Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОВ Георгий Григорьевич (7.06.1898, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 18.12.1967, Москва), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. Из рабочей семьи. Окончил начальную городскую школу (1911) и школу ремесленных учеников (1915) в Кронштадте. В 1915-1918 гг. работал слесарем на Электромеханическом заводе Кронштадтского военного порта. С февр. 1918 г. служил на красном Балтийском флоте, был машинистом на военном транспорте «Аргунь». С янв. 1920 г. член РКП(б). В июле 1921 г. стал комиссаром на транспорте «Борго», затем председателем парткома канонерки «Хивинец». Поступил в Петроградский ун-т, но не закончил учебу. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. С июля 1922 г. на службе в органах госбезопасности. В 1922-1933 гг. помощник уполномоченного, уполномоченный, старший уполномоченный, оперуполномоченный, помощник начальника отд-ния Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. В 1933-1935 гг. помощник начальника, зам. начальника УНКВД Карельской АССР. В 1935-1938 гг. помощник начальника отделения, зам. начальника отделения, начальник отделения УГБ НКВД по Ленинградской обл. Капитан госбезопасности (март 1936). В 1938-1939 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Был переведен в Москву для работы в центральном аппарате органов госбезопасности. В 1939-1941 гг. зам. начальника отделения, начальник отделения, зам. начальника отдела НКВД (февр.-авг. 1941 НКГБ). Майор госбезопасности (май 1941). В дек. 1941 г. назначен начальником 4-го отдела («по борьбе с церковной и сектантской контрреволюцией») Секретно-политического управления НКГБ. С мая 1943 г. начальник 5-го отдела («по борьбе с духовенством всех конфессий») 2-го управления НКГБ. Полковник госбезопасности (февр. 1943). Занимался организацией встречи И. В. Сталина и наркома иностранных дел В. М. Молотова с патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

Православие в Финляндии: «Господь спасает при любых обстоятельствах» Хорошо ли живется православным в Финляндии, почему опасно быть богатым и здоровым, и как уходят из Церкви в два клика? 28 ноября, 2014 Хорошо ли живется православным в Финляндии, почему опасно быть богатым и здоровым, и как уходят из Церкви в два клика? 30 ноября 1939 года началась Советско-финская или, как её еще называют, Зимняя война. Во время боевых действий православные, спасаясь от наступления большевиков, уходили вглубь территории Финляндии. Там они строили новые храмы и монастыри. Накануне 85-летия со дня начала Зимней войны мы бедуем с архимандритом Сергием (Райаполви), настоятелем Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря. – Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии? – В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков. Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря. Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества. По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

В этом году исполняется 75 лет со дня начала Второй Мировой войны , принесшей бесчисленные страдания народам всего мира. Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 из 73 существовавших тогда государств (80% населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. человек. Во время Второй Мировой войны впервые было использовано ядерное оружие. Общие людские потери достигли 60–65 млн. чел., менее половины из них убито на фронтах (27 млн. человек). Максимальные потери понес СССР (27 миллионов человек), за ним следует Китай (около 20 млн.), Германия (около 10 млн.), Польша (6 млн.), Япония (3 млн.), Югославия (3 млн). Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60–70% национального дохода воевавших государств. 1 сентября 1939 г. Немцы уничтожают польско-данцигскую границу в районе Сопота      Официально Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 г. нападением нацистской Германии на Польшу. Однако, существует точка зрения, согласно которой Вторая Мировая началась в 1931 г. нападением Японии на Китай и в дальнейшем протекала как цепь локальных конфликтов: японо-китайского (1931–1945), итало-эфиопского (1935–1941), гражданской войны в Испании (1939), аншлюса Австрии (март 1938-го), оккупации Судет (октябрь 1938-го), а затем и всей Чехословакии (март 1939-го) и т.д. В этом контексте и начало Второй Мировой войны предстает как ряд отдельных кампаний: Польская (сентябрь 1939 г.), оккупация Норвегии (апрель-июнь 1940-го), Бельгийская кампания и битва за Францию (май-июнь 1940 г.), африканская кампания 1940–41 г., итало-греческая война (ноябрь 1940 — май 1941 гг.), оккупация Югославии (апрель 1941 г.), итало-немецкая оккупация Греции (апрель-май 1941 г.). Все эти кампании были сравнительно кратковременны и отличались сравнительно небольшим количеством потерь: так, немецкая армия потеряла в Польской кампании 7 тысяч человек, в битве за Францию 27000 человек. Только с началом Великой Отечественной войны Вторая Мировая война приобрела черты, сходные с Первой Мировой — непрерывность боевых действий, огромные потери, сплошная линия фронта. Однако она превзошла Первую Мировую количеством потерь, ожесточенностью боевых действий и террора против мирного населения.

http://pravoslavie.ru/73313.html

Почему финский Валаам – Новый? Всё просто и, увы, печально: Старый-то Валаам был разорен и опустошен в годы безбожного лихолетья в России. До Зимней войны святая обитель на Ладожском озере находилась в составе Финляндии, но зимой и весной 1940 года она оказалась в границах советской тогда России. По примеру Соловков и других монастырей разоренной Святой Руси можно догадаться, какую участь готовили Старому Валааму новые хозяева. Чтобы избежать этой участи, иноки, а также трудники Валаамского монастыря – русские, финны, корелы – покинули древнюю обитель и поселились неподалеку от города Хейнявеси, где потом и возник новый монастырь. По льду Ладожского озера, в сопровождении армейских частей шли и ехали иноки Старого Валаама, унося с собой и боль за истерзанную Россию, и древние святыни, и огромную библиотеку, которой славилась обитель. Трагедия? Да, и страшная! Но, как считает настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий (Райаполви) , часто именно трагедии Бог может использовать для спасения. Мы беседуем с ним о Православии в стране Суоми, о жизни Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря. архимандрит Сергий (Райаполви)      – Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии? – В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков. Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря. Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.

http://pravoslavie.ru/75416.html

3. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. М.: Даръ, 2006. 4. Винберг Ф.В . Крестный путь. СПБ.: София, 1997 (репринт со 2-го изд. Мюнхен, Типография р. Ольденбурга, 1922). 5. Жевахов Н.Д . Воспоминания обер-прокурора Синода. Т. 1. Сентябрь 1915 - Март 1917. Мюнхен, 1993. 6. Святитель Серафим (Соболев). Русская идеология. София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981) 7. Святитель Серафим (Соболев). Объ истинномъ монархическомъ мipocoзepцahiu. Coфiя: [Б. и.], 1941. 8. Святитель Серафим (Соболев). Отступление русского народа от православной веры//Православная Русь. 1978. 2. 9. Ставров Н.П. Вторая Мировая - Великая Отечественная. М.: Август-Принт, 2006. 10. Рерберг Ф.П., Галенин Б.Г., Бойко-Великий В.В. Исторические тайны великих побед и необъяснимых поражений. Записки участника Русско-японской войны 1904-1905 гг. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2015. 11. Галенин Б.Г. Царская школа. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. 12. Галенин Б.Г. Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование: в 2 т. М., 2010. 13. Боханов А.Н. Григорий Ефимович Распутин-Новый. Мифы и реальность. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2015. 14. Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. М.: Вече, 2008. 15. Соколов Н.А. Убийство Царской Семьи. М.: Алгоритм, 2017. 16. Мультатули П.В. Николай II. Дорога на Голгофу. Свидетельствуя о Христе до смерти М.: АСТ, 2010. 17. Дронов И.Е. Сильный, державный. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2017. 18. Бойко-Великий В.В . За святую Русь. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2013. 19. Фроянов И.Я. Древняя Русь. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. 20. Фроянов И.Я. Драма русской истории. На путях к опричнине. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2012. 21. Болотин Л.Е. Царское Дело. Материалы к расследованию убийства Царской Семьи. М., 1996.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/17/...

Забралась жаба нищая под камень, а тепериче росчухала ртастая, что камень сей небрегоша зиждущий, но приходит время, и уж кладут его во главу угла. И молит жаба: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Потерпех тя, Господи! Потерпе душа моя, по Тебе. Брателко мечтал: сегодня никуда не пойду. А по воду надо. Плитка перегорела, к монтёру надо. Из 10 жильцов трое не хотят чинить водопровод, и их крепко уговаривать надо. Водопроводчика принимать, развлекать и крепко веселить, чтоб не плюнули, надо. Я этого ничего не умею и не люблю. Должен уметь и любить это всё братец. Он и шубёнку с утра до вечера не скинет. Вечером он отдыхает: готовит обед на завтра… Минька прибежал простуженный. Жалко мне его; где его прежняя весёлость… За день я и в окно не сглянул. Ввечеру выскочил за ворота. Небо глянуло звёздами. Стою в двери городовин, а чаша моя вводит меня во двери Господни. Сияет звёздами тёмно-синее небо. Церковь Славы Божией. Храм премудрости Божией, озарённый лампадами ближними, дальними. Что там город, «уличное освещение»… Всё стерялось в торжественности звёздной первой весенней ночи. Зиждитель величается и хвалится, кажет величие своё и тем зовёт нас. Не прячется от нас Творец, нет, — отверзает широко двери нерукотворенного прекрасного храма и зовёт нас. Небо всё сияет звёздами. Торжественный мир, молчание, еже над миром звучит больше всякой музыки. Эта торжественная красота надмирная, зовущая нас, говорящая нам, обнимающая нас, увлекающая ум и сердце, и есть «объятия Отчи», простёртые над миром, готовые обнять человека. Коль прекрасен дом Отчий. Ночь в звёздах, поле в цветах — всё это дом Отца нашего, сею красотою напоминает Благой Отец наш о себе, сею красотою зовёт нас. «В небесах торжественно и чудно». И в сей же день первого весеннего месяца спустилось на землю тепло. Капель ударила с крыш сейгод в самую Евдокию. Весна пришла! Сразу пожаловала. И эта песня капели в ночи, душу ласкающая, и «звёзды частые риз Божиих» так дивно надмевали душу. Март пришёл, в он же месяц и мир сей Бог сотвори, а Гавриил Благовещение Деве принесёт — «благовествуй земля радость велию, хвалите небеса Божию славу». 2-го марта. Четверг

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Фотия (1930), состоял в юрисдикции МП (1930), один из основателей прихода Трехсвятительского подворья в Париже (1931), секретарь совета благочиния МП во Франции (19391948), во время 2-й мировой войны со слан на принудительные работы в Германию, но сбежал и принял участие в движении Сопротивления в партизанской группе г. Дурдан, после войны активный член «Союза Советских патриотов», сопровождал митр. Николая Крутицкого и Григория Ленинградского во время их пребывания в Париже (августсентябрь 1945 и август 1946), совершил поездку в СССР по приглашению МП (1.21.7.1947), окончательно вернулся в СССР (март 1948), женился (1950), преподаватель французского языка в Одесской Духовной семинарии (1948), впоследствии преподавал также сравнительное богословие, историю Русской Церкви, церковно-славянский и русский языки (19531991), читал лекции в Московской Духовной академии (1969), сотрудник Отдела внешних церковных сношений МП и редколлегии «Журнала Московской Патриархии». Автор многочисленных статей, опубликованных в ЖМП. Лит.: Памяти H.A. Полторацкого. ЖМП. 1991. 12. Польский Михаил Афанасьевич (6.11.1891, станица Новотроицкая Кубанск. край – 21.5.1960, Сан-Франциско, США), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Ставропольскую Духовную семинарию (1914), иротивосектантский миссионер в Сибири (19141919), диакон (29.7.1920), священник (1.8.1920), служил на приходах Кубанской епархии, поступил в Московскую Духовную академию (1921), назначен миссионером архиеп. Илларионом Верейским, 3-й штатный священник Преображенской церкви в Москве (1.3.1922), арестован, просидел четыре месяца в Бутырской тюрьме, осужден на три года заточения, сидел в Соловецком лагере, затем был сослан в Зырянский край, сбежал откуда через Сибирь и пробрался в Персию (1930), принят в юрисдикцию РЗЦ, сверхштатный священник в русском приходе в Тегеране (1.8.19301.6.1934), настоятель русской церкви в Бейруте (1.6.193430.1.1938), протоиерей (28.4.1935), настоятель Успенской церкви в Лондоне (30.1.19381.6.1948), член 2-го Карловацкого зарубежного собора (14–24.8.1938), редактор листка «Святой призыв» (1939), редактор журнала «Церковная летопись» (19461947), уехал в США (1948), настоятель Преображенского храма в Лос-Анджелесе (19481951), протопресвитер (14.12.1948), помощник настоятеля Скорбященского собора в Сан-Франциско (19511959), член епархиального совета Западно-Американской епархии РЗЦ (19551959), духовный руководитель ОРЮР на Западе США (25.9.1956), вышел за штат но болезни (1959).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Март ненаглядный, раннее утро года. В марте и вечер беспечален. Ребятам любо, где «почтеннейшей» и всякой иной публики нет, и мне тоже. Мальчишки, они озорники, да светлые они. Предвзятости, тяжести, а главное, скуки в них, в детях, нет, грузу этого. Злобы, а главное — безразличия к людям в детях нет. Безлюдье, будто и не в городе. Ясное небо, вечернее. Мокрые дороги, вода. Холодный ветерок. Но это холодок утренний. Весь ты утро, весь ты радость, весь ты любовь моя, заветный, заповедный месяц март. Время к восьми вечера. А всё ещё не погасла заря. Дома уже стоят чёрными силуэтами. Но потемнелая дорога всё ещё блестит лужами, отражающими тихий свет зари. Был я ещё молод, и так же в это же оконце глядела долгая весенняя заря. И опять вижу узор ветвей на золотистом догорающем небе. Когда-то (а уж не так давно) сладкая радость проникала в моё сердце от этой красоты неба, веток, воды. А теперь я гляжу и знаю, что это радость, — ведь любимый мой месяц март! Но как будто остаётся эта радость там, за оконцем, и не проникает меня. И, выступая на подмостках, я уже не вхожу в роль. Делаю привычные жесты, привычно понижаю или усиливаю голос. Смешу. Публика хлопает, а мне, увы, безразлично. Ведь что в двадцать пять, то и в пятьдесят пять преподношу. Не чувствую, примелькалось. Март 19-го, пятница …Бойко сей год вода сбежала и с крыш, и со дворов. Не успел я наслушаться этого шёпота ночных мартовских капелей. И сосулек ледяных кровель не видел. Конечно, в деревне протяжнее весна. У брателка всё выспрашиваю, как на Хотькове воды, да как ручьи, как грачи, Пажа какова? А до грачей ли ему? В ночи-то с работы к поезду попадает: зги не видно, грязь да вода. Дорогу утеряет, на поезд опоздает, на ветру ждёт… Уж второй час ночи, братишки нет. Я сижу, жду — он стукнет в оконце. Вот ведь горе: для гнева, для ярости, для раздражительности, для всякой скорби, для страха, для печали — по-прежнему обнажена душа. А к тонкостным впечатлениям, скажем, зимней, весенней природы душа моя стала тупа и косна. И это не потому, что «мартышка к старости слаба глазами стала». То, что для меня детали пейзажа тушуются, не есть минус (в планах живописного восприятия). Не крошечными лукавыми глазишками моими соглядаю я, скажем, вешния воды, вербу у ручья, жаворонка на проталинке. Тут зрительные впечатления не главное. Ты сам участник пейзажа и воспринимаешь его всем существом, всеми чувствами:

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

1935 – Выход отдельным изданием романа «Дорога никуда» и сборника рассказов Грина. В журнале «Художественная литература» публикуется критическая статья А. И. Роскина «Судьба художника-фабулиста» о творчестве Грина. 1936 – Публикация фрагментов незавершенного романа «Недотрога» в журнале «Огонек». К. Г. Паустовский публикует свой роман «Черное море», где в образе писателя Гарта выведен А. С. Грин. В газете «Литературный Ленинград» печатается статья Н. Комарского «Оправдание романтики» о творчестве А. С. Грина и К. Г. Паустовского. 1937 – Временное прекращение переписки между Н. Н. Грин и В. П. Калицкой в связи с написанием последней мемуаров о Грине. В издательстве «Советский писатель» выходят рассказы А. С. Грина. 1939 – В издательстве «Советский писатель» публикуется роман Грина «Золотая цепь». Положительной рецензией на него откликается в «Литературной газете» А. И. Роскин. 1940 – Выход рассказов А. С. Грина в «Детгизе». Критическая статья А. Платонова о творчестве Грина. Н. Н. Грин обращается в Наркомпрос с просьбой об открытии Дома-музея Грина и получает обещание, что музей будет открыт в 1942 году к 10-летию со дня кончины писателя. 1941, 23 февраля – В «Литературной газете» публикуется статья Веры Смирновой «Корабль без флага». Лето – Н. Н. Грин разводится с П. И. Нанией. Мать Н. Н. Грин О. А. Миронова заболевает тяжелой психической болезнью. 1942 – оккупация Крыма немецкими войсками. Январь – Н. Н. Грин начинает работать завтипографией в Старом Крыму по выпуску «Официального бюллетеня Старо-Крымского района». 1943, 1 марта-март 1943-го – Работает редактором «Официального бюллетеня Старо-Крымского района». 1944 – Выход отдельными изданиями феерии «Алые паруса» в «Военмориздате» с предисловием К. Г. Паустовского и романа «Бегущая по волнам» в «Детгизе» с предисловием Л. Борисова. Смерть матери Н. Н. Грин О. А. Мироновой. Н. Н. Грин уезжает в Одессу, откуда ее угоняют в Германию. 1945 – Н. Н. Грин добровольно возвращается на родину и заявляет о себе в МГБ. Осень – Н. Н. Грин арестована, признана виновной в сотрудничестве с немецкими карательными органами и измене родине и осуждена на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

67 Имам (араб.) – 1) светский и духовный глава мусульманской общины; 2) руководитель богослужения в мечети (прим. ред.) 69 «Архивы» (Марокко) и «Бюллетени» (1911:1912) из AIU, см. в 181. О похищениях женщин и детей в 1907 году после разрушения и разграбления еврейского квартала Касабланки, idem, (1976):8–11. 71 Письмо папы датируется 21 сентября 1658 года. См. «Хроники кармелитов в Персии и папское посольство XVII–XVIII столетий» (Лондон, 1939), 1:364–366, содержащееся в статье В. Дж. Фишеля (90), прочитанной посмертно на Международной конференции по проблемам еврейских общин в мусульманских странах (Институт азиатских и африканских исследований и Институт Бен-Цви, Еврейский университет. Иерусалим, март 1974), с. 14; см. также Е. Спикехандлер, 273, с.10. 74 Хафсиды – мусульманская династия, правившая в Тунисе в 1229–1574 годах. Названа по имени одного из основателей движения Альмохадов шейха Абу Хафса. Была низложена турками Османской империи (прим. ред.) 75 Марониты (по имени легендарного основателя Мар Марона) – приверженцы особой христианской церкви. Общины маронитов первоначально возникли в V–VII веках в Сирии; впоследствии появились в Ливане, в Египте и др. странах (прим. ред.) 77 В Бухаре в 1832 году известный англиканский миссионер (рожденный в Баварии еврей, говоривший на иврите) отмечал, что еврей, читавший или писавший по-арабски, или по-персидски, мог быть силой обращен в мусульманство. Это утверждение представляется преувеличенным. См. 306, с. 177; а также документы 7, 8 и 16. 79 Несториане – приверженцы христианского учения, основанного константинопольским патриархом Несторием в 428–431 гг., утверждавшим, что Иисус Христос , будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал Сыном Божьим. Несториане пользовались значительным влиянием вплоть до XIII века в Иране и р-не от Средней Азии до Китая (прим. ред.) 80 37, с. 68–75. См. также РР «Турция», (1877). Мусульманское крестьянство также подвергалось эксплуатации своими мусульманскими хозяевами. 84 См. 181. Относительно Палестины в начале 19-го века см. док. 30, относительно Марокко см. 243, стр. 515–517, 537.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010