д. Четвертая глава из сочинений Василия Великого : «Елика на трапезе запрещения различных святых». Эта глава составляет продолжение 52–74 правил. св. Василия Великого . Она встречается в Рум. Кормчей XV–XVI в,. 231. л. 344. Востоков, 286. Она есть и в Кормчей 1653 года, гл. 64, 615–616. 1539 Рукоп в 28, л. 601–603. «От Марковых главизн и о служителех, и о прочем пребывании братии». В Кормчих – библиотек Троице-Сергиевой, Хлудова (описание А. Попова ), Царского, Румянцевского Музея Марковы главы встречаются в церковных уставах. См, Рук. Рум. Музея 447, л. 48 – (не разборчиво) и в рук. того же Музея, 449 л. 113. Востоков, описание Рум. Музея, 714, 717. Сей главы нет в Кормчей 1653 года. 1540 Глава «Дорофея, епископа Тирского о двунадесяти апостол.» «Того же о семидесяти учеников.» Встречается в Рум. Кормчей XV–XVI в., 231, л. 366–369. Востоков – описание, 288. Рукоп. Кормчая нач. XVI в., Царского 213. В Кормчей 1653 г. сей главы нет. 1541 Рукоп. 28, л. 626–630 «Св. Кесария, брата св. Григория Богослова от противу вопрошением, принесенным от хитрых муж». Есть в Кормчей Троице-Сергиевой Лавры XVI в., 205, л. 349 и 206. Рукоп. Имп. Пуб. биб. II, 78, XVI в. В Кормчей 1653 г. нет сей главы. 1542 Из сочинений Феодора Студита Даниил внес в свою Кормчую несколько глав, – большею частью входящих в состав его устава Студийского монастыря. Глава первая: преп. отца нашего Феодора Студийского игумена о станцех церковных канон. Рук. 28, л. 583–588. Эта самая глава находится в Кормчей Рум. Музея, относящейся к XIII в., 230, л. 122–129. Востоков, 278. См. также рук. Кормчия XVI в. Рум. Музея 231, биб. Царского 213; Рук. Имп. пуб. биб. F. II 119, XlV в., л. 218. В рукописных Кормчих Рум. Музея 230 XIII в. и б. Царского 213 помещен весь устав Феодора Студита , куда входят и другие главы его, находящиеся в собрании м. Даниила (Рук. 28, л. 588. 558–590. 591–592. 592–598. 599–601. 604–608). Главы, взятые из устава Феодора Студита , не вошли в Кормчую 1653 г. Устав Феодора Студита напечатан у Казанского – История монашества на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Так как песнь Богородицы является одной из библейских песней, то она, во-первых, опускается тогда, когда вообще библейские песни не используются (период от Лазаревой субботы до Светлой субботы). Во-вторых, в те дни, когда опускаются только песни, связанные с 9-й песнью канона (песнь Богородицы и Захарии), а вся 9-я песнь поется с особыми праздничными припевами (на двунадесятые праздники и их отдания, а также 1 и 30 января), или хотя бы первый канон на 9-й песни имеет особый припев (Недели 3-я, 4-я, 5-я и 6-я по Пасхе). Глава 21 – о пении антифонов 120 на литургии. Здесь указаны три вида антифонов и говорится о том, что праздничные антифоны поются на Пасху и всю Светлую седмицу, а также на Господские двунадесятые праздники. Вседневные антифоны поются в дни памяти святых, которым Устав не указывает петь «Блаженны». В остальных случаях в большинство дней года поются антифоны изобразительные. Глава 22 – о каждении. Подробно указан порядок каждения всего храма. Глава 23 – о том, когда отверзается завеса и царские врата. Главы 24 и 25 – о возжигании светильников на службах суточного круга. Главы 26–46 – некоторые правила монастырской жизни. Хотя для монашествующих эти главы могут иметь некоторую актуальность, все же к приходской богослужебной практике они почти не имеют отношения. Глава 47 – знаки месяцеслова. Глава 48 – месяцеслов. Это самая большая по объему глава Типикона, здесь представлены особенности всех неподвижных праздников годичного круга. Месяцеслов Типикона, как и церковный год, начинается 1 сентября, когда Православная Церковь празднует начало индикта (нового лета), и оканчивается августом. Многие праздники, кроме основных уставных статей, имеют еще так называемые Марковы главы, которые указывают особенности в случае совпадения данного праздника с воскресным днем, а также различными днями и праздниками подвижного круга богослужения. Эти главы, согласно преданию, составлены монахом Марком (отсюда и название) и обозначаются буквами «Мр». Легко догадаться, что наибольшее число Марковых глав имеет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как этот праздник может случиться в различные дни Великого поста, в том числе и на Страстной седмице, а также на Пасху и в первые три дня Светлой седмицы. Ни в одном из этих случаев праздник не переносится на другой день (тем более не отменяется), но совершается с особенностями, которые и указаны в соответствующих Марковых главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вторая часть, от 47-й до 51-й главы, содержит особые для каждого дня в году указания на молитвословия и священнодействия и на порядок их при богослужении. Третья часть – с 52-й главы до конца книги – есть как бы приложение и дополнение к первой и второй частям Типикона. Она содержит общие указания на некоторые краткие песнопения, которые поются в продолжение годичного и седмичного кругов, и излагает самый текст их (кондаки, тропари, ипакои, ексапостиларии, светильны, Троичны, прокимны, аллилуиарии, причастны). 48-я глава Типикона носит название Месяцеслова, потому что содержит последования на каждый день всех двенадцати месяцев – для всех праздников, предпразднств, попразднств и отданий праздников и памятей святых, службы которым находятся в Минеях месячных. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются уставные статьи, написанные монахом Марком, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы или попразднства и отдания двунадесятых праздников в неделю или если эти праздники случатся в седмичные и недельные дни пения Триодей постной и цветной. В Типиконе, в Минеях месячных и Триодях против этих указаний пишется знак «МР», то есть Марк. Месяцеслов начинается 1-м сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта (нового лета), и оканчивается августом. Подобно тому, как 48-я глава называется Месяцесловом, от указаний на службы Миней месячных, так 49-я и 50-я главы называются Триодью, потому что в последованиях этих глав указывается на пение Триодей постной и цветной. В 49-й главе содержатся последования для дней, приготовительных к Великому посту, и для самого Великого поста, то есть от Недели о мытаре и фарисее до Пасхи. В 50-й главе, которая озаглавливается словом «Пентикостáрион» (Пятидесятница), находятся последования для дней, начинающихся днем Пасхи и простирающихся до Недели Всех святых. А о том, какие молитвословия дожны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например Обретение главы Предтечи (24 февраля), память 40 мучеников (9 марта), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), следует смотреть в Месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется данный неподвижный праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одно начинается так: «Всякое дыхание да хвалит Господа», оно и обозначается словами: «Всякое дыхание»; другое начинается словами: «Хвалите Господа с небес». Пение, начинающееся словами: «Всякое дыхание», бывает тогда, когда славословие «Слава в вышних Богу» положено петь, а не читать. Верных молитва читается тайно иереем на литургии после ектении об оглашенных. Входа молитвы. Молитва входа произносится иереем на вечерне, при совершении им входа в алтарь. Она начинается словами: «Вечер, заутра и полудне хвалим». На литургиях св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого молитва входа, произносимая иереем при входе в алтарь с Евангелием, иная. Она начинается так: «Владыко, Господи Боже наш, уставивый на небесех чины» и т.д. Входный стих, входное, произносит диакон на литургии в царских дверях, при совершении им входа с Евангелием в алтарь. Входный стих, на каждый праздник особый, произносится в праздники: Рождества христова, Богоявления, Сретения, Преображения, недели ваий, Пасхи, всех дней пасхальной седмицы, Пятидесятницы, понедельника Св. Духа, Воздвижения Креста Господня. Входные стихи печатаются в Служебнике, Минее, Триоди и Типиконе. Главопреклонные молитвы – те, которые иерей или архиерей читает после произнесения диаконом воззвания: «Главы ваша Господеви приклоните». Главы Благовещенские содержат указания, как отправлять службу праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, предпразднства и попразднства его во все дни, начиная с субботы 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы. Указания Благовещенской главы находятся в месяцеслове Типикона и в Минее, под числами 24, 25 и 26 марта. По главам Благовещенским отправляется служба в высокоторжественные царские дни. Главы Марковы. Главы, называющиеся Марковыми от составителя их монаха Марка и пред которыми печатается в богослужебных книгах такой знак – м , содержат указания касательно богослужений в следующие праздники: 1) в память трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , если память их (30 января) приходится в какой-нибудь день между неделею (воскресением) мытаря и фарисея и пятком сырной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В совр. греч. приходской практике, отраженной в Виолакиса Типиконе , седмичные службы В. п. совершаются близко к тому, как и в РПЦ, но с бóльшими сокращениями: напр., вместо 16 поклонов (3 земных, 12 поясных и 1 земного) на молитве прп. Ефрема Сирина может делаться только 3 (в свою очередь, и совр. рус. практика является упрощением более древней, когда на молитве прп. Ефрема делали 15, 16 или даже 17 земных поклонов). В будние дни В. п. (кроме 1-й седмицы) в совр. практике РПЦ может совершаться общее Елеосвящение для всех желающих (в дореволюционной традиции оно происходило только в нек-рых больших соборах и было закреплено за Великим четвергом; в практике афонских мон-рей этот обычай остается особенностью Великого четверга). Вечером по пятницам или по воскресеньям первых 4 седмиц В. п. в нек-рых приходах и мон-рях совершаются пассии , представляющие собой вечерню с акафистом Страстям Христовым и чтением Евангелия о Страстях; пассии не указаны в Типиконе и были первоначально установлены в 1-й пол. XVII в. в Киеве свт. Петром (Могилой) по аналогии с лат. практикой (пассия от лат. passio - страсть). На время В. п. христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений (напр., посещения театров и кино), чтобы больше времени посвятить чтению духовных книг и участию в богослужении. Пост соблюдается верными в разной степени, по мере сил каждого и с благословения священника. 1-я, 4-я и Страстная седмицы обычно отмечаются усиленным постом. В. п. и праздники Минеи Уже в студийских Типиконах начали появляться главы, посвященные совпадению различных праздников с днями В. п., главное место среди к-рых занимают Благовещенские главы . В Иерусалимском уставе появляются многочисленные Марковы главы о порядке служб при совпадениях: 1) подготовительного периода к В. п.- с попразднством или отданием Богоявления; праздником Трех святителей (30 янв.); праздником Сретения Господня, его предпразднством, попразднством и отданием; праздником Обретения главы св. Иоанна Предтечи; 2) будних дней, суббот и недель В.

http://pravenc.ru/text/150109.html

С 34-й же главы до конца 1-й части, т. е. до 47-й главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих, живущих в общежитии. В них говорится о трапезе монашествующих (гл. 35–36). об их поведении вне храма (гл. 37 и 38), об одежде и обуви (гл. 39–40) и о трудах (гл. 41– 46). II Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году неподвижных и подвижных. Перед этого частью находится глава (47-я), в коей объясняются «знамения», или знаки праздников Владычных, Богородичных и – Святых, те знаки, кои в следующей 48-й главе Типикона постоянно видим наряду с проследованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48-я глава Типикона носит название «месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднства и отдание всякого двунадесятого праздника в Неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и Недельные дни пения Триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и Триодях против этих указаний пишется такой знак ##М##, т. е. Марк. Месяцеслов начинается 1 -м числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом. Подобно тому, как 48-я глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи; 49-я и 50-я главы называются «Триодион» от того, что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49-й главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т. е. от Недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. В 50-й главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (Πεντηκοστριον, т. е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до Недели Всех Святых. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40-ка мучеников (9-го марта), Благовещения (25-го марта), – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется (неподвижный) праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Описание. Т. 1. С. 756-757); в старопечатных рус. Типиконах и Минеях указаны только 2 припева (по 1 для каждого канона). Особенность рус. старопечатных Типиконов, к-рая отсутствует в совр.,- после катавасии по 9-й песни дополнительно поется ирмос 1-го канона В. (и совершается земной поклон). На литургии, как и в др. Богородичные праздники, исполняются изобразительные антифоны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни канона праздника (3-я песнь из 1-го канона, 6-я из 2-го). Устав служб попразднства не имеет значительных отличий от попразднств др. праздников. Поются песнопения как с 1-го дня праздника (поочередно, по дням, один из 2 канонов; самогласны), так и собственные песнопения дней попразднства. 23 нояб. последование праздника может соединяться с последованием блгв. кн. Александра Невского, устав службы в совр. Типиконе отсутствует; в старопечатных Типиконах этот устав выписывался (М., 1610. Л. 421-423; М., 1633. Л. 269-271). В день отдания праздника В., 25 нояб., последование В. соединяется с последованиями священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, что составляет отличительную особенность отдания В. по сравнению с др., т. к. обычно в такие дни последования «дневных святых» не поются. В остальном служба отдания не отличается от др.: повторяются песнопения праздника с 1-го дня, только отсутствуют вход на вечерне с паремиями и полиелей на утрене. В конце утрени поется великое славословие. Марковы главы Типикон, принятый в наст. время в Русской Церкви, для цикла В. имеет неск. марковых глав, описывающих соединение с воскресной службой предпразднства (Типикон. [Т. 1.] С. 270-272), праздника (Там же. С. 275-276), попразднства (Там же. С. 276-278) и отдания (Там же. С. 287-288). При совпадении попразднства или отдания с воскресным днем служба одного из святых оставляется (20 нояб.- свт. Прокла, 25 нояб.- сщмч. Петра). Др. 2 главы имеют в целом то же содержание, что и аналогичные главы для др. праздников. Современный греческий приходской Типикон протопсалта Георгия Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 99-103) предписывает совершение полиелейной службы без литии (всенощное бдение отсутствует). Порядок праздничной службы сохраняется примерно тот же, что и в совр. рус. Типиконе. Различия: на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6, в конце вечерни - тропарь праздника трижды, после полиелея на утрене поется избранный псалом «          » (он употребляется во все Богородичные двунадесятые праздники). На литургии поются праздничные антифоны, на входе - «    ...          ...». В Типиконе приведены 2 главы - о соединении с воскресной службой последования праздника и о воскресном дне после праздника (с попразднством). Если 21 нояб. приходится на воскресный день, припевы на 9-й песни и антифоны на литургии все равно поются. Праздник В. на Западе

http://pravenc.ru/text/149979.html

Благовещение всегда празднуется 25 марта ст. ст., а Пасха, как известно, праздник подвижный. Относительно Пасхи самое позднее Благовещение может попадать на среду Светлой седмицы. Как правило, Благовещение бывает Великим Постом, иногда может совпасть с одним из дней Страстной седмицы, может и с самой Пасхой совпасть. При переходе на исправленный новый стиль Пасха останется на месте, а Благовещение будет на 13 дней раньше, чем теперь, и значит никакой Кириопасхи быть не может и не может быть совпадения Пасхи с днями Страстной или Светлой седмицы. А в Типиконе есть довольно обширные главы, которые регламентируют то, как нужно совершать службы, если Благовещение попадет на Страстную или Светлую седмицы или на Пасху. Значит, все эти главы окажутся ненужными и их придется изъять. С другой стороны, возникнет масса новых соединений праздников, о которых Типикон умалчивает по той причине, что при существующем порядке вещей такие соединения невозможны. Иначе говоря, придется переписывать заново все Марковы главы и значительная часть нашего богослужебного устава окажется перечеркнутой жирной чертой. Вот почему Русская Православная Церковь ратует за сохранение юлианского календаря. Никакой необходимости ломать богослужение нет, оно и так уже, к сожалению, достаточно изломано историей. С другой стороны, возникает огромное количество проблем (я попытался обрисовать чисто уставные литургические проблемы), но самое главное, что на этой почве может возникнуть очень серьезный раскол. А церковная история учит нас одной горькой вещи: расколы не врачуются, а остаются до конца. А грех расколоучительства не смывается, по мнению некоторых свв. отцов, даже мученической кровью. В прошлый раз мы говорили о трех кругах времени в богослужении и закончили нашу беседу тем, что очень кратко разобрали некоторые причины недопустимости богослужебного использования так называемого исправленного нового стиля. Сегодня мы переходим к той части нашего курса, которая так или иначе касается структуры православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ибо он преимуществует пред другими; если кир Иосифа, то он предпочитается остальным творцам. Если таких (Иосифовых канонов) нет, то Кир Иоанна; если их не встречается, то кир Феофана. Из всех же из каноны Кир Иосифа предпочитаются всем остальным». (Т.о. каноны позднейших творцов предпочитаются древнейшим). Марковы главы имеют тоже такой же состав, как в древнейших греч. ркп., напр. Моск. Синод. библ. 456, но к ним присоединены, очевидно, для получения 100 глав в качестве 94—100 главы о службе субботней с аллилуиа, о седмичных канонах. устав каждения, прокимны и устав их пения чтецом. Дополнительные статьи: «вопросы из законных установлений» – о пище в вел. праздники, приходящиеся в посты (на осн. Правил св. апостолов, Феофила Александрийского и др.); «Послание Николая патр. К-польского к Синайскому игумену Анастасию в стихах; о том же и вообще о поведении монахов: «Анастасия еп. Кесарии Палестинской об арцывуриевом посте»; «св. Отцов в Антиохии о великой неделе» — о том же; из «Апостольских Постановлений " V, 13 о праздниках и постах; «Постановление Петра и Павла» (апокрифические) о нерабочих днях; «о церквах», что при невозможности богослужения в них надо совершать его в домах; о благочинном пении в церкви по 75 пр. Трул. Соб.; дни разрешения постов и степени его; две другоих статьи о том же; жития 4 евангелистов (из Синопсиса св. Дорофея Тирского); порядок чтения евангелистов в году; как должно верить; «главы увещательные в изречениях» (нравственные наставления); пасхалия. Состав и план славянских рукописей Иерусалимского Типикона     Славянские списки иерусалимского устава значительно разнятся по плану и составу от известных ныне греч. ркп, увеличивая содержание их новыми статьями, число которых обыкновенно растет с возрастом рукописей. Древнейшая из таких ркп. русского происхождения, Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в., имеет след. новые статьи по сравнению с известными греческими: чин трех родов повечерия и полунощницы, чин трапезы (позднейший «о панагии»); с другой стороны почти все мелкие замечания общей литургико-дисциплинарной части греч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

та же сие. Многолетны устрои Бог благородных и Христолюбивыя и Вогоизбранныя князи наша на многа лета. Посем митрополита. Многолетна устрои Бог преосвященного господина нашего патриарха Киевского Владимерского и Московского всея России имя рек на многа лета» (177 об.). В последовании великого водоосвящения в навечерие Богоявления сказано, что священник при произнесении слов: «Ты ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым», – «перекрестих воду 3-жды свещею триплетеною и глаголет молитву сию велегласно» (215). На л.л. 219 об.–220 замечание о совершении освящения воды в навечерие Богоявления и в самый праздник, тоже, чю в 924 на л. 192 об. и в 923 на 198 л. Для определения времени составления устава может иметь значение замечание, сделанное киноварью под 28-м февраля: «В той же день о истинне, и пакы средопостныа поклонение честного Креста постное препловление вернии достигше тебе Кресте поклоняемся». Заметим, наконец, что каждый месяц носит названия, заимствованныя из нескольких языков. Например: «Месяц Октяврие, а римский скорпиеос, а жидовский мареуан, а макидонский уетрос, а египетский феофь, а еврейский тирисин, а еллиньский первирет, а русский листопад, а пермьскый ерым». Перед 1-м марта небольшое предисловие, с таким началом: «Сий месяць март начаток месяцем первым наречется» (л. 289об–290). 933. Устав Церковный , в четвертку, 203 л., полууставом XVII в., бумажном переплете, от которого осталась только верхняя половина. 1-й лист подклеен с ущербом для текста. Состав: 1) общая часть устава заключает в себе 44 главы (5–62); главы те же, что и в рукописи за 918. Тексту глав предшествует заглавие: «Устав церковней службе их в Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы имея всю службу и устав церковный. Сий же устав и служба бывает и в прочих сущих в Иерусалиме честных монастырех». Указатель глав на лл. 1–2 под заглавием: «Главины сущие указание в настоящей устав». За указателем следует статья: «0 еже со всяким тщанием хранити игумену, все презирати в уставе положенная вся и еже не пребывати ему вне монастыря кроме великиа нужда и не нерадети ему о преданных ему душах»; 2) главы Марковы под заглавием: «Марка иеромонаха списана трудолюбезно о недоведомых уставу» (66 – 122), с оглавлением их (63 – 65 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010