Г.С. Сковороди. 2016. 1(83). С. 178–192. Шаргородский 2011 — Шаргородский С. Тайны Офиэля: три оккультных эпизода Серебряного века//Toronto Slavic Quaterly. 2011. 38. С. 59–109. Albanese 2015 — Albanese C. Historical imagination and channeled theology or, Learning the law of attraction//Handbook of spiritualism and channeling. Leiden: Brill, 2015. P. 480–502. Ellenzweig 2005 — Ellenzweig S . The faith of unbelief: Rochester’s “Satyre,” deism, and religious freethinking in seventeenthcentury England//Journal of British Studies. 2005. Vol. 44. No. 1. P. 27–45. Lachapelle 2011 — Lachapelle S . Investigating the supernatural: from spiritism and occultism to psychical research and metapsychics in France, 1853–1931. Baltimore: Johns Hopkins University, 2011. 209 p. Mannherz 2012 — Mannherz J . Modern occultism in Late Imperial Russia. Illinois: Northern Illinois University Press, 2013. 275 p. Natale 2010 — Natale S . Supernatural entertainments: Victorian spiritualism and the Rise of modern media culture. Penn State: Penn State University Press, 2016. 248 p. Oppenheim 1985 — Oppenheim J. The other world. Spiritualism and psychical research in England, 1850–1914. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. 503 p. Sharp 2006 — Sharp L . Secular spirituality: reincarnation and spiritism in nineteenth-century France. Lanham: Lexington Books, 2006. 245 p. van Luijk 2016 — van Luijk R . Children of Lucifer. The origins of modern religious Satanism. Oxford: Oxford University Press, 2016. 880 p.   Рейтблат А.И. Крыжановская Вера Ивановна//Русские писатели: 1800–1917: Биографический словарь/Под ред. П.А. Николаева. М., 1994. Т. 3: К–М. С. 173–174. Нольде Л. Вера Ивановна Крыжановская (Рочестер): Опыт характеристики. СПб., 1911. С. 13; Она же . Вера Ивановна Крыжановская (Рочестер)//Изида. 1910. 2. Ноябрь. С. 1–4. Оккультизм и йога. Кн. 25, посвященная светлой памяти Веры Ивановны Крыжановской-Рочестер. Асунсьон, 1961. 169 с. Эссель В. Книга за неделю: В.И. Крыжановская-Рочестер. На другой планете//Новое время.

http://bogoslov.ru/article/6194734

2634 Omnia quippe primordia seminum,sive unde omnis саго, sive unde omnia fruteta gignuntur, humida sunt, et ex humore concrescunt. Insunt autem illis efficacissimi numeri, trahentes secum sequaces potentias ex illis perfectis operibus Dei, a quibus in die septimo requievit [Всякое начало семени, из которого либо появляется плоть, либо рождаются растения, влажно и выходит из влаги. В нем присутствуют действующие числа, несущие с собой потенции от тех совершенных дел Божьих, от которых Бог почил в седьмой день] (Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram V, 20, PL 34, 328). Aut si propterea recte hoc did potuit, quia in illo humore ovorum jam erant omnia, quae per numeros certos dierum coalescunt, et explicantur quodammodo, quia inerant jam ipsae numerosae rationes incorporaliter corporeis rebus intextae [… Или же, если это было сказано правильно, потому что в той влаге яиц уже находилось все, что возрастает в соответствии с определенными числами дней и некоторым образом раскрывается, так как в телесных вещах нетелесно присутствуют многочисленные принципы…] (Ibid. IV, 52, PL 34, 318). Certos seminum numeros Deus animantibus dederit, servantes miram certo ordine constantiam, ut certo dierum numero, pro suo quoque genere, et concepta utero gerant, et edita ova calefaciant… [Бог дал каждой живой душе определенные числа семян, которые хранят в соответствии с определенным порядком удивительное постоянство, так что в определенное число дней, а также сообразно своему роду носят во чреве или насиживают снесенные яйца…] (Idem. Liber imperfectus de Genesi ad litteram, 51, PL 34, 240). 2635 Omnium quippe rerum quae corporaliter visibiliterque nascuntur, occulta quaedam semina in istis corporeis mundi hujus elementis latent. Alia sunt enim haec jam conspicua oculis nostris ex fructibus et animantibus, alia vero illa occulta istorum seminum semina, unde jubente Creatore produxit aqua prima natatilia et volatilia, terra autem prima sui generis germina, et prima sui generis animalia [Некие скрытые семена всех вещей, рождающихся видимым и телесным образом, покоятся в телесных элементах сего мира. Ибо есть семена, которые видны нашим глазам по плодам и одушевленным а эти семена – скрытые семена тех семян, и из них по по велению Творца вода произвела плавающих животных и птиц, а земля – первые побеги по их роду и первых животных по их роду] Augustinus Hipponensis. De Trinitate IIΙ, 13, PL 42, 875).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Разобрав, далее, еще несколько случаев «падающих писем», где можно предположить, легче всего, обман,– Годжсон переходит в своем отчете к феноменам, описанным Синнеттом в его книге «The Occult World». Первый описанный м-ром Синнеттом случай был случай с письмом, написанным им махатме Кут-Хуми. «Окончив письмо,– говорит Синнетт,– я положил его в конверт и отнес к г-же Блаватской, сидевшей в гостиной с моей женой. Я сказал: «Можете ли вы сделать, чтобы его взяли и доставили мне ответ?» Она положила письмо в карман и встала, чтобы идти к себе в комнату. Все окна по обыкновению были открыты. Когда она вышла, я подошел к двери гостиной. Она не больше как на мгновение уходила у меня с глаз и вдруг вскричала: «О! он взял его от меня!» Я скорее преувеличу, если скажу, что не видел ее десять секунд. Произнеся это, она возвратилась в гостиную, и мы все вместе прошли в мою контору, в задней части моего дома. Я занялся моим делом, а она просто лежала на софе у меня на глазах. Она пробыла так от 5 до 10 минут, когда вдруг, подняв голову с подушки и указывая на нее, она сказала: «вот ваше письмо». Я должен заметить, что за мгновение до этого я ясно слышал странный шелест в воздухе. Я полагаю, что никогда не слыхал подобного звука, и г-жа Блаватская спрашивала меня потом, слышал ли я его. Письмо лежало на подушке, имя, написанное мною на конверте, было зачеркнуто и над ним написано мое собственное. Конверт был не распечатан и совершенно в том же виде, как я отдал его г-же Блаватской, исключая упомянутой помарки. Я раскрыл конверт и нашел ответ на мой вопрос махатме». Из этого, данного нам, сообщения следует, что г-жа Блаватская и десяти секунд не была вне наблюдения м-ра Синнетта, но в сообщении, помещенном в «Occult World», говорится уже о тридцати секундах в первом случае и кроме того, что в собственной комнате м-ра Синнетта г-жа Блаватская не была у него на глазах одну или две минуты. После этого я не могу быть уверен, что г-жа Блаватская не пробыла у себя в комнате гораздо более 30 секунд, а также, что она не уходила в какую-нибудь другую комнату во время короткого интервала в «несколько минут», посвященного м-ром Синнеттом на разговор с женой в соседней комнате. Даже не считая этой неуверенности, я не могу придавать ни малейшего значения этому случаю, после того как при вторичной попытке мне удалось, в условиях, описанных м-ром Синнеттом, в течение одной минуты вскрыть обыкновенный конверт, прочитать письмо и написать ответ такой же длины, как описанные, и затем снова закрыть конверт, так что не осталось следов, что его открывали, и мне кажется, что для г-жи Блаватской, благодаря вероятно большой ловкости и практике, было достаточно для этого 30 секунд. Я не предполагаю, чтобы м-р Синнетт продолжал утверждать, что слышанный им шелест не мог быть устроен находившимися в распоряжении г-жи Блаватской средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Что касается так называемого «precipitated» письма, то я имел его образчики трех сортов, которые приписывались махатме Кут-Хуми, махатме М. и Chela «Бола Дева Сарма». Я долго и внимательно осматривал эти и другие манускрипты, чтобы определить, чьей рукой было написано письмо. Заключение, к которому я пришел, вполне подтвердило результаты моих розысков в других направлениях, которые вкратце заключаются в следующем: Один образчик почерка челы Б. Д. С, который я имел случай тщательно осмотреть, был делом м-ра Баваджи Наа; многие разсмотренные мной образчики почерка махатмы М. (Мориа) были написаны г-жею Блаватской; из многих образчиков почерка махатмы Кут-Хуми (K. H.) один был написан Дамодаром, а остальные г-жею Блаватской. По возвращении в Англию, мое мнение об этом еще более утвердилось осмотром большого количества посланий K. H. (Кут Хуми), присланных мне м-ром Юмом, целой серии документов K. H., данных мне м-ром Синнеттом, и таких же документов, присланных м-ром Падша, для сличения с другими письмами K. H. Сообщения K. H., принадлежащия м-ру Падша, по моему мнению, дело рук м-ра Дамодара, а принадлежащия м-ру Юму и Синнетту написаны г-жею Блаватской. Весьма возможно, что различные сообщения K. H., полученные в Индии в 1884 г., во время отсутствия г-жи Блаватской, были написаны м-ром Дамодаром. Многия из них появились при обстоятельствах, вполне исключавших возможность принадлежности их г-же Блаватскрй, но при которых м-ру Дамодару было легко их написать. На этом Годжсон оканчивает первую часть своего отчета. Из сделанного им разбора феноменов, опубликованных в «The Occult World», совершенно ясно, с каким «серьезным и добросовестным» изследователем мы имеем дело в лице Синнетта, этого «знаменитого апостола» новейшей теософии и главнейшего защитника Е. П. Блаватской. Но, кроме «The Occult World», для прославления «madame», Синнеттом издана еще другая книга, носящая название: «Incidents in the life of M-me Blavatsky». В ней изображена, на основании самых вернейших свидетельств, жизнь Елены Петровны. Не трудно, конечно, доказать, что книга эта – есть главным образом собрание разсказов о том, чего никогда не было. Но пусть первое доказательство этому представит сама г-жа Желиховская.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

397 В книге Левит по еврейскому тексту 16:8. именем Азазел () называется козел отпущения. У магометан Азазел – имя высшего ангела, который после падения назван сатаною. В славянском апокрифе об Аврааме, как мы увидим ниже, именем Азазила называется также злой дух, диавол. 398 У арабов магометан Енох называется Idris Идрис – знающий, знаток; в славянском апокрифе об Аврааме он назван – книгочий правдив. 400 У Гфрёрера в латинском переводе это место читается так; «Spiritus gigantum (Erunt sicut) nubes, quae oppriment corrumpent, cadent, pugnabunt et conterent super terram. Afferent lamentationem». Proph. pseudepigr. pag. 181. 401 Выражения: Ветхий денми и Сын человеческий, а равно и некоторые другие выражения и образы, в каких изображаются здесь Ветхий денми и Сын человеческий, заимствованы из книги пророка Даниила 7:9–10; 13–14. (2) Ideo fuit (progenitus est) Electus et Occultus coram eo, antequam creabatur mundus et usque ad saecula saeculorum. Proph. pseudep. pag. 198. Слова, «progenitus est» составляют прибавление, сделанное переводчиком дли объяснения этого места. У Гофмана это место переведено: «Desshalb war der Auserwälte und der Verborgene in seiner Gegenwart, ehe die Welt geschaffen wurde und immerdar» (Das Buch Henoch. Erste Abtheil. S 356). У Дильмана: «Und darum ward er auserwählt und verborgen vor ihm, ehe denn die Welt geschaffen wurde, und bis in Ewigkeit wird er ihm sein». (Das Buch Henoch... S. 24). Сравн. Притч/8:22–31; Иов. 38:7 . 406 По сказаниям иудейских раввинов, Бегемот живет в том месте, где жили потомки Каина; после потопа это место сделалось пустыней. 408 Nam ab initio Filius hominis occultus erat, quem Altissimus in praesentia potentiae suae retinebat et Electis revelabat. Proph. pseudep. pag. 208. 410 Haec est vis hujus jurisjurandi, nam validum est et severum. Et posuit hoc jusjurandum Akae in manibus sancti Michaëlis. Haec sunt secreta hujus jurisjurandi, et confirmata sunt eo. Proph. pseudep. pag. 215. 411 Говоря об этом заклятии, автор книги Еноха, очевидно, имеет в виду то таинственное великое имя Божие (Иегова), которым, по мнению иудеев, можно совершать все чудеса. В раввинских и каббалистических сказаниях это великое имя Божие играет большую роль. Талмудисты учат, что силою итого имени сотворено все в мире. От иудеев учение о таинственном имени Божием перешло к магометанам и постоянно встречается в их разных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

" We " re lingering over topics of various demolitions and transfers. But to threaten popular shrines is a very dangerous thing, " Zyuganov says in his open letter titled " The Minister of Barbarism. " The Communist leader urged people to think what would happen if Muslims learned that the Ka’aba in Mecca was to be transferred to another place, or if Jews in Jerusalem found out that sportmen who had been crazed from big money decided to use the sacred Wailing Wall for training, or the recent example when the Orthodox Church, in response to desecration of its holy things, led about half a million believers to the Cathedral of Christ the Saviour on April 22. " And for many citizens of our country both the Mausoleum and the Pantheon at the Kremlin wall have always been a shrine. Over 12 million citizens actively support the Communist Party by their actions and at elections. The majority of people share our key ideas and program provisions. Lenin " s name is sacred for them, " the letter reads. According to some experts, the Mausoleum on Red Square in central Moscow is a copy of Sumerian ziggurats, where occult rituals were held. A pyramid is also an occult symbol of the Freemasons, and some specialists believe that the Soviets adopted some symbols and degrees of initiation from them. interfax-religion.com Другие публикации на портале: Книги Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума/Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение) Уэйнрайт Уильям Джордж 10 Книги «Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии»/Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с. Макграт Алистер Эдгар 10 Книги Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры). Филоненко Александр Семенович 10 Книги По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа/Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского.

http://bogoslov.ru/event/2629642

Истина — последняя — навсегда останется скрытой от нас: таков закон Судьбы. Блаженный Августин говорит: " ipsa veritatis occultatio aut humilitatis exercitatio est aut elationis attritio " (De civ. Dei XI, 22), т. е. что истину от нас скрыли для того, чтобы мы упражнялись в смирении, либо для того, чтоб наказать нашу гордыню. Может быть, объяснение Августина слишком тенденциозно — не так уже легко разгадать замыслы богов, но факт — occultatio veritatis — остается: истина от нас скрыта. И, повторяю, решение богов неизменно. Средства же, которыми они пользуются, самые разнообразные. Они всегда находят людей и среди толпы, и среди избранников, которые готовы всеми способами преследовать истину. И это им легко удается, так как всякая новая истина с первого взгляда пугает. И затем боги так устроили — только боги и могли такое придумать! — что последняя истина всегда облечена в противоречия, абсолютно неприемлемые и прямо невыносимые для нашего уха, отпугивающие даже самых смелых последователей. Сколько говорилось и писалось на эту тему, начиная с Гераклита и элеатов и кончая Кантом, Гегелем и Шопенгауэром. Общеизвестный факт, что самые выдающиеся философские системы " насквозь пропитаны " противоречиями — казалось бы, пора к ним привыкнуть и научиться видеть в них " дар богов " , — и все же люди продолжают думать и, верно, всегда будут думать, что противоречие есть что-то незаконно прилепляющееся к нашим постижениям, что их нужно преодолевать — а если нельзя преодолеть, то умышленно не замечать. И поразительная вещь: не только философские истины, т. е. истины " о корнях и источниках всего " , всегда при своем первом появлении кажутся противоречащими и очевидности и самим себе — все великие научные постижения сначала представляются людям явно нелепыми. Оттого не раз было, что открытой истине приходится целые века ждать своего признания. Так случилось с пифагорейским учением о вращении земли. Всякому видно было, что оно ложно, и человечество больше 1500 лет не принимало этой истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

3°. – Парафраст Ионафан (Jonathan paraphrastus) 347 146i говорит по поводу Быт. 31:19 : «Et Laban iverat ad tonendum oves, interea furata fuit Rachel imaginas. Nam fuerunt mactantes virum primogenitum, cujus avellebant caput, et saliebant sale et aromatibus, scribebantque divinationes in laminam auream, quam posuerunt sub lingua ejus, et erigebant ad parietem et tunc loquebatur cum eis. Hae fuerunt (imagines) istae, coram quibus procubuerat pater ejus 348 90s». 4°. – Rabbi Salomon 349 147i в толкованиях на 2 Rg. 23, 24 350 148i говорит: «Theraphim fuerunt imagines, quas loquebantur per artes magicas. Qui faciebat eas, opus habebat respicere horam certam et annum certum, convenientem ad id 351 91s». В толковании на Иез. 21. 21 : «Theraphim est imago loquens per artem magicam, est que hora certa disposita, qua si confecerit eam, est in sermo perpetuus 352 92s». В толковании на Ос. 3, 4 : «Theraphim sunt imagines factae certa intentione horae alicujus ad id dispositae, et sic loquuntur ex seipsis et annunciant occulta 353 93s». Поэтому и Ионафан перевел это место так: «Et non est Ephod, neque indicans, scilicet futura vel occulta 354 94s». 5°. – Rabbi David 355 149i в комментарии на 1Sam. 19, 13 пишет: «Theraphim quidam interpretes volunt esse idola, sicut fuerunt Theraphim Labanis, quae furata fuit Rachel. Laban fuit idolatra, juxta id quod dixit ad eam: Quare furata es deos meos? absit, absit, quod fuerit in domo Davidis idolum. Quidam dicunt fuisse instrumentum aereum, eo factum, ut viderentur in eo partes horarum, simul etiam futura beneficio astrorum. Id possit convenire negotio Labanis, sed in negotio Micholis grave est explicare, quare posuerit ea in lecto, in loco Davidis, cum istud instrumentum plane non fuerit ad hanc dispositionem accomodatum 356 95s». В толковании на 2Цар. 23, 24 : «Theraphim sunt imagines ad cognoscendum ex eis futura 357 96s». 6°. – Мудрый R. Abraham Aben Esra, в комментарии на 31-ю гл. Бытия, замечает: «Quidam dicunt Theraphim fuisse instrumentum aereum ut cognoscerentur partes horarum.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Теперь перехожу к остальным феноменам, описываемым м-ром Синнеттом в «Occult World». Прежде всего обратимся к «ударам» и «астральному звону», в которых м-р Синнетт видит важные подтверждения феноменов. Я приведу здесь место из «The Occult World», стр. 35: «Опираясь на такую сильную поддержку, как верность основных теорий новейшей физики, нельзя действовать иначе, как путем научных изследований. Я старался тщательно исключить не только вероятность, но даже возможность плутовства; а где это было невозможно, результаты тех опытов не входят в общую сумму моих заключений». Однако, судя по тому, что я знаю о способе действий м-ра Синнетта, я прихожу к тому мнению, что его путь изследований не может быть никак назван «научным», и что, по всей вероятности, тот же недостаток необходимых предосторожностей характеризует его соблюдение «образцовых условий» в тех примерах, которые я не мог лично проверить, как в тех, где я имел случай их проверить. Так напр., я не принимал участия в образовании цепи рук, как м-р Синнетт описывает на стр. 33, но я не могу придавать никакого значения его показаниям об этом и подобных случаях, после того, как проверил другие случаи, о которых он говорит с такой же, если не большей, уверенностью. Удары, происходящие, когда г-жа Блаватская кладет руки на голову пациента, я хотя и проверял, но не могу ничего сказать, так как г-жа Блаватская сидела за мною, и я не мог наблюдать за её пальцами. Она не предупредила меня, что хочет делать и я предполагал, что она желает меня «месмеризировать»; так называемые «толчки», которые я чувствовал, произвели на меня впечатление простого выражения нетерпения со стороны г-жи Блаватской. Когда же мое внимание было обращено на эти толчки, то я совсем не нашел, чтобы они были похожи на толчки от разряжения электричества, как говорит м-р Синнетт. Резкое чувство дрожи совершенно отсутствовало. К сожалению, я не могу легко щелкать суставами пальцев, я могу только слабо щелкать суставами больших пальцев, но когда я ударил себя так по голове, то «характер» удара был такой же, как и от ударов, полученных от ловких рук г-жи Блаватской.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Р. Гусева Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория . М., Белые альвы, 1998; Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев,  под редакцией Н. Р. Гусевой. М., Институт этнологии и антропологии, 1998. 16 А. Дугин Гиперборейская теория. М., Об оккультных корнях этого мифа см.: B. G. Rosenthal Political implications of the early twentieth-century occult revival, in B. G. Rosenthal (ed.) The Occult in Russian and Soviet culture. Ithaca and London: Cornel Univ. Press, 1997, p. 415. 17 Об этом мифе см.: В. А. Шнирельман «Второе пришествие арийского мифа», в Восток, 1998, 1; V. A. Shnirelman, G. A. Komarova «Majority as a minority: the Russian Ethno-Nationalism and its ideology in the 1970s – 1990s», in H.– R. Wicker (ed.) Rethinking nationalism and ethnicity: the struggle for meaning and order in Europe  . Oxford: Berg, 1997; V. A. Shnirelman. Archaeology and Ethnic Politics: the Discovery of Arkaim . Museum International (UNESCO, Paris), 1998, vol. 50, N 2, pp. 33-Имеется и несколько менее радикальная форма этого мифа, не претендующая на арктическую прародину, но отождествляющая «древних русов» с праиндоевропейцами. См.: Ю. Д. Петухов Дорогами богов. Историко-мифологический детектив-расследование . М., 1990; он же. Дорогами богов. Этногенез и мифогенезис индоевропейцев. Решение основной проблемы индоевропеистики . М., 1998. 20 В. Н. Топоров. Указ. соч., с. 163–169, 172; Е. Е. Левкиевская «Низшая мифология славян», в Очерки истории культуры славян . М., 1996, с. 175, 177. 22 В. М. Кандыба История русской империи . СПб., Подробно о взглядах Кандыбы см.: В. А. Шнирельман «Неистовый Кандыба. “Русский Ведизм”, ксенофобия и антисемитизм», в Социология. Психология. Краеведение. Образование. Материалы Шестой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике, ч. М., 2000. 29 Там же, с. 52, Поэтому, заимствуя из буддизма принцип любви, Кандыба отказывается видеть в нем некий абсолют и критикует буддизм за «преувеличение роли этики». См.: там же, с. 97–147. 42 А.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010