Когда заботы исчезают, сердце становится безбрежным. 5. «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.» (Иак. 4:10). Живи, смиряясь, и будешь жить Если найдешь рассудительного человека – живи рядом с ним, и будешь жить. Если не встретишь такого человека – живи, смиряясь, и будешь жить. Если овладеешь чистотой сердца – живи с ней, и будешь жить. Если не овладеешь – живи, смиряясь, и будешь жить. 6. «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…» (1Кор. 1:27). Ученый и бумажный кораблик Весной в городском парке на лавочке сидел старый ученый, вышедший на пенсию, а рядом, вдоль дорожки, неторопливо бежал ручеек. Неожиданно ученый заметил плывущий по течению бумажный кораблик. Ученый протянул слабую старческую руку и взял кораблик, сделанный из журнального листа. Он аккуратно развернул бумагу, и, увидев статью с кратким описанием космологических теорий, погрузился в чтение. Одни ученые считали, что рядом с нашим миром параллельно существует множество миров. Другие, – что наш мир и другие миры сосуществуют на разных уровнях или в разных измерениях. А третьи предполагали, что где-то во вселенной есть высокоразвитые миры, которые помогут землянам справиться с их проблемами, нужно только терпеливо ждать, когда они откроют себя. Прочитав статью, ученый лишь усмехнулся, снова сложил лист в кораблик и опустил его в ручей. Слегка покачиваясь, кораблик неторопливо поплыл дальше. 7. «…Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.» (Ин. 1:13). Чудесный цветок Юноша из горного селения услышал рассказ стариков о том, что в давние времена люди иногда видели, как в лесу расцветает и тут же исчезает удивительный и странный цветок. Говорили, что тот, кто увидит этот цветок, уже никогда не забудет его необыкновенной красоты. Некоторые люди верил этой истории, а другие только смеялись. Однажды юноша, проходя летом через перевал, заночевал на горных лугах в пустом пастушьем балагане. Среди ночи он внезапно проснулся и увидел слабое свечение, разливавшееся повсюду. Он вышел из балагана. Свет лился из находящейся неподалеку лощины. Юноша побежал туда и увидел, как из земли быстро поднимается нечто похожее на растение. Но это было не растение, так как полностью состояло из света. Его вершина переливалась всеми цветами радуги и излучала удивительный свет. Как юноша не вглядывался, пытаясь понять, что же это такое, он так и не смог увидеть никаких заметных очертаний, а видел одно лишь переливающееся сияние. Когда он протянул вперед руку, это сияние уменьшилось и, наконец, только повеял легкий ветерок, растаяло в воздухе.

http://isihazm.ru/1/?id=131

Поистине, ревнуешь ты о правде Божией, да не по разуму. Незаметно для себя, ты сравнялся с тем заимодавцем бессердечным, которому Господь простил десять тысяч талантов, а он не хотел потерпеть на своем должнике ста динариев ( Мф. 18, 23–30 ). Что же? Участь того «злого раба» тебе известна ( Мф.18:34 ). Если не боишься ее, – суди своим «судом неправедным» грешников. Только не смей же слабого человеческого суждения приписывать Христу. О Спасителе нашем мы научены от Апостолов, что Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3, 9 ). Слышишь – «к покаянно» зовет нас Господь, а не отталкивает от Себя после двух или трех преступлений наших. Так Он и объявляет чрез Своего ученика Ангелу Церкви Сардийской: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» ( Откр. 3, 2–3 ). Тоже повторяет Господь Ангелам других Церквей ( Откр.2:5,16 ; Откр.3:19 ) Надобно ли мне еще подтверждать истину слов моих словом Писания? Если хочешь, прочитай послания Ап. Павла к Коринфянам. Там ты найдешь свидетельство, что этих христиан, однажды покаявшихся и крестившихся ( 1Кор.4:15 ; 1Кор.6:2,3,11,15 ), Апостол снова за согрешения и церковные распри «опечаливает к покаянию» ( 2Кор.7:9–10 ). Ап. Петр Симона волхва, уверовавшего в Господа, крестившегося и потом тяжко согрешившего, также понуждает каяться в своем грехе и молиться Богу ( Деян. 8, 18–23 ). Подобные случаи встречаем в послании Ап. Иакова ( Иак.4:8–10 и др.). Если сердце твое, брат Григорий, окончательно не закаменело в предрассудках своей секты, то ты сам благоразумно согласишься со мною и поверишь, что «у Бога милости много». Он готов всякого грешника встретить отеческими объятиями ( Лк. 15, 1–32 ), лишь бы сами мы не обленились и не упорствовали в беззакониях своих (ср.: 1Ин.1:8–9 ; Ин.2:1–2 ; Мф.12:31–32 ). – Против этого я, пожалуй, не пойду, – ответил Григорий. – Бог , конечно, долготерпелив и многомилостив. Я говорю только, что грешники не должны быть в Церкви Христовой; «какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:15 ). Если согрешил ты, тебя тотчас же надо отсечь от Тела Христова, чтобы ты не сквернил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Я совершенно «умер» для христианской традиции, которой некогда принадлежал, поскольку в Православии нашел полноту и прочность Чувствую, что совершенно «умер» для христианской традиции, которой некогда принадлежал, поскольку в Православии нашел полноту и прочность, а также последовательность, с которой мой прежний путь просто не может идти в сравнение. Все мои богословские «пазлы» стали складываться лучше, чем когда-либо прежде. У меня, несомненно, была большая часть «кусочков» и раньше, но картина никогда не складывалась так, как сейчас. К сожалению, моей жене еще только предстоит увидеть всю глубину Православия. Неприятие ею этой веры меня очень огорчает. Моя жена сейчас ходит в одну церковь уэслианского толка , за что я ей благодарен. По крайней мере она не оставила Христа. Молюсь, чтобы однажды она достигла более близких отношений со Спасителем в Православной Церкви, но в настоящее время она полностью отвергла такую возможность. Она даже сказала, что считает, что я вступил в секту. Сделала такой вывод на основании православного богослужения и отсутствия свободы в формах служения, к которой она привыкла. По ее мнению, мой переход был резким и относительно быстрым, поэтому чувствует, что мне «промыли мозги», в то время как я вижу лишь духовное просвещение. В настоящее время я в трудном положении, так как фактически потерял некоторую опору, перестав быть пастором у себя дома... Утратил доверие в глазах моей жены и вынужден вести себя тактично и деликатно. Для тех, кто находится в подобных обстоятельствах, у меня пока нет верного ответа. Я все еще ежедневно борюсь с напряженной обстановкой. Мой единственный совет – держаться избранного пути и упорствовать, как наставлял апостол Иаков в своем Послании (ср. Иак. 1, 4, 12; 5, 7–11). Молитесь за своих близких, которые вас не понимают. Но если Христос – воистину Господь и Бог, а Православие – это единство, к которому Он нас призывал, то мы можем только решать проблемы каждого отдельного дня по мере их поступления, не беспокоясь о будущем, и подлинно любить наших близких, которые пока еще не познали Истину.

http://pravoslavie.ru/144042.html

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Те же слова мы повторяем каждое утро в молитве Василия Великого: «Господи Вседержителю, … Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение…» (5-я молитва утреннего правила). Богослужение должно отображать свой объект, значит служение неизменяемому Богу должно быть неизменно по своей природе. Но и как БогоСЛУЖЕНИЕ оно требует единства. Вспомним уже упоминавшийся выше греческий глагол «служить», λειτουργεω, который дал название православной церковной службе. Этимологически этот глагол происходит от существительного λαος (в транслитерации «лаос») – «народ, община». Служение можно совершать лишь вместе, всем народом Божиим, всей Церковью. Есть такая народная этимология слова Церковь – от слов «Царь» (здесь, конечно, подразумевается Царь царей, Иисус Христос) и «ковать», т. е. оно означает «скованные (воедино) Христом». В данном случае совершенно неважно, отражает ли она истинное происхождение слова, или это просто удачное совпадение, важно то, что она правильно отражает суть того, чем является Церковь – как мы ее характеризуем в Символе Веры – «единая, святая, соборная и апостольская». При этом единство Церкви вовсе не ограничено лишь вселенскими, пространственными рамками. Одно из наиболее часто повторяемых в Православии окончаний молитв: «ныне, и присно, и во веки веков», – означает «сейчас, и во все времена, и в надвременной вечности» и указывает на то, что Церковь едина и во времени. Православные христиане всех эпох молятся и служат вместе – вечному и неизменному Богу служит вечная и неизменная Церковь: «Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф 4:5-6). Таким образом, было бы весьма странно, если бы при этом в какую-то эпоху служба и молитва совершались бы совсем иначе, чем в другую. «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым.» (Иуда 3, курсив автора).

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Мы видим, что Господь славы (Иак. 2:1, 1 Кор. 2:8) не имеет этой славы постоянно, но она периодически выделятся Ему Отцом — не по Божескому естеству и не за крестные заслуги, а лишь в силу первосвященнического служения, как некая награда за службу. Итак, это видение и все связанное с ним учение является следствием первоначального антитринитаризма адвентистов. Своим основанием ходатайство Сына и Святого Духа имеет Кровь Христову, которую Господь принес за нас Отцу (Евр. 9:12, 25). Собственно, именно вхождение с Кровью в небесное Святое святых и позволяет сопоставлять Спасителя с Аароном. Как ветхозаветный первосвященник в силу своего статуса мог входить в земное Святое святых с кровью жертвенного животного, так наш Небесный первосвященник со Своей кровью после принесения жертвы сразу, а не через 18 веков, входит в небесное Святое святых и тем самым являет Себя первообразом Аарона и упраздняет ветхозаветное священство, а также исполняет условие Нового Завета: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26:27–28) . В послании к Евреям прославление Сына при принесении Им Крови Отцу называется с помощью различных образов из нашего земного опыта и ветхозаветного богослужения: прошедший небеса (4:14), во внутреннейшее за завесу (6:19), превознесенный выше небес (7:26), одесную престола величия на небесах (8:1) или на высоте (1:3), священнодействователь святилища и скинии истинной (8:2), самое небо (9:24). Несмотря на обилие образов, смысл их одинаков: Сын принес Себя в искупление за людей, в умилостивительную жертву за человеческий род, а Отец принял эту жертву. Поэтому-то Кровь Христова очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7), умилостивляет Отца (1 Ин. 2:2, 3:16, 4:10), дарует нам жизнь вечную (1Ин. 5:11). Эта жертва вечная и единственная, вводящая Христа в полноту славы, лежащая в основании Его вечного первосвященства. Так, сразу после вхождения за завесу Он делается Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6:19–20). Перед вхождением  в самое небо (Евр. 9:24) Господь совершил жертву, подобно земному первосвященнику: однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею… принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (9:25–28).

http://bogoslov.ru/article/5350843

Так, иногда полезнее оставить человека наедине с его действительно серьёзным вопросом, чем дать ему повод сказать очередную глупость в ответ на твоё объяснение. О жалобщиках Пятница Лк. 9:12–18 Кол. 2:1–7 Однажды Господь был среди народа в пустынных местах. «День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать» проявили, так сказать, заботу о людях. Они сказали: «Отпусти народ; чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи…» Вообще Апостолы очень долго не могли уразуметь, что их Учителе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения», и вот, даже пытались давать советы… И тогда их Учитель, прекрасно зная, что у учеников «нет более пяти хлебов и двух рыб», в ответ предложил: «Вы дайте им есть» … Ведь что получается: Господь – здесь. Он всё знает. И Он есть Любовь ( 1Ин.4:8 ). А ученики этим словом «отпусти народ» как бы показали, что их любовь к людям опережает Христову любовь. А если так на самом деле, если вы лучше и видите, и знаете, и любите, то из этого естественно должно следовать, что вы можете лучше и сделать, и дать. Ну а если сделать и дать вы не можете, значит, ваша «забота о людях» в присутствии Господа – одно лишь гордое пустословие и недоверие к Тому, Который знает, «в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:7–8 ). В такой ситуации мы оказываемся довольно часто. Например, священник в твоём приходе ведёт себя недостойно. И ты, исчерпав, как тебе кажется, все средства, идёшь жаловаться к начальству. И хотя внешне ты прав, и ситуация действительно вопиющая, так что кому ни расскажи, все за голову хватаются, но всё же, у жалобщика всегда будет ощущение своей неправды: в ответ на свою жалобу, он как бы слышит от Господа: «вы дайте им есть». И совесть говорит: вот, Господь дал тебе настоящее дело, дал настоящий повод применить свои духовные силы, потерпеть, поплакать и помолиться; а твоего «христианства» достало лишь на то, чтобы вызвать милицию или пожаловаться начальству… Что ж, смирись, пойми, что нет у тебя никакой любви, и в твоём стремлении к «торжеству справедливости» тобой руководили другие страсти. Потому что ведь можно и правильные слова говорить с раздражением, и правильные, по-видимому, дела делать со смущением сердца. А если «в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, во-первых, чистота, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак.3:13–17 ). О покрывале

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Таким образом для рассмотрения нам остаются две группы слов: I. γαπω, γπη, γαπητς и II. φιλω, φιλς, φλημα, φιλα (лишь однажды Иак 4:4). Начнем с первой группы, тем более, что она гораздо больше второй и богаче лексико-семантическими вариантами. Три слова, входящие в нее, встречаются почти во всех книгах Нового Завета в общей сложности 320 раз 13 . γαπω – 143 раза (более всего Ин — 37 раз, 1–3 Ин — 31), γπη — 116 раз (в особенности 1 Ин — 21, 1 Кор — 14, Еф — 10), γαπητς — 61 раз (в особенности 1–3 Ин — 10, Рим — 7, 2 Петр — 6). Если же рассматривать всю группу в целом, то в Ин и 1–3 Ин мы имеем 106 случаев употребления (44+62, то есть одна треть от общего количества), в Павловых посланиях — 136, у синоптиков (вместе с Деян) всего только 37 и в остальных частях Нового Завета — 41. При взгляде же на отдельные книги Нового Завета более всего случаев употребления данных слов мы обнаружим в 1 Ин — 51, Ин — 44, Рим — 24, Еф — 22, 1 Кор — 20, Лк — 16, 2 Кор — 15, Мф — 12 и Кол — 11. Достойно упоминания также отсутствие γαπω и γπη в Деян и γαπητς в Ин, 2 Ин и Откр. Чтобы не возвращаться более к цифрам, приведем их и для слов второй группы. Они встречаются в рассматриваемых текстах всего 56 раз. Φιλω — 21 раз (более всего Ин — 10), φιλς — 27 раз (более всего Лк — 14), φλημα — 7 раз и однажды φιλα. Итак, глагол γαπω (у LXX всегда соответствует еврейскому енев). Тексты Нового Завета — важнейшая веха в истории этого глагола. Впервые мы наблюдаем резкие изменения в его семантике. Суховатое и рассудочное γαπν наполнилось новым живым духовным содержанием и на основании присущего этому слову уже в классическом греческом круга значений ценить ⇒ сравнивать ⇒ выбирать (с присовокуплением доселе несвойственного ему оттенка любви-жалости, любви сострадательной и даже жертвенной) приобрело — в качестве своего основного оттенка — значение чувства, свободно избирающего себе объект направлением воли, чувства сознательного и нравственно оцениваемого, и при этом стало употребляться везде, где речь идет о любви в сфере нового учения, о любви христианской во всей ее широте: от любви к Богу до любви к женам.

http://pravmir.ru/glagoly-lyubvi-v-novom...

Патриаршее приветствие организаторам и участникам Первого православного студенческого форума «Вера и Дело» 4 мая 2007 г. 15:46 6 мая в российской столице состоится I православный студенческий Форум «Вера и дело» — церковно-общественное мероприятие, полностью организованное силами православного студенчества и православных молодежных организаций. Святейший Патриарх Алексий направил приветствие организаторам, а также участникам форума, среди которых  епископ Бронницкий Амвросий и ректор Российского Государственного Социального Университета академик В.И.  Жуков. Ваше Преосвященство, многоуважаемый Василий Иванович, дорогие друзья! Христос Воскресе! Приветствую всех собравшихся на Первый православный студенческий форум «Вера и дело»! Вы собрались в стенах Российского Государственного Социального Университета для того, чтобы обсудить самые интересные и актуальные вопросы современной жизни. Говорить о разных сторонах христианской веры естественно для любого думающего человека и, конечно, для студенческой молодежи. Каждому из нас важно увидеть, как наша вера отвечает на вызовы современного общества, современной российской действительности. Эта вера однажды зажгла наши сердца, побудила нас взглянуть на мир по-другому, и поэтому нам так важно, общаясь друг с другом, делиться мыслями о вере, свидетельствовать об опыте церковной жизни. Однако, думается, подобная встреча не может ставить своей целью лишь общение и обсуждение. «Вера без дел мертва», — говорит святой апостол Иаков (Иак 2:20). Вера и дела — обоюдоострый меч Благой Вести Христовой. Вера влечет нас к свершениям, к ежедневному подвигу христианской жизни: получать хорошее образование, создавать крепкие семьи, рожать детей и воспитывать их в благочестии, трудиться, проповедовать Евангелие, отстаивать свои ценности и убеждения. Наше общество сейчас, как никогда, нуждается в людях, готовых прийти на помощь своим ближним и словом утешения, и делом милосердия. Наша вера дает нам опыт повседневного выбора — действенно исповедовать православие несмотря на соблазны мира. Рискнув потерять сиюминутные, обещанные пороками ложные удовольствия, верующий человек теряет только горечь греха и приобретает то, что делает его по-настоящему счастливым. Вера дает человеку подлинную свободу, истинное счастье,  непреходящую радость, целеустремленность, силу.

http://patriarchia.ru/db/text/235572.htm...

Знавшие отца Серафима подтвердят: у него было блестящее чувство юмора, тонкое и не всегда заметное на первый взгляд. Монах, которому отец Серафим рассказывал про грибы, вспоминает такой случай. Однажды в трапезной отец Герман распространялся о тщете современной технологической цивилизации. – Строят небоскребы, – говорил он, – соревнуются, кто выше. Строят, строят... А что потом? – Почему потом? – вставил отец Серафим. – Кинг-Конг уже приходит. Отец Алексий Янг отмечает, что «отец Серафим склонен был к розыгрышам, которые человеку, не присутствовавшему при этом, показались бы неуместными в той обстановке. Ничего низкого или жестокого, просто маленькие скромные розыгрыши, и то изредка»8. Салли (Соломония) рассказала один такой случай. Однажды, когда после дождя на монастырском дворе стояли лужи, отец Серафим сказал ей, чтоб пошла посмотреть на утку, плавающую в луже. «Только потихоньку, а то спугнешь», – предупредил он. Соломония на цыпочках пошла посмотреть. А отец Серафим едва сдерживал смех. Утка оказалась... резиновой! Еще одна паломница, попавшая в монастырь за год до кончины отца Серафима, была удивлена, увидев, как он играет в снежки с мальчишками. Поначалу ей показалось это столь неуместным. Но, приобщившись православной жизни, поняла, что ничего неприличного в этом нет. Отец Герман говорит: «Когда я только познакомился с отцом Серафимом, он и не подумал бы играть с кем-нибудь в снежки – столь высоко было его понятие о достоинстве». И лишь потом, когда стал пастырем и нужно было опекать ребятишек, начал играть в снежки. Любил он также поиграть с мальчишками в «ловилки». Еще одной добродетелью отца Серафима, связанной с простотой, являлось терпение. Отец Герман признает: «Если и научился я терпению, то только от отца Серафима. Это самое важное, чему я у него научился». Духовным чадам своим отец Серафим не раз говорил, что выжить духовно можно лишь вооружившись терпением в горниле испытаний. «Ведь диавол ходит вокруг нас аки лев рыкающий, – предостерегал он, – но с Божией помощью мы терпением в испытаниях победим его»9. Однажды отец Алексий Янг в письме пожаловался ему, что тонет в пучине трудностей и проблем, и отец Серафим написал ему, что «главный ответ на твои вопросы ищи в послании Иакова: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ( Иак.1:2–4 )». 1403 В другом письме к отцу Алексию отец Серафим подчеркивает: «Гораздо лучше научиться терпению и смирению, чем получить все, что душе угодно, а потом обнаружить... внутри себя пустоту. Дай, Господи, нам доверять Тебе, ибо Ты устрояешь нашу повседневную жизнь лучше, чем могли бы мы сами». 1404

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Преодолев и победив искушение и получив от Бога внутреннее удостоверение о помиловании, святой Серафим снова возвратился к обычной, прежней, но еще более внутренне напряженной духовной жизни. Только теперь на всю его жизнь здоровье уже значительно ослаблено. Особенно же стали болеть ноги. И, быть может, это было внешним поводом для подвижника к прекращению тысячедневного моления на камнях: преподобный увидел, что дальше ослабевший “друг” тело и совсем изнеможет и откажется служить духу. Однако искушение повышением снова повторилось после великого подвига. Отцу Серафиму предложили второй раз настоятельство в Краснослободском Спасском монастыре. Но однажды искушенный становится опытным (Иак.1,3-4). И преподобный спокойно, но решительно отклонил новое предложение, точно оно не его касалось уже. Тогда враг обратился к другим путям нападений. Обычное искушение монашеское – через людей, особенно через женщин, – преподобный Серафим устранил легко и просто. Он вообще почти никого не принимал в пустыньке; даже и из иноков к нему приходили весьма немногие: молчальник Марк, о.Исаия, иеродиакон Александр, после – о.Тихон. С братией же он беседовал лишь по праздникам, принимая их в монастыре между литургией и вечернею. Зная такой обычай его и благословение настоятеля, монахи уже не беспокоили его в лесу. Но миряне, и особенно женщины, влекомые молвою об отшельнике и побуждаемые своими скорбями, скоро нашли к нему дорогу и стали нарушать его безмолвие, – “единственно” ради которого он и ушел из монастыря. Чтобы оградить себя от них, о.Серафим решил совсем не принимать никого, особенно женщин. Однако он сначала усердно помолился Господу и Пресвятой Богородице: есть ли на то воля Божия, чтобы оставлять людей без назидания и утешения? Для удостоверения он дерзновенно испросил знамения: если Богу это решение угодно, то пусть путь к его келье закроют деревья. Как раз наступал праздник. Отец Серафим пошел по обычаю в монастырь. И вот при спуске со своей Афонской горы (куда, как известно, женщины совсем не допускаются) он увидел, что сосны склонились и завалили тропинку. Батюшка пал на колени с благодарностью к Богу за чудное знамение и поспешил в обитель к литургии. Служил о.Исаия соборне. Отец Серафим стоял в алтаре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010