Таким образом мы установили, что Сын Божий был распят с раскинутыми руками, как бы свидетельствуя распростертыми, как для объятия, руками, что любовью Своей готов объять все человечество. Голгофа И мы читаем далее: Мф.27:33–34 . «И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить». Историк Уильям Баркли пишет: «В это время, чтобы ослабить боль, преступнику давали питье – вино с подмешанными наркотическими средствами, приготовленное, как акт милосердия, состоятельными женщинами из Иерусалима. Один иудейский автор пишет: “Когда человек идет на смерть, ему позволяют выпить крупицу ладана в чаше вина для того, чтобы заглушить боль и притупить чувства... Состоятельные иерусалимские женщины обычно жертвовали эти вещи и приносили их”. Чаша с наркотизированным вином была предложена Иисусу, но Он не стал пить его, потому что Он был полон решимости принять смерть в самой мучительной и ужасной форме и ни на капельку не уменьшать боли» 581 . Посему отказ Христа принять эту анестезию свидетельствует о том, что Он хотел до конца испить Чашу самих страданий и с ясным сознанием воспевать псалмы скорби прямо с древа Креста. Учитель Церкви Ориген пишет: «Он (то есть Христос. – О.С.) принял другое вино, не “смешанное с желчью”, ни с чем-либо другим противным Ему, и выпил, и, “благодарив” ( Мф.26:27 ), дал ученикам и пообещал, что будет пить (с ними) новое вино в Царстве Божием» 582 . Умиравший патриарх Иаков (Израиль) именно таким видел будущего (относительно его времени) Христа, через толщу столетий. Вот пророчество Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» ( Быт.49:10–12 ). Читаем далее: Мф.27:35–36 . «Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Титулус Христа, хранящийся в Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме. … И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял ( Мк. 15:22-23 ) На основании Притч 31:6 – Дайте сикеру погибающему, у евреев возник обычай осужденным на казнь давать пить специальное вино с маслом смирны (греч. эсмирнисменон ). Это вино обладало небольшим наркотическим эффектом и притупляло ощущения. Иисус совершенно сознательно идет на Смерть, Он осознанно должен пройти через все этапы страшного пути, поэтому Он отказывается от наркотика. Матфей сообщает трогательную подробность: Иисус был в таком измученном состоянии, Он так хотел пить, что, когда предложили питие, взял его и даже стал было пить. Но тут же понял, что это за вино (а это был наркотик), и отказался: дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью ; и, отведав, не хотел пить. ( Мф. 27:34 )   Вознесение на Крест Был час третий, и распяли Его ( Мк. 15:25 ). Час третий, по еврейскому счислению, – около 9 утра. Руки Иисуса прибили к перекладине, которую Он нес на Голгофу, ноги – к вертикальному столбу. Возможно, под ногами Спасителя был маленький выступ (перекладина), на который Он мог опереться ногами, чтобы приподняться и глотнуть воздуха. Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса ( Ин. 19:18 ). Вот как, на основании исторических исследований, воссоздает картину Распятия протодиакон Андрей Кураев: «Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Феофил.). Этим было сказано всё, произнесён был приговор над всей дальнейшей историей народа еврейского, и Пилат предал, наконец, Его им на распятие. Некоторые подробности об этом предании передаёт ев. Матфей ( Мф. 27:24–25 ), которыми здесь и нужно дополнить сказание Иоанново. – И взяли и повели: т. е. обвинявшие, чрез посредство своих рабов и римских солдат, которые должны были совершить казнь. 17. Ин. 19:17 . И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; Мф. 27п. 18. Ин. 19:18 . там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Мф 27п. Неся крест: сначала Сам нёс, а потом Симон Киринеянин (ср. Мф. 27 и парал.). – Голгофа: см. прим. к Мф. 27:33 . – Распяли Его: см. прим. к Мф. 27:35 . – По ту и по другую сторону: см. прим. к Мф. 27:38 . 19. Ин. 19:19 . Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Мф. 27п. 20. Ин. 19:20 . Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Лк. 23:38 . 21. Ин. 19:21 . Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Ин 19:15, 12, 18:39 . 22. Ин. 19:22 . Пилат отвечал: что я написал, то написал. Сказания краткие первых евангелистов Иоанн восполняет некоторыми частными чертами относительно надписи на кресте. – Написал, т. е. приказал написать, надпись и поставил на кресте: по римскому обычаю осуждённый на распятие нёс во время пути к месту казни дощечку с надписью на ней той вины, за которую он осуждён на распятие; по распятию эта дощечка прибивалась к верхнему рогу или концу креста. Этим обычаем воспользовался Пилат, чтобы ещё раз уязвить членов Синедриона. Так как они обвиняли Господа в том, что Он присвоил Себе царское достоинство, то Пилат и приказал написать эту Его вину, в посрамление Синедриону: Царь Иудейский распят по требованию представителей народа иудейского! – Надпись сделана была, вопреки обычаю, на трёх языках: еврейском – национальном, местном; греческом – общераспространённом, и римском – языке победителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Хотите, отпущу вам вашего «Царя Иудейского»?» 10Ведь он знал, что первосвященники выдали Его из зависти. 11Но первосвященники стали наущать народ, чтобы просили лучше отпустить Варавву. 12A Пилат снова к ним обратился: «Что же вы хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы зовете «Царем Иудейским»?» 13А они закричали: «Распни Его!» 14A Пилат спросил их: «Что же дурного Он сделал?» А они еще пуще закричали: «Распни Его!» 15Тогда Пилат, чтобы успокоить народ, отпустил им Варавву, а Иисуса отдал после бичевания распять на кресте. 16Воины же отвели его во двор присутственного места, называемого Преторией, и созывают всю когорту, 17и накидывают на Него пурпурный плащ; и сплетя венок из терния, надевают на Него. 18И принялись кричать Ему: «Привет Тебе, о Царь Иудейский!» 19И били Его по голове тростником, и плевали в Него, и, преклоняя перед Ним колени, простирались перед Ним ниц. 20А когда натешились над Ним, сняли с Него пурпурный плащ и надели на Него Его одежды. И выводят Его на распятие; 21и заставляют некоего Симона из Кирены, отца Александра и Руфа, проходившего мимо с поля, нести Его крест. 22И приводят его на место, Голгофа, а в переводе Лобное Место. 23И давали Ему смесь вина со смирной; но Он не стал пить. 24И распинают Его, и делят одежды Его, бросая о них жребий, кому что выпадет. 25А когда распяли Его, был час третий. 26И в надписи была обозначена вина: «Царь Иудейский». 27И вместе с Ним распинают двоих разбойников, одного по правую руку от Него, другого по левую. сбылось слово Писания: «И к злодеям А кто проходили мимо, хулили Его, качая своими головами и приговаривая: «И Ты берешься разрушить Храм и в три дня вновь воздвигнуть его? 30Спаси Самого Себя, сойди с креста!» 31Подобным же образом и первосвященники, глумливо переговариваясь с книжниками, говорили друг другу: «Других спасал, Себя Самого спасти не может! 32Пусть Христос, Царь Израиля, сойдет ныне с креста, чтобы мы увидели и уверовали!» Также и распятые вместе с Ним поносили Его. 33А когда настал час шестой, сделалась тьма по всей земле до часа девятого. 34И в час девятый возопил Иисус громким голосом:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Это должен был сделать чужой Симон. Впоследствии Господь благословил его и весь дом его за это, ибо известно, что по воскресении Господа этот Симон с женою и сыновьями Александром и Руфом уверовали в Иисуса Христа, а жена его столь много оказала услуг апостолу Павлу, что последний называл ее своею матерью. Вслед за Иисусом Христом следовало великое множество народа и жен. Последние плакали и рыдали о Нем. Значит, и среди израильтян были еще сердца, сострадавшие Спасителю. Увидев это, Спаситель сказал: «дщери иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших», и затем указал на ужасную участь, ожидавшую их самих и детей их. Место, на котором должен был умереть Спаситель, называлось Голгофа или лобное место. Нельзя без величайшего ужаса представить себе то, как происходило здесь самое распятие Господа. Злодеи пригвоздили руки и ноги Его ко кресту и повесили Его между небом и землею. Они причинили Ему ужаснейшие страдания, ибо крестная смерть есть самая жестокая смерть. Кроме того, эта смерть была самою позорною. Распятый считался человеком проклятым, так как Писание свидетельствовало: «проклят всяк, висящий на древе». Значит, Спаситель висел на кресте, как отверженный народом и обремененным проклятием человек. Он был распят утром в девятом часу и страдал на кресте шесть часов, следовательно, до третьего часа. Но и здесь злоба врагов Его не была насыщена, и они продолжали поносить Его. Уже надпись, поставленная по распоряжению Пилата на кресте и гласившая: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», – должна была быть поношением для Него. Затем Его поносили старейшины иудейские. Кивая головами своими, они говорили: «э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого, если Ты – Сын Божий, сойди с креста». Они издевались также над Его чудотворною силою, ибо говорили: «других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он – Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста и уверуем в Него». Наконец, они издевались и над упованием Спасителя на Бога, ибо в ослеплении своем думали, что Бог отвергнул Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

223. Кто из святых Церкви и кто из христиан нашего времени может служить образом кротости? Из великого множества можно назвать ученика св. Антония Великого (251–356) – пр. Павла Препростого (4/17 окт.), который своею жизнью дал пример, правило и образец блаженной простоты. Пр. Сергий Радонежский (25 сент. 8 окт.), который «тихими и кроткими словесы и благоуветливыми глаголами» учинял мир между враждующими князьями. Святую кротость и простоту явил на суде в 1922 году приговоренный к смерти Петроградский митрополит Вениамин (Казанский). Последнее слово подсудимого владыка выразил так: «Я не знаю что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть. Я с одинаковым благоговением обращу мои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все». Обритый, в лохмотьях, шепча молитвы, он спокойно шел к месту умерщвления и предстал пред Богом в ночь на 13-е августа. 224. Кто для нас навеки святейший образ кротости? Христос Спаситель , воплотивший учение о кротости в Своей земной жизни. Суд над Господом у Каиафы, у Пилата, минуты пригвождения Его ко Кресту и часы хуления Его, Распятаго, – запечатлели миру образ небесной кротости. «И вставь первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетелствуют. Иисус молчал« ( Mф. XXVI, 62, 63 ). »И когда пришли на место, называемое лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают что делають» ( Лyk. XXIII, 34 ). 225. Как разуметь награду, назначенную для кротких в 3-й Христовой Заповеди? 1) Христиане, носители кроткого нрава, от начала безпощадно истреблялись и языческий мир до наших дней ищет уничтожить евангельския основы жизни. Тем не менее повсюду они остаются идеальными в человеческой совести и в этом смысле кроткие «наследуют землю». Не взирая на одоление мира новым язычеством, путями Божиими заветы Христовы утверждаются в сердцах. 2) Приобщенные к блаженству кроткие Последним Божиим Судом будут водворены в Царство Небесное, названное «землею живых».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

28) Здесь приведенный Сын Божий неправедный суд претерпел от беззаконных судей, где на Него различные и ложные клеветы от лжесвидетелей приносимы были, против которых Он молчал: Иисус молчал (Мф. 26:59-63). Потом осудили на смерть Судию живых и мертвых: они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26:66). Осужденный на смерть Бессмертный, смерти и жизни Господь, был оплеван, по ланитам ударяем и различно мучим и поругаем во всю ту ночь (Мф. 26:67). 29) Как настал день, связав Сына Божия, привели к игемону Пилату и просили его умертвить Христа крестной смертью, а он, хотя и отказывался то учинить, видя Его неповинность, однако, поскольку сильно настаивали и устрашали его: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19:12), – учинил по их воле и прошению, предал в руки беззаконных неповинного, дабы распять (Ин. 19:16). 30) Тогда, взяв Сына Божия, поруганного, осмеянного, уязвленного, замученного и возложив на Него крест Его, отягченный нашими грехами, повели на большее бесчестие и страдание, то есть на распятие: и, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное (Ин. 19:17). И так Иисус Христос, Сын Божий, по принятии многих бесчестий, посмеяний, хулений, уязвлений, мучений, распят на кресте между двумя разбойниками и смертью крестною заключил подвиг Свой, нас ради и нашего ради спасения воспринятый (Ин. 19:18). День сей, в который Христос пострадал, Церковью Святой называется Великим Пятком, – потому что великое дело нашего спасения в этот день Сын Божий совершил, как Он Сам, умирая на Кресте, возгласил: Совершилось! (Ин. 19:30). 31) Смерти Христовой последовали знамения и чудеса: з авеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52 и след.). 32) Умерший за наше спасение Сын Божий погребен был, и почивала святейшая Его плоть во гробе три дня и три ночи, как Он Сам о том предвозвестил: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

5) Как Кивот торжественно провожался с трубным гласом и пением, так и святыня христианская – крест, хоругви и св. образа сопровождаются колокольным звоном, по примеру трубного гласа ( Псал. 10:1–10 ), и умилительным пением священных песнопений. 6) Прообразы крестных ходов видим из Библии: Иис. Нав. 3:3 : «И дали народу повеление, говоря: когда увидите Ковчег Завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые пари: Давид: 3Цар. 6:1–3;13:15 ; 1Пар. 13:1–7;15:29 и Соломон: 3Цар. 8:1–5 ; Парал. 5:2–6. 7) Установителем крестных ходов в Новом Завете был Сам Господь наш Иисус Христос: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа» ( Иоан. 19:17 ). Продолжателем сего божественного крестоношения был Симон Киринейский: «Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф. 27:32 ). На крестоношение указывает и апостол, когда говорит: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13:13 ). 8) Как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большею силою храбрость и преданность царю и отечеству, так и дух христианина при виде торжественного крестного хода невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается служить одному Ему. 9) Объяснить Иерем. 10:2–5. приводимое сектантами при отрицании крестных ходов, где говорится об идолах, кумирах, т. е. ложных богах и, ничего не имеющих общего с хоругвями и св. иконами. XLVI. О судах и судьях «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:1–2 ). 1) Из этих слов Господа видно, что одно и тоже в равной мере терпят, и кто судит, и кто мерит. Изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский учит: «Впрочем говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая самих себя, и не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех , потому что Господь сказал: «не судите, да не судимы будете».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

62. Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. 63. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде Кон. XV – нач. XVI в. Следующий сюжет страстного цикла – «Бичевание Христа», или «Биение у столпа», как следует из надписи на таблетке Софийского собора. Опять обратимся к евангельскому тексту. После того, как Иисус был приговорен, «воины правителя, – говорит Матфей, – взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк, и раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове» ( Мф.27:27–30 ). Иконография этого сюжета, особенно в более ранних памятниках, подчас соединяет в себе признаки двух разных эпизодов: поругания и бичевания. Например, на мозаике собора Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) Христос изображен в императорском облачении с терновым венком на голове и жезлом в руках. В ранних русских страстных циклах – как и в схеме таблетки Софийского собора – в центре композиции изображается обнаженный Христос в набедренной повязке, привязанный к колонне. Два палача избивают его плетьми. Иногда еще двое воинов держат его за руки. Однако этот сюжет в древнерусском искусстве получает распространение главным образом в XVII столетии. Так, в достаточно подробном страстном цикле праздничного ряда из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря эта сцена отсутствует. 64. Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона: сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:31–32 ). В отличие от синоптиков (евангелий Матфея, Марка и Луки), Иоанн говорит о том, что Христос сам нес свой крест: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» ( Ин.19:17 ). Следом за Христом шло множество народа и женщин, «которые плакали и рыдали о нем».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   Тогда умывает Пилат руки, «тростию подписывает на Него вину, всем дарующую безсмертие». И отпускает им разбойника Варавву. Христа же предает на распятие. «Христоубийцею и пророкоубийцею оказался еврейский народ. Ибо как в древности он не убоялся убивать пророков, которые были таинственными светочами истины, так и ныне, увлеченные завистью, предают смерти Господа, о Котором те в свое время проповедовали».    Тяжелый крестный путь на Голгофу... Не раз падал измученный Страдалец под тяжестью Креста. И следовало за Ним на Голгофу множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Шла и Пречистая Матерь Иисуса с близкими к Ней женами. «Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мария, простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши?» «Чесо ради течением сим течеши долготерпеливо без лености, Иисусе превозжеленне? Безгрешне и многомилостиве Господи, даждь Ми слово, рабе Твоей, Сыне Мой вселюбезнейший». «Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене».    Пресвятая Матерь Господа Иисуса в величайшем страдании и сострадании Сыну у Креста явилась поистине Агницей Агнца Божия Христа, сердцем Своим, всем существом Своим разделяющей спасительные страдания Своего Сына, великую Голгофскую Жертву Его любви.    И когда пришли на место, называемое «лобное», распяли там Его и двух злодеев — одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». И при Кресте стояли Матерь Его и другие жены, и любимый ученик Иоанн. «Зрящи Тя Непорочная Дева на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стеняше болезненно из глубины души, лице со власы терзающе. Темже и перси биющи, взываша жалостно: Увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий?» «Где зайде доброта зрака Твоего?» «Что Ти воздаде, Чадо, собор пребеззаконный?» «Что Ти врази воздаша, Благодетелю, за няже благодать прияша?» Видя на Кресте Распятого Творца, «вся тварь изменяшеся страхом: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся», «светила скрывахуся, горы вострепеташа, и камение разседошася», — «вся сострадаху Создавшему вся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010