80) Все, что писал Палама, и еликая к тому делу належать. 81) Догматическое всеоружие Евфимия Зигабена . 82) Мелетия Пига, патриарха Александрийскаго, на папистов, и лютеран, и кальвинов книга». Все эти перечисленные трактаты против латинян, соединив воедино, Досифей желал напечатать в Москве. Всех же книг, присланных государям Досифеем, было 18, следующего объема и заглавия, как значится в приказной записи: «В 1-й книге листов 157, ея же начало: «тии убо, о божественнейший царю». Во 2-й книге 316 листов, ея же начало: «вопросим латинов». В 3-й книге 160 листов, ея же начало: «ныне аз дивлюся любезный». В 4-й книге 102 листа, ея начало: «метанию владыко». В 5-й книге 388 листов, в ней же начала и конца нет, обаче тако начинается: «отпустила некое искушение чрез послание». В 6-й книге 242 листа, ея же начало: «еже о Святом Духе глаголати, о Боге есть глаголати». В 7-й книге 130 листов, ея же начало: «ре-чеши ли яко невозможная вещь есть папе не быти православну». В 8-й книге 289 листов, ея же начало: «паки лютая и начало злобная змия». В 9-й книге листы неописаны (потому что та книга изо всех книг выбрана и часть той книги у архимандрита иерусалимскаго оставлена), ея же начало: «благоугоднейшему во Христе отцу». В 10-й книге 129 листов, ея же начало: «ныне убо Христова Церковь ». В 11-й книге 457 листов, ея же начало: « Леонта Философа предисловие». В 12-й книге 306 листов, ея же начало: «еже о Христе житие расчет убо». В 13-й книге 307 листов, ея же начало, «вопрошавши о списаниях Акиндинова». В 14-й книге 209 листов, ея же начало: «осмотрился ли в себе быв брате». В 15-й книге 371 лист, ея же начало: «предобрая убо вода оный рече», сия книга есть Мелетиева Пига, бывшаго Александрийскаго патриарха. В 16-й книге 406 листов, ея же начало: «иже в синодиве прилежащим проклятием». В 17-й книге 550 листов, в которой хотя начала нет, обаче так начинается: «имянуемая чиновная сложивши сие есть догматическое всеоружие». 18-я книга есть напечатана Григория Паламы и Георгия Схолария».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

О книге пророка Аггея. Общая характеристика послепленной эпохи. Пророческая проповедь Аггея. О книге пророка Захарии. Личность священного писателя книги. Ея единство. Ея содержание; ее учение. – Книга Захарии, как ветхозаветный апокалипсис [в связи с характеристикой ветхозаветной апокалиптики канонической и неканонической (после-канонической)]. О книге пророка Малахии. Личность Малахии. Учение его книги. О книгах учительных или поэтических. Священная ветхозаветная поэзия. Ея этический, учительный характер. История изучения ветхозаветной поэзии. Место поэзии в —53— жизни библейского Израиля; ее религиозный характер; ее внутренние свойства. Художественная форма библейской поэзии (детальная характеристика). О книге Иова. О книге Псалтирь. О книге Притчей. О книге Екклезиаст. О книге Песнь Песней. Выяснение идеи и характеристика каждой книги, как памятника исторического и литературного. Учительные книги неканонического достоинства – книга Премудрости Соломоновой и книга Иисуса сына Сирахова. О книгах неканонических. Церковная точка зрения на книги, не имеющие канонического достоинства. О книге Товита. О второй книге Ездры. О книге Иудифь. О книгах Маккавейских. О книге пророка Варуха. О третьей книге Ездры. – Ветхий Завет и Христос (заключительная лекция). На практических занятиях студенты читали книгу Псалтирь: прочитано 42 первых Псалма. Студенты познакомились не только с священным текстом, но и с толкованиями Псалтири, святоотеческими в частности». И.д. доцента по кафедре истории Греко-восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей Славянских церквей и Румынской (группа Б. 1). Федор Россейкин прочитал студентам II курса следующие отделы науки: Обзор причин разделения церквей. Столкновение Константинополя с Римом в IX веке. Христианство в Болгарии. Отпадение Западной церкви от вселенской в XI веке. Отношения между Восточной и Западной церквами в эпоху крестовых походов. Лионская уния. Флорентийская уния. Византийское монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«В 6-й книге листов 242, ея же начало: еже о св. духе глаголати о Боге есть глаголати». Это – рукопись сохранившая старый переплёт с записью о присылке книги Досифеем. «В 7-й книге листов 130, ея же начало: речеши ли яко невозможная вещь есть папе не быти православну». Это – рукопись с сохранившейся записью 1693 г. «В 8-й книге листов 289, ея же начало: паки лютая и начало злобная змия». Со слов: Πλιν δεινς κα ρχκακος φις... начинается рукопись содержащая по счёту XVII b. 289 листов. «В 9-й книге листы не описаны, потому что та книга изо всех книг выбрана и часть той книги у архимандрита иерусалимскаго оставлена, ея же начало: благоугоднейшему во Христе отцу». Этой характеристике соответствует рукопись начинающаяся: Τ ελαβεσττ ν Χριστ πατρ... «В 10-й книге листов 129, ея же начало: ныне убо Христова церковь ». Названное количество листов и начало: ρτι μν το Χριστο κκλησα имеет рукопись «В 11-й книге листов 457, ея же начало: Леонта философа предисловие», что соответствует началу: Λοντος φιλοσφου προομιον и нумерации листов рукой XVI b. в рукописи «В 12-й книге листов 306, ея же начало: еже о Христе житие растет убо». Это – кодекс (306 лл., нач.: ν Χριστ ζω φεται). «В 13-й книге листов 207, ея же начало: вопрошавши о списаниях Акиндинова». Это – рукопись сохранившая на переплёте запись 1693 г. «В 14-й книге листов 209, ея же начало: осмотрился ли в себе быв брате». Указанное число листов и начало: πεσκψω κατ σεαυτν γενομενος, δελφ... находятся в рукописи «В 15-й книге листов 371, ея же начало: предобрая убо вода оный рече, сия книга есть Мелетиева Пига, бывшаго александрийскаго патриарха». Это – имеющая запись 1693 г. рукопись «В 16-й книге листов 407, ея же начало: иже в синодике прилежащим проклятием». Со слов:... τος ν τ συνοδικ γκειμνοις ναϑεματισμος... начинается кодекс насчитывающий по нумерации XVII b. 406 лл. «В 17-й книге листов 550, в которой хотя начала нет, обаче тако начинаетца: имянуемая чиновная сложивши сие есть догматическое всеоружие». Это – рукопись сохранившая старый переплёт с записью 1693 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

6 Строго говоря, потомков Авраама начали называть «евреями» лишь по возвращении из Вавилонского плена. (См. «Понимание Писания» [англ.], том 2, с. 73, «Jew[ess]».) Но в этой книге мы будем использовать слово «евреи» и применительно к более раннему периоду. 8 Ориген в своих «Гекзаплах» использует три различных греческих текста Еврейских Писаний (а иногда и целых пять). Все эти тексты еще сохранялись в конце III века н. э. Сведения о переводе Акилы можно найти в справочнике «Понимание Писания», том 2, с. 9. 9 В этой книге мы будем постоянно ссылаться на греческое слово Кириос, которое означает «Господь». Мы будем писать его не греческими, а русскими буквами. Более подробные сведения об использовании греческого слова Кириос можно найти в брошюре «Божье имя пребудет вовеки» (Общество Сторожевой Башни, 1994). Обратите особое внимание на главу «Имя Бога и „Новый Завет " », которая начинается на странице 23. 10 Как говорится в книге «Все Писание богодухновенно», с. 307 и 310, те рукописи Септуагинты, в которых присутствует Тетраграмматон, в основном принадлежат к коллекции папирусов Фуада (II или I век до н. э.). Более полные сведения о Септуагинте можно найти в книге «Понимание Писаний» (англ.), том 2, с. 9, под заголовком «В Христианских Греческих Писаниях». Фотографии рукописи Фуада с еврейскими буквами приведены в «Понимании Писаний», том 1, с. 324 и 326. 11 Частичный список этих рукописей можно найти в «Переводе нового мира с примечаниями» (англ.), с. 1562–1564. 14 Даты составления отдельных книг точно не известны. Для того, чтобы придать этой книге единообразие, мы используем даты, приведенные в таблице в книге «Понимание Писаний» (англ.), том 1, с. 310. 15 «Все Писание богодухновенно» (англ.), с. 316–317. В других источниках («Текстология Нового Завета» Брюса Мецгера) есть описание этого крохотного обрывка рукописи. (Его размеры – всего шесть на восемь сантиметров, на одной его стороне находится текст Иоанна 18:31–33 , а на другой – Иоанна 18:37–38 .) Этот манускрипт называется фрагментом Джона Райланда, ему присвоен индекс Р 52 . Манускрипт особенно важен из-за времени и места его написания. Как показывает начертание букв, этот документ был составлен в первой половине второго столетия. Его нашли в долине Нила. Вопреки утверждениям немецких ученых первой половины XX века, этот фрагмент доказывает, что Евангелие от Иоанна было написано достаточно рано, чтобы его копия оказалась в Африке в начале второго столетия. Цветную фотографию Р 52 можно найти в справочнике «Понимание Писаний», том 1, с. 323.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imja-bog...

Некоторые могут возразить, говоря,  что якобы Христос выгнал меновщиков денег и торговцев скотов и голубей, а мы сейчас этим не торгуем. Но нужно знать историю: меновщики обменивали римские деньги, на которых с одной стороны был изображен лик императора, по приказу которого эти деньги были отчеканены, а с другой стороны — один из языческих богов, на иудейские шекели, на которых не было изображения. Это делалось ради того, чтобы изображения идолов не вносились в храм и не бросались в ящик для пожертвования. Торгующие продавали все нужное для жертвоприношения, ведь храм был один во всем мире и многие из-за дальности пути не могли привести жертву с собой, им легче было купить ее на месте в Иерусалиме. Итак, мы видим, что и меновщики и торгующие в храме делали, на первый взгляд, доброе дело: и языческие деньги не приносятся в жертву на храм, и люди не утруждаются тяжестью пути с жертвенным животным, и все как будто бы благочестиво и даже с любовью. Но Богу все это не угодно, потому что на самом деле торговля и обмен были устроены ради наживы, а иудейские первосвященники имели от этого материальную выгоду. Еще раз подчеркнем — главное, что в храме продавалось все нужное для богослужения, а не что попало, но в очах Христа это было мерзостью. И сейчас многие говорят, что в храме все продается нужное для богослужения, но это не является оправданием в очах Божиих. Теперь посмотрим, что в Библии говорится о ценах за требы (крещение, венчание и т.д.). Трудно себе представить, что если бы ко Христу подошли больные и испросили исцеления, Он ответил бы им: «С вас 200 динариев». Просто не мысленно, не так ли? Еще один пример: Иоанн Креститель не брал деньги с людей за свой труд, когда крестил, и апостолы не брали плату за проповедь или исцеление. Что же требовал Господь, Иоанн Креститель, апостолы от приходящих к ним? Они требовали веры и покаяния, а не денег. Какой сейчас батюшка спрашивает о вере, обратившихся к нему с вопросом: “Сколько стоит машину посвятить?” Вера стала второстепенной для многих священников, потому что деньги заняли первое место в их жизни.

http://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitni...

Григорий. Один благочестивый муж просил св. Венедикта послать своих учеников для устроения монастыря в его поместье близ города Террацины. Венедикт согласился на его просьбу, отправил некоторых из братии, поставил над ними настоятеля и распорядился, кто должен быть вторым по нем (наместником). Отправляя их, он дал торжественное обещание в таких словах: «Идите, я приду в такой-то день и покажу вам, на каком месте должно построить церковь, на каком трапезу для братии, на каком гостиницу для приема посетителей, и вообще все нужное». Приняли они благословение, отправились на место, стали с нетерпением ожидать назначенного дня и приготовили все, нужное для устройства монастыря. В ночь пред назначенным днем, тому рабу Божию, которого он поставил там настоятелем, и его наместнику св. муж явился во сне и с точностью обозначил все места, на которых что должно было построить. Встав от сна, они рассказали друг другу, что видели. Не совсем, однако ж, поверили сему сновидению и стали ожидать человека Божия, так как он обещал прийти. И когда в назначенный день св. муж не пришел, они со скорбью обратились к нему и сказали: «Ждали, отче, что ты придешь, по обещанию, и покажешь нам, где что устроить, но ты не пришел». Он отвечал им: «Зачем, братья, зачем вы это говорите? Разве я не приходил, как обещал?«На вопрос их: «Когда приходил?» — он отвечал: «Разве я не явился обоим вам во сне и не указал всех мест? Идите и, как слышали в видении, устройте все монастырские здания». С большим удивлением они выслушали эти слова, возвратились в упомянутое поместье и все здания монастырские устроили так, как показано было во сне. Петр. Желал бы я уразуметь, как могло случиться, что святой, будучи вдали, давал спящим приказание, которое они видели во сне и понимали. Григорий. Зачем ты сомневаешься, Петр, испытывая образ совершения сего дела? Совершенно понятно, что дух имеет более удобоподвижную природу, нежели тело. Мы, несомненно, знаем, по свидетельству Писания, что пророк (Аввакум), восхищенный из Иудеи (Дан 14.33–39), внезапно поставлен был с пищею в Халдее, которою насытил пророка (Даниила), и потом опять внезапно увидел себя в Иудее. Итак, если Аввакум мог телесно так далеко спутешествовать в одно мгновение и отнести пищу, что удивительного, если Венедикт дошел до того места, куда стремился духом, и душам спящих братии сказал нужное? Как тот достиг телесно для насыщения тела, так этот духовно для устроения духовной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2310...

При воспоминании о женах Мироносицах прилично нам вспомнить о наших женщинах. Но что мы о них скажем? Что они любят? Чем увлекаются? В чем время проводят? Чем занимаются? Бедные большей частью работают, трудятся. Но что делают не бедные, богатые? Читают ли, слушают ли что-нибудь нужное, полезное, спасительное, божественное? Некоторые умеют ли даже и читать? Жалуются они часто на пустоту в жизни, на скуку. Да как же и не скучать, как не чувствовать пустоты в жизни, когда они ничего доброго не делают, ничем хорошим не занимаются и живут большей частью себе и другим только в тягость? Ведь нас, как существ разумных, занимать и радовать может что-нибудь умное, дельное, святое, нужное для нас, полезное для других. «Что же делать нам, чем заняться?» – говорят они. – Занимайтесь учением Иисуса Христа, чтением и слушанием его. Вы полюбите Его учение и не отстанете от него. О, какой в нем свет для ума, какая отрада для души, какое веселие для сердца! День и ночь вы стали бы помышлять о нем, вовек не забыли бы его внушений, наставлений. Что вам делать, чем заняться? Ныне везде по городам и селам так много училищ открывается. Почему бы вам, особенно богатым, достаточным из вас, почему бы не заняться этими училищами, почему бы не послужить для них своим имением, доставляя нужное учащим и учащимся в них? Сколько было бы от этого славы для Бога, пользы для ближних, утешения для вас! Ведь и в этих училищах Христово же учение преподается; таким образом служа училищам, вы, подобно святым Мироносицам, служили бы Христу, единому во вся веки всех людей Учителю. Что вам делать, чем заниматься? О, делайте все во имя Иисуса Христа, ради Его, на пользу других, во спасение ближних, и тогда всякое дело как миро благовонное будет услаждать и радовать вас в жизни. Вы заслужите себе добрую славу и оставите по себе добрую память, вечную. Пример святых жен Мироносиц, прославляемых ныне Церковью , да напоминает вам о том, что вы должны любить и чем преимущественно заниматься, а собственное ваше сознание в пустоте своей жизни да вразумит вас, что вы не так живете, как должно, не то любите, не тем занимаетесь, чем бы следовало. Жизнь не по Христе Иисусе, без любви истинной, святой, без дел добрых, без занятий полезных – всегда скучна, пуста. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

2 ст. Милость вам и мир и любовь да умножатся. 3 ст. Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. Написать вам об общем спасении, т. е. вообще о спасении, я почел за нужное пока написать вам увещание – подвизаться за веру, т. е. встать на защиту веры христианской, однажды преданную святым, т. е. возвещенную христианам и как бы врученную им на хранение. 4 ст. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Т. е. я потому почел за нужное написать вам увещание, что в христианское общество вкрались некоторые люди, лжеучители, о появлении которых издревле, т. е. в ветхом завете предсказано пророками, в новом – апостолами и предсказана их участь, что они предназначены к осуждению ( 2Пет.2:1 ). Это люди нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству, т. е. эти лжеучители искажают истинное учение о христианской свободе, превращая ее в разнузданность и прикрытие своих пороков; и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа, т. е. они не веруют в Господа Иисуса Христа, как воплотившегося Сына Божия, отвергают и стараются ниспровергнуть всю религию христиан. 5 ст. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом не веровавших погубил. Здесь апостол приводит три известных читателям послания примера того, что кто бы ни были нечестивые и неверующие, они не избегнут наказания Божия. Так Бог помиловал евреев, когда они с мольбою обратились к Нему об избавлении их из рабства Египетского, но когда забыли Бога истинного, стали противиться Его воле, то Он всех их погубил во время странствования но пустыне, так что из вышедших из Египта в землю обетованную вошли только Иисус Навин и Халев. 6 ст. И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. И не только израильтян наказал Господь за их неверие и непокорность Его воле, но даже ангелов, под которыми разумеются здесь падшие духи,       не сохранивших своего достоинства, своего высокого положения, но впавших в гордость и противление воли Божией, и оставивших свое жилище, т. е. свою близость к Господу, Господь соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня, т. е. в месте лишенном света, радости и блаженства, которым они наслаждались при лицезрении Бога, и где Господь блюдет их на день суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

При свидании Александров передал это отцу Пимену, но как принял митрополит ответ Александрова, про то никто не знал, пока это не выяснилось на самом деле. После Успеньева дня ректор семинарии архимандрит Леонид, вместе и настоятель Заиконоспасского монастыря, приехал на Угрешу и подговорил отца Пимена вместе с ним съездить в Давидову пустынь, в Серпуховском уезде, верстах во ста от Угреши и в двадцати от Серпухова. Пробыв двое суток в Давидовой пустыни и посетив Серпухов и два его монастыря: Высоцкий и Владычный, на возвратном пути они заехали в Екатеринскую пустынь, в двадцати верстах от Угреши, и возвратились 22-го августа. На другой день в послеобеденное время оба друга, архимандрит и игумен, сидели вместе в гостиной и читали какую-то книгу, и в это время принесли игумену с нарочным присланную повестку от митрополита, чтоб он в тот же день явился к четырем часам на Троицкое подворье. Отец Пимен стал тотчас собираться в Москву, и отец ректор предложил ему взять с собой его человека и сказал ему: – В случае, ежели вам что понадобится, прошу вас не стесняться отнестись в Заиконоспасский монастырь и потребовать от моего келейника все, что окажется нужным. Видно, что отец ректор знал уже заранее о намерениях владыки относительно отца Пимена, но крепко хранил тайну и только при отъезде его высказал кратко, предлагая нужное. Сам он остался на Угреше, а игумен поехал в Москву. Когда отец Пимен явился к владыке, он милостиво и ласково принял его и объявил ему, что он на следующий день посвятит его в архимандрита и приказал ему готовиться и потом спросил его: – Имеешь ли все нужное для посвящения? – Ничего не имею, ваше высокопреосвященство, но благодаря расположению отца ректора, архимандрита Леонида, могу получить все нужное для посвящения; он мне кратко сказал, чтобы в случае надобности я взял у него в монастыре что потребуется. Митрополит улыбнулся и еще благословил игумена, отпустил его с миром и радостью. На следующий день, 24 августа, в день своих прежних именин, игумен Пимен прибыл пред литургией на Троицкое подворье, служил со владыкой и был посвящен им в сан архимандрита. После служения митрополит вручил новому архимандриту посох и сказал ему краткое назидательное слово. Совершенно случайно вздумала в этот день помолиться на Троицком подворье жена Александрова, Марья Григорьевна, и каково же было ее удивление, что отца Пимена посвящают в архимандрита. Она поспешила домой, чтобы возвестить эту радость мужу, зная, как он этого желал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Третья неделя по святой Пасхе называется неделей святых жен мироносиц. Чем это жены мироносицы заслужили такую честь и память, что воспоминанию и прославлению их святая Церковь особую в году назначила неделю? Уже ли только тем, что в день воскресения Иисуса Христа, очень рано утром, они носили миро благовонное к Его гробу Его, чтобы помазать им Его тело, за что и названы мироносицами? Нет. Конечно, и этим они доказали, что любили Иисуса Христа, но это было только последнее их дело, которое они сделали для Него, из любви к Нему, умершему. Нет, еще прежде, гораздо раньше и гораздо больше своей любви к Иисусу Христу показали они. При погребении Его они были; при распятии Его находились; когда вели Его на Голгофу, шли за Ним и плакали; но главное, во все время, как Иисус Христос ходил по городам и селам и учил народ, эти женщины, одни из первых, следовали за Ним и служили Ему своим имением. Но что привлекало их к Иисусу Христу? Они тогда еще не знали, что Он — Сын Божий, Спаситель рода человеческого, Творец, Вседержитель, Бог. Что же именно заставляло их так любить Его? Учение, которое Он проповедовал. Никто еще тому не учил, чему учил Иисус Христос; и никто так не говорил, как Он говорил. Из уст Его лилось слово благое, как миро благовонное; и они отойти от Него не могли — все желали услышать что-нибудь от Него. Да, потому-то они и называли Его все больше Учителем только, почти и имени другого у Них Ему не было, кроме как Учитель. Итак, вот чем жены мироносицы заслужили честь и память у Святой Церкви — своей любовью к Иисусу Христу, особенно тем, что любили слушать Его учение, и, следуя за Ним повсюду, служили Ему своим имением; и потому не только сами учились y Него, но некоторым образом помогали Ему учить других, доставляя Ему и ученикам нужное для жизни. Да, жены мироносицы — это были особенные любительницы учения, которое Иисус Христос проповедовал; ревнительницы просвещения, которое Он всюду распространял. При воспоминании о женах мироносицах следует нам вспомнить и о наших женщинах. Но что мы о них скажем?.. Что они любят? Чем увлекаются? В чем время проводят? Чем занимаются? Бедные большей частью работают, трудятся. Но что делают не бедные, богатые? Читают ли, слушают ли что-нибудь нужное, полезное, спасительное, божественное? Некоторые умеют ли даже и читать?.. Жалуются они часто на пустоту жизни, на скуку. Да как же и не скучать, как не чувствовать пустоты в жизни, когда они ничего доброго не делают, ничем хорошим не занимаются и таким образом живут большей частью себе и другим только в тягость? Ведь нас, как существ разумных, занимать и радовать может что-нибудь умное, дельное, святое, нужное для нас, полезное для других.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010