Вечернее причащение: мысли по поводу Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» 9 марта, 2010 Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» Одна из отличительных  особенностей богослужения Великого поста  — литургия Преждеосвященных Даров, известная уже с начала VII века. Служится она в большинстве храмов Московского Патриархата, как правило, утром. Хотя сама эта литургия построена на основе вечернего богослужения, и должна совершаться ближе к вечеру. Опыт вечернего служения литургии показывает несравненное преимущество этой практики. Уже несколько  лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Это дает возможность посетить храм и причаститься гораздо большему количеству прихожан, чем если бы литургия совершалась в утреннее время. Впрочем, этот фактор, хотя и важный, но не главный. Более важно  то, что служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным  литургического «номинализма»: когда  мы произносим те или иные слова, совершенно не задумываясь об их смысле или о том, к чему они относятся. Так, когда во время богослужения мы поем «пришедше на запад солнца», «жертва вечерняя» — песнопения православной вечерни, да и вообще совершаем эту службу, родившуюся из обычая молитвы при вечернем возжжении светильников, а за окном только-только отгорел рассвет, мы лжем перед Богом. Равно и когда вечером вскоре после захода солнца (а летом и до заката) читаем утренние молитвы во время «всенощного бдения», благодарим за прошедшую ночь и хвалим Бога, «показавшего нам свет». Казалось бы, что трудного: служить службы во время, соответствующее замыслу богослужения? Но на практике не так все просто.

http://pravmir.ru/vechernee-prichashheni...

В других Церквах Литургия Преждеосвященных совершалась только в некоторые дни седмицы, преимущественно в те, которые наиболее были чтимы по священным воспоминаниям. Таковы были два дня седмицы – среда и пяток, из коих первый освящен воспоминанием о предании Спасителя на вольную страсть, другой – воспоминанием спасительных страстей Господних. Но если некоторые дни седмицы, по самому знаменованию их, избираемы были для совершения в оные Литургии Преждеосвященных, то прочие постные дни оставляемы были без Литургии, в том намерении, чтобы подвиги поста и покаяния служили в сии дни приготовлением к достойнейшему приобщению преждеосвященных Христовых Таин. Такое употребление великопостной Литургии преимущественно принято было в Церквах Палестинских, которые следовали древнему уставу св. Саввы Освященного. В сем уставе Литургию Преждеосвященных положено было совершать в среду и пяток. Никон Черногорец, живший в XI столетии и собиравший правила различных древних уставов, передает такое правило типика Иерусалимского: «в великуюж Четверодесятницу в первой убо седмици же даже до среды не творим службы Прежесвященные. За еже поститися всем по преданию, могущии же и даже до пятка» 170 . В списке богослужебного устава св. Саввы, по славянскому переводу XIV века, читаем: «подобает же ведати, яко не прияхом стваряти Прежесвященные до среды (так говорится в последовании первой седмицы), понеже по преданью святых Отец постятся братия вся до среды, могущии же и до пятка », а о пятке сказано: «И прочее свершают службу Прежесвященных. Причащающижеся вкушають укропа яноже в среду. Тоже стваряють во всем святом посте... Себо прияхом от Лавры св. Отца нашего Савы и от общего житья Богоносного Отца нашего Еуфимья Великого» 171 . Так как но обычаю Церквей Палестинских некоторые дни оставляемы были без Литургии Преждеосвященных на том основании, что назначались для более строгого приготовления к принятию святых Таин в другие дни, когда она совершалась: то совершение сей Литургии вообще не могло быть строго ограничено днями среды и пятка. Так уставу святого Саввы следовали обители Афонские, в которых, по словам Алляция, Литургия Преждеосвященных вообще совершалась только в среду и пяток 172 . Однакож, на первой седмиц, Литургия Преждеосвященных совершалась только в пяток, а в предшествующие четыре дня назначался пост без Литургии, подобно как в уставе святого Саввы, могущим соблюсти строгий пост в продолжении первых четырех дней, предоставлено было приступать к святым Тайнам на Литургии в пяток 173 . Равным образом по тем же побуждениям могли быть избираемы для совершения Литургии Преждеосвященных и никоторые другие дни, кроме среды и пятка. К числу таких дней по уставу св. Саввы принадлежал, наприм., четверток пятой седмицы: в том же славянском списке устава св. Саввы в последовании сего дня сказано: «и свершаеться Прежьсвященная, на нейже причащаемся святых Христовых Таин» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Arhiva În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров 25 februarie 2015 14:08 La 25 februarie 2015, în miercurea primei sptmâni din Postul Mare, de ziua pomenirii sfântului ierarh Alexii, mitropolitul Moscovei i al întregii Rusii, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a oficiat vecernia i prima în acest an Liturghie a Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova. Dup încheierea Liturghiei, în faa altarului în cinstea Bunei Vestiri al catedralei Preafericitul Patriarh Chiril a svârit panihida la mormântul vrednicului de pomenire Preafericitul Patriarh Alexii II. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovai i al întregii Rusii Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров»

http://patriarchia.ru/md/db/text/4002331...

После пения четырех вышеупомянутых стихов произносится и совершается до Херувимской и на литургии преждеосвященных даров то, что бывает по прочтении Евангелия на литургии Златоуста или Св. Василия Великого . Именно: произносится сугубая ектения; затем произносятся молитвы об оглашенных и приглашение их к выходу. После ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению, т. е., ко крещению, молятся одни верные об очищении душ своих и о неосужденном причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, которые уже предлежат на жертвеннике. Остается только перенести Святые Дары с жертвенника на престол, и за тем преподать их верующим. И мы действительно, вскоре видим перенесение их на престоле. Во время перенесения Святого Тела и Честной Крови Христовой поется вместо Херувимской особая песнь, приспособленная к прежде освященным дарам и составленная в 612 году. Она поется так: Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы. Се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа. Теперь (в настоящие минуты), с нами невидимо служат небесные силы. Потому что вот входит Царь славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовию, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа. Во время перенесения Святых Даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благословению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: верою и любовию приступим. Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные. То и опускаются все ектении и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает. Поэтому после Великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими. После «Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, затем мирян, которые пред причащением произносят следующую молитву: Молитва пред причащением Святого Тела и крови Христовой

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Однако, в отличие от греческих списков, с точки зрения общей композиции богослужебной книги два литургийных формуляра в древнерусских Служебниках в целом ряде случаев не проявляют тесной связи между собой – ЛВВ в древне-русских рукописях обычно составляет один блок не с ЛИЗ, а с литургией Преждеосвященных Даров. Среди 32 сохранившихся древнерусских рукописей полных литургий XIII–XIV вв. 126 14 содержат только ЛИЗ, 7 – только ЛВВ (причем во всех случаях 127 – вместе с литургией Преждеосвященных Даров), в 5 из 11 оставшихся ЛИЗ отделена от блока, состоящего из ЛВВ и литургии Преждеосвященных Даров, рядом нелитургийных чинов – это, скорее всего, указывает на два (как минимум) протографа, один из которых содержал ЛИЗ и иные чины, а другой – ЛВВ и литургию Преждеосвященных Даров. Такая композиция, очевидно, обусловлена практическими соображениями – в византийском богослужении после X в. ЛВВ стала совершаться крайне редко, лишь десять раз в году, и из этих десяти случаев ее совершения семь приходятся на период Великого поста и Страстной седмицы – т. е. на то же время года, когда совершается и литургия Преждеосвященных Даров. Однако для греческих Евхологиев эта композиция, несмотря на ее определенное удобство, не характерна – обычно формуляры ЛВВ и ЛИЗ в них или выписываются подряд, один за другим 128 , или выписывается только один из формуляров (так, как правило, бывает в илитариях); тогда как такая композиция Евхология, когда между ЛИЗ и ЛВВ помещены какие-либо другие чины, встречается лишь изредка и только в сравнительно поздних рукописях (например, в Sinat. gr. 983, XIV в. 129 ). Тем самым формуляры ЛИЗ и ЛВВ в древнерусской рукописной традиции XIII–XIV вв. проявляют значительно меньшую взаимозависимость, чем в византийской, что умаляет значимость такого критерия, как порядок следования формуляров друг за другом, для анализа древнерусских Служебников. Тем не менее, те факты, что: 1) с одной стороны, формуляр ЛИЗ в древнерусской рукописной традиции неизменно проявляет превосходство перед формуляром ЛВВ (даже в тех случаях, когда ЛВВ выписана первой), а формуляр ЛВВ, не будучи тесно связан с формуляром ЛИЗ, постоянно конвоируется формуляром литургии Преждеосвященных Даров (что указывает на восприятие ЛВВ как преимущественно великопостной службы); 2) с другой стороны, все же есть несколько рукописей, где ЛВВ предваряет собой ЛИЗ, – позволяют предположить, что перевод ЛИЗ и ЛВВ, содержащийся в древнерусских Служебниках, был сделан, во-первых, не ранее IX в. и, во-вторых, скорее всего, не позднее XI в. 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Само собою разумеется, что все указанные меры, также могут и должны быть употребляемы священниками и при причащении другого рода больных, заразительными болезнями, напр. чумой, венерической болезнью, тифом и т. п. § 167. Наконец, если бы когда случилось такое несчастье, что кто либо из мирян, больных ли то, или здоровых, по неосторожности, во время причастия задел каким либо образом св. чашу, и вследствие сего часть св. крови пролилась бы на пол или на другое место, то кроме указанного выше, касательно собрания св. крови и измытия омоченных ею одежд или места по наставлению Учительного Известия вообще, священник должен: 1) виновнику искушения, по тщательном испытании совести его, наложить епитимью молитвенную с постом, по силе его и по рассуждению духовного отца (для очищения совести виновного и его успокоения); 2) священнику и диакону (если он был при этом) надлежит взять в рассуждение, что хотя в подобных обстоятельствах искушение бывает и не от них, но в их руках, и что милосердый Бог не попустил бы оного, если бы они были совершеннее внимательны и бдительны в исполнении своей обязанности. «А потому, по совету покойного митрополита Филарета Московского , и они в очищение совести своей должны возложить на себя по сему случаю особенный трехдневный пост с молитвой и, наконец, совокупно, на самом месте искушения совершать молебное пение с акафистом Иисусу Сладчайшему, прося себе помилования, да и ныне и впредь не будут повинны телу и крови Господней» (Резолюц. преосвящ. 1830 г. марта 3, Душ. Чт. 1873 г.). Отделение IX.O литургии преждеосвященных даров, и порядок ее отправления Можно ли кроме среды и пятка служить преждеосвященную литургию в другие дни св. четыредесятницы? Можно ли совершать литургию преждеосвященных даров на запасных дарах, уготовляемых для причащения больных? О заготовлении агнцев для преждеосвященной литургии, и как хранят их в случае, если бы который из них не помещался в дарохранительнице? О чтении входных молитв на преждеосвященной литургии. Нужно ли читать какие либо молитвы при облачении для совершения этой литургии, и вообще так ли начинать ее, как начинается литургия обыкновенная ? О перенесении св. даров на жертвенник в начале литургии преждеосвященных даров, и нужно ли читать какие либо молитвы при покровении дискоса и чаши, по поставлении их на жертвенник, также при вливании вина и воды в чашу ? и т. п. О малом входе и пении «Да исправится молитва моя», и нужно ли открывать царские врата во время этого пения? О перенесении св. даров с жертвенника на престол во время великого входа, и какие при этом надобно читать молитвы? О способе закрытия катапетасмы после великого входа на преждеосвященной литургии и о значении этого обряда. Об окончания литургии преждеосвященной, и о том, можно ли на этой литургии вынимать частицы за живых и умерших, и вообще совершать какие либо поминовения о верующих?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Известно, что первоначально Евхаристия совершалась на так называемых «трапезах любви», агапах, которые по образу Тайной Вечери происходили в вечернее время и, по крайней мере в апостольский век, соединялись с обычным вкушением пищи. В первые столетия христианской истории богослужения, на которых совершалась Евхаристия, не могли быть слишком частыми. Например, «Завещание Иисуса Христа» – памятник сирийской Церкви второй половины III века – повествует о совершении Евхаристии только по субботам, воскресеньям и трём праздничным дням. Участники церковных собраний рисковали быть обвинёнными в государственной неблагонадёжности и подвергнуться репрессиям. Вследствие этого получило широкое распространение причащение ранее освящёнными Евхаристическими Дарами, которые раздавались верующим и в течение определённого времени сохранялись в их жилищах. Этот обычай, о котором сохранились сведения у многих церковных писателей, например, у Киприана Карфагенского и Тертуллиана , стал зародышем особого богослужения, которое получило название Литургии Преждеосвященных Даров. Опираясь на исторические источники, можно с уверенностью сказать, что, начиная с середины VI столетия Литургия Преждеосвященных Даров, точнее, вечерня с причащением входит в обиход церквей Константинополя. При этом временем совершения этой службы становятся непраздничные дни Великого поста и примыкающей к нему Сырной седмицы. Изложение чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров в русских служебниках различных исторических периодов неодинаково. Начиная с конца XVII столетия, оно излагается в трёх главах: это «Чин Божественный Литургии Преждеосвященных», «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» и собственно «Божественная Литургия Преждеосвященных». Нетрудно заметить, что главы «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» нет в древних рукописных русских служебниках, так же как её нет в печатных изданиях служебника патриарха Филарета (1623 год) и патриарха Иосифа (1646 год). Ничего похожего на «Изъявление...» нет и в греческом Иератиконе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Литургия Преждеосвященных Даров Представляем очередное издание из серии «Коллекция журнала «ФОМА» Оглавление 1. Литургия Преждеосвященных Даров 2. О литургии Великого Поста и важности причастия Причастие без Литургии Как появилась Литургия Преждеосвященных даров Причастие в будни. Зачем? Спор о причащении младенцев 3. Размышления об истории и смысле Литургии Преждеосвященных даров 4. Последование Преждеосвященной литургии Час третий Час шестой Час девятый Последование Изобразительных Последование вечерни Вход с кадилом или с Евангелием Великий вход Перенос Святых Даров с Престола на жертвенник 5. Да исправится молитва моя 6. Ныне Силы Небесныя 7. От издателя Представляем очередное издание из серии " Коллекция журнала " ФОМА " для электронных книг и программ чтения книг в формате ePUB на мобильных устройствах.  Серия " Коллекция журнала " ФОМА " основана на материалах редакции.  ВНИМАНИЕ!  Полные выпуски доступны в приложении Журнал " ФОМА " в AppStore и GooglePlay, а также вы можете получить их оформив редакционную подписку на оригинальное бумажное издание. ИД " ФОМА "   2019 г. (С)   Оглавление 1. Литургия Преждеосвященных Даров 2. О литургии Великого Поста и важности причастия 3. Размышления об истории и смысле Литургии Преждеосвященных даров 4. Последование Преждеосвященной литургии 5. Да исправится молитва моя 6. Ныне Силы Небесныя 7. От издателя Литургия Преждеосвященных Даров В Великий пост и пространство храма, и содержание молитв заметно меняется. Все чаще звучат Псалтирь и отрывки из Ветхого Завета, все реже — пение, даже колокольный звон становится более размеренным и простым. Особая атмосфера, особая тональность пения, особые чтения, особые каноны, земные поклоны.  Одна из самых характерных особенностей Великого поста в том, что в будние дни не совершается полная Литургия (т.е. такая Литургия, на которой происходит освящение Святых даров) из-за особенной праздничности и торжественности этого богослужения. Вместо нее служится Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы прихожане имели возможность причащаться Христовых Тайн не только в субботу и воскресенье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Теперь, (в настоящие минуты), с нами невидимо служат Небесные силы. Потому что вот входит Царь Славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовью, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа. Во время перенесения святых даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благоговению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: врою и любовию приступим. Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные, то и опускаются все ектеньи и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает. Поэтому после великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими. После „Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, за тем мирян, которые перед причащением произносят следующую молитву: Молитва пред причащением Святаго Тела и Крови Христовой Верую, Господи, и исповедую, яко 6 Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие Самое есть Пречистое Тело Твое и сия Самая есть Честная Кровь Твоя. Молюся убо 7 Тебе, помилуй мя, и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже деломъ, яже ведением и неведением и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вечери Твоея Тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо 8 врагом Твоим тайну повем: ни лобзания Ти дам, яко 9 Иуда; но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да 10 не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. В заключение литургии преждеосвященных даров лицам, не приготовившимся для приобщения на этой литургии, раздается антидор. Каждодневные молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

435 . Оканчивая обозрение особенностей порядка совершения литургии Златоуста и Василия Великого в XIV веке по их новой редакции, принадлежащей Констант. патриарху Филофею, мы должны сказать, что редакция эта, будучи перенесена в Россию, благодаря деятельности митр. Киприана, начала сперва входить в употребление в Москве местопребывании русского митрополита, и из неё распространяться по ближайшим к ней местностям Это, как нельзя более, подтверждает то обстоятельство, что все дошедшие до нас служебники XIV в., содержащие в себе новую редакцию литургии Златоуста, как можно судить по сохранившимся на них надписям, получили свое начало в Московской области и принадлежали разным монастырям её. В других областях России в это время продолжала еще господствовать древняя редакция литургии Златоуста: между служебниками XIV века, принадлежащими Новгородской области, мы не встречаем ни одного, который бы заключал в себе новую редакцию названной литургии. Но такой порядок продолжался не долго и не далее как в следующем веке он получил обратный характер: новая редакция литургии Златоуста сделалась господствующею в России и служебники с древней редакцией этой литургии являются как исключение. Последование литургии преждеосвященных даров со стороны его порядка в XIV веке не представляло особенно важных отличий сравнительно с последованием её в предшествовавшие века. Сохраняя особенности последования её в предшествовавшее время, литургия преждеосвященных даров в рассматриваемый нами период времени представила еще следующие особенности: Во время предначинательного псалма читалась молитва: «Благословен еси Господи, сведый ум человеч», занимающая в древних служебниках пятое место, и пятая и шестая нынешних служебников. 436 Чтение нынешних антифонных молитв, хотя и не всех, во время предначинательного псалма существовало в практике церкви греческой: по Барбериновскому списку литургии Преждеосвященных даров, положено в это время чтение двух молитв первого и второго антифонов, а в Криптоферратском списке чтение одной молитвы второго антифона. 437 Можно почти без всякого сомнения сказать, что это обыкновение церкви греческой послужило основанием для чтения во время предначинательного псалма указанных молитв в церкви русской. Что же касается того, что здесь читались особые молитвы, а не те, которые положено было читать в древних греческих списках литургии преждеосвященных даров, то это можно объяснить тем, что время чтения трех антифонных молитв уже строго и точно определилось, когда стала известна на Руси древняя практика церкви греческой относительно чтения их. Чтобы не нарушать уже установившегося порядка в чтении антифонных молитв и в тоже время чтобы не оставить без внимания практику церкви греческой, в церкви Русской в соответствие трем антифонным молитвам было положено во время предначинательного псалма чтение трех же следующих за ними молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010