Пророк Давид, в молитве взывая: Господи Боже Авраама, и Исаака, и Израиля, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), – воспоминает о святых праотцах в подкрепление своей молитвы к Богу, подобно тому, как православная церковь повседневно призывает Христа, истинного Бога нашего, молитвами пречистой Матери Его и всех святых. Апостол Иаков пишет: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:16–18 ). Апостол Павел самому себе просил молитв у христиан: молю вы, братие, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим. 15:30 ). Святой апостол Иоанн Богослов, изображая бывшее ему видение, говорит: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы, полны фимиама, иже суть молитвы Святых ( Апок. 5:8 ). И еще: и другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и дани быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Апок. 8:3, 4 ). Вселенская церковь Христова, последуя примеру и наставлению апостольскому, всегда призывала святых, как и ныне призывает. От времен апостольских совершается призывание святых на Божественной литургии. Святой Кирилл Иерусалимский , один из преемников первого Иерусалимского епископа Иакова, изъясняя литургию церкви Иерусалимской, по преданию дошедшую от апостола Иакова, говорит: «потом поминаем и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». 35 Также призываются святые в литургиях Василия великого и Иоанна Златоустог о. 36 Василий великий в слове на сорок мучеников говорит: «Сколько употребил бы ты труда, найти одного молитвенника ко Господу! и вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

имея 1389 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддая, Ксиста, Лаврентия, Ипполита, Винцентия, Корнелия, Киприана, Климента, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана, Аполлинария, Виталия, Назария и Цельса, Протасия и Гервасия, Виктора, Набора, Феликса, Калимера, Матерна, Евсторгия, Дионисия, (Амвросия, Симплициана, Мартина, Евсевия, Илария, Юлия и Венедикта), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, через того же Христа, Господа нашего. Аминь 1390 . Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, – Отходит к левому краю престола и омывает и вытирает оконечности перстов, говоря: Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать голос хвалы Твоей и поведать все чудеса Твои (см. Пс. 25: 6–7 ); – И потом продолжает: Который перед тем днем, когда ради нашего и всех спасения пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, и, благодарив, благословил, преломил и подал апостолам (и ученикам) 1391 Своим, говоря: «Примите и ядите от него все; ибо сие есть Тело Мое, за многих ломимое». Подобным образом и чашу взяв после вечери, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и также, благодарив, благословил и подал апостолам (и ученикам) 1392 Своим, говоря: «Примите и пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» 1393 , – заповедав также и сказав им: «Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание, (возвещать Мою смерть, исповедовать Мое воскресение, ожидать Моего пришествия) 1394 , доколе Я опять с небес прииду к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершаго не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). В подтверждение того, что Церковь Христова молится за умерших братьев с самых первых времен христианства, можно привести следующие несомненные свидетельства: В одной из молитв литургии апостола Иакова мы читаем: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни тех, которых мы помянули православных от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем». Св. Дионисий Ареопагит , ученик Апостола Павла ( Деян.17:34 ), пишет: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем все предстоящие, в молитве же, просят бесконечную благость Божию, да простить усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоить его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание»... «об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, перешедшее к нам от наших Богодухновенных наставников предание изложить необходимо 58 . Тертуллиан: «Мы творим приношение за умерших ежегодно в день их кончины» 59 . Ориген: «Мы творим память святых и родителей наших, или чтим благочестиво память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончания» (Письма 64). Священномученик Киприан Карфагенский : «Епископы, наши предшественники, благочестиво рассуждая и заботясь о спасении, определили, чтобы ни один из братьев умирая не назначал клирика опекуном или душеприказчиком, а если бы кто сие сделал, то не творили бы за того приношения, и жертва о успении его не совершалась бы, ибо не заслуживает именоваться в молитве священников пред алтарём Божиим тот, кто хотел отвлечь от него священников и слуг алтаря» 60 . Евсевий, историк 3-го и начала 4-го столетия, пишет: «Весь народ, вместе с священнослужителями, не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя (Константина) и этим исполнял желание боголюбезного» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανν). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла. Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий. В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано? В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие. «Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим. 4: 10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть (Ин. 1: 1, 3)» . Валаам на ослице и Ангел. Фреска С другой стороны, во Христе весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). То есть с Рождеством Христовым мы наблюдаем как бы начало нового дня и нового мира – Церкви Нового Завета! «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось (то есть при сотворении первого мира. – прот. О.С .). Оно обновляется каждое утро (при совершении Литургии. – прот. О.С .); велика верность Твоя!» (Плач. 3: 22–23). Следующая паремия в навечерие Рождества Христова – это чтение из 24-й главы Книги Чисел. Здесь рассказывается о таинственном языческом пророке Валааме, современнике Боговидца Моисея, который созерцает, проницая время и пространство, Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24: 17).

http://pravoslavie.ru/99900.html

Отвечают: Аминь. Священник говорит: Ибо Ты – жизнь живущих, здравие немощных и успокоение всех отшедших верных, в вечные веки веков. Отвечают: Аминь. Священником говорится молитва целования мира 1301 : (например, на литургии в день св. Апостола Иакова): Да живут в нас, Иисусе Господи, заповеди учения Апостола Твоего Иакова, которыми мы научаемся, что блажен тот, кто станет великодушно переносить наветы искушения (см. Иак. 1, 12 ), чтобы, терпеливо перенесши настоящие бедствия, нам жить в мире и любви ныне, и с Тобой вовеки бесконечно. Отвечают: Аминь. Окончив ее, священник говорит: Ибо Ты – истинный мир наш, и неразрывная любовь у живущих с Тобой, и царствуешь со Святым Духом, единый Бог во веки веков. Отвечают: Аминь. Священник, подняв руки к небу, говорит: Благодать всемогущего Бога Отца, мир и любовь Господа нашего Иисуса Христа, и общение Святого Духа, да будет всегда со всеми нами. Отвечают: И со всеми, имеющими добрую волю. Священник говорит: Предстоящие 1302 , подавайте мир. Отвечают: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам, не так, как мир дает, Я даю вам мир (см. Ин. 14, 27 ). Новую заповедь даю вам, да любите друг друга (см. Ин. 13, 34 ). Повторяется: Мир Мой даю вам... Продолжается: Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Повторяется: Мир Мой... Между тем как хор говорит: мир Мой, священник принимает целование мира 1303 от дискоса и говорит так: Давайте целование любви и мира, чтобы вам быть готовыми к (принятию) Святых Таин Божиих. И тотчас дает целование мира 1304 диакону или отроку, а отрок народу. Потом священник наклоняется с соединенными руками и говорит: Подойду я к жертвеннику Божию. Отвечают: К Богу, веселящему юность мою ( Пс. 42, 4 ). Священник полагает руку на чашу и говорит: Слух (aures) ко Господу. Отвечают: Имеем к Господу. Священник поднимает руку и говорит: Горé сердца. Отвечают: Обращаем к Господу. Священник, наклонившись с соединенными руками, говорит: Богу и Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, сущему на небесах, воздадим достойные хвалы и достойные благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сюда можно отнести, во-первых, некоторые места из апостольских посланий, написанные явно ритмически, мерно, как, например: Если мы с Ним умерли, То с Ним и оживем; Если терпим, То с Ним и царствовать будем; Если отречемся, И Он отречется от нас. Если мы неверны, Он пребывает верен, Ибо Себя отречься не может ( 2Тим.2:11-12 ). Или: Бог явися во плоти, Оправдася в Дусе, Показася Ангелам, Проповедан бысть во языцех, Веровася в мире, Вознесся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Песни духовные — это также песнопения, новосоставленные и сохранившиеся доселе от апостольских времен, каковы малое славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; великое славословие: Слава в вышних Богу; Свете тихий; Да молчит всякая плоть (из литургии апостола Иакова); Слава Тебе, Господи, слава Тебе (певшееся, как и теперь, пред чтением из Евангелия и после него); Господи, помилуй (возглашаемое в первое время всем народом); входной гимн: Приидите поклонимся и другие. Наконец, песни духовные — это те импровизации, или экспромты отдельных лиц, о применении которых на молитвенных собраниях христианских, как обычае вполне установившемся, писал, например, в конце II века Тертуллиан : “По умовении рук и возжении светильников каждый вызывается в средину песнословить Господа, кто как может: от Святого Писания или от своего ума” (Апология, 39). Возможность таких экспромтных выступлений, а также и самого творчества была очень вероятна и даже неизбежна при том исключительном подъеме духа, чистоте и горячности веры, которыми отличались первые христиане благодаря постоянному общению с самовидцами и слугами Господа нашего Иисуса Христа. Что касается внешних способов и порядков, как именно должно было совершаться пение верующих, об этом имеются следующие сведения. Богослужебное пение было, во-первых, одиночное, для каковой цели учреждена была даже особая степень певцов в клире. Во-вторых, пение было общенародное — отвещательное или припевное. “При общественном богослужении, — говорится в Апостольских постановлениях,- на возглашение диакона народ, и прежде всего отроки, восклицают: Господи, помилуй. В древних литургиях (апостола Иакова и святителя Климента) на возгласы священнослужителя народу указано отвечать словами: аминь и духови Твоему, а победную песнь: Свят, Свят, Свят — верующие приглашаются петь особенно громким голосом”.

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

Игумен Дионисий 19.12.2018. Память святителя Николая Мирликийского I. Путь восхождения по мере приближения к Рождеству О духовной высоте как ориентире души 2 Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Лк. 10:23–24 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодняшний праздник является для нас великим торжеством, напоминанием о важности духовного восхождения в стремлении «полагать» всегда «восхождения в своем сердце», согласно псаломскому стиху. 3 Памятуя о данных словах, прп. Феодор Студит писал: «Но всегда идите вперед и преуспевайте, и полагайте добрые восхождения в ваших сердцах, 4 восходя от славы в славу 5 добродетели». 6 Только что мы совершили Литургию апостола Иакова, брата Господня. В Новом Завете есть три Иакова: Иаков Зеведеев – старший брат евангелиста Иоанна, Иаков Алфеев – брат евангелиста Матфея и Иаков – брат Господень по плоти. Каждый из них принял мученическую кончину: Иаков Зеведеев был усечён мечом, 7 Иаков Алфеев был побит камнями или распят, а Иаков, брат Господень, ставший первым епископом Иерусалима, был низвергнут с высоты Иерусалимского храма. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». 8 Эти слова означают духовную катастрофу, а именно: Господь наш Иисус Христос Спаситель, Который мог сотворить множество сил и чудес, оказался без чести в Своем отечестве, и тем самым Его слово не сотворило чудес для тех людей, которые отказывались от них. Но разве эти слова обличают только то, что было когда-то на стыке Ветхого и Нового Заветов? Эти слова обличают нас с вами в том, что и мы не отдаем должную честь и славу Спасителю. Нередко мы, соприкасаясь с богословием, обращаясь к святым и приобщаясь Божественных и драгоценных Таинств, остаемся равнодушными, затворяя холодностью и безразличием душу. Мы впадаем в состояние раздвоенности, или «бесчувствия», как описывают это святые отцы, в частности преподобный Иоанн Лествичник . В этом состоянии человек «хвалит молитву и бежит от нее как от бича», «ублажает безмолвие и через многословие его хвалит», «милосердных прославляет и нищих поносит». 9 Мы оказываемся теми, кто не приемлет Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Необходимость молитв за усопших У евангельских христиан-баптистов нет чина погребения, аналогичного православному чину отпевания усопших. Они говорят так: «Что человек заслужил в земной жизни, то и получил. После смерти нет покаяния, и судьбу ушедшего из этого мира уже не изменить. Поэтому возносить молитвы за него нет никакого смысла». «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ). В Священном Писании есть ясные указания на то, что еще у еврейского народа существовал во все времена обычай преломлять хлебы об умерших ( Иер. 16:7 ) и раздавать неимущим при гробах ( Тов. 4:17 ), а также по случаю кончины ближних налагать на себя пост ( 1Цар. 31:13 ; 2Пар. 1:12; 3:35 ), что, естественно, соединялось с соответствующими молитвами. У пророка Варуха находим: «Господи Вседержителю, Боже Израилев, услыши молитву умерших и сынов их, согрешивших пред Тобою...» ( Вар. 3:4–5 ). Пример молений и жертвоприношений за скончавшихся во грехе воинов находим в книге Маккавеев: «И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех... Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда... Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12:42–45 ). Если во времена Ветхого Завета древние иудеи дерзали просить у Бога помилования умерших, то насколько более это соответствует новозаветным временам, исполненным еще большей любви и милосердия Бога к человеку. Так, в древнейшем же чине литургии святого апостола Иакова мы находим следующую молитву об усопших: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля-праведника до сего дня; Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, святых отец наших, откуда отбежала болезнь, печаль, воздыхание и где посещает свет лица Твоего и освещает всегда» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

С ними и наши голоса благоволи принять, молимся, с покорным исповеданием взывая: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф; полны небеса и земля славы Твоей; осанна в вышних. Благословен грядущий во имя Господне; осанна в вышних. Итак, Тебя, милостивейший Отче, через Иисуса Христа Сына Твоего Господа нашего, усердно молим и просим, прими (accepta habeas) и благослови эти † дары, эти † приношения, эти † святые жертвы † непорочные, которые мы приносим Тебе, во-первых, за Церковь Твою Святую Соборную, которую благоволи умирить, оградить, соединить и управлять во всём мире, – вместе со служителем Твоим Папой нашим N (illo – таким-то) и предстоятелем нашим N (illo – таким-то) епископом. Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих и всех предстоящих, вера которых известна и благочестие ведомо Тебе, которые приносят Тебе эту жертву хвалы за себя и всех своих (ближних), за избавление душ своих, за надежду спасения и благополучия своего, и воздают обеты свои Тебе, вечному Богу, живому и истинному. Имея 1446 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы... Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддея, Лина, Клета, Климента, Сикста, Корнелия, Киприана, Лаврентия, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана... и Елевферия... и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всём помощью Твоего покрова, через Христа Господа нашего. Итак, это приношение смирения нашего и всей Церкви (familiae) Твоей, молим (Тебя), Господи, прими милостиво, и дни наши устрой в мире Твоем, и избавь нас от вечного осуждения и благоволи сопричислить к стаду избранных Твоих 1447 , через Христа Господа нашего. Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым, угодным, разумным и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Который перед тем днем, когда пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возведши очи на небо к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, благодарив Тебя, благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите и ядите от этого все; ибо сие есть Тело Мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(ст. 17) верою Авраам, будучи искушаем, прите в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, (ст. 18) о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быm. XXI, 12 ). Ст. 19. Ибо Авраам думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его, т. е. своего сына, в предзнаменование, т. е. в предызображение смерти и воскресения Самого Единородного Сына Божия. И действительно, Исаак и вся история его жертвоприношения были прообразом нашего искупления чрез Господа Иисуса Христа. Авраам по любви к Богу жертвует единственным сыном своим. Бог из любви к человечеству не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его за всех нас ( Uh. III, 16 ; Puм. VIII, 32 ). На Исаака возлагают дрова, потом он сам возлагается на эти же дрова; Иисус Христос сам несет на гору Крест, потом Его Самого вознесли на этот Крест. Исаак не противится воле отца, послушно идет на заклание; Иисус Христос послушен был Отцу Своему даже до смерти, и притом смерти крестной ( Флn. II, 8 ). Исаак в течение трех дней пути, закалаемый в жертву Богу решимостью отца своего и уже возложенный на дрова всесожжения, получает жизнь по воле Божией; Иисус Христос, умерший на Кресте, как Бог восстает тридневен от гроба. Жертвоприношение Исаака низводит обильнейшие благословения Божий на все потомство Авраама; жертва Иисуса Христа, Его крестная смерть приобрела бесчисленные благословения на всю Церковь , на весь род человеческий. Наконец, Исаак принесен был в жертву на горе Мориа, то есть на одном из холмов, занятых Иерусалимом; и Христос был распят на одном из Иерусалимских холмов – на Голгофе. Ст. 20. По смерти Авраама и Исаак жил верою в ожидаемого Мессию. Он верою в будущее благословил сначала младшего сына Иакова, а потом старшего сына Исава, уже раньше продавшего первенство брату своему. При этом Исаак, уже древний, слепой старец, различил будущую участь своих сыновей. Иакову передал благословение, данное от Бога Аврааму и его потомству в лице старшего члена семьи, т. е. обетование Мессии от его рода, т. е. Спасителя, а Исаву предсказал зависимость от Иакова и боевую жизнь в набегах и охоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010