Высшее центральное управление евангелическо-лютеранской Церкви в России есть Генеральная Консистория. В ее ведомстве находятся все окружные консистории и супер-интенданты; ей принадлежит право решения всех важнейших вопросов церковного управления, высшего надзора за управлением всей Церковью в стране, окончательного суда по всем церковным делам, главного наблюдения за распоряжением церковным имуществом и проч. Она состоит из светского Президента, духовного вице-президента (назначаемых Государем), двух духовных и двух светских членов, которые избираются на три года из консисториальных округов и утверждаются Государем. При ней состоит Канцелярия и Прокурор. По распорядительным делам Генеральная Консистория подчинена Министру Внутренних дел, а по судебным (кроме чисто церковных дел) Правительствующему Сенату. По закону, должны существовать еще Генеральные Синоды, которые созываются, с Высочайшего соизволения, Генеральной Консисторией для обсуждения вопросов, касающихся веры, богослужения, церковного устройства, правил благочинства, и для сообщения правительству сведений о потребностях евангелической Церкви. Эти синоды должны составляться из духовных и светских депутатов от консисториальных округов, а такде из президентов и вице-президентов Консисторий, депутата от богословского факультета Юрьевского Университета и др. Впрочем, эти синоды не имеют законодательной власти; их решения получают законную силу только после их утверждения правительством. Примечание. Евангелическо-реформатские общины в России имеют сходное с лютеранским церковное устройство. В некоторых местностях они имеют особое церковное управление (Коллегия и Синод в Вильно, для западных губерний); в других они подчиняются местным лютеранским консисториям, которые созывают, для рассмотрения церковных дел этих обществ, особые реформатские заседания, меняя для этого свой состав (вместо лютеранских духовных членов присутствует один или два реформатских пастора и столько же реформатских церковных старшин). Заведуют и распоряжаются хозяйством сами общины через свои церковные Советы. Управление армяно-грегорианской Церкви в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

В 1884 г. движение за присоединение к Православию распространилось на волость Фельке и остров Даго, где в течение года был принят в Православие 941 человек, созданы приходы Вяйке-Ляхтреский и Паденормский в Гапсальском уезде и Эммастеский на острове Даго. Более активное присоединение крестьян к Православию тормозилось тем, что помещики требовали в судебном порядке от присоединившихся подать на содержание лютеранской церкви, которую арендаторы были обязаны платить еще до принятия православной веры. При отказе платить в дело вмешивались полиция и суд, что обычно вело к разорению крестьян. Православные подавали жалобы, но они не достигали цели, так как уездный суд, находившийся в руках помещиков, и высший суд смотрели на сбор лютеранских повинностей как на законный акт. В 1885 г. движение за присоединение к Православию активизировалось. Этому способствовали административные мероприятия, которые предпринял губернатор, вмешавшись в разбирательство подобных дел. Он подтвердил указ от 13 ноября 1860 г. (ст. 587 и 588), по которому взимание повинностей в пользу лютеранской церкви с православных было запрещено, запретил скреплять договорные контракты на аренду, где православные крестьяне обязывались к повинностям в пользу лютеранской церкви, и предоставил крестьянам право заявлять претензии при нарушении помещиками и пасторами закона об отбывании лютеранских повинностей и др. Успешнее всего присоединение шло на острове Даго (2620 человек), где были открыты новые приходы, Пюхалепский и Кыргесаарский, и в Гапсальском уезде (551 человек), где был создан Велисеский приход. Кроме того, присоединение к Православию продолжалось и в Лифляндской губернии, где только в Лайском приходе Дерптского уезда было присоединено 310 человек и 9 человек в Везенбергском уезде. Всего в 1885 г. в Эстляндии присоединилось к Православию 3490 человек. Усилению движения способствовала также отмена сделанного 20 лет назад распоряжения не требовать брачных подписок при совершении смешанных браков. Теперь предписывалось соблюдать статью 67 Свода гражданских законов о подписке, взимаемой с родителей, с обещанием крестить и воспитывать детей в православной вере при браках между православными и лютеранами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женщина ничтоже сумняшеся пускается в разврат, если только над ней не тяготеет рука мужа или свекра. Понятно, как глубоко должны быть извращены в них все понятия нравственные. Как образчик, вот один из тысяч нам известных случаев. Женщина исповедовалась. После обыкновенных вопросов священник спросил ее: не знает ли она за собою особенно тяжкого греха. После долгого колебания она, заливаясь слезами, сказала: «Ох, есть такой грех, страшный грех, в котором и прощения мне не будет; такой-то тяжкий грех, что и вымолвить боюсь...» Немалого труда стоило священнику уговорить ее вымолвить. Среди тягчайших вздыханий она сказала: «В прошедший великий пост, снимая с молока сметану, я соблазнилась, не вытерпела, лизнула два раза сметанки... Вот что сделала я, окаянная». – «Да, нехорошо, очень нехорошо, – сказал ей священник. – Ну, а еще чего не сделала? Например, не соблудила ли от мужа?» – «Как же, былое дело!» – преравнодушно и прехладнокровно отвечала она. Могут подумать, что это выдумано нами, но свидетельствуем Богом, – нет. Именно таковые понятия нравственные у крестьян наших, за чрезвычайно редкими исключениями. Таково христианство православное в наших православных! И после этого мы еще дерзаем так тщеславиться своим Православием! И наши... 4 с таким презрением отзываются об других вероисповеданиях! Но, о вы, считающие и называющие себя главами, столпами, оплотами, стражами христианства и чуть-чуть не наместниками Христа, скажите, что сделали вы во многолетнее служение свое истинно полезного для христианства? Мы знаем, что английские епископы на свой собственный счет содержат тысячи училищ, в которых десятки тысяч мальчиков из низших сословий получают первоначальное образование под прямым влиянием духовенства; сделали ль вы что-либо подобное? Пожертвовали ль вы хоть сотою частью своих доходов на издание, для бесплатной раздачи каких-нибудь особенно важных и нужных для христианина книг, как это делается в Англии? Даже озаботились ли вы, называющие себя ревнителями христианства, снабдить Евангелием православных христиан, всех, которые пожелали бы иметь его? Стыд и позор! У нас Евангелие (славянорусское) – такая редкость, которую можно купить лишь в столицах и по цене весьма высокой!!! То ли должно быть в Церкви истинно православной? Посмотрите, например, в церкви лютеранской, которую вы называете неправославною: при лютеранской церкви в С.- продаются за совершенный бесценок Библия и отдельно Новый Завет , псалмы Давида и пропасть сочинений мелких; даже бедным раздаются даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

—312— вое мое личное знакомство с князем. Сколько помню, во второй раз я представился светлейшему князю на почтовой станции города Вольмара, куда я в 1848 году был определен, а в 1849 году посвящен в священника. Внимательный ко мне полицейский чиновник города Вольмара уведомил меня о скором прибытии на Вольмарскую станцию генерал-губернатора и предложил мне явиться к нему. С охотою прибыл я на почтовую станцию, где уже нашел высшее Вольмарское начальство и между ним знаменитого Вольмарского пастора Вальтера. Полицейский чиновник познакомил меня с пастором и мы с ним дружелюбно разговаривали. Речь коснулась и предшественника моего Вольмарского священника, который, по мнению пастора, напрасно подавал на него жалобы за действия во вред православию, но посудите сами, отец, говорил мне пастор, разве я могу, как служитель лютеранской церкви, не утверждать в лютеранстве моих прихожан, разве не могу убеждать их оставаться в лютеранской вере, вере их отцов и дедов. Если я не буду так действовать, то я буду недостойным пастырем своей церкви. Не знаю я, на что жаловался на вас мой предместник, отвечал я ему, но если вы в своих убеждениях прихожанам быть твердыми в лютеранстве делали неблагоприятные отзывы о православной церкви, если вы сильно порицали принявших православие и грозили им за отступничество от лютеранства муками ада, то вы действовали, по моему мнению, не согласно с законами русского государства, оберегающими господствующую веру от порицаний, и мой предшественник имел право приносить на вас жалобу, «но я уверен, прибавил я, что между нами будет мир, и я и вы не подадим повода к жалобе друг на друга». Пастор согласился жить со мною в полном мире. Между тем генерал-губернатор Суворов замедлил своим приездом, а пастор Вальтер по каким-то обстоятельствам не мог дольше оставаться на почтовой станции и просил меня передать светлейшему свое глубокое уважение, а равно и извиниться за него, что он по неотложным обстоятельствам не мог дождаться его и лично представиться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ни один из трех закрытых в 1940 г. монастырей Финляндской Православной Церкви полностью возрожден не был, хотя в отношении Валаамского и Коневского такие попытки предпринимались. Монахи ушли с Валаама 19 марта 1940 г., и на острове была устроена школа юнг и военная база. 19 сентября 1941 г. советский гарнизон оставил архипелаг, и 21 сентября финские войска заняли его без боя, что спасло монастырские храмы от разрушения. 217 По данным на 30 июня 1942 г., в оккупированной части Карелии было 4069 человек, состоявших в православных общинах, и 665 – в лютеранских. Службу совершали 11 лютеранских военных священников и 14 их помощников, а также 6 православных и 7 их помощников. Все они вне храма носили мундир и имели воинские звания. Для местных жителей служба проводилась лишь эпизодически, и приходская жизнь полностью не была восстановлена. Необходимо заметить, что большая часть русского населения, в отличие от карел, была заключена в лагеря под Петрозаводском. Там жил единственный уцелевший в ходе репрессий 1930-х гг. заштатный священник Петр Макаров. С конца 1941 г. он стал исполнять пастырские обязанности в четырех церквях, устроенных в лагерных бараках. В июле-сентябре 1943-го он совершил 53 службы (на которых присутствовало 11 500 молящихся и 1692 причастника), 27 молебнов с 6895 молящимися, 103 крещения, 32 отпевания, 26 панихид, 55 заказных молебнов, 55 заказных панихид, 26 миропомазании и 32 приобщения больных. 218 К концу 1943началу 1944 г. в Карелии открылось около 40 православных храмов. На 1 ноября 1944 г. числилось 18 действующих церквей. Богослужения проводились на финском языке, как и преподавание Закона Божия. На богослужениях поминали архиепископа Германа и президента Финляндии Рюти. 219 В середине 1944 г. Карелия и северная часть Ленинградской области были заняты советскими войсками. Почти всем финским священникам удалось избежать репрессий и уйти с отступавшими частями. В результате большинство приходов остались без духовенства. Вопрос о дальнейшей судьбе православных церквей решился далеко не сразу. Лишь 5 июля 1945 г. был зарегистрирован приход Екатерининской церкви в Петрозаводске, еще позднее – общины Успенской церкви в Олонце и Никольской в Сортавале, храма в пос. Соломенное и четырех сельских церквей. 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

права, которые доказывают, что Алиде Т. должна быть признана лютеранкой. Обер-прокурор В.К. Случевский остановился на анализе того сенатского решения, на которое опиралась судебная палата, проводя общее начало, что обряд, незаконно совершённый, не может быть признан действительным. Такой взгляд высказан Сенатом по д. Лециуса (1891 г. 10) по вопросу о действительности брака лиц православного исповедания, совершённого по обряду лютеранской церкви. Но в своей дальнейшей практике Сенат, в общем проводя это начало, отступает от логических выводов из этого взгляда в случаях, когда нет аналогии с обстоятельствами, вызвавшими решение по д. Лециуса. Исключение из общего принципа было допущено Сенатом по д. Потапова (1893 г. 46), а также по недавно слушавшемуся делу Дьячкова (реш. Сената 25 января 1900 г.). Такое исключение должно быть допущено и в настоящем случае, ибо между церковными и гражданскими нормами о браке, на которые опирается решение по д. Лециуса, и таковыми же постановлениями о крещении существует значительная разница. У лютеран – брак не признаётся таинством в противоположность учению Православной церкви; крещение же по догме обеих церквей есть таинство. Далее, по вопросу о браке существует весьма определённое положение ст. 243 устава евангелическо-лютеранской церкви (в тексте решения неправильно т. X.), которое и имел в виду Сенат в решении по д. Лециуса; соответствующей статьи о крещении в законах наших не имеется. Переходя к рассмотрению вопроса, с точки зрения догмы канонического права, г. обер-прокурор вполне согласился с доводами кассационной жалобы: принадлежность к той или иной исповедной группе устанавливается моментом крещения, это подтверждается и уставом духовной консистории и учёными авторитетами церковного права Православной церкви. Ввиду этого г. обер-прокурор, признавая, что в действиях Гольста нет состава преступления, полагал всё производство по настоящему делу отменить. Правительствующий Сенат определил: приговор С.-Петербургской судебной палаты и всё производство по настоящему делу за силой ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

собора Товинского 527 г.) и постановления армяно-грегорианских патриархов-католикосов. По присоединении части Армении к России и в частности города Эчмиадзина – местопребывания патриарха-католикоса – (в 1828 г.), при последнем учрежден постоянный синод. Постановления этого синода служат также источником права для армяно-грегорианской церкви, как находящейся в пределах, так и вне пределов России. Для русской армяно-грегорианской церкви в частности имеет особенное значение устав армяно-грегорианской церкви (утвержденный в 1836 г.). 4. В евангелическо-лютеранской церкви особенными источниками церковного права являются: 1) Правила, в которых изложено вероучение этой церкви, так наз. Символические книги или Исповедания (Bekenntnisschriften), содержащие принципиальные учения относительно управления делами евангелическо-лютеранской церкви. Таковы у лютеран: Аугсбургское исповедание 1530 г. и его апология 1531 г., Шмалькальденские артикулы 1537 г., катихизисы Лютера – малый и большой 1528 и 1529 гг. и отчасти формула соглашения (Concordienformel) 1580 г.; у реформатов – Гейдельбергский катехизис 1562 г. и др. 2) Церковные уставы (Kirchenordnungen), изданные светскими государями, а также имперскими городами и определяющие подробности церковного устройства и управления. 3) Государственное законодательство, дополняющее и изъясняющее эти церковные уставы. Главным основанием устройства и управления протестантских общин в России служит устав 1832 г. А. Сборники церковного права на Востоке § 9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях Апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы Римской Империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изложения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 За год количество православных в Латвии выросло на 20 тысяч человек, число лютеран стало на 15 тысяч меньше 26.09.2008 Согласно данным Управления по делам религии (УДР) Латвии , в прошлом году число членов латвийских православных приходов и общин увеличилось на 20 000 человек. В общей сложности в 2007 году на территории Латвии проживало 370 000 человек, исповедующих Православие. Как гласят данные отчетов, поданных религиозными общинами и организациями за прошлый год, в 2007 году на 15 000 уменьшилось число прихожан Латвийской Евангелическо-лютеранской церкви. Если в 2006 году их насчитывалось 450 506 человек, то в прошлом уже 435 459. Меньше стало и староверов: в 2006 году — 2 693 чел., в 2007 году — 2 479 чел.Такая же тенденция прослеживается у мусульман (в 2006 году — 400 чел., в 2007 году — 380 чел.), адвентистов Седьмого дня (в 2006 году — 3 955 чел., в 2007 году — 3 928 чел.), иудаистов (в 2006 году — 818 чел., в 2007 году — 638 чел.), методистов ( в 2006 году — 876 чел., в 2007 году — 649 чел.), пятидесятников (в 2006 году — 4 773 чел., в 2007 году — 3 291 чел.), буддистов ( в 2006 году — 137 чел., в 2007 году — 120 чел.). Кроме того, согласно официальным данным, предоставленных УДР на основе поданных отчетов, в 2007 году в Латвии было зарегистрировано 689 членов Евангелической церкви Аугсбургского исповедания, 294 члена немецкой лютеранской церкви, 7089 баптистов, 122 кришнаита, 1 150 членов Новоапостольской церкви, 2 626 евангелистов, 5075 членов церкви «Новое поколение», 649 диевтуров (язычников), 176 «Свидетелей Иеговы», 858 мормонов, 197 членов Древневосточных Апостольских церквей, 157 членов Реформаторской церкви, 300 «виссарионовцев», 560 евангельских христиан, 99 англикан, 300 членов «Армии спасения» и др. В отчете за прошлый год нет сведений о Римско-католической Церкви Латвии, поскольку на нее не распространяется правило Кабинета министров о ежегодной подаче данных. DELFI, Седмица.Ru Редакция текста от: 26.09.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5598.html

В Берлине состоялась очередная встреча участников рабочей группы «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог» 20 сентября 2013 г. 15:27 18 сентября 2013 года в Берлине состоялась встреча представителей рабочей группы «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог». В мероприятии приняли участие: со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — заместитель председателя Отдела, руководитель российской части рабочей группы архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, сотрудник Секретариата  по делам дальнего зарубежья Святослав Очканов; с немецкой стороны — директор Института экуменики имени Иоханна-Фридриха Меллера, руководитель немецкой части рабочей группы доктор Йоханнес Эльдеманн, старший пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви Зигфрид Каспарик, старший член церковного совета, референт по Цернтральной и Восточной Европе Евангелическо-Лютеранской Церкви Михаель Хюбнер и руководитель управления по вопросам веры и образования Епископской конференции Германии доктор Франк Ронге. Участники заседания наметили основные направления сотрудничества. Особое внимание было уделено вопросам помощи Церквей социально незащищенным слоям населения, проблемам религиозной свободы в современном демократическом обществе и задачам религиозного образования. Российские и немецкие участники заседания отметили важную роль группы «Церкви в Европе» в развитии диалога между гражданскими обществами двух стран, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Петербургский диалог» — форум гражданских обществ России и Германии. Созданный в 2001 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и Федерального канцлера ФРГ Г. Шрёдера, он призван способствовать углублению взаимопонимания между Германией и Россией, дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества во всех сферах общества. Число участников «Петербургского диалога» составляет 100-150 человек с каждой стороны. Они представляют разные тематические группы. Рабочая группа «Церкви в Европе» — самая «молодая» в структуре «Петербургского диалога». Впервые она заседала в Висбадене в 2007 году. В состав группы входят представители христианских конфессий России и Германии. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3247709.ht...

При этом сходстве между учением Лютера и Меланхтона о церкви, по взгляду Гёнига, существует однако ж и очевидное различие (unverkennbar Unterschied), проявляющееся в том, что первый, т. e. Лютер, в разработке рассматриваемого вопроса исходит из понятия о невидимой церкви, как единственно истинной, и приходит к внешним учреждениям... Меланхтон напротив исходит из понятия о видимой церкви и приходит... к понятию о церкви в идеальном смысле. Теоретически различие между ними является малосущественным... практически имеет значение...» Из этого изложения 70–71 стр. книжки Гёнига следует тот вывод, что и на указанных стр., как и на стр. 69–70, говорится совсем не о том, что находит о. П. Светлов, т. е. будто на этих страницах «Гёниг признает правильным разъяснение Меланхтона, что учение Лютера о церкви, как обществе главным образом fidei et Spiritus Sancti in cordibus (так определяется Гёнигом учение не Лютера, а Меланхтона) оставлено в Augustana в полной силе, будто он, Гёниг, старается установить противоречие между лютеровским учением о церкви и учением Меланхтона по тому же вопросу» и проч. Курьезнее всего то, что, совсем не поняв 69–71 стр. книжки Гёнига, о. П. Светлов однако ж пускается в суровую критику не только г. Керенского, но и даже Гёнига. «Из всего сказанного, пишет он, с достаточной ясностью обрисовалось пред нами совершенное отсутствие данных у г. Керенского для предпринятых им исправлений моего изложения лютеранского учения о церкви. Не касаясь общих сведений г. Керенского в протестантском богословии, наскоро схваченные у Гёнига по данному частному вопросу сведения являются совершенно непригодными для его цели. Изложение у Гёнига лютеранского учения о церкви страдает недостатком научной объективности; оно имеет цель дать теоретико-догматическую подкладку теории свободной церкви (ср. стр. 126–133)...» По моему мнению, из всего сказанного обрисовывается с достаточной ясностью совсем иное и именно: о. П. Светлову надо подучиться немецкому языку, потом уже браться за чтение немецких книжек и тем более за критику их; в противном случай он найдет в них совсем не то, о чем они повествуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010