1. Четверг сырный. Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (с 2 марта) . Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября) . Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . Служба прмц. Евдокии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А) . На этот день может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я, 4-я и 5-я Марковы главы) (Б) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и прмц. Евдокии на 4. 4-я, 8-я и 9-я песни: канон прмц. Евдокии со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона прмц. Евдокии, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдокии, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В женах Святая, Богородице...». По Трисвятом – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...». На часах – тропарь и кондак прмц. Евдокии. На Литургии вседневные антифоны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

Историография изучения этого литургического памятника невелика. Исследователи, писавшие об архиепископе Геннадии, обычно только упоминают о нем, а в описаниях рукописей можно встретить лишь краткие его описания 4 . Вклад в изучение труда Новгородского владыки сделала Московская Духовная Академия. И. Мансветов, профессор Академии “у Троицы”, в своем труде “Церковный Устав” посвятил почти 4 страницы “Окозрительному уставу” 5 . Материалом для святительского труда явилось, говорит маститый ученый-литургист, “известное Никоново деление праздников на три категории, затем Марковы главы с дополнением из статей храмовых, местно-русские церковные обычаи и, быть может, некоторые частные попытки в этом роде, бывшие до него” 6 . Указанные автором списки таких попыток — поздние, и это позволило ему высказать предположение, что таковые появились после архиепископа Геннадия. Автору не был известен ни один список Устава с месяцесловной частью. В целом он делает вывод, что “до нас не дошел подлинник Геннадиева Устава и даже отдельные его списки, а вносились в Устав большею частью статьи с объяснением око­зрительных знамений. Это обстоятельство, в связи с отсутствием приноровленных к этой цели святцев, показывает, что система, придуманная Геннадием, не имела большого практического значения и не привилась Типику как авторское служебное руководство” 7 .Хотел И. Мансветов, или не хотел, но из последующего его высказывания мы должны сделать вывод о высоком уровне разработанности вопросов Литургики и изучения Устава в окружении Новгородского архиепископа Геннадия. Исследователь пишет: “…в Окозрительном Уставе оказалось так много рубрик, что нужно было немало уменья и навыка, чтобы воспользоваться им как следует и не затеряться в массе служебных указаний. Да притом такая до мелочей выдержанная служба составляла своего рода роскошь (?? — а. М. ), и если где отправлялась, то разве в больших монастырях, но там в лице канонархов, екклесиархов и уставщиков всегда были также знатоки Устава, для которых окозрительное руководство оказывалось совершенно лишним” 8 .

http://pravmir.ru/okozritelnyiy-ustav/

Поучение на Благовещение Пресвятой Богородицы и Светлый понедельник Воскресения Христова 70 . Святого Димитрия, митрополита Ростовского Христос воскресе из мертвых... И слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин. 1:14 ). Возлюбленные слушатели! У нас ныне совокупно – два пресветлых праздника: Воскресение Христово и Благовещение Пресвятой Богородицы, – два пресветлых праздника, разногласных и согласных, разногласных по имени, согласных по силе, разногласных временем, согласных совершением спасения, разногласных церковным пением, согласных радостотворением: ибо в обоих празднествах святая Церковь возбуждает чад своих к радости. В Благовещении она воспевает: Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! В Воскресение же она говорит: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он ( Пс. 117:24 )! Итак, знаете ли, возлюбленные, как бы нынешнее празднество назвать одним словом? Пусть называет кто, как хочет; а я назову поясом, которым ныне опоясывается невеста Христова, святая Церковь . И подлинно, как пояс имеет два конца, далече один от другого отстоящие, а когда кто опояшется им, то оба конца сходятся в одно место и связуются в один союз: так в таинстве спасения нашего суть два конца – те два праздника. В Благовещении спасение наше началось, как читается в тропаре: Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства, (вечной тайны) явление; в Воскресении же спасение наше получило свой благополучный конец, когда Христос изрек на кресте: совершишася ( Ин. 19:30 ). Долгий тот пояс (разумеется, тайна спасения нашего): ибо от начала его до совершения, т. е., от Благовещения до Воскресения, прошло тридцать четыре года, и когда тем поясом спасения невеста Христова, святая Церковь , кровью Его искупленная, опоясалась: оба те конца – оба праздника, и Благовещение и Воскресение, и начало спасения нашего и совершение его сошлись в одно место: поелику Тот, Кто сперва воплотился в утробе Пречистой Девы, пострадав, из мертвых воскрес, – Тот воплотился, чтобы из мертвых воскреснуть. А мы, празднуя за едино то и другое, и воспеваем: Христос Воскресе, и прославляем воплощенье Его: Христос воскресе из мертвых... И Слово плоть бысть, и вселися в ны! Разногласие церковного пения обоих тех праздников приводит в согласие Марковы главы, в Уставе церковном положенные; мне же да позволит любовь ваша действия тех праздников в согласие привести и показать, что Благовещение Пресвятой Богородицы и Воскресение Христово имеют между собой в своих действиях великое сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКОВЫ ГЛАВЫ Богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов. Эти указания в редакциях Студийского устава не имели авторского надписания и не выделялись в отдельный текст, а записывались под теми днями Синаксаря (собрания уставных рубрик для служб церковного года), к к-рым относились. В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в правосл. Церквах в XIII-XV вв., указания подверглись переработке и с дополнением новых глав были выделены в конце Типикона в особую статью со своим заглавием. При этом уставные статьи сохранились и непосредственно в тексте устава под соответствующими днями месяцеслова: в одних случаях они воспроизводили указания Студийского типикона, в других - изменились и были дополнены применительно к особенностям нового устава ( Мансветов. Устав. С. 216-222). Редакторская работа по составлению М. г. была проведена во 2-й пол. XIII в. на Афоне (в древнейших списках Иерусалимского устава М. г. отсутствуют). Так, в греч. списке Иерусалимского устава, сделанном на Афоне в кон. XIII в., главы в количестве 95 атрибуируются некоему иером. Марку (ГИМ. Син. греч. 456, 1297 г.) и имеют название «Μρκω μαρτολ ερομονχω σνταγμα πονηθν ες τ πορομενα το τπικου» (Свод, составленный грешным иеромонахом Марком, на недоумения Типика). Из 95 глав (в ряде рукописей их количество могло варьироваться), входивших в статью, ок. 60 глав носили месяцесловный характер, т. е. содержали уставные указания о совершении служб неподвижных праздников церковного года, а ок. 35 имели более общий литургический характер (т. е. указания о соединении родов праздников - Господских, Богородичных, святых - с воскресеньем, субботой и т. д.). В такой редакции главы встречаются во множестве афонских Типиконов XIV-XVI вв. В 1-й трети XIV в. (не позднее 40-х гг.), вероятно в К-поле, на основе афонской редакции Иерусалимского Типикона, содержащей М. г., была создана еще одна, «расширенная», редакция. Особенностями этой редакции стали включение М. г., относящихся к конкретным праздникам месяцеслова, в текст Синаксаря и перенос глав общелитургического характера в 1-ю, общую часть Типикона. Эти т. н. Иерусалимские богослужебные главы регламентировали совершение всенощного бдения (одной из главных особенностей богослужения, отличающих Иерусалимский устав от Студийского) и служб суточного круга (см.: Пентковский А. М. Иерусалимский устав в К-поле в Палеологовский период//ЖМП. 2003. 5. С. 77-96). Проблема авторства

http://pravenc.ru/text/2562372.html

VIII. Уставы а. Харатейный. 23. Устав Церковный, имеющий в начале оглавление: «Образ церковного состава иже в Иерусалиме святой Лавры преподобного и богоносного отца нашего Савы.» Писан уставом на пергамене в ¼ листа Сербским наречием на 266 листах, скреплен рукою Патриарха Никона . На 266 листе, на обороте, подписано: «Сий типик Иеромонаха Афанасия кратовца радоника попа и матере его.» По письму относится к 14 веку. Марковы же главы, писанные на бумаге, к 15 веку. По Описи 1846 года значится под 37. б. Бумажные. 24. Церковный Устав, со многими нравоучениями, в лист, на бумаге. Список с первопечатного 1608 года, который напечатан в Москве мастером печатных дел, Онисимом Михайловым Радошевским, с товарищи, повелением Царя и Великого Князя Василия Ивановича Шуйского. «А переписана бысть сия богодохновенная книга устав в дому Пресвятой и Живоначальной Троицы и Великих Чудотворцев Преподобных Отец Сергия и Никона, иж в Маковцы Радонежском, при державе Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, в 18 лето государствия его. И той же великой обители при Архимандрите Дионисие Старицком, и при Келаре старце Александре и при Казначее Пафнутие Соловецких. А писал сию св. книгу многогрешный и немощный и грубый чернец Герман Тулупов Стариченин, по повелению Священника старца Дионисия Можаитина в лето от создания мира 7138 (1630).» По Описи 1846 года значится под 6. 25. Церковный Устав, в лист, полууставом мелкого письма, писан по повелению Патриарха Филарета Никитича в 1622 году, скреплен по листам рукою Патриарха Никона . В конце есть «Поучение Антония, Митрополита Московского и всея России, в лето 7084 (1576) Попом и Диаконом,» доселе не известное в обзорах церковной письменности этого периода. В Месяцелосове при сем Уставе, под 18 числом Генваря, показано: «Память Св. Мученик, триех отроков Спеусипа, Велесипа и Иеласипа, иже бяху учаша кони. Кондак им: «Яко светила трие в Руси восиявша, мучения лучами светом озариста страсторепца славная: Спеусипе, Велесипе, от них же Иевласип, яко солнце посреде восия. тем же свопияста никто же нас отлучит от любви Христовы.» нет нигде иных сведений о сих Св. мучениках, по своим именам, очевидно, принадлежавших к языческим времена Руси! 4

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

[Марк Гидрунтский; греч. Μρκος Σαββατης] (IX-X вв.), визант. гимнограф. М. С. был монахом лавры прп. Саввы Освященного, затем экономом ц. св. Мокия в К-поле, позже епископом Отрантским (Гидрунтским). Византийские хронисты рассказывают, что 11 мая 903 г. в ц. св. Мокия на имп. Льва VI Мудрого было совершено покушение. После этого Лев исключил церковь из имп. процессии, но вскоре «мудрейший монах Марк» убедил императора восстановить прежнюю церемонию, объяснив покушение Промыслом Божиим и предсказав, что царство Льва продлится еще 10 лет. По словам хронистов, этот монах «дополнил» четверопеснец прп. Космы Маюмского в Великую субботу. Эти сведения находят подтверждение в источниках XII в. По словам Феодора Продрома, М. С., к-рый назван «епископом Гидрунтским», принадлежат песни 1-5 канона в Великую субботу, а Косме Маюмскому - песни 6-9. Продром пишет, что, как гласит «устное предание», песни 1-5 принадлежат визант. поэтессе Кассии (IX в.), но затем сочли «недостойным примешивать» к творению прославленного гимнографа Космы «женские речи» и М. С. поручили переработать тропари, но оставить ирмосы неизменными, поэтому акростих Κα σμερον δ в этой части канона проходит только через тропари. Сходные сведения приводятся в совр. Постной Триоди. Свт. Евстафий , митр. Фессалоникийский, цитировал 3-й тропарь 5-й песни канона, называя его автора «блаженнейшим песнописцем», но не связывал его ни с лаврой прп. Саввы, ни с ц. св. Мокия, ни с кафедрой Отранто ( Eustathii Thessalonicensis. 2014. P. 241). Большинство исследователей доверяют сведениям, к-рые сообщает Продром. Дж. Скиро, напротив, полагает, что канон принадлежит Косме Маюмскому целиком, а сообщения об авторстве Кассии и М. С. носят легендарный характер ( Schir ò . 1979). Хронологические данные не позволяют отождествить М. С. с Марком, еп. Отрантским, участвовавшим в К-польском Соборе 879-880 гг. ( Mansi. T. 17. Col. 373). Не ранее XVI в. М. С. были приписаны богослужебные Марковы главы . В действительности их автор неизвестен.

http://pravenc.ru/text/2562272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ в католич. Церкви ряд пастырских инициатив в 1-й четв. XX в., к-рых было возрождение литургического благочестия ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. «MAGNIFICAT» жанр католич. и протестант. церковной музыки, песнопение на текст библейской песни «Величит душа моя Господа» МАНИПУЛ в католич. Церкви до реформ II Ватиканского Собора одно из литургических облачений, относящееся к числу инсигний МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов МАРТИРОЛОГ богослужебная книга Римско-католической Церкви, в которой указаны дни памяти святых и др. праздники, приведены краткие сведения о них МЕССА общепринятое наименование чинопоследования евхаристического богослужения в римском и др. зап. обрядах МЕСЯЦЕСЛОВ Месяцеслов - одно из названий правосл. церковного календаря, т. е. богослужебной книги, отражающей год церковный

http://pravenc.ru/rubrics/122642_13.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов

http://pravenc.ru/rubrics/122646_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБИХОДНИК Тип рус. рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином мон-ре. Сохранились О.: Троице-Сергиевой лавры, Иосифова Волоцкого, Соловецкого, Кириллова Белозерского, Новоспасского, Антониева Сийского и др. мон-рей Московской Руси. Типологически О. можно разделить на 2 группы: богослужебные и столовые. В состав первых входили такие разделы, как Марковы главы (устав соединения служб неск. церковных памятей), уставные рубрики на весь год или на его часть, указания о проведении еженедельных молебнов и панихид , о тех или иных отдельных частях ежедневного богослужения, о церковном звоне. Этот материал уточнял или дополнял, иногда существенно, содержание имевшихся в мон-рях рукописных копий Иерусалимского устава . Столовые О. содержали не богослужебные указания, а пищевые предписания: какие блюда и в каком объеме следует подавать на монастырской трапезе в течение всего церковного года. Сохранившаяся в них информация является важным источником сведений о быте средневек. Руси; возможно, поэтому столовые О. привлекали внимание исследователей в целом чаще, чем богослужебные. К столовым О. тесно примыкают т. н. Кормовые книги: списки «кормов», т. е. трапез в дни памяти жертвователей монастыря, с поминовением их имен. Состав этих трапез и их объем прямо зависели от объема сделанных вкладов и пожертвований; как правило, «кормы» были обильнее, чем предписывалось столовым О. Кормовые книги по содержанию напоминали столовые О., но одновременно представляли собой реестры вкладов и поэтому были родственны вкладным книгам мон-рей. Также в ряде случаев в рукописях материал богослужебного и столового О. соединен: за указаниями о богослужении в тот или иной день следует перечень блюд на трапезе этого дня либо Кормовая книга включается в богослужебный О. в качестве одной из его глав и т. п. Всё это затрудняет строгую классификацию О. по типам.

http://pravenc.ru/text/2578053.html

Сосновское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (единоверческая). Рождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1832 и 1850. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Курганская область, Шадринский район, с. Сосновское Координаты: 56.306837, 63.626872 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Сосновское село расположено на берегу озера Сосновского, в болотистой местности, поросшей лесами, и от уездного города отстоит в 25 верстах к северу. Почва черноземная, местами солонцы; климат не совсем здоровый. В начале XIX столетия село было заселено раскольниками беспоповцами, имевшими у себя деревянную часовню. В 1832 году здесь был открыт единоверческий приход, которому и передана была часовня, перестроенная с 18 мая по 7 сентября в церковь и освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В церковь перешла утварь и книги из раскольнической часовни, в числе которых было много древнепечатных книг, часть которых сохранилась и до сего времени. Таковы книги: Марковы главы, Москва, 7115 л. при патриархе Гермогене; Церковный устав М. 7118 л. При царе Василие Ив. (Шуйском); Октой часть первая М. 7127 л. в период между патриаршествами; изданные при патриархе Филарете: Триод цветная, 7129; Миней месячных январь, август и ноябрь 7130 л.; Служебник 7141 л., изданное при патриархе Иосифе: Триод постная, 47 л.; Псалтырь с возследованием 7142 л., Минеи месячные – сентябрь, октябрь и декабрь 7144 л., Потребник 7147 л., и изданные при патриархе Иосифе: Служебник 7155 л., Служебный Апостол 7156 л. и Минея общая 7158 л.; Учительное Евангелие Иоанна Златоустого 7129 л. Сверх того, несколько книг, напечатанных в типографиях Супральской, Почаевской и в Клинцах конца XVIII ст., и рукописных крюковатого пения.

http://sobory.ru/article/?object=48322

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010