125 лет тому назад, в 1850 году, в русской богословской науке появились одновременно две магистерские диссертации на тему «О литургии Преждеосвященных Даров»: в Московской духовной академии – Г. П. Смирнова -Платонова и в Петербургской – Н. Малиновского . В свете научных данных того времени вопрос о происхождении этой литургии был трудным для решения даже в плане гипотетическом, потому что самые ранние свидетельства о существовании этой литургии относятся к началу VII века. Одно из них – в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста четвертого индикта (615 год) начали петь после „Да исправится» во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол; после того, как иерей скажет „По дару Христа Твоего», народ тотчас начинает „Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа " " 1 . Другое имеется в житии преп. Георгия Хозевита (конец VI – начало VII века). Составитель жития, ученик преп. Георгия Антоний, рассказывает, что преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами на тот случай, если кто-либо придет в этот день в монастырь для молитвы. Как-то раз Зинон во время Евхаристии стоял близ алтаря и слышал слова молитвы, которую читал преп. Георгий, освящая Дары, и он запомнил их. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон размышлял об этих словах. В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено» 2 . Наши исследователи за отсутствием у них других источников широко использовали труд Льва Алляция, посвященный тому же вопросу и изобилующий выписками из редчайших рукописей Ватиканской библиотеки 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В день памяти преподобного Серафима Вырицкого Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском соборе г. Гатчины Операторы: Р. Самсонов, А. Леднев. Звукооператор: А. Бригадов 3 апреля 2014 г. 17:57 3 апреля 2014 года, в день памяти преподобного Серафима Вырицкого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Гатчинскую епархию   Санкт-Петербургской митрополии .  Первосвятительский визит приурочен к знаменательным датам — 65-летию преставления прп. Серафима Вырицкого, 100-летию основания Покровского собора в г. Гатчине и 100-летию освящения Казанского храма в поселке Вырица. В Покровском соборе Гатчины Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Праздничное богослужение было посвящено 100-летию этого храма. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Александро-Невской лавры ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Владимир Феер, настоятель Павловского кафедрального собора Гатчины, благочинный Гатчинского городского округа; протоиерей Михаил Юримский, настоятель Покровского собора Гатчины; протоиерей Георгий Преображенский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице; духовенство Гатчинской епархии. Богослужение посетили губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, вице-губернатор Ленинградской области С.Н. Перминов, глава администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Е.В. Любушкина, глава муниципального образования Гатчинский муниципальный район Леининградской области А.И. Ильин, глава администрации муниципального образования город Гатчина А.Р. Калугин, руководители государственных структур Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

http://patriarchia.ru/db/text/3619812.ht...

В студии протоиерей Андрей Ткачёв. О посте и молитве. 07.03.2015 16:17:21 Протоиерей Андрей Ткачев Вечер добрый, братья и сестры, мы с вами в прямом эфире. В студии протоиерей Андрей Ткачёв. У нас час беседы, надеемся, о вещах полезных, которые так или иначе повлияют на нашу вечную жизнь и жизнь временную, несомненно. Итак, мы пропостились первые дни Великого поста, первую седмицу. Субботы и воскресенья Великого поста не считаются постными ради божественной Литургии, которая будет служиться в субботу и воскресенье. На столе не должно быть мяса, молока, яиц и прочего, но постными, в полном смысле, эти дни считать нельзя, поскольку служится полноценная Литургия. Таким образом, нам даётся понять, что мы — люди литургического сознания, что мы меряем праздники и будни наличием или отсутствием Литургии. Как говорил Господь в ответ на вопрос: «Почему фарисеи постятся строго, а ученики Твои не постятся?» — «Разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? ...Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни». И вот дни Четыредесятницы, дни поста Великого — это дни (кроме субботы и воскресенья) с понедельника по пятницу, когда Жениха с нами нет, когда Литургия не служится. Поймите и почувствуйте голод по божественной Литургии: Великий пост должен разбудить в человеке голод по святой Евхаристии, по благодарению. Потому что даже святая Литургия Преждеосвященных Даров имеет в себе Причащение, но не имеет в себе благодарение: мы Причастие имеем, а не благодарим, и чувствуем себя постящимися, хотя и причащаемся. Самое главное, по сути, свойство христиан, празднуя праздник Божий и близость Невесты - Церкви к Жениху - Христу — это благодарение Господа. Вот так нужно мерить свою жизнь. Теперь, нужно понять, что пост — не есть явление гастрономическое. Это очень важно: не есть, что нельзя, есть поменьше, дать себе немножко исхудать - истощиться, ощутить сладость поста. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский в молитвах, например, о недугующих разными телесными грехами, типа пьянства: «Дай, Господи, им познать сладость поста и проистекающих от него плодов духа».

http://radonezh.ru/text/v-studii-protoie...

Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре/из архива Пресс-службы Московской Патриархии (2006 год) 13 марта 2012 г. 09:05 Литургия Преждеосвященных Даров: подробности церковной практики В 1969 году на заседании Священного Синода обсуждался вопрос о совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером. Поводом стало обращение к Святейшему Патриарху митрополита Сурожского Антония, который, «прежде чем поставить … этот вопрос… совершил … несколько Преждеосвященных литургий по вечерам». «Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых», — писал архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий. Предлагаем вашему вниманию выдержку из протокола заседания, где на основании высказываний Преосвященных и исторической справки по вопросу причащения Святых Таин натощак, было принято постановление.  Слушали: 1. Представление Преосвященного митрополита Сурожского Антония, Патриаршего Экзарха в Западной Европе, от 2 октября с.г.:  «Ваше Святейшество! Обращаюсь к Вашей архипастырской мудрости по следующим делам: Ввиду предельной разбросанности верующих, живущих даже в самом Лондоне на расстоянии нескольких часов езды от единственной нашей церкви, и невозможности для громадного большинства, работающего с самого утра, посещать утренние богослужения в будние дни, почти все верующие лишены во время Великого поста возможности участвовать в совершении Преждеосвященной литургии. Обращаюсь поэтому к Вашему Святейшеству с просьбой разрешить применение на территории Западноевропейского Экзархата Церковного устава, предусматривающего совершение литургии Преждеосвященных Даров вечером. Прежде чем поставить перед Вашим Святейшеством этот вопрос, я совершил в прошлом году несколько Преждеосвященных литургий по вечерам. Это было воспринято верующими очень положительно и дало возможность многим из них участвовать. Служащий священник постился с полуночи, а верующие, желавшие причаститься Святых Таин, воздерживались от пищи, питья и курения в течение семи предшествующих часов, т. е. от полудня.

http://e-vestnik.ru/docs/liturgiya_prezh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИДОР [греч. ντδωρον - вместо Даров], в визант. обряде части агничной просфоры , оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца ; одна из святынь правосл. Церкви. Регулярно обычай вкушения А. отмечается уже в памятниках Студийского устава , где термин «А.» еще не является устоявшимся и часто заменяется термином «евлогия» (ελογα - благословение), употребляемым в литургических текстах и в др. значениях. Древнейшее упоминание - в «Ипотипосисе», составленном одним из учеников прп. Феодора Студита (IX в.), где указывается принятие братией евлогии по окончании изобразительных ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 233). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в.) указывает, что после окончания утреннего богослужения перед трапезой братия принимает «благословение» (букв. перевод греч. ελογα): в дни, когда на утрене поется Бог Господь, а на часах нет кафизм (т. е. в праздничные и полупраздничные дни),- после литургии; в дни, когда на часах есть кафизмы,- после литургии, 6-го и 9-го часов и т. н. «Блаженных» (т. е. чина изобразительных) (Л. 197об.). Среди указаний о порядке служб на 1-й седмице Великого поста присутствует следующее: «Во всю первую неделю всегда, по вечерни и по литургии [преждеосвященных Даров] благословение братия приимше входят на трапезу» (Л. 207об.); в главе о богослужении навечерия Богоявления также имеется указание о «благословении»; особо отмечается, что вкушение А. в этот день происходит по окончании чина водоосвящения и только после вкушения великой агиасмы (Л. 126 об.). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. упоминает об А. в главах, посвященных навечериям Рождества Христова, Богоявления и Петрову посту ; указывается, что в навечерие Богоявления, случившееся в день седмичный, вкушение А. происходит только после освящения воды ( Дмитриевский. Т. 1. С. 355, 380-382). А. можно видеть в упоминаемой в «Ответах» (1105) Патриарха К-польского Николая III Грамматика (PG. 138. Col. 918, 949) «частице возносимого хлеба» (κλσμα ψωμνου ρτου), поскольку в своих 13-м и 14-м правилах Патриарх Николай отличает «возносимый хлеб» от проч. просфор: он раздается после литургии тем, кто постился, вкушать его предписывается с молитвой и страхом Божиим. Согласно Патриарху Николаю, те, кто по к.-л. причинам отлучен от Причащения, отлучаются от вкушения и этого хлеба.

http://pravenc.ru/text/115712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малый вход литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных благодаря наличию лекционарного аппарата для чтения за богослужением. Священный текст может быть представлен в Е. с. как в виде отдельных литургических чтений, расположенных в соответствии с устройством года церковного (см. ст. Лекционарий ; в слав. традиции этот тип Е. с. именуется апракосом ), так и в непрерывном виде, т. е. так же как в полной Библии (см. Четвероевангелие ). Е. с. хранится на св. престоле как одна из главных святынь в храме (отсюда иное название Е. с.- напрестольное Евангелие), символизирующих живое присутствие Христа в общине. В правосл. традиции чтения Евангелия за богослужением, составляющие центральную часть литургии оглашенных, а также праздничной и воскресной утрени и ряда особых служб (различных богослужений Страстной седмицы, царских часов и др.), совершаются диаконом, священником или епископом по Е. с. Для чтения книга обычно износится из алтаря и полагается на аналой , стоящий на амвоне (во всех случаях чтения Евангелия диаконом, а также во время царских часов, часов Страстной седмицы, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи), или читается предстоятелем, к-рый держит Е. с. в руках (этот обычай широко распространен в совр. греч. традиции, но малоупотребителен в русской), или же диакон держит перед ним книгу. В нек-рых случаях (в воскресные дни, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи) устав предписывает читать Евангелие из алтаря, но на практике это предписание часто не соблюдается. При совершении треб, чинопоследование к-рых включает чтение Евангелия, обычно используется Е. с. небольшого размера - т. н. требное Евангелие (как правило, оно не износится из алтаря специально для чтения, а просто помещается на требный аналой). Е. с. также износится из алтаря во время торжественных процессий: за Божественной литургией - на малом входе ; на вечерне - на входе в те дни, когда вечерня соединена с полной литургией или когда за вечерней или за литургией Преждеосвященных Даров устав предписывает читать Евангелие; на утрене - в Великую субботу (а по нек-рым древним уставам - и в др. дни; вход с Евангелием на утрене Великой субботы дал начало священнодействиям с плащаницей ); при совершении крестного хода . Изнесение Е. с. из алтаря и целование его верующими составляют одно из центральных священнодействий воскресной утрени (см. ст. Воскресенье ) и символизируют явление Христа по Его воскресении и поклонение Ему.

http://pravenc.ru/text/180916.html

Митрополит Иларион: Литургия – Дар Божий, который мы получили не по нашим заслугам 13 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) По своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии Вечером 12 марта 2014 года, в среду второй седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Иерарху сослужили клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Великий пост – особое время в жизни каждого из нас и в жизни Церкви: меняется весь строй церковного богослужения; меняется цвет облачений – священнослужители облачаются в темные ризы; меняются напевы, которые звучат в храме, – вместо торжественных и праздничных песнопений мы слышим песнопения скорбные и покаянные. Все это делается для того, чтобы каждый из нас осознал, что судьба всего человечества – это наша судьба, в которой, как в капле воды, отражается и судьба Адама и Евы, и всех их потомков от самого начала до настоящего времени. Церковь напоминает нам об этом всем строем великопостных богослужений: начиная Великий пост с воспоминания Адамова изгнания из рая, она в течение всего поста ведет нас путем покаяния, который должен привести к Страстной седмице и Святой Пасхе. В эти великопостные дни Церковь добровольно отказывается от самого главного, чем обладает, – от Божественной и Святой Евхаристии, которую установил Сам Господь Иисус Христос для того, чтобы мы могли духовно и телесно через приобщение Святых Христовых Таин соединяться с Ним во все дни года, кроме некоторых дней Великого поста. Почему по будням Великого поста не совершается полная Литургия? Для нас является понятным и не вызывает сомнений, почему Церковь в дни Великого поста благословляет воздерживаться от тех или иных родов пищи: мяса, молока, алкоголя. Но для чего мы должны также воздерживаться и от Божественной литургии? Наверное, это происходит потому, что Церковь желает напомнить нам, что Литургия – Дар Божий, который мы получили не по своим заслугам и не по нашему достоинству, что по своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии, не заслуживаем причащения Святых Христовых Таин и потому наш жизненный путь должен был бы стать постоянным постом и ежедневным путем покаяния.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

поиск:   разделы   рассылка Литургия Преждеосвященных Даров: подробности церковной практики Источник:  Церковный вестник В 1969 году на заседании Священного Синода обсуждался вопрос о совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером. Поводом стало обращение к Святейшему Патриарху митрополита Сурожского Антония, который, " прежде чем поставить ... этот вопрос... совершил ... несколько Преждеосвященных литургий по вечерам " . " Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых " , – писал архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий. Предлагаем вашему вниманию выдержку из протокола заседания, где на основании высказываний Преосвященных и исторической справки по вопросу причащения Святых Таин натощак, было принято постановление. Слушали: 1. Представление Преосвященного митрополита Сурожского Антония, Патриаршего Экзарха в Западной Европе, от 2 октября с.г.: " Ваше Святейшество! Обращаюсь к Вашей архипастырской мудрости по следующим делам: Ввиду предельной разбросанности верующих, живущих даже в самом Лондоне на расстоянии нескольких часов езды от единственной нашей церкви, и невозможности для громадного большинства, работающего с самого утра, посещать утренние богослужения в будние дни, почти все верующие лишены во время Великого поста возможности участвовать в совершении Преждеосвященной литургии. Обращаюсь поэтому к Вашему Святейшеству с просьбой разрешить применение на территории Западноевропейского Экзархата Церковного устава, предусматривающего совершение литургии Преждеосвященных Даров вечером. Прежде чем поставить перед Вашим Святейшеством этот вопрос, я совершил в прошлом году несколько Преждеосвященных литургий по вечерам. Это было воспринято верующими очень положительно и дало возможность многим из них участвовать. Служащий священник постился с полуночи, а верующие, желавшие причаститься Святых Таин, воздерживались от пищи, питья и курения в течение семи предшествующих часов, т. е. от полудня.

http://religare.ru/2_93050.html

Радость поста Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: Великий пост. – Многая лета. – Поздравления и интервью. – Настоящий православный. – Культура и методика. – Чиновники – покровители сект. – Незаданные вопросы. – Униаты и украинские политики. – Языковая дискриминация. – Анекдот месяца. – Сумасшедшие и автобусы. – Торжество Православия. В понедельник, 23 февраля для православных верующих начался Великий пост. Кратко о времени подготовки к посту и самой Святой Четыредесятнице рассказывает сайт « Newsru.com » . «Восточная Церковь начинает Великий Пост с понедельника, который называется «Чистым». Порядок богослужений в период Великого Поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия св. Василия Великого, а по субботам - обычная, св. Иоанна Златоуста». Как сообщает «Радонеж» со ссылкой на данные опроса РОМИР-Мониторинг, «22% российских граждан будут соблюдать Великий Пост» . Также в информации отмечено, что «большинство жителей России (54%) считают, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека». На сайте «Регионы России» в заметке, посвященной началу Великого поста, отмечено, что часто «пост понимают, прежде всего, как пищевые ограничения... Однако пост не предполагает доведения себя до полного изнеможения… Великий пост не сводится к телесным ограничениям. Это время, когда человеку положено трудиться и думать о душе. Вот почему издавна в течение Великого поста люди старались чаще посещать церковь, читать Евангелие, а также помогать нищим, сиротам и заключенным». И если раньше, в старой России во время Великого поста «создавалась особая атмосфера, которой волей-неволей подчинялись все окружающие: закрывались театры, прекращались великосветские приемы и рауты», то сейчас все иначе. Но и сегодня, отмечают авторы сообщения, «Великий пост может стать особым временем добрых дел и раздумий над смыслом своего существования».

http://pravoslavie.ru/4879.html

Самое высокое и умилительное из великопостных церковных богослужений – это литургия Преждеосвященных Даров. Знаменательные священнодействия, всеобщие коленопреклонения и моления, потрясающие душу пение и чтение, – все это невольно исторгает из очей кающегося грешника слезы сокрушения и умиления. Когда слышишь, например, как от лица всех присутствующих в храме певцы, павши на колени, как бы едиными устами и единым сердцем возносят пред царскими вратами молитвенный глас к Отцу Небесному: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего... Положи, Господи, хранение устам моим... не уклони сердце мое в словеса лукавствия...», и, когда видишь в то же время, что все присутствующие в храме, в безмолвном благоговении, все до единого на коленях во глубине души своей тайно повторяют эти молитвы вслед за певцами, – и только один архиерей или иерей стоит с кадильницею пред престолом Божиим или на коленях же воздевает руки свои ко Господу Богу, – невольно чувствуешь трепет душевный, невольно сознаешь и ощущаешь, что и ты грешник, и падаешь в прах пред Господом со слезами умиления, с воплем покаяния. Или еще: когда совершается перенесение пречистого Тела и животворящей Крови Христовой с жертвенника на престол, когда все верующие в безмолвном трепете падают на землю пред Господом, грядущим в своих пречистых Тайнах, когда только звук кадильницы и шорох риз свящешеслужительских едва слышится в безмолвствующем храме, – невольно и сам падаешь в прах пред Господом и взываешь Ему во глубине души своей: «Помилуй, помилуй недостойного грешника»... Я напомнил вам, братия мои, только некоторые, более разительные священнодействия преждеосвященной литургии, невольно потрясающие душу кающегося грешника. Но и вообще вся эта литургия производит особенное умиление в душе нашей. Её молитвословия, её песнопения и чтения так сообразны со временем святого поста, так сильно потрясают и умягчают душу нашу, так глубоко внедряют в нее чувство сокрушения о грехах, так могущественно и благотворно укрепляют нашу решимость исправиться и оставить грех, так благовременно возбуждают в нас надежду на единого Ходатая и Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа... А между тем пречистое Тело и животворящая Кровь Христова, преподаваемая нам на этой божественной литургии, служат для нас самым лучшим подкреплением среди подвигов поста и покаяния, среди борьбы со всеми врагами нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010