Иез. 8 :4. И вот, там была слава Господа Бога Израилева, как в видении, которое я видел на поле 198 . Иез. 8 :5. И (Он) сказал мне: сын человеческий! посмотри глазами своими на север. И я посмотрел глазами своими на север, и вот на северной стороне восточных ворот жертвенника было 199 при входе изображение сей ревности 200 . Иез. 8 :6. И сказал мне: сын человеческий! видел ли ты, что они делают? Великия беззакония 201 совершает дом Израилев здесь, что бы удалиться 202 от святынь Моих. Но обратись 203 еще, и увидишь бóльшия беззакония. Иез. 8 :7. И привел меня к преддверию двора, и я увидел: и вот одна скважина в стене. Иез. 8 :8. И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену. И я прокопал стену, и вот одна дверь. Иез. 8 :9. И сказал мне: войди, и посмотри на тяжкия беззакония, которыя совершают они здесь. Иез. 8 :10. И вошел я, и увидел: и вот подобие, всяких гадов и скотов, суетныя 204 мерзости и всякие идолы дома Израилева, написаны на стене всюду 205 кругом. Иез. 8 :11. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, и Иезония, сын Сафана, между ними стоял пред лицем их, и каждый имел в руке своей кадильницу свою, и дым кадильницы восходил. Иез. 8 :12. И сказал мне: сын человеческий! видел ли ты, что совершают здесь старейшины дома Израилева, каждый из них в спальне, во внутренней комнате 206 своей? ибо говорят: не видит Господь, оставил Господь землю. Иез. 8 :13. И сказал мне: еще обратись 207 и увидишь беззакония бóльшия, нежели какия эти делают. Иез. 8 :14. И ввел меня в преддверие ворот дома Господня, обращенных к северу, и вот, там сидят женщины, плачущия о Фаммузе 208 . Иез. 8 :15. И сказал мне: сын человеческий! видел-ли 209 ? и еще увидишь мерзости 210 их большия сих. Иез. 8 :16. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и (вот) 211 в преддверии храма Господня, между притвором 212 и между жертвенником, около двадцати пяти мужей, спинами 213 своими обратившись ко храму Господню, а лицем своим прямо к востоку 214 , покланяются на восток солнцу. Иез. 8 :17. И сказал мне: видел-ли, сын человеческий? Ужели мало дому Иудину совершать беззакония, какия они совершали здесь? Наполнив землю беззаконием, они постарались 215 прогневлять Меня: и вот они протягивают ветви, как бы ругаясь надо Мною 216 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 8 :5. Почему же этот народ Мой, в Иерусалиме 209 , упорно и безстыдно отвратился и окреп в своем решении, и не хочет обратиться? Иер. 8 :6. Внимайте и слушайте: не так ли им следует говорить 210 : нет человека, кающагося о грехе 211 своем, говорящаго: что я сделал? изнемогает бегающий от своего бега, как конь, утомленный ржанием своим 212 . Иер. 8 :7. Аист под небом знает свое время, горлица и ласточка полевая и воробей наблюдают время своего прилета, а сей 213 народ Мой не знает определения Господня. Иер. 8 :8. Как вы скажете: мы мудры и закон Господень у нас? истинно 214 , для обмана 215 послужила лживая трость книжникам. Иер. 8 :9. Устыдились мудрецы, и устрашились, и запутались, ибо отвергли слово Господне: какая мудрость у них 216 ? Иер. 8 :10. Посему Я отдам жен их другим и поля их наследникам 217 , ибо все от малого до большого предались корыстолюбию 218 , и от пророка до священника все действуют лживо. Иер. 8 :11. И врачуют рану дочери народа Моего к стыду 219 , говоря: „мир, миръ“! а мира нет. Иер. 8 :12. Они пристыжены, ибо совершали мерзость, но совершенно не чувствовали стыда и не знали срама; посему падут среди падающих, во время посещения их падут, говорит Господь 220 , Иер. 8 :13. И оберут плоды их, говорит Господь: не останется грозда на лозе виноградной, ни смоквы на смоковнице, и листья падут: что Я дал им, отойдет от них. Иер. 8 :14. Зачем мы сидим? собирайтесь и пойдем в укрепленные города, и там погибнем 221 , ибо Господь 222 Бог наш отверг нас и напоил нас водою с желчию, так как мы согрешили пред Ним. Иер. 8 :15. Мы ждали 223 мира, и ничего доброго нет, времени искупления, и вот – ужас 224 . Иер. 8 :16. От Дана слышно ржание 225 коней его; от ржания конницы его потряслась вся земля, и придет он, и поест землю и что наполняет ее, город и обитателей его. Иер. 8 :17. Ибо вот Я пошлю на вас умерщвляющих змей, которых нельзя заговорить 226 , и они будут язвить вас, говорит Господь, Иер. 8 :18. Неисцельно, до боли вашего унылого 227 сердца. Иер. 8 :19. Вот плачевный голос дочери народа моего из дальней земли: ужели Господа нет в Сионе? или Царя нет в нем 228 ? За то, что они прогневали Меня идолами своими, и ничтожными, чужими (богами) 229 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня». Мф.10:38–39 .  И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. В другом Евангелии говорится: «Кто не принимает креста своего ежедневно» ( Лк.9:23 ). 213 Крест должно носить на себе всегда, не думая, что может быть достаточно только пылкой веры; мы всегда должны обнаруживать [свою] любовь ко Христу. Мф.10:40 .  Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Удивительное распоряжение! Он посылает на проповедь, учить, что не надо 214 бояться опасностей, и душевные движения подчиняет вере (religion!). Он отверг золото и изгнал медь из поясов. Но тогда откуда получать пропитание? Откуда взять необходимые средства к жизни? И вот Он строгость заповедей смягчает надеждой на обетования, говоря: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», так что пусть каждый из верующих знает, что в лице принятых апостолов он принял Христа. Мф.10:41 .  Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Кто принимает пророка как пророка и понимает 215 то, что он говорит о будущем, тот примет награду пророка. Поэтому иудеи, по-плотски понимающие пророков, не получат награды пророков. Иначе: в каждом исповедании негодная трава смешана с пшеницей. Он прежде сказал: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Он призвал учеников к принятию учителей. Со стороны верующих мог быть скрыто выражен [такой] ответ: значит, мы должны принимать и лжепророков, и Иуду предателя, и им подавать пропитание? Этот ответ Господь и предупредил, говоря, что принимать нужно 216 не личности, а достоинство, обозначаемое именем (nomina), и что принимающие не лишатся награды, хотя бы принятый был и недостоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как же Премудрость Соломона учит о самой Премудрости? Она о является источником добродетелей и подательницей всяких благ» 211 , а именно: знания (8:8), умения и успеха во всех предприятиях (5:6), всеразличных добродетелей (8:7), богатства (7, 11), доброй славы (8:10) и т.д. Она же подает бессмертие людям (6:17– ), которые оказались смертными по причине первородного греха (7:1; 9:14, 15:17). Она есть дар, который подается Богом в ответ на молитву и который не зависит от природных способностей человека (8:19–21). Она, наконец, находит свое проявление во всех отношениях Бога к миру 212 . Книга Премудрости Соломона – это первая из хокмических книг, определенно утверждающая, что «Премудрость принимала участие в деле сотворения мира (9,2). Но Бог не только сотворил мир: Он непрестанно заботится о Своем творении (17, -; ср. 6,7; 14,3). Именно Премудрость является орудием Божественного Промысла: она спасает людей (9,18), она направляет древних патриархов и Моисея (10:1–12). Изливаясь в святые души, она, как это было с пророками, делает из них друзей Божиих (7:14; ..7)» 213 . Рядом с этим учением об универсальной роли Премудрости Пре-мудрость Соломона содержит ее описание. Это знаменитое место 7:2–8, 1, где Премудрость определяется как «дух разумный, святый, динородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи» (7:22–23). «(Количество эпитетов 21=3x7, произведение двух совершенных чисел, по мнению комментаторов, подобрано преднамеренно)» 214 . Премудрость здесь, таким образом, еще более конкретизирована в своих чертах и свойствах, чем во всех предшествующих писаниях, хакимим. Перечислив ее свойства, и прежде чем назвать Премудрость художницей всего (8:6 ср.7:21), автор переходит к описанию ее взаимоотношений с Богом. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благодати Его» (7:25–26). Кроме того, она тайница ума Божия избирательница дел Его» (8:4). Она разделяет престол Божий (9, ), она «имеет сожитие с Богом» (8:3), она была присуща Ему, когда Он творил мир (10:9). «Все эти выражения свидетельствуют, несомненно, об онтологическом понимании Премудрости, как некоей иной сущности, являемой в Божественном откровении, однако, не дают возможности отнести ее всецело, так сказать, к области Второй Ипостаси или же прямо ее к Ней приравнять» 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Как он клялся Господу, давал обет Богу Иакова ( Пс. 131:2 ). 3 . Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Вот мы услышали об этом в Евфрафе, нашли это в лесистых полях ( Пс. 131:6 ) 213 . 4 . Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Весьма славно возвещаемое 214 о тебе, град Божий ( Пс. 86:3 ). 5 . Бог посреде его, и не подвижится. Бог посреди его; он не поколеблется ( Пс. 45:6 ). 6 . Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ( Пс. 131 :11а). 7 . От плода чрева твоего посажду на престоле твоем. От плода чрева твоего посажу на престоле твоем ( Пс. 131 :11б). 8 . Яко избра Господь Сиона, изволи его в жилище Себе. Ибо избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе ( Пс. 131:13 ). 9 . Освятил есть селение Свое Вышний. Освятил селение Свое Вышний ( Пс. 45:56 ) 215 . 10 . Святыня и велелепота во святиле Его. Святость 216 и великолепие во святилище Его ( Пс. 95:6 ). 11 . Свят храм Твой, дивен в правде. Свят храм Твой, дивен в праведности ( Пс. 64 :5б-6а) 217 . 12 . Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Дому Твоему, Господи, по достоинству принадлежит святость на долгие дни ( Пс. 92:5 ). 13 . Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделано имя Твое памятным в род и род ( Пс. 44 :18а). 14 . Благословен Господь во век, и в век века. Благословен Господь во век и в век века ( Пс. 88:53 ) 218 . Седален по полиелее Принадлежа к самой радостной части праздничного бдения, эти седальны естественно все проникнуты этим чувством и мыслью и наполнены словом «радость». Примыкая этой мыслью к предыдущему седальну (по 2-й кафисме), настоящие седальны развивают ее во всей подробности, исчисляя всех участников радости. Можно заметить, что из настоящих седальнов 1-й говорит о радости более неба и Иоакима, а 2-й – земли и Анны. Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно 219 Да радуется небо и земля да веселится: Божие бо небо на земли родися Богоневестная Сия, от обетования. Неплоды младенца доит Марию, и радуется о рождестве Иоаким: жезл, глаголя, родися мне, из негоже цвет Христос прозябе, из корене Давидова. Воистинну чудо преславно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Когда находишься на чужой стороне или на дороге, – опасаешься всяких нападений злых людей. Так, или гораздо более должно нам, идущим по пути этого мира, опасаться нападения бесов, которые, как разбойники на путешествующих, особенно обремененных духовными товарами, нападают, окружают и обнажают их. К этой осторожности и бдительности призывает нас Петр, святой апостол Христов: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет. 5, 8–9 ). Видишь птицу сидящую, осматривающуюся по сторонам и опасающуюся, как бы не уловил ее кто или не подстрелил. Подобным образом и ты должен осматриваться в мире сем, избегая сетей диавольских и его стрел. Стрелы же этого врага – гордость, зависть, сребролюбие, лихоимство, злоба, нечистота. Эти стрелы он мечет в нас и уязвляет неосторожных ( 104, 343–344 ). Мудрые и разумные рабы бодрствуют и всегда ожидают, когда господин позовет. Христианин! подражай и ты в этом сынам века сего – бди и ожидай зова Господа твоего. Будь в этом важном деле разумен и мудр, будешь и блаженным. От этого часа зависит вечное или благополучие, или неблагополучие; тут отворится дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной, к смерти и мучению. Видишь, как страшен этот час. Блажен бдящий и ожидающий этого часа! Бди и ты, душа моя, и ожидай этого часа, чтобы тогда с радостью запеть: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» ( Лк. 2, 29 ) ( 104, 214 ). Берегись, возлюбленный христианин, врага и его злых духов. Они невидимо ходят около нас, и то те, то другие стрелы в нас мечут, и раскладывают у ног наших свои сети, и пытаются нас низложить и пленить. Берегись и стой твердо: но и не унывай, поскольку за нас стоит Бог, именем Которого изгоняются бесы ( Мк. 16, 17 ). Ты только стой, вооруженный верой, берегись, крепись, старайся, молись и призывай имя Господне в нужном случае, и придет к тебе помощь Его. «Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим. 8, 31 ) ( 104, 215–216 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Наконец, термин «молитвы» в данном случае может указывать обобщенно как на молитвы, воссылаемые христианами, когда они собираются вместе, так и на молитву в Иерусалимском храме. Выше мы говорили о том, что члены Иерусалимской христианской общины во главе с апостолами регулярно собирались в храме, где у них даже было «свое» место – притвор Соломонов. Находясь там, они не только общались друг с другом, но и молились вместе, участвуя в храмовом богослужении. Особый интерес представляет содержащаяся в обоих рассматриваемых отрывках информация о финансово-хозяйственной стороне жизни первых христиан. Некоторые ученые видят в описанной Лукой системе внутренних отношений между членами раннехристианской общины отражение утопических идеалов, характерных для античной литературы (в частности, для трактата Платона «Государство») 214 . Указывают также на общину ессеев, вступление в которую предполагало отказ от имущества в пользу общины 215 . По свидетельству Иосифа Флавия, ессеи «не препятствуют никому жить со всеми общею, равною жизнью: имущество у них общее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк» 216 . Однако прямые параллели вряд ли возможны. Очевидно, что Лука описывает ситуацию, характерную именно для христианской общины, причем только на самых ранних этапах ее бытия. Более того, речь идет о конкретной общине – Иерусалимской. У нас нет сведений о том, чтобы такие же порядки, какие описаны здесь, устанавливались в общинах, возникавших за пределами Иерусалима, тем более в диаспоре. Экономические отношения в Иерусалимской общине были построены на принципе общего имущества: члены общины «имели все общее», «и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Из чего складывалась эта общая собственность? Из денег, которые уверовавшие получали, продавая принадлежавшие им земли и недвижимость. Эти деньги отдавали апостолам, а те, в свою очередь, распределяли их между всеми членами общины, включая малоимущих. Мы не знаем, как долго просуществовал такой порядок. Во всяком случае, не дольше 70 года, когда члены Иерусалимской христианской общины рассеялись по городам и весям Римской империи. Впрочем, бегство христиан из Иерусалима началось гораздо раньше: Лука упоминает о том, как «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии» ( Деян. 11:19 ), что можно относить уже ко 2-й половине 30-х годов. А апостол Павел в 40–е годы организует масштабный сбор пожертвований для «святых» в Иерусалиме ( 1Кор. 16:1–4 ), что очевидным образом свидетельствует о нужде, в которой находились к тому времени Иерусалимские христиане. Таким образом, описанная Лукой ситуация благоденствия, когда «не было между ними никого нуждающегося» и «каждому давалось, в чем кто имел нужду», продлилась совсем недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Нерадением враг нашего спасения многих христиан уязвил и низложил. Поэтому приими терпение, которым препобеждается нерадение, как можно чаще обращая к себе написанное пророком: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс. 26:14 ), чтобы твоя душа, подкрепленная словом, удобно могла выдерживать удары, наносимые ей диаволом, и облегчала для себя труд, опираясь на слова Писания, как на жезл, или носясь на них, как на колеснице. Итак, чаще будем мы припоминать себе это изречение и говорить друг другу: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи (испытания от) Господа». Ибо весьма пригодно нам это изречение, постимся ли мы, бодрствуем ли, молимся ли, занимаемся ли каким трудом, или иное что делаем, потому что оно возбуждает в нас усердие к совершению начатого подвига добродетели 214 . «Терпя потерпех Господа и внят ми», – говорит пророк ( Пс. 39:1 ). «Терпение убогих не погибнет до конца» ( Пс. 9:19 ). Господь внимает терпению, отвращается же малодушия; терпеливые шли вслед за Ним, нетерпеливые и малодушные отвращались, ибо многие, сказано в Евангелии, возвращались и впредь уже не ходили с Иисусом Христом, говоря: «жестоко есть слово, кто может его послушати?» ( Ин. 6:60 .) Итак, покорись Господу и молись Ему и достигнешь того, что «даст ти вся прошения сердца твоего» ( Пс. 36:4 ). Что блаженнее сего – приобрести благосклонное внимание Владыки всех и Господа? И кто не пожелает, чтобы слух Судии был отверст и внимателен к нему? Делателем добродетели должен быть христианин. Пока есть время, делай добро! Послушай апостола Павла, который говорит: «что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6:7 ). Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды, где брани, там и почести, где борьба, там и венец. Взирая на сие, бери себе уроки терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми: «мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс. 26:14 ) 215 . Послушай, что говорят апостолы о терпении: «Братия, – говорит апостол Иаков, – будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли, и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши: потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец его от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5:7–11 . Сравн.: Евр. 12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Нераздельно соединив в Своем Лице воспринятое человечество с Божеством, Христос Спаситель положил основание теснейшему единению между Богом и человечеством уже в силу этого самого факта. В Лице Христа Спасителя Божеская и человеческая природы соединившсь так тесно, внутренне, неразрывно-органически, как это только возможно, – эти природы составили в Нем одно нераздельное Лицо. Чрез такое соединение человеческая природа освятилась, сделалась близкою, собственною для Бога. Отсюда между Богом и человеческими личностями, которые по существу суть не что иное, как индивидуализированная в конкретных представителях человеческого типа единая общечеловеческая природа, сделалась возможною такая же тесная связь личного общения, какая была между Богом Отцом и Иисусом Христом 210 . Приняв в соединение с Божественною природою человеческое естество, Сын Божий тем самым удаленную от Бога природу человеческую привел не только в теснейшее общение, но и в единство с Богом; приняв человеческую природу в общение с Божеством, Христос не только восстановил человеческий род, но и «обожил» эту природу. Таким образом, в Лице Христа Спасителя фактически осуществилось воссоединение Божества и человечества, совершилось на самом деле, в живой действительности, новое творение природы человеческой. Следовательно, в самом Лице Богочеловека, в самом Его явлении, в человеческой истории уже совершилось в принципе все дело воссоединения с Богом отторгшегося от Него человечества. « Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» 211 . Основание такого теснейшего единения людей с Богом заключается именно в Богочеловеке, Который является посредником между Богом и человечеством ( μεστι’της Θεο κα νθρω’πον 212 ), в качестве не только « первенца» 213 , но именно « главы» 214 нового, созданного им человечества 215 . С этой точки зрения уясняется и смысл проводимой у Ап. Павла параллели между Адамом и Христом, последним Адамом ( ο ’σχατος Αδα’ν 216 30), «первым» и «вторым» человеком 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Но Августин видит в этих словах более того, на что они дают право: эти слова отнюдь не дают права думать, что грех Адама наследственно получается всеми при рождении в осуждение всех. Апостол говорит об осуждении всех за один первый грех Адама, но в чем состоит это осуждение, он не объясняет; осуждение это может состоять в расстройстве и смертности человеческой природы в Адаме, для чего не требуется передачи самого греха. В частности, в данном случае апостол, как видно из следующего стиха, под осуждением всех за грех Адама разумеет именно осуждение всех на смерть. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (ст. 17). Почему, спрашивает Августин, за преступление одного смерть царствовала посредством одного, если не потому, что узами смерти все содержались в том одном, в котором все согрешили, если даже они и не присоединили собственных грехов? Иначе смерть царствовала бы не чрез одного за преступление одного, но чрез каждого грешника за многие преступления каждого. Ибо если люди потому мертвы за преступление Адама, что подражали ему в преступлении, то и сам Адам еще более умер за преступление другого, так как диавол прежде его совершил грех и склонил его к греху, а Адам ни к чему не склоняет своих подражателей; многие, кои оказываются подражателями его, не слыхали или не признают, что он существовал и совершил грех 79 . Юлиан. Апостол возвестил ранее, что смерть царствовала чрез одного, который был образцом греха и преступниками по подобию которого оказываются грешащие под законом, и что чрез одного царствует в жизни обилие благодати, помогающей тем, кои подражают добродетели Христа. Жизнь, в которой намерены царствовать святые, есть жизнь вечная, следовательно и смерть, которая следует за добровольным нечестием, есть вечная смерть (II, 214–215). Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (ст. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010