Оправдается ли это и относительно немецко-японской интриги? Что-то слишком резко поворачивается Сталин спиной к западным демократиям, чтобы с тревогой не спрашивать себя о следующих поворотах его политики. Литвинов и все его сотрудники уже гибнут жертвой этого еще не выяснившегося поворота. По старой традиции, Сталин, губя оппозицию, перенимает ее программу. Если есть доля правды в германской ориентации оппозиции, то не предвещает ли ее разгром новую германскую ориентацию самого Сталина? 1 Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1954) – советский государственный деятель, юрист и дипломат, академик АН СССР (1939). В 1925–28 годах ректор МГУ. С 1931 года в органах юстиции, в 1935–39 годы прокурор СССР. В 1939–44 годы заместитель председателя СНК СССР, с 1949 года по март 1953 года министр иностранных дел СССР, с марта 1953 года заместитель министра иностранных дел СССР. 2 Крестинский Николай Николаевич (1883–1938) – советский политический деятель. В 1923–1926 гг. поддерживал «левую оппозицию». В 1926 году отошёл от неё. Полпредом (послом) в Германии был беспрерывно с 1922 по 1930 годы. В 1930–1937 годах Крестинский был первым заместителем наркома иностранных дел СССР. Вскоре был арестован и обвинён в связях с Троцким, с германской разведкой, в подготовке террористических актов против руководства партии. На процессе по делу «антисоветского правотроцкистского блока» единственный из обвиняемых в первый день процесса не признал своей вины, но после очередного избиения дал требуемые показания. Расстрелян в 1938 году. 3 Кибальчич Виктор Львович, более известный под псевдонимом Виктор Серж (1890–1947) – русский революционер, деятель коммунистической партии и Коминтерна. Его отец Лев Кибальчич был унтер-офицером русской конной гвардии и участником боевой организации Народной воли. Дальним родственником Виктора Сержа был революционер и изобретатель Н. И. Кибальчич. 4 Ульрих Василий Васильевич (1889–1951) – советский государственный деятель, генерал-полковник юстиции. Один из главных исполнителей сталинских репрессий на посту председателя Военной коллегии Верховного суда СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Общее тяжелое настроение с конца гада (ноябрь, декабрь). Много пью. Стараюсь все позабыть. Сильные припадки душевной болезни. 1938 г. Тяжелое состояние продолжается и в январе-марте 1938 г. Нервные предчувствия, бессонница, нервирующее окружение – все кажется болезнью. Болезнь. Длительное недомогание дома (январь-март). Очень много читаю: «Интернациональную литературу», Фейхтвангера («Иудейская война», «Сыновья», «Новая пища» А. Жида и неизданные письма Чаадаева в «Литературном наследстве». Огромное впечатление от «Волшебной горы» Т. Манна. Читаю и перечитываю книги из своей библиотеки. Часть книг (томов 200–300), преимущественно новейшей беллетристики, продано перед болезнью, о чем потом сожалел. Читаю 2-й и 3-й тома мемуаров А. Белого, перечитываю 1-й том: сильное впечатление. 1-й том – самый глубокий. Протек потолок. Неделя с капелью в комнате, все отсырело. Потом три дня не топят: приступ ишиаса. Апрель и май – в больнице. Невероятные мучения, желание смерти. В больнице продумываю окончательно «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина. Там же перечитываю Тютчева, составляю схемы для работы о нем. Там же прочитываю «Мемуары» Сен-Симона, перечитываю с глубоким чувством Флобера, Бальзака и Блока. Сильно повлияла книга Цвейга о Толстом и Казанове. В[алентин] совсем покинул меня, только под конец дважды навещает меня в больнице и утешает. Хорошее отношение врачей Вознесенского 266 и Рождественского 267 . Чисто сыновий уход со стороны Г. Л[ебедева] и А. Д[урнова]. Я тронут. Душевная болезнь затихает после ишиаса. Одно желание – спокойствия, жизни. В больнице много пишу стихов (апрель), потом записываю по памяти. После выздоровления все лето с Г. Л[ебедевым] и А. Д[урновым]. Жаркое, сухое, совсем без дождей лето укрепляет меня. Я научаюсь постепенно ходить. Частые прогулки с А. Д[урновым] по лесам. Это меня воскрешает. Особенно хороши – к Дерюзину с Ж. К[оневым] и А. Д[урновым]. Летом Pico приходит с покаянием. Я бываю у него в Хотькове, он у меня. Летом меня навещает Крестная. Дружеские отношения с Т. В. Розановой .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

20 декабря — публикует статью «Возражение без самозащиты» в «Литературной газете». 1938, январь — в журнале «Звезда» напечатана статья Б. О. Костелянца «Фальшивый гуманизм», содержащая критику книги «Река Потудань». Февраль — заключает договор с издательством «Советский писатель» на книгу о Николае Островском; печатает рецензии «Творчество советских народов» в журнале «Литературное обозрение» 3) и «Рассказы А. Грина» Март — печатает статью «Джамбул» в журнале «Литературный критик» (за подписью А. Фирсов). 28 апреля — арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон Андреевич Платонов. 4 мая — на квартире Платоновых произведен обыск. Июнь — закончена и сдана в издательство «Советский писатель» рукопись книги о Николае Островском. Июль — пишет рассказ «Июльская гроза»; в журнале «Новый мир» опубликован рассказ «Ольга» («На заре туманной юности»). Август — отдает в издательство «Советский писатель» рукопись книги «Размышления читателя». 23 сентября — Платон Платонов осужден Военной коллегией Верховного суда СССР сроком на десять лет. 30 сентября — в «Литературной газете» опубликован в сокращенном виде рассказ «Июльская гроза». 22 октября — заключает договор с «Советским писателем» на издание книги «Размышления читателя». Ноябрь — рассказ «Июльская гроза» опубликован в журнале «Октябрь». 1939, март — в журнале «Литературное обозрение» публикует отрицательную рецензию на роман Л. А. Кассиля «Вратарь республики». Май — в парижской газете «Последние новости» опубликована статья Г. В. Адамовича «Шинель» с высокой оценкой творчества Платонова. Июнь — в журнале «Индустрия социализма» опубликован рассказ «Родина электричества». Июль — в журнале «Индустрия социализма» опубликован рассказ «По небу полуночи». Август — встречается с прокурором республики М. И. Панкратьевым по делу сына. Август — сентябрь — в журнале «30 дней» опубликован рассказ «Свет жизни». 10 сентября — в «Литературной газете» выходит статья В. В. Ермилова «О вредных взглядах „Литературного критика“» с нападками на Платонова.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 19716. 20 января 1938 года в селе Мокруша около города Истры была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму Екатерина Михайловна Черкасова (родилась 4 декабря 1892 года в селе Кашине Волоколамского уезда, из крестьян), была в Акатовском монастыре с 1915 года до закрытия (в деле ошибочно – до 1922 года; как известно из показаний игумении Олимпиады, Черкасова была председателем артели до конца), потом работала уборщицей в парикмахерской. Она была обвинена в том, что «среди населения г. Истры проводит активную к/р деятельность, выступает в защиту известных расстрелянных к/р и высказывает террористические настроения». В тот же день начались допросы. – Кого вы знаете из монашек в Истринском районе? – Из монашек, проживающих в городе Истре, я знаю следующих: Орлову Елизавету Михайловну, проживает по улице Морозова, Кузьмину Евдокию Петровну и Кувшинову М[...]ию Ивановну, проживающих по Первомайской улице, дом 19. Также знала монашку Махонину Анастасию Григорьевну, которая арестована органами НКВД. По району проживающих монашек не знаю совершенно. 21 января – Следствием установлено, что вы, являясь ярой церковницей, среди населения города Истра проводите активную контрреволюционную деятельность, высказывали пораженческо-террористические настроения. Дайте показания по этому вопросу. – Да, я действительно была монашкой. Но среди населения я контрреволюционной деятельностью не занималась, и пораженческо-террористических настроений я не высказывала. – Следствием установлено, что в октябре месяце 1937 года вы распускали провокационные слухи о войне и падении Соввласти, высказывали террористические настроения (зачитывает показания свидетеля). – Я никогда провокационных слухов о войне и гибели Соввласти не распускала и террористических настроений не высказывала. – Следствием установлено, что в ноябре месяце 1937 года вы среди группы жителей города Истры выражали сожаление о известных расстрелянных врагах народа (зачитывает показания свидетеля). – Такого разговора я никогда не вела.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

153. ...Ван-Эеланд Поль Гийом ван (1893-1973) — бельгийский юрист, экономист, католический государственный и политический деятель. Ван Зеланд был профессором права, а затем директором Института экономических наук в Католическом университете (Лёвен), а также заместителем руководителя Национального банка Бельгии. В марте 1935 года стал премьер-министром правительства национального единства (коалиция в составе трёх основных партий: католики, либералы и социалисты). Смог уменьшить последствия экономического кризиса, переживаемого страной, путём девальвации национальной валюты и прибегая к экспансивной бюджетной политике. 155. Вышинский Андрей Януарьевич (1883-1954) — советский государственный деятель, юрист и дипломат, академик АН СССР (1939). В 1925-28 годах ректор МГУ. С 1931 года в органах юстиции, в 1935-39 годы прокурор СССР. В 1939-44 годы заместитель председателя СНК СССР, с 1949 года по март 1953 года министр иностранных дел СССР, с марта 1953 года заместитель министра иностранных дел СССР. 156. Крестинский Николай Николаевич (1883-1938) — советский политический деятель. В 1923-1926 гг. поддерживал «левую оппозицию». В 1926 году отошёл от неё. Полпредом (послом) в Германии был беспрерывно с 1922 по 1930 годы. В 1930-1937 годах Крестинский был первым заместителем наркома иностранных дел СССР. Вскоре был арестован и обвинён в связях с Троцким, с германской разведкой, в подготовке террористических актов против руководства партии. На процессе по делу «антисоветского правотроцкистского блока» единственный из обвиняемых в первый день процесса не признал своей вины, но после очередного избиения дал требуемые показания. Расстрелян в 1938 году. 157. Кибальчич Виктор Львович, более известный под псевдонимом Виктор Серж (1890-1947) — русский революционер, деятель коммунистической партии и Коминтерна. Его отец Лев Кибальчич был унтер-офицером русской конной гвардии и участником боевой организации Народной воли. Дальним родственником Виктора Сержа был революционер и изобретатель Н. И. Кибальчич.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Эти и им подобные свидетельства бытования паламитских текстов на Руси и в XV, и в XVIII веке, могут дать богатый материал новому поколению богословов и исследователей византийско-славянской культурной традиции для уяснения связей фессалоникийского святителя с его «духовными предками», выразительных средств его мысли и их отражения в других языках, деятельности русских центров книгописания. Тонкие, истлевающие нити связывают XIV век с ХХ-ым, и потому так важно как можно полнее осветить их лучами христианско-исторического сознания. В этом тоже проявится, пользуясь выражением Керна, наше «послушание творчества», живая связь с началоположниками «умного делания» – и незримо соткутся новые узоры ослепительной ризы духовного мира. В богомудрых исканиях, творческих дерзновениях и радостном о Господе мироотвержении «людям грядущим» еще долго будет служить подспорьем книга архимандрита Киприана «Антропология св. Григория Паламы » – непререкаемое свидетельство бескорыстного подвижничества русского ученого монашества. август 1995 2 Биографические сведения об архим. Киприане взяты мною из следующих источников: Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Paris, 1991, с. 352–353; Двадцатипятилетний юбилей Православного Богословского Института в Париже. 1925–1950. Paris, 1950, с. 22–23 (Оттиск из «Церковного Вестника Западно-Европейского Экзархата», 4 (25), июнь-июль 1950 г.). 4 Киприан, архим. Четверть века//Двадцатипятилетний юбилей Православного Богословского Института в Париже, с. 8–9. 5 Вряд ли она могла принадлежать другому лицу. Позднее в этом журнале о. Киприан напечатал статью «Пастырская проблематика» 58, 1938–39 г.) и рецензию на книгу о. Ф.Мерсенье «Молитва Церквей византийского обряда» 55, 1938). Рецензией И.Смолича журнал откликнулся на книгу о. Киприана об о. Антонине Капустине , вышедшую в 1934 г. в Белграде 52, нояб. 1936 – март 1937 г.). 9 He говоря уже о бросающемся в глаза преобладании западных примеров и цитат из католических авторов, в этой книге немало бесспорных черт латинского клерикализма и сакраментологии. Тем не менее, нельзя не признать, что она довольно адекватно описывает и в немалой степени формирует пастырское сознание 2-ой половины XX века. См. также: Гостев А., свящ. Проблема пастырского богословия сегодня в свете наследия архимандрита Киприана (Керна) .//Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940. Кн. I. М., 1994, с. 269–274.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

площадь летного поля 4,0 км2 Объем капитальных вложений 1938г. – 40.000 тыс. руб. На 25.11–38 г. – з/к – 2.9 тыс. чел. Пика 1938 г. –з/к – 3 –»– СИБЛАГ Жел.-дор. линия Учулен – Ахпун – Таштагол (Горная Шория) Общие сведения Дорога строится в целях освоения Таштагольских железных месторождений для снабжения рудой Кузнецкого завода. Длина дороги 97 км Строительство начато в 1933 году. Полное окончание предполагается в 1939 году. Предполагается в l/l 1939 г. открыть рабочее движение по всей трассе. Ориентировочная сметная стоимость – 107 млн. руб. Объем работ Земляных работ 7.211.000 м 3 Каменной кладки 65.000 –»– Балластировки 227.000 м 3 Укладки пути 97 км Гражданских coop 150.000 м 3 План капитальных вложений на 1938г 25млн.руб. На 21/11–38 г. з/к 5,6 тыс. чел. До 1 января 1938 г. выполнен объем работ около 54 млн.руб. АПРФ. Ф. 57. Оп. 1. Д. 271. Л. 715749. Подлинник. 142 Доклад заместителя начальника ГУЛАГа Лепилова на имя Берии, Круглова, Чернышева и Кобулова о работе ГУЛАГа 76 Март 1940г. I Главное Управление Исправительно-трудовых Лагерей и Колоний НКВД СССР – это сложный одминистративно-хозяйственнь1Й комплекс, занимающий в системе учреждений и хозяйств СССР совершенно особое место. Главное Управление Исправительно-Трудовых лагерей и колоний НКВД, прежде всего– организованная Советским государством централизованная система изоляции социально-опасных правонарушителей и контрреволюционных элементов. Задача охраны социалистического общества и социалистического строительства от опасных и враждебных элементов является первой основной функцией ГУЛАГа НКВД СССР и этим определяется необходимость его нахождения в системе Наркома Внутренних Дел СССР, т. е. аппарата, обеспечивающего государственную безопасность. Одновременно, ГУЛАГ – производственно-хозяйственный Главк Наркомвнудела, организующий трудовое использование изолированных в лагерях и колониях, на основе ежегодно устанавливаемых Союзным Правительством промышленных и строительных планов. Трудовое использование заключенных, в целях воспитания у значительной их части трудовых навыков и приобщения всего их состава к социалистическому строительству, является второй основной функцией ГУЛАГа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1917 г. (март–август, эпоха временного правительства) напечатал много статей в еженедельном журнале «Русская свобода»), изд.Струве 156 . В 1918 вышел – в немногих экземплярах, величайшая библиографическая редкость – один экземпляр есть у Бердяева, другой – у проф.Бруно Бор.Беккера в Амстердаме – антибольшевистский сборник «Из глубины» 157 ; в нем – моя статья того же заглавия. В 1922 г. напечатал в Москве, в изд. «Берег», «Введение в философию» (2-е изд. в Берлине 1923, Петрополис) и «Методологию общественных наук». Кроме того, в философском журнале в Петербурге – «Мысль», статью по социальной философии 158 . Список моих работ, статей и книг, за время эмиграции, начиная с 1922–1923 гг. – на особом листе. Список всех работ, вышедших как отдельные книги 159 : 1 . Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд. Москва, 1900. 2 . Философия и жизнь. Сборник статей. СПб, «Общественная Польза», 1910. 3 . Введение в философию. Москва 1922, изд.«Берег» и Берлин 1923, «Петрополис» (переведено на латышский, Рига). 4 . Методология общественных наук. Москва, «Берег», 1922. 5 . Живое знание. Сборник статей 1910–1917 гг. Берлин, «Петрополис», 1923. 6 . Крушение кумиров. Изд.«УМСА», Берлин, 1923. 7 . О смысле жизни. YMCA, Париж, 1925 (1926?). 8 . Религия и наука «Евразийское издательство», 1924 (25?), переведена на болгарский язык. 9 . Основы марксизма, там же, 1926. 10 . «Russische Weltanschauung». Vortage der Kantgesellschaft. Charlottenburg, 1926. 11 . Духовные основы общества. YMCA, Париж, 1928. 12 . Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Париж, «Дом книги», 1938. (По-немецки Das Unergrundliche, в рукописи у д-ра Бинсвангера в Kreuzlingen). 13 . Свет во тьме. Рукопись. Написано 1934–1940. 14 . С нами бог. Три размышления. Рукопись. 1941. Абсолютное 160 После того как Абсолютное отпраздновало свой триумф в немецкой философской мистике (Майстер Экхарт, в другой форме – Я.Беме) и в идеализме Шеллинга и Гегеля 161 , в течение последних ста лет оно было развенчано и лишено господства.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

108. Соколов И. И.Избрание патриархов в Византии с noлobuhыIXbeka до noлobuhыXVbeka (843—1453): Ист. очерк. СПб., 1907. 109. Соколов И.Состояние монашества Византийской Церкви с noлobuhыIXдo haчaлaXIIIbeka (842—1204). Казань, 1894. 110. CmahojebuhCm.Гpuropuje Горшачки, Горньак, Метеори//Народна ehцukлoneдuja. Загреб, 1928. Т. 1. С. 520,449, 742. 111. CmahojebuhCm.Cepckuй митрополит Иаков//Annales de Kondakov=Анналы института имени Н. П. Кондакова. Прага, 1938. С. 95—98. 112. Сырку П. А. К.истории исправления книг в Болгарии в XIVbeke. СПб., 1899. Т. 1, вып. 1: Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. 113. Сырку П. А.Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов bXIV—XVIIbekax//Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1902. Т. 71. 114. ТахиаосА.-Э.Возрождение православной духовности старцем Паисием Величковским (1722—1794): Богословие и духовность Русской Православной Церкви: Вторая Междунар. науч. церков. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11—18 мая 1987 г. Машинопись. 115. Тахиаос Ahmuhje-Eмuл.Ucuxacmuчku-muxobameльcku покрет у последнем дeцehujaмaXIVbeka//Теолошки погледи. 1975. 3. С. 161—174. 116. Титтель Б.О практике исихастской молитвы в Церквах Востока и Запада: Богословие и духовность Русской Православной Церкви: Вторая Междун. научн, церков. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11—19 мая 1987 г. Машинопись. 117. ТихомировΜ. Η.Исторические связи России со славянскими странами и Византией: (Россия и Византия bXIV—XVcm.). М., 1969. 118. Тодоров Н.Славянские культуры и Балканы. София, 1978. Ч. 1:XI—XVIIbeka. 119. Тодоров Т.Търновската школа//Духовна култура. 1972. Март—април. Кн. 3—4. С. 1—28; Май—юни. Кн. 5—6. С. 15—30. 120. Трифунович Б.Кратак nperлeдjyrocлobehckux кньижевности средньега века: (Записи са предаваньа). Београд, 1976. 121. Трифунович Б.Писац и преводилац инок Ucauja. Крушевац, 1980. 122. УспенскийΛ.Исихазм и “гуманизм”: палеологовский расцвет//ВРЗЕПЭ. Париж, 1967. 58. 123. Успенский Ф.О некоторых славянских и по-славянски писанных рукописях, хранящихся в Лондоне и Оксфорде//ЖМНП. Ч. 199. Сентябрь. 1878. С. 1—21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

В свете данного письма становятся понятными дальнейшие шаги вождя: 1. Ликвидация «исторической школы Покровского», которая небезуспешно выкорчевывала русскую, традиционную историческую школу. 2. Воспрещение всяких «реформ» и «дискуссий» о «реформе» русского алфавита (постановление ЦК ВКП(б) от 5 июля 1931 г.). 3. Прямой запрет генсеком латинизировать алфавит тех народностей, которые применяют русскую письменность. 4. Создание вместо пропитанного троцкизмом РАППа Союза советских писателей. 5. Перевод, начиная с 1936 г. всех языков народов СССР на кириллицу, что было в основном завершено к 1940 г. (некириллизованными из распространенных в СССР языков остались немецкий, грузинский, армянский и идиш). 6. Развёртывание в СССР мощной пропагандистской компании в литературе, театре и кино по возвращению к исторической теме национальной традиции (обращаем внимание – совершенно не в 1941 году, а в 1930-е годы!): такие кинофильмы, как «Тихий Дон» (ещё немой, 1930 г., первая экранизация романа М. Шолохова), «Гроза» (1933 г., по пьесе А. Островского), «Пётр Первый» (1937 г.), «Александр Невский» (1938 г.), «Суворов» (1940 г.), «Богдан Хмельницкий» (март 1941 г.) и другие. 7. Уничтожение антинациональной «пятой колонны». Об этом пишет П.А. Судоплатов: «Жизнь показала, что подозрительность и ненависть Сталина и руководителей ВКП(б) к политическим перерожденцам и соперникам в борьбе за власть имели под собой реальную почву. Решающий удар по КПСС и Советскому Союзу в 1990-1991 годах был нанесён именно группой бывших руководителей партии» (Судоплатов П.А. Победа в тайной войне: 1941-1945 гг. М., 2019, с.34)» . Все перечисленные нами выше мероприятия были проведены И.В. Сталиным задолго до начала войны. С этим почти согласился Р.А. Илющенко, но… «… явно антихристианская, да и антирелигиозная повестка, наиболее широко распространившаяся в нашей стране после революции 1917 года, получила новое наполнение, начиная с 1991 года. Тогда одних революционеров экспериментаторов-марксистов у кормила власти, сменили другие революционеры экспериментаторы-либералы.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010