Здесь мы видим, что оптимизм Досифеевской просвещенности, так же как и оптимизм всей европейской Просвещенности, основанные на разуме и познании природы, черпают свою силу, сознательно или бессознательно, из того, чем христианство веками наполняло сознание европейского человека – из веры в Бога Творца, Законодателя и Промыслителя. Богоподобие, доброта и истинность естества и разума причинно связаны с Божественным действием. У Досифея присутствуют элементы деизма, хотя он и не совершенный деист, так как ярко подчеркивает действие Промысла Божия в своей жизни. Он видит во всей своей жизни «невидимую десницу благого Промысла», который ведет его и управляет им, и проливает «сладко-сердечные слезы благодарности» когда размышляет о «> великой милости небесного Промысла» (То же, стр. 11, 60б). Он благодарит Бога за то, что Он «до сего» его привел и знает, что Он всегда будет помогать ему «вечной Его мудростью предписанным, правилам следуя, поступать и жить» (То же, стр. 72а). 9 . Такое понимание Божественного промысла, показывает, что Досифей не всегда последователен в своем рационализме, несмотря на свою приверженность ему. Хотя не всегда достаточно последовательно и открыто, он, однако, сторонник разума, как мерила Самого Бога и всего, что Божие. Больше того, он обусловливает Бога, человеком и его разумом. Хотя природа от Бога, она обладает собственной автономностью по отношению к Нему; она исчерпывает собой Его действие и ограничивает Его своими «святыми законами». Досифей утверждает даже и такое – если бы на свете не было разумных творений, вечный Бог – чьим Богом бы Он был? Его благость, милосердие и праведность, обусловлены и существуют потому, что существуют разумные существа, которые их принимают (То же, стр. 266). Сама «словесность» человеческого разума – дар природы, а ее «расширение, просвещение и украшение» достигается наукой, без которой словесность осталась бы подобно золоту, зарытому в землю и перемешанному с землей (То же, стр. 428б). Насколько далеко ушел Досифей в своем рационализме и ограничении всего законами естества, видно из того, что даже Царство Божие он отождествляет с «просвещением разума».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Епифановича 1267 . Какая из этих точек зрения более соответствует истине, трудно сказать, ибо для Максима Исповедника были характерны емкие и содержательные по мысли, но краткие рассуждения, иногда представляющие собою замкнутые сентенции, очень часто они «размыкались» общей идеей и были взаимосвязаны – именно в таком духе и написаны «Главы». Несомненно одно: фрагмент, вошедший в «Изборник», явно принадлежит Максиму Исповеднику . 9 . «Максимово от главизн» (л. 68б-68в) Данная статья является компиляцией из трех глав произведения «О любви». Начало – гл. IV, 95 (PG. Т. 90. Col. 1072), средняя часть (со слов «и егда ти») – гл. II, 42 (PG. Т. 90. Col. 1000), а окончание (со слов: «да любо собою ны») – гл. II, 13 (PG. Т. 90. Col. 988). Имеется ряд разночтений. 10 . «Максимово от главизн» (л. 72а-72б) Это – целиком гл. II, 91 того же сочинения (PG. Т. 90. Col. 1013–1016). Налицо изменения и пропуски в сравниваемых текстах. Кроме того, в Коаленовском списке добавлено целое предложение по сравнению с «Патрологией», но оно отсутствует в «Изборнике». 11 . «Максимово от главизн» (л. 1146–114в) Статья опять же есть сочетание двух глав из «О любви»: начало (кончая словами «вина помышляя») есть гл. II, 46 (PG. Т. 90. Col. 1000), а окончание – гл. II, 66 (PG. Т. 90. Col. 1005). Разночтений практически нет. 12 . «Максимово от неведомых» (л. 144а-145а) Это – большая выдержка из «Вопросоответов к Фалассию» (вопрос 26); критическое издание первой части данного фундаментального труда Максима Исповедника недавно осуществили К. Лага и К. Стил 1268 . Сравнивая с этим изданием, можно сделать вывод, что текст и в Коаленовском списке, и в «Изборнике» сильно сокращен и имеет ряд купюр. В «Изборник» вошли строки: 14–38,46–47,50–54, 153–166; если учесть, что весь «вопрос» по указанному изданию содержит 245 строк, то следует констатировать, что в «Изборнике» представлена менее чем четвертая часть его. Фиксируется и много разночтений. 13 . «Максимово еже от поспешных главизна» (л. 205а-205б) Статья есть гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Поскольку в Септуагинту включена апокрифическая (в православной библейской традиции она считается не апокрифической, а неканонической. — Пер.) греческая книга Ездры, поставленная в ней на первое место, так наз. “Eздpa-I” (в синодальной Библии — Вторая книга Ездры. — Пер.), здесь мы назовем Eздpa-II книгу, объединяющую в себе книги Ездры и Неемии. Разделение ее было осуществлено в христианскую эпоху; ему последовала и Вульгата, в которой Eздpa-I — это книга Ездры (соотв. Первая книга Ездры. — Пер.), а Eздpa-II — книга Неемии; греческая книга Ездры (то есть Вторая книга Ездры. — Пер.) называется в ней Eздpa-III. Называние этих книг по их главным персонажам Ездре и Неемии — еще более позднего происхождения: оно появляется в печатных изданиях масоретской Библии. Как было сказано, книги Ездры и Неемии — это продолжение труда автора Паралипоменона. После пятидесяти лет плена, о котором автор-хронист не говорит, он вновь подхватывает нить своего исторического повествования в тот момент, когда по предписанию Кира (538 г. до Р. Х.) евреи получили разрешение вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить здесь Храм. Тотчас же началось обратное переселение, но работы в Храме были прерваны из-за сопротивления самарян и продолжились только при Дарии I; Храм был завершен в 515 г. до Р. Х. В течение следующего полувека те же самаряне препятствовали всем попыткам восстановить стены Иерусалима (1 Езд 1–6). При Артаксерксе I Ездра, чиновник, ведавший при персидском дворе всеми делами, связанными с евреями, прибывает в Иерусалим с новым караваном репатриантов. Он снабжен документом, уполномачивающим его ввести в действие среди общины закон Моисеев, признаваемый законом царей. Он должен принять строгие меры против тех евреев, которые женились на иноземках (1 Езд 7–10). После этого Неемия, виночерпий Артаксеркса, получает царское поручение идти в Иерусалим, чтобы восстановить городские стены. Работы, несмотря на враждебное сопротивление, ведутся быстро и город вновь заселяется (Неем 1:1–7:72а).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Термином " безусловное " Кубицкий переводит здесь греческий термин anypotheton. Ср. " Аналитики " (Anal. post. 12, 72а 16): " То [положение], которое необходимо иметь тому, кто будет что-нибудь изучать, я называю аксиомой " . Таким образом, беспредпосылочное начало Платона есть одно из самых элементарных утверждений всякой логики; и речь может идти только о его содержании, которое у Платона мыслится в виде нерасчлененности рационального и иррационального, положительного и отрицательного, поскольку эти расчленения не изначальны, но возникают только в процессе мыслительного систематизирования. Особые трудности, наконец, представляет собою платоническое отождествление мышления и света, идеи и светового луча. Правда, сам Платон, как мы видели выше, не раз говорит о том, что мышление относится к области ума, а свет к области материальных тел. Тем не менее в своем беспредпосылочном начале Платон, однако, отождествляет эти две области в одной нераздельной точке, из которой, по его учению, путем раздвоения и расчленения как раз и истекает мышление, как и свет. Для нас такое отождествление ума и света есть просто поэтическая метафора. В таком виде обычно и представляют себе это основное платоническое учение. Однако историк философии и эстетики встречается здесь с большой трудностью. Платон ни в каком случае не признал бы, что свет есть только метафора мышления или что мышление есть метафора света. Для него здесь не метафизическая конструкция, но самое подлинное отождествление - и онтологическое и гносеологическое. Как здесь быть? Неужели все это опять приписывать досужей фантазии философа, которому недоступны научные методы мысли? Здесь возникает опасность всю вообще человеческую историю свалить в мусорный ящик мертвых идей! Систематичность философии Платона неимоверно преувеличена как почитателями Платона, так и его порицателями. Всегда мало учитывали, что философия Платона, скорее, является какой-то мощной лабораторией мысли, огромным и внушительным горнилом философии, кипучим и восторженным исканием истины, весьма далеким от конечных выводов и окончательных формулировок.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

См. Adam., op. cit., 46; Adhèmar d " Alès. La theologie de Tertullien Р. 216. Более настаивают католические авторы на том, что будто Тертуллиан говорит о преимуществах апостола Петра, основателя Римской Церкви. См. особ.: Adhèmer d " Alès, op. cit. Р. 216–218. Cfr.: Р. Batiffol. L’eglise naissante. Р. 333, not. 1; Turmel. Tertullien. Р. 281. Однако уже Adam признает, что апостольское достоинство Римской Церкви Тертуллиан обосновывает проповедью и страданиями трех апостолов, а не одного Петра (op. cit. 46). Знаменательно, что Тертуллиан никогда не говорит об основании Римской Церкви одним апостолов Петром. Эта мысль вообще была чужда древней Церкви. См. цит. Статью F. Iaskowski. – Revue intemationale de theologie. 1909. Р. 335–336. Cp. Заключительный вывод Е. Michaud: la doctrine romaine sur le pape comme fondement infaillible de l " eglise et comme dèpositaire de I’ autorite divine et absolue du Christ est fausse et antichretienne. – Revue internationale de theologie. 1905. Р. 270. 857 Iren. Contra haer. IV, 33, 7: «Qui sunt extra veritatem, id est extra Ecclesiam». – PG. Т. 7. Col. 1076В–С. Сочинения. С. 409. 858 Tertull. De praescr., 44: «Quid ergo dicent, qui illam stupraverint adulterio haeretico, virginem traditam а Christo?» PL. Т. 2. Col. 72А. 859 De praescr. С. 4: «Nunc sunt haereses, non minus doctrinarum perversitate Ecclesiam lacessantes». – PL. Т. 2. Col. 18В. Cfr.: С. 42: de veritatis destructione (col. 69B). 860 De praescr. С. 6: «Sed et in omni pene epistola de adulterinis doctrinis fugiendis inculcans, haereses taxat: quorum opera sunt adulterae doctrinae». PL Т. 2. Col. 20B. Cfr.: Contra haer. III, 3, 4. PG. Т. 7. Col. 854А Сочинения. С. 224. 863 Contra haer. III, 24, 1–2. PG. Т. 7. Col. 966C–967A Сочинения. С. 312–313. Относительно Тертуллиана переводчик его сочинений на немецкий язык К Kellner утверждает, что, по его словоупотреблению, ересь отличается от Церкви не учением, но организацией. См.: Tertullians samtliche Werke. Bd. 2. Koln, 1882. S. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Тем временем Неемия утвержден наместником. Ездра торжественно читает народу Закон, празднуется праздник кущей, народ кается в своих грехах и обязуется соблюдать Закон (Неем 7:72б–10:40). Засим следуют перечисления, описание дополнительных мероприятий и освящения стен (Неем 11:1–13:3). Неемия вернулся в Персию и затем вновь пришел со следующим поручением, при выполнении которого должен был подавлять некоторые нарушения, проникшие между тем в общину (Неем 13:4–31). Из этого обзора явствует, что эти книги очень важны для истории нововведений послепленной эпохи. Первые главы 1 Езд дополняют сведения, которые можно почерпнуть у пророков Аггея, Захарии и Малахии. Однако именно эти книги — единственный источник, которым мы располагаем при изучении деяний Ездры и Неемии. Написаны они были раньше книг Паралипоменон, и прежде всего используют (вплоть до буквального цитирования) современные им документы: списки возвратившихся, или населения Иерусалима, указы персидских царей, переписку с двором, а главное — отчет Ездры о ходе его миссии и меморандум Неемии. Несмотря на такое обилие источников, изучение книг Ездры и Неемии сталкивается с многочисленными трудностями, поскольку все документы расположены с ошеломляющей непоследовательностью. Список возвратившихся вводится два раза (1 Езд 2 и Неем 7); в написанном изначально по-арамейски фрагменте 1 Езд 4:6–6:18 прежде рассказывается о тех событиях, которые происходили при правлении Ксеркса и Артаксеркса, и только потом — о событиях эпохи Дария, которые в действительности имели место на полвека раньше. Тексты, принадлежащие Ездре и Неемии, разделены на части, а потом соединены заново. Если придерживаться точных временных указаний, имеющихся в тексте, то отчет Ездры нужно реконструировать в такой последовательности: 1 Езд 7:1–8:36; Неем 7:72б–8:18; 1 Езд 9:1–10:44; Неем 9:1–37. Но этот отчет был переписан автором, который перевел изложение некоторых фрагментов из первого лица в третье. Далее последовали дополнения: список согрешивших (1 Езд 10:18,20–44) и молитвы (1 Езд 9:6–15 и Неем 9:6–37). Меморандум Неемии охватывает следующие отрывки: Неем 1–2; 3:33–7:5; 12:27–13:31. В них автор ввел данные о строительстве стен (3:1–32). Список первых “сионистов” (возвратившихся — Пер.) в Неем 7:6–72а повторяется в 1 Езд 2. Гл. 10 — это архивный фрагмент, указывающий источник для обязательств, принятых общиной при второй миссии Неемии (гл. 13). Обрамление гл. 11 составлено автором; введены списки населения Иерусалима и Иудеи, а в гл. 12 — списки священников и левитов.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

17 . Поэтому подумай, император, о том, что ты причинишь обиду прежде всего Богу, а затем отцу и брату, если примешь подобное решение; и прошу тебя, делай то, в чем видишь пользу для собственного спасения! 72а (Maur. 17а). Реляция 3246 Квинта Аврелия Симмаха 3247 , префекта города Рима 1 . Как только славнейший сенат, неизменно вам преданный, узнал, что нарушения караются законами 3248 , и увидел, что благочестивые принцепсы восстанавливают славу недавних времен, тогда он, следуя обычаю доброго времени, дал излиться давно сдерживаемой скорби и вновь 3249 повелел мне стать поверенным его жалоб. И вот я, которому недостойные люди отказывали в аудиенции божественного принцепса 3250 , ибо, получи я ее, справедливость не могла бы не восторжествовать, обращаюсь к вам, милостивые государи императоры Валентиниан, Феодосий и Аркадий, славные победители и вечно чтимые августы триумфаторы. 2 . На мне лежит двойная обязанность: как ваш префект, я докладываю об общественном деле, а как посол граждан — довожу до вашего сведения их поручение. Здесь нет противоречия в волеизъявлении, ибо люди уже перестали думать, что разномыслием могут выказать рвение в делах двора. Быть любимым, почитаемым, уважаемым — это больше власти. Кто расскажет, какие беды принесли государству частные распри? Неслучайно сенат порицает тех, кто предпочел собственную власть славе принцепса. Мы же неустанно бодрствуем в трудах ради вашей милости. Ибо о чем еще мы радеем, защищая установления предков, законы родины и ее судьбы, как не о славе веков? А она тогда крепче, когда вы понимаете, что вам нельзя идти против обычаев отцов. 3 . Мы требуем вернуть то положение вероисповеданий, при котором государство в течение долгого времени благоденствовало. Конечно, можно перечислить 3251 правителей, придерживавшихся того и другого учения, того и другого образа мыслей. Первые из них почитали обряды отцов, последние не запрещали. Если не подходит в качестве примера благочестие древних, то пусть послужит им терпимость недавних правителей.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Об этом Платон очень много толкует в " Софисте " (235d-236d, 264c). Кроме того, признавая огромную познавательную и эстетическую роль образа, Платон, как мы видели выше, признает и разную степень образности или, можно сказать, целую иерархию образности, которую мало кто понимал во всей ее реалистичности для Платона и которая с внешней стороны представляется путаницей и сплошным противоречием. На самом деле, если бы Платон систематически развернул свое учение об образе, то ровно никакого противоречия не получилось бы, а получилась бы только весьма богатая, многогранная, а главное, напряженно-иерархическая концепция образа. Есть низшие образы, отражающие собою спутанную и неясную действительность, и потому они сами - спутанные и неясные. Есть образы, которые отражают собою не просто внешнюю текучесть вещей, но и их сущность. Имеются образы вещей, отражающие собою то менее, то более глубокие области действительности, есть и такие образы, которые отражают собою и космос в целом, и всю стихию потока времени, и темное пещерное состояние человеческой жизни. Поэтому необходимо сказать, что и само определение образа и разные виды образности несомненно Платоном учитываются и постоянно используются. Но тут нет ровно никакой системы, как это мы находили и в других эстетических модификациях у Платона. Наконец, всякий читатель Платона с первых же страниц замечает большую склонность философа пользоваться разными образами, сравнениями, подобиями, и эта склонность у него ничуть не слабее постоянного и страстного стремления к анализу абстрактных категорий. При этом ни один созданный Платоном образ не отличается случайным или поверхностным характером. Если бы наше настоящее исследование Платона преследовало только цели чисто философские или только цели историко-литературные, мы обязательно должны были бы подробнейшим образом рассмотреть все эти методы образного мышления у Платона. Но нас интересуют здесь цели, в основном, историко-эстетические, и эти методы образного мышления у Платона привлекаются нами в этой книге только ради конструирования платоновской эстетики и сами по себе не подлежат систематическому исследованию. Минуя центральные художественные образы Платона, непосредственно носящие философско-эстетический характер и потому анализируемые нами в разных местах книги, мы ограничимся здесь указанием главнейших текстов Платона, использующих тот или иной образ в философских целях: Men. 72а, 80а; Gorg. 493d, 517d; Phaed. 87b; Conv. 215a; R.P. II 375d, VI 487e, 489a, VII 531b; Politic. 297e, 309b, Legg. X 906e. Это - те платоновские места, которые содержат и самый термин " образ " . Образных же мест, не содержащих этого термина, у Платона неисчислимое количество.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

Годы Великой Отечественной войны в Ростовской области стали временем возрождения церковной жизни. После окончания оккупации 9 августа 1943 г. был наречен и 10 августа 1943 г. хиротонисан во епископа Ростовского Елевферий (Воронцов). При его назначении не были определены границы епархии, архипастырем которой он стал. Границы Ростовской и Таганрогской епархии были соотнесены с образованной в 1937 г. Ростовской областью, включившей в себя значительную часть бывшей Области войска Донского и, соответственно, Донской и Новочеркасской епархии. Именно с 10 августа 1943 г. Ростовская и Таганрогская епархия приобрела территориальные границы, существовавшие до учреждения Донской митрополии 6 октября 2011 г. В 1948 г. по инициативе епископа Сергия (Ларина) Ростовская и Таганрогская епархия получила наименование Ростовская и Новочеркасская, которое носила до 2011 г. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 70 ) из состава Ростовской епархии были выделены Шахтинская и Волгодонская епархии. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 132 ) включена в состав Донской митрополии. Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Ростовской области: Азовский район, Аксайский район, город Азов, город Батайск, город Новочеркасск, город Ростов-на-Дону, город Таганрог, Куйбышевский район, Матвеево-Курганский район, Мясниковский район, Неклиновский район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Ростов-на-Дону Адрес: 344034, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, 72А Телефон: (863) 210-17-01 Web-caйm: www.rostoveparhia.ru E-mail: rostov@mpatriarchia.ru Викарный архиерей: Артемий, епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии (Кузьмин Артем Андреевич) Правящий архиерей: Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский (Иванов Игорь Владимирович) Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5199269...

Подробнее... Храм Аркадия Екатеринбургского (Екатеринбург) [ править править код ] Согласно Стратегическому плану развития Екатеринбурга до 2015 года и распоряжению главы города земельный участок для строительства храма во имя священномученика Аркадия был выделен возле Нижнеисетского городского кладбища, на котором ведется строительство первого в Екатеринбурге Комплекса ритуальных услуг «Габбро». Вторым этапом работ был возведен храм во имя священномученика Аркадия Екатеринбургского. 4 сентября 2010 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил Чин освящения новопостроенной церкви. После освящения в храме состоялась первая Божественная литургия. Придел Архистратига Божия Михаила был освящен 25 февраля 2017 епископом Среднеуральским Евгением. Адрес: город Екатеринбург, улица Димитрова, дом 72А, Челябинский тракт, Нижне-исетское кладбище Телефон: +7(343)310-25-12 Подробнее... Храм Матроны Московской (Екатеринбург) [ править править код ] Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 2000 году канонизировал блаженную старицу Матрону в лике праведных. Тогда же пришло решение построить в церковной ограде храма Рождества Христова небольшую церковь во имя святой блаженной Матроны Московской. 17 ноября 2002 года состоялась торжественная закладка храма. Архиепископ Викентий сообщил, что строящийся храм первый в России, посвященный любимой народом святой Матроне. Храма построен по проекту Валерия Баранцева и Бориса Хаустова. 1 мая 2004 года, накануне престольного праздника, архиепископ Викентий освятил престол и храм чином Великого освящения. Адрес: 620012, город Екатеринбург, улица Машиностроителей, дом 4 литера В Телефон: +7(343)327-54-10 , +7(343)327-54-19 Как добраться: троллейбусы трамваи до остановки " Площадь 1-й Пятилетки " ; трамваи до остановки " Машиностроителей " Подробнее... Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Чусовское озеро) [ править править код ] Храм Спиридона Тримифунтского (Палникс) [ править править код ] Храм равноапостольной Нины (Садовый) [ править править код ] Храм Казанской иконы Божией Матери (Шабровский) [ править править код ] Храм Иоасафа Белгородского на Лесном кладбище (Екатеринбург) [ править править код ] Храм апостолов Петра и Павла (Малый Исток) [ править править код ] Храм Иоанна Кронштадтского (Северка) [ править править код ] Храм Николая Чудотворца (Исток) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Екатеринбург_(...

   001    002   003     004