13или 31:2 и др.) и, тем не менее, в речи царя Езекии буквально 10 обращённой к левитам ( 2Пар. 29:5 ), говорится: вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему… (ст. 11) или о певцах-левитах при Давиде: чтобы они служили ( ) пред лицем ковчега постоянно ( 1Пар. 16:37 , ср. ст. 4; 15:2). В 1 кн. Ездры употребляется равным образом относительно обязанностей священников и левитов одно выражение: поставили … на службу Божию в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея (6:18). Из такого употребления рассматриваемых выражений видно, что не только во Втор., но и в книге Чис. и в позднейших памятниках служение левитов в известных случаях выражается теми же словами, как и служение священников, видно, что выражения древнего законодательства относительно священников не имели и не получили в последствии времени значения определённых терминов, которые могли быть относимы исключительно к священникам. И такого рода словоупотребление зависит не от недостатка выработанности древнего языка и не от недостаточно строгого различения между священниками и левитами, а имеет совершенно другое основание. Оно состоит в том, что левитам, по ветхозаветному воззрению, принадлежала, хотя и в низшей степени, существенная черта ветхозаветного священства, что они были в собственном смысле лицами иерархическими. Эта существенная черта состоит в посвящении и в приближении к Иегове ( Чис. 16:5 ) для посредствования между Ним и народом в святилище Иеговы. И левитов освятил Иегова себе, они принадлежат Ему ( Чис. 8:17. 14. 16 ) и их приблизил 11 Иегова к себе ( Чис. 16:9 ). Вследствие этого и левитам, подобно ветхозаветным священникам, усвояется в древнем законе назначение , т.е. чтобы быть покровом 12 или (сообразно со значением в ветхозаветном богослужении библейского ) средством очищения, примирения для сынов израилевых, дабы не постигло сынов израилевых поражение ( Чис. 8:19 ). Сообразно с этим левиты должны были ставить стан свой около скинии откровения, дабы не было гнева на общество сынов израилевых ( Чис. 1:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Вследствие этого служение левитов есть служение иерархическое: то же, на чём основывается ветхозаветное священство, служит основанием и левитского служения; исполнение этого служения требует особого права, даваемого только божественным избранием и соединённым с ним особым посвящением, очистившим избранных для приближения к Богу. Всякий посторонний, кому не дано это право, не мог приступить к этому служению, под угрозой смерти ( Чис. 1:51 ). Выходя из понятия избрания и приближения к Богу легко определить и ту степень в ветхозаветной иерархии, которая принадлежала собственно левитам: приближение к Богу левитам дано было в гораздо меньшей степени, чем священникам, вследствие чего они могли исполнять только службу при скинии, но не могли приступать к жертвеннику и входить в Святилище. – Какое значение для народа в его отношениях к Богу имело это иерархическое служение левитов, указанием на это служат те отчасти намеченные выше места Пятикнижия, в которых левитам усвояется некоторое участие в посредническом служении: И отдал, говорится в Чис. 8:19 , левитов Аарону и сынов его из среды сынов израилевых, чтобы они отправляли службы за сынов израилевых при скинии собрания, и служили охранением для сынов израилевых 18 , чтобы не постигло сынов израилевых поражение, когда бы сыны израилевы приступили к святилищу. В религиозной жизни израильского народа важное значение служения священнического проявлялось в том, что исключительно при посредстве священников, через совершаемые ими жертвоприношения, могло только совершаться покрытие или очищение греха (по-еврейски киппурим, от того же киппер) и прощение вины за грех . Служение левитов, как не имевших такого приближения, какое дано было священникам, не могло сообщать народу священнического покрытия и прощения, но, как служение иерархических лиц, более приближенных к Богу сравнительно с простыми членами израильского народа, не было также чуждо назначения покрывать народ, избавлять его от божественного гнева. Совершая при скинии службу за сынов израилевых, левиты избавляли их через это от греха и опасности смерти за неисполнение обязанностей служения, так как левиты сами должны были нести на себе грех ( Чис. 18:22–23 ), т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Выведи мужчину того, или женщину ту (которые уличены в идолопоклонстве) к воротам твоим, и побей их камнями... (Ст. 5) Здесь разумеются собственно ворота городские, пред которыми обыкновенно устроялись площади, и на сих то площадях чинился суд и расправа. Осужденные Па казнь, выслушав свой приговор у ворот городских, выводимы были за город, и там уже подвергались казни, а не у ворот городских 996 . Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровию и кровию, между судом и судом, между побоями и побоями ... то прийди к священникам Левитам и они скажут тебе. (Ст. 8) Выражением «между кровию и кровию» указывается на затруднение по делам собственно уголовным (напр., намеренно совершилось убийство или нечаянно). Выражение «между судом и судом» разумеет тяжбы по делам гражданским. Наконец выражение «между побоями и побоями» имеет в виду мелкие судебные случаи по разным делам об оскорблениях. Глава XVIII. Жребий Левитов, и предсказание о Мессии, под именем пророка, подобного Моисею а.      Закон о жребии левитов-священников, как богопоставленных священнодетелей и учителей в народе Божием (ст . 1–8) Так как речь тдет здесь только о тех левитах-священниках, которые состояли на действительной службе при скинии; то и средства содержания левитского Моисей исчисляет (да и то не вполне и не подробно) лишь такие, которые получались священниками во дворе скинии именно: части из жертв (плечо, челюсти и желудок) 997 и начатки, т. е. первые или начальные плоды полей, садов и стад (начатки от хлеба, вина, елея и от шерсти овец) 998 . Очевидно, что главным намерением Моисея при сем случае было расположить народ Израильский к усердию пред священниками Божиими, к благоговению пред их служением и к повиновению их словам и водительству. Кратко упомянув о доходах левитских, он с особенною силою поставляет на вид те побуждения, ради которых Израильтяне должны усердствовать и благоговеть пред священниками Божиими. Побуждения сии суть. Во-1-х, богоизбранность всего колена Левиина. (Ст. 1. 2). «Священникам-Левитам не будет части и удела с Израилем ... Сам Господь удел его» (колена Левиина). Т. е. Господь избрал колено Левиино преимущественно пред всеми остальными коленами Израильскими, и усвоил его себе; так что все посвящаемое Израильтянами самому Господу, Он усвояет и отдает своим избранным левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез.44:8 .  Вы не исполняли стражи у святынь Мо­их, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище. Для храмовой стражи, вероятно, нередко употреблялись солдаты, даже без разбора, евреи они или нет (ср. 4Цар 11 ). Иез.44:9 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: никакой сын чужой, необрезан­ный сердцем и необрезан­ный плотью, не должен входить во святилище Мое, даже и тот сын чужой, который живет среди сынов Израиля. Запрещение необрезанному иноплеменнику ( «сын чужой» прилагательное в именит. падеже; м. р. вместо «сынов чужой» ­­ ст. 7, где р. п. ж. р.) входить во святилище в знак настойчивости повторяется заключительно с замечанием, что оно распространяется и на такого иноплеменника, «который живет среди сынов Израиля», т. е. имеет постоянное жительство и право гражданства в новом священном обществе и которого ( Иез.42:22, 23 ) в других отношениях уравнивает с израильтянами. Иез.44:10 .  Равно и левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые, оставив Меня, блуждали вслед идолов сво­их, по­несут нака­за­ние за вину свою. Не терпя в себе языческих служителей, святилище не может мириться и с теми из своих законных служителей – потомков Левия ( «левиты» здесь все колено Левия), которые во время отступничества Израилева оставили Иегову уклонившись в идолопоклонство. Ограничение прав в служении, которое они должны за это понести, изображается в ст. 11–14. Критическая школа видит в настоящем месте историческое объяснение введенного Пятокнижием различения между священниками и левитами: левитами стали те из колена Левиина, которые были до утверждения единобожия и сосредоточения богослужения в Иерусалиме служителями высот и сельских капищ, а священниками остался иерусалимский аристократический род садокидов. Эту вызванную историческими обстоятельствами деградацию Пятокнижие свело к различию в происхождении левитов и священников. Это доказывают тем, что: 1) во Второзаконии левиты будто бы равны священникам, 2) у Иезекииля это равенство уничтожается и мотивируется различие между ними и 3) в так называемом «Священническом кодексе» (часть книги Левит) это различие относится уже к Моисееву времени (Сменд). Не говоря о других произвольных утверждениях этой гипотезы (напр., о Второзаконии, где вследствие общности содержания не дано повода останавливаться на различии между священниками и левитами), она влагает ложь в уста богодохновенного автора книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда евреи совершают поклонение золотому тельцу, то на возглас Моисея: «кто Господень, [иди] ко мне!» ( Исх. 32:26 ) – к нему приходят именно левиты. Далее, когда израильтяне начинают блудодействовать в степях моавитских, то левит Финеес поражает израильтянина (Зимри, сын Салу), который открыто привел к себе в шатер мадианитянку. Этим израильтянином оказывается не кто иной, как начальник колена Симеонова ( Числ. 25:6–15 ). В переписях, которые есть в книге Чисел, мы видим, что народ израильский исчисляется сначала перед выходом от Синая ( Числ. 1 ) и затем перед вступлением в землю обетованную ( Числ. 26 ). Последняя перепись показала, что левитов стало больше, а численность колена Симеонова существенно сократилась (с 59 300 до 22 200 человек) и оно стало самым малочисленным. Когда израильтяне поделили между собой землю, то колено Симеоново оказалось рассеяно на территории колена Иудина. В Книге Иисуса Навина ( Нав. 19:1–9 ) указаны не границы удела Симеона, а только предназначенные им города. В масоретском тексте книги Второзаконие в благословении, которое дает Моисей коленам Израильским, Симеон даже не упоминается (см. Втор. 33 ). О колене Левином блаженный Феодорит говорит, что «колено Левино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» 121 . Левитам было отведено 48 городов, в том числе 6 городов-убежищ. В книге Чисел читаем: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ. 18:20 ). Дальше Господь говорит: «десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» ( Числ. 18:24 ),– для обеспечения жизни левитов дается десятина, чтобы они могли служить спокойно при скинии, не занимаясь попечениями житейскими. «Я – часть твоя и удел твой», и поэтому десятину, которая приносится Богу, Бог отдает на пропитание левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Однако я нахожу некоторые различия в том, что распределял Моисей, и что – Иисус. Ибо Моисей, отделяя земли за Иорданом двум с половиной коленам, не дал левитам землю для проживания, как им полагалось (ср. Нав.13:8,14; 14:3 ); Иисус же не только даровал им землю среди колен, которым сам давал уделы, но и среди тех, которых расселил за Иорданом Моисей (ср. Нав.21:1–40 ). И поместья были дарованы левитам в землях отдельных колен, чтобы через это мы узнали еще более чудесную тайну. Священники и левиты, посвятившие себя делам премудрости и знания Бога, не могли получить поместий от Моисея, потому что Моисей служил не истине, но «образу и тени». Иисус же Господь наш, «премудрость Божия» ( 1Кор.1:24 ), Сам дает обитель премудрым. Ведь Моисей не мог сказать: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ), ибо это и означает дать долю левитам; не мог Моисей сказать: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ); не мог Моисей сказать: «Если кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ). Не мог Моисей этого сказать, потому и не мог он отделить долю священникам и левитам. Блажен тот, кто явит в себе все это и окажется совершенным во всем, что повелевает Иисус, и получит от Иисуса в будущем удел обители небесной; об этом говорит Сам Господь Иисус: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» ( Ин.17:24 ) и: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21–22 ). Если, услышав, что уделом совершенного и возвышенного человека является Господь, ты сомневаешься, не понимая значение этого выражения, узнай, что Господь есть «мудрость» ( 1Кор.1:30 ). И тот, чей удел, как сказано, есть Господь, принимает в наследство мудрость. Господь назван «праведностью» ( 1Кор.1:30 ). И тот, чей удел есть Господь, получает в наследство праведность. Господь есть «мир» ( Еф.2:14 ), Господь есть «искупление» ( 1Кор.1:30 ), Господь есть спасение, в Господе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). И тот, чей удел есть Господь, будет в своем наследии обладать всем этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Празднованию Пасхи при Иосии в 4 книге Царств посвящено всего 3 стиха ( 4Цар.23:21–23 ); во 2 Паралипоменон оно изложено с великой подробностью (стихи 1–19), которая вполне отвечает отмеченной обеими книгами исключительной торжественности этого праздника при Иосии (согласно ( 4Цар.23:22 ) – «не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских»; согласно ( 2Пар.35:18 ) – «не была совершаема такая пасха у Израиля от дней Самуила, пророка; и из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия». Конечно, настаивать на строго буквалистической точности этих замечаний в приложении ко всей предшествующей истории Израиля нет надобности). Большая подробность рассказа 2 Паралипоменон выражается уже в указании (ст. 1) дня совершения Пасхи: 14-го нисана, т.е. в день, назначенный для этого законом Моисевым ( Исх.12:6 ; Лев.23:5 ; Чис.23:16 ). Затем сюда относится произведенное Иосией упорядочение черед священнических и левитских (ст. 2,4–5) и распоряжение левитам о поставлении ковчега завета на его место в храме (ст. 3). «Но должно спросить, – замечает блаженный Феодорит , – каким образом, тогда как ковчег завета был внутри во святом святых, Иосия указал левитам освятиться, чтобы поставить святой ковчег в доме Божием? Это ведь означает и последующее (замечание): «и поставили 10 ковчег святый в храме, который построил Соломон, сын Давидов». Я со своей стороны полагаю, что или ассириец, когда взял город при Манассии, вынес ковчег вон, или это сделал кто-либо из нечестивых царей после Езекии: Манасия или Амон, а затем уже Иосия, узнав это обстоятельство, возвратил ковчег в свое место». (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologia Graeca , T. 80, Col. 855–856). Некоторые раввины, напротив, произвольно толковали слова Иосии ст. 3 в смысле распоряжения убрать ковчег – ввиду предстоящих опасностей от халдеев – в одну из пристроек храма Соломона. Текст, напротив, ясно говорит о возвращении ковчега в храм из какого-то другого места. Таким временным местопребыванием ковчега считали или некоторое тайное помещение в самом храме из числа его пристроек, или же какой-нибудь частный дом (например, дом Шаллума, мужа пророчицы Олданы). Это, конечно, только предположения, которым следует решительно предпочесть указание текста стиха 3: из слов Иосии к левитам: «нет вам нужды носить его на раменах» видно, что по той или иной причине ковчег был также переносим левитами, как было некогда во время странствования евреев по пустыне (ср. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 582).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Те, однако, наследием которых, как сказано, является мудрость, Слово Божие, истина и праведность, получают обитель среди тех, чье наследие находится на земле, и благодаря этому общению немощные могут через них стать причастными мудрости и знания Бога, Его истины и Слова. И таким образом Божий промысел распространяется на меньших, и те, кто сами не могут воспринять Божественную благодать, удостаиваются просвещения через это общение, и исполняется сказанное в Писании: «Кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» ( 2Кор.8:15 ; Исх.16:18 ) и то, что Апостол говорит коринфянам о святом Иерусалиме: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка» (Кор.8:14). Так и ныне левитам и священникам, не имеющим земли, предписано жить с израильтянами, имеющими землю, чтобы левиты и священники получали от них земное, которого у них нет, а израильтяне получали от них небесное и Божественное, которого нет у них. Ибо закон Божий вверен священникам и левитам, чтобы они, освободившись от всех попечений, могли полностью посвятить себя ему и слову Божьему. Но для того, чтобы у них было на это время, они должны пользоваться служением мирян. Ибо если мирянин не предоставит священникам и левитам все необходимое для жизни, им придется заниматься этим самим, то есть телесными потребностями, и у них останется меньше времени на закон Божий. А если у них не будет времени посвящать себя закону Божьему, то ты окажешься в опасности. Ибо свет знания, пребывающий с них, померкнет, если не заправить эти светильники маслом, и произойдет то, о чем предупреждает Господь: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). И исполнится в тебе сказанное Господом: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф.6:23 ). Итак, чтобы свет знания горел в священниках и светильник всегда был зажжен, делай то, что должно, исполняй заповеди Божьи в услужении священникам. Но если вдруг они, получив от тебя все необходимое для жизни, причем «как благословение, а не как побор» ( 2Кор.9:5 ), не найдут времени для того, чтобы учить слову Божьему, размышляя о законе Его день и ночь, то сами увидят, что им придется дать отчет за ваши души перед Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Четвертая притча Валаамова. (24:16–24) Четвертую свою притчу, подобно третьей, Валаам начинает излиянием своего пророческого восторга. «Говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает (в пророчествуемом восхищении), но открыты (в будущее) очи его». Затем притча содержит пророчества: а) о явлении Мессии (Звезды от Иакова); б) об Идумеях; в) об Амаликитах и г) о Кенеях. Явление Мессии. (ст. 17) Следующими величественными чертами начинает Валаам изображать явление Мессии в роде человеческом и Его владычество над миром. «Вижу Его, – говорит пророк, – но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля!» Символы звезды и скипетра весьма часто употребляются в Писании по отношению к Мессии 969 , Замечательно, что при рождении Спасителя – звезда, явившаяся на востоке, привела к Нему волхвов персидских. «Разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых!» Ближайшим образом исполнились слова сии на Давиде, который был праотцом Мессии по плоти и прообразовал Его 970 . Но он однако не пленил всех сынов Сифовых, т. е. весь род человеческий. Это дело одного Мессии 971 , который пришел разрушить царство греха и власть дьявольскую над сынами Адама. Глава XXXV. Назначение городов для жилища Левитам и для убежища, невольным убийцам Поля при городах, которые вы должны дать Левитам, от стены города должны простираться на тысячу 972 локтей, во все стороны. И отмерьте за городом ко всем четырем сторонам две тысячи локтей, a по средине город… Всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них. (Ст. 4–7). Так как левиты не имели отдельного удела в земле обетованной и должны были жить, в качестве судей и учителей народных, во всех коленах израильских; то Господь и повелел отделить для их жилища некоторые города, рассеянные по всем уделам израильским. Сорок восемь городов вполне были достаточны для самого удобного и просторного помещения левитского племени. Что же касается распоряжения Господня о наделе левитов полями, то это распоряжение очевидно нужно понимать так, что прямые линии в 1000 локтей, перпендикулярно проведенные во все четыре стороны от средины города, как от центра, должны были определять собственно расстояние или крайний предел, до которого достигали левитские поля, по направлению вдаль от города. Поперечное же протяжение сих полей, по боковым сторонам их, само собой определялось в 2000 локтей, – как то можно изобразить на следующем рисунке. Такое количество полевой земли вполне было достаточно не только для удовлетворения необходимых материальных нужд левитов, но и для их благоденствия и обогащения. Так прочно было обеспечено материальное состояние служителей алтаря Господня в ветхом завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

16 Особым месяцем пусть будет для тебя месяц авив, в который совершаешь ты Пасху Господу, Богу твоему, ибо как раз в этот месяц Господь, Бог твой, вывел тебя ночью из Египта. 2 Приноси Господу, Богу твоему, пасхальную жертву из мелкого и крупного рогатого скота на том месте, которое Господь изберет, чтобы Имя Его там пребывало. 3Во время Пасхи не ешь того, что в себе содержит закваску. Семь дней только пресный хлеб ешь, «хлеб бедствия“ – ведь ты покидал Египет в страхе и спешке. И будет этот хлеб напоминать тебе всю жизнь о дне твоего ухода из Египта. 4Закваски нигде и ни у кого не должно быть на земле вашей все означенные семь дней. И не оставляй до утра мясо животного, которое заколол вечером в первый день. 5Пасхальную жертву нельзя закалывать в тех городах и селениях, которые Господь, ваш Бог, дарует вам, 6нигде, кроме того места, какое Он Сам изберет для того, чтобы Имя Его там пребывало, – там только закалывайте жертву пасхальную, вечером, на закате солнца, в то самое время, в какое покинули вы некогда Египет. 7Мясо жертвы свари и съешь на том самом месте, которое Господь, Бог твой, изберет. А утром можете разойтись по домам. 8Шесть дней ешь пресный хлеб, в седьмой же день, кроме того, – торжественное собрание в честь Господа, Бога твоего; никакой повседневной работой в сей день не занимайся. Напоминание о празднике Недель и празднике Кущей 9Отсчитай семь полных недель с того дня, когда выйдете с серпами на жатву. 10Отмечай всякий раз праздник Недель в честь Господа, Бога твоего, принося дары свои Ему, столь же щедро, как и Он, Господь, твой Бог, благословил тебя. 11Радуйся пред Господом, Богом своим, вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями, и левитами, что живут в городе твоем; не забудь и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас; радуйтесь и пируйте на том месте, какое изберет Господь, Бог твой, чтобы там Имя Его пребывало. 12Не забывай о том, что ты и сам некогда был рабом в Египте. Строго исполняй эти установления. 13 После того, как уберешь с гумна зерно и закончишь работу в давильне, семь дней справляй праздник Кущей . 14Радуйся на празднике этом вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями, и левитами, что живут в городе твоем; не забывай и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас. 15И все эти семь дней пусть будут праздником в честь Господа, Бога твоего, на том месте, какое Он изберет. Благословлял ведь тебя Господь, Бог твой, в уборке твоего урожая и во всех делах рук твоих – так вот и радуйся этому от души!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010