б) Исключив из восьмого члена символа веры слово «истинного», Православная Церковь следовала подлинному тексту символа 2-го вселен. Собора, который можно видеть, в присланной царю Федору Иоанновичу и патр. Иову грамоте, изданной Константинопольским собором в 1593 году и подписанной всеми патриархами востока. в) Если обратиться к древним памятникам славянской письменности, то окажется, что Церковь , исключив слово «истинного», поступила согласно им (Смотри Выписки Озерского, ч. II, стр. 141–146). Об употреблении поливательнаго крещения. Поливательное крещение в случае крайней нужды Церковью всегда допускалось, признавалось за истинное и никогда не повторялось, хотя правильной формой крещения всегда признавалось и признается погружательная. Ho, по мнению раскольников, поливательное крещение никакой силы не имеет, хотя бы крещенный обливательно был крещен в веру православную. Между тем, говорят они, Православная Церковь , присоединяя к себе лютеран, латинян, кальвинистов и др. чрез миропомазание, а не крещение, тем самым признает поливательное крещение равносильным погружательному. Но присоединяя к себе крещеных обливательно, Православная Церковь действует в этом случае по снисхождению, из-за опасения удалить их от себя. Впрочем, где между православными, по каким-либо причинам вошло в обычай совершать крещение чрез обливание, Православная Церковь при удобном случае старается исправить этот обычай н ввести вместо него крещение погружательное. О мнимом изменении имени Христа Спасителя . Раскольники, кроме окружников, обличают Православную Церковь в том, что она изменила имя Христа Спасителя Исус на Иисус. Этому изменению они придают большое значение. По их мнению, имя Исус означает Христа Сына Божия, а Иисус – есть «ин бог», антихрист. Но такой взгляд раскольников несправедлив. Во-1-х, начертание Иисус совершенно правильно. а) В греческих рукописях и печатных книгах, откуда взято это имя, стоит везде Иисус (См. Выписки Озерского ч. II, 127–130 стр.). б) Иисус, по словопроизводству с греческого языка, значит исцеляющий, каковым именем называли Его писатели первых веков, а Исус – значит равноухий. Очевидно, первое имя более приличествует Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

252-253 ДВОЙНАЯ ИСТИНА термин, служащий для обозначения возникшего в средние века учения об одновременной истинности или взаимной независимости ряда положений философии и богословия, которые вступают в видимое противоречие друг с другом 253-263 ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений 263-264 265-266 266-269 ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие 269-270 ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти 270-271 ДЕ БООР Карл Готхард (1848 - 1923), нем. историк, византинист, проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), исследователь и издатель визант. текстов 272-273 ДЕВАИ БИРО (род. 1933), венг. реформатор, один из основоположников венг. протестантизма, вначале евангелическо-лютеран., а затем реформатско-кальвинист. свящ. 273-274 ДЕВЕР Уильям Джордж (род. 1933), один из ведущих амер. специалистов в области археологии библейской, сиро-палестинской археологии, истории Др. Израиля 274-275 275-276 ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 277-279 279-280 DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе 280-282 282-284 ДЕВСТВО состояние совершенства, бесстрастия, в узком смысле - целомудрие безбрачной жизни человека 284-293 294-296 296-297 Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. 297-300 ДЕЗИДЕРАТ († ок. 550), св. (пам. зап. 13 мая, в Бурже - 12 мая), архиеп. г. Битуриги (совр. Бурж, Франция) 300-301 ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

   О нём будет речь дальше.    Посему-то и все еретики всегда обыкновенно обращались к Писанию и говорили, что их учение ясно в нём изложено. Memento, пишет Иларий, neminem haereticorum esse, qui se nunc non secundum Scripturas praedicare ea, quae blasphemat, mentiatur (Ad Constant, lib. II, n. 9). То же писали в своё время и св. Ириней (adversus haeres. lib. V, cap. 21, n. 2), Тертуллиан (De praescript. cap. 17 et 38), Ориген (De principiis lib. IV, n. 8), блаж. Иероним (adversus Luciferianos), Викентий Лиринский (Commonit. n. 2) и др. Сн. прим. 563.    Довольно при этом вспомнить учение Лютеран, Кальвинистов и Анабаптистов о крещении.    См. Moehler, Symbolique tom. II, §§ 59 и 84     Τος ρευνσι τς χραφς, говорит св. Златоуст, χρια τς νωθεν ιγλης, να κα υρωσι τ ζητομενον, κα φυλαξωσι τ θηρμενον (In Psalm. 119). То же самое говорят: св. мученик Иустин (Dialog, cum Tryphon. n. 29. 30), св. Ириней (adv. haer. 11, 28, n. 3), блаж. Феодорит на 14 гл. Осии, блаж. Августин на Псал. 126 и друг.    См. в Простр. Хр. Катехизисе Пр. Кафол. Восточ. Церкви статью: о св. Писании и св. Предании, и именно ответ на вопрос: для чего и ныне нужно предание?    Многие другие, общеизвестные, предварительные понятия о св. Предании, о разделении преданий на Апостольские, церковные и отеческие, подразделения — на догматические, исторические и обрядовые и т. п.— можно найти: 1) в Камне веры, в статье: о св. Предании, также 2) в Хр. Чт. 1829, XXXIV, 314, в статье: о преданиях, как источнике религии.    Разговор священника с молок, о поклонении св. иконам, в Хр. Чт. 1841, ч. III, стр. 113—114.    Adv. haer. III, 4, n. 1. 2, в Хр. Чт. 1838, II 7—9.    Разговор священника с молок., в Хр. Чт. 1841, ч. III, стр. 114—115.     Προτρεπ τε πρξ χεσθαι τς τν ποστλων παραδσεως, ν πρ ’ασφαλας κα γγραφως δη μαρτυρμενος διατυποσθαι ναγκιον γετο. Евсев. Histor. Eccles. III, cap. 36, edit. Vales.     Τατα διδαξας ε (Πολυκαρπος), говорит св. Ириней, κα παρ τν ποστλων μαθεν, κα κκλησα παραδδωσιν, κα μνα ντν ληθ. См. у Евсев. Η. Ε. lib. IV, с. 14, и сн. Ирин. contra haeres. lib. III, cap. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «протестантизме» найдены статьи: АДИАФОРИСТСКИЕ СПОРЫ (см. Адиафора) споры в протестантизме XVI - XVII АРМИНИАНСТВО богословское течение нач. XVII в. в голландском протестантизме ВЮСТИЗМ течение в протестантизме ГЕППЕ Генрих Людвиг Юлий (1820 - 1879), нем. протестант. богослов и историк протестантизма ГЮПФЕРЫ религ. течение в протестантизме, возникшее в Российской империи во 2-й пол. XIX в. ДЕВАИ БИРО (род. 1933), венг. реформатор, один из основоположников венг. протестантизма, вначале евангелическо-лютеран., а затем реформатско-кальвинист. свящ. ЕВАНГЕЛИКИ в совр. протестантизме представители различных течений, относящиеся к межденоминационному движению с тем же названием ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ [др. названия - редстокисты, пашковцы, прохановцы], течение в российском протестантизме, родственное баптистам КАЛЬВИНИЗМ религ. и богословское направление в протестантизме КАРСТЭРС Уильям (1649-1715), представитель шотл. протестантизма, один из идейных руководителей Церкви Шотландии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/протестантизме.ht...

Итак, лютеране почитают кальвинистов за еретиков, а кальвинисты лютеран. И те, и другие достойны осмеяния, подобно тому, как горшок котлу досаждает, тогда как оба они почернели. Но это и неудивительно, ибо во лжи единогласия не обрести, как это было в древности во лжи судей, клевещущих на Сусанну: ложь постоянства не знает и единогласию не причастна, а Истина Господня пребывает вовек. Мы же, Православные, пренебрегаем их обманом и еретическими кознями и не боимся их злоумышления, а благочестиво исповедуем КАМЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ: Не только иметь и бережно хранить, но и благоговейно почитать икону Христа, икону Богородицы и иконы прочих святых подобает, и им должно поклоняться не как Богу, но как изображению Христа, Бога нашего, и его святых друзей. Глава 2. Твердость камня веры от Священного Писания В Книге Бытия, глава 18. Явился Господь Аврааму. Он возвел очи свои и взглянул. И вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (...) и поклонился до земли ( Быт. 18, 2 ). Эти три мужа были образом триипостасного Бога нашего, по общему разумению и толкованию всех святых Отцов, и об этом же говорится в дальнейшем в этой же главе Священного Писания, а также в начале этой главы, где написано: И явился ему Господь ( Быт. 18, 1 ). Исходя из этого, СПРАШИВАЮ: Естество ли Божие Само по Себе видел Авраам, или он видел Бога в ином образе? Не можете утверждать первое, потому что невидимого, непостижимого и неописуемого Бога никто не видел. Поистине, он в ином образе видел триипостасного Бога, то есть в образе троих мужей. Если же он этому образу поклонился до земли, то кто нам запретит поклоняться образу Христа Бога нашего и прочих святых другое Божиих? СПРАШИВАЕТЕ: Действительно ли познал Авраам в этом образе троих мужей триипостасное Божество? Но как же не познал, если видел он троих, а обращался к Одному: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18, 3 ). Не говорит: «Владыки», но Владыка, и не говорит: «Не пройдите мимо», но не пройди мимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В сер. XVI в. Реформация охватила и Великое княжество Литовское. В 1550 г. город Ковно (ныне Каунас) принял Аугсбургское исповедание. В 1555 г. в Вильно (ныне Вильнюс) образовался 1-й лютеран. приход в пределах Б. Литвы, в 1558 г. в Ковно - 2-й. В 1566 и 1570 гг. были изданы первые лютеран. сборники гимнов - примерно по 600 песнопений в каждом. Ян (Йонас) Бреткунас (1536-1602) перевел за 12 лет на литов. язык всю Библию; его перевод не был опубликован, и Библия на литов. языке была впервые издана только в 1735 г. Наибольшего влияния Реформация в Литве достигла в сер. XVII в., при этом кальвинизм в форме реформатства преобладал над лютеранством: в Б. Литве было соответственно 150 и 10 приходов. Кальвинизм поддерживали Радзивиллы, у лютеран столь влиятельных покровителей не нашлось. После заключения в 1569 г. Люблинской унии и образования Речи Посполитой в Б. Литве возросла активность иезуитов, к-рые успешно действовали против кальвинистов и представителей радикальной Реформации, восстановили свою численность католики, лютеран. приходы существовали полулегально. В 1709-1711 гг. в М. Литве из-за чумы погибла половина населения, среди умерших было 20 пасторов. Взаимоотношения немцев и литовцев в М. Литве были сложными и историками 2 стран описываются по-разному, но все признают, что знание обоих языков и смешанные браки до нач. XX в. были нормой для населения. В 1719 г. в М. Литве литургия совершалась на литов. языке в 59 приходах, в 1913 г. их осталось 45, в 1918 г.- только 9. Литов. язык из церковной сферы вытеснялся в светскую и бытовую. Носителей литов. языка в Вост. Пруссии в 1825 г. было примерно 120 тыс., их численность даже росла до 1864 г., когда достигла 152 тыс., и затем упала до 94 тыс. чел. в 1910 г. Однако именно там - близ Гумбиннена (ныне Гусев, Калининградская обл.) - служил лютеран. пастор Кристионас Донелайтис (1714-1780), получивший образование в Кёнигсбергском ун-те и известный как великий литов. поэт. Классическая поэма «Времена года» была написана им в 1765-1775 гг. (опубл. только в 1818).

http://pravenc.ru/text/2110573.html

вероучение и долгое время считался самым авторитетным богословом лютеран. Европы. И. А. Квенштедт (1617-1688), с 1646 г. преподававший в Виттенберге, за методичность и скрупулезность получил прозвище «бухгалтер лютеранства». По структуре его сочинения, и особенно компендиум «Дидактико-полемическое богословие, или Система богословия» (Theologia didactico-polemica, sive Systema theologiae, 1685), напоминают работы Фомы Аквинского и отличаются безупречностью логического построения. И. В. Байер (1647-1695), в 1675-1694 гг. профессор церковной истории в ун-те Йены, известен как составитель эталонных хрестоматий лютеран. догматических текстов. Последним из великих систематиков лютеран. ортодоксии был Д. Голлац . Его «Популярное теологическое исследование» (Examen theologicum acroamaticum, 1707), подробно излагающее традицию лютеран. ортодоксии, уже отмечено влиянием пиетизма. Лютеранский теолог Н. Гунний ( 1643) прославился теорией фундаментальных артикулов; он утверждал, что не все содержание Свящ. Писания следует считать необходимым для спасения, а лишь нек-рые определенные положения вероучения и только их можно считать частью лютеран. мировоззрения. Его соч. «Краткое изложение необходимых истин веры» (Epitome credendorum, 1625) получило широкое распространение в Европе. Первым из видных богословов дистанцировался от ортодоксов Г. Каликст (1586-1656; наст. фам. Каллизен), с 1614 г. профессор ун-та Хельмштедта, занимавшийся установлением единства между различными христианскими конфессиями. Следуя Викентию Леринскому ( до 450), он считал, что для спасения души надо верить только в то, во что верили «всегда все христиане», а именно придерживаться Апостольского Символа веры и «согласия первых пяти веков» (consensus quinquesaecularis). Синкретическое понимание было в дальнейшем развито его учениками, образовавшими Хельмштедтскую школу. Борьба против синкретизма во многом наложила отпечаток на лютеранскую ортодоксию кон. XVII в. Так, ярым противником синкретизма и непримиримым оппонентом кальвинистов был А.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Хотя в богословском и церковном отношении кальвинизм был строго отделен от Л., имперские законы долгое время не признавали его отдельного существования и рассматривали кальвинистов как лютеран. Принцип «чья власть, того и вера», ставивший распространение того или другого вероисповедания в зависимость от решения суверенного правителя, сделал придворные интриги более действенным, чем богословские споры, средством распространения одной конфессии в ущерб другой. Лютеране вынуждены были, защищая свое понимание христианства, вести полемику с кальвинистами, в т. ч. и в собственной среде, т. к. некоторые лютеран. теологи оказались весьма восприимчивы к строгому и логичному кальвинистскому учению. Нередко кальвинистскими становились целые княжества и города; напр., в 1559-1561 гг. курфюршество Пфальц по инициативе курфюрста Фридриха III (1515-1576) перешло в кальвинизм; в 1562 г. то же произошло в Бремене (ср.: Die evangelisch-lutherische Kirche. 1977. S. 60-63). Причиной наиболее крупного раскола внутри Л. в 50-70-х гг. XVII в. были споры вокруг учения Меланхтона, начавшиеся в связи с составленным им Лейпцигским интеримом. Плачевные последствия разделения среди лютеран стали особенно очевидны во время Вормсского коллоквиума (1557), в ходе к-рого католич. участникам во главе с членом ордена иезуитов П. Канизием (1521-1597) удалось спровоцировать внутренний конфликт среди лютеран. участников и тем самым поставить под сомнение истинность отстаиваемых ими взглядов (подробнее см. в ст. Коллоквиумы ). С новой силой споры лютеран. теологов вспыхнули после того, как в 1560 г. от имени Виттенбергского ун-та был издан сборник вероучительных текстов «Свод христианского учения» (Corpus Doctrinae Christianae), который всем лютеранам предлагалось считать нормативным. Помимо трех Символов веры в него вошли Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания в новой редакции Меланхтона, содержавшей множество принципиальных поправок, а также другие вероучительные сочинения Меланхтона.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЭ [лат. Andreae] Якоб (25.03.1528, Вайблинген, герцогство Вюртемберг - 7.01.1590, Тюбинген), лютеран. теолог, активно участвовавший в составлении формулы согласия и первых попытках богословского диалога между лютеран. теологами и правосл. богословами К-поля. богословское образование получил в Тюбингенском ун-те. С 1546 г. диакон в Штутгарте, после публикации Аугсбургского интерима (1548) из-за своих антикатолич. взглядов был вынужден переехать в Тюбинген. Здесь, пользуясь покровительством герц. Кристофа Вюртембергского, защитил в 1553 г. докт. дис. по теологии и получил должность пастора и суперинтенданта в Гёппингене. Испытал значительное влияние тюбингенского теолога И. Бренца. В 1562 г. стал старшим пастором, профессором и первым евангелическим канцлером Тюбингенского ун-та. В 1568 г. А. вместе с М. Хемницем был приглашен герц. Юлиусом Брауншвейгским для реорганизации лютеран. церкви в герцогстве по вюртембергскому образцу. Со 2-й пол. 50-х гг. XVI в. А. пытался наладить взаимопонимание внутри протестантов. Согласно Аугсбургскому миру 1555 г. в этот процесс с самого начала не были включены анабаптисты . А. находил поддержку своим действиям в лице герц. Кристофа Вюртембергского, к-рый проявлял интерес к созданию единой по учению и устройству лютеран. Церкви, к-рая могла бы объединить не только протестантов Империи, но и по возможности франц. кальвинистов и даже православных. После того как не удалась попытка сближения с кальвинистами, А. участвовал в переписке тюбингенских теологов с К-польским Патриархом Иеремией II в 1574-1581 гг., в ходе к-рой в К-поль был послан текст Аугсбургского вероисповедания в греч. переводе. Полемика происходила гл. обр. по вопросам исхождения Св. Духа, свободы воли, соотношения веры и человеческих заслуг в деле спасения, таинств, поклонения святым, иконопочитания и монашества и не привела к установлению единого мнения между участниками переписки.

http://pravenc.ru/text/115342.html

Мускул (1534-1591) из Берна; лютеран. сторону представляли Андреэ и Л. Озиандер (1534-1604). На К., заседания которого проходили в кон. марта 1586 г., были выделены 3 области, в к-рых расхождения между реформатами и лютеранами оказались непреодолимыми: христология, учение о Евхаристии и учение о предопределении. В христологии лютеране настаивали на существовании «реального общения свойств» (communicatio idiomatum realis) двух природ Иисуса Христа, вслед. к-рого человеческая природа реально приобретает нек-рые свойства божественной; реформаты отвергали эту концепцию. В учении о Евхаристии кальвинисты не соглашались признать физическое присутствие Тела Христова в Св. Дарах и отвергали лютеран. тезис о том, что даже нечестивые люди, приступающие к таинству Евхаристии, вкушают реальное Тело Христово. Принимая вместе с реформатами учение о предвечном избрании и предопределении к блаженству праведников, лютеране отказывались признать истинным учение о предвечном отвержении и предопределении к погибели грешников, убежденным сторонником которого был Беза. Общую позицию стороны не смогли выработать даже по практическому вопросу о допустимости изображений, поскольку реформатские богословы не соглашались принять лютеран. представление о том, что церковные изображения могут приносить педагогическую пользу и их умеренное использование допустимо. Поскольку офиц. протокола К. не велось, после его завершения представители каждой из сторон опубликовали отличавшиеся друг от друга версии актов К., в которых оппоненты были выставлены в невыгодном свете. Т. о., созванный с целью объединения протестантов К. стал ярким свидетельством закрепившегося конфессионального разделения. В XVII в. наиболее крупной попыткой согласовать лютеран. и реформатское учения по отдельным спорным богословским вопросам был К. в Лейпциге, проходивший с 3 по 23 марта 1631 г. В К. принимали участие преимущественно придворные теологи, к-рые сопровождали протестант. князей Свящ. Римской империи, собравшихся в Лейпциге для выработки согласованной реакции на Реституционный эдикт (1629) имп.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010