Добавим в качестве примера молитву при освящении и приношении даров в одной из древнейших и самых важных литургий, литургии святого Иакова. После слов об учреждении вечери священник продолжает обряд. Священник: И мы, грешники, поминая Его животворящие страдания, спасительный крест, и смерть, и погребение, и трехдневное воскресение из мертвых, и восхождение на небеса, и восседание одесную Тебя, Бога и Отца, и второе славное, страшное Его пришествие, когда Он приидет со славою судить живых и мертвых, чтобы каждому воздать по делам его, – приносим Тебе, Владыко, страшную сию и бескровную жертву 1060 , моля не по грехам нашим и не по беззакониям нашим воздать нам, но по Твоему снисхождению и неизреченному Твоему человеколюбию, презрев и изгладив рукописание, осуждающее нас, Тебе молящихся, удостоить нас небесных и вечных Твоих дарований, которых око не видит и ухо не слышит и которые не приходят на сердце человеческое, но которые уготовал Ты, Боже, любящим Тебя. И не отвергни народ Твой, человеколюбивый Господи, из-за меня и грехов моих. Священник повторяет трижды: Народ Твой и Церковь Твоя молят Тебя. Церковь : Помилуй нас, Господи Боже, Отче Вседержитель. Священник: Помилуй нас, Боже Вседержитель, помилуй нас, Боже, Спаситель наш, помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей и ниспошли на нас и на предлежащие святые дары сии Духа Твоего Всесвятого, Господи животворящий, сопрестольного Тебе, Богу и Отцу, и единородному Твоему Сыну, соцарственного, и единосущного, и совечного 1061 , говорившего через закон, и пророков, и в Твоем Новом завете, сошедшего в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан и пребывшего на Нем, сошедшего на святых Твоих апостолов в виде огненных языков в горнице святого и славного Сиона в день Пятидесятницы: Сего Духа Твоего Всесвятого ниспошли, Владыко, на нас и на предлежащие святые дары сии, да освятит Он Своим святым, и благим, и славным присутствием хлеб сей и соделает его Святым Телом Твоего Христа 1062 . Церковь: Аминь. Священник: И чашу сию честной Кровью Христа Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Добавить хочется лишь слова апостольского послания: «потому что безумное Божие мудрее людей, и немощное Божие сильнее людей» ( 1Кор.1:25 ). Идеальное, по святителю Феофану, апеллирует к идеалу – Самому Христу. Это иконическое изображение в жизни человека и человечества Воплотившегося Бога, Бога, входящего в историю, определяющего и объемлющего ее. Изображение средствами Его же благодати. Вышенский Затворник, начиная свою речь с обращения к Богу как Иному, как «Ты» диалога/молитвы, находит основания бытия и самого себя не в мифологическом ничто Абсолюта, а в Живом, простом и недиалектичном Боге Евангелия – Боге Слово, «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» ( Ин.1:14 ). Господь воплотился – Тот, о Котором сказано, что «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), а следовательно, Божественное и есть духовное. Он – начало и основание, «камень, который отвергли строители» ( Мф.21:42 ), «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Духовное – имеющее основание в Боге Авраама, Исаака и Иакова, имеющее Бога своим началом, корнем и почвой. Таким образом, святитель Феофан избегает вязкой и зыбкой почвы мифа – как зацикленной на своей самости конструкции. Возможны ли другие пути полагания духовного? Идеальное и духовное, согласно святителю Феофану Затворнику , соотносятся в акте живой добродетельной веры, акте молитвы, участия в святых таинствах Церкви и обожения – как эсхатологической цели бытия человека и всего мироздания. Принципиальным моментом здесь является классическое для христианской теологии сочетание апофатического и катафатического методов богопознания и богообщения. Святоотеческий контекст исследования обозначенной проблемы состоит в том, что Невидимый Бог – Дух в Своем Воплощении изображаем в эсхатологической полноте бытия и отчасти постигаем человеком (во всей целостности, по благодати). Литургическое богословие, в свою очередь, говорит об опыте познания Бога человеком как приобщения к Нему во всей вмещаемой мере. Эсхатологический аспект постулирует духовное как пространство, орган богообщения, ведущий человека к единству с Богом Отцом во Христе по благодати Святого Духа, вбирающее в себя идеальное как апофатическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою… И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:17-20 ). Изображение Тайной Вечери является неотъемлемой частью росписи иконостаса любого православного храма. Оно традиционно помещается над Царскими Вратами, на первом плане, потому что на ней впервые было совершено таинство Святой Евхаристии . Причащение верующих специально приготовленными хлебом и вином стало центральным событием в литургии. Поэтому Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению. С древнейших времен в ритуалах многих народов существовало тождество понятия «вина и крови», которые были тесно связаны с мифологическими представлениями о смерти и возрождающейся жизнью. Чаша также всегда была носителем благодати и священного начала. Эта традиция воплотилась и в Новом Завете, данном Господом. В доме, где состоялась Тайная Вечеря, произойдет еще немало священных событий. Здесь апостолы позднее будут оплакивать смерть Иисуса Христа, сюда они пришли после Его Вознесения. Здесь, вместо предателя Иуды, будет избран в число Двенадцати учеников Матфий, а в день Пятидесятницы на апостолов здесь сойдет Святой Дух. В 50 г. в этом доме пройдет первый апостольский собор под председательством святого Иакова, брата Господня. Но здание, где произошли священные для христианства события, долго не просуществовало. В IV в. на этом святом месте была воздвигнута Сионская церковь, или церковь Святого Сиона, именовавшаяся также византийцами Матерью всех Церквей. Огромную роль она играла в тот период, являясь местом прохождения всех процессий по городу. При строительстве новой городской стены гора Сион со всеми святынями была включена в городскую территорию.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

И ему со скорбной грустью отвечал Господь: «Не всю глубину Божественной Премудрости и ведения исследовал и судеб Моих не постиг ты, человек; посему, будучи плотью, не превозносись, ибо трижды отречешься от Меня». Петр продолжал убеждать Христа в своей верности до конца, но Господь сказал: «Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в том, что сказано, и даже одна служанка, подошедши, устрашит тебя... горько восплакав, найдешь милостивым Меня».    Христос в Гефсимании. «От веждей ныне сон отрясите, — ученикам рекл еси, Христе, — и в молитве бдите, да не выйдите в напасть, и наипаче, Симоне: крепчайшему бо болий искус». «Прискорбна есть душа Моя до смерти, — бодрствуйте со Мною», — просит Господь Своих учеников, апостолов Петра, Иакова и Иоанна. И отойдя немного, пал на землю Спаситель и начал молиться, дабы, если можно, миновал Его час сей крестных страданий и смерти, «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Безгрешное человеческое естество Христа отвращалось от смерти, как несвойственной Ему по Его безгрешности.    «И с сильным воплем и со слезами приносил Он молитвы к Могущему спасти Его от смерти». Претерпевая предсмертные муки и борения, Христос являет послушание Отцу: «Отче Мой! Если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя».    Вся сила зла, направленная против Христа и Его дела, и сила страданий в эти последние часы жизни Спасителя достигли наивысшего напряжения. Столько добра Он сделал людям, и вот Ему предстоит позорная, мучительная крестная смерть на глазах тех и от тех, кого Он так любил — до полного самопожертвования. В Гефсимании Господь «ужасался от безмерности богоубийственной человеческой злобы, от непроглядности окружавшего Его мрака греха», но все-таки не поколебался в несении до конца Своего спасительного подвига и все предавал в волю Отца Своего. Особенно велики были внутренняя, нравственная скорбь и борения Христа. «Он в душе Своей вместил всю ту скорбь, которую несло человечество за грехи». По Своей состраждущей любви Он скорбел «о роде человеческом, погрязающем в грехах, о роде человеческом, который Он хочет взять от греха к правде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Ибо Ты сказал, Господи: «Я совсем не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив», и что до семижды семидесяти раз должно прощать грехи, потому что величие Твоё беспримерно и милость Твоя безмерна; если же Ты, Господи, будешь замечать беззакония, то, Господи, кто устоит? Ибо Ты — Бог кающихся, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Создавая образы покаяния на примере царей Давида и Манассии, автор молитвенных строк переносит их на современного грешника, призывая его к надежде на Божие милосердие. Словами молитвы Церковь ходатайствует о каждом кающемся. Столь же древнее происхождение имеет и вторая молитва. В качестве заключительной она также входит в состав чина Литургии апостола Иакова. В ней наряду с ходатайством присутствует уже и разрешительный мотив: Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, Пастырь и Агнец, подъемлющий грех мира, долг простивший двум должникам и грешнице даровавший отпущение грехов её! Сам, Владыка, ослабь, отпусти, прости грехи, беззакония, согрешения вольные и невольные, совершенные сознательно и по неведению, через преступление и ослушание этими рабами Твоими. И если они, как люди, в плоть облечённые и в мире живущие, обольщены были диаволом в слове ли или в деле, сознательно или по неведению; или слово священника нарушили, или оказались под священническим отлучением, или под собственное отлучение подпали, или под клятву были подведены, Ты Сам, как Благой и Незлобивый Владыка, этих рабов Твоих словом разрешить благоволи, прощая им и их собственное отлучение, и клятву по великой Твоей милости. Так, Владыка, человеколюбивый Господи, услышь нас, молящихся Твоей благости об этих рабах Твоих, и презри, как многомилостивый, все согрешения их, избавь их от вечной муки. Ибо Ты сказал, Владыка: «Что бы вы ни связали на земле, будет связано на небесах, и что бы вы ни разрешили на земле, будет разрешено на небесах. Ибо Ты — один безгрешный, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-tainstve...

Как известно, в традиции Афона мощи - это именно чистые кости, в противном случае их опять зарывают в землю и начинают с большим усердием молиться за погребенного. Зачем и для чего в православной церкви принято совершать обретение святых мощей? Первое: мощи святых оказывают сильное нравственно – религиозное воздействие на верующего человека. Сказано в Новом Завете: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13, 7). Возможно, что созерцая святые мощи, мы сможем более осязаемо исполнить слова святого апостола Павла: «Поминайте наставников, взирая на кончину их». Сам факт, что через века и тысячелетия сохраняются останки угодников Божиих, может являться свидетельством исполнения следующих слов Писания: «Ибо … ты не дашь святому Твоему увидеть тления» (Пс. 15, 10). Сам Господь не стыдился называть Себя именами Своих угодников: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22, 32). Второе: почитание мощей имеет литургическое значение. С древнейших времен христиане совершали литургию в катакомбах на гробах мучеников. Таким образом верующие подчеркивали единство небесной церкви, торжествующей и земной, воинствующей. Читаем: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, записанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу...» (Евр. 15, 22-23). В память об этой древнейшей традиции православные совершают литургию на антиминсе, в который вшита частица мощей мучеников. Третье, на что надо обратить внимание, мощи источают благодать могущую исцелить человеческое тело и врачевать нашу душу. Не только тела святых источали исцеляющую благодать, но и вещи, которые соприкасались с ними. Читаем: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 11, 12 ).

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

Какой тропарь праздника? С вышних призирая, убогия приемля, посети ны озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве. Молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость. (Русский перевод.) Всемилостивый Владыка, призирающий с неба (на землю) и приемлющий убогих (душею), приди к нам пораженным грехами. По молитвам Богородицы дай великую милость душам нашим. Какое Евангелие? О суде Иисуса Христа у Пилата и о распятии Его на кресте. Ин. 19:6–11; 13–20; 25–28; 30–35 . Зач. 60. Что особенно поучительного в истории праздника? То, что если св. крест служит орудием победы над видимыми врагами, то тем более – над невидимыми, т. е. злыми духами. Какие особенности сего праздника? В этот праздник бывает на утрени поклонение кресту и после литургии крестный ход на воду для ее освящения. Поклонение кресту, т.е. в конце утрени изнесение его из алтаря на средину храма для поклонения и целования, бывает для того, чтобы воздать почтение св. кресту. Крестный же ход на воду бывает в воспоминание крестного хода в войске при царях Андрее и Мануиле 4 . 6-го августа, праздник Преображения Господня Расскажите о празднике Преображения 6-го августа. Иисус Христос нередко проповедывал, что Он должен пострадать и умереть и что Его последователи, для сохранения веры в Него и для спасения душ своих, должны также быть готовы претерпеть всё: и лишения, и мучения, и даже самую смерть. Это могло устрашить учеников Христовых и удалить их от Него, так как они ожидали прославления Христова и вместе своего собственного на земле. И вот незадолго до своих страданий Иисус Христос восхотел преобразиться, т. е. открыть некоторым из учеников своих славу Свою, как Бога, чтобы они, во время страданий и смерти Его, не соблазнились и не оскудели в вере, но уразумели Его вольное страдание и что Он воистинну Сын Божий и хотя умрет Он, но и воскреснет, и еще открыть то, как будет хорошо верующим в Него в царстве Его на небе. Для сего взяв учеников Петра, Иакова и Иоанна, Господь взошел на гору Фавор помолиться. Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, одежда сделалась бела, как снег, и явились Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях, которые надлежало Ему претерпеть в Иерусалиме. Апостолы в это время были отягчены сном; пробудились, и почувствовали так хорошо на горе, что ап. Петр воскликнул: «Наставник! Хорошо нам здесь быть, сделаем три палатки – одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» Не успел апостол кончить сих слов, как явилось облако и осенило их, и из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте». Услышав голос, ученики сильно испугались и в страхе попадали на землю. Иисус Христос прикоснулся к ним и сказал: «встаньте, не бойтесь!» Они встали, но уже никого не было видно, кроме одного Иисуса Христа, и в обыкновенном виде. Иисус Христос запретил им рассказывать о Своем преображении, пока Он не воскреснет из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Какой тропарь праздника? С вышних призирая, убогия приемля, посети ны, озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве. Молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость. Русский перевод Всемилостивый Владыка, призирающий с неба (на землю) и приемлющий убогих (душою), приди к нам, пораженным грехами. По молитвам Богородицы дай великую милость душам нашим. Какое евангелие? О суде И. Христа у Пилата и о распятии Его на кресте. Ин.19:6–11,13–20,25–28,30–35 . Зач. 60 Что особенно поучительного в истории праздника? То, что если св. крест служат орудием победы над видимыми врагами, то тем более – над невидимыми, т. е. злыми духами. Какие особенности сего праздника? В этот праздник бывает на утрени поклонение кресту и после литургии крестный ход на воду для ее освящения. Поклонение кресту, т. е. в конце утрени изнесение его из алтаря на средину храма для поклонения и целования, бывает для того, чтобы воздать почтение св. кресту. Крестный же ход на воду бывает в воспоминание крестного хода в войске при царях Андрее и Мануиле 6 . 6-го августа, праздник Преображения Господня Скажите о празднике Преображения, 6-го августа. И. Христос нередко проповедовал, что Он должен пострадать и умереть и что Его последователи, для сохранения веры в Него и для спасения душ своих, должны также быть готовы претерпеть всё: и лишения, и мучения, и даже самую смерть. Это могло устрашить учеников Христовых и удалить их от Него, так как они ожидали прославления Христова и вместе своего собственного на земле. И вот незадолго до своих страданий И. Христос восхотел преобразиться, т. е. открыть некоторым из ученииков своих славу свою, как Бога, чтобы они, во время страданий и смерти Его, не соблазнились и не оскудели в вере, но уразумели Его вольное страдание и то, что Он воистину Сын Божий и потому хотя умрет, но и воскреснет, и еще – открыть то, как будет хорошо верующим в Него в царстве Его на небе. Для сего, взяв учеников Петра, Иакова и Иоанна, Господь взошел на гору Фавор помолиться. Во время молитвы лице Его просияло, как солнце, одежда сделалась бела, как снег, и явились Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях, которые надлежало Ему претерпеть в Иерусалиме. Апостолы в это время были отягчены сном; пробудились и почувствовали так хорошо на горе, что ап. Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три палатки; одну Тебе, одну Моисею и одну Илии.» Не успел апостол кончить сих слов, как явилось облако и осенило их, и из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Услышав голос, ученики сильно испугались и в страхе попадали на землю. И. Христос прикоснулся к ним и сказал: «встаньте, не бойтесь!» Они встали, но уже никого не было видно, кроме одного И. Христа и в обыкновенном виде. И. Христос запретил им рассказывать о своем преображении, пока не воскреснет из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Когда Варнава и Савл, называвшийся теперь Павлом прибыли в Иерусалим, то они весьма возвеселили Церковь, возвестив об умножении верующих в Антиохии и принеся щедрую милостыню от них. В это время в церкви Иерусалимской внезапно произошло большое смущение, ибо «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежавших к церкви» (Деян.12:1), и «умертвил Иакова Зеведеева, брата Иоанна, мечом» (Деян.12:2). Заметив же, что это понравилось иудеям, приказал взять Петра и заключил его в темницу, из которой апостол Петр был выведен святым ангелом. Все это время пока в Иерусалиме не утихло смущение, нанесенное Церкви гонителями, Варнава и Савл укрывались в доме вышеупомянутой Марии, тетки Варнавы, к которой пришел и святой Петр, после того как ангел вывел его из темницы. Потом Варнава и Савл, окончив свое дело в Иерусалиме, снова возвратились в Антиохию, взяв с собой и сына Марии, по имени Иоанн, названного Марком. После того как все они пробыли достаточное время в Антиохии, подвизаясь в посте, молитве, в служении божественной литургии и в проповеди слова Божия, благоугодно было Духу Святому послать их на проповедь язычникам. Дух Святой сказал бывшим в Антиохии пророкам и учителям: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2,3). Они прежде всего пошли в Селевкию отсюда отплыли в Кипр и остановились в Саламине Всюду, где ни проходили, они возвещали слово Божие; они имели своим слугой вышеупомянутого Иоанна, названного потом Марком, сына Марии. Пройдя остров до Пафа они встретили некоего волхва лжепророка иудеянина, по имени Еллима, при анфипате Сергии, муже весьма разумном. Здесь они просветили анфипата святой верой, Еллима же волхва, противившегося им, они ослепили словом. Отъехав из Пафа, они пришли в Пергию памфилийскую. Слуга же их Иоанн, он же и Марк, увидав их великие злострадания, которые претерпевали они за благовестие имени Христова, (ибо они нисколько не боялись смерти), устрашился ходить с ними по причине своих юных лет; поэтому, оставив их, он возвратился в Иерусалим, к матери своей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда Варнава и Савл, называвшийся теперь Павлом [ 9 ], прибыли в Иерусалим, то они весьма возвеселили Церковь, возвестив об умножении верующих в Антиохии и принеся щедрую милостыню от них. В это время в церкви Иерусалимской внезапно произошло большое смущение, ибо «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежавших к церкви» (Деян.12:1), и «умертвил Иакова Зеведеева, брата Иоанна, мечом» (Деян.12:2). Заметив же, что это понравилось иудеям, приказал взять Петра и заключил его в темницу, из которой апостол Петр был выведен святым ангелом. Все это время пока в Иерусалиме не утихло смущение, нанесенное Церкви гонителями, Варнава и Савл укрывались в доме вышеупомянутой Марии, тетки Варнавы, к которой пришел и святой Петр, после того как ангел вывел его из темницы. Потом Варнава и Савл, окончив свое дело в Иерусалиме, снова возвратились в Антиохию, взяв с собой и сына Марии, по имени Иоанн, названного Марком. После того как все они пробыли достаточное время в Антиохии, подвизаясь в посте, молитве, в служении божественной литургии и в проповеди слова Божия, благоугодно было Духу Святому послать их на проповедь язычникам. Дух Святой сказал бывшим в Антиохии пророкам и учителям: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2,3). Они прежде всего пошли в Селевкию [ 10 ], отсюда отплыли в Кипр и остановились в Саламине [ 11 ]. Всюду, где ни проходили, они возвещали слово Божие; они имели своим слугой вышеупомянутого Иоанна, названного потом Марком, сына Марии. Пройдя остров до Пафа [ 12 ], они встретили некоего волхва лжепророка иудеянина, по имени Еллима, при анфипате Сергии, муже весьма разумном. Здесь они просветили анфипата святой верой, Еллима же волхва, противившегося им, они ослепили словом. Отъехав из Пафа, они пришли в Пергию памфилийскую. Слуга же их Иоанн, он же и Марк, увидав их великие злострадания, которые претерпевали они за благовестие имени Христова, (ибо они нисколько не боялись смерти), устрашился ходить с ними по причине своих юных лет; поэтому, оставив их, он возвратился в Иерусалим, к матери своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010