«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» ( Откр. 5:4 ). Иоанн говорит, что люди нуждаются в откровении, в познании тайн Божиих, потому что иначе они будут жить, как животные, не зная, откуда пришли и куда идут. Знание тайн Бога необходимо для спасения людей. Нам важно изучать откровения Божии, чтобы понимать, куда идти. Но никого достойного не нашлось, чтобы «читать сию книгу», и Иоанн много плакал об этом. «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» ( Откр. 5:5 ). Лев из племени Иуды победил. Почему Христос здесь так именуется? Иоанн Богослов по национальности еврей и, конечно же, прекрасно знал Ветхий Завет , несомненно, читал Книгу Бытия, в которой предсказано пророчество Иакова, сбывшееся в Иисусе Христе: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; и поклонятся тебе сыны отца твоего» ( Быт. 49:8 ). А в Книге пророка Осии Господь говорит: «Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет» ( Ос. 5:14 ). Бог на самом деле бывает хищным – Он описывается, как идущий со страшной добычей. Господь «преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его?» ( Чис. 24:9 ). Христос ложится в могилу, и никто не может Его воскресить, кроме Него Самого. «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ), то есть из потомства Иуды все время будут происходить правители до того момента, пока не придет Примиритель – Христос. Что и сбылось: властители из колена Иудина рождались до времен Христа, когда же Иудеей стали править иноплеменники (Ирод) и когда даже официальная власть еврейского синедриона была отобрана императором Августом, пришел Христос. «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт. 49, 11 ). Это также сбылось: когда Христос въехал на осленке в Иерусалим, то привязал его к огромному золотому изображению виноградной лозы, висевшей над входом в Иерусалимский Храм. И Он действительно омылся кровью, но восстал в радости. Христос является корнем Давида. Почему корнем, а не отраслью? Потому что Он Бог и в то же самое время – единокровный Давиду: Он – прямой потомок царя Давида по Матери, так что в Нем по плоти – та же кровь, что и в Давиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Читайте также: «Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия? Что же касается происхождения Христа, то в Новом Завете неоднократно указывается, что по плоти Он принадлежал к колену Иудину. Это два родословия Спасителя, которые приводят евангелисты Матфей и Лука, и замечание апостола Павла в Послании к Евреям, где он пишет о принадлежности Иисуса к роду Иуды как об известном факте: ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (Евр 7:14). Свидетельство, что Иисус Христос — герой пророчества, обращенного к Иуде, мы находим и в Откровении Иоанна Богослова. Жертвенный Агнец, который символизирует Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи людей, назван там львом от колена Иудина (Откр 5:5). Но не только о происхождении и времени пришествия Мессии говорится в пророчестве. Как писал Иоанн Златоуст, «благословение, данное Иуде, таинственно: оно предзнаменовало все то, что относится ко Христу». Образ льва, который лег так, что никто не может его поднять, тоже не случаен. Толкователи обращают внимание, во-первых, на сам выбор животного. Как лев — царь зверей, так и Иисус Христос — владыка неба и земли, царство Которого не от мира сего. Ему поклонятся народы, просвещенные проповедью Евангелия. Во-вторых, в словах, что лев лег, и кто поднимет его , святые отцы видят указание на смерть и воскресение Иисуса Христа, Который добровольно принимает смерть и воскресает Сам, будучи Богом. Упоминаемые в пророчестве осленок и ослица напоминают нам о Входе Господа в Иерусалим. На многочисленных изображениях этого события фигурирует, как правило, только одно животное. Однако евангелист Матфей пишет именно об ослице и молодом осле, которых апостолы по просьбе Иисуса привели к Нему и на которых Он въехал в город. Некоторые отцы Церкви толкуют этот эпизод, как приведение к Спасителю как иудеев, с давних времен хранивших веру в единого Бога, так и язычников, еще не познавших истинную веру. Лоза, к которой привязываются животные в пророчестве, тоже символ Христа, Который однажды так и сказал о Себе: Я есмь истинная виноградная лоза < ... > а вы ветви (Ин 15:1, 5). Как живая органическая связь с лозой может обеспечить жизнь ветвям, так и живое общение со Христом способно принести людям спасение.

http://foma.ru/prorochestvo-o-primiritel...

Не упуская из вида небесного престола, Иоанн видит летящего по небу Ангела, который называется сильным, каким и должен быть вестник великого Бога. Ангел спрашивает не о том, кто хочет раскрыть книгу, но о том, кто достоин, кто настолько нравственно совершен 25 и свят пред Господом, чтобы мог воспринять откровение Божественных судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и через достойных. Но никто не отозвался на вопрос сильного Ангела. Между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойным раскрыть книгу и видеть ее содержание. Говорится уже не о снятии печатей, а о созерцании содержащегося в книге, так как снятие печатей равносильно самому созерцанию. – Здесь предуказание на особенности формы и содержания апокалиптического откровения. Откр.5:4 .  И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. Иоанн оплакивал то, чего как бы лишился, чего не мог узнать из запечатанной книги, но что он считал весьма нужным для знания людей и для руководства в их жизни. Откр.5:5 .  И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Наименование льва, употребленное старцем, взято из Быт.49:9 , и в приложении к Иисусу Христу, Которого изображает здесь Агнец, означает сильного победителя, царя по Своему богочеловечеству. В глубочайшем смысле этого последнего слова Иисус Христос назван и корнем Давидовым: в Нем та же самая кровь, как и в жилах Давида, подобно тому, как в отрасли сохраняется часть того сока, который прежде всего находится в корнях. Победа же над смертью и вознесение на небо дали Иисусу Христу право и впредь быть для людей единственным ходатаем пред Богом и единственным их учителем, т. е. через Иоанна сообщить людям божественное откровение относительно таинственного будущего. Откр.5:6 .  И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда этот сильный ангел воскликнул: кто достоин раскрыть? – то Иоанн, видимо, стал оглядываться: так кто же? Он смотрит с надеждой, от ангелов до херувимов и серафимов возносится его взор – но не смог никто. Откр.5:4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. Апостол Иоанн, настолько проникался созерцанием тайн Божественных судеб, настолько глубоко чувствовал необходимость спасательной благодати, что когда увидел, что никто не может ни читать эту книгу, ни даже посмотреть в нее, то заплакал. Не увидел Авраам своего многочисленного потомства, но хотя бы на многочисленные звезды было указано ему ( Быт. 15:5 ). Не вошел Моисей в Ханаан, но хоть с горы издалека увидел Землю обетованную. Здесь же никого не нашлось достойного заглянуть в эту книгу. А люди, и безбожники особенно, часто говорят: а вы мне покажите, и я буду верить! Невозможно, недостойны! Даже на небесах никто не достоин проникнуть в эти таинства. Откр.5:5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Никто не мог этого совершить. Но нашелся знающий Того, Кто это может. Интересно, что знает это не один из ангелов, ни даже архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, а один из старцев , один из искупленных верующих, один из Церкви, может быть, из ветхозаветных патриархов или апостолов. Может быть, это апостол Петр, ранее других исповедавший Христа Сыном Божиим. Так прославленные земные раньше узнают Спасителя, чем чины небесные. И вот говорит один из старцев: не плачь , утешься, я укажу тебе Достойного. Мы видим и дивную высоту души Иоанна, который не о земном плакал, а о небесном. Так должны просветлеть и наши очи, чтобы из них, как воды чистые, излились потоки слез о небесном. Мы видим, что сам апостол Иоанн не только созерцает, но участвует в являемых ему видениях. Он сам переносится туда, рассматривает, вступает в разговор, плачет, сокрушаясь, его утешают.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Нагой, как червь, пышней я всех господ. Я всеми принят, изгнан отовсюду. Но он не может быть учительным – ни в нравственном, ни в религиозном, ни в каком-либо ином отношении. Вы не в состоянии извлечь из него ни истину, которую вы могли бы принять, ни наставления, которым могли бы последовать. При этом в некоторых случаях первоначальное впечатление логического противоречия может оказаться ложным – мы обнаружим, что один и тот же термин используется в разных смыслах или относится к разным реалиям. Рассмотрим, например, фразу: «Николай ужасно играет, в то же время он прекрасно играет». Содержит ли она логическое противоречие? Чтобы понять это, нам необходимо будет уточнить значение слов. Может быть, Николай ужасно играет на скрипке, просто уши вянут, а вот в шахматной игре он непревзойденный мастер. В этом случае никакого логического противоречия в этой фразе не будет. Нет логических противоречий и в христианстве. Конечно, религиозные тексты и, в частности, Библия – это не инструкция по сборке этажерки и не школьный учебник. Эти тексты могут казаться противоречивыми. Например, в Откровении Иоанна Господь Иисус описан как «лев от колена Иудина» и одновременно как «Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей» ( Откр.5:5–6 ). Если кто-нибудь станет говорить о том, что никто не может быть одновременно львом и ягненком, это совершенно разные животные, мы укажем ему на то, что автор прибегает к метафорам. «Метафора, – как поясняет словарь, – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака». В данном случае Господь Иисус уподобляется Льву, потому что лев ассоциируется с силой и царственностью, и ягненком, потому что Он был заклан, как жертвенный Агнец, за грехи мира ( 1Пет.1:18–19 ). То, что казалось противоречием, разрешается, когда мы внимательнее присматриваемся к литературным приемам, используемым в тексте. Библия также широко использует аллегории. «Аллегория – художественное представление абстрактных понятий и обобщений с помощью конкретных образных воплощений». Например, Пророк восклицает: «Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!» ( Ам.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Кротостью обозначается удержание гнева, укрощение ярости. Кротким называется тот, кто, будучи кем-либо опечален и имея возможность отомстить, не мстит, не гневается и оскорбляемый не оскорбляет. Смирение – это искренне сознание своего ничтожества, презрение самого себя. Смиренным называется тот, кто, зная свою немощь, греховность и непотребство, не превозносится в своем уме, считает себя ниже всех, и хотя бы он преуспел в какой-либо добродетели, однако, исполненный страха Божия, называет себя рабом непотребным. Незлобием называется или чистая совесть, неповинная ни в каком зле, или сердечная простота, украшенная праведностью, или незлопамятство, невоздаяние злом за зло. Все эти три добродетели обретались в кротком, смиренном и незлобивом агнце – великом святителе Божием Петре. Но подробно говорить обо всех них не хватит ныне времени. В этот час достаточно побеседовать об одной вышеупомянутой добродетели – о кротости (отложив все прочие на будущее время, если восхочет Господь и живы будем), а эта, как соединенная с двумя прочими, отчасти покажет нам и их силу. Ибо как во время игры на гуслях и кимвалах, когда ударяют по одной струне, издают тихий звук и прочие струны, так и в беседе о кротости несколько отзовется и смирение с незлобием. Если хочешь одолеть своих врагов без брани, победить без оружия, укротить без труда, будь кроток сам, и ты одолеешь, победишь, укротишь других. Если не веришь мне, посмотри вместе со мной в книгу, именуемую Апокалипсис, и из нее убедишься. Смотрю в эту книгу и вижу плачущим святого Иоанна Богослова. О чем ты плачешь, возлюбленный ученик Христов? Не подобает ли тебе скорее радоваться, сподобившись столь многих откровений? Видишь Престол Божий и Самого Бога, сидящего на нем, держащего в деснице Своей книгу неведомых Своих Божиих тайн, запечатленную семью печатями. Я плачу, говорит, о том, что «никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу». В это время один из пречестнейших двадцати четырех старцев, сидящих окрест Престола Божия, сказал ему: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» ( Откр. 5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кто из нас не чувствовал в себе разливающийся по жилам огонь греха? Кто из нас не знает, что грех именно не бьет, но жалит человека, исподтишка и тайком, чтобы вернее убить его? У кого не хватает разума понять, что ужаленному нужно действовать быстро и с умом, иначе он погибнет? И вот мы путешествуем и чувствуем, что змей жалит нас болезненно и неожиданно. Где лекарство? Вот оно. «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). Евреи смотрели на изображение змея, мы же смотрим на изображение распятого за нас при Понтийском Пилате Иисуса Христа. Распятого, погребенного и воскресшего в третий день, согласно с Писаниями. В дни Великого поста Крест часто предлагается взору верующих именно потому, что укусы змея становятся заметными и особенно болезненными. Взирай, христианин, на распятого Господа своего и исцеляйся сердцем от того яда, который в тебе. Поэт так сказал об этом взирании и припадании ко Кресту: Приникни с жаркими слезами Креста подножье обними Ты примиришься с небесами, С самим собою, и с людьми. (И. Никитин) Эти стихи обращены к ребенку, который учится молиться, еще не зная силы греха. «Молись, дитя» называется стихотворение. И взрослый человек заранее предупреждает ребенка о том, что нужно будет делать, если грех обманет, обольстит со временем повзрослевшую душу. Но мы, давно повзрослевшие и много раз обольщенные грехом, видим для самих себя в этих словах урок и призыв. Остается только понять, почему змей, существо перегруженное отрицательным отношением и смыслом, связан здесь с Господом. Один из отцов говорит по этому поводу, что как медный змей похож на настоящего, но яда в себе не имеет, так Христос был во всем подобен человеку обычному, но греха в Себе не имел . Кроме того, Писанию свойственно одним и тем же именем, в зависимости от контекста, пользоваться для обозначения понятий святых и грешных. Так Петр апостол говорит о диаволе, что тот ходит, «как рыкающий лев, ища , кого поглотить» (1 Пет.5:8). А апостол Иоанн Богослов говорит о льве, связывая его образ с Господом: «вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр.5:5). И там и там – лев, но в значениях противоположных.

http://pravmir.ru/zmeya-v-pustyne/

В Книге Исхода, главы 31 и 35. Для устроения и украшение скинии и ковчега Господня Господь Бог избрал Веселеила и наполнил его Духом Божиим и премудростью, и способностью к ручной вышивке и резному художеству. Если бы создание ручных вышитых и резных образов для украшения скинии и ковчега было лукавым делом пред Господом, то Господь Бог не исполнил бы Веселеила Духом премудрости ради такого дела. Ибо Бог в лукавых и скверных делах не виновен: Дух премудрости не дается на скверные дела. Хотите еще примеры образов? Лев Иуда, о котором вещает Иаков, говоря, что сын его Иуда, молодой лев, лег и уснул, как лев и как львица ( Быт. 49, 9 ). Не образ ли это Христа? Смотри Апокалипсис, глава 5, где написано о Христе: победил Лев от колена Иудина ( Откр. 5, 5 ). Книга Исхода, глава 17. Камень, источающий воду. Не Христа ли это образ? Смотри 1Кор. 10, 4 : Камень же был Христос. Книга Исхода, глава 12. Агнец пасхальный непорочный, заколотый, на огне испеченный, в костях своих несокрушенный. Не был ли он образом Христа, Агнца непорочного, о котором говорит Иоанн Креститель: вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29 ). Как Овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен ( Ис. 53, 7 ). И костей Ее не сокрушайте ( Исх. 12, 10 ). Книга Исхода, глава 3. Купина, огнем горящая, несгораемая. Не была ли она образом Богородицы Девы, по общему толкованию святых Отцов, которая, приняв во чрево огонь Божества, осталась непорочной в Своем Девстве. Книга Судей Израилевых, глава 6. Руно Гедеоново орошенное. Не было ли оно образом Богородицы? На Нее, как дождь на руно, сошел Сын Божий, словами псалма: Низойдет Он, как дождь на руно, словно капли, падающие на землю ( Пс. 71, 6 ). Книга Пророка Иезекииля, глава 1. Четверо животных. Не образы ли это четырех Евангелистов, по общему толкованию всей Святой Церкви? Некоторые святые Отцы богомудрствуют, что эти животные – образы Самого Христа. Поистине, лицо человека – образ Воплощения и Рождества Христова, лицо тельца – страдания Христова, лицо льва – Воскресения, лицо орла есть образ Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Глава V . 8 . Две силы вложены в душу человека: одна – деятельная, другая – созерцательная; первая сообщает движение, вторая позволяет постигать; первой действуют, чтобы очистить сердце для созерцания Бога, второю освобождаются и созерцают; первая – в предписаниях и законах этой временной жизни, вторая – в учении о жизни вечной; первая действует, вторая пребывает в покое, ибо первая проявляется в очищении грешников, а вторая – в просвещении очищенных; по той же причине в этой смертной жизни первая обнаруживается в делах доброго поведения, а вторая преимущественно в вере. Эти две силы представлены в образе двух жен Иакова, о которых я, насколько мог, говорил при опровержении учения Фавста Манихея. В самом деле, Лия понимается как трудящаяся, а Рахиль – как начало созерцания. Таким образом дается понять, что три евангелиста, весьма тщательно исследуя земные деяния Господа и Его слова, которые имеют преимущественное значение для назидания в нравах настоящей жизни, пребывали в этой деятельной силе, а Иоанн, гораздо менее повествующий о деяниях Господа и с большей тщательностью и подробностью собирающий Его изречения, которые внушают мысль о троичности Божества и блаженстве вечной жизни, удержал свое внимание и проповедь в восхвалениях созерцательной силы. Глава VI 9 . Поэтому мне кажется, что при объяснении значения четырех животных из Откровения в отношении к евангелистам, более правы были те, которые отнесли льва – Матфею, человека – Марку, тельца – Луке и орла – Иоанну, нежели те, которые приписали человека – Матфею, орла – Марку, льва – Иоанну. Действительно, последние искали основания в начальных словах книг, а не в целостном направлении мысли, которое одно и должно было исследоваться. Ведь гораздо естественнее, чтобы тог, кто изобразил преимущественно царственное лицо Христа, был обозначен львом. Поэтому и в Откровении вместе с царственным коленом упомянут лев, когда сказано: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» ( Откр. 5:5 ). У Матфея же повествуется, что и волхвы пришли с Востока для поклонения Царю, Который был указан им звездой как уже рожденный; и сам Ирод страшится царственного Дитяти и, чтобы умертвить Его, убивает всех младенцев ( Мф. 2:1–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И если так вознаграждается крест страдальчества, терпеливо переносимый ради любви Божией, здесь на земле, то тем более вознаграждается он на небе. Кто царствует на небе? Не Тот ли, Кто пострадал на земле, Кто «претерпел Крест, пренебрегши посрамление» ( Евр. 12:2 )? Слышится на небесах некая молва, «как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, и голос многих Ангелов вокруг Престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр. 19:6, 5:11 ). Что же они говорят? Повелевают, чтобы «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море» ( Откр. 5:13 ), готовило привет и рабский поклон некому лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же воцарился на Престоле Божием? Видит там святой Богослов Агнца, и Агнца закланного: " Взглянул, – говорит он, – и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» ( Откр. 5:6 ). Не Тот ли, Который заклан был на Кресте копием: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра» ( Ин. 19:34 )? Воистину, Тот, говорю, Агнец, Господь наш Иисус Христос , о Котором предсказал пророк Исайя: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ). Он воистину «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ), Которому всякое создание небесное и земное рабски поклоняется и громко взывает: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр. 5:12 ). Господь наш во Святом Писании имеет и иные наименования и уподобления всесильной власти Своей. Именуется львом, так как Он победил мир и дьявола: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» ( Откр. 5:5 ). Именуется орлом, так как, взяв души святых, как бы птенцов, под крылья Свои, изнес их из ада, согласно Писанию: «Как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, простирает крылья Свои, берет их и носит их на перьях Своих» ( Втор. 32:11 ). Агнцем же наречен потому, что был заклан за всех. И когда Он восхотел показать Свою царскую славу на небе возлюбленному ученику Своему Иоанну, то показал ее не в виде льва и орла, а в виде агнца закланного, и это для того, чтобы показать, что путь к венцу и славе в небесном царствии не какой-либо иной, но заклание, раны, страдания и крестная смерть. Хорошо говорит апостол: «Видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус» ( Евр. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010