19 двенадцать частей. Существует явная параллель между поступком левита и действиями Саула, разрезавшего быка на двенадцать частей, дабы призвать вес народ Израиля на борьбу против аммонитян ( 1Цар. 11,6–8 ). В свете этой истории Саул выглядел крайне негативно. Глава 20 20:1–48 Посягательство на левита и насилие над его наложницей привели к гражданской войне, в которой весь Израиль воевал против колена Вениаминова (гл. 19). Впервые в Книге Судей израилевых говорится о том, что Израиль был объединен (ст. 1,2,8,11). По иронии он объединился, чтобы наказать за грех одно из своих колен, но не смог заметить «бревна в своем глазу», потому что каждый делал то, что ему казалось справедливым. Колено Вениаминово понесло заслуженное наказание за свой грех (ст. 23–28; ком. к 19,1 21,25 и 19,14 20,48). Колено Иудино должно было главенствовать в борьбе против колена Вениаминова (ст. 18), как оно прежде возглавляло борьбу против хананеев (1,1.2). 20 собралось все общество, как один человек. Впервые Израиль объединился, но целью этого объединения была война со своими братьями. от Дана до Вирсавии. Т.е. от самой северной до самой южной точки Израиля. пред Господа в Массифу. См. 11,11 и ком. 20 народа Божия. Бог карал Свой народ, но не переставал считать его Своим народом, а Себя его Богом. 20 наложницу мою замучили. Левит умолчал о том, что сам выдал наложницу насильникам (19,23–25). 20 как один человек. См. ст. 1,11 и ком. к 20,1–48. Израильтяне поклялись довести это дело до конца. 20 искореним зло. Израильтяне не понимали, что зло полностью пропитало их общество. 20 были левши. См. 3,15 и ком. 20 в дом Божий. Ковчег Господень и священник с ефодом в это время находились в Вефиле (ст. 27). кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? В самом начале Книги Судей израилевых прозвучал вопрос: «кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними?» (1,1). Иуда. Господь дал тот же ответ, что и в 1,2, но уже в иной ситуации. 20 плакали. Неудача, постигшая израильтян в первый день войны с вениаминитянами, должна была напомнить им, что они сами были не без греха (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20А потом Господь сказал Аарону: «Не будет у тебя никакого наследства в Израиле, никакого надела земельного среди них. Я – твоя доля и наследство твое среди сынов Израилевых. 21Все десятины в Израиле Я отдаю сынам Левия – это будет их доля – отдаю за их служение, которое они совершают, служение при Шатре Откровения. 22 Израильтяне не будут более приближаться к Шатру Откровения, чтобы не отвечать за этот грех свой и не умереть; 23левиты и только левиты будут служить при Шатре Откровения и отвечать за всё, что здесь будет неверно сделано. Это установление на все времена, и обязательно оно для всех ваших потомков. Но земельного надела среди других израильтян у левитов не будет, 24ибо им Я даю десятину сынов Израилевых, которую они отделяют как приношение Господу. Потому и говорю о них: «Не должны они владеть никакой собственностью среди других израильтян“». 25А Моисею Господь велел 26передать левитам: «Принимая от сынов Израилевых десятину, то есть ту долю, которую Я определил для вас, вы должны из нее отложить приношение Господу, десятину от десятины. 27Ваше приношение будет считаться таким же, как приношения других людей зерна с их тока и молодого вина из их давильного чана. 28Вот так и вы будете отделять приношение Господу из всех десятин, принятых вами от сынов Израилевых; из этих десятин вы должны отдавать Аарону–священнику часть, Господу принадлежащую. 29Из всех даров, которые вы получаете, вам следует отделять приношение, полагающееся Господу; и тот дар, который вы посвящаете, должен представлять собой наилучшее из полученного вами. 30И еще скажи левитам: «Когда вы отделили самое лучшее из даров, то всё остальное может считаться вашим: как будто это зерно с вашего тока и молодое вино из вашего давильного чана. 31Вы можете есть всё это в любом месте, вы и все домочадцы ваши, ибо это причитающаяся вам плата за труды ваши при Шатре Откровения. 32 И не будет на вас греха, раз лучшую часть вы отдали как приношение. Вы не будете виновны в осквернении святынь сынов Израилевых и не умрете“». Пепел рыжей коровы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2Пар.29:9 .  И вот, пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену [в земле не своей] доныне. 2Пар.29:10 .  Теперь у меня на сердце – заключить завет с Господом Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего. 2Пар.29:11 .  Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями и возжигателями курений. Очищение культа могло произойти не иначе, как при посредстве священников и левитов; к ним и обращается Езекия с соответствующей речью (стихи 5–11) «на площади восточной» (стих 4), т.е. со входа в храм – во дворе храма или перед ним. При этом служители алтаря должны были (ст. 5) прежде очиститься сами, а затем заняться очищением храма, приведенного в глубокое запущение (ст. 5–7) в предыдущее царствование. В ст. 8–9 – указание на бедствия иудеев при Ахазе со стороны сирийцев, израильтян, идумеян, филистимлян (ср. 2Пар.28:5–19 ; 4Цар.16:5–7 ; Ис.7:1 ). Конец ст. 9 и 10, по переводу LXX, несколько неодинаково читаются в различных списках, и существующая здесь двойственность отразилась соответствующей разностью славянского и русского переводов этого места. Принятый текст LXX читается: δ κα νν στιν. πι τοτοις νν δτιν π καρδας διαθκην μο, διαθκην Κυρου Θεο σραλ. Такая передача довольно точно отвечает еврейскому масорецкому тексту, и ей соответствует чтение русского синодального перевода: «сыновья, дочери и жены в плену доныне. Теперь у меня на сердце – заключить завет с Господом Богом Израилевым». В других же греческих кодексах (например 74, 106, 120, 121, 134 у Гольмеса, ср. Origenis Hexaplorum Quae Supersunt) читается: κα νν εσι π τοτοις. Νν ον θεσθε π καρδας μν, το διαθσθαι διαθκην μετ Κυρου Θεο σραλ. Близко к последнему чтению стоит славянский перевод «якоже и ныне суть. Ныне убо положите на сердца ваша, еже завещати завет». Таким образом, по одному чтению (еврейский, Vulgata, принятый LXX и русский), в ст. 10 идет речь о намерении самого Езекии заключить завет с Иеговой, по другому (некоторые кодексы LXX, славянский текст) чтению, Езекия с этим предложением или увещанием обращается к священникам и левитам. Первое чтение как более засвидетельствованное текстуально и ближе отвечающее контексту речи (обращение к священникам и левитам «дети мои» заключается лишь в следующем, 11-м стихе) заслуживает предпочтения; инициатива обновления теократического завета исходит от царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

516 В каком смутном состоянии находилась религиозная жизнь Израиля в эпоху Судей, — это можно с достаточною ясностью усмотреть из следующего любопытного рассказа, недаром сохраненного для нас Словом Божиим. «И был муж с горы Эфраим, и имя ему Микайгу. И сказал он матери своей: тысячу сто сребреников, что ты отложила для меня и закляла их в слух мне: вот сребро это со мною, Я взял его; и сказала мать его: благословен сын мой пред Ягвэ. И возвратил он тысячу сто сребреников матери своей. И сказала мать его: посвящая посвятила я сребро сие Ягвэ от руки моей за сына моего, чтобы сделать изваяние и литое изображение, и теперь передаю его тебе. Он же вернул сребро матери своей; и взяла мать его двести сребреников и отдала их мастеру, и сделал он изваяние и литое изображение (пэсэл у масэка) и было оно в доме Макайгу. И муж Мика — дом божий (бэт элогим) у него. И сделал он эфод и идолов (терафим) и уполномочил (ваймалэ эт-яд) одного из сыновей своих, и стал тот ему в священника. Во дни оны не было царя во Израиле: всякий делал угодное в очах своих. — И был юноша из Вифлеема Иудина, родом из колена Иудина (ми-мишпахат Иегуда), и был он Левит, и был он поселенец там. И пошел муж этот из города из Вифлеема Иудина, чтобы поселиться где придется. И пришел в горы Эфраимовы, к дому Мика, идя своею дорогою. И сказал ему Мика: откуда идешь? — И сказал ему Левит: я из Вифлеема Иудина и иду поселиться где придется. — И сказал ему Мика: живи со мною, и будешь мне отцем и священником; а я буду давать тебе по десять сребреников в год и перемену одежд и продовольствие. И пришел (к нему) Левит. И стал Левит с мужем тем. И был юноша у него как один из сыновей его. И уполномочил (ваймалэ эт-яд) Мика Левита, и был тот ему во священника; и был в доме Мика. И сказал Мика: теперь знаю я, что благоволить Ягвэ ко мне, ибо стал мне Левит во священника» (Суд. XVII). Из последних слов вполне ясно, что этот простодушный житель горы Эфраимовой, несмотря на то, что устраивает у себя дом Божий с литыми и лепными идолами и при том сам рукополагает себе во священники сначала своего сына, а потом странствующего Левита (коего левитское звание несколько загадочно, по-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

5:10). О грешниках говорится, что они имеют меру в поллоктя вокруг и однако спасаются по милосердию Творца, согласно с написанным в Псалме: ни о чесомже спасешь их (Пс. 53:8). О праведниках [же говорится], что они спасутся чрез единственное и совершенное число и уподобятся единому Божеству, как говорит тот же апостол: Бог бе во Христе, мир примиряя Себе (2 Кор. 5:19). Что же касается поставленного в конце этого свидетельства: и ступени его обращены к востоку, то под ступенями этого очистилища должно понимать или двадцать четырех [старцев] в книгах Ветхого Завета, которые имели гусли по Апокалипсису Иоанна (гл. 5) и венцы на головах своих, или таинство Отца, Сына и Духа Святого, в котором дастся нам истинное примирение. Говоря яснее, для того число ступеней оставляется неопределенным, чтобы мы, с каким бы рвением ни восходили вверх, считали себя находящимися внизу и чтобы имели в мыслях изречение псалмопевца: пойдут от силы в силу (Псал. 83:8). Ст. 18—22. И сказал мне: сын человеческий! Так говорит Господь Бог: вот обряды жертвенника, когда он будет сделан, чтобы приносилось на нем всесожжение и возливалась кровь. Священникам-левитам, которые происходят от семени Садока, приближающимся ко Мне, — говорит Господь Бог, — дай тельца из стада волов для приношения Мне [в жертву] за грех. И возьми крови его, возложи на четыре рога жертвенника и на четыре угла выступа, и на венец вокруг, и очистн его и освяти. И возьми тельца, принесенного [в жертву] за грех, и сожги его на особом месте дома вне святилища. А на другой день принеси из среды коз козла без порока и очисть жертвенник, как очищали посредством тельца. LXX: И сказал мне: сын человеческий! Так говорит Господь Бог: вот устави жертвенника, когда он будет сделан, чтобы приносить на нем всесожжения и возливать на него кровь. Священникам-левитам, происходящим от семени Саддука и приближающимся ко Мне, — говорит Господь Бог, — чтобы служить Мне, дай тельца из среди волов [в жертву] за грех. И пусть они возьмут крови его, и возложат на четыре рога жертвенники и на основание во круг его, и очистят и освятят его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

997 (Ст. 5). Выносят умерших ближайшие родные, потому что ни отец, ни братья их, облеченные в священные одежды, не смеют коснуться их. Умерших выносят в тех белых льняных хитонах, в которых они служили. 998 (Ст. 6–7). Из Левита XXI, 10–12, мы видим, что первосвященник не имел права обнажать голову свою или раздирать одежды свои и прикасаться к какому бы то ни было мертвому, даже к отцу и матери своей и не мог отходить для погребения от святилища. Для простых священников (Левита XXI 1–5) дозволено было прикасаться к ближайшим только родственникам умершим. По-видимому, здесь, по смерти Надава и Авиуда, Аарону и сынам его объявляется повеление не выказывать никаких наружных знаков печали, не только по приведенным выше причинам, но еще и потому, что они, как священники, должны были сохранить перед лицом народа непоколебимость в горе, и видимые знаки сознания, что сыновья и братья их справедливо наказаны Богом. Все же остальные родственники не священники, и весь Израиль мог рыдать и плакать по умершим. 999 (Ст. 8–11). «И сказать Господь Аарону». Аарон получает во время своего горя, откровение Господне которое, по-видимому, разъясняет ему то, чего он может быть сам не знал, что сыны его находились в опьянении. Крепкий напиток, который, по-видимому, пили Надав и Авиуд, без сомнения пиво, которое делалось в Египте (Геродот II, 77) из ячменя, и которое, по сказанию Диод. Сиц. (об Озирисе I.20), почти не уступало по вкусу и приятному запаху вину. Этот напиток, при отсутствии вина в пустыне (хотя и вино могло быть привезено в мехах из Эдома или Мадиама караванной торговлей), – мог очень легко быть сделан народом Израильским, торговавшим вероятно с оседлыми Мадианитами хлебом и засевавшим вероятно в пустыне (как мы уже говорили во 2 и 8 примеч. II главы) свои поля. По-видимому, слова Господни, запрещающие вино служащему священнику, связуются с словами: «чтобы вы могли отличать священное от неосвященнаго, и нечистое от чистаго... И научать сынов Израилевых» и пр. Отсюда, кажется, можно заключить, что Надав и Авиуд, именно вследствие неясного состояния рассудка, не могли обсудить своего поступка, и вместо того, чтобы «научать сынов Израилевых уставам Господним», в лице всего народа нарушили их и нарушили уважение к храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9.6. Реформы Ездры Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Неемия обеспечил некоторую физическую основу для устойчивости общества. Затем вместе с Ездрой они устраивают праздник в Иерусалиме, и Ездра по просьбе народа организовывает чтение Закона. По мере того, как читается Закон, стоящие рядом левиты его толкуют. Это вызвано отчасти тем, что народ уже не понимает того языка, на котором Закон написан. Отсюда берет начало такая вещь, как Таргум, то есть пересказ Священного Писания на арамейском языке. Здесь та же самая причина, по которой некогда появился синодальный перевод Библии: потому что многие уже не способны были понять по церковно-славянски. Поскольку это было время праздника кущей, то готовится все необходимое для него и начинается празднование. Чтение Закона продолжается, и по прошествии праздника народ постится и исповедует перед Богом свои согрешения. Вспомнив в торжественном гимне, воспетом левитами, все главные события Священной истории, признавая себя виновными в отступлении от Завета, иудеи говорят: «И вот мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы питаться ее плодами и ее добром, вот, мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими они владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении. По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших и священников наших» (Неем. 9:36–38). Совершается восстановление Завета с Богом, под которым подписываются и прикладывают печати Неемия и князья народные. Прочие же люди «вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по Закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его» (Неем. 10:29). Некоторые обязательства были выделены особенным образом. Не заключать смешанных браков с иноплеменниками. Соблюдать субботу, и не разрешать иноземным торговцам торговать в Иерусалиме в субботний день. Неемия даже распорядился, чтобы в субботу запирали ворота и иноземные купцы сидели за воротами и ждали наступления следующего дня. Все были обязаны ежегодно вносить по одной трети сикля на содержание Храма. Что, кстати, было послаблением по сравнению с законом Моисеевым, предписывавшим вносить половину сикля (Исх. 20:13). Израильтяне должны были по жребию доставлять дрова для Храма. Кроме того, напоминалось об обязанности приносить начатки плодов и посвящать все первородное. Исполнение этих постановлений позволяет организовать регулярное богослужение в Храме таким, каким оно установлено было Давидом со священниками и левитами, распределенными на свои череды, которые бы не были вынуждены заниматься самообеспечением, а могли бы все свое время посвящать служению.

http://sedmitza.ru/lib/text/431213/

«Апостол Павел говорит: лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим. 14:13 ). «Что такое претыкание? Что такое соблазн? – вопрошает св. митрополит Филарет Московский , и отвечает: – Если мы пред ближним нашим говорим такие слова или делаем такие дела, которые произведут в нем худые помыслы и расстройство душевное, то мы полагаем ему претыкание; если нашими словами или действиями даем ему повод, побуждение, поощрение ко греху, то полагаем ему соблазн. Как печально, и вместе как грозно, говорил о соблазнах Господь наш! Горе миру от соблазн! Горе человеку тому, имже соблазн приходит! ( Мф. 17:7 ). – Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих ( Лк. 17:2 ). О милосердый Господи! О грехах и грешниках глаголеши с толиким покоем, с толикою кротостию: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9:13 ); а о соблазнах и соблазняющих так плачевно, и так грозно!. . Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя ( Пс. 118: 75 ); воистину плачевен грех и страшен, но соблазн более. Грех мой, при помощи благодати Твоея, могу я прекратить и покаянием очистить; но соблазна, если он виною моею подан и перешел к другим, уже не властен я ни прекратить, ни очистить». «Соблазн то же, что моровая язва, – говорит святитель Тихон Задонский . – Язва моровая заражает и умерщвляет тело; а соблазн заражает и умерщвляет душу человеческую. Язва моровая зачинается в одном человеке, а потом весь дом, весь город, все село и, наконец, вся страна заражается; так и соблазн: начинается в одном человеке и от него переходит ко многим». «Пагубно, истинно пагубно обращение с порочными людьми, – говорит святитель Иоанн Златоуст . – Не так скоро пристает зараза и проказа губит подвергшихся этой болезни, как злые нравы людей порочных. Худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор. 15:33 ). В книге Судей Израилевых повествуется, что некто Миха сделал кумир для себя и для своего дома, потом нанял левита, чтобы приносить ему жертвы; от левита выведали о сем домашнем кумире воины племени Данова и похитили оный; и таким образом идолослужение одного человека из одного дома сделалось грехом города и племени. Таков обыкновенно ход греха путем соблазна.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Братья левитов Пророчество, записанное во Втор.18:18 , включено в контекст беседы, во время которой Бог дает Моисею указания относительно дальнейшего поведения народа израильского, когда тот достигнет обетованной земли, и особенно левитов, колена священников. При рассмотрении первых двух стихов главы становится ясно, кого имел в виду Бог, когда говорил о том, что «воздвигнет им пророка» из среды их братьев. Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему. Втор.18:1-2 Здесь совершенно очевидно под словом «они» подразумеваются левиты, а под словом «братья» – другие колена израилевы. Недобросовестные методы толкования, возможно, дадут другой результат. Таким образом, корректная интерпретация Втор.18:18 должна звучать следующим образом: «Я воздвигну им (левитам) Пророка из среды братьев их (из других одиннадцати колен израилевых)…», следовательно, этот отрывок не может быть отнесен к измаильтянам и пророчество, конечно же, нельзя применить к Мухаммаду, пророку ислама. Интересно отметить, что в Ветхом Завете выражение «их братья» часто встречается в точно таких же случаях и относится к одному из колен Израилевых, отличному от упоминаемого. Типичный пример мы находим в следующем отрывке, где не возникает никаких сомнений относительно того, кто эти братья: Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых… Суд.20:13 Здесь конкретно говорится об «их братьях» как о других членах израильского общества, не относящихся к колену Вениаминову. Точно так же слова во Втор.18:18 относятся к другим коленам Израилевым, отличным от колена Левиина. В другом отрывке мы читаем о Моисее, сказавшем израильскому народу: …из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе. Втор.17:15 Царем над израильским народом мог быть поставлен только кто-то из братьев израильтян. Им не позволялось ставить над собой иноземцев, таких как измаильтяне. Здесь подтверждается принцип, что пророк, который должен прийти из среды «их братьев», должен быть израильтянином, но не из колена Левиина. В Европе на протяжении многих веков монархии было принято ставить на престол представителей других народов, с тем чтобы сохранить близкие отношения между разными государствами. Немецкие, британские, французские и греческие принцы часто вступали в брак с принцессами или другими членами царствующих семей других государств. В Израиле, однако, народ имел ясное повеление не ставить над собой царем никого из чужих народов, потому что он был отделен от всех как народ Божий, отличный от язычников, живущих вокруг.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

В колене Ефремовом жил нений Миха, который украл у своей матери тысячу сто сиклей серебра 787 . Мать прокляла неизвестного ей вора, но сын, устрашенный проклятием, сознался в своей вине, возвратил деньги, и суеверная мать обратила эти деньги на слитие истукана и кумира, которые поставлены были в доме, ставшем вследствие этого как бы «домом Божиим». Чтобы довершить подобие святилища, Миха сделал эфод и терафимы и самовольно посвятил одного из своих сыновей в священники. Но видя незаконность своего поступка, он скоро воспользовался для этой цели одним праздно блуждавшим молодым левитом из Вифлеема иудейского и нанял его служить себе в качестве священника за ежегодное жалование в десять сиклей серебра с готовым одеянием и пропитанием. Но вот тут случилось проходить сынам Дановым в поисках за новыми владениями для себя. Зайдя однажды в дом Михи, они украли его святыни и сманили к себе молодого левита, а затем, завоевав город Лаис, переименованный ими в Дан, сделали из истукана Михина свое особое святилище, которому и покланялись во все то время, когда истинная святыня народа, «Дом Божий», находился в Силоме. Другое происшествие еще ярче обнаруживает ужасное нравственное и общественное расстройство израильского народа в период управления судей. Один левит, ездивший в Вифлеем за своей сбежавшей от него наложницей, возвращаясь домой, по пути зашел с ней на ночлег в город Гиву, в колене Вениаминовом. Но когда он, найдя приют в доме одного старца, пользовался его гостеприимным угощением, развратные жители города сделали нападение на этот дом и требовали к себе самого левита – странника для удовлетворения своих гнусных похотей. Старец заступился за своего гостя. «Вот у меня дочь девица и у него наложница, говорил он развратной толпе: выведу я их, смирите их, и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его». Однако же левит, опасаясь за свою честь и жизнь, действительно вывел свою наложницу на улицу и грязная чернь «ругалась над нею всю ночь до утра», и по утру она найдена была мертвою у порога дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010