Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ [англ. Evangelical Lutheran Church in America], крупнейшая лютеран. церковь в США. Первые постоянные поселения лютеран на территории США появились в 20-х гг. XVII в. на берегах р. Гудзон (ныне штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси). Эмигранты из Германии и Скандинавских стран обычно селились вместе, сохраняя свой язык и национальные обычаи. В каждой колонии была религ. община, и со временем общины по территориальному принципу объединились в синоды. Массовая эмиграция из традиционно лютеранских стран привела к образованию на территории США к 1875 г. 58 лютеранских синодов. В этот период североамер. лютеране продолжали «импортировать» пасторов, привозили литургические книги с «исторической родины», хотя уже появилась потребность подготовить своих пасторов и богослужебную лит-ру в США на англ. языке, к-рый стал родным для большинства прихожан. В 1917 г. 3 норвеж. синода образовали Норвежскую лютеранскую церковь Америки (Norvegian Lutheran Church of America); в следующем году 3 нем. синода создали Объединенную лютеранскую церковь в Америке (United Lutheran Church in America). В сент. 1918 г. был образован Национальный лютеранский совет, в к-рый, согласно принципу пропорциональности, вошли представители национальных синодов. Деятельность совета была направлена на развитие миссионерской работы на территории США и помощь лютеранам Европы, пережившей первую мировую войну. В 1945 г. совет был реорганизован, при нем появились Комитет помощи беженцам, служба капелланов и т. д. В 1952 г. Совместный комитет, созданный для «рассмотрения возможностей и создания условий для объединения всех лютеранских Церквей», представил т. н. Объединенное исповедание (United Testimony). Но только в 1960 г. Американская лютеранская церковь (немецкая), Объединенная евангелическо-лютеранская церковь (датская) и Евангелическо-лютеранская церковь (норвежская) вместе создали Американскую лютеранскую церковь, через 3 года к ним присоединилась и Лютеранская свободная церковь (норвежская). В 1962 г. к Объединенной лютеранской церкви в Америке (нем., словац. и исл. общины) присоединились швед. Августинская евангелическо-лютеранская церковь, Финская евангелическо-лютеранская церковь и Американская лютеранско-евангелическая церковь (датская), образовав Лютеранскую церковь в Америке (Luthean Church in America). В 1967 г. церкви, входящие в Национальный лютеранский совет и Лютеранскую церковь - Миссурийский синод , создали Лютеранский совет в США. В 1976 г. в результате выхода из-за доктринальных разногласий ряда общин из состава Миссурийского синода возникла Ассоциация евангелическо-лютеранских церквей.

http://pravenc.ru/text/186833.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседаний Священного Синода 12-13 марта 2002 г. В заседании Священного Синода 12 марта 2002 г. под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского о его визите в Финляндию с 13 по 16 декабря 2001 года по приглашению Архиепископа Турку и Финляндии, Примаса Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Юкки Паармы. Справка: С 13 по 16 декабря 2001 года делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром совершила визит в Финляндию по приглашению Архиепископа Турку и Финляндии, Примаса Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Юкки Паармы. В ходе визита состоялись встречи с новоизбранным Предстоятелем Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископом Львом, представителями Финляндского государства и Посольства Российской Федерации в Финляндии. Официальные переговоры с руководством Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии проходили в атмосфере искренности и взаимопонимания. Стороны пришли к соглашению о необходимости продолжения взаимополезных контактов, в том числе и на уровне духовных учебных заведений. Финляндская сторона высказала пожелание поддержать издательскую деятельность Санкт-Петербургской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Рапорт принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение продолжающимися добрыми взаимоотношениями между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. 3. Считать полезным дальнейшее развитие двусторонних связей между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии для укрепления межхристианского сотрудничества. 4. Благодарить Архиепископа Турку и Финляндии, Примаса Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии за гостеприимство, оказанное делегации Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

В России создана новая лютеранская юрисдикция – Евангелическо-лютеранская церковь России РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31617.html 20 июля 2006 В России создана новая лютеранская юрисдикция – Евангелическо-лютеранская церковь России 28 июня в Москве состоялись Учредительное собрание и Генеральный Синод новой лютеранской юрисдикции – Евангелическо-лютеранской церкви России (ЕЛЦР.) Церковь создана представителями трех общин: прихода св. Троицы в Красноярске (пастор Даниил Соболев), прихода св. Марии в Рязани (пастор Владимир Солодовников), прихода св. Михаила в Москве (обязанности пастора временно возложены на Константина Андреева – директора Служения Лютеранского Часа). Президентом Генерального Синода ЕЛЦР избран Владимир Пудов. В ближайшее время новая Церковь намерена подать документы в Минюст и Федеральную регистрационную службу, чтобы официально зарегистрироваться в качестве общероссийской централизованной организации. " Как отметил Владимир Пудов, в дальнейшем к новой юрисдикции смогут присоединиться и другие евангелическо-лютеранские общины, – передает портал, – в России множество незарегистрированных лютеранских церквей, которые тяготеют к Евангелическо-лютеранской церкви России, к примеру, в Воронеже, Моршанске Тамбовской области, в Саратове, Ижевске, а также не менее 5 общин в Татарстане. По словам Владимира Пудова, он мог бы назвать около двух десятков такого рода незарегистрированных лютеранских групп, которые могут влиться в новую Церковь. Президент Генерального Синода ЕЛЦ также особо подчеркнул, что желающие войти в Евангелическо-лютеранскую церковь России должны представить на рассмотрение Синода свой устав и после этого могут быть приняты в ряды новых членов. " Это не значит, что мы будем принимать всех, без исключения " , – заметил Владимир Пудов. Помимо этого, лютеранские церкви из других юрисдикций также могут перейти в ЕЛЦР. По мнению Пудова, " хотя мы и не приветствуем подобные переходы, но если кто-то изъявит желание и обратится к нам, то мы эту общину примем " " .

http://religare.ru/2_31617_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Роман Лункин Пастор Всеволод Лыткин о русском лютеранстве в России Интервью главы Сибирской Евангелическо-лютеранской церкви епископа-электуса пастора Всеволда Лыткина. Первая община независимых и от ELKRAS и от Церкви Ингрии сибирских лютеран появилась в Новосибирске в 1991 году. Её возглавил Всеволод Лыткин. Всеволод Лыткин, коренной сибиряк, познакомился с лютеранством еще при советской власти в Эстонии. Там он уверовал, крестился и стал практикующим лютеранином. С 1991 г. Лыткин стал проповедовать и организовал лютеранскую общину в новосибирском Академгородке. Затем он создал общины в Хакасии, Бурятии, Томской, Омской, Иркутской, Кемеровской, Свердловской и Читинской областях, а также в Красноярском крае. С самого начала большинство членов церкви – русские и она развивается как русская лютеранская церковь. С 1992 года Лыткину оказывает помощь миссия американских лютеран Миссури-Синода. В качестве самостоятельной миссинерской единицы Сибирская лютеранская Церковь находилась в составе Эстонской лютеранской Церкви и подчинялась непосредственно её главе архиепископу Яану Киивиту. Все священнослужители СЕЛЦ получали ординацию в Эстонской церкви. Сибирская Евангелическо-лютеранская церковь была официально создана в мае 2003 года, когда она получила автокефалию от Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии. В 2005 году пастор Всеволод Лыткин был избран епископом Сибирской лютеранской Церкви, но еще не рукоположен, а поэтому именуется епископом-электусом. – Каков в настоящее время статус Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви (СЕЛЦ) и какое, по Вашему мнению, СЕЛЦ занимает место среди лютеранских церквей в России? – Самое главное, что мы уже занимаем определённое место. Трудно сказать какое, так как лютеранские церкви в России все очень разные. Мы себе отвели такое место, где чётко соблюдается лютеранская традиция и богослужение. Стараемся избегать либеральных влияний как b ELKRAS и харизматического движения как в Церкви Ингрии. Жёстко придерживаемся доктрины. В настоящее время, полагаю, ч то Церковь призвана сохранить тех прихожан, которые у неё есть. Это лучше, чем активно заниматься евангелизацией, а потом не знать, куда делись люди.

http://religare.ru/2_31488.html

Лютеранин Владимир Пудов отвечает на вопросы " Религии и СМИ " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31780.html 27 июля 2006 Андрей Зайцев Лютеранин Владимир Пудов отвечает на вопросы " Религии и СМИ " Судя по всему, он намерен продолжить дело Йозефа Баронаса Каково на Ваш взгляд современное состояние лютеранства в России? В стране существует несколько лютеранских церквей. Условно их можно разделить по национально-этническому и теологическому признаку. Евангелическо-Лютеранская Церковь (До 1994 года называлась Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в СССР) и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии в России. Во многом процесс создания этих церквей шел параллельно национальному движению. Эти Церкви были созданы с началом перестройки и объединяли в себе верующих по национальному признаку, получив официальную регистрацию только в 1991 году. До этого времени существовали только автономные общины, образованные по национальному принципу. Правда в том же 1991 году была попытка построить Церковь, которая не основывалась бы по национальному признаку – Единую Евангелическо-Лютеранскую Церковь России. Ее основатель Йозеф Баронас – помощник епископа Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Харальда Калныньша, которого тот в 1990 году послал в Ленинград с целью создать общину, но вместо этого заявил о создании Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Последняя, по его словам, возрождала Евангелическо-Лютеранскую Церковь, существовавшую в России до 1917 года. Все, что было в лютеранстве с 1917 по 1990 год как, будто бы и не существовало. Он быстро организовал около двадцати общин в Москве, Ленинграде, Самаре, Астрахани, Оренбурге других городах. Привлек в Церковь много способных верующих, которые играли и продолжают играть заметную роль в жизни Евангелическо-Лютеранской Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви, куда большинство из них перешли после распада Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Особенно хотелось бы вспомнить ныне покойного пастора Церкви Ингрии Сергея Преймана, много сделавшего для становления своей Церкви. Если бы у нас было, хотя несколько таких ярких и умных пасторов как Сергей, то лютеранская Церковь давно заняла принадлежавшее ей ранее место среди христианских Церквей.

http://religare.ru/2_31780_1_21.html

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с делегацией Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии 5 сентября 2018 года 5 сентября 2018 года в здании Санкт-Петербургского епархиального управления в  Свято-Троицкой Александро-Невской лавре  состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с архиепископом Турку и всей Финляндии Тапио Луома и делегацией Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий , и.о. руководителя Службы Патриаршего протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков ; со стороны Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии — епископ Миккели Сеппо Хяккинен, директор ОВЦС Киммо Кяярияинен, пастор Тимо Росквист, пастор Томи Карттунен, пастор Юха Мериляинен, епископ Церкви Ингрии Арри Кугаппи. Приветствуя гостей, Святейший Патриарх Кирилл поздравил архиепископа Тапио Луома с избранием на пост главы Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. «Вашу Церковь, народ, принадлежащий к вашей Церкви, мы считаем своими друзьями, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Сегодня мы отмечаем 40-летие со дня смерти владыки Никодима, вспоминая, в том числе, его вклад и вклад господина архиепископа Мартти Симойоки в установление особых отношений между нашими Церквами». «Я лично участвовал в самых первых шагах, которые предпринимались нашими Церквами для взаимного сближения. Я уже не раз вспоминал, как в 1966 году Пасхальное празднование в Никольском кафедральном соборе было совершено по уставу именно потому, что митрополит Никодим пригласил архиепископа Мартти Симойоки участвовать в крестном ходе. Каждый год власти пытались сорвать крестный ход, провоцировали силовые столкновения, многие православные просто физически страдали, и вот впервые Пасху удалось встретить спокойно, потому что вместе с митрополитом Никодимом вокруг Никольского кафедрального собора шел и Мартти Симойоки. Мы, конечно, с благодарностью вспоминаем эти замечательные страницы наших двусторонних отношений», — поделился с гостями Патриарх Кирилл.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

В семье Амбарцумовых мечтали, что у них будет двенадцать детей — двенадцать проповедников Слова Божия. Одна из внучек священномученика Владимира, Мария (матушка отца Александра Ильяшенко), с детства мечтала иметь много детей, чтобы больше было православных людей. Господь исполнил ее желание: у них с отцом Александром шесть сыновей и шесть дочерей. Священномученик Владимир Амбарцумов родился 20 сентября 1892 года в Саратове. Его отец, Амбарцум Егорович, происходил из города Шемахи Бакинской губернии и был почетным гражданином этого города, одним из сподвижников основателя обучения глухонемых в России Федора Андреевича Рау. Первая жена Амбарцума Егоровича умерла при родах, оставив мужу трех малолетних детей. После ее смерти он переехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для осиротевших младенцев. В местной кирхе ему порекомендовали благочестивую девицу из лютеранской семьи Каролину Андреевну Кноблох; она согласилась взять на себя заботы о детях Амбарцума Егоровича и со временем стала его женой. Во втором браке у него родилось еще трое детей, младшим из которых был Владимир. Детей воспитывали в лютеранской вере. Дочь священномученика Владимира, Лидия Владимировна Каледа, пишет: «Для старшего поколения родственников отца Владимира были характерны духовные искания и активная общественно-религиозная жизнь… В роду Кноблох были миссионеры, страдавшие от иноверцев. Сама Каролина Андреевна была глубоковерующей и вышла замуж из-за сострадания к овдовевшему Амбарцуму Егорычу и его трем осиротевшим детям… Родная сестра Каролины Андреевны, Ольга, принимала активное участие в жизни Сарептской лютеранской общины, за что в середине 30-х годов высылалась в Вятку… Активная религиозная жизнь была характерна и для рода Амбарцумовых. Брат Амбарцума Егорыча, Саркиз, был видным религиозным деятелем в Армении». В Саратове, по семейному преданию, Амбарцум Егорович содержал частную школу для глухонемых. Будучи человеком милостивым, нестяжательным (детей бедняков он учил безвозмездно) и, по-видимому, непрактичным, он не смог справиться с финансовыми трудностями и разорился. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву и поселилась на Шаболовке. Владимир поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви, находившееся в Петроверигском переулке.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vl...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Шмырев В поисках признания Владимир Пудов: " Генеральный Синод стал для Евангелическо-Лютеранской Церкви России настоящим прорывом " Источник:  НГ-религии В минувшие выходные, 28–29 июня, в Москве состоялся Генеральный Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви России Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ). Это молодая протестантская церковная структура, возникшая в 2006 году и позиционирующая себя в духе " русского лютеранства " . Президентом Генерального Синода является Владимир Пудов. Корреспондент " НГР " обратился к нему с вопросами о современном состоянии этой Церкви и перспективах учения Мартина Лютера в России. – Владимир Сергеевич, что происходило на Генеральном Синоде? Для чего собрался этот высший церковный орган? – Генеральный Синод – это кульминация в жизни Церкви. Совсем недавно, 17 июня 2007 года, мы провели учредительное собрание централизованной религиозной организации " Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания " и вот уже собираем Генеральный Синод. Причин здесь несколько. Когда в прошлом году мы проводили учредительное собрание, то по разным причинам не смогли избрать епископа нашей Церкви. Был избран только его первый заместитель, который и исполнял обязанности епископа. Теперь же все встало на свои места. Синод единогласно поддержал кандидатуру Владимира Кюнтцеля. На учредительном собрании был принят Устав, необходимый для государственной регистрации, а он только регламентирует отношения Церкви с государством. Согласно этому Уставу предусматривается принятие и внутрицерковного Устава Церкви. Однако Церковь живет и по своим законам. Она отделена от государства, и ее внутренняя жизнь не должна интересовать государственные органы. Поэтому необходимо принимать два Устава: один для внешней жизни Церкви, а другой для регламентации внутренней жизни. И, конечно, эти Уставы не должны противоречить друг другу. Целый год после регистрации мы посвятили выработке правил, по которым должна жить наша Церковь, но утвердить эти правила может только высший орган, которым и является Генеральный Синод.

http://religare.ru/2_55812.html

Епископ ЕЛЦР Даниил Соболев: стоит воздерживаться от публичного служения женщин за кафедрой и алтарем РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_36874.html 11 января 2007 Роман Лункин Епископ ЕЛЦР Даниил Соболев: стоит воздерживаться от публичного служения женщин за кафедрой и алтарем Источник:  Русское ревью Епископ Евангелическо-лютеранской церкви России Даниил Соболев: ЕЛЦР отличается от других лютеранских церквей в России двумя принципиальными позициями – надэтнической концепцией церковного строительства и приверженностью к лютеровским принципам конгрегационализма. Неправославное христианство в России становится все более укорененным на российской почве. Даже этнические христианские церкви, такие как католичество и лютеранство, становятся " русскими " врастают в русскую культуру. Создание новых российских протестантских церквей, приходов, юрисдикций говорит о том, что сами россияне и сама русская культура вполне открыты по отношению к европейскому и американскому христианству. В 2006 году стало окончательно понятным, что несколько лютеранских приходов, которые противопоставили себя двум основным юрисдикциям – немецкой ЕЛЦ и Церкви Ингрии, превратились пусть в небольшую, но отдельную Церковь со своим мировоззрением. Создателями Евангелической церкви России стали бывший представитель ЕЛЦ в Москве Владимир Пудов, руководитель Служения Лютеранского Часа Константин Андреев и глава автономной лютеранской общины в Рязани Владимир Солодовников. Каждый из них в той или иной форме отмежевался от тех протестантских объединений, с которыми был связан ранее. В апреле 2006 года Владимир Пудов подал в отставку со всех своих постов в ЕЛЦ, а также встретился с архиепископом ЕЛЦ Эдмуном Ратцем и епископом Европейской части России Зигфридом Шпрингером, с которыми, по его словам, обсудил вопрос создания ЕЛЦ России. Однако впоследствии Центральное церковное управление назвало Пудова раскольником. Президент Генерального Синода ЕЛЦ Александр Пастор заявил о том, что образование новой, " независимой " Церкви евангелическо-лютеранского исповедания " ни в коей мере не является необходимостью, а в будущем негативно повлияло бы на работу традиционных евангелическо-лютеранских церквей – Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России " .

http://religare.ru/2_36874_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Роман Лункин Евангелическая церковь России: раскол в лютеранстве или новый вариант протестантизма? Российское лютеранство является одним из тех христианских направлений в России, которое и после начала религиозного бума 90-х годов, когда оно стало возрождаться, связывало себя определёнными этническими рамками. Евангелическо-лютеранская Церковь ориентировалась на людей с немецкими корнями, в её руководстве находятся в основном немцы. Церковь Ингрии считает основой своей паствы верующих с финскими и эстонскими корнями. На протяжении последних пятнадцати лет роль национального фактора постепенно снижалась на уровне приходских общин, так как лютеранская вера привлекала русских, которые либо вообще не имели немецких или финских корней, либо тех, для кого эти корни являются лишь символическим поводом для прихода в неправославную церковь. В 90-е гг. возникла и автономная, связанная с Эстонской лютеранской церковью Сибирская лютеранская церковь, которая фактически стала первой в России чисто русской лютеранской структурой. Однако проблема русского евангелического движения широко и масштабно была поставлена только тогда, когда целый ряд лютеранских лидеров заявили о создании новой Евангелической церкви России (ЕЦР). Лидеры ЕЦР стоят на строго консервативных позициях, выступают в целом против женского священства и тем более против иных попыток пересмотра библейских норм и моральных ценностей. Создатели нового церковного движения изначально противопоставили себя не только двум основным юрисдикциям – немецкой ЕЛЦ и Церкви Ингрии, но и другим протестантским направлениям – баптизму и пятидесятничеству, среди последователей которых новые лютеране также собираются проповедовать. Идеологами Евангелической церкви стали бывший представитель ЕЛЦ в Москве Владимир Пудов, руководитель Служения Лютеранского Часа Константин Андреев и глава автономной лютеранской общины в Рязани Владимир Солодовников. Каждый из них в той или иной форме отмежевался от тех протестантских объединений, с которыми был связан ранее. В апреле 2006 года Владимир Пудов подал в отставку со всех своих постов в ЕЛЦ, а также встретился с архиепископом ЕЛЦ Эдмуном Ратцем и епископом Европейской части России Зигфридом Шпрингером, с которыми, по его словам, обсудил вопрос создания ЕЛЦ России. Однако впоследствии Центральное церковное управление назвало Пудова раскольником. Президент Генерального Синода ЕЛЦ Александр Пастор заявил о том, что образование новой, " независимой " Церкви евангелическо-лютеранского исповедания " ни в коей мере не является необходимостью, а в будущем негативно повлияло бы на работу традиционных евангелическо-лютеранских церквей – Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России " .

http://religare.ru/2_31490.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010