В феврале 1558 года из Москвы последовала грамота к магистру, архиепископу Рижскому, епископу Юрьевскому и всем епископам и людям в Ливонии, направленная от царского печатника, бояр и князя М. Глинского. “Нарушив крестное целование царю, ливонцы навлекли на себя его гнев. Чтобы избежать кровопролития, они должны как можно скорее послать к царю послов с данью” 9 . 15 февраля 1558 года последовала грамота аналогичного адресования, так “как ливонцы высказывают склонность избавить свою страну от окончательной гибели, то они должны сейчас же послать послов к царю. Со своей стороны бояре будут предстательствовать пред царем за Ливонию” 10 . Затем татарский царевич “Шин-Алей сообщил царю челобитие ливонцев, ходатайствующих о помиловании. — Иван IV посылает им эту опасную грамоту с тем, чтобы они прислали к нему послов, добрых людей, с данью” 11 . “Опас­ная” царская грамота была адресована ливонскому магистру, архиепископу Рижскому, епископу Юрьевскому и др. 17 марта 1558 года епископ Герман на собрании клира говорил о жестокости “Московита” 12 . За несколько дней до взятия Юрьева юрьевские послы писали епископу Герману о необходимости самому направиться в Москву для заключения мира 13 . Однако события развивались таким образом, что соображения послов не были осуществлены и епископ Герман вскоре появился в Москве, но уже в другом качестве. Русские войска к этому времени взяли город “Керепеть”. Ещё до его взятия находившиеся в нём магистр Ливонского ордена и епископ Юрьевский покинули город. “Бискуп пошел с своими людми к Юрьеву” 14 . Царские воеводы погнались за ними, догнав его за 25 километров до Юрьева, “побили бискупа на голову и гоняли по самой посад Юрьевской; и бискуп ушел в Юрьев не со многими людми и взяли на том бою из бискупова двора лутчих людей, и телеги з доспехом и з зелием и со всяким запасом поимали многие” 15 . А. Курбский, участник военных действий, писал, как они подошли к Дерпту, “в нем же бискуп сам затворился со бурмистры великими и со жители града, и к тому аки две тысящи немец, еже к ним приидоша за пенези.

http://pravmir.ru/sudba-katolicheskogo-e...

Общегос. вопросы часто решались на вече, в к-ром наряду с новгородцами принимали участие представители др. городов Новгородской земли - Пскова, Ладоги, Русы, что отражало территориальный размах Новгородчины XI в.- от Пскова до бассейна Мсты, от Приладожья до Ловати. Уже в XI в. началось проникновение новгородских даней на северо-восток - в район Онежского оз. и Подвинья (Заволочье). Не позднее 1-й четв. XII в. эти земли были плотно охвачены системой новгородских погостов, о чем дает отчетливое представление Устав кн. Святослава Новгородской епископии 1137 г. Подвижную границу новгородских владений на западе и севере определить трудно, так же как нелегко отделить территории новгородских данников от земель, непосредственно включенных в политическую структуру Новгородской земли. В 1-й пол. XI в. власть Новгорода установилась в области эстов к западу от Чудского оз., где в 1030 г. Ярослав Мудрый основал г. Юрьев Ливонский (совр. Тарту), но эти владения были утрачены после начала в 90-х гг. XII в. экспансии Ливонского ордена и Дании в Вост. Прибалтику, хотя и впосл. выступления эстов против ливонского и дат. господства часто пользовались военной поддержкой Новгорода. Вероятно, одновременно с землями эстов были освоены области води и ижоры на юж. берегу Финского зал., а также карел вокруг Ладожского оз. Позднее данническая зависимость от Новгорода распространилась на фин. племена еми на сев. побережье Финского зал., не позднее рубежа XII и XIII вв.- на финнов Терского берега (беломорское побережье Кольского п-ова). Земли еми были потеряны для Новгорода в сер. XII в., когда их захватила Швеция. Новгородско-швед. конфликт был длительным, принимая порой форму дальних походов: шведов на Ладогу в 1164 г., подвластных Новгороду карел на столицу Швеции Сигтуну (к-рая была взята и разграблена) в 1187 г. Судьбы Киевской земли и механизмы общерусского единства Киевская земля, как и Новгородская, стояла в системе земель-княжений Д. Р. особняком. Традиц. представление о Киеве как о владении княжеского рода, выражавшееся в поочередном замещении киевского стола князьями из разных ветвей в соответствии с принципами генеалогического старейшинства и отчинности (на Киев не мог претендовать князь, отец к-рого никогда в нем не княжил), не позволило столице Д.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Потом, в том же году, Литовцы, соединившись с Пруссами, восставшими на Немцев, напали на орденскую Немецкую крепость Кармовин, которую защищали два войска крестоносцев, – Прусское и Ливонское, (т. е. Немецкого и Ливонского орденов). Неподалеку от этой крепости, на речке Дурбе, орденские войска вступили в битву с Литовцами и Пруссами, были разбиты на голову, потеряли магистра Ливонского и Маршала Прусского и множество рыцарей, а Литовцы взяли крепости Кармовин и Гейльсбург. Этот успех Литовцев против Немецкого ордена, поднял новокрещенных Пруссов; они явно отказались от латинского христианства и выбрали себе в начальники какого-то Глиппина, начали избивать всех латинян, живших в их краю, резать латинских священников и жечь церкви. Миндовг, получивши весть о Прусском восстании, сам отрекся от латинского христианства и королевского титула и с сильным войском вступил в орденские Прусские владения. Чтобы отвлечь Миндовга, собралось в нижней Пруссии многочисленное войско латинян, из Поляков, Немцев и иных крестоносцев, и вступили в земли Жмуди и Ятвягов. Но Литовцы и Пруссы, разузнавши чрез лазутчиков о расположении этого войска, напали на обозы, которые были плохо защищены, и овладели ими. Латиняне, узнавши о потере своих обозов, воротились назад и около обозов завязалась страшная сеча, кончившаяся тем, что Поляки, Немцы и другие крестоносцы были обращены в бегство, потерявши множество рыцарей и прочих воинов, частью убитыми, частью попавшимися в плен. Литовцы и Пруссы, торжествуя победу, принесли одного из пленников, Немца, в жертву своим языческим богам. Немцы еще было собрали войско, но опять были разбиты; и вслед за тем Литовцы и Пруссы завладели четырьмя орденскими крепостями. В то время, как главное войско Миндовга вместе с Пруссами страшно громило орденские владения, другое его войско, вступившее в Польскую землю, опустошило Мазовию и большую часть Куявии, и возвратилось домой с такою огромною добычею и с таким множеством пленников, что в это время в Литве пленные Ляхи продавались по гривне за голову, а Литвины и Русские между собою меняли их на коров, лошадей и другую скотину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Россия. Размышления на тему... Существует мнение, что распад СССР был неизбежен, что империи всегда рано или поздно разрушаются. Конечно, можно сказать, что Российская империя, представлявшая собой конгломерат не родственных народов, была обречена на распад. Ведь еще Н.Я. Данилевский говорил, что не родственные народности, соединенные в один государственный организм, представляют потенциальную разрушительную силу для любого такого государства. По его мысли, каждая народность, получившая когда-либо и не забывшая еще своего самобытного исторического национального значения, будет всегда стремиться вернуть себе государственность. Можно ли считать, что по этому принципу отпали Финляндия и Польша в 1917 году? Правда заключается в том, что великая страна потерпела в 1991 году поражение в необъявленной войне с Западом, и Советский Союз перестал существовать. Или страна была обречена исторически - по Данилевскому? Было Великое княжество Литовское, наши друзья-враги на протяжении веков. В 1226 году польский князь Конрад Мазовецкий пригласил Тевтонский орден на польские земли, отдав ордену Хелминскую область в обмен на обещание борьбы с пруссами. Эта территория стала основой для государства Тевтонского ордена. В течение нескольких десятилетий тевтоны захватили прусские земли, а пруссы были истреблены. В 1237 году князь Даниил Романович Галицкий разбил войска Тевтонского ордена. В 1237 году Тевтонский орден объединился с орденом меченосцев, ставшим одной из его провинций. Тевтонский орден подчинил себе латышей и эстонцев. В XIII в. - 1525 году в Прибалтике на землях, захваченных орденом у пруссов, литовцев и поляков, существовало государство Тевтонского ордена. Орден был разгромлен в Грюнвальдской битве 1410 года В 1525 году его владения в Балтийском регионе превратились в светское герцогство Пруссию. Т. е. Литва, Латвия и Эстония имели опыт отдельного существования. К этому можно добавить, что отношения между Литвой и Русским государством в разное время характеризовались сложными процессами, когда судьбы литовского и русского народов нередко переплетались. Политическая жизнь в государствах была направлена на поиск взаимоприемлемых решений и урегулирование проблем, взаимодействия против агрессии Ливонского и Тевтонского орденов на западе и ордынского нашествия - на востоке. После Люблинской унии 1569 года и образования единого литовско-польского государства в основу его военно-политической доктрины была положена экспансия на восток с целью подчинения Русского государства.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

Закончилось это тем, что во Франции король Филипп Красивый разгромил замки французских тамплиеров. В то время когда французский король разорял гнезда храмовников во Франции, из Гавра ушла в неизвестном направлении флотилия, на которой, как считают, увозили золото тамплиеров. Было это в 1334 году. В это время в Ливонии рыцари Орденов Меченосцов и Тевтонов жили далеко не роскошно - с бедных племен ливов, латов и эстов взять можно было немного, хотя рыцари и обратили их в рабов ( предварительно крестив). И, внезапно, в бедной Ливонии в этом же году начинается строительный бум - закладывают одновременно 34 крупных каменных замка, строят огромные каменные соборы, приглашают зодчих и мастеров из Европы. А в земле Ливонии, в кладах того времени появляются, как замечают археологи, золотые экю, которые чеканили тамплиеры. Кстати, устав Ордена Меченосцев был, по благословению папы, полностью списан с устава Ордена Тамплиеров. Надо заметить, что создавая образ мрачного «храмовника» Бриана Буагильбера в «Айвенго», христианский писатель Вальтер Скотт не случайно описывал рыцарей Храма Соломона сатанистами. На Руси их называли «соломоничи». Этим увлечением чернокнижием и чародейством и объясняется лютая ненависть в землях Ливонии к православным. Защищая разоренные и оскверненные ливонцами православные храмы, с Ливонским Орденом воевали и московские государи Иоанн III и Василий III. Ливонцы были разгромлены, притихли, обещали не преследовать православных и выплачивать Москве дань за то, что владеют захваченным русским городом Юрьевым. Но продолжали, как могли, пакостить русским. И царю Иоанну IV Васильевичу так же пришлось воевать с Ливонией. В 1548 году в Россию были приглашены на службу около 100 европейских специалистов: врачи, мастера., зодчие, ученные. Но попасть на Русь они не смогли - ливонцы не позволили. «Юрьевская дань», которую Дерпт обязан был платить Московским государям, выплачивать ливонцы даже не думали. И любыми способами пытались прервать русскую торговлю на Балтике. Терпеть больше откровенно враждебные действия Ливонского Ордена было невозможно. Русскому государству необходимо было обеспечить свободный выход к Балтийскому морю. Надо заметить, что государь Иоанн Васильевич пытался решить дело миром и вел с Орденом переговоры. И лишь после того, как договориться не удалось, началась Ливонская война.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/14/...

«И только крымского избыв, и вам не на ком пасти, пасти вам на нас», — сказал однажды один из литовских дипломатов своим русским собеседникам. Напротив, готовясь со своей стороны вмешаться в ливонские дела, рада Великого княжества Литовского старалась заключить союз с Крымом, направленный против России. В этом русское правительство могло убедиться осенью 1559 года, когда Данила Адашев доставил в Москву захваченные на днепровском перевозе литовские грамоты в Крым. В них говорилось, что король посылает в Крым «большого посла с добрым делом о дружбе и братстве» и обещает хану каждый год присылать высокие «поминки», чтобы тот «с недруга нашего с московского князя саблю свою завсе не сносил». Тем самым Данила Адашев невольно нанес удар своему брату, так как доставленные им грамоты ясно показывали нереальность расчетов царского министра иностранных дел. Власти Ордена, таким образом, вовсе не находились в безвыходной ситуации: будучи не в состоянии дать отпор русским войскам и одновременно не желая подчиняться верховной власти Ивана IV, они приняли решение отдаться под защиту Сигизмунда II. Для этой цели и было использовано предоставленное им перемирие. 31 августа 1559 года в Вильно было заключено соглашение о переходе Ордена «под протекцию» великого князя Литовского. После этого власти Ордена стали чувствовать себя столь уверенно, что, наняв отряды наемников — «заморских немец», открыли в октябре 1559 года военные действия в Прибалтике, не дожидаясь окончания предоставленного им перемирия. Положение стало тем более сложным, что когда царь захотел послать войска на помощь своим, то «по грехом пришла груда великая и безпута» и войска не могли пройти в Прибалтику. Как представляется, именно в этой сложной ситуации начались острые разногласия в русских правящих кругах. Их характер лишь отчасти можно установить по отрывочным свидетельствам наших источников. Позднее в Первом послании Курбскому царь с раздражением обвинил Сильвестра и Адашева в том, что во время войны в Ливонии они добивались от него «еже бы не ходити бранию».

http://sedmitza.ru/lib/text/438929/

Поэтому призыв папы к объединению христиан против татар, может быть и искренний, звучал неубедительно в Прибалтике, где, при поддержке и поощрении папы, немецкие рыцари и колонисты ожесточенно добивались покорения местных язычников и православных русских. Агрессии рыцарей сопротивлялись не только северо-русские княжества, но и литовцы - последний европейский народ, остававшийся в XIII веке языческим. 3. Возвышение Литвы Двойное сопротивление татарским набегам с востока и немецкому натиску с запада преобразило раздробленные литовские племена в сильную, единую нацию с богатыми культурными традициями, так что в конце концов литовские князья стали покровительствовать русским землям, высвобождавшимся из-под власти татар. С самого начала проникновения немцев в Прибалтику литовцы были их самыми опасными врагами. Именно в результате разгрома ливонских рыцарей литовцами в 1236 году - в 1237-ом произошло слияние Ливонского и Тевтонского ордена. С другой стороны, борьба против рыцарей и их польских союзников часто вела к соглашениям между язычниками литовцами и православными русскими. Объединил Литву в основном великий князь Миндовг (начало 1230-х - 1263 г.). В течение первых десятилетий его правления успех был на стороне западных крестоносцев. Натиск ордена, военные неудачи, непокорство литовских же племенных вождей заставили Миндовга искать примирения с немцами. В 1250 году он заключил соглашение с гроссмейстером ордена, послал ему «дары многие» и согласился «отправить к папе послов и креститься». Крещение действительно состоялось - предположительно в 1253 году. Миндовг получил от папы королевскую корону и, оставив своих бывших союзников, выступил вместе с рыцарями против Галиции. В 1253 году, как мы видели ранее, королевскую корону получил от папы и Даниил Галицкий. Союз между Миндовгом и Даниилом - в рамках их общего подчинения папству - был скреплен браками между их детьми. В новых условиях Миндовг сумел захватить власть над русскими княжествами Полоцким и Смоленским, и даже предпринял поход на Киев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438204/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Речь Посполитая в XVII веке Речь Посполитая ( " Республика обоих народов " , сокращ. Rzeczpospolita - республика), федеративное государство, объединившее Польшу и Великое княжество Литовское . Существовало с 1569 по 1795 год Попытки объединения Польши и Литвы с разным успехом предпринимались с XIV века. Великий князь литовский Ягайло в Польше искал опоры против Ливонского ордена ; Польша с своей стороны также нуждалась в поддержке Литвы против того же ордена. Переход Ягайла из православия в католичество под именем Владислава, брак его с Ядвигой и коронование королем польскими осуществили личную унию Польши и Литвы в 1385 году в Креве. Сначала Ягайло и Ядвига действовали в согласии с Витовтом , благодаря чему отнята была у Венгрии Червонная Русь , но затем Витовт заключил союз с орденом, сделался пожизненным, ленным Польше вел. князем литовским ( Островская уния ) и основал громадное польско-литовское государство. В 1413 году была подтверждена уния Литвы с Польшей в Городле, при чем допущено было принятие литовской шляхты и панов в роды и гербы польские, а также общие их, с согласия короля, съезды в Парчове или Люблине. Между тем в 1414 году борьба с орденом вспыхнула снова. Витовт , потеряв надежды на королевский престол после рождения в 1424 году у Ягайла сына Владислава, признанного наследником, решил разорвать унию с Польшей и сделаться при содействии Сигизмунда самостоятельным литовским королем. Он добился согласия на то Ягайла, и только смерть Витовта ( 1430 ) помешала делу, против которого готовилось уже вооруженное сопротивление. Поляки тотчас присоединили к Польше Подолию как первый шаг к инкорпорации Литвы. Это дало повод к восстанию части Литвы и всех русских областей во главе с Свидригайлом , братом Ягайла, объявившим себя наследственным великим князем литовским и вступившим в союз с имп. Сигизмундом, орденом и Молдавией. В этой борьбе (с 1431 г.) православия и русской народности против католицизма и полонизма поляки воспользовались услугами таборитов против ордена, признанием Сигизмунда, брата Витовта, в качестве пожизненного вел. князя (за уступку Польши Волыни и Подолии), взаимной враждой сословий в Венгрии и ордене; в 1432 году они объявили равноправность " схизматиков " (православных) с католиками.

http://drevo-info.ru/articles/13673222.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 650-летию битвы при Рудау Памяти русских героев 24.02.2020 2301 Время на чтение 27 минут Битва при Рудау произошла 17 февраля 1370 года. В этой битве сошлись войска Тевтонского ордена и Великого княжества Литовского. Армией Тевтонского ордена командовали великий магистр Винрих фон Книпроде и маршал Хеннинг Шиндекопф, армией Великого княжества Литовского – князья Ольгерд и Кейстут. При Ольгерде был его любимый младший сын Ягайло. Возраст Ягайло на момент битвы точно неизвестен (возможный диапазон – от восьми до двадцати лет). При Кейстуте был его двадцатилетний сын Витовт. Битва произошла вблизи замка Рудау севернее Кенигсберга. Герман Вартбергский описал в своей «Ливонской хронике» события так: «Когда в ту же зиму распространился слух о союзе литовцев и русских с другими союзными народами, великий магистр послал главного маршала на разведки. Последний встретил их, в Сретение февраля], врасплох и разбил их на голову, причем в плен было взято 220 человек. Но пленные сообщили ему верное известие о сборе большого литовского войска. Только одну ночь оставался он там и возвратился тотчас же к великому магистру, который вследствие этого собрал тотчас же в Кенигсберге земское ополчение из братьев и туземцев тех земель, однако не все, так как ему было неизвестно, когда и где литовцы вторгнутся в страну. Они же пришли со всей силой со многими тысячами в воскресенье Exurge domine, которое пришлось на 17 февраля, ранним утром в землю самаитов к замку Рудову. В полдень против них вышли великий магистр и главный маршал, и произошла битва, в которой пало около 5,500 храбрых мужей, большею частью русских, не считая тех, кои, рассеявшись по пустыне, погибли от холода. Так Везевильте, благородный боярин, погиб от мороза. Из наших же пали главный маршал, командор и замковый командор Бранденбургский, командор реденский с двадцатью другими орденскими братьями и несколькими другими знатными людьми из Пруссии; из иностранцев пали три храбрых мужа, а именно Арнольд Лареттский с двумя другими рыцарями; общая потеря наших не превышала 300 человек».

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

К кон. XIII в. территория совр. Л. окончательно оказалась под властью католич. Церкви и нем. феодалов. В границах совр. Л. и Эстонии сложился конгломерат феодально-духовных гос-в, просуществовавший до 1561 г.: Рижское архиеп-ство (до 1255 еп-ство), гос-во Ливонского ордена (с 1237 преемник ордена меченосцев), Семигальское (Земгальское; упразднено в 1251) и Курляндское (Курземское) еп-ства. Духовным главой Ливонии был архиепископ Рижский. Все местные народы стали паствой Рижского диоцеза. Однако в религ. лексике латыш. языка значительная часть терминов имеет древнерус. или церковнослав. происхождение (напр., baznca (божница), gre  ks (грех), gave  t (говеть), krists (крест) и др.). С ними сосуществовали попавшие позже в латыш. язык в небольшом количестве христ. термины из нем. языка. Сохранение правосл. лексики обусловлено тем, что богослужение в католич. церкви велось на латыни, а затем на немецком - языках, непонятных или плохо понятных для коренного населения. В ходе завоевания сложились 2 формы землевладения - ленное и доменное (с центрами в епископских и орденских замках). Число нем. ленников постоянно росло. Их права регламентировались рыцарским правом, составлявшимся в XIV-XV вв. по образцу «Саксонского зерцала». В результате расширения привилегий в XV в. нем. ленные владения фактически стали частной собственностью, местная знать, подчинившаяся завоевателям,- мелкими ленниками, т. н. лейманами, владевшими землей по праву, отличавшемуся от права немецких ленников. Они несли военную и пограничную службу, в XV-XVI вв. выполняли вспомогательные обязанности в походах (ремонтировали оружие, доспехи и т. д.). В XIII-XIV вв. большинство местного населения оказалось на положении феодально-зависимого крестьянства, обязанного помимо обычных феодальных повинностей отрабатывать «кровавую десятину» - участвовать в военных походах. С кон. XIII в. основной формой эксплуатации стала барщина. По мере расширения барской запашки наделы крестьян сокращались, в XV в. кроме крестьян-хозяев появились безлошадные («одноногие») и безземельные (бобыли) крестьяне. Поселения деревенского типа сменялись малыми деревнями и хуторами, принадлежавшими одному феодальному владению и объединенными вместо сельской общины в пагаст или вакку (у ливов). Крестьяне находились в полной правовой зависимости от феодала.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010