. Очень интересное выражение: «все крестились в Моисея» . Оно, конечно, не прямое, а прообразовательное.     «И все ели одну и ту же духовную пищу (так ап. Павел называет манну) , и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» . Тем самым апостол указывает на прообразовательное значение всех этих событий.   Там же, 10:11 — «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» . И еще одна цитата — Ин 6:31–35, 48–58. Посмотрите ее сами. Опорные стихи: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (49–50). Это опорные стихи. А в целом в этих отрывках объясняется весь смысл этих событий.     Вывод таков: манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии. ЛЕКЦИЯ 13 Дарование Синайского Закона. Дарование Синайского закона — одна из самых важных тем Ветхого Завета. Исторический опыт показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестает достигать сердца человека, которое ожесточается и делается жестоким и несправедливым, и человек становится неспособным обуздывать свои страстей. Воля его постоянно ведет и толкает ко греху, и человек все более и более погружается в бездну греха.   «Для чего же закон?  — спрашивает апостол Павел, и отвечает, — он дан после по причине преступлений» (Гал. 3:19). Таким образом, мы можем сказать, что закон был дан вследствие увеличения греха. И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным.   Синайский закон должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его жить согласно предписаниям Божией воли, делаться праведным и святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Писание говорит, что нет. В Откровении говорится, что побеждающему будет дана манна сокровенная (см. Отк. 2:17 ), в противоположность, возможно, «той» манне, которая была явной для всех. Человек и в Раю должен будет питаться, хотя и не так, как сейчас. Ничем не питаться означает быть самодостаточным и иметь жизнь в себе. Никто из сотворенных существ таким не является. Ангельский мир питается благодатью или, как можно сказать после Григория Пала-мы, Божественными энергиями. Человек совмещает в себе свойства и ангела, и животного. Как животному ему сегодня нужна земная пища. Но, как духовному существу, ему всегда была и будет нужна пища духовная, так как не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ). Нужда в духовной пище подтверждает духовное родство человека с ангельским миром. И о манне в Псалмах сказано: И одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб Ангельский ел человек ( Пс. 77:24-25 ). Святые Тайны Христовы являются истинным Ангельским хлебом, поскольку это хлеб одновременно и земной, и благодатный. Он двояко питает двусоставного человека, питает и его тело, и его душу. Как планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, так жизнь Церкви вращается вокруг евхаристической Чаши. Эта пища дает нам возможность не умереть от специфического голода здесь, в пустыне временной жизни. Она же, эта пища, готовит нас к жизни будущей и еще на земле делает причастниками дара небесного и сил будущего века (см. Евр. 6:4-5 ). Во всё время странствования, как заповедь, должны звучать в сердцах христиан слова Спасителя: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Ин. 6:27 ). Наедине с самим собой О жестокости Ветхого Завета Ветхий Завет правдиво жесток; жесток, как сама жизнь. Человек, открывший Библию с мыслью о том, что это книга любви, может с содроганием закрыть ее, столкнувшись с некоторыми картинами Ветхого Завета. Бог казнит грешников, над согрешившими праведниками изощренно издеваются враги. Сами праведники, одержав победу, ведут себя так свирепо, что возникает соблазн усомниться в их праведности. Что всё это значит?

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

По окончании потопа им было определено плодиться и размножаться, и от сыновей Ноя «населилась вся земля» ( Быт.9:19 ). Из послепотопной жизни Ноя и его семьи подробно описан лишь один эпизод, благодаря которому имя Хама стало нарицательным. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» ( Быт.9:20–23 ). Узнав, что Хам надругался над ним, Ной проклинает в лице Ханаана, сына Хамова, все его потомство: «…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространится Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт.9:25–27 ). Имена собственные потомков Ноя являются одновременно наименованиями целых народов: так, «землей Хамовой» назван Египет: «…тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову» ( Пс.104:23 , см. также 77:51, 104:27, 105:22. О Хаме см. также 1Пар.1:4, 8 ). Хлеб насущный ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ см. также МАННА НЕБЕСНАЯ ; НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ Как собирательное понятие, распространяется на все, что служит поддержанию физического существования человека; повседневно необходимое пропитание, предмет забот и трудов («заботиться о хлебе насущном», «трудиться ради хлеба насущного»). Как образное выражение, применимо к духовным ценностям: сравнение с хлебом насущным подчеркивает их первостепенную значимость для человека, общества. В молитве Господней, начинающейся словами «Отче наш», одно из прошений звучит так: «…хлеб наш насущный дай нам на сей день» (в слав. Б .: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» — Мф.6:11 , ср. Лк.11:3 ). То, что понятие «насущный» еще раз подчеркнуто словами «на сей день», обстоятельство не случайное. В этой строке выразилась идея упования на Бога, в свете которой излишняя забота о завтрашнем дне есть выражение недоверия к Нему.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Под “небесным хлебом” в иудейской традиции понималась манна как образ Слова Божиего и Премудрости (у Филона — Логоса). Мотив небесной пищи, дарующей бессмертие, встречается и у греков начиная с Гомера, и в древних восточных религиях. Приходящий ко Мне и верующий в Меня означают здесь одно и то же; не будет алкать… не будет жаждать никогда — ответ на просьбу подавай нам всегда такой хлеб. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет — средний род p©n ‘всё’ вместо ожидаемого мужского ‘все’ подчёркивает единый, собирательный характер дара. Ко Мне придет — глагол ‘приходить’ здесь стоит рядом с синонимом ( тХп приходящего), такое сближение синонимов, например, и file‹n ‘любить’, типично для Иоанна. Приходящего ко Мне не изгоню вон — воля Отца предшествует человеческой воле, но свободное решение человека определяет его судьбу, ибо Иисус никого не отвергает по прихоти или произволу. Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца — эпизод в Гефсимании отсутствует в Ин, но основная мысль его (Мк 14:36 и параллели у других синоптиков) — одна из основополагающих в четвёртом Евангелии. Из того, что Он Мне дал, ничего не погубить — ср. Мф 18:14. Воскресить в последний день — мысль раскрывается в следующем стихе: верующему дано уже в этом мире приобщиться к вечной жизни (5:24), а в последний день восстать из мёртвых. Здесь, как и в 5:24–29, говорится и об обладании в настоящем, и о надежде на будущее; нет причин думать, что для Евангелиста один аспект был важнее другого. Видящий Сына и верующий в Него — здесь говорится об особом видении или созерцании Христа (6:62; 12:45; 14:19; 16:10,16–17,19), и, в отличие от 20:14, видение и вера не противопоставлены, а дополняют друг друга. Возроптали на Него Иудеи — как и в пустыне против Моисея (Исх 16:2,8). В очередной раз недоразумение или ропот слушателей предшествуют новому повороту речи. Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? — ср. Мк 6:3 и параллельные места.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

«Поле Цоан» – главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса. Пс.77:18 .  искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне «искушали Бога в сердце» – обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их. Пс.77:24 .  и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Пс.77:25 .  Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Манна называется «хлебом небесным», так как была послана с неба. – «Хлеб ангельский ел человек», т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она «подаваема была ангелами» (блаженный Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны. Пс.77:27 .  и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: «Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых» – обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне. Пс.77:34 .  Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, Как только евреев постигали бедствия, они «с раннего утра», тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной. Пс.77:36 .  и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; «Льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним», означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога. Пс.77:49 .  послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; «Посольство злых ангелов» – не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Превосходство Ходатая Нового Завета Христа свидетельствует о превосходстве самого Нового Завета ( Евр.8:6 ). Чтобы показать это превосходство, ап. Павел приводит свидетельство самого Ветхого Завета. Господь устами пророка Иеремии объявляет Своему народу намерение утвердить с ним новый завет, написанный уже не на скрижалях каменных, безжизненных, но на скрижалях сердца. »...Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Евр.8:10 , Иер.31:31–34 ). Новый Завет открывает большую близость Бога к человеку, взывает к духу и сердцу человека. В нем главное – уже не закон, заповеди и жертвы, но милость, прощение грехов, примирение с Богом, нисхождение Бога к человеку для того, чтобы и человек взошел к Богу, опытно достигал Богопознания ( Евр.8:11–13 ). б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв (Евр.9:1–10) Для лучшего осмысления новозаветного служения и жертвы Христовой ап. Павел сопоставляет их с устройством ветхозаветной скинии и ее жертв. Все предметы, которые в ней находятся, говорят о несовершенстве служения: скрижали каменные, безжизненные и манна небесная напоминала о непокорство иудеев: когда они возроптали, Моисей разбил скрижали ( Исх.32:19 ); манну же повелел положить в златой сосуд для напоминания о пище Господней ( Исх.18:32 ); жезл Ааронов процветший был положен тогда, когда они возмутились ( Чис.17:8 ); и само отделение «святого» от «святая святых», куда входил один первосвященник и то однажды в год, указывало на невозможность приблизиться к Богу. Закрытая «святая святых» означала, что небо еще закрыто, т. е. совершенное недоступно для народа. Таким устройством скинии «Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» ( Евр.9:8 ) (этот стих ( Евр.9:8 ) подтверждает предположение, что ко времени написания Послания Иерусалимский храм еще не был разрушен. И пока он стоял, он напоминал, что небо было закрыто для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Преподобный Макарий Желтоводский Унженский (25 июля) «Однажды, когда путники сильно устали и проголодались, им попался лось, и они захотели его заколоть. Это было на берегу реки Унжи. Однако преподобный Макарий не благословил за­колоть его, потому что в то время был пост Апостольский. Но, чтобы отметить пойманного лося, преподобный Макарий велел надрезать ему кончик уха. По милости Всемощного, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. И 29 июня, когда пост окончился, этот самый лось оказался опять среди толпы . Тогда его закололи, и путники подкрепили свои силы» с. 435]. В Библии засвидетельствовано, что когда народ еврейский возроптал на Бога в пустыне, желая насытиться мясом и вспоминая котлы мясные, которые они имели в Египте, Господь сотворил знамение – послал им в пищу птиц. Подобный эпизод происходил дважды. Первый раз – в пустыне Син, в пятый месяц по выходе из Египта. Исход, гл. 16 11. И рече Господь к Моисею глаголя: 12. Слышах роптание сынов Израилевых; рцы к ним глаголя: к вечеру да снесте мяса и заутра насытитеся хлебов и увесте, яко Аз есмь Господь Бог ваш. 13. Бысть же вечер, и приидоша крастели и покрыта полк. 11. И сказал Господь Моисею, говоря 12. Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан. Это было последнее «заговенье на мясо», дарованное Господом утешение обильной мясной пищей. Действительно, со следующего дня питанием израильтян стала манна небесная, посылаемая им от Бога в течение сорока лет пребывания в пустыне. Второй раз Бог проявил Свое всемогущество и послал евреям птиц в пустыне Фаранской близ Асирофа в месте, которое именуется в Библии Гробы похотения ( Числ.11:34 ). Евреи в то время сильно возроптали на Бога и прогневали Его. Священное Писание свидетельствует, что Господь тогда, посылая птиц, покарал израильтян язвою за то, что они предпочли питаться не манной, но обычной мясной пищей, которая еще была в зубах их. Однако это никак не умаляет чудесного знамения, которое Бог явил, посылая Своим людям в пустыне обильное питание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Причащение У меня есть слово к тем, которые удаляются от Чаши Христовой, то есть от Божественного Причащения Тела и Крови Христовой, и не хотят причащаться их часто. Но что я говорю: не хотят часто; они не хотят причащаться и редко: ни разу в год, в два, в три, как говорят мне об этом многие. Некоторые уже не причащаются десять лет, другие двадцать, а иные и всю жизнь свою не знают, что значит причаститься Божественных Таин, разве только, будучи младенцами, когда их крестили, причащались, но и этого они не помнят. О какое нерадение о душе своей и не боголюбие! О холодные, как лед, сердца, нисколько не имеющие духовной теплоты! (1) Посмотрим, как велико приобретение и польза от Причащения Чаши Господней и, наоборот, как велика потеря от непричащения? Сам Господь Своими пречистыми устами так говорит во святом Евангелии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ), – вот в чем приобретение. Наоборот: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ), – вот в чем лишение. Теперь всякий пусть смотрит и рассудит, что лучше: приобрести ли Причащением Чаши Господней жизнь вечную или же непричащением Чаши Господней потерять жизнь вечную? Чаша Господня – это жизнь, и жизнь вечная, ибо вкушающий ее, по слову Господню, «будет жить вовек» ( Ин. 6:51 ). Без Чаши же Господней последует вечная смерть, ибо уста Господни говорят: «не будете иметь в себе жизни». Чаша Господня – это Царство Небесное, согласно слову Господа: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею» ( Лк. 22:29–30 ), – а того, кто не имеет Чаши Господней, постигнет геенна, поглощающая изгнанных из Царства. Чаша Господня – это сообщество с Ангелами. Ведь если древняя манна была названа ангельским хлебом 42 не потому, конечно, что она была вкушаема Ангелами, ибо они, как бесплотные, не нуждаются в пище, но потому, что была приготовлена и свыше ниспослана по повелению Божию служением Ангелов, то тем более Тот, Который говорит о Себе: «Я есмь Хлеб, сшедший с небес» ( Ин. 6:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пс.102:6 .   Господь творит правду и суд всем обиженным. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым». Ибо «не от дел праведных, их же сотворихом мы, – как говорит божественный Апостол, – но по Своей Его милости, спасе нас, банею пакибытия, и обновления Духа Святаго» ( Тит. 3, 5 ). И увидев, что потерпели мы обиду от врага истины, нам обновил источники милости, а на него произнес правдивый приговор. Пс.102:7 .   Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои. «Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Но не по раскаянию устроил нам сие спасение, напротив того издревле предвозвестил сие чрез Пророков, и чрез божественнаго Моисея предначертал наше спасение. И море стало прообразом всесвятаго крещения, камень – сению безсмертных токов, а манна – изображением небесной снеди; и не перечисляя всего в подробности, скажем, что можно найти предызображенным у них и иное. Пс.102:8 .   Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». А причиною сих благ, говорит Пророк, – бездна Божией благости, неизмеримая милость, море человеколюбия. Пс.102:9 .   Не до конца гневается, и не вовек негодует. Пс.102:10 .   Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. «Не до конца прогневается, ниже в век враждует» : «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам». Не восхотел соразмерить наказание с нашими грехами и еще продолжать гнев Свой на нас. Пс.102:11 .   Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его. Пс.102:12 .   Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» : «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша». Если бы Пророк нашел разстояния более далекия, то, конечно, их и представил бы на среду, стараясь показать безпредельность Божией благости. Но человеческий помысл не нашел ничего, что было бы выше неба, и имело более далекое разстояние, чем восток от запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Игнатий (Душеин) Почитание святых Церковью Христовою очень часто вызывает критику и нападки на нее со стороны представителей как некоторых других религий (например, мусульман), так и некоторых конфессий, относящих себя к христианам (протестанты всех мастей). Не есть ли это почитание “от человеков”, а не от Бога? Для начала вспомним, чем отличается почитание от поклонения. Поклоняться можно только одному Богу – Источнику жизни, Создателю и Спасителю. “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” – ответил Христос на искушение диавола в пустыне 1 . Но святым не поклоняются, святых почитают (то же самое можно сказать в отношении икон). Еще в Ветхом Завете, при даровании Моисеева законодательства, было заповедано кроме поклонения Богу еще и почитание тех вещей или даже людей, через которых Бог совершает свои благие дела. Например, само создание скинии, а позднее Храма, все богослужение Ветхозаветной Церкви, предполагало почитание и благоговейное отношение ко многим вещам, которые сами по себе Богом никак не являлись: Ковчег Завета, манна, скрижали, жезл Аарона, Храм Иерусалимский и т.д. Эти предметы призваны были служить внешними знаками поклонения Богу, возводить к Нему ум человека, были как бы некими вещественными посредниками в общении человека с Богом. После того, как Бог стал видим, изобразился во Христе, который “…будучи сияние славы и образ ипостаси Его 2 ”, “…есть образ Бога невидимого 3 ”, такими предметами почитания стали святые иконы. Так же заповедь о почитании родителей является формой Богопочитания, так как почитая родителей, человек призван почтить Того, Кто через них даровал ему жизнь. Почитались угодившие Богу люди и до Рождества Христова. Иногда даже Самого Бога называли по имени этих людей. Сам Господь говорил юноше Иакову, будущему патриарху Израилю: “Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака…” 4 . Называл Бога по имени людей и Иисус Христос 5 . Говорил Он также и о том, что святые праведники в Небесном царстве будут занимать особое положение: “…тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” 6 .

http://azbyka.ru/pochemu-cerkov-pochitae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010