Разделы портала «Азбука веры» Начало богослужебного дня в 16:00. Выберите настройки для вашего храма в Личном кабинете . Богослужебные указания Богослужебные указания за 10 апреля 2024 года 28. Среда 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Мч. Бояна, кн. Болгарского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, и прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (с этого дня) . На утрене – кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Поется канон Креста (из Триоди) и трипеснцы Триоди. Каноны рядовой службы Минеи поются на повечерии. Примечание 1. Относительно исполнения канона на утрене в Типиконе сказано: «Канон Креста со ирмосом на 6 и трипеснец по обычаю» (гл. 49). Следовательно, 3-я, 8-я и 9-я песни канона поются в соединении с трипеснцем – канон Креста со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5) и трипеснец на 8. Прочие песни канона (1-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я) поются так: канон Креста без ирмоса на 4. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмос канона Креста поется перед стихословием; в 6-й песни ирмос канона Креста служит катавасией. Библейские песни – великопостные. По 9-й песни канона в среду Типикон указывает особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполовением постов...», «Слава, и ныне» – Крестобогородичен: «Безневестная и Всечистая...». Согласно Триоди, этот ексапостиларий поется после обычного светильна гласа. На 1-м часе – кафизма 2-я. Чин поклонения Честному Кресту на 1-м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 26 марта). На 3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма 4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта.

http://azbyka.ru/worships/posledovanie-p...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 марта 2023 года 16. Среда 1й седмицы. Мчч. Памфила и иже с ним. Литургия Преждеосвященных Даров. Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 14 февраля. Утреня совершается, как указано в понедельник. Особенности: к первому Троичному тропарю окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 19я, 20я и 1я. Трипеснец состоит из 3й, 8й и 9й песней. 1я песнь канона стихословится так же, как во вторник (ирмос Минеи и тропари со стихами на 4). 2я песнь не стихословится. 3я песнь стихословится подобно 1й в понедельник (поскольку соединяется с трипеснцем). Песни с 4й по 9ю стихословятся как в понедельник. По 3й песни – седален мчч. Памфила и иже с ним, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Дева и Агница…». По 6й песни – кондак мчч. Памфила и иже с ним, глас 4й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1м стихословии.) К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Что зримое видение…». Прочее – как в понедельник. Часы 1й, 3й, 6й и 9й совершаются как в понедельник. На 1м часе – кафизма 2я, на 3м часе – кафизма 3я, на 6м часе – кафизма 4я, на 9м часе – кафизма 5я. На 6м часе 1й прокимен, глас 4й: «Исповемся Тебе, Господи…»; стих: «Возвеселюся и возрадуюся…». 2й прокимен, глас 6й: «Праведен Господь, и правды возлюби…»; стих: «На Господа уповах…». Изобразительны. Подробное изложение порядка изобразительных см. 14 февраля. В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест…», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…», а кондак храма опускается. Кондаки в храме Богородицы и святого – в том же порядке, что и в понедельник. Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Господи! Подавай нам всегда такой хлеб. ( Ин.6:34 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами милостью Божией сподобились участвовать в особом Богослужении, которое носит название Литургии Преждеосвященных Даров. Составил этот чин святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский, живший во второй половине VI ве ка в Риме. Святитель Григорий рос в богатой патрицианской семье, отличающейся глубоким благочестием и искренней религиозной настроенностью. Дедом его был святой Папа Римский Феликс, его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана причислены Римской Церковью к лику святых. Особо сильное влияние на формирование личности святителя оказала его мать, воспитывавшая мальчика в истинной вере и благочестии. Будучи людьми состоятельными и влиятельными, родители дали сыну блестящее классическое образование. Впоследствии сам святитель Григорий говорил, что «если мы не знаем мирской науки, то мы не способны проникнуть и в глубину Священного слова». Было очевидно, что юношу ожидала блестящая государственная карьера. Он же чувствовал духовное призвание, вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству. Поступив на государственную службу, в 575–576 годах будущий святитель был назначен на должность префекта (то есть градоначальника) Рима. Но мирская слава и власть тяготили его сердце и, после смерти отца, Григорий решил посвятить себя Богу целиком. В полученных по наследству шести сицилийских поместьях он построил монашеские обители, а в своем доме в центре Рима основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного, где и принял иноческий постриг. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь простого монаха в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 62. На 120й псалом. В среду 4й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. ( Пс.120:1-2 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святая Церковь в песнопениях и псалмах, звучащих во время вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров, дает нам благодатные обетования о том, что Господь никогда не оставит Своих верных последователей без неизреченной Своей помощи. Сегодня хочу обратить ваше внимание на 120й псалом, услышанный нами за Богослужением. Как часто в жизни своей мы надеемся на собственные силы. Нам кажется, что своими способностями и дарованиями мы можем сделать очень многое. В погоне за славой, общественным положением, возвышением по службе, материальным достатком мы забываем, что все это, в том числе и силы наши и возможности их реализовать, дается Господом по величайшей Его милости. Без воли Бога человек не может сотворить ни одного шага и совершить ни одного действия. Когда приходит осознание этого непреложного факта, мы обретаем очень многое – прежде всего душевное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, радость оттого, что Господь с нами во все дни жизни нашей и никогда нас не оставит, если мы сами, грехами и беззакониями своими, не отдалимся от Его всепобеждающей любви. Святитель Василий Великий говорит: «Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге он может быть спокоен». И ведь требуется от нас так немного: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю, да прозрю внутреннима очима, и убегну тьмы, и со страхом возопию: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Стихира вечерни Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! На сегодняшней вечерне, предваряющей благодатную Литургию Преждеосвященных Даров, мы с вами сподобились слышать 24 покаянных стихиры «по алфавиту», творение преподобного Андрея Критского. Это песнопение наводит на многие важные мысли, а запев, повторяющийся неоднократно: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», наполняет душу трепетом, страхом Божиим и стремлением к покаянному очищению. Каждая стихира несет особый по значимости смысл, готовит нас к величайшему таинству – достойному принятию Святых Даров на Божественной Литургии. Сегодня хочется остановиться на той стихире, которая представляет собой благословенное стенание души, вопиющей ко Господу в надежде спасения и наследования жизни вечной. Слова ее хоть и написаны очень давно, но и ныне близки и понятны каждому христианскому сердцу. Разве во дни святого поста мы не готовы с сокрушением сердечным воскликнуть: «Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю» ?! Разве это не наши с вами покаянные мысли?! Церковное Богослужение тем и благодатно, что позволяет каждому ощутить собственную сопричастность всему происходящему, позволяет пропустить молитвенные воздыхания через свою собственную душу. Мы приходим в храм для встречи с Богом, для сотворения теплой общей молитвы, которая так угодна Небесному Отцу. Мы приходим восславить Господа, воздать хвалу Творцу неба и земли, воспеть неизреченную Его благость. Но главное – мы несем в храм Божий, к Милосердному Создателю нашему, осознанное и пережитое всей глубиной души покаяние в совершенных беззакониях и прегрешениях, приходим, чтобы покаяться, духовно очиститься и опять приблизиться к Богу. Ведь творимыми грехами мы непрестанно предаем Его любовь, удаляемся от Него. Так невыносимо для верующего человека быть в отдалении от Возлюбленного Господа! А кто, спрашивается, виноват? Мы сами! Не Спаситель отступает от нас, а мы, скверные и грешные, предаем Его доверие и любовь, Его вечную искупительную жертву.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. ( Пс.33:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Неизреченной благодарностью и радостью преисполнены сердца тех, кто сподобился сегодня причаститься Святых Христовых Таин, соединиться с Господом нашим Иисусом Христом на Литургии Преждеосвященных Даров. Мать-Церковь не оставляет возлюбленных чад своих без духовного подкрепления даже в те дни, когда полным чином Божественную Литургию служить не положено. Но, по важности покаяния во время Великого поста, открыто для нас это благодатное таинство. Как же выразить нашу благодарность, как восхвалить Господа за величайшие Его милости по отношению к нам, грешным и часто недостойным Божественной любви?! При выносе Святых Даров для совершения таинства Причащения звучат слова: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его в устех моих . Как много значит для нас услышанное! Действительно, только тогда наше общение с Богом приобретет животворящую силу, когда мы научимся достойно и правильно благодарить Бога за все события: за все искушения и благодеяния, за все испытания и награды – за всё, что с нами в этой жизни происходит. Причем важно то, что благодарность и славословие наше должно распространяться на всякое время , не только на время радости, но и на время печали. Научимся воздавать хвалу Господу за все попущенные испытания, за скорби, переживаемые нами. Казалось бы, за что же тут благодарить Бога, если нам трудно, плохо, если кажется, что Отец Небесный оставил нас в бедах и не слышит наших молитвенных воздыханий? Более того, при этом в сердцах невольно прорывается некоторый ропот. Нам кажется, что благосклонность Божия могла бы быть к нам более полной, раз уж мы веруем, ходим в храм, постимся, исповедуемся, соблюдаем церковный устав. Разве нас с вами, братья и сестры, такие мысли никогда не посещали? Будем честны перед Господом и перед собой.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; тогда придет конец. ( Мф.24:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вопрос о конце мира сего всегда волновал и будет волновать людей, доколе мы существуем. Естественно, что и ближайшим ученикам Господа нашего Иисуса Христа хотелось узнать, когда свершится то, что уготовано Богом роду человеческому. В самом начале Страстной седмицы, когда все мы мысленно станем свидетелями последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной крестной жертвы, в Великий Понедельник за Литур гией Преждеосвященных Даров нам предлагались для размышления те строки Евангелия от Матфея, в которых Господь раскрывает апостолам признаки приближающейся кончины мира и величайшие события, которые за ней последуют (см. Мф.24:3–35 ). Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Как мы знаем, за Господом всегда ходило очень много народа. Его постоянно сопровождали люди, которыми двигало любопытство или желание услышать необыкновенную проповедь. Но на горе Елеонской Божественный Учитель остался наедине со Своими учениками. И это не было случайным. Правильно воспринять Его слова о кончине мира на тот момент могли только они – самые верные, самые любящие и жаждущие истины. Ведь апостолы уже слышали, как Спаситель говорил о разрушении Иерусалима и храма. По-человечески они опасались, как бы им самим не стать свидетелями столь трагических для иудейского народа событий. И вместе с тем, еще не расставшись с Господом, внутренне они уже ожидали Его второго пришествия. Несмотря ни на что, им хотелось, чтобы предстоящая разлука с любимым Наставником не была слишком долгой. Поэтому мы можем сказать, что их вопросы определялись не только страхом, но и любовью. К тому же они знали, что все, что предрекает Христос, сбывается, потому что Сыну Божиему открыто то, что не дано знать людям.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

При чтении нашего современного служебника едва ли можно пробежать не задумываясь одну его статью с несколько необычным заглавием – «Изъявление о некиих исправлениих в служении преждеосвященной литургии»: эта статья излагает порядок двух важнейших действий на литургии преждеосвященных Даров, – великого входа и причащения священнослужителей, – и почему-то она печатается отдельно от стоящих рядом же с ней устава и последования названной службы; заглавие статьи, по-видимому, намекает, что она не принадлежала к первоначальной основе служебника и внесла в отправление литургии преждеосвященных Даров изменения; наконец, в греческих служебниках подобной статьи совсем нет. Исходным пунктом для предписаний «Изъявления» служит мысль, что в св. чаше на литургии преждеосвященных Даров бывает лишь освященное «вложением частицы» святых Таин «вино», но отнюдь не св. Кровь: вино здесь «не пресущественно в Кровь божественную, понеже над ним словеса священие не чтошася, яко бывает в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Соответственно с таким основным взглядом «Изъявление» и предписывает в отличие от обычного порядка полной литургии, за службой преждеосвященных Даров на великом входе, далее при служении иерея с диаконом, нести дискос и потир одному лишь священнику, дискос на голове, а потир с вином – в левой руке, – «диакон же с кадильницей точию предходя, кадит часто»; пред причащением «Изъявление» опускает слова при вложении в потир частицы св. Хлеба и на вливание туда теплоты; на принятие священнослужителями св. Хлеба оно соединяет слова причащения и св. Тела, и св. Крови: наконец, вкушение священнослужителями от потира, по «Изъявлению», должно совершаться молча, причем диакон причащаясь даже совсем не испивает из чаши, это он может делать лишь при потреблении свв. Таин по заамвонной молитве, – так же должен поступать и иерей, служа один без диакона. Мысль, что в потире на литургии преждеосвященных Даров содержится лишь освященное вино, помимо изложенных предписаний, имеющих в виду главным образом священнослужителей, влечет за собой немаловажное ограничение и для мирян: основываясь на «Изъявлении» наши священнослужители отказываются причащать на литургии преждеосвященных Даров маленьких детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

§1. Что есть литургия преждеосвященных? Литургия преждеосвященных даров есть такое богослужение, в котором предлагаются для приобщения верующим Св. Дары, освященные на литургии Св. Василия Вел. или Златоустого, в воскресный день. §2. Когда она совершается? Эта литургия совершается только во дни св. Четыредесятницы, исключая, впрочем, суббот и недель, и праздника Благовещения. Так говорит 52-е правило шестого вселенского собора: «во весь великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают». §3. Кем составлен чин сей литургии? Симеон митрополит солунский ( 1428), в ответе на 55-й вопрос говорит: «Преждеосвященная литургия издревле существует, от преемников апостольских, как и молитвы свидетельствуют». Тоже говорит и древнейший Симеона отец, св. Софроний, патриарх иерусалимский ( 639): да и шестой вселенский собор (Трульский 691) не узаконил начально, а только подтвердил древний обычай совершения литургии преждеосвященных. Но в настоящий вид чин сей литургии приведен уже в IV веке св. Василием Великим , который стяжал славу тем, что позаботился сверить различные чиноположения и письменно изложить чин литургии сколько можно ближе к чину апостольскому. Потому-то в древних рукописях греческих, сирских и наших славянских сия литургия надписывается именем сего святителя (О литургии Прежд. Даров стр. 51. Москва. 1850). §4. Откуда взялось мнение, что чин сей литургии написан св. Григорием Двоесловом , папой римским? Из неправильно понятого известия в греческом житии св. Григория, писанном около XII столетия. Говорится тут, что он «законоположил совершать полную литургию у римлян в постные дни, что исполняется у них до сего дня». Так как слово ωμαω в средние века на востоке означало греков, а римляне больше известны были под именем латинян, то у читателей и последующих писателей вышло смешение понятий; именно некоторые приняли слово ромен за греков, и самую литургию за литургию преждеосвященных. (Тамже, стр. 56 и дал.). §5. Для чего установлена литургия преждеосвященных?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Р.Ф. Тафт Список сокращений ALW – Archiv fr Liturgiewissenschaft BZ – Byzantinische Zeitschrift CSCO – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum CSHB – Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae DACL – Dictionnaire dArchéologie Chrétienne et de Liturgie EL – Ephemerides Liturgicae GCS – Die griech. christl. Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte JLW – Jahrbuch für Liturgiewissenschaft JTS – Journal of Theological Studies LMD – La Maison-Dieu LQF – Liturgiegeschichtliche Quellen und Forschungen LThK – Lexikon für Theologie und Kirche Mu – Le Muséon OC – Oriens Christianus OCA – Orientalia Christiana Analecta OCP – Orientalia Christiana Periodica OP – Ordo Predicatorum (Орден доминиканцев) OrSyr – LOrient Syrien OS – Ostkirchliche Studien OSB – Ordo Sancti Benedicti (Орден бенедектинцев) OSBM – Ordo Sancti Basilii Magni (Чин св. Василия Великого ) PG – Migne, Patrología Graeca PIOS – Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, Rome PL – Migne, Patrología Latina PO – Patrologia Orientalis POC – Proche-Orient Chrétien REB – Revue des Études Byzantines SC – Sources Chrétiennes SJ – Societas Jesu (Общество Иисуса) Tr – Traditio ZkTh – Zeitschrift für katholische Theologie ВАС – Византийская литургия свт. Василия Великого ГРИГ – Греческая литургия свт. Григория Богослова ЗЛАТ – Византийская литургия свт. Иоанна Златоуста ИАК – Греческая литургия св. апостола Иакова МАРК – Александрийская греческая литургия св. Марка ПЕТР – Итало-греческая литургия св. апостола Петра ПРЕЖД – Византийская литургия Преждеосвященных Даров Список опубликованных трудов, упоминаемых в сокращенной форме Anaphorae Syriacae Anaphorae Syriacae quotquot in codicibus adhuc repertae sunt cura Pontificii Instituti Studiorum Orientalium editae et latine versae. Vol. III, Romae, 19391973. Arabatzoglou Arabatzoglou G. M. Φωτιεος Βιβλιοθκη τοι pσημα κα διωτικ γγραφα κα λλα μνημεα σχετικ πρς τν στοραν το οκουμενικο πατριαρχεου μετ γενικν κα εδικνν προλεγομνων. 2 vols. Constantinople, 19331935.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010