Скачать epub pdf ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ 390 ОТЛИЧИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ОТ ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Под названием Литургии Преждеосвященных Даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной Литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице. С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая Святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной Литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Запрещение совершать полную Литургию во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49 правиле Лаодикийского Собора. В 52 правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и Святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Эта Литургия, как показывает само ее название, отличается от Литургии святого Иоанна Златоуста и Литургии святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения и освящения Святых Даров. Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной Литургии – торжественнейшего и радостнейшего богослужения – несовместимо со строгостью поста, ибо тот, кто искренно сокрушается о своих грехах, тому не свойственно радоваться. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь , являя милосердие немощной природе нашей, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых таинств. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Литургия Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (евхаристии). Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста, потому что приношение Святых Даров и освящение их несовместны со строгостью поста. Присутствуя при освящении Святых Даров или совершении таинства евхаристии, истинные христиане одушевляются чувством высокой радости о Христе Спасителе. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Потому в известные дни Великого поста и не положено совершать таинства евхаристии (освящения Святых Даров). Но, с другой стороны, и причащение не вовсе отменяется в дни поста и покаяния. Ибо постящимся, при подвигах умерщвления плоти, необходимо подкрепление небесною пищею Тела и крови Христовой. Посему, чтобы постящиеся могли приобщаться Тела и Крови Христовой, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Дары же, которые преподаются верным на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде – при совершении литургии или св. Иоанна Златоуста (в неделю сыропустную, в неделю ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста). Святой хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и агнец для литургии, совершаемой в тот день. Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу, то литургия Преждеосвященных Даров совершается после 9 часа и вечерни. Перед литургиею совершаются великопостные 3, 6 и 9 часы с Изобразительными и вечерня. После часов и Изобразительных священник говорит отпуст по обычаю. Затем диакон, на обычном месте у святых дверей, возглашает: «Благослови, владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И.И.Судоса Чин Божественной Литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова Содержание Общие сведения Последование Литургии Преждеосвященных Даров     На протяжении истории в Русской Православной Церкви издавалось много различных служебников. В практику вошли издания служебников с текстом последований трёх Божественных Литургий. Издавались служебники с отдельным последованием только Литургии свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого . Последние 80 лет не встречался служебник с последованием Литургии свт. Григория Двоеслова , в котором бы находились подробные объяснения как совершать Литургию Преждеосвященных Даров по сложившейся современной практике. Даже в Архиерейском Чиновнике последование Литургии Преждеосвященных Даров излагалось без подробных объяснений. За несколько веков произошли большие перемены в литературном языке, в традициях и даже в чине совершения различных богослужений. Литургия Преждеосвященных Даров совершается редко – только в Великом посту и может быть поэтому её чин не издавался в полном объёме. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан отредактированный чин Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, в который вошли все практические моменты того времени. На настоящий день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Молодые священнослужители всегда нуждаются в дополнительных объяснениях чинопоследования этой Литургии и уже давно назрела необходимость издать отдельным служебником Литургию святителя Григория Двоеслова с подробными объяснениями. Небольшой служебник будет удобен в употреблении, а пояснения помогут священнослужителям раскрыть красоту древнего чина Литургии. Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: – в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; – четверг 5-й седмицы Великого поста; – 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Статья из рубрики «Верования, религии, Церкви» Аннотация. В статье рассматривается историко-богословские аспекты возникновения и развития двух разных практик Литургии Преждеосвященных Даров на Руси. Особая важность этого вопроса обусловлена тем, что он напрямую затрагивает одно из основных Таинств Церкви – Причащения Тела и Крови Христовой, а также главную церковную службу – Литургию. Актуальность темы также обусловлена возникшей в настоящее время полемикой по вопросу соответствия этих практик канонам Церкви и святоотеческому учению. Целью исследования является анализ исторических и богословских документов, касающихся данной темы. В работе рассматривается исторический контекст и богословские вопросы развития двух разных практик на Литургии Преждеосвященных Даров на Руси. Анализ осуществляется на основе критического изучения исторических документов и историко-богословских исследований, посвященных данной теме. В статье делаются выводы, что на Русь с принятием христианства пришла практика напаять святой Хлеб Кровью Христовой для совершения Литургии Преждеосвященных Даров. О существовании на Руси другой практики не напаять святой Хлеб, нет никаких достоверных данных. Также обосновывается неосновательность теории о преложении вина в Кровь Христову на Литургии Преждеосвященных даров, связанная с последней практикой. В статье также показываются заслуги святителя Петра (Могилы) , в том числе связанные с утверждением православной практики на Литургии Преждеосвященных Даров и доказывается несправедливость многих обвинений в его адрес. На основании этого делается предложение о его общецерковной канонизации. До XIV в Церкви существовали две практики приготовления преждеосвященных Даров (17, с. 94–95). Одна практика состояла в том, чтобы не напаять освященный Агнец святой Кровью. Из этой практики возникла теория о преложении вина в Кровь Христову погружением в него святого Хлеба. Вторая практика состояла в том, чтобы напаять освященный Агнец Кровью Христовой. В наше время в связи с этим возникла полемика о соответствии канонам Церкви и святоотеческому учению этих двух практик и указанной теории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Разделы портала «Азбука веры» В настоящее время многие молодые священники сталкиваются с проблемой совершения литургии Преждеосвященных Даров. В служебнике указания относительно чина литургии находятся в разных местах. На сегодняшний день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Настоящая публикация призвана помочь священнослужителям в совершении чина литургии согласно установившейся современной практике. Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: — в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; — четверг 5й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1е и 2е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период. Приготовление Святых Даров. На полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготовляет, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Преждеосвященных Даров на грядущей седмице. Каждый Агнец священник взымает и начинает со слов: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», а завершает прободением со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Все Агнцы священник полагает на Дискосе, а затем взымает частицы и располагает их по чину. И бывает чинопоследование полной литургии. Во время освящения Святых Даров все Агнцы освящаются как Единый Хлеб (Агнец). При возношении «Святая Святым» священник возносит все Агнцы вместе. Затем один Агнец, предназначенный для данной полной литургии, раздробляет по чину погружает часть «Иисус» в Чашу и вливает теплоту. Прочие же Агнцы священник с помощью лжицы напояет Святой Кровию и полагает их в Дарохранительнице печатью вниз. Далее следует полная литургия по чину. Последование литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

В.И. Грищук Статья посвящена проблеме, которая неоднократно обсуждалась в научной среде – авторству Константинопольской Литургии Преждеосвященных Даров. Несмотря на то, что настоящей теме посвящено немало исследований, вопрос атрибуции остается актуальным и не до конца изученным. В статье приведены сведения об авторстве Литургии по свидетельству древних евхологиев, мнения византийских комментаторов, а также обозначена проблема предмета изучения – что подразумевает исследователь, говоря об авторстве Литургии, не имеющей в своем составе Анафоры. На сегодняшний день вопрос авторства Преждеосвященной Литургии остается открытым, однако упоминание имени святителя Григория Великого , папы Римского, на отпусте Преждеосвященной Литургии в современной традиции вполне оправдано. Содержание Евхологии Византийские комментаторы Свидетельства о свт. Григории Великом Некоторые выводы Источники и литература     Вопрос атрибуции Литургии Преждеосвященных Даров достаточно подробно изучен в российской и зарубежной литургической науке. Среди наиболее авторитетных работ на эту тему можно назвать монографию проф. Д. Мораитиса «Литургия Преждеосвященных» [Μωρατης, 1955], статью профессора Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенского «Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк)» [Успенский, 1976, 146184] и фундаментальное исследование протопресвитера С. Алексопулоса «Литургия Преждеосвященных Даров в Византийском обряде: сравнительный анализ ее происхождения, развития и структурных единиц» [Alexopoulos, 2009]. Однако вопрос авторства Преждеосвященной Литургии на сегодняшний день остается темой научных дискуссий. Изучение проблемы «авторства», или «атрибуции», полной Литургии сводится к вопросу об авторстве Анафоры. Для Преждеосвященной службы проблемы происхождения Анафоры не существует. В таком случае вопрос авторства Литургии Преждеосвященных Даров требует дополнительных комментариев, с учетом того, что внешняя форма богослужения изменяется во времени. Изучая вопрос атрибуции Преждеосвященной Литургии, необходимо конкретизировать предмет исследования:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда Христос стоит незримо… О самом необычном богослужении Великого поста 25 февраля, 2015 О самом необычном богослужении Великого поста Каждому христианину, более или менее регулярно посещающему храм, приступающему к спасительным Таинствам, известно, что Великий пост «не состоится», если хотя бы раз не прийти на Литургию Преждеосвященных Даров. Эта удивительная по своему покаянному настрою служба совершается в течение всего Великого поста по средам и пятницам; а в Страстную седмицу — в понедельник, вторник и среду. NB: статья написана в конце Великого поста 2013 года.  Господь рядом Конечно, она совершается в будни, конечно, трудно выкроить драгоценное утреннее время, занятое работой и заботами о ближних, — трудно, но можно. И нужно. Потому что без этой Литургии не сложится образ великопостного богослужения, да и сам Великий пост рискует остаться чисто гастрономическим предприятием. Почему? Потому что Литургия, которая служится в Великий пост по субботам и воскресеньям, это та самая Литургия, на которую мы ходим и в обычные, непостные дни. Она написана по чину святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и почти ничем не отличается от той, которая служится в привычное время. Поэтому если и в пост ходить в храм исключительно по выходным дням, то будет полное ощущение, что поста нет, и все происходит, как всегда, быть может, лишь с небольшими нюансами. Чин Литургии Преждеосвященных Даров был написан в VI веке святителем Григорием Двоесловом, папой Римским. По духу и структуре она совсем другая, более, если так можно выразиться, великопостная, менее праздничная. Главная особенность — во время Литургии Преждеосвященных Даров происходит причастие заранее освященными Телом и Кровию Христовой. Заранее, то есть прежде текущего момента, отсюда и название. Если во время «простой» Литургии мы просим о том, чтобы по молитвам Церкви Господь и в этот раз пресуществил хлеб и вино в Свои Святые Тело и Кровь, то в течение всей Литургии Преждеосвященных Даров Дары уже есть и находятся в алтаре. Они были освящены на обычной, воскресной Литургии, и пребывают в храме с воскресенья. Таким образом, с самого начала Литургии Преждеосвященных Даров Сам Христос незримо стоит в Царских вратах, рядом с верующими. Осознание этого факта придает богослужению особый трепет.

http://pravmir.ru/kogda-hristos-stoit-ne...

Одна из самых красивых великопостных служб Литургия Преждеосвященных даров — одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин. Надеемся, что комментарии к службе будут полезны читателям нашего сайта. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, которое преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течение всех дней Святой Четыредесятницы Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых , и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения. К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас. Богослужение начинается Великой Вечерней , но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» , такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы , в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению , с которой начинается и полная Литургия.

http://pravmir.ru/obyasnenie-liturgii-pr...

Великий пост в 2024 году В какие дни нужно постараться быть в храме? 2 марта, 2020 В какие дни нужно постараться быть в храме? В 2024 году Великий пост начинается 18 марта. Церковь предлагает верующим провести эти дни в более углубленной, покаянной молитве. Великий пост в 2024 году: какие службы не пропустить? Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост. Великий пост в 2024 году Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду (1 мая), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы. В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского . Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне — одна из самых длинных и сложных служб носит название « Стояние Марии Египетской ». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость — служба переносится, как правило, на утро. В первую пятницу Великого поста (22 марта в 2024 году) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). С Крестопоклонной среды (10 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению. Вторая, третья и четвертая  субботы Великого поста (30 марта,  6 и 13 апреля в 2024 году) — поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида.

http://pravmir.ru/velikij-post-2024-bogo...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 58  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Апостол Андрей Святой апостол Андрей Первозванный родился и рос в Вифсаиде галилейской – городе на берегу Генисаретского озера. Имя его имеет греческое происхождение: νδρας – мужественный, храбрый. Отца его звали Иона, брата - Симон Петр, до призвания в апостолы он был рыбаком (в церковнославянском переводе – рыбарем). Святой Андрей не был женат и еще в юности решил... Тест: Заупокойное богослужение 1. Как иначе называются каноны об усопших, помещённые в субботних службах Октоиха в чине утрени? 1 Мертвенные 2 Смертные 3 Упокойные Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Октоих Комментарий: Среди канонов, входящих в состав православных заупокойных служб, чаще прочих употребляются «мертвенные» каноны 6-го и 8-го гласов из Октоиха. «Мертвенные» каноны помещены в субботних службах... Правила Многие из нас в Церкви уже не первый год. И в какой-то момент начинает казаться, что все основное о вере тебе уже известно. Настоящий проект замечателен тем, что он показывает, насколько мы на самом деле ориентируемся в православном вероучении. Без тоскливой дидактичности, а иногда даже с добрым юмором, мы охватываем своими вопросами все значимые темы... Литургия Преждеосвященных Даров 1. Как именуют святого Григория, предполагаемого автора Литургии Преждеосвященных Даров? 1 Григорий Нисский 2 Григорий Великий 3 Григорий Богослов 4 Григорий Двоеслов 5 Григорий Палама Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Литургия Преждеосвященных Даров Комментарий: Предполагаемым автором Литургии Преждеосвященных Даров является Григорий I Великий, Двоеслов (ок. 540-604), папа... Тест: Молитва «Отче наш» 1. Иное название молитвы «Отче наш»: 1 Кирие элейсон 2 Молитва Господня 3 Молитва верных 4 Иисусова молитва Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: «Отче наш» Комментарий: Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому что этой молитве научил Своих учеников сам Господь Иисус Христос. Ответить Пройти весь тест 2. Евангелисты, у которых мы...

http://azbyka.ru/test/page/9

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010