Внешняя политика К. была не слишком удачной, поскольку попытка захватить Ливонию привела к ухудшению отношений с Данией, Голландией и Англией, торговля этих стран приносила одни убытки из-за военных действий. В 1609 г. К. подписал русско-швед. Выборгский договор, к-рый был использован для начала вторжения на территорию Русского государства (в 1611 был захвачен Новгород Великий). В 1611 г. началась т. н. Кальмарская война между Данией и Швецией за контроль над прол. Зунд и Нарвой. Узнав о начале войны, К. скончался от инсульта. Религиозная политика К. участвовал в церковных делах столь же активно, как и его брат Юхан, однако в отличие от своего предшественника противостоял католичеству и симпатизировал кальвинизму. Он не был открытым кальвинистом, но во многом разделял взгляды сторонников этого учения, хотя лютеранство уже окончательно утвердилось как офиц. религия швед. Церкви. В целом религ. взгляды К. были достаточно эклектичными, неизменными оставались только вера в высший авторитет Свящ. Писания и неприятие Римско-католической Церкви. Конфликту К. с лютеран. духовенством во время его правления предшествовал период, когда он содействовал укреплению позиций лютеран в Швеции. При его поддержке в 1587 г. было принято 1-е строго лютеран. исповедание веры (Confessio Strengnensis) и проведено Уппсальское собрание в 1593 г. Считая католицизм главной угрозой для Швеции, К. согласился на предложение епископов ввести Аугсбургское исповедание веры. На риксдагах 1602, 1604 и 1607 гг. он упорно отказывался лично принять Аугсбургское исповедание, несмотря на обращения лютеранского духовенства. К моменту коронации в 1607 г. К. принимал Аугсбургское исповедание «лишь настолько, насколько оно соответствует Священному Писанию» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 440). Как регент и король К. стремился получить неограниченную власть над Церковью, вмешиваясь в избрание епископов вопреки установлениям 1571 г. и пытаясь контролировать распределение бенефициев. В 1606 г. он издал ордонанс, не позволявший епископам самостоятельно назначать бенефициаров. В следующем году К. предложил создать назначаемый королем центральный церковный совет, куда вошли бы и миряне, для рассмотрения духовных вопросов и национальный «consilium», в ведение к-рого передавались бы «все важные дела, касающиеся религии». Это заменило бы юридическую власть епископа в диоцезе и прежнее устройство Церкви новой структурой, подчиненной королю. Однако начинание К. не было реализовано ( Roberts. 1968. P. 422-423).

http://pravenc.ru/text/1681069.html

В 1604 г. К. издал «Книгу доказательства» (Bevisbok), в к-рой, цитируя М. Лютера и Ф. Меланхтона , вновь попытался опровергнуть догмат о вездесущности Бога. В ответ архиепископ немедленно опубликовал сочинение, где соглашался с идеей трактовки Свящ. Писания через учение лютеран. богословов, но подчеркивал неверные истолкования и кальвинист. влияние в тексте К. В дек. 1604 г. К. отверг обвинения архиеп. Мартини в письме народу, а 2 года спустя издал его в расширенном и дополненном виде как отдельный трактат. В нояб. 1604 г. появился анонимный катехизис, к-рый отличался от распространенного Малого катехизиса Лютера, известного на шведском языке с 1537 г., и был создан под влиянием Гейдельбергского и Эмденского катехизисов. К. вскоре признал, что он является автором катехизиса, и вновь архиепископ критиковал его текст (The Scandinavian Reformation. 1995. P. 166-167). Еще в 1602 г. К. внес в резолюции риксдага положение о необходимости переработки мессы, причем пересмотр литургических текстов поручался не только духовенству, но и мирянам. Однако оговаривалось, что изменения не затронут ни таинств, ни основных догматов вероучения. Т. о., победа короля была весьма относительной. Лютеран. духовенство не спешило приступить к работе, несмотря на голосование риксдага. В 1608 г. К. потребовал немедленного ответа, и архиеп. Мартини, избегая прямого отказа, согласился продолжить пересмотр литургии при условии, что этим будет заниматься исключительно духовенство. Король принял это условие, но полученный результат настолько противоречил его ожиданиям, что К. отказался его обнародовать. В 1607 г. К. выпустил памфлет на тему Евхаристии. Конфликт между королем и церковью достиг такой степени, что К. даже пригрозил отречься от престола. В 1608 г. он обвинил духовенство в тайной приверженности католицизму, поскольку оно отказывалось отменить мн. старые церковные праздники. Только ухудшавшееся состояние здоровья (К. перенес удар) заставило его отказаться от вмешательства в дела церкви. В 1611 г., после его смерти, лютеран. духовенство выдвинуло на рассмотрение риксдага в Нючёпинге не принятый К. вариант мессы. В 1614 г. была введена новая версия мессы.

http://pravenc.ru/text/1681069.html

Более того, становится очевидным, что «умеренная» доктрина потерпела поражение, причем именно от «протестантской этики». Ведь «традиционная» ментальность была выработана той самой «умеренной доктрины», которая прочно господствовала в католическом мире уже три века. Действительно, «богатство от Бога», «не нищета и не роскошь», «богатство не должно владеть человеком» — все это совершенно не вписывается в «дух капитализма», который требует полной отдачи в деле погони за деньгами. А значит «умеренная доктрина» держала капитализм «в черном теле», не давала ему расцвести, как это произошло, например, в Византии. На Западе случилось иначе: капитализм активно наступал на «традиционное» общество и в реформации наконец нашел для себя освобождение. Таким образом, в истории «умеренная» доктрина оказывается слабым противником капитализма и после периода борьбы уступает ему. На примере католичества мы это увидели особенно ясно. Но как же из протестантизма вышел «дух капитализма»? Вебер предлагает следующее рассуждение, состоящее как бы из четырех фаз. 1) Исторический анализ показывает, что наибольшие успехи в деле «строительства капитализма» имели не лютеране, а кальвинисты. Но хорошо известно, что отличительной чертой кальвинизма является вера в предопределение, согласно которой человек заранее избран Богом либо ко спасению, либо предопределен к осуждению. И от самого человека тут ничего не зависит. Вебер пишет: “Совершенно очевидно, что рано или поздно перед каждым верую­щим должен был встать один и тот же вопрос, оттесняющий на задний план все остальные: избран ли я?»/63:147/. 2) Но каков критерий избранности? Вебер пишет: «виртуоз религиозной веры может удостовериться в своем избранничестве, ощущая себя либо сосудом божественной власти, либо ее ору­дием»/63:149/. Первое характерно для лютеран, второе – для кальвинистов. По мнению Вебера удостоверение в своем избранничестве у кальвинистов достигается «подлинными, а не мнимыми добрыми делами»/63:151/, которыми «является неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Она, и только она, прогоняет сомнения религиозного характера и дает уверенность в своем избран­ничестве”/63:149/.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

П. полагает, что в этом учении благодать Бога и осуществляемое Им избрание спасаемых ставятся в зависимость от свободы людей; Бог подает всем «достаточную» (suffisante) для спасения благодать, и лишь от человека зависит, окажется ли в его случае эта благодать «тщетной» (vaine) или станет «результативной» (efficace), т. е. спасающей (см.: Ibid. P. 151-152; ср.: Ibid. P. 131). Это учение, к-рое П. представляет как пелагианское, является наиболее распространенным среди вост. правосл. отцов Церкви и церковных писателей; блж. Августин во многом разделял его в ранний период, однако в ходе пелагианских споров пересмотрел собственную позицию. Крайность, противоположную пелагианскому подчеркиванию силы человеческой воли, П. видит в кальвинист. представлении о полном «рабстве воли». Похожего на кальвинист. мнения в этом вопросе придерживался также М. Лютер (1483-1546), защищавший свою т. зр. в полемике с Эразмом Роттердамским , однако в позднейшем лютеранстве его позиция оказалась смягчена и размыта. Согласно интерпретации П., протестанты ошибочно считают, что воля в спасении выполняет исключительно пассивную функцию. Бог воздействует на нее «как на камень», так что ей остается лишь подчиняться этому воздействию. Считая ошибочным мнение о том, что человек не может сопротивляться действию благодати, П. предлагает в качестве альтернативы более тонкое рассуждение: воля может сопротивляться благодати, однако в силу доставляемого ей воздействием благодати удовольствия не хочет этого; т. о., благодать не механически принуждает волю, а как бы «соблазняет» ее, склоняя ее желать добра. Еще одним принципиальным заблуждением лютеран и кальвинистов П. считает их концепцию «уверенности в спасении», в рамках к-рой считается, что имеющий веру человек не должен сомневаться в том, что он будет спасен Богом в силу искупительных заслуг Иисуса Христа. П. постоянно отмечает, что человеческие способности и действия нельзя игнорировать и объявлять ничего не значащими; они выполняют необходимую функцию в деле спасения, однако первенствующую и направляющую роль всегда следует признавать за Богом и Его благодатью.

http://pravenc.ru/text/2579128.html

Мало-помалу, когда в Вильне стали привыкать к иезуитам, когда увидели блестящие успехи их учеников, особенно в латинском языке, и узнали, что детей бедных родителей иезуиты обучают у себя бесплатно, их гимназия начала наполняться, и в нее посылали своих детей даже православные. В том же 1570 г. иезуиты успели воспользоваться и другим своим обычным орудием в борьбе с иноверцами: разумеем диспуты. Повод к тому подали сами иноверцы, которых было тогда множество в Вильне. Между ними наиболее славились своею ученостию два кальвинских учителя: Андрей Трицезий и особенно Андрей Волан, с юных лет бывший секретарем при князе Николае Радзивилле Черном и издавший много ученых сочинений. Однажды оба эти лица с большою толпою лютеран и кальвинистов пришли в коллегиум к иезуитам и горделиво вызвали их на прения о вере, предлагая вопросы о таинстве Евхаристии. Иезуиты приняли вызов и прежде всего спросили своих противников: дˆолжно ли, по их мнению, верить тому, чему учили святые отцы Церкви? Получив утвердительный ответ, принесли множество книг, начали приводить свидетельства отцов, особенно Августина и Амвросия, касавшиеся избранной темы, завязался жаркий спор, переходили с предмета на предмет, и дело окончилось ничем. Недовольные тем, что это прение было как бы домашнее, происходило в стенах коллегиума, братья иезуиты сочли нужным вызвать своих противников на публичную борьбу, написали на бумаге несколько богословских тезисов для диспута, в том числе и о таинстве Евхаристии, и привесили тезисы на дверях Свято-Иоанновского костела, обращая свой вызов ко всем проходящим. В назначенное для диспута время на площади пред костелом собралось множество жителей Вильны и между ними кальвинистов и других сектантов. Пришли и отцы иезуиты, но из противников никто не выступал для состязания с ними. Тогда находчивые отцы решились произвесть диспут сами между собою, разделившись на разные партии: одни из них отстаивали учение Кальвина, другиеЛютера и Цвингли, третьи — Ария и Социна, а четвертые — учение Римской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

Мало-помалу, когда в Вильне стали привыкать к иезуитам, когда увидели блестящие успехи их учеников, особенно в латинском языке, и узнали, что детей бедных родителей иезуиты обучают у себя бесплатно, их гимназия начала наполняться, и в нее посылали своих детей даже православные. В том же 1570 г. иезуиты успели воспользоваться и другим своим обычным орудием в борьбе с иноверцами: разумеем диспуты. Повод к тому подали сами иноверцы, которых было тогда множество в Вильне. Между ними наиболее славились своею ученостию два кальвинских учителя: Андрей Трицезий и особенно Андрей Волан, с юных лет бывший секретарем при князе Николае Радзивилле Черном и издавший много ученых сочинений. Однажды оба эти лица с большою толпою лютеран и кальвинистов пришли в коллегиум к иезуитам и горделиво вызвали их на прения о вере, предлагая вопросы о таинстве Евхаристии. Иезуиты приняли вызов и прежде всего спросили своих противников: должно ли, по их мнению, верить тому, чему учили святые отцы Церкви? Получив утвердительный ответ, принесли множество книг, начали приводить свидетельства отцов, особенно Августина и Амвросия, касавшиеся избранной темы, завязался жаркий спор, переходили с предмета на предмет, и дело окончилось ничем. Недовольные тем, что это прение было как бы домашнее, происходило в стенах коллегиума, братья иезуиты сочли нужным вызвать своих противников на публичную борьбу, написали на бумаге несколько богословских тезисов для диспута, в том числе и о таинстве Евхаристии, и привесили тезисы на дверях Свято-Иоанновского костела, обращая свой вызов ко всем проходящим. В назначенное для диспута время на площади пред костелом собралось множество жителей Вильны и между ними кальвинистов и других сектантов. Пришли и отцы иезуиты, но из противников никто не выступал для состязания с ними. Тогда находчивые отцы решились произвесть диспут сами между собою, разделившись на разные партии: одни из них отстаивали учение Кальвина, другиеЛютера и Цвингли, третьи – Ария и Социна, а четвертые – учение Римской Церкви, В таком виде публичный диспут продолжался три дня сряду, в присутствии многочисленных слушателей всех исповеданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

10 . «Верю словам Его, что Он, как Сын Божий со светящимися очами и халколиванными ногами, тех рабов Своих из Его Фиатирской народности или 4-го народа тайно-христианского царства ныне известен под именем моравских братьев или гернгутеров; (в России их город – Сарепта на р. Волге, но главное их общество в Силезии), кои в точности исполнили новую заповедь Его о братском единении и любви, занимались до конца только делами Его, молились Ему единому, покланялись и доверялись (апокалипсическим) в Книге с неба повелениям Его им, и не обольщались никакими толкованиями от глубин сатанинских и претерпели разные страшные инквизиции от седмиглаво-христианской Езавели, но не поверили никаким ее троицам и двоицам, и поповским разрешениям блуда, разгула, капканных нарядов, мерзкой пищи и напитков, табакокурения и доскокаждения, и всяких деспотических рангов, и гильдейских чванств, плутней, злодейств и раздора с пушками, ружьями, мечами, кнутами, батожьем, дреколием и с кулаками. Сделает их такими же властителями (господами) над чадами христиано-языческого Вавилона; они (т. е., исполнители повелений Христовых) будут усмирять и покорять их в подданство Богу и Царю еврейскому Егове или Исусу Христу железными дубинками точно так, как Ему повелено (в той книге, которую дал Ему Яшмосардный Отец Его из десницы Своей) сие от Отца Его, и что этот-то Фиатирский народ Христов с их верой и братскими уставами по новой заповеди не должен исчезнуть до самого пришествия Его; и тогда Он даст в сем народе утреннюю звезду, т. е., проявит у них начало устройства и явного тысячелетнего царства Его Ерусалимского. 11 . «Верю словам Его, что Он, как имеющий семь духов Божиих и семь звезд, тех рабов Своих из Его Сардийской народности или из 5-го народа тайно-христианского царства Его на земле (т. е., из лютеран, кальвинистов и англикан), кои оставили то учение сатанинское, которое делает и христиан заживо-мертвыми (а именно; учение, выдуманное сатаною чрез Лютера, что будто только от одной истинной религии во Христа, без всякого исполнения апокалипсических К. С. повелений Его, человек делается бессмертным), а исполнили в точности тот закон для христиан из язычников, какой был узаконен Иерусалимским Братством в первые дни проповеди ап. Симона (Петра), т. е., кои ныне из лютеран пристанут к Симонитскому Братству (которые ныне находятся только во Франции, Англии и Португалии). Дает и даст им в награду за это белую одежду, а не выключит их из списка Его бессмертного сонма людей, а признает их за Его же рабов пред Отцем Своим и пред Отчими ангелами; и что из этого 5-го народа Его наберется весьма мало таких, кои достойны ходить в такой же белой одежде, в какую одет Он Сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

разворачивались вокруг кальвинистских концепций, и по сравнению с кальвинистским оно является менее определенным и более умеренным. Лютеране признают, что Бог предвидит все, что произойдет; в частности, предвидит в отношении каждого человека, обретет ли он спасительную веру или нет. Эта способность Бога традиционно называется предведением (praescientia). От предведения отличается предопределение (praedestinatio), которое представляет собой не знание, но действие Бога, определяющее вечную участь человека еще до рождения этого человека. Согласно лютеран. учению, предопределение есть решение Божие о даровании человеку спасения, и в этом смысле оно тождественно избранию человека Богом, т. е. отделению от общей массы всех людей, погибающих вслед. первородного греха: «Вечное избрание Божие, или предопределение к спасению, распространяется не одинаково на добрых и на злых, но только на детей Божиих, которые прежде создания мира избраны и предназначены, чтобы получить вечную жизнь» (Form. Concord. SD. XI 5). Т. о., причиной спасения является предопределение Бога, однако оно не есть причина погибели; если люди погибают, то причина этого «отнюдь не предведение Божие, поскольку Бог не творит и не производит зла, не помогает ему и не поощряет его, но злая извращенная воля диавола и людей» (Ibid. XI 7). Предопределение к спасению не обусловлено тем предведением, к-рое есть у Бога, как человек проживет свою жизнь; оно безусловно произвольно. Вопрос, почему одних Бог Своим решением спасает, а относительно других никак не действует, составители Формулы Согласия, следуя высказываниям ап. Павла и учению блж. Августина, объявили лежащим вне сферы человеческого познания; на него ответа нет, и искать его не следует. Т. о., в Л. признается предопределение одинарное (только праведников к спасению, в отличие от двойного предопределения, о к-ром учат кальвинисты) и безусловное (т. е. не обусловленное предведением; в этом представление лютеран о предопределении отличается от принятого в правосл.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

в г. Шмалькальдене военно-политический союз (т. н. Шмалькальденский союз германских протестантов ) с целью защиты и поддержки дела Реформации. В союзе не было полного единства, были представлены и лютеране, и те, кто тяготели к цвинглианству. Итал. войны и противостояние тур. угрозе надолго отвлекли Карла V от внутренних проблем империи. Лишь в 1546 г., после подписания мира с франц. кор. Франциском I , император смог начать войну против Шмалькальденского союза, объявив, однако, что должен покарать его членов за нарушение законов империи (а не за религ. взгляды). Из Италии в Г. были переброшены 40 тыс. испан. солдат. Союзником императора выступил герцог-лютеранин Мориц Саксонский, получивший от протестантов прозвище Иуда. Имперские войска одержали победу в битве при Мюльберге (24 апр. 1547). Шмалькальденский союз был распущен, г. Виттенберг занят войсками Карла V. Мн. протестант. проповедники были вынуждены бежать из страны. Попытки лютеран. князей начать новые переговоры о религ. компромиссе провалились. Однако католич. князья, одобрявшие политику наступления на протестантов, начали опасаться явного усиления мощи императора. Ситуацией снова решил воспользоваться герц. Мориц Саксонский. Он резко изменил свою позицию и возглавил антигабсбургские силы, заручившись поддержкой и получив денежную субсидию от Франции. Титульный лист Библии Мартина Лютера (Аугсбург, 1535) Титульный лист Библии Мартина Лютера (Аугсбург, 1535) В 1552 г. князья неожиданно напали на императора, к-рому пришлось бежать из резиденции в Инсбруке, а французы по соглашению с герц. Морицем оккупировали Лотарингию. После переговоров, к-рые велись с участием Фердинанда, брата Карла V, на рейхстаге 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир , согласно к-рому устанавливалось равноправие католиков и лютеран. По-прежнему не были признаны права ни сторонников Цвингли, ни кальвинистов, ни тем более анабаптистов. За князьями закреплялось право определять офиц. религию подданных на своих землях. Впосл. этот принцип был кратко выражен в формуле: «Чья власть, того и вера». В Г. на время была заложена основа для мирного противостояния 2 групп княжеств с разными исповеданиями - католич. (австр. наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, Эльзас, духовные княжества на Рейне и в Сев.-Зап. Германии) и протестант. (Саксония, Бранденбург, княжества Сев. Германии, Брауншвейг, Вюртемберг, Гессен, В. и Н. Пфальц).

http://pravenc.ru/text/529064.html

Лютер отверг следующее: Отвергнув Священное Предание, Лютеранство подрывает авторитет самого Священного Писания. По мнению лютеран, каждый не только может толковать священные книги, но может и отвергать те книги, в которых он видит противоречие каким-либо своим предвзятым мнениям. Отвергнув священную иерархию и самое таинство Священства, лютеране порвали связь с апостольскою Церковью и стали обществом мирян, а не Церковью. Лютеранский пастор просто мирянин выбранный обществом для проповеди. Во многих местах, Лютер остановил свою реформу на пол дороге. Например: Вопросы. (1) Против чего восстал Лютер? (2) Кто был Лютер и что он сделал? (3) Что задержали лютеране от Римской Церкви? (4) Какие основные догматы в лютеранском вероисповедании? (5) Что значит учение об оправдании одной верою, без добрых дел? (6) Что значит учение об единственном источнике веры - Священном Писании? (7) Что отверг Лютер что было установлено Господом посредством благодати? (8) Какие церковные обычаи отверг Лютер? (9) Какие последствия решения позволить каждому мирянину истолковывать по своему Священное Писание? (10) Какие последствия отвержения церковной иерархии? (11) В каких местах реформа была остановлена на пол дороги? 6.5 Реформаторы или кальвинисты (33) Цвинглий. Почти в одно и тоже время с Лютером (1519 г.), и тоже по поводу продажи индульгенций, выступил в качестве реформатора Церкви, кафедральный проповедник в Швейцарии, в городе Цюрих, по имени Цвинглий (Ulrich Zwingli). В Швейцарии дело реформы пошло еще быстрее чем в Германии и сразу приняло большие размеры. Цвинглий не только принял все что было отвергнуто Лютером в католической церкви, но пошел и дальше этого. Он учил что таинства, это только знаки, которыми человек показывает свою веру Церкви. Евхаристия это только символическое воспоминание страданий Иисуса Христа и знак общения верующих. Общество последователей Цвинглия отделилось от лютеран и соединились с последователями Кальвина. Кальвин. Кальвин родился во Франции и там сперва начал свою реформатскую деятельность, потом продолжил ее в Швейцарии, в Женеве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010