П.В. Долгоруков Бароны Розены (герба роз красных) Фамилия Розен (Rosen) принадлежит к числу древнейших и знаменитейших фамилий Германии. Родоначальником её, по словам Изелина, был Порай, владетель Любича в Богемии, сын богемского графа Славника, и родной племянник, по матери, Императора Генриха I, живший в десятом веке. Потомки Порая приняли в герб три белые розы, и фамилию Розен. Из братьев Порая, Адальберт-Войцех, епископ прагский, ввёл христианскую веру между Пруссами; принял мученическую смерть в 997 году, и причтён римско-католическою церковию к лику святых, равно как и брат его Гвуденций, архиепископ гнезненский, и один из потомков Порая, Богумил († 1182), также бывший архиепископом гнезненским. Из других потомков Порая, Вернер был епископом плоцким в 1156 году; Жирослав епископом бреславским в 1180 году, и Богуфал епископом познанским в 1242 году; (см. historisches and geographisches allgemeines lexicon, von Jacob-Christoph Jselin, Basel, 1728). В начале тринадцатого века некоторые члены этой фамилии переселились в остзейские области. Вольдемар Розен был рыцарем ливонского ордена в 1230 году; выстроил, в 1263 году, замок Гросс-Рооп; около того же времени Иоанн ф. Р. выстроил замок Клейн-Рооп, а в 1272 году Христиан выстроил замок Гохрозен. Оттон и Вольдемар были королевско- датскими советниками, первый в 1291 году, последний в 1344 году (в то время Эстляндия принадлежала Дании). Поколенная роспись начинается с Оттона Розена, владевшего Гохрозеном и Клейн-Роопом в начале пятнадцатого века. отцовский КОЛЕНО I: Оттон Розен КОЛЕНО II: Иоанн, женат на девице Икскуль Дитрих, знаменитый рыцарь ливонского ордена во второй половине пятнадцатого века КОЛЕНО III: Христин, † 1518; женат на Агнесе Унгерн Иоанн, женат: 1) на Доротее Тизенгаузен; 2) на Елисавете Тизенгаузен КОЛЕНО IV: Христиан, женат на Елисавете Унгерн Конрад, женат на Бригитте Тизенгаузен Иоанн, женат: 1) на Анне Тизенгаузен; 2) на Анне Крузе, (от 1-го брака дочь; от 2-го брака сын и дочь) Геннинг, женат на Маргарите Тизенгаузен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Графы Борхи Фамилия графов Борх-Любешиц и Борхсгоф, баронов Борхланд (reichs-grafen von-der Borch-Lübeschitz und Borchshoff, freiherren von Borchland), принадлежит к числу древнейших и знаменитейших родов в Европе. Фамилия Борх прияла начало в южной Италии (нынешнем Королевстве Неаполитанском), где предки её были феодальными владетелями; оттуда переселилась в Германию, в Вестфалию, где ей принадлежали, в двенадцатом веке, владетельные баронства: Ла-Липп 247 , Боркуле, и Борхланд. В тринадцатом веке, одна из ветвей фамилии Борх перешла в Померанию, другая в Лифляндию, третия ветвь в Польшу, где поселилась в воеводстве краковском. Из померанской ветви Борхов, Станислав-Фабиан женат был на княжне Жоржете Померанской, дочери владетельного князя Померанского Георгия и супруги его княгини Маргариты, рождённой маркграфине Бранденбургской, и родной сестре владетельного князя Померанского Филиппа I. Из лифляндской ветви, Бернгард Борх был гермейстером ливонского ордена с 1477 по 1485 год. Брат его Симон был коадъютором ордена; племянник их, тоже Симон, был епископом ревельским, папским легатом в Дании и в Швеции, и основал, в епархии ревельской, два города, доныне существующие: Борхгольм и Фегфейер. Фридрих Борх, двоюродный брат гермейстера ливонского, женат был на Елене Палеолог, дочери Ахайского (в Морее) князя Фомы Палеолога (две младшие сестры Елены Борх был: София Фоминишна за Великим Князем Российским Иоанном Великим, а Зоя Фоминишна за седмиградским владетельным князем, из фамилии Баториев). Фабиан Борх был в числе литовских депутатов, заключивших с Польшею, в 1561 году, договор о поступлении Ливонии под польское владычество. Что же касается до ветви Борхов, поселившейся в воеводстве краковском, то последний в роде их, Станислав Борх, был лицом весьма замечательным по уму, по учёности и по глубокому уважению, коим пользовался и ва своей родине, в во всех странах, им посещённых. Каноник иноврацлавский, он был папским легатом в разных государствах потом послом Короля Польского Сигизмунда-Августа в Мадрите и в Неаполе, и назначил доходы с имений своих в краковском воеводстве и с домов своих в Кракове на воспитание, на будущее время, в краковском университете бедных дворян (отчего и другие подобные дары, в память Борха, именовались Борханами).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Действия К. как члена Ливонского ордена определялись тем сложным положением, в котором орден оказался в XVI в. Высшие представители ордена, ставшие к этому времени из рыцарей землевладельцами, контролировали значительную часть территории совр. Латвии и Эстонии, в т. ч. ряд важных торговых путей и портов на побережье Балтийского м., получить контроль над которыми стремились сопредельные ордену гос-ва: Королевство Польское, Великое княжество Литовское, Великое княжество Московское, Швеция, Дания. Хотя формально Ливонский орден находился в вассальной зависимости от императора Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ), имперское правительство мало интересовалось положением дел в Ливонии и никакой поддержки ордену не оказывало. Многочисленные военные конфликты XV-XVI вв. ослабили Ливонский орден; в сер. XVI в. он уже не имел внутренних ресурсов для сохранения своей независимости. Хотя Ливонский орден был наиболее могущественной политической силой в Ливонии, его руководители вынуждены были считаться с 4 др. крупными землевладельцами Ливонии, входившими вместе с орденом в созданную в XV в. Ливонскую конфедерацию: архиепископом Рижским и епископами Курляндским, Дерптским и Эзель-Викским (карту земельных владений в Ливонии см.: The Military Orders and the Reformation. 2006. P. 44). К 50-м гг. XVI в. среди знати Ливонии сформировалось неск. партий: одни настаивали на том, что орден должен сохранять независимость и искать поддержки со стороны германских князей; другие призывали к заключению военного союза или унии с Польшей; третьи выступали за союз со Швецией. Общим для всех партий было враждебное отношение к России, со времени царствования Иоанна III Васильевича (1462-1505) стремившейся получить путем переговоров и войн с орденом надежный выход к торговым путям Балтийского моря. Осознавая невозможность противостоять России самостоятельно, духовные и светские правители Ливонии были готовы подчиниться той политической силе, которая гарантировала бы сохранение их земельных прав и защиту от русских войск.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, отцы и братия! Благодарю за предоставленную мне возможность поделиться с Вами своей болью, так как боль разделенная - половина боли. История Православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви - само появление Православия в Эстонии связано с приходом на эти земли христианских проповедников с Древней Руси. Прибалты: эсты, чудь - постоянно общались с православными из Киева, Новгорода и Пскова, посеявшими семена Слова Божия на земле Эстонии. Начиная с Xl-ro века, здесь существовали православные приходы, окормлявшие не только русских " гостей " (купцов или воинов), но и привлекавшие к истинной вере местных жителей-эстонцев. Сама Пресвятая Дева Богородица благословила распространение веры православной на Эстонской земле, в XIII веке явившись на святой Пюхтицкой горе эстонским пастухам. В XVI веке на этих землях проповедовал священномученик Корнилий Псково-Печерский. Приходы существовали в Ревеле (ныне Таллин) и Юрьеве-Тарту, причём право русских купцов иметь свой храм в Ревеле гарантировалось договором Ливонского Ордена с Новгородом, а позднее - с московскими государями. Начало XVIII-beka - новый этап в жизни эстонского Православия. После окончания Северной войны на землях Эстонии, ставших частью Российской Империи, медленно, но верно стало увеличиваться число православных приходов, в основном объединявших русское население. Народной Церковью Православие становится в XIX столетии. За массовым обращением эстонцев следует возникновение большого количества, действительно, эстонских приходов: увеличивается число священников-эстонцев. Православная Духовная Семинария в Риге готовит священнослужителей для всей Прибалтики - некоторые ученики и выпускники этой семинарии стали впоследствии у кормила государственного и церковного правления в Эстонии и Латвии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429646/

В своем полном виде Повесть состоит из двух частей, содержание которых вкратце таково. В первой части излагается история перенесения Николина образа из Корсуня в Рязанскую землю. Святой Николай явился «в привидении» служителю своему Евстафию и внушил ему взять чудотворный образ, супругу свою Феодосию и сына Евстафия и идти из Корсуня «на восток», в Рязанскую землю: «Тамо хощу быти и чюдеса творити, и место прославити». По предписанию святого, Евстафий идет в устье Днепра, садится в корабль и добирается до «моря Варяжского», далее сразу попадает «в Немецкия области» город Кесь, находящийся на самом деле далеко от побережья (но, обратим внимание – цитадель магистра Ливонского ордена). «Мало пребыв» в нем, Евстафий уже «сухим путем» отправляется в Новгород Великий. Сотворив в Новгороде «великие чудеса», икона ведет далее Евстафия в Рязанскую землю. Видением является Чудотворец во сне князю Федору Юрьевичу Рязанскому, веля ему идти «во сретение» корсунского образа и обещая «венец царствия небесного» ему самому, его жене и сыну. Находясь в сильном недоумении (поскольку он тогда еще не состоял в браке), князь Федор тем не менее поспешил навстречу образу и увидел издалека блистание «неизреченного света». Припав к чудотворному Николину образу «любезно сокрушеным сердцем и испущая слезы от очию», Федор Юрьевич переносит икону в некую «область свою». Узнав о приходе чудотворного образа, «область» сына посещает сам великий князь Юрий Ингоревич Рязанский с епископом Евфросином и, «наполнився радости о преславных чюдесех», строит храм во имя Николы Корсунского. Перенесение иконы датировано 1225 г. «Не по мнозех летех» князь Федор Юрьевич вступает в брак, взяв супругу «от царьска роду» именем Евпраксию, и у них рождается сын. Далее повествуется о том, как сбылось пророчество святого Николы. В 1237 году был убит благоверный князь Федор Юрьевич от безбожного царя Батыя, и услышав эту страшную весть, царевна Евпраксия бросилась из «превысокого храма своего» с сыном Иваном и «заразися до смерти». К «великому чюдотворцу Николе Корсунскому» приносят тело князя Федора, хоронят с женой и сыном, а над их могилами ставят «кресты каменны». «И от сея вины», – говорится в заключение, великий чудотворец Никола зовется Заразский, потому что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном «сама себе зарази».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вентспилс. Церковь Николая Чудотворца. Ventspils Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Виндавская Святителя Николая Чудотворца церковь. Вопрос о строительстве в г. Виндаве (Вентспилсе) новой православной церкви обсуждался в Рижской Духовной Консистории давно, так как имеющийся единственный православный приход Всех Святых в старинном городском замке ливонского ордена Виндавы не вмещал всех православных прихожан, желающих присутствовать на богослужениях. 9 сентября 1888 года под постройку новой церкви и причтовых зданий с Высочайшего соизволения была выделена из казённого имения Ротгоф, находящегося в восточной части города, вдоль левого берега реки Венты 1 десятина земли. В начале 1897 года было решено построить новый храм по планам, чертежам и смете строящейся в городе Валке Иссидоровской церкви вместимостью на 700 человек. (Сегодня Иссидоровская церковь в г. Валга находится в Эстонии). Денежный государственный кредит на строительство предполагался с 1899 года.  «...12.03.1844 г. последовало Высочайшее разрешение устроить православную церковь в том помещении Виндавского замка, которое занимала лютеранская кирха. Церковь открыта в октябре месяце 1845 года по указу Св. Синода от13.04.1844г. за 3369. Построена на средства казны и помещалась в северо-восточной части замка. Под нею находилось подвальное помещение служащее для хранения дров. В чердачном же помещении была устроена колокольня и отдельная комната для хранения ризницы. В церкви готическо-стрельчатый свод. Длина церкви с алтарем - 13 саженей и 9 вершков, ширина - 3 сажени 2 аршина и высота - 2 саж. 12 вершков. Пол досчатый, окрашен масляной краской. Все 6 окон без железных решеток. Престол один во имя Всех Святых. При ремонте в 1883 и 1884 годах, с разрешения начальства, алтарь был перенесён из восточного флигеля в южное отделение церкви, служившей до того времени притвором. 13 мая 1889 года в 20 часов из Пильтена в Виндаву для обозрения прихода прибыл Епископ Рижский и Митавский Арсений: «... На другой день, 14 мая, Его Преосвященство присутствовал во Всехсвятской церкви на литургии. Церковь довольно бедная, облачение скудное, колоколов три: один в 3 пуда, а два маленьких. В конце литургии Владыка обратился к присутствовавшим с просьбой о пожертвовании для храма Божиего. В приходе считаются до 900 человек. Службы проводятся на русском и латышском языках. Причт имеет земельный надел в 107 десятин. Из церкви Владыка направился в приходскую школу, открытую в 1876 году. Экзаменовав около 100 учеников по русскому языку и Закону Божиему, Владыка узнал, что школа помещается в наёмном доме, за 200 рублей в год от Св.Синода. Школа наделена земельным участком в 20 десятин, которая сдаётся в аренду за 354 рубля в год...».

http://sobory.ru/article/?object=08441

Даугавпилс. Собор Александра Невского. Daugavpils Svt labticg kaza evas Aleksandra pareizticgo katedrle /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1856 и 1864. Год утраты:1969 (взорван) Архитектор:И.Т. Таманский, Образцовый проект К.А. Тона для Петергофа Адрес: Латвия, г. Даугавпилс, ул. Саулес 20 Saules iela 20, Daugavpils, Latvija Координаты: 55.870101, 26.517245 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Исторический центр Даугавпилса является памятником градостроительства государственного значения 7429. Уникальность этого памятника в том, что город почти полностью был заново построен в короткое время – в течение 19 века. В Латгалии тесно переплелись все ветви христианской культуры. Вот перечень исторических событий, пронесшихся над Двинской землей. Старый орденский замок был возведен немецкими рыцарями в 14 веке выше по течению Даугавы, и окончательно разрушен шведами в 1655 году. Нынешний исторический центр города в границах так называемого «Большого Форштадта», впервые упоминаемого в письменных источниках в 16 веке, связан с событиями Ливонской войны царя Ивана Грозного. Затем последовали русско-шведская война, осада шведами , взятие немецкого городка Динабург в 1656 году войсками царя Алексея Михайловича (накануне дня памяти Св. Бориса и Глеба) и 13-летнее существование городка Борисоглебска. Далее - возвращение поляков, формирование центра воеводства, строительство резиденции ордена иезуитов. Страшная чума 1710 года, в результате которой вымер весь русский гарнизон, еще пребывавший тогда в маленькой крепости. После раздела Польши в 1772 году – переход Латгалии в состав Российской империи и бурное развитие города : строительство Двинской крепости (1810 – 1871), дамб для защиты города от наводнений, прокладка через город новой трассы дороги С.-Петербург – Варшава и строительство моста через Даугаву, открытие телеграфа, строительство железной дороги. В 1839 году был утвержден проект застройки города, градостроительная концепция которого не имела аналогов : монументальная композиция, в которой главная площадь примыкала к магистрали, переходила в эспланаду, замыкалась валами крепости и вертикалью иезуитского собора.

http://sobory.ru/article/?object=32087

Закрыть itemscope itemtype="" > Предстоящий Крестный ход возбуждает либеральные беснования Заштатный протодиакон Кураев вкупе с либеральной «Фонтанкой» пытаются дискредитировать проводимое в Санкт-Петербурге молитвенное шествие в честь перенесения мощей Александра Невского 09.09.2017 2240 Время на чтение 7 минут Падкий на скандалы заштатный протодиакон Андрей Кураев разместил на своей страничке в «Живом журнале» фотокопию Циркуляра, подписанного секретарем Санкт-Петербургской епархии протоиереем Сергием Куксевичем и адресованного благочинным епархии. Это рабочий документ в рамках подготовки к традиционному ежегодному общегородскому Крестному ходу в честь перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, проводимому 12 сентября. Зачем же понадобилось диссиденствующему публицисту публиковать рабочий документ организаторов Крестного хода? Кураева, видите ли, озаботило, что организаторы молитвенного шествия среди прочего считают необходимым подчеркнуть «актуальный характер почитания Александра Невского, боровшегося с западноевропейской экспансией». И о.Кураев пытается доказать, что святой князь Александр не боролся, а дружил с Европой. Как он это делает? Пытаясь переписать, исказить русскую историю, выпятив незначительные события периода правления св. блгв. Александра Невского, представив их как главные, чтобы умалить значение важнейших деяний выдающегося правителя Руси. При этом Кураев умалчивает о битве на Неве, где благоверный князь разбил шведов, ни словом не обмолвился о «Ледовом побоище», в ходе которого Александр Невский сокрушил рыцарей Ливонского ордена, напавших на Русь с благословения папы Римского Григория IX. А ведь это и есть борьба «с западноевропейской экспансией». Не знать об этих событиях русской истории Кураев не может, а значит он сознательно искажает существо внешней политики святого благоверного князя. И не только. Кураев пытается исказить и другие события русской истории. В частности он пишет: «Но интересно тут не столько прошлое, сколько сегодняшняя его утилизация официозом патриархии. Крестный ход как средство для создания " образа врага " . Причем в самом европейском ( " западном " ) городе России врагом объявляется как раз Европа. Это прямая попытка поссорить Петербург с его собственной историей и самоощущением».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/07/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА Война, к-рую вело Русское гос-во в 1558-1583 гг. за выход к Балтийскому м. сначала с Ливонским орденом , после его распада - с Литовским великим княжеством (после 1569 - с Польско-Литовским гос-вом) и со Швецией. Главной причиной войны было стремление рус. власти установить контроль над торговыми путями, соединявшими по Балтийскому м. западную и вост. части Европы, роль к-рых резко возросла в XVI в. с расширением экономических связей между разными европ. регионами. Сложившееся положение использовали власти Ливонского ордена и нем. купечество ливонских городов, не пропуская рус. купцов на запад и запрещая им заключать сделки с западноевроп. купцами, навязывая свое посредничество. В этих условиях рус. купцы были вынуждены длительное время находиться в ливонских городах, для них в этих городах (Риге, Ревеле (Таллине), Дерпте (ныне Тарту)) были построены правосл. церкви. С распространением в Прибалтике Реформации и развитием иконоборческого движения начались нападения на эти храмы, сопровождавшиеся их разорением и осквернением икон. В кон. 40-х гг. XVI в. правосл. храмы в Риге и Дерпте были закрыты, церковь в Ревеле разорена. Русско-ливонский договор 1554 г. (как и нек-рые более ранние соглашения) предусматривал возвращение рус. людям храмов в Риге, Ревеле и Дерпте и беспрепятственное совершение в них правосл. богослужения. Однако это постановление, как и ряд других, не выполнялось. В 1558 г. царь Иоанн IV Васильевич начал войну с Ливонским орденом, чтобы силой устранить установленные барьеры на пути в Зап. Европу. Первым городом, к-рый в 1558 г. перешел под рус. власть, стала Нарва. Взятию города способствовал начавшийся в нем пожар, вызванный тем, что местные немцы бросили в огонь православную икону свт. Николая. Рассказ об этом читается не только в официальной летописи и в «Книге Степенной» , но и в летописи псково-печерского игум. прмч. Корнилия и в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского . По приказу царя архимандрит Юрьева во имя вмч. Георгия монастыря и протопоп Софийского собора освятили город, где были поставлены правосл. храмы: Воскресения Христова в крепости - Вышгороде и «соборный» храм Богоматери Одигитрии. Царь велел «и иные храмы ставити». Всего в 1558 г. в Нарве было построено 5 храмов. При занятии рус. войсками пограничного города Нейшлосса (Сыренска) царь приказал поставить в нем храм Св. Троицы с приделами свт. Николая и св. Илариона. В итоговой записи офиц. летописи о действиях рус. войск в 1558 г. отмечено, что они заняли 20 городов и во всех этих городах «церкви крестианские воздвигнули» (ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 306).

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг.- перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской), вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича . Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), А. Я. Н. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем ) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение А. Я. Н. пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси. Оформление Литовского гос-ва при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак А. Я. Н. в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году А. Я. Н. укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена , активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, к-рая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.

http://pravenc.ru/text/64418.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010