Carm., 502; Instr., 1.27.19; 1.29.11). 1021 detransfiguratur, sicut vult ostendere sese. Praebet se visibilem angelis iuxta formam eorum et homini fit homo, ceterum Deus verbo probat . 1023 Sed ex quo decrevit mundum conponere signis, ignem interposuit metuendum angelis ipsis. Quos tamen distribuit minoris potentiae factos, ut regerent caelos et terram et subdita terrae. Не исключено, что под «огнем· (ignis) здесь имеется в виду сама Божественная Слава (см. выше). 1024 Hic fecerat primum hominem, ut esset aeternus, sed ruit in mortem neglectis ille praeceptis. Propter quae storias tantas Deus esse paravit, ut inventiones diabuli detegeret omnes. Rectorem in terra dederat Deus angelum istum: qui, dum invidetur homini, perit ipse priorque. В Instrustiones I.3 Коммодиан говорит о падении ангелов в духе апокрифической книги Еноха·, после сотворения мира Бог послал ангелов на землю, однако они пренебрегли Божественными законами и были увлечены красотою земных женщин, соединением с которыми они осквернились и уже не могли вернуться на небо. От этого союза произошли исполины. 1027 Это типичный пример так называемой литературы «двух путей», свойственной многим памятникам раннехристианской церковной письменности (ср. Дидахи, Послание Варнавы, Пастырь Ерма, трактат Тертуллиана De exhort, cast., 2.3). 1028 Hic Pater in Filio venit, Deus unus ubique: nec Pater est dictus, nisi factus Filius esset. Nec enim reliquit caelum, ut in terra pareret, sed, sicut disposuit, visa est in terra maiestas; de virtute sua carna licet facere fimbriam unam. Iam caro s erat, in qua Dei virtus agebat. Quid, quod prophetae canunt, invisibilem esse videndum, ut claritas tanta fieret homo quoque pro nobis. 1029 Idcirco nec voluit se manifestare, quid esset, sed Filium dixit se missum fuisse a Patre. Sic ipse tradiderat semet ipsum dici prophetis, ut Deus in terris altissimi Filius esset. 1030 Sic Dei lex clamat: fieret cum humilis altus, cederet infernus, ut Adam levaretur a morte, discendit in tumulum Dominus suae plasmae misertus et sic per occulta inanivit fortia mortis.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Si autem et aliquis presbyter aut diaconus aut subdiaconus postea ducat uxorem aut concubinam aut palam aut occulte ducat, sacro statim cadat ordine et deinceps idiota sit». 401 Далее идет речь о браках чтецов и певцов. В VI главе говорится о диакониссах, что они должны быть «aut virgines, aut unius viri qui fuerant uxores». 402 Corpus iuris civilis, ΙΙΙ. 176. Si quis inter reverentissimos constitutes clericos, ultra lectorem aut cantorem dicimus; omnino contraxerit nuptias, hunc ex nostra constitutione cadere sacerdotio constituimus atque volumus. Si vero lector existens nuptias faciens deinde propter aliquant inevitabilem necessitatem ad secumlas veniat nuptias nequaquam ad maioris sacerdotii ascend et culmen, sed illie manebit apud mulierem affectum illius praeponens meliori provectui. Si vero cum sit laicus ad ordinationem subdiaconi, nut diaconi, aut presbyteri venire voluerit, deinde appareat mulierem habens non ex virginitate sibi copulatam, sed aut disiunctam a marito, aut aliter non ab initio mox sibi legitime coniunctam aut etiam ipse ad secundas venerit nuptias, non impetrabit sacerdotium, sed, licet latenter ad hoc venerit, omnino eo cadet. 404 Согр. iuris civ. III, 304.12. Clericos autem non alitor ordinari permittimus nisi litteras sciant et rectam fidem vitamque habeant et neque concubinam aut naturales habuerunt aut habeant filios, sed caste viventes aut uxorem legitimam et ipsam unam et primant habentes neque viduam, neque separatam a vim, nequo aliter legibus nut sacris canonibus interdictam». 14. «Si vero futurus ordinari diaconus non habuerit uxorem sicut superius dictum est iunctam sibi, non aliter ordinetur nisi prius ab ordinante cum interrogatus promiserit posse post ordinationem et sine legitima uxore honeste vivere, non vulente со qui ordinat in tempore ordinationis permittere diaconum aut subdiaconum post orainationem uxorem accipere. Is autem, qui permittit episcopus, expellatur ab episcopatu. Si vero post ordinationem presbyter ant diaconus aut subdiaconus uxorem duxerit, expellatur a clero et curiae civitatis illius, in qua clericus erat, cum propriis rebus tradatur».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   Как бы оккультистам не хотелось иногда похвалиться своими чрезвычайными способностями, они все же бывают вынуждены признать, что в действительности это потусторонние духи действуют через них. Так, например, ссылаясь на парапсихологического исследователя Lawrence LeShah, который изучал ряд восточных и западных экстрасенсов-целителей, Charles Panati пишет, что «если существует что-либо общее между целителями, которых он изучал, то это признание, что никто из них не исцелял собственной силой. Напротив, каждый из них понимал, что именно «дух» действовал через него. Себя же он воспринимал за пассивный инструмент духа. Чтобы совершить исцеление, все целители должны были предварительно войти в состояние транса» (Supersenses, Garden City, NY, AnchorDoubleday, 1976).    Одно из самых полных исследований вопроса экстрасенского лечения можно найти в сборнике Healers and the Healing Process. В этом десятилетнем исследовании, в котором приняло участие большое количество специалистов, мы читаем: «Любое изучение аномального лечения немедленно наталкивает исследователя на понятие разумных духов (именуемых то «руководителями», то «контролерами», то «защитниками»), которые воздействуют на ум целителя и снабжают его сведениями, о которых он не имел до этого сознательного представления» (Wheaton, IL. Theosophical Quest, 1977). Это исследование также заключило, что аномальное исцеление больше всего распространено в странах, где популярны спиритизм и вера в духов. Более подробные данные на эту тему можно найти в книжицах The Facts on the Occult и и The Facts on Spirits Guides, изданных John Ankerbrg и John Weldon (Harvest House Publishers, Eugene, Oregon, 1991).    Итак, установлено, что какую бы терминологию они ни употребляли, оккультисты входят в общение с реальными духами, которые снабжают их сведениями и нефизической силой. в) Плоды оккультных занятий    Мы уже приводили данные, указывающие на то, что эти духи — не ангелы и не души умерших, а скорее всего демоны. Но чтобы полностью убедиться в этом поинтересуемся, к каким последствиям приводит общение с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Оккультизм древен, как само человечество. Вкушение в раю запрещенного плода было первой попыткой человека получить чрезвычайные знания и способности оккультным путем (см. Бытие, 3 глава). Колдуны, шаманы, вызыватели умерших и т.д. — всегда существовали, но большей частью в «подполье.» Знаменательным для нашей эпохи является все усиливающаяся популяризация и увлечение разными формами оккультизма, о чем свидетельствует и целый ряд серьезных современных исследований. Так, один из ученых Чикагского университета в области сравнительной религии и оккультизма, Mircea Eliade, замечает в своей книге Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions: «Как историк религии я не могу не быть изумлен огромной популярности колдовства в современной Западной культуре и субкультуре. При этом увлечение колдовством является лишь частью более широкого направления, а именно: повышенного интереса к всевозможным оккультным, эзотерическим наукам» (The University Press, Chicago IL 1976). Под влиянием модного сейчас учения «Новый век» тысячи людей в США заявляют себя channelers (медиумами) и psychics (предсказателями), и миллионы обращаются к ним за советами и услугами, увлекаются их литературой. Некоторые из таких channelers хорошо известны в артистических и телевизионных кругах. В Европе, Канаде, Бразилии, России и других странах тоже замечается повышенный интерес к потустороннему. Влияние оккультных идей начало проникать даже в серьезные науки, как психологию, медицину, философию, археологию и т.д. Стали возникать псевдохристианские секты, распространяющие древние оккультные идеи, облаченные в псевдонаучную и христианскую терминологию. В книжных магазинах можно увидеть особый отдел, посвященный учению «Новый век». Пестрят такие названия, как: «Ведьмы в средние века», «Древняя египетская магия», «История секретных обществ», «Серпантин и радуга», «Секретные слова шаманов и зомби Гаити», «Энциклопедия древних и запрещенных знаний»; «От кабалы до астральных миров: умственные энергии и тайны интимных отношений», «Книга священной магии: необходимый черный источник оккультного знания». «Современный словарь ведьм: все, что тебе нужно знать, чтобы уметь очаровывать», «Достигайте желаемого с помощью оккультной энергии», «Левитация — что это такое и как это делать».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

139 Предестинация на Тридентском соборе подтверждена лишь косвенно, почти умолчанием (в виду очевидной трудности положительного определения): de praesumptione praedestinationis cavenda (Ses. VI, c. 12): воспрещается de arcano divinae praedestinationis mysterio иметь уверенность в личной принадлежности knumerus praedestinaitorum. И все. 140 Сравнительно малоизвестным продолжателем августинизма в направлении томизма является религиозный мыслитель 14 века Th. Pradwardina (окончивший жизнь арх. Кентерберийским). Он исповедует не только всепроникающую причинность Божию, (omnia quae evenient, evenient de necessitate causae primae... omnia illa evenient de necessitate divina... et ideo necessaria et inevitabilis in causando), но и praedestinatio gerama (Seeberg в R. E III, 352). 143 Non pari conditione creantur omnes; sed aliis vita aeterna, aliis damnatio aeterna praeordinatur; Deus occulto consilio libere quos vult elegit, aliis reiectis. Dicimus aeterno et immutabili consilio Deud simul constituisse, quo solum assumere vellet in salutem, quos rursum exilio devovere (Inst. III 21, 5, 6). Надо, чтобы идеи человеческой справедливости и сострадания исчезли в этих вопросах, «l’honneur de Dieu l’exige». «Когда спрашивают: почему таким образом поступил Бог, надо отвечать: потому, что Он так восхотел. А почему Он так восхотел, – это значит спрашивать о вещи большей и высшей, чем воля Божия, чего не может существовать» (ib. 23, 2). И «отверженные» призваны возвещать волю Божию в своем осуждении» (ib. 24, 14). «Велик Аллах, и Магомет пророк Его»! 144 В истории кальвинизма однако различаются те, которые признают силу предопределения, как до грехопадения (супралапсарии), так и после него (инфралапсарии). 145 Сюда, прежде всего, относятся. 1) Consensus Genevensis. De aetema Dei praedestinatione, qua in sadutem alios ex hominibus elegit, alios suo exitio reliquit. 2) Confessio fidei Gallicana, articulus XII, 3) Confessio Belgica, art. XVI, 4) Confessio Helvetica posterior: de praedestinatione Dei et de electione sanctorum, X. 5) Confessiones Marchicae, III, 7; Colloquium Lipsiense. 6) Canonee Synodi Dordrechtanae. c. t. de divina praedestinatione. 7) Formula Consensus Helvetica, canones IV-V. 8) Confessio fidei (Puritanarum 6. ΠΙ de aeterno Dei decreto).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Пожертвовав «братом» Робеспьером, масонство пытается удержаться в Директории, но смывается пришедшим со стороны корсиканцем Буонапарте. Последний, говоривший: «Я сам – революция», был им, конечно, приятнее Реставрации Бурбонов, тем более что честолюбие случайного человека давало им благодарную почву для его использования. Масоны с ним и не борются, входят в бонапартистское движение, делают старшего брата Наполеона Иосифа «Великим мастером», снова насаждают военные ложи, и в 1812 г. ложа «Великого Востока» торжественно приветствует Императора французов как «Любимца Всевышнего». Но достаточно было обнаружиться признакам заката звезды этого великого полководца, как масонство, заложившее свои тайные ячейки в кругах роялистов, развивает там более энергичную, но, конечно, скрытую деятельность и к моменту Реставрации чувствует уже прочную почву под ногами. Знаток масонства Копэн-Альбанселли в своей книге «Le pouvoir occulte contre la France» приводит ряд интересных явных (тайные-то говорили, конечно, другое) документов, исходивших в то время от масонов, проникавших в монархическое движение и называвших убитого ими Людовика XVI «Королем-Мучеником», а Людовика XVIII – «Его обожаемым братом Людовиком Желанным». «Великий Архитектор Вселенной, – писали масоны в своем воззвании, – прими приношения нашей признательности, удостой нас исполнением наших желаний, простри свою милость на Короля, которого ты, по своей доброте, вернул Франции. Озари Его Величество и Его Августейшую Семью лучами твоего дающего жизнь света» (27 декабря 1815 г.). Масоны продолжали наружно поддерживать и Карла X, к которому за его правизну и религиозность не могли питать хороших чувств. Вот данное тем же автором описание освящения его бюста. «Бюст был поставлен среди храма, осененный масонскими знаменами. Как записано в протоколе, председатель ложи спустился с престола и, став перед бюстом, произнес следующее обращение: «Карл X, масоны „Великого Востока“ Франции, собранные вокруг твоего бюста, пролив слезу в память Людовика, приносят тебе изъявление тех чувств, которые должны одушевлять всякого истинного француза по отношению к его Государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ближайшее же историческое сви­детельство – если исключить правила патриарха Никифора, о которых будет речь ниже – есть определение собора 869 г. о публичном покаянии лжесвидетелей против патриарха Игнатия. По поводу этого покаяния, назначенного папскими легатами, тот же Морин заметил: „evidens est, latinam hanc esse poenitentiae imponendae rationem, et Graecis in omnibus fere partibus et loquendi modis incognitam” 270 . И Морин едва ли судил ошибочно: кроме разных других аргументов в подкрепление мнения о падении публичного церковного покаяния на востоке после IV в., он указал, между прочим, на тот немаловажный факт, что не со­хранилось никакого чинопоследования восточной церкви как для наложения публичного покаяния на кающихся, так и для публичного примирения их с церковью после понесе­ния покаяния 271 . Для того же, чтобы судить правильно о церковной дасциплине с конца IX в., исследователь дол­жен принять в соображение западное церковное законодательство каролингов, чего, в сожалению, и я сам не сделал в моем исследовании „Объем дисциплинарного суда». На западе как папы , так и соборы, не переставали после IV в. определять публичное покаяние виновным в церковных преступлениях 272 , и тем не менее дисциплина пала, потому что системы дисциплинарной не существовало. Монахи – выходцы из Британии – распространили в запад­ной Европе систему тайного покаяния за грехи 273 , но в IX веке последовала реакция со стороны церковного пра­вительства этой системе, причем с но вою силою выступила древнецерковная противоположность между delicta publica и delicta occulta или privata и между poenitentia publica и privata за те и другие, а с этим реакционным направлением церковного правительства в свою очередь совпало стремление каролингов воспользоваться церковной дисцип­линой, как восполнением несовершенств светского уголовного права. Это значение церковной дисциплины в законодательстве каролингов давно уже установлено в за­падной литературе 274 . Каролинги строго подтвердили уже раньше возлагавшуюся на западных епископов обязанность совершать правильные визитации их диэцезов ежегодно, а на графов возложили обязанность содействовать епископам, причем и так называемые синодальные суды, поставлен­ные в тесную связь с епископскою визитацией, должны были пользоваться всякой поддержкой со стороны светских органов 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Тесная связь имени и носителя его вызывает появление обычаев, употребляющихся против злоупотребления именем. Андриан распределяет эти обычаи на следующие четыре группы: 1. ребенку дают вырасти без имени и называют его именем впервые после зрелости; 2. стараются скрыть имя (псевдонимы у индейцев , в Вандименовой земле , или имена называют только тихо, и дают прикрывающее имя (Deckname): эсты , Рейнский Пфальц (Rheinpfalz)). Отсюда у многих народов строгие запрещения спрашивать кого-нибудь об имени и мучительное замешательство, если вопрос последовал; более 3. два или более имени; 4. изменение имен, особенно при болезнях. Не должно быть называемо также имя умершего , иначе он перевернется (gestört, обеспокоится). Отсюда подробнейшие и мучительнейшие постановления относительно давания имени в Китае . Они доказывают крайнюю строгость, с которой избегают имен скончавшихся. Это же опасение раздражить мертвых через называние их имени подтверждается далее для различных частей света, и даются примеры, как и у Нюропа, распространенности этого обычая. Отсюда же запрещение называть имена животных. Боязнь назвать болезни и тем привлечь их себе на шею заставляет называть их ласкательными именами (Kosenamen). VI. Обычаи, происшедшие на почве представлений о власти имен Вышеизложенные общие обзоры было бы по расцветить конкретными данными, являющими обычаи в их естественном виде. Начнем с табу на имена . – Всякому известно то более или менее неловкое чувство, когда те или другие вещи – священные или неприличные – называют «своими именами». Это непосредственная данная сознания, эта стыдливость имен несомненно сродственна с безусловными императивами сознания древнего, вовсе запрещавшими называть соответственные вещи. Результатом такого чувства является антономасия . Китоним (κυθνυμος – nomen habens occultandum, Stephanus), как и иероним (ιερνυμος – sacrinominis, Steph.), оказываются подвергнутыми лексическому табу. Создается ряд эвфемистических гетеронимов (τερνυμα), ведущий к явлению полионимии (πολυνωμα – multitudo nominum, Stephan.) или даже миронимии 104 (μυρνυμος – infinita nomina habens, Stephan.). Взять бы хоть русский язык. Нежелание назвать лихоманку или лихорадку «своим именем» родило для нее прозвания, а иногда и ласкательные вроде: лихоманища, трясуха (трясýчка), гне- туха (гнетучка), кумóха (от кума? ком?), китюха (тетка, тетюха), желтуха, бледнуха, ломовая, мáяльница, знобуха, трепуха; лихáчка, лиходейка, зноблка, ворогýша, кума, мачиха, тетка, комошедша, добрава, добруха, дрянща, матýхна, летучка, трясье, трясавца, трясовица, невея, синя, легкая, безыменная , листопадная; калужск(ая) губ(ерния) – дедюха, симбирск(ая губерния) – добруха, пермск(ая губерния) – низовая, вятск(ая губерния) – подруга, казанск(ая губерния) – студенка, лихоимка и т.д. 105

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

289 Что в века гонений разработка дисциплины целомудрия и брака представляла один из важных предметов пастырской деятельности епископов – это можно видеть из разных мест Истории Евсевия. Напр, о Дионисии епископе Коринфском II-ro века Евсевий передает, что Дионисий в послании к Церкви Амастрийской «дает много наставлений касательно брака и целомудрия». Кн. IV, гл. 23, стр. 233. 290 Это определение древнего римского права реципировано и нашей Кормчей книгой. См. Ч. II, гл. 44, п. 5. Гр. 13. 291 Номоканон Фотия, Тит. XIII, гл. 5., стр. 534–5 41. Русск. перевод Проф. В. А, Нарбекова. Казань 1899. 292 Едва ли справедливым, однако же, будет полагать, что вышеупомянутая уступка в пользу конкубината рабы-христианки совершенно отменялась новым кодексом ц. права. Ибо не подлежит сомнению, что первичный кодекс – Апостольские постановления – продолжали действовать и при образовании вторичного кодекса не только до Трулльского собора, официально отменившего этот кодекс, но и после него, несмотря на эту отмену. 293 Т. е. имел характер исключительно частного гражданского договора, таковым он действительно и почитается в древнем римском праве. 294 «Penes nos occultae qnoque conjunctiones, id est non prius apud Ecclesiam professae juxta moechiam et fornicationem judicari periclitantur. Nec inde consertae obtentu matrimonii eludant». De pudicitia, Cap. IV. Migne, T. II col. 987. 296 Dig. XXIV, 2. de divvrtiis: «Nullum divortium ratum est, nisi septem civibus romanis puberibus adhibitis, praeter libertum ejis, qni divortium faciet». 297 Dig. XXIV, 2. Fragrn. Gaius; Ju repudiis, id est renunciatione, comprobata sunt haec verba: tuas res tibi habeto; item haec: tuas res tibi agito». 299 После неудачной войны 1866 г. в Австрии была проведена коренная реформа народных школ (узаконениями 1867–69 гг.), причем народная школа была отделена от церкви, и вообще был провозглашен девиз свободной науки. В самое последнее время начальная школа снова отдана под инспекторский надзор духовенству и его сторонникам-клерикалам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако, как ни невероятно ужасны преступления знаменитого барона, искусство из искусств, а за ним и просто искусство, ясно показали, что в каждом живут семена тех же страстей. От жестокости невинного ребенка, с загадочным любопытством обрывающего крылья у бабочки, и до зверского надругательства над этим ребенком – путь непрерывен, и никто не может сказать, далее чего не зайдет он, что для него «решительно невозможно». Лишь только сняты препоны, положенные внешнею жизнью на зародыши зла, как эти последние произращают богатые пажити, если только нет истребляющей грех благодати. Власть, богатство, независимость от общественного мнения, изгоняя страх из души безблагодатного человека, дают развиться таким чертам, о которых, в другое время, он и думать ужаснулся бы. Так, культурнейшие народы, вдали от своей родины, проявляют хищную жестокость и гнусное бесстыдство, бесцельные, превосходящие меру всякого воображения и среди которых поведение Жиля де Рэ вовсе не покажется чем-то необыкновенным. Не имея здесь места для приведения библиографических указаний, ограничусь ссылками на: Huysmans , – La bas (в этот роман включено исследование о Ж. де Рэ; есть два рус. пер.). – Петров , – Людовик XI («Из всемирной истории»). – L’abbé Migne , – Encyclopédie Théologique, T. 49: Dictionnaire des sciences occultes, T. 2, Paris, 1848, col, 364–365: Raiz. – Проницательный взор древних уже усмотрел в душе «гнездящегося там змея», по крайней мере старик- Платон , когда он отошел достаточно далеко от сократовского интеллектуализма, с полною определенностью говорит о том, что ныне называют «любовью ко злу». На вопрос: «Какое невежество – μαθα – можно почитать опаснейшим?» – «Я почитаю, – отвечает он, – опаснейшим … если нет любви к тому, что мы почитаем добрым и прекрасным, но господствует к ним ненависть, если любим и боготворим то, что сами признаем порочным и несправедливым – ταν τ τι δξαν καλν γαφν εναι μ φιλ τοτο, λλ μσ, τ δ πονρν κα δικον δοκον εναι φιλ τε κα – τατην τν διαφωναν λπης τε κα δονς πρς τν κατ λγον δξαν – σπζηται [ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010