Митрополит Иларион: Церковь призывает нас молиться друг за друга. Конечно, кто-то может сказать: какой смысл молиться, если Бог и так все знает; зачем мы должны молиться о каком-то человеке, если Бог и так ему либо поможет, либо нет. Неужели мы добрее или лучше, чем Бог знаем, что нужно этому человеку? Но на самом деле Бог нас призывает молиться друг за друга, потому что через это мы выражаем свою любовь к нашим близким. Мы знаем немало случаев из истории, когда, например, молитва матери спасала детей от смерти, когда молитва какого-то человека явным образом воздействовала на судьбу другого человека. Если говорить о молитве за усопших, то для нас мертвых вообще не существует. Когда близкий нам человек переходит в иной мир, он продолжает там жить. Он также, а может быть и еще больше, чем при жизни, нуждается в наших молитвах. Поэтому через нашу молитву об умершем человеке, мы проявляем к нему любовь, продолжаем о нем заботиться. Кроме того, через эту молитву мы ощущаем живую связь с этим человеком. Поэтому эта молитва нужна не только ему, но и нам. Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа словами из Евангелия от Иоанна: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5824805...

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф. 6:5-13 ). …Наверное, ни у одного из народов того времени молитва не ставилась так высоко, как у евреев. Всякий взрослый мужчина должен был молиться три раза в день: утром, днем и вечером: Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, – говорит Псалмопевец ( Пс. 54:18 ). Молиться можно было и в любое другое время. Так, например, работая в поле или по дому, многие евреи напевали псалмы или произносили спонтанную молитву. И Христос, и Апостолы часто цитируют псалмы, многие из них они знают наизусть – многие благочестивые иудеи того времени знали и всю Псалтирь наизусть. Кроме того, был назначен преимущественный день для молитвы – суббота. В этот день нужно было посетить синагогу, а потом возносить к Богу домашние молитвы. В Своей речи о молитве, приведенной выше, Спаситель критикует две группы людей: тех, кто молится напоказ, и тех, кто молится многословно, как язычник. Что имеет Христос в виду? Первые – это фарисеи и подражающие им люди. Молиться в синагогах – скорее всего, молиться громко, привлекая внимание. Молиться на углах улиц , или можно перевести: на перекрестках , означало следующее: некоторые люди стремились оказаться на улице в то время, когда звук труб Иерусалимского храма в три часа пополудни даст знак к вечернему жертвоприношению (отсюда трогательное, известное нам по Литургии Преждеосвященных Даров – Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя ( Пс. 140:2 ).) Молиться именно в это время не было обязательным, иудею предписывалось молиться утром, днем и вечером, однако точные временные рамки не задавались. Но некоторые люди старались синхронизовать время своей молитвы с храмовым жертвоприношением. Само по себе это не плохо, просто такое своего рода усиленное благочестие, но проблемой это становится, когда такой человек старается в это самое время оказаться на глазах большого количества людей. Понятно, что тут уже мы видим не благочестие, а некую игру на публику.

http://azbyka.ru/parkhomenko/molitva-zap...

Мы помним слово преподобного Серафима Саровского о том, как изменилось бы все вокруг нас, если бы мы, исполнившись решимости, начали с сегодняшнего дня жить так, как говорит Христос. Если бы хотя один среди нас — увы, так редко это бывает! — зажег этим примером других. Но мы видим также, как окружающие Христа фарисеи относятся к Его словам. Как отнеслись бы к нам наши современники, если бы мы, как первые ученики Христовы, все оставив, последовали за Ним. Не закончилось ли бы все для нас таким же уничижением, отвержением и распятием? Кто может сказать, что нет? Именно это в конце концов обещает нам Христос Своими заповедями блаженства. Потому неудивительно, что мы предпочитаем с осторожностью следовать за Христом, не торопимся сами исполнять то, что мы проповедуем, — на той глубине, на какой открывается нам подлинно услышанное слово Божие. «Горе вам!» — говорит Христос, обращаясь к фарисеям, этот суд Его не обходит и нас. Мы тоже ограждаем свои грехи благочестивыми обрядами и словами, и снаружи кажемся красивыми, а внутри полны всякой нечистоты. Мы можем все рассказать о нашей вере, но живем ли мы ею? Происходит ли в нас внутреннее изменение, которое называется изменением ума? Что мы предпринимаем для того, чтобы оно произошло? Плач Господа над Иерусалимом, Его исполненная любви печаль о судьбе отвергающих Его — все это имеет отношение и к нам. Легко видеть в этих словах Христовых пророчество, которое уже исполнилось и потому уже как бы утратившее силу. Да, фарисеи получили в полной мере по делам своим. Но и мы получим, если будем по-прежнему так же поверхностно относиться к нашей вере. Мы должны сражаться изо всех сил в этой войне против греха, чтобы и наши сердца однажды уязвились Христовой любовью. И эти Его слова обратили нас к истинному покаянию, а не стали для нас последним приговором в вечности. Литургия Преждеосвященных Даров Мф, 102 зач., 24, 36 — 51; 25, 1—46,26,1—2 Притча о десяти девах Сказал Господь Своим ученикам: о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

http://pravoslavie.ru/4161.html

На Преждеосвященной Литургии : Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных ( Пс. 140, 1–4 ). Вместо херувимской песни Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Причастный стих: Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя ( Пс. 33; 9 ). При первом явлении Святых Даров: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих ( Пс. 33, 2 ). Вкусите от Хлеба небесного и из Чаши жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. На великом повечерии великий канон святого Андрея Критского . Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель, хотя при конце спаси меня. Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление прегрешений, как Человеколюбец. Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: «Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною». По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам: теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но, Ты, Сам Христос Спаситель, приди и исцели меня. Священник, заметив меня, прошел мимо, и левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, приди и умилосердись надо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Народная мудрость гласит: «Великий пост всем прижмет хвост», «Пришли редька да хрен, да книга Ефрем» (во время великопостных Богослужений читались поучения преподобного Ефрема Сирина , IV век). В наше время, в силу секулярного сознания или протестантствующего отрицания, или просто в силу человеческой лени и небрежения о своем духовном состоянии, посты с легкостью начинают «отменять». Объясняют это также трудностью их соблюдения: как можно-де отказаться самому от мяса, сала, колбасы, яиц, масла? До недавнего времени «помогала» нам в этом отношении и атеистическая пропаганда, говорившая о вредности постов для здоровья. Между тем, трудно сделать только первый шаг. Но его можно и нужно сделать, если мы думаем о духовном возрождении нашего общества, нашей семьи, каждого человека. Можно привести слова, адресованные автору в письме недавно пришедшего в Церковь человека: «Вот впервые я выдерживаю пост, и все, все это благодаря Богу». Вспомним слова Христа Спасителя: «Иго бо мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:30 ). Трудности первых шагов соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит апостол Павел: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» ( Рим. 14:1–3:6 ). Триодная память мученика Феодора Тирона В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.) 42 . Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках. Таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь «архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема» 43 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, «сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом» 44 . Благодаря этому верующий народ был избавлен «невредимо от врага и преступника коварства» 45 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем» 46 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона в православном календаре появилась также и триодная память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Неслучайно в дни Великого поста Церковь установила воздерживаться в некоторых случаях и от Евхаристии. Ведь полная Евхаристия Великим постом не служится, кроме суббот и воскресений, а по средам и пятницам совершается особая вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Церковь как бы на время закрывает для нас в некоторые дни доступ на ту высокую гору, на которой мы «высокими умы» можем общаться с Господом. Это происходит для того, чтобы мы осознали свою греховность, принесли покаяние за все наши злые дела и лучше подготовились к этому великому Таинству. Таинство Евхаристии (кроме Великого поста) совершается в Церкви ежедневно, и всякий раз, когда совершается Евхаристия, мы приглашаемся быть ее участниками и ее причастниками. Нужно помнить, что всякий раз, когда на Литургии мы слышим слова Христа, произносимые священником или архиереем: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов», каждый раз, когда мы видим священника, выходящего с Чашей, и слышим: «Со страхом Божиим и верою приступите», — эти слова обращены к каждому из нас. Во все дни, когда служится Литургия, когда совершается Евхаристия, Бог призывает нас «высокими умы» взойти на эту гору и общаться с Ним не так, как Моисей — в страхе и трепете, — а соединяться с Господом духовно и телесно через Таинство Евхаристии. И только в некоторые дни Великого поста Церковь удерживает нас от участия в этом Таинстве ради того, чтобы мы могли понести покаяние. Господь призывает нас быть причастниками Тайной вечери всегда, когда мы этого пожелаем. Молясь «хлеб наш насущный даждь нам днесь», мы просим не только о хлебе материальном, не только о пище, которую употребляем для того, чтобы продолжалась наша жизнь, но и о том Небесном Хлебе, которым является Сам Господь. Это Хлеб, о котором Христос сказал, что вкушающий от него не умрет, ибо тот, кто вкушает этого Хлеба, по слову Господа, «во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56). Человек, который причащается Святых Христовых Таин, соединяется с Богом духовно и телесно. Дистанция, которая существует между нами и Богом и которую никакой человеческий подвиг, никакое усилие, никакая человеческая святость неспособны преодолеть, преодолена Самим Богом, когда Он стал человеком, когда Он пришел на эту землю.

http://patriarchia.ru/db/text/3628073.ht...

Но св. церковь этим одним не ограничивается; она считала и считает необходимым для нас дать нам, во время поста и покаяния нашего, полную возможность предаться нашей душевной печали; она открыла нам полную свободу слезами и воздыханиями нашими смягчить нашу душу, возбудить в ней неотразимое сознание нашей греховности и безответственности пред Богом Творцом и Спасителем нашим, и только в уповании на безграничное милосердие к нам Господа Иисуса, за нас пострадавшего и умершего, – в надежде на Его боголепное ходатайствование за нас у престола Божия, – искать себе отрады и утешения в угнетающей нас скорби. Так действует в отношении к нам мать наша церковь ! Её любовь к нам, её попечение о нас, в этом случае, – безгранично – велики и благотворны для нас, неизреченно мудры и драгоценны. Во время поста и покаяния она открывает для нас обширное поприще для молитвы, для воздыханий и слез, для сокрушения и умиления, для воздержания и говений, для веры и любви, для непостыдного упования на единого ходатая и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Самый горький плач, самая тяжкая скорбь у кающегося грешника может быть именно от того, что Господь отвратил от него светлое лице Свое; – как бы не видит слез его, не слышит воплей его, как бы оставил его одного с грехами и беззакониями его. «Спаси мя, Боже мой, – вопиет он словами пророка Давида, – я погрязаю в блате глубоком, и не на чем остановиться; – утопаю в глубине вод, и волны покрывают меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, утомились глаза мои от ожидания Бога… Плачу, пощусь душою моею... возлагаю на себя вместо одежд вретище... Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне. Услыши меня, Господи, ибо благость Твоя милосерда, по великому благоутробию Твоему воззри на меня. Не скрой лица Твоего от раба Твоего; ибо я стеснен; поспеши, услыши меня. Приближься к душе моей, избавь ее», ( Пс.68:2–20 ). «Господи! Услыши молитву мою, и вопль мой да приидет пред Тебя. Не скрывай лица Твоего от меня, в день бедствия моего приклони ко мне ухо Твое; в день, когда призываю Тебя, поспеши, услыши меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

О, сколь мы преступны! Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо... если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в тебе, то давно бы они во вретище и пепле покаялись [ Мф. 11, 23, 21 ]. А я до небес вознесен благодатию и щедротами Сына Божия, ибо облеченным саном священства предстою престолу небесного Владыки и, что всего удивительнее и неизреченнее, причащаюсь пречистого Тела и пречистой Крови Его столь часто, как другие едят обыкновенный хлеб и пьют обыкновенное питие. Господи человеколюбче и долготерпеливе, умилосердись надо мною и совознеси меня от земли к небесным Твоим обителям, презирая мои прегрешения и спасая меня имиже веси судьбами. Аминь. Февраля 24-го. Обретение главы Предтечи. Благодарю Господа, спасшего меня троекратно во время часов и литургии Преждеосвященных Даров от лютых козней сатанинских и даровавшего силу прочитать заамвонную молитву твердо, с избежанием козней лукавого, сатанинского страхования. Слава Богу! Ну вот ты и сыт: много ли тебе надо?.. Чего же ты малодушно плакал, что слишком много нищих одолевает тебя? Что иным отрада, то есть богатым и не пекущимся о нищих, а тебе, подающему, скорбь от ежедневного расточения. Но разве без мзды твоя милостыня! Разве не верен Обещавший воздать за нее сторицею и дать жизнь вечную?.. О, малодушный! О, неверный! О, любостяжательный! О, сластолюбец! Я должен быть благодарен Господу Богу весьма, весьма и за то, что родственники мои Григорий Иванович Цветков и Анна Константиновна удостоились великой милости Божией: он стал священником, а она – матушкой, и я стал свободен от обязательства, которое должен был давать им. Из благодарности за сие я должен не скупо, охотно подавать милостыню и делать больше добра своим бедным кровным родственникам. За всё слава Богу! Вот в том и состоит растление нашей духовночувственной природы, что мы прилепились к земному вместо небесного: к сластям, к земному богатству, к земной славе, а не к Богу, Который есть истинная, вечная сладость, истинное, негиблемое, неистощимое богатство, от Которого единого слава истинная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Основа христианской нравственности . Основой христианской нравственности ап. Петр считает веру в Бога. Свое первое послание он начинает благословением Святой Троицы и призывом к вере в воскресшего Господа Иисуса Христа. Он говорит, что вера возрождает людей к «наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1:4). «О сем радуйтесь», – пишет апостол, т. е. радуйтесь о том, что у вас есть вера во Христа. Эта вера «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1:7). Именно она дает истинное счастье человеку, потому что спасает душу от смерти. Все поведение христианина должно определяться внутренним состоянием верующей души. «По примеру призвавшего вас Святого (т. е. Иисуса Христа), и сами будьте святы во всех поступках» (1:15). «Послушанием истине через Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» (1:22–23). Живые камни веры . Господь сказал апостолу Петру: «Ты еси камень (по-гречески Petros). И на сем камне созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Теперь же, накануне смерти, св. апостол обращается в своем послании к первым христианам с призывом быть «живыми камнями». «Вкусите и видите, яко благ Господь», – поется в литургии Преждеосвященных Даров. «Вы вкусили, что благ Господь, – пишет он здесь, – приступая к Нему (т. е. ко Христу), камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами (будьте) как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (2:3–5) ... дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2:9). Христианская жизнь в семье . «...Жены, повинуйтесь своим мужьям, – учит апостол Петр, – также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (3:1 и 7). Внешнее убранство женщины, прическа, золотые уборы, нарядность одежд ее, не должны быть главной заботой ее жизни. Главное – это духовная красота, это «сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (3:4). Духовная красота и смирение женской души, как свидетельствует св. апостол Петр, есть великая побеждающая сила, которая без всяких словесных доказательств приводит к Богу тех мужей, которые еще не познали Христа и не уверовали в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является то, что она совершается вечером вместе с вечерней. Готовясь участвовать в Причащении за Литургией Великого Поста, христиане древней Церкви постились день с утра до вечера. Сейчас предписывается поститься так, чтобы после 12 часов не есть и не пить ничего, и разрешено вкушать пищу только после вечерней Литургии. Вечерние Литургии во время Великого Поста важны и потому, что в них могут принимать участие члены общины, которые днем работают . Таким образом, большее число людей может участвовать в этих великолепных богослужениях, исполненных покаяния и надежды. И все они могут причаститься за этими службами. В вечерних Литургиях обновляется древнехристианский обычай причащаться святым Тайнам вечером, на что и указывает слово " Вечеря " .  Молитвенный подвиг " Будьте постоянны в молитве, бодрствуйте в ней с благоговением " . (Кол4:2) Наша миссия В предыдущей части мы сосредоточились на Евхаристии. Она освящает нашу духовную и телесную жизнь, через Евхаристию человек становится " причастником божественного естества " Христа. Участвуя в Евхаристии, мы ощущаем Царствие Божие уже здесь и сейчас. Это переживание является предвкушением святости будущей жизни. Но мы еще находимся в этом мире, наша миссия здесь продолжается. Господь поручил нам эту миссию, и о ней мы слышим в каждом евхаристическом богослужении: " Елижды бы аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, мою смерть возвещаете, мое воскресение исповедаете " . Это слова из Литургии святого Василия Великого. Они означают, что, собираясь для совершения Евхаристии как народ Божий, мы сегодня продолжаем полученное в наследство от апостолов живое свидетельство о Христе. Апостол пишет об этом свидетельстве: " Мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам " (Ин.1:2). Уходя с Литургии, мы слышим слова песнопения: " Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную... " Это и есть наша миссия: нести в этот мир увиденный нами в Евхаристии свет и исполнять слова Господа: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Мф.5:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010