Многие не шутя почитают лютеранское вероисповедание очищенным от преданий и нововведений человеческих и не уважают преданий и обрядов веры православно-кафолической, почитая их излишеством и бременем для себя и утверждая, что их произвел произвол человеческий, а не существенная потребность духа человеческого, не Дух Святой и не Церковь , а простое мудрование человеческое. Друже, так думающий! Кто сказал эти замечательные для нас с тобою слова о истине веры и Церкви: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину [ Ин. 16, 13 ]? Не есть ли Церковь , наставляемая и руководимая Духом Божиим, Духом истины, столп и утверждение истины [ 1Тим. 3, 15 ]? И ты ли дерзновенно называешь раскол лютеранский очищенным вероисповеданием? Ты ли считаешь правыми тех, которые отвергли предание, когда сам апостол Христов говорит: братия, стойте и держите предания [ 2Фес. 2, 15 ]? Нуждается ли в очищении и исправлении чистая и правая вера апостольская? Тебя соблазняет множество наших обрядов? Скажи, что ты худого нашел в обрядах нашей Церкви? Не все ли они существенно необходимы для возбуждения духа веры, надежды и благочестия? (Ты сочувствуешь лютеранскому вероисповеданию потому, что оно льстит твоей грешной плоти, твоей чувственности: там нет постов, там много свободы в брачном соитии и разведении, там сидение в церкви и многое другое.) Не все ли они стройно вытекают из самого духа религии, как тело образуется душою? Так как мы состоим из плоти и духа, то для нас, при духовности нашей веры, нужны и видимые обряды, как тело веры. Если не нужны обряды, скажите, для чего вы сами совершаете обряды при Крещении? Для чего вода Крещения? Для чего хлеб и вино при Причащении? Для чего и самый храм и в нем обряды молитв? Мечтатели! Вы сами себя опровергаете своими собственными делами. Говорите: для чего у вас иконы? – Для того, что мы сами существа телесные, не [чисто] духовные; для того, что мы сами – живые иконы Божии, одушевленные Духом Божиим; для того, что иконы полезны для благочестия, ибо они помогают живой молитве; для того, что иконы некоторым образом заменяют для нас самые лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но как же ученику узнать, что его крест? Он воспримет это, если воспоследует за страдающим Господом, он узнает свой крест в единении с Ним. Итак, страдание есть отличительный знак последовавшего за Христом. Ученик не выше учителя. Следование есть passio passive, обязательность страдания. Так Лютеру могло быть заплачено страданием под знаком истинной Церкви. Так подготовка, лютеранского вероисповедания Церкви была определена как сообщество тех, «кто будет гоним и мучим за Евангелие». Кто не хочет взять свой крест, кто не хочет отдать свою жизнь страданию и отверженности, тот утрачивает единение с Христом, он — не последовал. Но кто теряет свою жизнь в следовании Христу, в несении креста, тот вновь обретает ее в следовании, в крестном единении с Господом. Не следовать Христу — значить стыдиться Господа, стыдиться креста, соблазняться у креста. Следование Христу есть единение со страждущим Господом. Страдание христианина не есть поэтому нечто странно-неприятное. Напротив, оно есть чистая благодать и радость. Свидетельства о первых мучениках Церкви указывают на то, что Христос преображает Своих последователей в момент высшего страдании через не поддающуюся описанию веру в Его близости и единение. Так в самой ужасной муке, которую они претерпевали во имя своего Господа, на их долю выпала высшая радость и блаженство единения с Ним. Одоление страданий указано для них единственно в несении креста. Это имеет значение для всех, кто следует за Христом, поскольку это значимо и для Самого Христа. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. […] Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Матф.26:39,42) Иисус молит Отца о том, чтобы Его миновала чаша, и Отец слышит просьбу Сына. Чаша страдания минует Иисуса, но единственно тем, что Он выпьет ее. Иисус это знает, когда Он во второй раз становится на колени в Гефсиманском саду, моля, чтобы страдание миновало — тем, что Он его претерпит. Именно в перенесении он и победит страдание. Его крест есть одоление страдания.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Обедал у именинника Ивана Ивановича Иванова. Царство Мое (Церковь) не от мира сего, говорил Господь, Царство Мое не отсюда [ Ин. 18, 36 ]. По этому одному признаку справедливо можно узнать и доказать, что церкви католическая, лютеранская и англиканская не истинные и не Православные Церкви, ибо они от мира сего: в них совершенно мирской дух. Церковь же Греко-Восточная не от мира сего – это духовное Царство, и то обстоятельство, что она в гонении, под чужим игом, служит большим доказательством, что она истинная Церковь . Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь [ Мф. 7, 14 ]. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы [ 2Тим. 3, 12 ]. 26 мая Воскресенье. Ранняя обедня. Сегодня во время обедни, молебна в церкви и на молебнах в приходах я вытерпел скорбь и тесноту ужасные, небывалые, и опять за ядение и питие с гостем-священником вечером (сардинки с прованским маслом, вино, чай сладкий). Диавол привел меня в ужасную скорбь, тесноту, уныние, бессилие из-за неполучения мною обещанной в прошлом году директором гимназии награды орденом святой Анны III степени. Но если я стоил награды здесь и не награжден, то наградит сторицей Господь в день оный страшный, и о сем надо радоваться, а если не стоил и не награжден, и об этом надо радоваться, ибо если бы я был награжден, хотя и не стоил, – то тем больше наказание за свои грехи получил бы от Бога: Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей, сказано [ Откр. 18, 7 ]. И если мы за всё здесь будем награждены, то не за что нас будет награждать Богу. Но един Бог есть праведный Мздовоздатель. Странно, крайне странно, что мы за все свои дела, окупаемые жалованием с избытком, ожидаем еще награды на земле. Беспристрастно говоря, не за что мне получать награду – не стою. Теснота и скорбь ужасные, смертельные мне приключились из-за обеда у Ивана Иванова купца с товарищами его: Николем Сидоровым, Михаилом Гужовым, Николаем Семеновым, и из-за чоканья рюмками. Мертвецкий запах у него в комнате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Я выяснил, что литургическое обновление в Дании затронуло лишь немногих, как среди духовенства, так и среди светских лиц. В целом же ситуация была безотрадна. До сих пор почти всех датских детей крестят, но в большинстве своем потом они никогда не ходят в церковь, а значит — становятся «духовными инвалидами». Обновление   Датская Церковь была основана в конце IX века. В 1054 году вместе с другими западными Церквами она отделилась от Православия. А в 1536 году датский король провел церковную реформу в лютеранском духе. Последующее поколение совсем не знало о том, что разрыв двух Церквей оторвал их от подлинного христианства. С этим незнанием рос и я сам. Еще молодым человеком я раскаялся в своем эгоцентризме и осознал необходимость веры и церковной жизни. Огромное впечатление произвел на меня образ из седьмой главы Апокалипсиса: Вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих и восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр. 7:9–10). Предстояние со всеми святыми у престола Божия — ведь это цель нашей жизни! Будучи студентом теологического факультета (с 1958 по 1966 год), я узнал о суточном круге богослужения древней Церкви, который уже в XVIII веке был полностью забыт в датской традиции. В 1959 году я ежедневно проводил суточные службы по латинскому обряду и даже перевел их на датский язык для того, чтобы мои престарелые родители могли участвовать в богослужении. Молодым священником я вступил в небольшое братство, которое по примеру верующих других стран хотело «помочь Датской Церкви по-новому осознать себя Телом Христовым» — мы были частью большого движения за традиционное христианство в западноевропейских странах. Как члены этого братства мы были убеждены в «праве и обязанности принесения Святых Даров — Тела и Крови Господних — для спасения живых и мертвых». Такое выражение было несомненно католическим, но вполне совместимым с вероучением лютеранской Церкви, которая сохраняла общение со Христом через Евхаристию.

http://pravmir.ru/ikony-sdelali-menya-pr...

„Мы, говорит апостол, посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом (смотрите, что Бог сделал, чтобы призвать вас) ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведниками пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами… Имею такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем» (2 Кор. Y, 20 – 21; VI, 1; YII, 1). „Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» ( Ebp. XII, 1 – 2 ). „Не убойся, говорит преп. Ефрем Сирин , положить начало доброго пути, вводящего в жизнь; пожелай только пойти сим путем; и, если окажешься готовым, тотчас благоустроится пред тобою путь… Чтобы не встретить тебе затруднения на пути, ведущем в жизнь, Господь ради тебя Сам стал путем жизни для желающих в радости идти к Отцу светов» 500 . 1 Apologia Ausb. Conf. II (2). В своих цитатах лютеранских символических книг мы пользуемся изданием Hase: «Libri sumbolici ecclesiae evangelicae». Lipsiae. 1846. Стр. 60. 2 Tota doctrina adversariorum partim est a ratione humana sumptas, partim est doctrina legis, non Euangelii. Apologia. III (166). Hase. 119. Cp. Zwinglii Artic. Y. Ed, Niemeyer «Collectio Confessionum in ecclesiis retormati publicatarum Lipsiae». 840. Стр. 5. Этим изданием пользуемся для всех символических книг реформатской церкви. 3 Apol. III (144).Hase 113: “0pera iucurunt hominibus in oculos. Haec naturaIiter miratur humana, ratio, et quia tantum opera, cernit, fidem non intelligit, neque considerat, ideo somniat, haec opera, mereri remissionem peccatorum et justificare. 5 Первые реформаторы, как известно, с большим вниманием прислушивались к голосу некоторых отцов церкви, в особенности Августина, слова которого не раз цитируются в самых символических книгах протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В итоге за несколько лет Лютер совершил стремительную эволюцию, а точнее революцию, от благонамеренного критика церковного неблагочестия до основателя новой крупнейшей конфессии, еретической как с точки зрения католицизма, так и, конечно, самого Православия, о котором Лютер, по всей видимости, почти ничего не знал. Впрочем, говорить о том, что Лютер чего-то очень важного не знал, довольно сложно, потому что для своего времени и места он был одним из самых образованных людей. Достаточно вспомнить, что именно он переведет на немецкий язык Библию, положив начало не только протестантскому богословию, но и немецкому литературному языку. Но с православной точки зрения можно совершенно точно сказать, что он чего-то очень важного в христианстве не понимал, а именно - Лютер не понимал, что такое Церковь, и это непонимание лежит в основе всей протестантской экклезиологии. Неслучайно вместо одной Лютеранской церкви Реформация породила десятки и сотни новых расколов и сект, которые даже при самой щепетильной политкорректности очень трудно назвать «церквями». Главное острие критики Лютера изначально было обращено против права священства отпускать грехи за деньги, но поскольку апологеты этой практики типа Иоганна Тецеля не находили ничего лучше, чем ничтоже сумняшеся оправдывать его уникальным даром священства отпускать любые грехи, то Лютер очень скоро решил, что и это право надо пересмотреть. И вот тут возникает самый парадоксальный момент: право Церкви управлять духовной жизнью своих членов возможно не потому, что человек в христианстве слишком несвободен, а наоборот - потому что он слишком свободен. Основой основ христианской экклезиологии является тот уникальный дар соучаствовать в спасении людей, который сам Иисус Христос дал своим апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18), кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 2223). Этот дар апостолы получили в момент нисхождения на них Святого Духа в Пятидесятницу, и далее они по своему усмотрению передавали его своим ученикам через рукоположение в сан епископа, почему цепочка епископских рукоположений до конца времен называется апостольским преемством.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/3/500...

Внутренняя же жизнь человека, его убеждения, его вера не должны контролироваться государством. Не должно быть никаких ограничений свободе мысли, совести. Естественной границей свободы одного человека может считаться только свобода другого человека и ничто другое. Нынешнее состояние общества породило массу уродливых явлений – бедность, нищету, безработицу. Большая часть народа оказалась отброшена далеко за черту бедности. Забота об этих людях является неотъемлемой частью служения Церкви, как написано: " ...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Матф. 25, 31-46). Но Церковь должна помнить о том, что заботиться о слабых можно не только путем личной или организованной благотворительности, но и путем принятия соответствующих законов. И здесь Церковь должна высказать свою общественную позицию. Необходимо понимание не только благотворительной, но и правовой деятельности как формы христианского служения, как любви, выраженной на уровне общества. Поэтому наш христианский долг – участвовать в законотворчестве, реализуя в таковом Божественное видение мира и систему ценностей, преподанную нам Христом. Это не просто. Большинство не захочет понимать нас, потому что ценности мира и ценности Христа слишком сильно различаются. Путь христианина усыпан не столько розами, сколько терниями, о чем Сам Господь сказал: " Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков...Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас " (Мф. 10,16-17). Однако у нас нет выбора. Тот, кто решил последовать за Христом, должен следовать за Ним во всем и до конца. Самоустранение от общественной жизни означало бы, что мы отдаем жизнь общества на откуп дьяволу. Поэтому, если Церковь как общественный институт и не должна напрямую участвовать в общественно-политической жизни, то политическая жизнь верующих не должна ограничиваться. Священнослужители же должны оказывать им в этом посильную помощь во избежание появления политических движений, берущих за основу христианские идеалы, но не имеющих тесного контакта с Церковью и потому неизбежно скатывающихся до примитивного использования этих идеалов в своих личных или корпоративных целях.

http://religare.ru/2_78576.html

Доктор Арбо правильно замечает: В лютеранской церкви есть миллионы святых – несравненно больше, чем в организации «святых последних дней», потому что в первой святым является всякий верующий. Существует общее священство всех верующих. Это значит, что любой верующий может с полным правом обратиться к Богу в молитве или рассказать о своем Господе своим знакомым. Ему нет нужды ждать, пока какой-нибудь христианский священник совершит над ним обязательное таинство. Интересно, каким это образом любой священник вместо вас смог бы исполнить обязанность вашего священства – любить Бога и вашего ближнего? В ранней церкви мормонов служителями считались только старейшины, а затем появились другие виды служения. По этой самой причине был «исправлен» текст «Учения и заветов» (часть 20, ст. 65–67), взятый первоначально из «Книги заповедей». Мормонизм попирает незыблемость даже собственных писаний, желая создать иллюзию незыблемости собственной иерархии во все времена» (с. 44). Истинное священство В самом начале книги Откровения апостол Иоанн делает поразительное утверждение: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь» (1:4–6). Как врезается в память это откровение из апостольского видения! Иисус Христос, Владыка царей земных, вечно любящий нас и избавивший нас от грехов собственной Кровью, сделал нас также «царями и священниками Богу и Отцу Своему». Вот – истинное священство. Христианам не нужны храмы, секретные собрания, обряды и таинства. Их священству незнакомы иерархичность и способность сообщаться с мертвыми, о которой недвусмысленно говорит священство мормонов (см. Leaves from the Tree – катехизис для молодежи лидера мормонов Чарльза Пенроуза, с. 38). Христианское священство объемлет всех тех, кто освобожден от грехов Кровию Иисуса Христа и испытал непреходящую любовь Агнца Божия, взявшего грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 4–7) " Обращение за помощью во внутрицерковном споре к секулярному (безбожному) государству или, ещё паче, к неверному (агарянину) будет означать унижение и, даже, уничижение, нашей Веры!Вот, в этой ситуации и обнаруживается недостаток древней и очень важной конструкции, поддерживающей Земную Церковь - Внешнего Епископа, то есть православного монарха, который и был поставлен Господом для урегулирования подобных политических вопросов, т.е. " житейских споров " .П.С. Как-то довелось читать переписку ВК Владимира Кирилловича с церковными иерархами РПЦЗ, где он пытался выполнять подобную функцию Внешнего Епископа для РПЦЗ даже в изгнании. Был бы признателен уважаемому Александру Николаевичу Закатову, если бы он дал ссылку на эту переписку.С уважением, Григорий. Уважаемый Григорий! По поводу " Внешнего Епископа " , возможно, слишком громко сказано, так как этот статус подразумевает наличие не только династического статуса и соответствующих прав, но также реальной политической власти, дающей Государю возможность защитить Церковь извне. Но, безусловно, законные Государи в изгнании продолжали активное участие в жизни Церкви в духе симфонии. Некоторые важные документы об этом приведены в приложении к моей статье " Церковь и Царство в XX-XXI вв. " : http://www.proza.ru/2011/02/27/957 125. Ответ на 105., Анатолий Степанов: Это - чепуха. Принято называть католиков Католическая церковь, протестантов - Лютеранская церковь, Англиканская церковь и др. И что? Тогда давайте обвиним всю нашу Церковь в нарушении догматов - не только нынешних архиереев, но и дореволюционных, до революции также именовали. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Митрополит Кифирский Серафим: «Критский собор принял сомнительные решения» Митрополит Серафим обвинил Критский собор в «серьезном попрании соборности», обусловленном отсутствием возможности принять участие в его работе для большинства православных епископов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

«Не любите мира» (1 Ин. 2:15). «Так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16). Не то примечательно, что здесь мы видим выражение закона противоречий христианского познания, а то, что эти две противоречивые фразы о любви и нелюбви написаны одним и тем же апостолом любви. Сущность этого закона антиномий хорошо раскрыта Флоренским. Противоречие реально, но оно также (или даже более) реально разрешается в единстве благодати, в которую погружается человеческий разум в Церкви. Вот еще пример противоречия. Ап. Павел в послании к Титу пишет: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (3:5). Тут, как будто чисто лютеранское спасение только верой, без необходимости подвига и «добрых дел». Но через один стих апостол добавляет: «Чтобы, оправдавшись Его благодатию… уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам» (3:7—8). На единстве этого противоречия, неразрешимого для Запада, стоит вся дивная высота православных святых. «Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией» (преп. авва Исаия). Это постоянная формула аскетики. «Подвизайся… Когда же сможешь перейти страну страстных помыслов, не окажись неблагодарным, не признав в сем дара, свыше тебе данного, но исповедуй с апостолом, говоря: «не я, впрочем, но благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10) сделал сию победу» (преп. Иоанн Карпафийский). Очищение человека от греха — это его просвещение Светом Невечерним Божиим, и оно совершается не по заслугам человека, не потому, что он живет в подвиге, хотя должен жить в подвиге, а «паче ума», или «священнотайно». «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством сященнотайно» (Антифон гл. 4). Тем молодым христианам, которые по религиозной молодости бросаются искать внешнее, например, акафисты, хочется сказать: «Ищите прежде Царства Божия», а тогда может быть, приложатся вам и акафисты. Акафисты найдут и на этом успокаиваются, а нам заповедано искать общения с Господом и общения с людьми.

http://predanie.ru/book/68746-u-sten-cer...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010