О.И. Для души, говоришь, не приобрела ничего? Об этом судить Богу Сердцеведцу. Пока мы на земле, Таисия, душа неразрывно соединена с внешностью, и труды, хотя и вещественные, подъемлемые ради Господа и во славу Его, бесспорно приемлются Им. Говоришь, «чужими грошами построила»; да своими-то легче гораздо было бы, чем путем тяжелых сборов добывать эти гроши. А что хвалят тебя за собор, то как же не хвалить за такое великое дело? Ведь тут до скончания века Имя Божие будет славословиться тысячами уст, и твоя память как храмосоздательницы не перестанет поминаться Церковью. И.Т. Я за то ныне с этими строительными и вообще начальственными заботами и трудами не имею ни молитвы, ни поста, ни подвигов монашеских. О.И. Подвиги твои не для твоей одной души, а для общего блага, потому они и велики, и выше частных, собственно для себя. Что же касается поста, ты лжешь сама себе: ведь пища твоя скудная, простая, а совсем не вкушать невозможно трудящемуся. И.Т. А греха-то сколько в начальственной должности! О.И. А на что же Агнец Божий вземляй грехи мира? Проси у Бога веры и упования. «Совершение уповайте на приносимую вам благодать» (1 Пет. 1:13), — говорит апостол Петр. И.Т. Помолитесь за меня, дорогой батюшка, вашими многомощными молитвами, да поможет и мне Господь. О.И. Молюсь и буду молиться. И ты молись за меня, и твоя молитва имеет дерзновение. И.Т. Какая моя молитва? Я молюсь за вас, отец мой, но только потому, с одной стороны, что хочется за вас помолиться, как за любимого отца, которому желаешь всякого блага; а с другой, стыдно мне и страшно молиться за вас, ибо кто я пред Богом сравнительно с вами? О.И. Что ты, Таисия, неправедно возвышаешь меня? Я первый из грешников. Сам апостол просит верующих молиться о нем: «молитеся о мне» (ср.: 1 Фес. 5:25). И другой апостол пишет: «молитеся друг за друга» (Иак. 5:16). Да нам и легче молиться за тех, кто за нас молится. И.Т. Я однажды писала вам, батюшка, просила помолиться об исцелении меня от болезни; получила лишь облегчение, а не совершенное исцеление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3975...

Третью часть составляют семь чтений из Апостола, предваряемых прокимнами, семь Евангельских чтений, в которых говорится об исцелении душевных и телесных недугов, семь молитв и семь помазаний елеем по произнесении каждый раз молитвы: « Отче святый, врачу душ и телес», которая и является тайносовершительной молитвой. Помазуются чело, ноздри, ланиты, уста, перси и руки с обеих сторон. Затем читают Евангелие и молитвы и помазуют по очереди каждый из семи священников. После седьмого помазания настоятель разогнув Евангелие, возлагает его письменами на главе больного. Сослужащие придерживают его своими руками, а настоятель, не возлагая сам руки, читает разрешительную молитву: « Царю святый, благоутробне и многомилостиве Господи…» После краткой ектении и стихир, елеосвящение заканчивается отпустом, на котором вспоминается установитель таинства св. Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский (см. Иак. 5, 14—15). По окончании болящий испрашивает у всех прощение. Оставшийся елей, в случае выздоровления больного, сжигается в паникадиле или в лампаде, а в случае смерти больного им крестообразно поливается тело усопшего. Для каждого болящего этот елей освящается всегда заново. В случае ожидания скорой смерти больного можно совершить елеосвящение в сокращенном виде, опустив всю первую часть и начать прямо с великой ектении. Елеосвящение считается совершенным, если священник успеет совершить хотя бы одно первое помазание. Один раз в году, именно в Великий Четверток, елеосвящение совершается архиереем над здоровыми. В Успенском соборе в Москве оно совершалось до литургии, причем, хотя чин совершался полностью, самое помазание св. елеем совершалось лишь однажды в заключение чина. В настоящее время этот обычай совершения Елеосвящения над здоровыми распространился и его совершают в великом посту. Чин причащения больного Тяжко болящего св. Церковь позволяет причащать Св. Христовых Таин на дому или в больнице «запасными Св. Дарами», которые постоянно хранятся в дарохранительнице на престоле и приносятся к болящему священником в дароносице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

«А чем я хуже апостола Павла?» – возразил мне однажды сектант. Такого трудно чем-либо вразумить, и пришлось напомнить первое, что пришло на память: но ведь от платков Апостола получали исцеления. Клали больных на дорогу, где он проходил, чтобы его тень коснулась страждущих ( Деян. 19, 12 ). Только тогда гордый состязатель Апостолов умолк. Замечено, что у сектантов начисто отсутствует верное понятие святости и духовного совершенства. Это словно некий органический порок. Откуда это духовное повреждение? Казалось бы, те же пятидесятники подвизаются даже в мелочах повторять жизнь образов Апостольской Церкви. Может быть, в своем наивном копировании не понимают они, что тогда Церковь только зарождалась, что это особый харизматический век, неповторимый в истории Церкви Божией? Сравнивая свою жизнь с жизнью Апостольской Церкви, сектанты силятся отыскать в них нечто общее. Говорят, будто и у них была та же плотяность членов, такие же разделения, а Апостол Павел тем не менее называет же коринфян святыми. Но разве не очевидно, что Павел называет коринфян святыми не из-за того, что они духовно святы, а в силу их причастности к общей, единой, вселенской Церкви Христовой, Глава которой Свят и которой руководит Дух Святой. Разве могут подлинно святые разделиться? Осмелюсь утверждать, что Апостолы имели бесконечно большую веру, нежели наши сектанты. Однако и они сознавали себя грешниками. Святой Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что мы не имеем греха, обманываем самих себя» ( 1Ин. 1, 8 ). О том же высказывается и апостол Иаков: «Все мы много согрешаем» ( Иак. 3, 2 ). А если так, то кто же вправе рассуждать о своем спасении? Глубина греха откроется перед человеком только на Страшном Суде. Апостолы никогда не говорили о себе, что уже спасены, а лишь выражали надежду на спасение: «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15,11 ). Никто из живущих на земле еще не спасен. Мы получим спасение, если начатую жизнь «твердо сохраним до конца» ( Евр. 3, 4 ). Никто среди живых не может получить залог Вечной Жизни. Да, верующие во Христа искуплены Спасителем, но самое спасение – это великая награда за веру и добродетельную жизнь. Только так праведники – «исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2, 13 ). Но если сказано «будут», то это не значит, что уже «оправданы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

V. Наставления иеросхимонаха Стефана 1 1. «Живя наедине и чтобы не прийти в высокоумие», говорил он, я и здесь, как выше сказано, усердно молился Господу со слезами, чтобы Он умножил во мне веру словам Его, хотя я и веровал всем словам Господним. Но я просил о такой силе веры, чтобы страшиться мне судов Господних, как и пророк Давид говорил: «трепещет от страха Твоего, Господи, плоть моя и судов Твоих я боюсь» ( Пс. 118:120 ). И чтобы при этой вере живой мне не делать худых дел, потому что сказано: и бесы веруют и – трепещут ( Иак. 2:19 ), но не делают добрых дел; а без добрых дел «вера мертва есть» ( Иак. 2:17–16 ). Потому и братии своей говорил: «молитесь усердно, братия, Господу, чтобы умножил Он в вас веру словам Его – евангельским, и еще просите Господа, чтобы Он исполнил сердца ваши страхом Божиим. Молитесь, – как молился Иоанн Златоуст , говоря: «Господи! всели в мя корень благих – страх Твой в сердце мое». Любил я, говорил о. Стефан о себе, в молодости ходить с сокрушенным сердцем и смиренным духом, и не искал я никаких радостей земных, стремясь, чтобы более иметь смирения; еще просил я у Господа, чтобы Он дал моему сердцу восчувствовать, что значит вечная мука, уготованная нераскаянным грешникам, насколько она тяжка. Господь услышал мою молитву. Однажды пришло мое сердце в такое безотрадное состояние, что я не могу и выразить, как мне было тяжело; я потерял вдруг всякую надежду на спасение, а чувствовал лишь одно, что и не будет конца моему тяжкому страданию. Двое суток провел я в таком душевном состоянии, беспрестанно страдая невыразимо; ночь и день горько плакал и рыдал и лежал на полу, а о пище и мысли не было. Если бы Господь по Своему благоутробию не удалил от меня это чувство, то я от тяжести лютых страданий моего сердца скоро бы умер. Ох, как тяжело быть в вечной муке! О, горе, горе! увы! О, страшно, страшно и подумать о тех муках, идеже несть света ( Иов. 10:21 ), – где будут грешники связаны неразрывными узами, и будет у всех плач и скрежет зубов ( Матф. 22:13 )! Там везде будут раздаваться неизъяснимые вопли, самые безутешные рыдания, – одни непрерывные стоны наполнят глубину преисподней, и ни звука радости во всей необъятной бездне ада.» Со слезами передавал он нам эти слова.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

И первое и всегда бывает с теми, кто в себя, а не в Бога богатеет. Глядишь, высится нечестивый, яко кедр Ливанский, а потом мимоидох и се не бе. Да ведь еще это в здешней жизни: а что будет для корыстолюбца далее? что будет после того, когда он услышит: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя: кому же достанется то, что ты заготовил (Лук. 12, 20)? Да он только тогда поймет, что все земное, принадлежавшее ему, осталось по сию сторону гроба его; а ему остались одни лишь худые дела его на проклятие тем, которые пережили его, и одни худые дала понесет он на вечное судилище Божие. Итак, приидите ныне, лихоимцы, и плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших, грядущих на вы. Богатство ваше изгни и ризы ваша молие поядоша (Иак. (5. 1-2). Аминь. Так должен вести себя монах  (Слово о нраве добрых и злых. Прол. Мая 13) Не однажды мы говорили с вами, иноки, о том, как вы должны вести себя. Но, простите, и сегодня думаем вам от святых отцов сказать о том же. Свято отеческое поучение, хотя и повторяемое, всегда полезно для нас и спасительно. Как же монах должен вести себя? Первое, говорит слово церковное, монаху нужна оставить осуждение и другие злые дела и каяться в своих грехах с исповеданием и слезами; не должно кичиться исправлением себя и своими добрыми делами, не упиваться гордостью, ибо она есть великое зло, ибо и бес отпал от славы Божией из-за гордости. Нужно бегать монаху объедения и пьянства, не ходить часто без надобности по мирским домам, и не предаваться излишнему сну, ибо это все великий стыд монаху приносит. Подобает же ему слушаться своего наставника, греховные помыслы исповедывать своему духовному отцу, иметь в сердце страх Божий и всегда пред очами смерть. Конец же всему этому тот, что если ты, монах, очами что видишь, или ушами что слышишь, то держи про себя и говори: " зачем я стану судить брата моего, когда я сам хуже всех! " Что прибавить к сему? Прибавим нечто из начала того же слова: монаху нужно смирить свой ум, обуздывать язык, возлюбить убогое житие, быть милостивым ко всем, иметь терпение, молиться на всякий час Богу, побеждать гнев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

1Кор. 15:1–2 ; 2Кор. 2:15 ) «Не слушатели закона, говорит ап. Павел, праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Св. Апостолы никогда не говорили о себе, что они уже окончательно спасены, а выражали лишь надежду на спасение, говоря, что они еще ожидают его: «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» ( Деян. 15:11 ). И Сам Христос говорит о Своих последователях: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое, претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Св. Апостол учит, что верующие, возрожденные к христианской жизни, «соблюдаются ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Петр. 1:3–5 ); значит, они еще не спасены окончательно, а ждут спасения для вечной жизни. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» ( Рим. 5:8–10 ; См. Иак. 5:19–20 ; 1Тим. 4:16  и др.). «Христос, учит ап. Павел, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грех многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» ( Евр. 9:28 ). «Мы веруем, говорит ап. Петр, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся (еще, значит Апостол не спасся), как и они» т. е. язычники, ( Деян.15:11 ), «ибо мы спасены в надежде», говорит ап. Павел ( Рим. 8:24; 5:9 ). «Я, говорит Апостол, все почитаю нищетой ради превосходства познания Христа Господа Иисуса моего. Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил. 3:8–14 ). Но когда св. Апостолы говорят о себе, что они еще ожидают спасения, что они еще не достигли совершенства и спасения, сектанты, в своем самообольщении, говорят, что они уже спасены потому только, что веруют в Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Иак.2:15 . Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания. Естественно, одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей. Иак.2:19 . Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Верить Ему значит верить в истинность того, что Он говорит; верить в это – верить, что Он есть Бог; верить в Него – любить Его. Верить, что Его слова – правда, могут и многие дурные люди, они веруют в эти слова, но не желают сделать их своими, поскольку ленивы к действию. Верить, что Он есть Бог , могут и бесы. Но верить в Бога могут только любящие Его, являющиеся христианами не только по имени, но и по делам, и по жизни, потому что вера без любви бесплодна, вера с любовью – христианка, вера без любви – вера бесовская. Иак.2:20 . Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Хоть апостол Павел и учил, что человек оправдывается верою, без дел, неправильно его поймет тот, кто решит, что однажды уверовав во Христа, он может творить злодеяния, жить в бесчестье и пороке и все равно быть спасенным верой. В этом отрывке своего послания Иаков объясняет, как надо понимать слова апостола Павла, и использует пример Авраама, чтобы показать, что вера тщетна, если не подтверждается добрыми поступками; на примере Авраама и апостол Павел показывает, что человек оправдывается не делами. Автор послания напоминает, что вера Авраама добрыми делами как раз подтверждалась, и ясно показывает, что апостол Павел учил на примере Авраама об оправдании верою не затем, чтобы кто-то решил, что не так уж и важно поступать хорошо. Павел имел в виду, что никто не должен считать, что своими прежними добрыми делами он заслужил дар оправдания; дар этот обретается только по вере. Иак.2:21 . Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Иаков искусно использует здесь пример добрых дел Авраама, чтобы затронуть чувства тех иудеев, кто считал себя достойными наследниками своего великого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Можно и регулировать свое духовное настроение. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13). И тогда злостраждие не приведет к унынию, а веселость не разрушит целомудрие духа. «Злостраданию пусть сопутствует молитва , чтобы для искушаемого легче был выход из искушений (т. е. искушения гневливости — О.С.). Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось, ибо пение псалмов, по словам Василия Великого, производит мирное и беспечальное состояние души. Кто не достиг такого состояния, которое Давид называет святостью, побуждая святых петь Господу (Пс. 29, 5), молитва того долго бывает пустословием» . Есть и другой способ регуляции подобного состояния, когда дух гневливости нападает на нас. …Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 2). Особенно, как известно, согрешают в слове те, которые говорят быстро, много и бездумно. И если мы переходим на медленную и упорядоченную речь, то при таком обстоятельстве можем «обуздать и все тело». Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает… (Иак. 3, 4, 5). Мытарство 12-е, гнева и ярости И очень важно, пребывая в таком состоянии, не замыкаться в самом себе и на самого себя, но искать общения с другими верующими, ибо не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). И напротив: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132, 1–2). «Некий брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: “Пойду в пустыню, может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти”. Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водой сосуд и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же самое. В третий раз кувшин также опрокинулся. Монах, рассердясь, схватил кувшин и ударил о землю. Кувшин разбился. Придя в себя, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: “Вот! Я — один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь: видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение, в особенности же — помощь Божия”. Монах возвратился в свою обитель к братии» .

http://pravoslavie.ru/100903.html

А сомневающийся, по словам апостола Иакова, подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой ( Иак.1:6 ). Сомневающийся, если и делает что-то, по-видимому, доброе, то — не столько по сознательному и свободному выбору, сколько — под напором внешних сил, или с элементом корысти. Господу же угодна жертва чистая и непорочная. Так что богатому надо почаще размышлять о бренности всего земного, вспоминая слова апостола Иакова: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни ( Иак.5:1–3 ). Сомневающемуся надо почаще спрашивать свою совесть: что же я делаю? Если доброе, то почему я сомневаюсь? А если злое, то почему делаю?.. Однажды преподобному Савве Освященному в пустыне явился диавол в виде льва, который то наскакивал, то пятился от него. Савва спросил: если Бог укрепил тебя на меня, то что пятишься? А если нет, то что понапрасну наскакиваешь?.. И посрамлённый враг исчез. А ропотному и унылому терпеливцу, может быть, иногда полезно воспротивиться обстоятельствам и, «ополчась на них, сломить противоборством» — всё-таки будет труд, победа над своей инертностью и трусостью, и не будет лицемерного обмана других, да и в первую очередь — самого себя. Достоин ли зависти богатый святой праведный Иоанн Кронштадтский Был я в сёлах и видел крестьянское житьё: какая бедность везде! Какие рубища с бесчисленными заплатками! Какие измождённые тела от недостатка питания! Какие скорбные лица! Что пасынки, а не чада Божий? Богачи и смотреть на них не хотят, не хотят их одеть, напитать, утешить! Какова душа богатого! Как она противна Богу человеколюбивому! Не ублажай богатого, не льсти, не завидуй ему, а плачь о нём как о самом жалком человеке. Сравниваю мысленно город (особенно столицы) и деревни и дивлюсь контрасту между ними. В городах — роскошь безумная, миллионы, потраченные на ненужное великолепие, блеск и изящество.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:6 ). Сомневающийся, если и делает что-то, по-видимому, доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. Господу же угодна жертва чистая и непорочная. Так что богатому надо почаще размышлять о бренности всего земного, вспоминая слова апостола Иакова: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» ( Иак.5:1–3 ). Сомневающемуся надо почаще спрашивать свою совесть: что же я делаю? Если доброе, то почему я сомневаюсь? А если злое, то почему делаю?.. Однажды преподобному Савве, Освященному в пустыне, явился диавол в виде льва, который то наскакивал, то пятился от него. Савва спросил: если Бог укрепил тебя на меня, то что пятишься? а если нет, то что понапрасну наскакиваешь?.. И посрамлённый враг исчез. А ропотному и унылому терпеливцу, может быть, иногда полезно воспротивиться обстоятельствам и, «ополчась на них, сломить противоборством» – всё-таки будет труд, победа над своей инертностью и трусостью, и не будет лицемерного обмана других, да и в первую очередь – самого себя. О искании своего и угодного Иисусу Христу Вторник Лк. 6:37–45 Флп. 2:17–23 Сообщив Филиппийцам о намерении послать к ним Тимофея, апостол Павел так мотивирует это решение: «Ибо я не имею никакого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Однако же, хотя Апостол и говорит «все», но ведь есть же у него и иные сотрудники, о которых он порой с любовью вспоминает и которых приветствует… Очевидно, искать «своего» и искать «того, что угодно Иисусу Христу», – не исключает друг друга. ведь Господь сотворил нас, чтобы мы разделяли с Ним радость вечного блаженного бытия. Так что желать себе блага, искать «своего», – естественно для человека и угодно Творцу. Другое дело, что грех, извратив понятие об истинном благе, расколол сознание человека надвое. И одно почему-то стало называться «моё», а другое «не моё». Господь же и тут не отрицает права искать «своего». Он не ускоряет за то, что не хотим быть судимыми, хотим, чтобы нам всё прощалось, и чтобы нам в изобилии подавалось необходимое для жизни. Господь просто подсказывает, как этого достичь: «Не судите, и не будите судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам; мерою, утрясённую, нагнетённую и переполненную отсыплют вам в лоно ваше: ибо какой мерой мерите, такою же отмерится и вам». То есть, когда нить моей воли начинает искать «моё», Господь заводит её через «не моё», через моего ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010