Священники идут впереди, несут ковчег завета на плечах. Я нигде больше не вижу моря, нигде соленой воды, но подхожу к Иордану под водительством моего Господа Иисуса” 83 . Таким образом, у Оригена переход Чермного моря в некотором смысле прообразовал переход Иордана, который в свою очередь уже прообразовал крещение. События исхода прообразовали собой то, что явилось прообразом “самой реальности”. Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем,так буду и с тобою (3:7). Ориген считает, что эти слова относятся не к Иисусу Навину, а к Иисусу Христу. Иисус прославляется христианином в таинстве крещения, когда погружается в смерть Его и совосстает с Ним от смерти к жизни: “Как велики события прошлого! Перейденное посуху Чермное море, данная с неба манна, бьющие в пустыне источники, данный чрез Моисея закон, многие совершенные в пустыне знамения и чудеса. Однако нигде не сказано, что (через все это — и. А.) Иисус был прославлен. Но когда пересекается Иордан, Иисусу говорится: в сей день Яначну прославлять Тебя пред народом. Действительно, прежде таинства крещения Иисус не превозносится, но от крещения берет начало Его превознесение, которое также и — пред очами всего народа: Все мы,крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим 6:3). Смерть Иисуса совершается в вознесении на крест, поэтому для всякого верного Иисус превознесен не прежде, чем верный достигнет таинства крещения, потому как написано: Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних” 84 . Прославление Сына Божия, типологически сопоставляемое с прославлением Иисуса Навина, связывается Оригеном с прославлением Христа каждым христианином, когда тот принимает крещение, соединяясь со Христом в Его смерти и воскресении. Блаженный Феодорит также усматривает в приведенных словах ясную типологическую связь с Новым Заветом, причем, в отличие от Оригена, акцентирует внимание не на таинстве крещения, принимаемом христианами, а на крещении Самого Христа. “Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый, так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам” 85 . Священники и левиты, несущие ковчег завета, у Феодорита прообразуют собой Иоанна Крестителя: “…потому что он — иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы, несшие кивот, а потом с пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так после того, как Иоанн начал крестить и Иисус Спаситель освятил естество вод, посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное Царствие” 86 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Слова ответа Господа взяты из того места ( Втор.8:3 ), где пророк Моисей, прототип Мессии, внушает Израильтянам исполнять заповеди Божии и помнить испытания, коим подвергал их Господь, как томление голодом и питание манною, дабы показать им, что не о хлебе одном будет (должен) жить человек, но о всяком глаголе исходящем чрез уста Бога 819 будет (должен) жить человек. Спаситель утверждает законность стремления человека к освобождению от назойливых нужд питания тела и к совершенно беспрепятственному служению высшим призваниям духа, по средство к достижению этого не должно быть таким, какое предлагает искуситель и какого желали фарисеи, т.е. внешне-чудесным, подобным манне небесной. Самая эта манна научала грубо-чувственных Иудеев тому, что не из-за хлеба одного должен жить человек, но из-за всего исходящего из уст Иеговы: одежда твоя не ветшала на тебе и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет; и знай в сердца твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына сво- его, – итак храни заповеди Господа Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. Чудесное и беззаботное питание плоти все же есть чувственно-эгоистичное и плотяное вожделение, принижающее и оплотеняющее дух ( Мф.6:21 ). Не хлеб плоти, а Слово Божие, как совершеннейшее и божественное выражение и откровение истинного нравственно-религиозного идеала христианской или богоподобной природы человеческого духа – вот цель, задача и условие, для, при и из-за коих должен жить человек. Не из-за хлеба, не для питания, не при еде и питье только будет жить человек, но из-за Слова Божия, для достижения идеала богоуподобления, при условии нравственного самоусовершения. Искание царства Божия должно стоять на первом месте и нравственно-религиозный идеал должен владычествовать над человеческим сердцем, а хлеб и все чувственно-телесное должно быть в качестве прибавления, только как печальная необходимость следствий греха ( Мф.6:33 ; ср. ст. 19–34; ср. Ин.6:26–27 ). При общем и искреннем увлечении идеалом царства Божия вопрос о хлебе устраняется сам собою: где нет безумцев, собирающих себе, а не в Бога богатеющих, там нет и жизни из-за хлеба одного ( Лк.12:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно Филону Александрийскому (О Декалоге:15–17), Моисей потому получил Закон среди пустыни, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что он не человеческое изобретение, а исходит от Бога — в пустыне нет ни пищи, ни воды, и то, что чудесным образом было получено и то, и другое, убедило народ в том, что через Моисея к нему обращается Сам Бог. В Евангелии от Иоанна изображён аналогичный путь — от чудесного насыщения (6:5–13) к речи Иисуса о хлебе жизни. Рассматриваемый отрывок можно разделить на четыре части. В первой части (ст. 22–27) излагается его суть — сказано о том, что люди больше заботятся о пище для поддержания жизни тела, чем о пище духовной; но есть другой хлеб, который сходит с небес, дар Сына Человеческого, через Которого люди приобщаются вечной жизни. Следующий шаг, как это нередко бывает у Иоанна, есть ответ на недоразумение: люди слышат от Иисуса слово старайтесь и понимают его так, как привыкли: их религия, требованиям которой они стремятся соответствовать, состоит из “старания” совершать предписанные дела, которыми, как они думают, можно удовлетворить Бога. В действительности главное “дело”, которое Бог ждёт от людей, есть вера в Иисуса, и, услышав об этом, народ требует от Него подтверждающего знамения. Знамением Моисея и Ветхого Завета была манна в пустыне — хлеб, пришедший с Небес, и Иисус называет Себя — Сына Человеческого, пришедшего с Небес, хлебом Жизни, который подаётся верующим в Него. Вера в Иисуса, однако, лежит вне пределов человеческих сил: она есть дар свыше. Следующая часть (ст. 41–51) начинается с возражения: Иисус — человек, такой же, как и все, Его семья и происхождение известны; каким же образом Он может заявлять о Себе, что сошёл с Небес? Иисус повторяет, что приход к Нему и вера в Него невозможна для того, кто не привлечён Самим Богом. Он хлеб Жизни, и этим хлебом является Его Плоть, отдаваемая за жизнь мира. Здесь звучит указание на Жертву и на Евхаристию, ещё более ясное в заключительной части. В заключительной части (ст. 52–59) иудеи, ошеломлённые и сбитые с толку словом “плоть”, задают вопрос: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? И Иисус вновь, вместо доступного пониманию Его слушателей объяснения, которого от Него ждут, говорит о необходимости для верующего есть Его Плоть, на этот раз говоря и о Крови. В заключение речи Он говорит о том, что Христос и верующий в Него человек таинственно пребывают друг в друге, и верующий живёт во Христе, как Христос живёт в Отце, и потребляющий с верой Его Плоть и Кровь получает дар вечной жизни. Речь, таким образом, изображает двойное спасительное Божие действие: сошествие с Небес Иисуса как хлеба Жизни и привлечение к Иисусу всех, кто соединится с Ним в вечной жизни. Отрывок обнаруживает некоторое сходство с комментариями на чудо с манной у Филона и в мидрашах и отчасти выглядит как толкование на Пс 77:24 (И одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Спиритуализм, отличавший некоторых греческих философов и характеризовавшийся презрительным или стыдливым отношением к телу, пище, всему материальному и телесному 7 , не был свойственен ни Ветхому Завету, ни учению Иисуса, ни последующей христианской традиции. Непосредственным поводом к беседе о небесном хлебе стало чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами – чудо, которое имело целью утолить физический голод людей. Сам Иисус мог оставаться без пищи длительное время, но не бесконечно: Он знал, что такое алкать ( Мф.4:2; 21:18 ; Мк.11:12 ; Лк.4:2 ) и жаждать ( Ин.19:28 ). И то, что человек нуждается в материальной пище, было для Него и Его слушателей самоочевидно. Но именно потому, что это было самоочевидно, Он и обращается к теме пищи, чтобы сказать людям о Себе как источнике жизни. Его слова о пище, пребывающей в жизнь вечную, остаются для слушателей непонятными, что явствует из их следующего вопроса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Очевидно, они ждут от него списка дел, подобного тому, который Он дал богатому юноше, перечислив (хотя и не полностью) заповеди закона Моисеева: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.19:18–19 ). Вместо того чтобы перечислять добрые дела, Иисус говорит им, что главное их дело – веровать в Того, Кого послал к ним Бог. И здесь происходит то, что нередко происходило с Иисусом: у Него потребовали знамения для доказательства того, что Он истинный Мессия. Обычно на такие требования Он отвечал отказом ( Мф.12:39, 16:4 ; Мк.8:12 ; Лк.11:29 ). Однако в данном случае требование звучит после того, как чудо совершено. При этом собеседники ссылаются на ветхозаветное чудо, похожее на то, которое только что совершил Иисус. Это и дает Иисусу повод начать разговор о том, что слушатели заведомо не могли понять: что Он Сам является хлебом, сошедшим с небес. Он начинает этот разговор с указания на то, что манну с неба давал сынам Израилевым не Моисей, а Его Отец. Однако манна – лишь прообраз того хлеба, который «сходит с небес и дает жизнь миру».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда Христос открыл Иудеям тайну хлеба жизни. Он сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру». Но Иудеи не поняли слов Христа. О каком хлебе Он говорит? каков это хлеб? Если этот хлеб более велик и истинен, чем была «манна небесная», то надо чтобы Христос подавал его людям не временно, а постоянно. И, в недоумении, они сказали: «Господи, подавай нам всегда такой хлеб». Они, конечно, предполагали, что речь идет о материальном хлебе, обеспечивающем земное человеческое существование. Они, видимо, никак не могли предвидеть, что сейчас услышат из уст Христа о Нем Самом... А Христос сказал им: «Я – есмь хлеб жизни». «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». Но и эти слова не были поняты слушателями Христа. Народ недоумевал, что это значит, что Он Сам себя называет " хлебом», и что «Он сошел с небес»? И говорили между собою: «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес»? Слова Христа им казались нелепостью, звучащей как бы даже насмешкой над слушателями. Как, на самом деле, думали они, может быть, чтобы этот человек «сошел» с неба? И как можно верить этим словам и следовать за этим учителем? В синагоге послышались слова ропота и неудовольствия. Но Иисус сказал им: «Не ропщите между собою: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день...» ( Ин.6:43–44 ). Здесь, перед слушателями Христа, встали новые недоуменные вопросы: об Отце, пославшем Мессию, о воскресении из мертвых, о последнем дне, о вере в Иисуса Христа, как обетованного Мессию. Все эти труднейшие для них и таинственные вопросы, конечно, не были доступны для понимания массы всего народа, но для тех, кто были «истинными израильтянами» подобно Нафанаилу и подобно ученикам, принявшим свидетельство и крещение Иоанново, эти вопросы были не новы. Лучшие люди Израиля ждали Мессию и узнавали Его в лице Иисуса Христа. Все историческое прошлое избранного народа было пророчеством о явлении Мессии и о Его искупительной жертве. А последний ветхозаветный пророк, Иоанн Креститель, прямо указал народу на Иисуса, говоря: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира». Пророки все свидетельствовали об Искупителе. Весь народ слышал и видел учение и чудеса Христовы – все были научены Богом. Но те кто не принял Крещение Иоанново, кто окаменил сердце свое, -те, конечно, ничего не поняли и понять не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 3-й седмицы по Пасхе Ин., 23-е зач., 6: 48–54 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.   Господь – хлеб, прообразом и символом которого была манна. Манны было достаточно для всех. Так и у Христа достаточно благодати для всех верующих в Него. Кто собрал много манны, не имеет лишнего – для употребления ее в своем служении. Кто собрал мало, узнает, что не имеет недостатка, когда достигнет славы небес. Дух Святой открывает нам здесь и за каждой Божественной литургией пасхальный пир веры, непостижимое единство с Богом, таинственнейшее и теснейшее, не сравнимое ни с чем, что может быть на земле. Господь отдает Свою плоть и кровь за жизнь мира. Его плоть и кровь – искупление мира от греха. И предложение вечной жизни всему миру. Потому плоть и кровь Сына Человеческого являет Христа и Христа распятого. Дар Его искупления. В ней – обетование Нового Завета и вечной жизни. Вечная жизнь куплена для нас дорогою ценою – Его телом ломимым и Его кровью проливаемой – во оставление грехов. Это – пища и питие для нас. До этого Господь сравнивает Себя с хлебом – с тем, что питает человека. Его плоть – не видимость и не тени, которыми мир прельщает прилепляющихся к нему. Это истинная пища и истинное питие. «Наше учение согласно с Евхаристией. И Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение», – говорит святой Ириней Лионский. Принятие плоти и крови Христовой неотделимо от принятия верою всего, что говорит и делает Христос. Это духовное вкушение начинается с алкания и жаждания Христа и правды Его. «Дайте мне испить из этого источника, или я умру» – таково состояние души, истинно ищущей Бога. Недостаточно изобразить истину – надо дать силу жить по ней. Нарисованный хлеб не может никого напитать. Христос – истинный хлеб, но и на такой хлеб недостаточно только смотреть – надо вкушать его. Чтобы узнать, как сладка жизнь, как благ Господь. Он питает нас и через обычную пищу. Но здесь тайну нашего ядения и пития Он делает таинством. Духовное возрастание и крепость нового человека зависят от принятия этой небесной пищи.

http://pravoslavie.ru/3228.html

Тот, чьё происхождение от земных родителей всем известно, не может быть сшедшим с небес. Возможно, здесь характерная Иоаннова ирония, ср. 7:41–42: если бы слушатели знали настоящие обстоятельства Рождества, они признали бы вероятным, что Иисус сшел с небес; впрочем, в четвёртом Евангелии о девственном рождении не говорится прямо. Тем не менее факты сами по себе не рождают веры, о чём говорится в следующем стихе: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец — именно поэтому разговор о происхождении Иисуса с неверующими лишён смысла; ср. у синоптиков (Мк 10:27; Лк 18:27) о невозможности человеку решить задачу жизни и веры собственными усилиями. Если не привлечет его Отец — ветхозаветная параллель в Иер 31:3 простер к тебе благоволение, где в Септуагинте тот же глагол. У пророков написано: и будут все научены Богом — см. И все сыновья твои будут научены Господом (Ис 54:13); ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:9, ср. Авв 2:14); вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33 о Новом Завете). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца — сказанное в предыдущем стихе не означает, что человек способен непосредственно познать Бога и вследствие этого обратиться к Иисусу. Только Посредник между Богом Отцом и человеком — Иисус обладает истинным знанием Бога. Итог всему отрывку подводится в ст. 47–51, причём в ст. 51 возникает слово Плоть, которое ошеломляет и возмущает слушателей. Как обычно в Ин, такая реакция служит отправной точкой для развития следующей темы, о хлебе жизни. Хлебом жизни некогда была манна, но она, спасая от голода в пустыне, не заключала в себе дара вечной жизни: те, кто ел её, умерли. Не таков небесный хлеб, который получают верующие в Иисуса: те, кто его ест, получают жизнь вечную. Несомненно, речь идёт о Евхаристии (ср. Мк 14:22 Сие есть Тело Мое; Мф 26:26; Лк 22:19; 1 Кор 11:24), однако не случайно, что Евангелист не даёт тут никаких прямых указаний на Тайную Вечерю: его задача — открыть смысл Евхаристии в контексте Личности и служения Иисуса Христа, чтобы верующие не воспринимали Хлеб и Вино как некие магические снадобья, сами по себе, без подвига веры, дающие бессмертие.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

У горы Хорива евреи, снова долго не находя воды, стали роптать на Моисея и готовы были побить его камнями. По повелению Божию, Моисей взял с собою некоторых старейшин Израилевых, пошел с ними к горе и ударил жезлом по скале. Из камня тотчас потекла в изобилии вода. У той же горы на евреев напали амаликитяне. Моисей выслал против них ополчение под предводительством Иисуса Навина, а сам взошел на вершину холма и молился, воздевая руки к небу. И когда Моисей поднимал руки свои, евреи побеждали, а когда опускал, одолевали амаликитяне. Но руки Моисея устали, так как сражение продолжалось целый день. Тогда Аарон и Ор посадили Моисея на камень и поддерживали руки его до захода солнца, пока Иисус Навин не победил амаликитян. Описанные чудесные события по пути евреев к Синаю были прообразом тех великих милостей, которые Бог оказал людям в Новом Завете. Древо, усладившее воду, предуказывало на древо креста, услаждающее верующих в скорбях здешней жизни. Манна была прообразом истинного, небесного хлеба, преподаваемого нам в таинстве Причащения, т. е. Тела и Крови Христовых ( Иоан. 6, 31–58 ). Вода, истекшая из камня, прообразовала благодать, обильно излившуюся в мир через Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 10, 4 ). Распростертые руки Моисея предуказывали на непобедимое оружие верующих – животворящий крест. Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израилъ, – крестообразными Моисеевыми руками амаликову силу в пустыне победил есть. – 1-я песнь воскресного канона 4-го гласа. 29. Дарование закона на горе Синае На второй месяце по выходе из Египта, евреи пришли к горе Синаю. Здесь Господь объявил им через Моисея: «вы видели, что Я сделал египтянам и как носил вас, как бы на крыльях орлиных. Итак, если вы будете соблюдать завет Мой, то будете Моим народом из всех народов». Евреи единодушно обещали исполнить все, что повелит Господь. В 50-й день по выходе из Египта густое облако покрыло вершину горы, засверкали молнии, послышался гром и трубный звук, и Господь изрек Свой закон в десяти заповедях.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Усердие говения первых дней Великого поста ныне увенчано благословенной Трапезой – в снедь и питие преподаны Пречистое Тело и Пречистая Кровь нашего Спасителя. Все причастники освящены Святыми Таинствами и пребывают в лучезарных венцах Господа Славы. Ныне нет для них греха, нет мрака! Господь простил все согрешения, простил беззакония, простил все неправды и духовные нестроения! И вера ваша чистосердечным покаянием и молитвенным воздыханием засвидетельствована сегодня пред Небесным Отцом. Оттого для причастников, обретших звание истинных членов Церкви Христовой, все так радостно, все исполнишася света – как в Пасху Христову. Никто из вас, братья и сестры, не может сказать, что не знает, насколько значительно принятие Святых Христовых Таин для каждого христианина. Никто из вас не может отрицать несказанного величия Святого Дара. Вспомним, как во время странствования еврейского народа в пустыне Синайской, Господь послал Своему народу, во укрепление сил телесных, манну с неба. Зрелище было столь необыкновенным, удивительным, потрясающим, что люди в недоумении вопрошали: Что есть сие? в ответ Моисей произнес: Се хлеб, егоже даде вам Господь ясти! ( Исх.16:15 ). Но насколько же выше та Манна, которую нам с вами по неизреченной Своей милости посылает Господь сегодня?! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждый из нас знает, что в Евхаристии под видом хлеба преподается само Пречистое Тело Христово, а под видом вина – Его Святая Кровь. Спросим себя, откуда в нас это знание? Не от Павла, не от Иоанна, хотя слова святых апостолов о Причастии немало дают нашей душе, уму и сердцу. Но истину нам, а в нашем лице всему верующему в Бога человечеству, все-таки открыли не они, а Сам Господь наш Иисус Христос! Это Он, Спаситель, говорил ученикам: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин.6:51 ). Только подумайте, какую Трапезу сегодня мы сподобились вкусить! И сколь значимо обетование, данное Господом всем верным чадам Церкви Христовой: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Вот она сила Божественной Любви – обещание блаженной вечности и всеобщего воскресения! Так что же нам переживать и страшиться лишений и говения Великого поста?! У всех постящихся, смиряющих свою плоть воздержанием в пище и питии, есть гораздо более благодатное утешение Спасителя, возвещающего: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь моя истинно есть питие. Ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:55–56 ). Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Это говорит о том, что нельзя безнаказанно заглушать голос души, голос своей совести. Вот о какой пище духовной говорил Господь Иисус Христос: Его выслушали и очень плохо поняли и сказали Ему. «Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 28–29). Вот это первейшее и важнейшее из всех дел — веровать в Бога Отца и в Сына Божия, Которого Отец послал. Выслушали люди, и странными показались им Его слова: почему должны они веровать в Него? И сказали Ему: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?» Им нужно было знамение, нужны были доказательства, их сердца еще не знали любви Христовой. «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть,  — это было настоящее знамение, что Моисей дал им хлеб с неба. — Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес». Манна не была истинным хлебом Божиим, она была только прообразом того Истинного Хлеба, который даст им впоследствии Бог. «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6, 30–33). Вот о каком хлебе говорил Господь Иисус Христос, вот о какой пище нетленной. Вот каково внутреннее значение великого чуда насыщения пяти тысяч человек. Господь этим чудом подготовлял сердца человече-ские к пониманию того, что есть иная, Божественная. вечная пища, пища для души; подготовлял к пониманию того, что Он Сам, Сын Божий, есть эта пища, Сам есть Хлеб, сшедший с небес, что Он отдал Свою Плоть за жизнь мира. Вот это запомните. Вспоминайте почаще эту великую евангельскую историю о насыщении Господом огромной толпы народа. Помните, что она знаменовала ту пищу небесную, без которой не может жить душа. Помните, что души ваши голодны, что они нуждаются в пище небесной, пище совсем, совсем другого порядка, чем пища телесная, и никогда не оставляйте душу без этой пищи, как не оставляете без пищи тело ваше. Помните, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010