Скачать epub pdf Глава 5 Статья одиннадцатая О запечатанной семью печатями книге, которую разрешить не может никто из созданных тварей Откр.5:1 . И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. Книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб. Внутреннее содержание книги, как духовное, недоступно пониманию, а внешнее, заключенное в буквах, удобопонятнее. Семь печатей означают или совершенное и неизвестное нам утверждение книги, или же домостроительство Духа Божия, испытующего глубины, разрешить которое не может никто из тварей. Под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии ( Лк. 24:44 ), но совершенно исполнятся в последние дни. Откр.5:2 . И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? Откр.5:3 .  И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. «Никтоже можаше разгнути книгу», то есть ни Ангелы, ни люди, сущие во плоти, ни святые, разрешенные от нее, не достигли полного ведения судеб Божества, кроме Агнца Божия, Который Своим пришествием исполнил сказанные ранее о Нем пророчества. Откр.5:4 . И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. «И я плакал», говорит, не впал ли и чистейший чин Ангелов также в неведение? Откр.5:5 . И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. «Не плачь», говорит, потому что если книга недоступна для Ангелов, то ее может раскрыть Бог , вочеловечившийся ради людей, Который по человечеству есть корень Давидов, а по Своему Божеству – Творец всего. Статья двенадцатая О видении того, что посреди престола и четырех животных. О разрешении книги Агнцем, имеющим семь рогов

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

    «Я был в духе в день воскресный, — пишет о себе писатель сей книги св. Иоанн Богослов, — и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр. 1:10). «Взойди сюда и покажу, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 4:1). Следуя сему Божественному гласу, Тайновидец взошел на небеса, и пред ним открылось следующее величественное и таинственное видение: Увидел он Господа Саваофа, сидящего на престоле. Пред престолом Его море стеклянное, подобное кристаллу. А окрест престола восседают на малых престолах двадцать четыре старца, облеченные в белые одежды, имеющие на главах своих золотые венцы. Сидящий на престоле имел в деснице книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. Неожиданно один из ангелов провозгласил громким голосом: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто ни на небе, ни на земле, ни под землею ни мог, ни раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал, — говорит о себе Тайновидец, — о том... Тогда один из старцев сказал мне: не плачь. Вот лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот посреди престола... стоял Агнец, как бы закланный... И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле», (Откр. 5:2—7) и стал снимать печати ее. Последовательно снял Он первые четыре печати, и по мере снятия сих печатей начали постигать землю несчастия, символически изображаемые у Тайновидца в виде таинственных всадников на конях белом, огненно-красном, черном и бледном. Первый всадник вышел, как победоносный и чтобы победить. Второму дано взять мир с земли, и чтобы люди убивали друг друга. Третьему поручено наказать человечество неравенством богатства и бедности. А о четвертом говорится: Вышел «конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем, и гладом, и мором, и зверями земными» (Откр. 6:1—8). А когда затем Агнец «снял пятую печать, я увидел, — говорит Тайновидец, — под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство об Агнце, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: Доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И если так вознаграждается крест страдальчества, терпеливо переносимый ради любви Божией, здесь на земле, то тем более вознаграждается он на небе. Кто царствует на небе? Не Тот ли, Кто пострадал на земле, Кто «претерпел Крест, пренебрегши посрамление» ( Евр. 12:2 )? Слышится на небесах некая молва, «как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, и голос многих Ангелов вокруг Престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр. 19:6, 5:11 ). Что же они говорят? Повелевают, чтобы «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море» ( Откр. 5:13 ), готовило привет и рабский поклон некому лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же воцарился на Престоле Божием? Видит там святой Богослов Агнца, и Агнца закланного: " Взглянул, – говорит он, – и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» ( Откр. 5:6 ). Не Тот ли, Который заклан был на Кресте копием: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра» ( Ин. 19:34 )? Воистину, Тот, говорю, Агнец, Господь наш Иисус Христос , о Котором предсказал пророк Исайя: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ). Он воистину «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ), Которому всякое создание небесное и земное рабски поклоняется и громко взывает: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр. 5:12 ). Господь наш во Святом Писании имеет и иные наименования и уподобления всесильной власти Своей. Именуется львом, так как Он победил мир и дьявола: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» ( Откр. 5:5 ). Именуется орлом, так как, взяв души святых, как бы птенцов, под крылья Свои, изнес их из ада, согласно Писанию: «Как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, простирает крылья Свои, берет их и носит их на перьях Своих» ( Втор. 32:11 ). Агнцем же наречен потому, что был заклан за всех. И когда Он восхотел показать Свою царскую славу на небе возлюбленному ученику Своему Иоанну, то показал ее не в виде льва и орла, а в виде агнца закланного, и это для того, чтобы показать, что путь к венцу и славе в небесном царствии не какой-либо иной, но заклание, раны, страдания и крестная смерть. Хорошо говорит апостол: «Видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус» ( Евр. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как он делает это, объясняет святой Златоуст, который говорит: «Нет ничего сильнее кротости, ибо как возожженный огонь угашает вода, так и душу, яростнее огненной печи горящую гневом, угашает слово, с кротостью изреченное». И в другом месте: «В брани показанием храбрости бывает то, что воин убивает супостата, но еще яснее победа, когда побеждаешь обидчика терпением, ибо Бог дает тебе силы побеждать не сплетением рук, а терпением». Так говорит Златоуст. Итак, ясно, что терпеливый и кроткий человек гораздо сильнее, чем сильный борец и храбрый воин, ибо он побеждает без оружия, одолевает без брани, что в Апокалипсисе очень хорошо объясняется в рассказе о видении Богословом Агнца. Восхищенный в духе на небо, святой Иоанн Богослов видел Престол Божий и сидящего на нем Бога в славе неизреченной, держащего в деснице Своей книгу неведомых Божественных тайн, запечатанную семью печатями. И «Ангел сильный провозгласил громким голосом: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» И никто не мог, ни на небе, ни на земле». И начал плакать святой Иоанн: «Я, – говорит он, – много плакал». Почему? Потому что «никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее». Тогда один из старцев, сидящих окрест Престола Божия, утешает плачущего Иоанна, говоря: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» ( Откр. 5:1–5 ). Услышав эти слова: »Вот лев " , – обратим к Нему мысленные очи наши и посмотрим, каков Сей Лев? И вот видим мы вместе со святым Иоанном, хотя и не столь быстрым и ясным умственным оком, что «посреди Престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на Престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем. И поют новую песнь, говоря: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и Кровию Своею искупил нас» ( Откр. 5:6–9 ). Оставив изыскание о книге и печатях, мы будем говорить только об Агнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 И видех в деснице Седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию. 2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? 2 И видех Ангела крепка проповедающа гласом великим: кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея; 3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. 3 И никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю. 4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. 4 И аз плакахся много, яко ни един обретеся достоин разгнути и прочести книгу, ниже зрети ю. 5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. 5 И един от старец глагола ми: не плачися: се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея. 6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. 6 И видех, и се, посреде престола и четырех животных и посреде старец Агнец стоящь яко заколен, имущь рогов седмь и очес седмь, еже есть седмь духов Божиих, посланных во всю землю. 7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. 7 И прииде и прият книгу от десницы Седящаго на престоле. 8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. 8 И егда прият книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых:

http://drevo-info.ru/articles/7935.html

В Н. З . образ запечатанной книги возникает в Откровении Иоанна Богослова и становится символом Божественного замысла, окончательно раскрывающегося и одновременно осуществляющегося через искупительную жертву Агнца. «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный… И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» ( Откр.5:1–7 ). И тогда стоящие вокруг прославили Агнца: «…достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени…» ( Откр.5:9 ). В видении семи печатей, одна за другой снимаемых Агнцем, перед глазами Иоанна Богослова проходят картины космических катастроф и знамений, символизирующих последнюю битву добра и зла, которая предшествует полному преображению мира. Кожа прилипла к костям КОЖА ПРИЛИПЛА К КОСТЯМ Гипербола, указывающая на крайнюю степень физического истощения, близка по значению выражению «кожа да кости». Иов, на которого обрушилось множество несчастий, сидит на земле, в пепле, покрытый язвами, и друзья, пришедшие утешить Иова, внимают его словам: «Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня. Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих» ( Иов.19:19–20 ). Пророк Иеремия оплакивает разрушенный Иерусалим, бедственное положение его жителей: «Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу. Князья ее были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был как сапфир; а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево» ( Плач4:5–8 ). Козел отпущения

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? 3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. 4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. 5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. 6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. 7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. 8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. 9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. 11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. 14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Комментарий Откр.5:1 . Первый акт этого видения — картина престола Божия, которой завершается дантовский “Рай”. Второй акт — явление книги, и книга эта — история мироздания, та, которая видна Богу из запредельных высей в законченном и совершенном виде. Не совсем то, что предназначено, — мы не будем употреблять такой жесткий термин, — а то, что вершится на самом деле.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Конечно! Греховные недуги особенно печалят душу верующего человека, а вкупе с телесными недугами они могут оказаться и источником невыносимых и самых несносных переживаний. Итак, грех есть болезнь души, а болезнь тела – результат греха. И как нам избавиться от всего этого? Как вырваться из сего порочного круга? Кто поможет нам и защитит нас? Ни Ангел, ни Архангел, никакой святой, ни на Небе, ни на земле, не способен открыть «памятную» книгу Божию и изгладить из нее все наши грехи, пороки и прегрешения и снять печати проклятий Бога, наложенные на каждый грех и каждое прегрешение. Никто. кроме Бога, не может избавить нас от Его же (Господа) кары, если вопрос уже решен. Сказано: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Если же скажут тебе: ″куда нам идти?″, то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, ПТБ под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен» ( Иер.15:1–2 ). То есть, необходим всем нам такой Посредник и такая Жертва умилостивления Богу, Которая реально удовлетворит Божественное правосудие. Сказано в Книге Откровение Иоанна Богослова: «И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Откр.5:2–6 ). Да! Братия и сестры! Только ОДИН Агнец Божий, Господь наш Иисус Христос силен снять с нас все наши грехи, пороки и преступления, понести на Себе все наши недуги и болезни, как душевные, так и плотские.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Подир, в который одет Сын Божий, – это длинная одежда иудейских царей и первосвященников, символ славы и власти. Его Божественное достоинство изображается теми же словами, которыми описывает пророк Даниил Бога Отца: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» ( Дан.7:9 ). Халколиван, которому уподобляются ноги Господа, является драгоценным металлическим сплавом с золотисто-желтым или огненно-красным блеском. Обычно ноги и стопы в священной символике обозначают власть и силу борьбы с врагами. «Я топтал точило один... Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей», – говорит от лица Бога пророк Исайя ( Ис.63:3 ). Взят из Ветхого Завета и другой образ силы Бога – «глас Его – как шум вод многих». Пророк Иезекииль пишет: «Слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его – как шум вод многих» ( Иез.43:2 ). Особое значение Сына Божия в новозаветных судьбах мира показано было апостолу Иоанну и в особой небесной мистерии, которая так описывается Откровением: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ея? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» ( Откр.5:1–6 ). Книга в правой руке Сидящего – это, можно думать, история новозаветного мира, включающая явление на земле Самого Сына Божия, Спасителя рода человеческого. Он принес на землю труднопостижимую разумом «благодать на благодать» ( Ин.1:16 ), когда «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» (слова святого Афанасия Великого и блаженного Августина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

419 На основании этого текста можно утверждать продолжающееся служение Богочеловека в мире и после Вознесения, и, не взирая на одесную Отца Седение, следов., оно остаетсяеще незаконченным. Чрез царское служение оно переходит уже за грани личного прославления Христа, которое тем самым остается еще не полным, а состояние творения ограниченным, доколе не станет Бог во всем, не упразднится последний враг – смерть и не будет все покорено Богочеловеком воле Отца. Одним словом, и прославление остается незавершенным, пока продолжается еще воцарение Христово, доколе царство Христово, совершив свое дело, не иступит места Царствию Божию. Совершающееся царское служение Христа основывается на совершившемся уже Его первосвященническом служении: «Он, принести одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги его будут положены в подножие ног Его» – Пс. 2, 8 ( Евр. 10, 13 ). Ср. Евр. 2, 8–9 , толкование текста Пс. 8, 5–7 о сыне человеческом, который здесь отожествляется с Сыном Человеческим: «Когда же покорил Ему все, то не оставил ничего непокоренным Ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено. Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус» (и далее). Эта общая мысль о совершающемся в истории воцарении Христа 420 и царском Его служении раскрывается в Откровении, как ее апокалипсис, т. е. открытие сокровенного, внутреннего содержания истории. В небесном видении Седящего на престоле и Держащего в деснице Своей книгу, – исторических судеб Церкви и с нею человечества и всего мира, – «никто не мог ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть эту книгу, ни посмотреть ее» ( Откр. 5, 3 ), но, по слову одного из старцев, «вот лев от колена Иудина, корень Давидов победил, (чтобы) раскрыть эту книгу и (снять) семь печатей ее» (5), «Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных на всю землю» (6). И когда Он берет книгу, совершается всеобщее поклонение, и слышатся голоса: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство? и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (12), и этому вторят голоса «всякого создания, находящегося на небе, и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» (13).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010