Что искупленные Христом и верующие в Него еще не получили вечной жизни, а что их спасение зависит от сохранения веры и от совершения добрых дел, это видно из тех мест св. Писания, где говорится, что живущие на земле еще не спасены окончательно для вечной жизни, что они только искуплены, а спасение их ждет, как награда за веру и добрую жизнь. Так, напр., ап. Павел называет себя и христиан не спасенными уже, а пока лишь спасаемыми: «Слово о кресте, говорит он, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия“ (1 Kop. 1: 18). «И если праведник, говорит ап.. Петр, едва спасается, то нечестивый и грешный где явится“? ( 1Петр. 4: 18 . См. 1Кор. 15: 1–2 . 2Кор. 2: 15 ) «Не слушатели закона, говорит ап. Павел, праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут“ ( Рим. 2: 13 ). Св. Апостолы никогда не говорили о себе,. что они уже окончательно спасены, а выражали лишь надежду на спасение, говоря, что они еще ожидают его: «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся как и они“ ( Деян. 15: 11 ). И Сам Христос говорит о Своих последователях: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое, претерпевший же до конца спасется“ ( Мф. 10: 22 ). Св. Апостол учит, что верующие, возрожденные к христианской жизни, «соблюдаются ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Петр. 1: 3–5 ); значит, они еще не спасены окончательно, а ждут спасения для вечной жизни. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся от гнева. Ибо если будучи; врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его“ ( Рим. 5: 8–10 . См. Иак. 5: 19–20 . 1Тим. 4: 16 и др.). «Христос, учит ап. Павел, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение“ ( Евр. 9: 28 ). «Мы веруем, говорит ап. Петр, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся (еще, значит Апостол не спасся), как и они“ т. е. язычники, ( Деян.15:11 ), «ибо мы спасены в надежде“, говорит ап. Павел ( Рим. 8: 24. 5: 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

„Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (пресвитеры) пасти Церковь ». ( Деян. 20:28 ). „Всякий должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». ( 1Кор. 4:1 ) (Ср. 2Тим. 1:6 ; Деян. 14:23 ). „Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть». ( Еф. 5:31–32 ; Ср. Мф. 10:12; 19:11–12 ; 1Кор. 7:8–9 ). „Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». ( Иак. 5:14–15 ). Изречения „Кто знает, сколько каждый, живущий на земле, оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? Кто скажет, какою таинственною цепью связана судьба человека с судьбою его детей, его потомства и как отражаются на них его стремления, как взыскиваются с них его ошибки». (Тургенев). „Легче испорченное возстановить, чем сделать новое из ничего; Господь совершил второе, ужели Он не совершит перваго?» ( Григорий Богослов ). „Чтобы сделать человека святым, необходима благодать; сомневающиеся в этом не имеют понятия ни о святости, ни о человеке». (Паскаль). „Раскаяние есть кровь души» (Бл. Августин). Одни таинства оно сопровождает (крещение, покаяние, приобщение и елеосвящение), другим предшествует (мирропомазание, священство и брак). И цель таинств – одна: теснейшее общение со Христом, приближение к Нему. По покаянному характеру и по цели родственны таинствам: посвящение в иноческий чин и погребение, знаменующее переход души из Церкви воинствующей к Церкви торжествующей. Кто один раз родился, дважды умрет; а кто дважды родился и остался верен второму рождению, умрет лишь однажды. Погружение при крещении – погружение в истину смерти Христовой, в любовь до смерти. (Архим. Феодор Бухарев). „Помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, потом – на ушах, дабы получить вам слух слышания божественных тайн, после на ноздрях, чтобы облагоухались вы божественным мирром, далее на груди, да облекшеся в броню правды, станете противу кознем диавольским». (Св. Кирилл Иерусалимский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   – Если, — продолжил старец, — «много может молитва праведного» (Иак 5. 16), как это сказано в Писании, то нужно без колебаний просить праведных молиться о нас. Пусть даже сами мы не достойны, но благой Владыка примет ходатайство Своих рабов, как Он уже не однажды делал, и помилует нас. Ибо Господь, как сказано, «волю боящихся Его сотворит», — и прочее (Пс 144. 19). И еще: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их» (Пс 33. 18). Часто, брат, разбойники убегают, заслышав лишь голос кого-нибудь посильнее. Так и мысленные разбойники, когда слышат тех, кто превосходит их силою Духа, робеют и бегут в страхе. Потому что этим людям сказал Иисус, их Владыка и Заступник: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16. 33). И еще: «Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк 10. 19). Так что, — закончил он, — будем просить святых молиться за нас и будем вверять себя их предстательству. Это приносит большую пользу. 1. Авва Пимен сказал: « В ком не уверено твое сердце — тому не доверяй своих помыслов». 2. Один брат впал в тяжкий грех и пришел к авве Лоту. Он был в страшном смятении: то входил, то выходил и никак не мог сесть.   – Что с тобой, брат? — спросил его старец.    – Я сделал тяжкий грех, — ответил ему брат, — и не могу его рассказать.    – Исповедуй его мне, — говорит ему старец, — и на мне он будет.    Тогда брат, повалившись на землю, сказал:    – Я впал в блуд, а после того, как это произошло, принес жертву богам.    Старец протянул руку и поднял его.    – Дерзай, — говорит он ему, — есть тебе покаяние. Иди, оставайся в пещере и постись по два дня, а я понесу грех наравне с тобой.    Брат пошел и сделал, как ему велел старец. Когда прошли три недели, старцу было откровение, что Бог принял его молитву и покаяние брата и отпустил ему этот грех. Тогда он призвал брата и возвестил ему о милости Божией. И брат остался в послушании у старца до самой его смерти. 3. Пришел брат к авве Пимену и говорит ему:   – Что мне делать, отче? Меня беспокоит страсть блуда. Я пошел к авве Ивистиону, а он сказал мне: «Ты не должен допускать ее оставаться в тебе».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

И вот однажды ночью снова напали на святого злые разбойники. В то время блаженный стоял в келлии на молитве, воссылая Богу ночные свои моления. Злые же и свирепые разбойники, как дикие звери, устремились на него, желая извлечь его из келлии и, подобно волкам, растерзать его. Услышав приход их, святой возвел очи свои к Богу и молился со слезами: – Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи от меня, но вонми, помоги мне и спаси душу мою. Господь же всегда готов на помощь рабам Своим, как сказал пророк: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» ( Пс.32:18–19 ). Когда святой в молитве призвал Бога на помощь, тотчас злые разбойники были объяты страхом и поколебались привести в исполнение свой злой умысел. Как копьем пронзил сердца их страх Божий и, убоявшись суда Божия, они бежали из того места, никогда туда не возвращались и не причиняли святому никакого вреда. И сбылись на них слова пророка Давида: «Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся, внезапно будут они уязвлены» ( Пс.36:14–15, 63:8 ). Все сие сотворила молитва святого. Ибо молитва святых привлекает на землю милость Бога, помощь Его – огнь палящий и страх, ибо Господь страшит всех противящихся Ему и палит огнем невидимым. Следует нам дивиться силе Божией и помощи, проявившейся на святом сем отце, ибо Господь спас раба Своего не оружием или воинством, но крепкою Своею десницею и мышцею; оружием упования на молитву даровал Он свыше невидимо победу. Сим оружием вооружившись, все святые сподобились силы Божией, побеждали царства, заграждали уста львам, угашали огонь, избегали острия меча, могли при немощи быть крепкими, обращали вспять полки вражие, о чем сказано Апостолом: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). С ними же следует дивиться и сему святому, который ни оружием, ни силою, но упованием и молитвою мог победить всех, восставших на него. Ибо те свирепые разбойники, когда входили в жилище святого, имели в руках своих смертоносное оружие, желая им победить святого, он же не имел ничего подобного, но лишь малое вервие – четки держал в руках, в сердце же своем и на устах имел слезное сокрушение и молитву. И тотчас он победил их и оружие их, и была молитва святого победою и одолением: «Много может усиленная молитва праведного. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Иак.5:16 ; Прем.Сол.3:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Под серьезностью я понимаю отсутствие заискивания в первую очередь. Мы становимся «судьями с худыми мыслями», как пишет апостол Иаков, когда говорим человеку с перстнем: «сядь здесь», а человеку нищему говорим: «стань там». Нужно однажды понять, что богатые люди – такой же объект проповеди, как и все остальные. Мы реально обкрадываем их бессмертные и, несомненно, грешные души, если ограничиваемся в общении с ними лишь освящением «Мерседесов», питьем водки на праздниках и просьбами о материальной помощи на приемах. У многих из власть имущих создается опаснейшая иллюзия о своей близости к Богу, поскольку они «стояли на Пасху в алтаре, лично знают такого-то владыку, имеют церковную награду» и проч. Со страхом нужно говорить о том, что мы дадим ответ Богу о душах тех, кого мы лицемерно и чрезмерно чтили, вместо того, чтобы и им тоже благовествовать «день ото дня спасение Бога нашего». Почитаемый ныне за власть и богатство человек может быть двойным банкротом. На земле, не взирая на комфорт и различные выгоды, он все равно болел, страдал, нервничал, боялся, в конце концов – умер. Но на земле все смотрели на него снизу вверх и произносили имя его с придыханием. Оттого самых важных слов ему, быть может, никто так и не сказал. А ведь мы должны их сказать. Вот эти слова. «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак. 5:1-3) Чтобы в таких выражениях и таким тоном говорить с богатыми нужно быть причастником Духа пророческого. Нужно быть рабом Господа Христа и не быть рабом человеков, чтобы иметь смелость произнести или прочитать вслух эти слова при соответствующей аудитории. Наша цель – не дешевые эффекты, но Истина. Видно мы мало служим Ей, раз у богатых создалось твердое предубеждение о возможности откупиться от Страшного Суда и поменять земной рукотворный рай, ими создаваемый, на рай истинный, без всякого страха, боли и наказания.

http://pravoslavie.ru/46870.html

Под серьёзностью я понимаю отсутствие заискивания в первую очередь. Мы становимся «судьями с худыми мыслями», как пишет апостол Иаков, когда говорим человеку с перстнем: «сядь здесь», а человеку нищему говорим: «стань там». Нужно однажды понять, что богатые люди — такой же объект проповеди, как и все остальные. Мы реально обкрадываем их бессмертные и, несомненно, грешные души, если ограничиваемся в общении с ними лишь освящением мерседесов, питьём водки на праздниках и просьбами о материальной помощи на приёмах. У многих из власть имущих создаётся опаснейшая иллюзия о своей близости к Богу, поскольку они «стояли на Пасху в алтаре, лично знают такого-то владыку, имеют церковную награду» и проч. Со страхом нужно говорить о том, что мы дадим ответ Богу о душах тех, кого мы лицемерно и чрезмерно чтили, вместо того, чтобы и им тоже благовествовать «день ото дня спасение Бога нашего». Почитаемый ныне за власть и богатство человек может быть двойным банкротом. На земле, не взирая на комфорт и различные выгоды, он всё равно болел, страдал, нервничал, боялся, в конце концов — умер. Но на земле все смотрели на него снизу вверх и произносили имя его с придыханием. Оттого самых важных слов ему, быть может, никто так и не сказал. А ведь мы должны их сказать. Вот эти слова. «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изо-ржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» ( Иак. 5:1-3 ). Чтобы в таких выражениях и таким тоном говорить с богатыми, нужно быть причастником Духа пророческого. Нужно быть рабом Господа Христа и не быть рабом че-ловеков, чтобы иметь смелость произнести или прочитать вслух эти слова при соответствующей аудитории. Наша цель — не дешёвые эффекты, но Истина. Видно, мы мало служим Ей, раз у богатых создалось твёрдое предубеждение о возможности откупиться от Страшного Суда и поменять земной рукотворный рай, ими создаваемый, на рай истинный, без всякого страха, боли и наказания.

http://azbyka.ru/fiction/pyl-na-solomenn...

Святые апостолы обличают грехи, которые люди совершают через слово: «язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак. 3:6 ); «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф. 4:29 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом грехе с болью: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? – О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни» (Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 212). Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено. Есть много свидетельств, что сквернословие – язык демонов. Приведу лишь один пример. История эта рассказана последним настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой лавры священномучеником Кронидом (Любимовым; 1858–1937): ««В 1894 году в обитель Преподобного Сергия прибыл помолиться прихожанин родного мне сельского храма деревни Кетилово Московской губернии Волоколамского уезда крестьянин Яков Иванович. Лицо его было печально, и на глазах виднелись слезы. Когда я спросил о причине его грусти, он зарыдал, как ребенок, и, несколько успокоившись, с тяжким вздохом сказал: «Ох, батюшка, скорбь моей души так велика, что я дохожу до уныния. Иногда и рад бы умереть. У меня есть сын Василий, восьми лет, одержимый странными припадками, которые выражаются излиянием хулы на святыню и невыносимым сквернословием. Были такие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Седмица 25-я по Пятидесятнице Понедельник. О дележе наследства Лк.12:13–15, 25–31 2Сол.1:1–10 Однажды к Господу Иисусу подошел некий человек и попросил: «Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». И услышал в ответ: «Кто поставил Меня судить или делить вас»? В Евангелии нет ни одного случая, чтобы Господь обогатил бедного или защитил угнетенного. Когда с обеих сторон страсти, – встав на одну сторону, еще более ожесточишь другую. Господь пришел спасти и обиженного, и обидчика, и бедного, и богатого, раздвинуть горизонты жизни, показать путь на небо. И Он предостерегает всех до одного: «Смотрите, берегитесь любостяжания». И потом говорит: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». С этими словами сразу согласится тот, кто под словом «жизнь» понимает жизнь вечную. Эти слова должны встряхнуть и того, кто до сих пор вообще не задумывался, что такое жизнь. На эти слова не сможет возразить и тот, для кого вся жизнь – лишь ожидание исполнения смертного приговора, или исхода неизлечимой болезни. Чтобы укрепить первых, слово Божие напоминает о терпении христиан «во всех гонениях и скорбях, переносимых ими «в доказательство того, что будет праведный суд Божий». Вторым, самоуверенным и не задумывающимся, предназначена притча о некоем богаче, который все распланировал «на многие годы», и одного только не учел, что «в сию ночь» возьмут его душу ( Лк.12:19–20 ). А третьим Господь сказал: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Удивительная вещь – цветок. Мало того, что это пример Божией заботы даже о травинке, которая «сегодня есть, а завтра будет брошена в печь». Цветок и сам – посланец вечности. Это – свободный дар Божией любви. И Божий совет: «посмотрите на лилии», – настолько вошел в жизнь, что все мы дарим друг другу цветы и в дни радости, и в дни скорби. В дни радости, мы как бы говорим: «Смотри, Кто дал тебе эту твою радость: Тот же, кто дал и эти цветы! Будь же достоин Его, не забывай о Нем». А в дни скорби – «вот, эти прекрасные цветы и эту утрату ты получил из одних и тех же рук. А течет ли из одного «источника сладкая и горькая вода» ( Иак.3:11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тем не менее часто можно услышать укоры со стороны сектантов, что православные не проповедуют. К сожалению, им, по всей видимости, не понятно, что проповедь должна осуществляться самой жизнью христианина и его делами. Это есть самое лучшее свидетельство о Христе. И православные христиане стараются жить по любви к ближнему: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Матф.5:16 ). С другой стороны примечательно, что «Свидетели Иеговы» если и помогают, то преимущественно только своим братьям по вере. Да и то весьма странно: один бывший «свидетель» рассказывал, что он нуждался в деньгах и одежде, и когда он обратился к соверующим, они порекомендовали ему обратиться со своей просьбой в соответствующий комитет. Лишь один старейшина отдал свою старую куртку... Однажды мне довелось спросить у «Свидетеля Иеговы», как они помогают нуждающимся, какие дела милосердия выполняют. Первоначальный ответ был, что их самая лучшая помощь прежде всего – проповедь о Царстве. Как тут не вспомнить слова апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:14–17 ). Впрочем, через некоторое время он добавил: «Вы знаете, недавно мы собирали деньги на помощь пострадавшим от наводнения... в Новый Орлеан»... Итак, за что же нас осудит Бог , за то, что мы «не проповедуем о Царстве» или что не сотворим милость своему ближнему? 9.9. Исполняют ли «Свидетели Иеговы» слово Иисуса Христа? Господь и Спаситель наш Иисус Христос, много раз отождествляя Себя с Отцом, изрек, что верующие должны «чтить Сына как чтят Отца» ( Ин.5:23 ). Это принципиальнейшее место Евангелия – здесь Христос говорит о равночестности Сына и Отца. Мы должны почитать Сына, как почитаем Отца. Фактически Спаситель тем самым уравнивает Себя с Отцом. Но с этим не могут согласиться «Свидетели Иеговы». Они не признают равенство Сына Отцу, даже молиться Иисусу Христу по их учению не дозволяется. Этим они нарушают слово Спасителя. Итак, почитают ли «Свидетели Иеговы» Сына, как Отца? Нет, не почитают, а значит, они нарушают заповедь, данную Самим Христом. 9.10. Обитала ли в Адаме «вся полнота Божества»?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Что же делает прощенный и помилованный должник? Найдя своего товарища, который был должен ему сто динариев, он начинает его душить и отдает в темницу. Не так ли поступаем и мы, когда, помилованные Отцом Небесным, гневаемся и злобствуем за малое оскорбление, нанесенное нам нашим братом или сестрою, преследуем и язвим его всеми средствами, лишь бы очернить и обвинить обидевшего? Жестокость лукавого раба по отношению к своему товарищу стала известна царю. Так и наши взаимные памятозлобные и мстительные чувства в!едомы Господу. Неотступные наши приставники - святые Ангелы, видя нашу жестокость друг к другу, с прискорбием возвещают об этом Отцу Небесному, так что ни одно гневливое и злостное движение нашего сердца не утаить от Его всевидящего ока и не укрыть от Его карающего гнева. За злой поступок злого раба государь предал его истязателям, пока не отдаст своего долга. Так поступает Господь и с нами, если не прощаем согрешений ближнему - отвергает Он нас от лица Своего и предает вечному мучению. Таков вечный и непреложный закон правды, таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему. Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости... (Иак. 2, 13), - нам нужно это и помнить, и исполнять. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21), - тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни. Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь. О зависти (проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры! В нынешнее воскресенье Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом одной несчастной скорченной женщины. Однажды, по Своему обыкновению, вошел Господь в субботу в иудейскую синагогу и стал проповедовать там слово Божие. И увидел женщину, которая восемнадцать лет страдала тяжким недугом немощи, - она была скорчена и не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею и, подозвав ее к Себе, сказал: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 12). И Он возложил на нее руки Свои, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010