Содержание Служебник Митрополита Киприана Приложение I. Устав литургии из греческого рукописного типика Приложение II. Особенности перевода литургии в Киприановом служебнике Приложение III. Иже во святых отца нашего Феодора Студита объяснение божественной литургии преждеосвященных Требник митрополита Киприана Псалтирь митрополита Киприана Приложение IV. Сравнение молитв вечерних и утренних по служебнику 344–601 л. 112 об. и требнику 375–326 л. 52 об. Молитвы вечерние Молитвы утренние Приложение V. От типика святыя горы о поклонхъ Приложение VI. Синод. устав 330–380 л. 265 Приложение VII Приложение VIII. Канонъ на поганыя, mbopehie Филоея nampiapxa, переводъ митрополита Kunpiaha Решения по частным вопросам литургической практики Приложение IX. Чин погребения по синод. уставу 330–380, л. 273 Приложение X. Устав о посте в день усекновения главы Иоанна Крестителя Дополнения и поправки     Деятельность Митрополита Киприана принадлежит замечательной эпохе в истории церковного устава и стоит в тесной связи с литургическими движениями, которые в то время происходили на востоке и отражались изменениями в составе и строе тогдашнего обряда. Киприан особенно чутко следил за этими движениями и больше, чем кто-либо другой из русских церковных деятелей, имел возможность наблюдать и переносить их результаты на русскую почву. Постоянные сношения с Константинополем и тесные личные связи с патриархом Филофеем (оставившим по себе такой видный след в тогдашней литургической письменности), ставили его лицом к лицу со всем, что вырабатывалось в этом центре тогдашнего церковного мира и выходило отсюда с авторитетом общепринятого церковного порядка. Далее, ему был как нельзя лучше известен Афон, где он провел годы своей ранней молодости и получил религиозное и книжное образование. А известно, что Афон тогдашнего времени был великою культурной и церковной силою. Он был школою, из которой выходили тогдашние лучшие деятели и несколько патриархов, заявивших себя почтенными трудами в области литургической. Здесь выработались и нашли себе твердую почву разные формы монашеского быта, начиная общежитием до идиорритмов и келлиотов, а это обстоятельство повлияло на обработку устава и на образование келейного монашеского правила. Наконец, в этой монашеской колонии сошлись представители со всех концов церковного мира: Греки, Славяне, Грузины, Арабы, Армяне. Каждая из этих национальностей имела здесь свои монастыри, свои местные культурные центры, из которых афонские обычаи и порядки разносились в метрополию. Киприану было хорошо известно и состояние церковной жизни в землях славянских – Болгарии и Сербии, – с которыми он был связан родственными отношениями. Откуда он был родом: из Болгарии или Сербии – для нас, в данном случае, безразлично, и самая неопределенность этого вопроса может служить доказательством особенной его близости к этим обеим странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

1. Предварительные замечания Изучение истории литургийного формуляра 1 в рукописной традиции – это одна из важнейших составляющих исследования развития византийского и древнерусского богослужения в целом. Сохранившиеся в очень значительном числе рукописей, наиболее древние из которых датируются VIII в. 2 , формуляры византийских Божественных литургий – в первую очередь литургий свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста 3 – представлены в них в достаточно разнообразных формах. Разнообразие в формулярах этих двух литургий возникает за счет того, что к неизменной основе, которую составляет устоявшийся к иконоборческому времени набор молитв, ектений и кратких формул константинопольского евхаристического чина, могут прибавляться различные рубрики (как единичные, так и происходящие из полных диатаксисов 4 ), дополнительные молитвы и краткие формулы. 1.1. Состояние исследований Исследование греческих рукописей ЛВВ и ЛИЗ было начато еще в XVII в. Ж. Гоаром 5 и с конца XIX в. продолжилось трудами Н. Ф. Красносельцева 6 , А. А. Дмитриевского 7 , Ч. Свейнсона 8 , Ф. Брайтмана 9 , П. де Меестера 10 , П. Трембеласа 11 , Х. Матеоса 12 и других ученых 13 . В течение 2-й половины XX в. история развития формуляра ЛИЗ в греческой рукописной традиции была в значительной степени прояснена – в первую очередь благодаря диссертации А. Жакоба 14 , а также другим работам, как специально посвященным истории византийских литургийных формуляров (отдельные статьи А. Жакоба 15 , написанные Р. Тафтом несколько монографий 16 и ряд статей 17 , монографии и статьи других исследователей 18 ), так и посвященным рукописям византийского Евхология в целом 19 (впрочем, в свете новых синайских находок 20 какие-то из выводов, ставших уже общепринятыми, возможно, придется пересмотреть). Помимо греческих рукописей, для решения этой проблемы учеными в той или иной степени привлекались важные свидетельства древних переводов текста константинопольских литургий – латинского 21 , грузинского 22 , арабского 23 . К славянским переводам формуляров ЛВВ, ЛИЗ и литургии Преждеосвященных Даров, содержащимся в рукописях и изданиях Служебников XI–XVII вв., и их особенностям неоднократно обращались в своих исследованиях русские дореволюционные ученые 24 – Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

III. Богослужение страстной седмицы Богослужение страстной седмицы посвящено воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Каждый день называется великим по причине величия и важности воспомииаемых событий. § 50. Особенности Богослужения в первые три дня Страстной седмицы; понедельник, вторник и среду Первые три дня страстной седмицы : понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию того, как Господь Иисус приготовлял Себя к крестной смерти, принятой им за спасение всего мира. Богослужение в эти дни, как и в другие дни великого поста, вечером состоит из одного повечерия; утром служатся полунощница и утреня с 1-м часом, – днем: часы и преждеосвященная литургия. Особенности состоят в следующем: а) На утрени после шестопсалмия, великой ектеньи и аллилуия, поется 3-жды песнь, побуждающая нас к духовному бодрствованию. «Се жених грядет в полунощи»... 109 после кафизм читается Евангелие, а после трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный... 110 б) На часах в эти три дня прочитывается Евангелие всех 4-х евангелистов, чтобы глубже напечатлеть в душах наших всю жизнь Господа Иисуса Христа и историю последних дней Его жизни; в) На преждеосвященной литургии читается Евангелие и полагаются паримии, только уже не из книги Бытия и Притчей, как в обыкновенные постные дни; но из книги Исход, для изображения избавления нашего от плена духовного, и книги Иова, в ознаменование терпения Христова. Кроме сего каждый из трех дней посвящен особому воспоминание В понеделник церковь воспоминает целомудренного Иосифа, проданного своими братьями и обстоятельствами своей жизни прообразовавшего Господа Иисуса Христа, проданного своим учеником за 30 сребренников, – воспоминает также безплодную смоковницу, изображавшую пустоту фарисейского благочестия, не принесшего плодов добродетельной жизни. Во вторник, в побуждение к духовному бодрствованию, воспоминается причта о десяти девах и о талантах, второе пришествие и страшный суд. В среду воспоминается жена, помазавшая Господа Иисуса миром, и осуждается сребролюбие Иуды предателя. В сей день на преждеосвященной литургии, по раздаянии антидора, в последний раз произносится молитва: «Господи и Владыко живота»... с 3-мя великими поклонами. § 51. Особенности Богослужения в последние три дни страстной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Божественная литургия у нового храма московского Сретенского монастыря ФОТОРЕПОРТАЖ 15 марта в среду третьей седмицы Великого поста в день явления Державной иконы Божией Матери на паперти нового храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре была совершена литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение прошло под открытым небом у подножья прекрасного собора на Большой Лубянке – месте страдания тысяч христиан. Внутри собора, освящение которого еще впереди, заканчиваются отделочные работы. Дата первого богослужения неслучайна. Когда начиналось строительство храма, планировалось совершить в нем первое богослужение именно в этот день – день столетия трагических событий русской Смуты. 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю) заговорщики принудили государя-страстотерпца Николая II к отречению. Спустя сто лет мы встречаем этот день осмыслением пройденного пути, своей истории, прославлением Новомучеников и Исповедников Христа Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл благословил освящение нового храма на праздник Вознесения – 25 мая 2017 года. В этот день будет отмечаться и десятилетие воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Именно на Вознесение десять лет назад был подписан документ о каноническом общении. Но Святейший Патриарх благословил, как и было намечено, совершить первую литургию 15 марта на специально устроенной для богослужений паперти нового собора. Две тысячи православных христиан собралось в этот вечер на Тайную Вечерю Господню. Священники с трудом успели исповедовать всех, готовившихся к Причастию. Богослужение возглавил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон в сослужении духовенства обители. За богослужением пел хор Сретенской семинарии. Теплая для марта месяца погода сопровождала это радостное событие. После богослужения братия монастыря предложили для всех присутствующих трапезу. И никто не отказался: ведь большая часть пришедших на вечернюю литургию постились с полуночи.

http://pravoslavie.ru/101889.html

Глава III. Чин хиротонии диакона §1. Диакон посвящается после песни: достойно есть По еже рещи архиерею: и да будут милости Великаго Бога. Диакон посвящается после песни: достойно есть яко воистину, по совершении всех поминовений и после того благословения, которое архиерей преподает народу в словах: и да будут милости Великаго Бога. Причину, по которой в это именно, а не в другое время литургии посвящается диакон, см. ниже (в гл. 6, в чине избрания архиерейского, §6 и во 2 части, в гл. 10, о литургии Преждеосвященных, §14). §2. Диакон посвящается в алтаре и приемлется диаконами И оставляют иподиакони имущаго хиротонисатися в царских вратех: приемлют же его два протодиакона и диакон. Что посвящение в сан иерархический, начиная с чина диаконского, должно происходить именно в алтаре, это явствует из творений св. Дионисия (гл. V), где он говорит: «диакон же, преклонив одно колено пред Божественным престолом, имеет на главе своей десницу посвящающего его священноначальника». И ниже: «приведение посвящаемого к Божественному престолу и преклонение пред ним колен означает то, что все, посвященные в сан священный, должны совершенно предать жизнь свою Началосовершителю Богу и всецело покорить Ему все силы духовной своей природы» и проч. §3. Обходит трижды святой престол и целует углы его И обходят святую трапезу. По древнему обыкновению св. церкви, священноначальники, намереваясь возносить молитвы о людях и кадить фимиамом св. трапезу, то есть святой престол, по словам пророка Давида ( Пс.25 ), обходят жертвенник, – и, обходя жертвенник, по другому выражению того же пророка ( Пс.26 ), приносят в селении Его жертву хваления и воскликновения. Посему некто, побужденный движением духа к исполнению сего обряда, в восторге своей ревности к сему благочестивому обычаю, сказал: Вниду первее во храм Божий, обыду жертвенник Божий, слезами омочу честнейшее подножие и не прежде изыду, как святые двери и святую оную трапезу облобызаю. Но для чего посвящаемый диакон исполняет ныне этот обряд, в изъяснение сего могут быть представлены различные причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Православный храм: Свет и светильники Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме. Они бывают трех видов: окна, лампады и свечи. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание. В алтаре за престолом горят в особом светильнике лампады или свечи (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по несколько лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами " Свет Христов просвещает всех. " Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемые в положенных случаях, - паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила - более двенадцати. Прежде чем рассматривать символические значения отдельных светильников, обратимся к основным духовным значениям света в храме.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/032svet.htm

Книга 2 → На вечерни На литии На утрени Чин священныя и божественная литургии во святых отца нашего Иоанна Златоустаго: како подобает служити архиереем Божественная литургия во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския Чин божественная литургии преждеосвященных: како подобает служити архиереем Чин на поставление чтеца и певца бывает сице Чин, бываемый на хиротонию в иподиакона Чин, бываемый на хиротонию диакона Чин, бываемый на произведение архидиакона и протодиакона Чин, бываемый на хиротонию пресвитера Чин последования во еже сотворити протопресвитера Чин, бываемый на произведение игумена Чин, бываемый на произведение архимандрита Отпусты владычних праздников, глаголемые в вечерню, в утреню и в литургию по чину Соборник двенадесяти месяцев Последование, како освящати антиминсы архиерею, на нихже священодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей Чин Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Чин великаго освящения воды святых богоявлений Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы Чин благословения колива сиреч кутии, или вареныя пшеницы с медом смешанныя и различными сладкими овощьми украшенныя, и в честь и память Господских праздников, кои святых Божии в церковь приносимыя Последование Недели Православия Молитва на освящение ваий Чин умовения ног в великий четверток Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное во святую и великую Неделю Пасхи Молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя Недели Молитва вечерни святыя Пятидесятницы коленопреклонныя Молитва на освящение винограда Молитва на освящение плодов Чин освящения храма от архиерея творимаго     На вечерни Откровенною главою, глатолет молитвы светильничныя: Молитва а Г ди щедрый и милостивый, долготерпливе и многомилостиве, внш молитв наш и вонм глас нашег, сотвор съ нами во благо: настави насъ на пть твой, ходити во истин твоей: возвесел сердца наша, во ботиса имене твоег свтаг: зан ты и творй чдеса, ты бгъ и нсть подобенъ теб въ бозхъ, гди: силенъ въ милости и благъ въ крпости, во помогати, и тшати, и спасати вс повающы во им стое тво.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лицом к Востоку Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» 20 августа, 2016 Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» В преддверии православного фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду», который открывается сегодня в Москве, Правмир публикует интервью с кандидатом богословия иеромонахом Петром (Прутяну). Перед началом интервью отец Петр рассказал, что, оказывается, начиная с Адвента этого года (27 ноября 2016) римо-католические священники призваны вернуться к прежнему положению во время служения литургии, т.е. не стоять лицом к народу, как это было со времен II Ватиканского собора и до сегодняшнего дня, но «ad Orientem», лицом к Востоку, как всегда и везде молились духовенство и миряне. «Предлагаю рассматривать эту новость как своего рода «девиз» этих ответов и, возможно, всего фестиваля», – отметил священник. Обновления необходимы – Нуждается ли Русская Православная Церковь сегодня в литургическом возрождении? Насколько актуален вопрос о этом, который прозвучал еще на Соборе 1917-18 гг.? – Если бы в Русской Церкви удалось официально утвердить и воплотить в жизнь те предложения, которые обсуждались в Москве сто лет назад, это послужило бы импульсом к подлинному «литургическому обновлению» для всего Православия. И в этом смысле Собор 1917–1918 гг., хотя и был поместным, и вследствие исторических условий остался незавершенным, тем не менее, был гораздо более серьезным, чем недавно прошедший собор на Крите, который ничего не решил и ничего не сказал. Хотя поместные Православные Церкви являются автокефальными и не могут собраться вместе даже для «семейного фото», не думаю, что мы можем говорить о каком-либо «литургическом обновлении», которое касалось бы только Русской Православной Церкви. Теоретически каждый епископ может составить собственные литургию и устав для своей епархии, однако конкретные реалии, в которых живет Церковь, иные, и только наивные люди мечтают о переменах, способных совершиться в одночасье. Например, из более трехсот пятидесяти епископов Русской Православной Церкви я не знаю ни одного, который установил бы в своей епархии обязательное совершение утрени утром или литургии Преждеосвященных Даров вечером, не говоря уже об опущении тропаря третьего часа из эпиклесиса или о других исправлениях. В этих условиях все дискуссии об общем пении в храме, о «целовании мира» между верными, о служении с открытыми царскими вратами и о других подобных идеях остаются словами, не имеющими перспективы.

http://pravmir.ru/litsom-k-vostoku/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010