Появлению полноценных Лекционариев предшествовали лекционарные заметки на полях рукописей Свящ. Писания. Наиболее характерными примерами системы чтений Г. о. являются заметки VII-VIII вв. в следующих рукописях: в Турском Пятикнижии (Paris. BNF. Nouv. acq. lat. 2334, 1-я пол. VI в.); в Евангелиарии св. Килиана (Würzburg. Universitätsbibliothek. M. p. th. Q I a, VI-VII вв.); во Фрайзингском Апостоле (Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 6229, VIII в.); в Лекционарии мон-ря Тегернзе (Ibid. CLM. 19126, кон. VIII в.); в Лионском Пятикнижии (Lyons. Bibl. municipale. 403 и 1964, VII в.); в Трирском Евангелии (Trier. Dombibliothek. 420, VIII в.); в Евангелиарии из Сен-Дени (Paris. BNF. lat. 256, VII в.); в Даремском Евангелии (Durham. Chapter Library. A.II 16 и 17, VIII в.); в Евангелиарии в составе Codex Palatinus (Vindob. 1185; Dublin. Trinity College. 4 и 18, V в.). В нек-рых рукописях чтения представлены в виде отдельного списка. Примером галликанской системы является список апостольских чтений в рукописи VI-VII вв. из Боббио (Vat. Lat. 5755), в к-рой имеются 57 перикоп для периода от Адвента до Великой субботы (заметны влияния испано-мосарабской, амвросианской и рим. систем). Одним из ранних примеров полноценного Лекционария являются фрагменты Лекционария в Вольфенбюттельском палимпсесте (Herzog-August Bibliothek. 4160 (Weissenburgensis. 76), ок. 500 г.), происходящем из Юж. или Юго-Вост. Галлии. Сохранилось более половины первоначального текста, но оригинальный порядок листов мог быть иным. Характерной особенностью является наличие множества составных чтений. Не менее древними являются фрагменты т. н. Парижского Лекционария (или 2-го Люксёйского) (Paris. BNF. Lat. 10863, кон. VI - нач. VII в.). В Люксёйском Лекционарии (Paris. BNF. lat. 9427, кон. VII - нач. VIII в.) впервые используется преимущественно текст Библии Вульгаты, а не Vetus Latina. Текст сохранился не полностью (чтения начинаются с вигилии Рождества Христова и обрываются на середине рядовых чтений (lectiones cotidianae)). Нек-рые мессы содержат не 3, а 2 или 4 чтения. Помимо библейских текстов выписаны неск. чтений из Пассионария и Гомилиария и библейские песни (на Пасху).

http://pravenc.ru/text/161580.html

Др. важным элементом Г. ц. в доникейский период стало празднование памяти мучеников и епископов. Заповедь о совершении таких памятей содержится и в НЗ (Евр 13. 7). Самый ранний пример - почитание сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (Mart. Polyc. 18). Памяти большого числа мучеников регулярно отмечались после гонений Деция (249-251), Валериана (257-260) и Диоклетиана (303-304). Однако до IV в. эти празднования не были общецерковными и носили местный характер, поскольку были связаны с почитанием св. мощей, места захоронения или мученичества того или иного святого. Развитие Г. ц. в посленикейский период Заложенные в раннехрист. эпоху принципы устройства Г. ц. развивались в различных литургических традициях христ. мира, что скоро привело к созданию сложных циклов праздников, календарных и лекционарных систем и на Востоке, и на Западе. И если в доиконоборческую эпоху эти системы сосуществовали внутри одной Вселенской Церкви, то в послеиконоборческую в правосл. мире был принят к-польский Г. ц., описанный в Типиконе Великой церкви и визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах, тогда как др. вост. системы Г. ц. сохранились в употреблении только в национальных монофизитских и несторианской Церквах; после 1054 г. следование зап. системам Г. ц. стало одной из особенностей католич. богослужения (на этих же системах основывается и Г. ц. у протестантов). В 1582 г. в католич. Церкви была проведена григорианская реформа календаря (переход на новый стиль), к-рая скорректировала юлианский год по отношению к астрономическому году. Это привело к расхождению с Вост. Церквами в датах как неподвижного (даты праздников по юлианскому календарю отстают от тех же дат по григорианскому, причем это отставание накапливается: если в XVII в. оно составляло 10 дней, то в XX-XXI вв. оно составляет 13 дней, в XXII в. будет 14 дней), так и подвижного круга. В XX в. ряд Поместных Православных Церквей перешел на т. н. новоюлианский год, являющийся попыткой компромисса между юлианским (старый стиль) и григорианским календарями - в новоюлианском году даты праздников неподвижного круга соответствуют григорианскому, однако даты подвижного круга исчисляются на основе юлианского. В наст. время из Поместных Православных Церквей юлианскому календарю следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви, а также мон-ри Св. Горы Афон (под предлогом невозможности «празднования с инославными» на канонических территориях перешедших на новоюлианский стиль Церквей образовалось неск. раскольнических групп «старостильников»); Финская автономная Православная Церковь следует григорианскому календарю; остальные Поместные Православные Церкви - новоюлианскому. Византийская послеиконоборческая традиция

http://pravenc.ru/text/год ...

В III в., когда нормативным местом совершения богослужения становится храм, оформляется чин евхаристического богослужения. В нем четко видны две части. В первой поются псалмы, читается Писание и произносится проповедь, а во второй – совершается Евхаристия. Проповедь становится центральным местом первой части литургии, она неразрывно связана с Писанием. По мере формирования лекционарной системы (круга богослужебных чтений) проповедь приобретает форму беседы (гомилии) на прочитанный в храме отрывок из Писания (включает в себя последовательное стих за стихом его толкование). В III–IV вв. обычным временем совершения литургии становятся утренние (дообеденные) часы. На первой части литургии (литургии слова), во время которой читалось и толковалось Писание, могли присутствовать все желающие: и те, кто уже принял крещение, и те, кто только готовился к крещению (оглашенные, катехумены), и те, кто просто интересовался христианским учением. «Апостольские постановления» устанавливают, что проповедь должна произноситься непосредственно после прочтения положенных отрывков из Священного Писания (Кн. II, гл. 57; Кн. VIII, гл. 5). В IV-V вв., когда произошло массовое обращение в христианство , в позднеантичном обществе проповедь стала восприниматься многими как главный атрибут богослужения. Более того, многие приходили в храм лишь для того, чтобы послушать проповедь. В этом можно видеть восприятие Церковью античной культурной традиций, в которой ораторское искусство занимало важное место. Св. Иоанн Златоуст в своих проповедях неоднократно обличает обычай уходить из храма сразу после проповеди. Например, в 3-й беседе против аномеев он восклицает: «Невыразимое множество народа собралось теперь и с таким вниманием слушает речь, а в самый страшный час я часто ищу его и не вижу и сильно вздыхаю, что, когда беседует сослужитель ваш, вы показываете великое усердие и напряженную ревность, теснитесь друг перед другом и остаетесь до конца; когда же предстоит явиться Христу в священных Таинствах [то есть в Евхаристии], то церковь бывает пуста и безлюдна» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

«Величит душа Моя Господа». (ЯИАМЗ) «Величит душа Моя Господа». (ЯИАМЗ) В совр. греч. практике «В.» может отсутствовать за богослужением также и в дни памяти наиболее почитаемых святых. Эта традиция известна и в РПЦ: существуют варианты последований блгв. кн. Александра Невского и вмч. Пантелеимона, где «В.» заменена праздничными припевами. При совпадении праздников, имеющих припевы на 9-й песни, с воскресными днями, в совр. греч. практике обычно отдают предпочтение припевам, а не «В.». Возглас «        » на практике произносится не перед св. престолом, а перед иконой Божией Матери в местном ряду иконостаса (каждение алтаря обычно происходит заранее - во время 8-й песни канона). В те дни, когда «В.» отменено, каждение во время 9-й песни все равно совершается. В РПЦ принято в таких случаях не произносить возглас «        » (как правило, вместо возгласа диакон или священник поет 1-й из праздничных припевов, стоя перед иконой праздника); в греч. практике возглас все равно произносится. Помимо утрени возглас «        » входит в состав панихиды по усопшим, но там он произносится не до 9-й песни канона, а после нее (Типикон. Гл. 14). Вслед за возгласом хор поет «              » и ирмос 9-й песни канона (канон на панихиде следует брать из субботней службы Октоиха текущего гласа) - аналогично стиху «Достойно есть» и ирмосу «Честнейшую» в конце 9-й песни канона утрени. Нек-рым аналогом «В.» являются припевы в конце канона на общем молебне Божией Матери (Часослов. С. 292-293), во время к-рых должно совершаться каждение. В традиции греч. Церквей циклы таких припевов (называемые Μεγαλυνρια - так же, как и праздничные припевы на 9-й песни канона утрени) существуют для большинства почитаемых святых и икон Божией Матери. Поскольку в основе совр. лекционарной системы правосл. Церкви лежит послеиконоборческая лекционарная система К-поля, отраженная в Типиконе Великой ц., совр. богослужебные книги используют стихи «В.» в качестве прокимна на Богородичные праздники - как и в Типиконе Великой ц.,- а также в качестве прокимна на литургии среды, если не случится праздника или попразднства.

http://pravenc.ru/text/150153.html

Поклонение св. копию, в отличие от поклонения честному Кресту, уже нельзя назвать универсальным обрядом – если свои частицы Истинного Древа со временем появились во многих центрах христианского мира 97 , да и при их отсутствии они могли быть заменены изображением Креста, то св. копие было уникальной реликвией. Поэтому в послеиконоборческих византийских монастырских Типиконах, зависящих от зафиксированной в Типиконе Великой церкви послеиконоборческой константинопольской лекционарной системы 98 обряды поклонения реликвиям Страстей отсутствуют 99 . Зато в древнейших из них упоминается обычай мыть и убирать в Великую пятницу главный храм к пасхальной службе 100 ; этот обычай восходит к константинопольской практике убирать храм Св. Софии, начиная с вечера Великого четверга 101 и до вечера Великой пятницы. Особое значение в богослужении Великой пятницы в соборных храмах Русской Церкви в вв. имел торжественный чин омовения св. мощей, для совершения которого в храм износились, в том числе, частицы Истинного Древа Креста Господня (а в Москве – также и риза Господня). В то время как генетически этот чин, очевидно, восходит к древней традиции поклонения реликвиям Страстей (и поэтому он не должен отождествляться с регулярным чином омовения св. мощей), его непосредственное происхождение можно объяснить несколькими способами. В частности, можно предположить, что он происходит или из древней иерусалимской традиции (и действительно, подобный обряд – омовение Древа Креста – описан уже в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, но он совершается не до вечерни, как чин омовения мощей на Руси, а после нее), или же из более поздней константинопольской, где Великие четверг и пятница были днями омовения престола и храма. Ниже помещаются переводы фрагментов, повествующих о поклонении реликвиям Страстей Христовых в Великую пятницу, из «Паломничества» Эгерии, армянской и грузинской версий иерусалимского Лекционария, рассказа Аркульфа в изложении Адамнана, Типикона Великой церкви; а также два описания чина омовения мощей в Великую пятницу в московском Успенском Соборе: из составленного в начале 30-х гг. XVII в. «Указа о звону и чину...» и из описанного архидиаконом Павлом Алеппским «Путешествия Антиохийского патриарха Макария...», состоявшегося в середине того же столетия. Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

субботу), затем стихословие кафизм Псалтири на вечерне, утрене и часах прекращается до недели Антипасхи . Распределение кафизм по службам отличается от обычного великопостного - во все 3 дня на вечерне 18-я кафизма, на 1-м и 9-м часах кафизм нет. На часах читается Четвероевангелие, текст к-рого распределен иначе по сравнению со студийскими памятниками: все 4 Евангелия прочитываются за 3 дня только на 3, 6 и 9-м часах. Евангелие от Иоанна читается до изложения Страстей Господних (согласно нек-рым древним рукописям Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; 1097, 1214 г.,- рассказ о Страстях не прочитывался ни в одном из Евангелий). Вел. среда приобретает дополнительное значение дня окончания Великого поста (то же значение закреплено за пятницей 6-й седмицы поста), с к-рым связано установление чина прощения за всю Четыредесятницу в конце последования изобразительных Вел. среды. Очень поздно, в XVI-XVII вв., в Типиконах появляются указания о чтении Евангелия на утрене первых 3 дней Страстной седмицы. Как в студийских, так и в ранних иерусалимских Типиконах эти Евангелия не указывались, но они нередко встречаются в греч. и слав. рукописях служебного Евангелия. По происхождению они восходят к древней иерусалимской традиции. Указание о них встречается уже в Канонаре Sinait. gr. 2095, IX-X вв. (этот памятник в целом следует к-польской лекционарной системе, но имеет прибавления из древней иерусалимской системы - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 190-191). В рус. Типиконах утренние чтения этих дней стали указываться только с издания 1682 г. (то же относится и к утреннему Евангелию Вел. четверга - Там же. Т. 3. С. 61; Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших слав. памятников. М., 1976. С. 259-263). По Типикону, принятому ныне в РПЦ, литургическая тема Вел. понедельника впервые возникает в малом повечерии в неделю Ваий вечером (поются трипеснец прп. Андрея Критского, ирмосы по дважды, тропари без повторений, в конце каждой песни один и тот же ирмос; по Трисвятом кондак Триоди).

http://pravenc.ru/text/150085.html

профессор Иван Алексеевич Карабинов (1878–1937) Отзывы Литургика профессор Иван Алексеевич Карабинов Видный литургист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В годы гонений на Церковь принял мученическую кончину. Биография Родился 15 октября 1878 г. в селе Федоровское Никульской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии в семье протоиерея. Среднее образование получил в Суздальском духовном училище и во Владимирской духовной семинарии. После семинарии учится у Д.П. Миртова в СПбДА и одновременно в Санкт-Петербургском археологическом институте, которые окончил в 1903 г. В том же году был командирован в Русский археологический институт в Константинополе для научных занятий. С научными целями путешествует по Святым местам. Посещает Иерусалим, Синай, Вифлеем, Рим. В 1905 г. вернулся из командировки и возобновил работу в СПбДА на кафедре церковной археологии и литургики; с августа 1910 г. доцент; с февраля 1911 г. экстраординарный профессор. В академии работал до ее закрытия в 1918 г. С 1907 г. член Комиссии по исправлению богослужебных книг. Член (эксперт) Предсоборного совета, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. С сентября 1919 г. работал в Главном управлении архивных дел и в Академии истории материальной культуры. Член правления Общества православных приходов Петрограда. Карабинов был одним из крупнейших литургистов своего времени. Он занимался проблемами раннехристианского богослужения, богословием Евхаристии и таинств, историей византийской и древнерусской Триоди (и гимнографических сборников в целом), Типикона и лекционарной системы, вопросами церковной археологии. 29 мая 1922 г. арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. Проходил в числе главных обвиняемых на Петроградском процессе вместе с митрополитом сщмч. Вениамином (Казанским). На процессе категорически отрицал виновность обвиняемых. 5 июля 1922 г. был оправдан за «недоказанностью преступления» и освобожден. Служил псаломщиком в Александро-Невской лавре, а после ее захвата обновленцами, с 1923 по 1925 г. - в храме бывшего Стрелкового полка. Подвергался кратковременным арестам в 1930 г. и, возможно, в 1931 г. Во время одного из арестов у К. пропали уникальная б-ка и научный архив. С 1931 г. служил зав. архивом Балтийского судостроительного завода. Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО 25 февраля 1934 осужден на 5 лет ссылки в г. Тобольск. В ссылке работал архивариусом. Был арестован в Тобольске 26 апреля 1937 г. Проходил по одному делу с Тобольским и Тюменским архиеп. Артемием (Ильинским) и большой группой духовенства. Обвинялся в том, что являлся «руководителем контрреволюционной повстанческой организации церковников». Не признал предъявленные обвинения. 23 августа 1937 г. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Омской обл. к расстрелу. 30 августа того же года приговор был приведен в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

4 Паремии тритекти, вместе с сопровождающими их «тропарями пророчества» и прокимнами, доныне печатаются в Триоди и исполняются, согласно современному уставу, на шестом часе. 5 В связи с этим возгласом следует вспомнить, что оглашенные, готовившиеся к принятию Крещения уже в этом году, именовались «ко святому Просвещению готовящимися». 7 Можно уточнить, что, согласно Типикону Великой церкви, во время вечерни Великой субботы крестили лишь часть оглашаемых, тогда как остальные оглашаемые принимали Крещение утром, после утрени Великой субботы, или даже неделей раньше – в Лазареву субботу; очевидно, такое разделение было связано с невозможностью покрестить слишком большое количество людей во время паремий. 8 Есть основания думать, что в доиконоборческую эпоху лекционарные системы Константинополя и Иерусалима в целом были близки друг к другу; см.: .Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. М., 2001. 4 (http://www.jmp.ru/jmp/01/04–01/14.htm). 9 Построенные в IV веке Мартириум, часовня у Креста и Анастасис (ротонда над пещерой Гроба Господня) в течение многих веков оставались различными зданиями; современный комплекс храма Гроба Господня, где все эти святыни находятся внутри одного архитектурного сооружения, представляет собой позднейшую перестройку. 10 Т. е. в древнейший христианский храм Иерусалима, служивший основным местом собрания иерусалимских христиан в доконстантиновскую эпоху. 12 Более подробно вопросы о том, почему вместо 7 Евангелий стали читаться 11, а затем и 12, и как сложилась современная композиция антифонов утрени и тропарей часов Великой пятницы, будут рассмотрены в наших следующих заметках. 15 Из осознания этой символики напрямую следует вывод о том, что «вычитывание» Четвероевангелия на часах заранее, до Страстной седмицы, широко практикуемое в Русской Церкви, лишает эту символику ее выразительности. В этом смысле более оправданной выглядит, например, традиция Московской Духовной Академии: в первые три дня Страстной седмицы на часах читается не все Четвероевангелие, а только Евангелие от Иоанна, причем до начала рассказа о Страстях, а заранее ничего не «вычитывается».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Схема литургии слова (или оглашенных) выглядит следующим образом: великое славословие ; «Отче наш» со вставкой «Свят, Свят, Свят»; молитва священника; 3 антифонных псалма (  ) с припевом «Аллилуия»; входной псалмический стих (  ); диаконское возглашение: «Да будет мир с нами!»; 2 молитвы священника (1-я - прославляющая Имя Божие; 2-я - приуготовительная к шествию); процессия с Крестом, свечами, кадильницей и Евангелием на виму (при архиерейском богослужении - восхождение епископа на кафедру, где он остается до начала анафоры), во время к-рой поются тропари храма (     или  ) либо тропари в честь праздника и тропарь Кресту, а затем - гимн «Тебя, Господи» (    ); после восхождения на виму совершаются каждение, пение Трисвятого и чтение Свящ. Писания. На литургии всегда бывает 2 чтения из ВЗ, к-рые называются «Закон» (из Пятикнижия) и «Пророки», хотя бывает так, что оба чтения берутся из пророческих книг (напр., на Рождество Христово) или вместо 2-го из них читаются Деяния святых Апостолов (напр., с понедельника по пятницу Светлой седмицы). За ними следуют чтения из Апостола и Евангелия. В В.-с. о. существуют 2 основные лекционарные системы: кафедрального собора Селевкии-Ктесифона и Высокого мон-ря, расположенного у р. Тигр вблизи Мосула ( Macomber. 1967; Kannookadan. 1991). Первая сохранилась во мн. рукописях (древнейшая - Brit. Lib. Add. 14 491, IX-X вв.), большая часть к-рых содержит только новозаветные чтения. В целом она восходит к иерусалимской традиции. Совпадение чтений в 2 системах наблюдается только на 1-й седмице Великого поста (см.: Lectionarium. 1900-1901; Alichoran. P. 299-322; Burkitt. 1923; Syriac Lectionary. 1986. P. XVIII-XXVII). Перед чтением Апостола поется изменяемый по дням стих псалма с «Аллилуия» (именуемый   - начало; др. название -   - происходит от лат. statio - стояние). Далее следуют священническая молитва перед Апостолом и благословение читающего. Во время чтения Апостола совершается каждение. По окончании чтения поется др. стих псалма с «аллилуия» (  ), в нек-рые дни заменяемый небиблейскими текстами. После Евангелия полагается проповедь (  ). Далее следуют 2 ектении (   - прошение с многократным «Господи, помилуй» и   - провозглашение), священническая молитва, главопреклонение, возложение рук и удаление оглашенных и кающихся.

http://pravenc.ru/text/155372.html

Можно уточнить, что, согласно Типикону Великой церкви, во время вечерни Великой субботы крестили лишь часть оглашаемых, тогда как остальные оглашаемые принимали Крещение утром, после утрени Великой субботы, или даже неделей раньше - в Лазареву субботу; очевидно, такое разделение было связано с невозможностью покрестить слишком большое количество людей во время паремий. Есть основания думать, что в доиконоборческую эпоху лекционарные системы Константинополя и Иерусалима в целом были близки друг к другу; см.: . Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. М., 2001. 4 ( http://www.jmp.ru/jmp/01/04-01/14.htm ). Построенные в IV веке Мартириум, часовня у Креста и Анастасис (ротонда над пещерой Гроба Господня) в течение многих веков оставались различными зданиями; современный комплекс храма Гроба Господня, где все эти святыни находятся внутри одного архитектурного сооружения, представляет собой позднейшую перестройку. Т. е. в древнейший христианский храм Иерусалима, служивший основным местом собрания иерусалимских христиан в доконстантиновскую эпоху. Утро Великой пятницы было заполнено обрядом поклонения Честному Древу Креста. Более подробно вопросы о том, почему вместо 7 Евангелий стали читаться 11, а затем и 12, и как сложилась современная композиция антифонов утрени и тропарей часов Великой пятницы, будут рассмотрены в наших следующих заметках. Который сохранился даже и в греческом оригинале; по-гречески он называется Тропологием. Подробнее об этом будет сказано в наших следующих заметках. Из осознания этой символики напрямую следует вывод о том, что «вычитывание» Четвероевангелия на часах заранее, до Страстной седмицы, широко практикуемое в Русской Церкви, лишает эту символику ее выразительности. В этом смысле более оправданной выглядит, например, традиция Московской Духовной Академии: в первые три дня Страстной седмицы на часах читается не все Четвероевангелие, а только Евангелие от Иоанна, причем до начала рассказа о Страстях, а заранее ничего не «вычитывается».

http://bogoslov.ru/article/397608

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010