II. Встреча с Западом 1. На распутье В жизни русского Запада XVI-й век был временем трагическим и тревожным. Это было время напряженной религиозной борьбы и богословских споров. В середине века вся Польша и особенно Литва охвачена реформационным возбуждением. Это возбуждение и беспокойство очень чувствовалось и в православной среде... Всюду являются кальвинские проповедники и министры. Их поддерживают местные магнаты, особенно в Литве (достаточно назвать имя Радзивилов). Еще раньше образуются общины «чешских братьев…» В Польше в это время находят себе приют и убежище разного рода религиозные вольнодумцы, гонимые у себя на родине. В частности, широко распространяется учение антитринитариев или социниан (у нас называли обычно «арианами»). Польша становится как бы второй родиной и новым центром антитринитарианского движения. И в самой Польской реформации всего сильнее были именно «либеральные» мотивы... Католическая церковь сравнительно скоро локализовала это протестантское брожение. Решающим было вмешательство иезуитов, призванных в помощь знаменитым кардиналом Ст. Гозием, одним из главных деятелей Тридентского собора. От обороны отцы-иезуиты сразу перешли в наступление. В короткий срок им удалось разрешить поставленную задачу: религиозно перевоспитать (не только переубедить) католическое общество и самый клир. Проповедь и школа были главными средствами борьбы и пропаганды. И, кроме того, иезуиты получают преобладание при дворе, особенно в правление Сигизмунда III (1587–1632). К концу века Польша снова была вполне католической страной... Русская Церковь не была готова тогда к этой воинственной встрече с Западом. Современники с горечью говорят о «великом грубиянстве и недбалости» местного клира. И всего менее была подготовлена к борьбе высшая иерархия. Политические вопросы интересовали западно-русских епископов тогда больше, чем вопросы веры, – «и вместо богословия учатся хитростям человеческим, адвокатской лжи и диавольскому празднословию» (отзыв Иоанна Вишенского)... XVI-ый век кончается почти повальным отступничеством иерархии, отпадением в Унию... Вся тяжесть православной самозащиты падает на церковный народ. И в соборном творчестве крепнет церковное самосознание ... Задача предстояла сложная и трудная. Строго говоря, нужно было разобраться во всех исторических разногласиях Востока и Запада. И найти или определить православное место среди противоречий тогдашнего Запада. Иначе сказать: решить вопрос о Риме и рассудить реформационный спор... Конечно, такая задача и не могла быть разрешена вдруг и сразу. Это программа для многих поколений. Нужно было предвидеть, что первые опыты полемики не будут очень удачны. К тому же в борьбе мешало невольное разъединение мирян и иерархии. 2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Введение В сонме знаменитых мужей, которые, подобно звездам, ярко сияли на благодатном небе церкви Христовой в тяжелые для нее времена, одно из первых мест по справедливости занимает преп. Феодор Студит . Это был муж необыкновенной духовной силы и неистощимой энергии. С первых же шагов своей практической деятельности он сумел привлечь к себе внимание современников и в продолжение нескольких десятков лет был едва-ли не самым влиятельным лицом в византийской церкви и во всей империи. Обладая светлым, глубоким умом, несокрушимой волей, проникнутый искренним благочестием и любовью к церкви Православной и своему нарду, преподобный Феодор воспользовался всеми качествами своей души для развития удивительно-широкой церковно-общественной и монастырской деятельности. Он застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г. г.), выступал, как церковный деятель, при Ирине (780–802 г. г.), проявлял необычайную энергию в защите православия в царствование императоров: Никифора (802–811 г. г.), Льва Армянина (313–820 г. г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г. г.) и окончил жизнь при последнем. Следовательно при нем состоялся Седьмой Вселенский собор, происходила борьба Ирины с Константином V за власть и деятельность первых иконоборцев. Преп. Феодор являлся выдающимся церковным деятелем. По словам Соколова, «он, можно сказать, был единственным борцом за православие и самым выдающимся защитником церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, устроителем монашеских нравов и убежденным вдохновителем общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов». 1 Преп. Феодор служил душой оппозиционной партии, боровшейся за свободу церкви от византийского деспотизма государственной власти, стоял во главе православных в борьбе за иконопочитание, нередко выступал, как учитель-моралист, ратовавший за точное соблюдение евангельских принципов и церковных правил; и, что удваивает наш интерес к нему в данном случае, это то, что он был самоотверженным организатором византийского монашества, клонившегося к упадку и разрушению под воздействием политически-вольнодумного и светски-либерального иконоборчества, был противником идиоритического монастырского строя и ревностным сторонником общежития. Последнее он ввел в Студийском монастыре, который впоследствии сыграл большую роль в церковно-монастырской и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Преп. Феодор Студит принадлежал к числу самых замечательных деятелей Православия в VIII и IX веках. Студитом он назван по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело был обязан преп. Феодору своим образцовым благоустройством и процветанием, историческим значением для монашества и выдающимися заслугами перед Православной Церковью . Во время преп. Феодора течение исторических событий в православной Византии выдвинуло для обсуждения и практического решения ряд жгучих принципиальных вопросов, которые тесно переплетались с существенными сторонами церковной жизни и неизбежно должны были так или иначе влиять на судьбу византийско-восточной ортодоксии. Преп. Феодор Студит был, можно сказать, единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убежденным вдохновителем современного ему общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов, самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку под воздействием политически вольнодумного, светско-либерального иконоборчества. Своей разнообразной и плодотворной церковно-общественной деятельностью этот святой отец дал содержание целой исторической эпохе (в VIII–IX веках), обозрение которой в некоторых деталях вызывает глубокий научный интерес. Глава первая. Юность преподобного Феодора и первоначальная его деятельность в Саккудионском монастыре Преп. Феодор Студит родился в 759 году в Константинополе, в богатой и знатной семье. Его отец Фотин занимал должность царского казначея при дворе византийского императора Константина V Копронима (741–775). 1 Фотин находился в родстве и дружбе со многими членами столичной аристократии и пользовался всеобщим уважением за добросовестное исполнение обязанностей, за просвещенность и твердость религиозных убеждений. 2 Мать преп. Феодора, Феоктиста, также происходившая из видной византийской фамилии, была сестрой известного византийского подвижника Платона, игумена обители Символов на вифино-мизийской (в Малой Азии) горе Олимпе. Искренняя вера и горячая любовь к Богу, безукоризненная чистота нравов, наклонность к аскетизму, строгое и ревностное исполнение религиозных обязанностей, любовь к своим и чужим, добросовестное следование долгу – вот некоторые из свойств Феоктисты, выделявшие ее среди женщин современной ей Византии. В своей семье Феоктиста пользовалась большим авторитетом и оказала в высшей степени благотворное влияние на старшего своего сына Феодора. Признательный сын по смерти Феоктисты произнес в честь ее красноречивое, проникнутое искренней любовью похвальное слово, в котором ярко охарактеризовал нравственный облик матери и ее выдающуюся моральную деятельность. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Расцвет церковной жизни Царствование императора Александра I Часть 1 Часть 1 Император Александр I (1777-25) вступил в 1801 г. на престол, будучи далеким от Церкви. Ничего поучительного не давала ему тогдашняя придворная жизнь. Рос он во время вольнодумства, проникшего уже с Запада в Россию. Александр говорил: " Я был, как и все мои современники, не набожен " . В 1818 г. он высказался так: " Императрица Екатерина была проницательная, умная, великая жена, но, что касается воспитания сердца в духе истинного благочестия, при петербургском дворе было как почти везде... " Ключевский так пишет о том, кому доверено было Екатериной II воспитание и образование вел. князей Александра и Константина: " Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, восторженный, хотя и осторожный поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии, ходячая и очень говорливая либеральная книжка " . Лагарпа Ключевский именует атеистом. Первые годы своего царствования Александр I окружил себя друзьями юных лет, тоже отпрысков XVIII в., для которых Церковь занимала мало места в их тогдашней жизни. Таковыми были: гр. В.П. Кочубей, годами старше остальных, в молодые годы состоявший заграницей на дипломатической службе, умный; гр. П.А. Строганов, воспитанный во Франции, срочно, в разгар революции, вывезенный домой из Парижа, где воспитатель француз водил его в крайние республиканские клубы; Н.Н. Новосильцев, воспитанный в семье Строгановых, в молодости воевал и был дипломатом, потом четыре года учился в лондонском университете; чуждый и враждебный России поляк католик кн. Адам Чарторыжский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский – Пророк Божий, посланный России на вразумление. К десятилетию Прославления. Св. праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, был не только идеальным, подлинно-православным пастырем, «пастырем добрым», который не переставал болеть душой и глубоко скорбеть о духовных недугах современного ему русского общества, видя, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Христа-Спасителя и от Матери-Церкви с ее спасительными правилами и установлениями. Он явил собою обреченной, нечестивой России образ пророка Божия, проповедующего Истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию. Будучи сам, в своей личной жизни, живым примером кротости и смирения, незлобия и любви ко всякому человеку, св. Иоанн пламенно негодовал на все те вольнодумные либеральные течения, чрез кои безбожие и нечестие подкапывались под Православие и Россию.  «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству!...»  так многократно и горячо взывал он к русским людям, безумно влекшим свое Отечество в погибель: «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры... Возстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!» И в самый день рождения Государя Императора Николая Александровича 6-го мая 1907 года, хотя тогда и был период сравнительного затишья, грозно предрекал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению!» Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство русское ныне так разслабело, обезсилило, уничижилось, всколебалось?  Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава, коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля столько веков.  Вот отчего Царство наше колеблется...  Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира  за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мipa он совсем сделается трупом или дымящейся головней, которая совсем истлеет от последнего страшного всеобщего огня:  «ибо земля и все дела на ней сгорят»,  по Апостолу, и  «мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда»   ( 2Петр. 3, 10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Фото: foto-town.ru Русская аристократия очень любила Францию. Но – странной любовью. Франция воспринималась ею как символ свободной Европы. Не знать французский язык было для аристократов настоящим позором. Они выписывали своим детям гувернёров из Парижа («французик из Бордо»), зачитывались Вольтером и Руссо. Сама императрица Екатерина переписывалась с Вольтером, и тот наставлял её азам демократии. Отчего в России возник подобный интерес, схожий чем-то с пандемией нынешнего гриппа? Чего недоставало тогда русскому человеку и в чём он был обделён? Оказывается, главная притягательность Франции крылась в идеях революции 1789 года, которая покончила с монархией, уничтожала священников, рушила храмы и насаждала общественный разврат как норму поведения. Эта революция нанесла колоссальный удар по семье и всей христианской традиции Западной Европы. Маратами и Робеспьерами Бог был низвергнут, и на его место спешно водрузили смертного человека, обуреваемого всевозможными амбициями и страстями. Вот, оказывается, что привлекало во Франции русских интеллектуалов, которым было «скучно» в «исконно-православной» традиции – ни тебе «голубизны», ни порока, ни семейных адюльтеров… Этого нельзя, того не моги. Сплошной «концлагерь». Не прыгай с десятого этажа, не ходи босиком по стеклу, не плыви в шторм по морю и т.д. Как же можно было с этим смириться?.. В результате дух вольнодумства и вольтерьянства привёл в России к тому, что для «просвещённых» умов Бог стал понятием «застойным». Свобода от религиозных «условностей» с каких-то пор стала общей идеей фикс. К чему привело у нас вольнодумство, известно. К новой революции и крови, к геноциду христиан, к страшной войне, к ГУЛАГу и испепеляющей друг друга классовой ненависти. Скучно верить в Бога, жить в узких конфессиональных рамках, ходить в церковь, выстаивать службы, не воровать, не убивать, не развратничать, любить врагов. М-да, да чего угодно, только не это! И вот – миллионы людей, не разделявших эти идеи, погребены в расстрельных рвах.При копировании западно-либерального безбожного жизненного уклада произошло освобождение не человека, а его страстей. На историческую арену вышел уродливый, злобный и самодовольный гомункулус с маниакальной ненавистью к Богу, чистоте и святости. Властолюбие, одержимость славой и растленность нрава – вот три глубинных составляющих любого либерализма – что французского, что русского. И конец у них тоже один – оргии, культ мамоны, дегенерация и суицид. Третьего пути история не знает. Всё ясно как Божий день. Революция во Франции обагрила Европу потоками крови и клацаньем гильотины ещё в конце восемнадцатого века. И всё это, как говорится, прошло и быльем поросло. Никто ничего не помнит. В России сегодня тоже крепко подзабыли итоги недавнего тотального богоборчества, стоившие нам полной духовной потерянности и рабского подчинения сатанинскому материализму.

http://pravoslavie.ru/38170.html

Был ли Хлестаков антихристом, или Реформаторы курса русской литературы плохо ее читали Совсем недавно я держала в руках методическое пособие для учителя, где говорилось, что фамусовское общество — это мудрые люди, придерживающиеся традиционной этики и морали, консерваторы в лучшем смысле этого слова, а Чацкий — опасный вольнодумец, который несет в Россию страшные и чуждые ей идеи насильственной смены власти и вообще гибельного либерализма. 7 марта, 2013 Совсем недавно я держала в руках методическое пособие для учителя, где говорилось, что фамусовское общество — это мудрые люди, придерживающиеся традиционной этики и морали, консерваторы в лучшем смысле этого слова, а Чацкий — опасный вольнодумец, который несет в Россию страшные и чуждые ей идеи насильственной смены власти и вообще гибельного либерализма. Общественная палата разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами, помочь правильно понять «опасные» для них произведения, а некоторые книги вовсе изъять из школьного курса. По замыслу разработчиков, новая концепция будет «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи». Комментирует Ирина Лукьянова, писатель, журналист, учитель литературы: И журналистам, и учителям в последнее  время постоянно приходится комментировать какие-то туманные инициативы с неясным  статусом. Общественная палата выступает с инициативой, «Известия» пишут, Пожигайло ссылается на Минкульт, Минкульт опровергает. Та же история с пресловутой программой Ланина: Ланин говорит одно, про его программу пишут другое, саму программу никто из пишущих в руках не держал. Мне кажется, для пользы дела будет  очень хорошо, если мы все дружно перестанем пользоваться услугами агентства ОБС. Если мы будем обсуждать документы, которые мы читали сами, весь текст целиком, а не в выжимках и кратких пересказах, если мы будем точно знать, откуда взяты и каким путем получены цифры, которые мы обсуждаем. Чем меньше пламенной риторики и чем больше конкретных фактов — тем лучше.

http://pravmir.ru/byl-li-xlestakov-antix...

Этою же верою, хотя уже искаженною, живут и нынешние евреи. Они выражают ее и в молитвах своих и в обрядах. Но вот, в недавнее время, явились среди новейших евреев либералы или прогрессисты, которые начали проводить ложные идеи, будто бы ветхозаветное учение о Мессии не входит в их исповедание веры, и что вообще пророчества о Мессии нужно понимать не так, как понимают их христиане, приурочивая их к Иисусу Христу, а следует понимать их или духовно, или как объясняют их некоторые ученые раввины. «С нашей новейшей точки зрения, говорят еврейские либералы, в вероучении иудеев ничего нет такого, что бы могло относиться к Иисусу Христу, как к лицу Мессии». Хотя таких евреев очень немного на Руси, но тем не менее мы долгом считаем опровергнуть их ложные идеи подлинным вероучением евреев о Мессии и некоторыми молитвами древних раввинов, в которых говорится очень много об Иисусе Христе – как о Мессии. Молитвы, на которые мы укажем, уважаются и читаются ежедневно всеми евреями; их читают и сами либералы. Последние читают их, конечно, не с той ревностию, с какой читают их коренные, истые евреи. Нужно сказать, что либералы с таким же легкомыслием относятся не к одним молитвам, но и ко всем обрядам, в чем нам удалось убедиться из неоднократных бесед с некоторыми из них о вере 1 . Что же это за люди? спросит кто-нибудь из читателей. Это, так сказать, еврейские «прогрессисты», люди, получившие ученое образование в каком-либо из заграничных университетов 2 . Наши русские евреи вообще не уважают своих либералов, особенно их не терпят «хоседы» 3 . Они называют либералов именем: «апикойрис», что значит истребитель Божественных истин; вольнодумец; обзывая их, так, они обыкновенно прибавляют слово: «Берлин». Этим они как бы указывают, что либералы получили свое начало за границей и развелись более всего в Берлине. Нам кажется это отчасти справедливым, особенно когда вспомним, как горячо хлопотали вначале 19 столетия заграничные высокоумные либералы, каковы: Филипсон, Мендельсон, Фридланец и особенно Якобсон, с водворением которого в Берлине, около 1812-го года, начали там вводить в иудейскую синагогу орган, немецкую проповедь , изменили на новый лад и самый порядок богослужения, и даже исказили молитвослов, уничтожив молитву о Мессии 4 . На это жаловались нередко тамошние духовные раввины; так, например, гамбургские раввины, с появлением в Берлине нового молитвенного дома, с новым устройством богослужения, писали им, с требованием от своих единоверцев объяснения, следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Крах капитализма. Что дальше? Был такой император в Византии, которому показалось, что христианство – это что-то искусственное, вредное и даже опасное, потому что «монополизирует» идеологию, как сказали бы сейчас, разрушает основы либерализма и демократии… ну, опять же, современным языком говоря. Так вот, этот император – Юлиан Отступник – стал в масштабах страны всемерно насаждать и поощрять «религиозное свободомыслие», язычество, оккультизм, эзотерику и прочее… Словом, он стал апологетом возрождения в юном христианском мире. Закончилось это всё печально для самого императора: он бесславно погиб в бою, а перед смертью, по слухам, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» То есть, надо понимать, вся его реваншистская политика, все его усилия по водворению «разнобожия» и «многокультия» именно и были подспудной, но вполне осознанной борьбой со Христом, с Истиной… если угодно, проверкой христианства на прочность. Чем такие попытки заканчиваются, мы знаем, и уже не только из истории несчастного императора, но из примеров ближайшего времени. Однако история если и учит кого, то редко, и подспудная борьба со Христом, испытание Его учения «на прочность» продолжается и в наше время, приобретая только новые, изощрённые формы. Так вот, с прискорбием надо признать, что современная капиталистическая система (с её поклонением «золотому тельцу») и современная культура (с её поклонением плоти) это и есть очередной и явный вызов Христу. И вызов этот, растянувшийся на столетия, похоже, приблизился к логическому завершению. Условно говоря, уже идёт тот последний бой, который заставил императора воскликнуть: «Ты победил, Галилеянин!» Где-то в 1984 году случилось в моей жизни примечательное событие. Я тогда ещё учился в школе, и вот приятель сообщил, что можно соорудить антенну, которая будет ловить «вражеские голоса». Мы такие антенны сделали, и началась эйфория! Сейчас трудно даже представить, что это было! Едва проснувшись утром, я бежал к своей старенькой радиоле и, в буквальном смысле затаив дыхание, крутил ручку настройки. Затаивать дыхание приходилось потому, что радиостанции нещадно глушили и их приходилось «пеленговать» – улавливать волны, – чутко вращая ручку. Так вот, одно из первых откровений «свободного радио» меня ошарашило. Это был бойкий разговор двух русских «вольнодумцев», один из которых жил «за бугром», как говорили тогда, а второй здесь, «на Родине». И вот они приветствовали друг друга в эфире примерно так:

http://pravoslavie.ru/50504.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Кабаков Право на мракобесие Источник:  РИА Новости Неизбежное противостояние религиозного и либерального отношений к жизни в последние годы усилилось. При этом даже предвзятые наблюдатели должны признать, что вольнодумцы нередко первыми вторгаются на территорию религии. Всякий раз – начиная с памятного намерения одного из телевизионных каналов несколько лет назад продемонстрировать именно на Пасху кощунственный фильм " Последнее искушение Христа " и кончая нынешним скандалом вокруг экранизации богохульного бестселлера " Код да Винчи " – профессионалы и высокой, и массовой культуры пытаются паразитировать на тотальной популярности религиозных сюжетов. В сущности, почти все эти, как теперь принято называть, проекты столь же самостоятельно ценны, как любимые нашей аудиторией номера пародистов – передразнивание, подражание, перетолковывание – то есть, эксплуатация исторического успеха оригинала. По-честному – да простятся мне эти вольные слова – от доходов Дэна Брауна причитается немалая доля христианским церквям " за использование брэнда " , и то же самое справедливо во всех остальных случаях. Датские карикатуры не опубликовал бы самый нетребовательный редактор, если бы пророк Мухаммед не обеспечил своей " раскрученностью " (прошу прощения у мусульман) интерес к этим посредственным картинкам. И нашему бойкому телеведущему не пришло бы в голову вставить в название своей книжечки слово " Евангелие " , если бы не уверенность, что именно это кощунство зацепит читателя и компенсирует незапоминаемость распространенной фамилии автора. А дальше все ставится с ног на голову. Те, кто считаются – и это не опровергают даже воинствующие безбожники – наследниками " авторских прав " , то есть, представители конфессий, высказывают недовольство вольным использованием и искажением первоисточников, непочтительным к ним отношением. Те же, кто эксплуатируют чужую духовно-интеллектуальную собственность, настаивают, что могут заимствовать без всякой оглядки и любым образом, ерничая и кривляясь. При этом они делают вид, будто не понимают, что, по сути дела, торгуют исключительно эпатажем, и протесты тех, кого этот эпатаж болезненно затрагивает, суть важнейшая маркетинговая составляющая этого бизнеса. Совершенно беззастенчиво они используют совсем уже черный пиар: защищающихся оппонентов объявляют агрессорами, контратакой подогревают интерес к конфликту и подсчитывают дополнительную прибыль, которую приносят потребители, привлеченные исключительно скандалом.

http://religare.ru/2_30182.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010