветер вдруг изнемог...»; «Накрутишься за день и взглянешь в окно...»; «Поднимаю глаза в одинокой ночи...»; «Вновь Звезда встаёт над домом...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Анны Тененбаум. Фото//Фома. - – март 2024. – С.96-97. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает преподаватель кафедры древних языков и раннехристианской письменности ПСТГУ, старший научный редактор ЦНЦ «Православная энциклопедия» Петр Пашков. Фото Сергея Пронина//Фома. - — март 2024. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Я два раза перечитал статью психолога Александра Ткаченко (с. 54) о доверии между родителями и детьми.  2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? В номере опубликована замечательная «Парсуна» с Алексеем Павловичем Козыревым (с. 10). 3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? В медиапространстве сейчас много обозревателей кинематографа, сериалов, литературы, но они очень идеологизированы. Мне, как читателю, очень хотелось бы видеть обзоры современных явлений культуры и искусства и комментарии к ним с христианской точки зрения. На 4-й стр. обложки — обращение к читателям:  Поддержите журнал «Фома». Ежемесячно 5 миллионов человек узнают о Христе и Евангелии благодаря бесплатным проектам журнала «Фома»: текстам и видео на сайте и в соцсетях,  газете, благотворительной подписке на журнал. Всё это возможно только благодаря пожертвованиям читателей и спонсоров.  Количество наших проектов постоянно растет, и сегодня нам очень нужна помощь. Пожалуйста, поддержите журнал «Фома» любым посильным пожертвованием. Благодаря вашей помощи мы сможем продолжать наше дело! Сделать пожертвование на работу «Фомы»: foma.ru/donate, QR-koд.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-251-...

После избрания на Папский престол кард. Э. Пачелли (март 1939) О. сохранил все свои должности в Римской курии; в том же году стал также цензором Папской академии Непорочного Зачатия. Настаивая на необходимости консолидировать антикоммунистические силы, 6 июля 1939 г. О. представил новому папе проект декрета о снятии наложенного при Пии XI осуждения орг-ции «Action Française» (орг-ция имела националистический характер; документ обнародован 10 июля - AAS. 1939. Vol. 31. P. 303-304). В период второй мировой войны и оккупации Рима немцами О. укрывал в своих апартаментах на территории Ватикана неск. евреев, помогая им спастись от депортации и уничтожения. В эти годы он был одним из ближайших советников папы Пия XII. О. продолжал работу по выявлению и внесению в Индекс запрещенных книг опасных для католиков печатных изданий; в 1948 г. было осуществлено полное издание Индекса запрещенных книг с предисловием кард. Рафаэля Мерри дель Валя (до наст. времени это последнее издание Индекса). В условиях послевоенного времени мн. католики склонялись к политическим компромиссам с левыми политическими силами, влияние к-рых сильно возросло. С целью оградить католич. Церковь от прямого участия в политической борьбе было принято решение о запрете освящения политической символики (6 марта 1947 О. представил Пию XII проект документа, обнародованного 20 марта - AAS. 1947. Vol. 39. P. 130). Большой общественный резонанс получил декрет от 1 июля 1949 г. о церковном отлучении коммунистов. Католикам запрещалось вступать в коммунистические партии и оказывать им поддержку: читать, публиковать и распространять издания, где пропагандировалось коммунистическое учение или защищались интересы коммунистов (AAS. 1949. Vol. 41. P. 334). В кон. 40-50-х гг. XX в. верховной Конгрегации Sanctum Officium пришлось заниматься проблемой католич. епископата в европ. странах, где были установлены коммунистические режимы. Чтобы избежать епископских посвящений, к-рые совершались бы без ведома Папского престола, декретом от 9 апр. 1951 г. за подобное нарушение вводилось максимально возможное каноническое наказание - церковное отлучение, особым образом зарезервированное за Папским престолом (specialissimo modo reservatam) (AAS. 1951. Vol. 43. P. 217-218).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

В 1939 году, находясь в Амурском лагере, в Хабаровске, Зоя Мегалинская, считая приговор несправедливым, направила жалобу на имя народного комиссара внутренних дел Берия с просьбой пересмотреть дело (написана не ее рукой, ею подписано), в которой говорилось: «Поскольку я сирота от бедных крестьян, то для Вас понятно, что и в монастыре я не жила, а существовала, никакими привилегиями не пользовалась, а наоборот, подвергалась эксплоатации исключительно на черной тяжелой работе. Таким образом я влачила свое жалкое существование до роспуска монастыря... Я убеждена, что нахожусь в лагере только потому, что имела несчастье быть монашкой». Подобная жалоба была кем- то сочинена и от имени неграмотной Вассы. В ней, между прочим, сообщалось и о том, что следователь предлагал Вассе отказаться от веры и «опубликовать об этом в печати», обещая за это освободить, но она предпочла остаться верующей. Разжалобить нового главу НКВД монашкам не удалось. Действительно, с приходом Берия под флагом «восстановления социалистической законности» многие следственные дела были прекращены, десятки тысяч заключенных амнистированы, но идеологический враг – Православная Церковь – не подлежал амнистии. Почему не была тогда же арестована игумения Олимпиада, когда сестер обвиняли в связях с нею? Возможно, за ней собирались последить, чтобы выявить других приезжавших к ней монахинь. Но смена начальства в НКВД и затем начавшаяся война отвлекли внимание от старицы игумении, и наводившие на людей ужас «органы» больше не трогали ее. Март 1938 года ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. У-18752. Мы уже упоминали ранее Ксению Зайцеву, одну из молодых девушек, принятых в монастырь в начале двадцатых годов. Она и до прихода в Акатов не раз ходила на богомолье в Пешношский монастырь и имела там духовных наставников. Ее духовный отец иеромонах Никандр (Никонов) числился на ее иждивении и проживал вместе с ней. Ксения Павловна Зайцева, 36 лет (р. в 1902 году), из крестьян Московской губернии, в монастыре с 1922 по 1927 год, до ареста жила в поселке Жаворонки, работала на дому (клеила конверты).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010