Спаситель здесь отвечает на тайную мысль фарисея [...]. Служитель Христов должен вести себя так, чтобы за ним, как за Христом, народ ходил толпами, то есть священник должен привлекать к себе прихожан словом и жизнию. Ты стыдишься своего звания? – Неправда: твое звание стыдится тебя. Возьми предосторожность. Диавол, зная твою слабую сторону, будет каждый день делать на тебя нападения. Старайся же соблюдать важное спокойствие. Будь ровен. Не выходи из границ. Жизнь человека-грешника полна мерзости наяву и во сне: наяву – в действительности, поступках, а во сне – в нечистых видениях, так что всякий человек может хорошо видеть свои недостатки, свои слабые стороны в сновидениях. Даже человек, живущий по возможности свято, но имеющий слабые стороны, которые самолюбие иногда закрывает от него наяву, может видеть их ясно во сне. Сновидениями не следует пренебрегать: в них, как в зеркале, отражается наша жизнь. Ограниченность человека примечаема из рассматривания его по отношению ко всему миру Божию, громадному, светозарному: в частности, к огромным расстояниям неба от земли; по отношению к стихиям земным, которые часто страшно враждуют против него, сожигая его или его имущество, потопляя его или его жилище, корабль и прочее, раздувая бурным дыханием или иначе; по отношению к животным, которые большею частию живут вне всякой зависимости от него и даже наводят на него страх; по отношению к растениям, которые так прекрасно одеваются, живут часто дольше его и выходят из земли совершенно без его ведома и искусства; наконец, по отношению даже к своему телу, которое томит его часто чувством голода, жажды, покоя и пр. Все, что около человека, – не его, а Божие; и все, что у человека, – Божие, а не его. Спасение души. Как много значит это спасение. Что такое душа? Кончина веры – спасение душам. Как много значит вера христианская. Видишь красоту твари – подивись ее Художнику и полюби Его за Его беспредельные совершенства. Видишь лукавство affectus [с лат.: страсть, душевное волнение]: она все ищет большего и не довольствуется тем, что ей дается. Чего бы, кажется, больше?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Творение мира Согласно христианскому учению, Триединый Бог в начале вызвал к бытию все сущее – материальное и духовное – из ничего (лат. ex nihilo). Хотя слова «из ничего» не встречаются в Библии, сама идея об этом наличествует во многих местах Ветхого и Нового Заветов . В богословии выражение «из ничего» используется, чтобы пояснить, что Бог не использовал какую бы то ни было первоначальную субстанцию. Необходимо уточнить, что «ничто» в принципе не имеет бытия, что означает, что перед «началом» существовал только Бог. Разумеется, после сотворения материи в дальнейшем Бог образовал растения, животных и людей из ее компонентов, то есть из атомов химических элементов, наличествовавших в морях и на суше. Для того чтобы призвать мир к бытию, Бог использует только Свое Слово. Он говорит, и слова Его мгновенно превращаются в действительность Творение есть акт Его суверенной воли, а не действие, продиктованное какими-либо внешними соображениями или необходимостью. Для того чтобы призвать мир к бытию, Он использует только Свое Слово. В первой главе Книги Бытия мы читаем, что Бог говорит и слова Его мгновенно превращаются в действительность. Ему достаточно сказать «Да будет свет!» – и свет моментально является и освещает небесные просторы. Согласно блаженному Августину и преподобному Максиму Исповеднику, «логосы» (идеи) в Божьем уме являются «архетипами» (прообразами) каждой частицы Вселенной. Они объективированы именно как «тропосы», выражающие творческий замысел в природе вещей. Поэтому свет, например, имеет корпускулярно-волновой характер, поляризуется, движется с определенной скоростью и т.д. Возможна ли верификация библейского мировоззрения? Ричард Докинз заявляет: «Естественный отбор, слепой, несознательный, автоматический процесс, который был открыт Дарвином и о котором мы сейчас знаем, что он объясняет существование и мнимо целесообразную форму всего живого, не следует никакому намерению. В нем нет разума и разумного ока. Он не планирует будущее. Он не смотрит и не предвидит, он вообще не зряч. Если можно сказать, что он играет роль часовщика в природе, то это слепой часовщик» .

http://pravoslavie.ru/147553.html

И когда мы читаем Библию, эту дивную книгу, первые страницы лежат ее в основе всего, вплоть до явления Христа и восполнения Откровения. Когда был сотворен весь мир, с животными и растениями, Господь сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию» (Быт.1:26). И так возник наш богословский вопрос о персоне: что значит персона? Наши греческие отцы нашли слово, которое восполняет понятие персоны другим именем, «ипостась» (лат. «субстанция»), то есть «база для всего, что существует». И что значит быть созданным по образу Божию и по подобию? Как мы можем стать персонами-ипостасями, подобными ипостаси воплощенного Сына Отчего? Должен сказать, что это есть та богословская проблема, о которой мы уже много раз говорили... Бог открылся нам как Персона: «Аз есмь сущий», и Он сотворил нас не так, как прочую тварь: «да будет свет... да будет твердь, и т.д. — и бысть свет... и бысть твердь, и т.д.» (см. Быт.1и след.), но создан был человек из чего-то уже существующего, — и это было завершением творения. После Откровения, восполненного Христом и Святым Духом, мы уже не ждем никакого другого.    У нас возникает вопрос — как осуществить то, что нам открыто Богом: «Если Ты существуешь как Персона, как Ипостась, то как я могу уподобиться Тебе?»    Когда это слово Откровения о Персоне дано нам, мы хотим познать его содержание, чтобы превратить наш подвиг в подвиг разумный: куда мы стремимся. Если мы не будем делать так и отдадим предпочтение повседневным заботам о еде, об одежде, о тепле, о комнатах, о встречах и так далее — всему, что на Земле каждый день окружает нас, то как мы можем через всю эту гущу психической и физической жизни проникнуть к абсолютному Духу? Кто-нибудь скажет: «Да, но Вы уже говорили нам об этом, и мы знаем». Но одно дело помнить эти слова, другое дело — реализовать их в нашем подвиге. Если в нас присутствует это напряжение — возвратиться к Богу после падения и стать воистину вечными детьми Отца Небесного, то мы неизбежно встречаемся с этими вопросами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На месте глагола сотворил в оригинальном тексте стоит еврейский глагол «бара», означающий «творить из ничего», ex nihilo (лат.), «взывать к бытию». Во «Введении в Священное Писание Ветхого Завета» протоиерея Александра Сорокина мы читаем: «“бара” — первый глагол и первое сказуемое в Библии. Глагол “сотворил” (евр. bara) встречается в Быт. 1:1, 21, 26; 2:4 (в Синодальном переводе: “при сотворении их”). Этот глагол используется в Священническом кодексе (Р) исключительно для обозначения деяний Бога. Он встречается с тем же значением божественного творения, не имеющим абсолютно никаких аналогий, у Девтероисайи (40:26, 28; 45:18 и т. д.). Хотя открытым текстом о creatio ex nihilo (творении из ничего) говорится один-единственный раз в 2 Макк. 7:28, тем не менее, поскольку и в Р никак не упоминается о предсуществовавшей материи, и здесь можно говорить о творении из ничего, творении того, чего не было» . Далее прот. Александр Сорокин отмечает очень интересную и важную деталь: «Бог — художник или нет? И да, и нет. Нет — потому что из ничего (ведь художнику требуется материал). Да — потому что мир, созданный им, прекрасен, “хорош”. “Еврейское “Бара” переведено на греческий как ποησω форма глагола ποιω — “делаю”, от которого происходит и слово поэт. Именно так называется Бог в “Символе веры”: “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли…” “Творец” в греческом оригинале — ποιητζ (“поэт”). В этом случае “мир есть художественное произведение”, “чудесно сочиненный гимн”» . В других местах Библии используется глагол «аса», обозначающий более привычное для нашего сознания «делать», «создавать» и т.д., то есть переводить из одного состояния в другое. То, что уже существовало, лишь претерпевает некое изменение. На месте слова Бог в еврейском тексте стоит имя Бога — Элогим . «Прежде всего, это общевосточное семитское Элогим, обозначающее Бога-Господина, Владыку всего, Верховное божество (в политеистическом контексте). Грамматическая форма этого еврейского слова — множественное число (окончание им), имеющее значение превосходной степени (pluralis majestatis , “множественное число величества”). Оно образовано от архаичного Эл, от которого, кстати, также образовано имя Божие в другой монотеистической религии — исламское Аллах. Имени Элогим в греческой Библии соответствует Θες (произносится как “Теос”. — И. М.), а в славянской и русской — Бог. Имя Элогим отражает прежде всего идею верховенства и превосходства Божества над всем» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

“Размышление” ( лат . meditatio) над Священным Писанием было постоянным фоном жития пахомиевских монахов; см. Bacht H . Das Vermachtnis des Ursprungs. Studien zum fruhen Monchtum I. Wurzburg, 1972. S. 244–264. Такое “размышление” над Писанием, как и чтение его, в древнем иночестве нераздельно сопрягалось с молитвой; об этой связи см. Leloir   L . et communion. des P–res du recueillis … partir des Paterica Abbaye de Bellefontaine, 1978. P. 272–275. Тема “добровольного плача и добровольного сокрушения”, как это подчеркивается в поучении преподобного Феодора, является лейтмотивом всей святоотеческой аскетики и восходит к самым истокам монашеского любомудрия. В “Древнем Патерике” целая глава посвящена именно сокрушению. См.: Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1899. С. 30–43. Данная тема постоянно звучит и в других памятниках древнемонашеской письменности. Библейские корни ее несомненны. См. Miquel P . Lexique du Étude de quelques du vocabulaire monastique grec ancien. Abbaye de Bellefontaine, 1986. P. 219–228. Не случайно о плаче “в эсхатологической перспективе” гласит “вто­рое блаженство” Господа (Мф 5:4; причем, здесь буквально говорится: “бла­жен­ны сокрушающиеся” — mak£rioi oƒ penqoanmej). “Плачущие, то есть о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал же: плачущие , разумея плач не однократный какой-либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они не только там, но и здесь: ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется, особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов, а там будет непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную”. — Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие. Ч. I. М., 1993. С. 64. О том, что пахомиевские иноки употребляли в пищу это растение сообщает и Палладий. См.: The Lausiac History of Palladius. Vol.II. P. 95. Фраза ¹ yuc» sou kak¦ melem´,яbляemcя, скорее всего, отзвуком Иов 27:4 (по тексту “Септуагинты”: ¹ yuc» mou melet»sei ¥dika); â öåðêîâíîñëàâÿíñêîì ïåðåâîäå: душа моя поучится неправде .

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

В этих мыслях Радищева о познании он вполне верен Лейбницу, но когда он переходит к самому содержанию знания, он решительно расходится с ним, – и прежде всего в вопросе о природе материи. Для Лейбница утверждение, что вещество само по себе непознаваемо, было основанием его спиритуализма в общем учении о бытии и феноменализма в учении о материи (phenomenon bene fundatum (Феномен, хорошо обоснованный (лат.)). Радищев же категорически стоит за реализм в вопросе о материи, как это мы находим и у французского лейбницианца Robinet 176 (Робине Жан Батист (1735–1820), французский философ-деист. Пристли Джозеф (1733–1804), английский философ-материалист, химик). Радищев обнаруживает в своем трактате явный вкус к натурфилософии и прекрасное знание современной французской и немецкой литературы по натурфилософии (особенно много считает он себя обязанным Пристли 177 . Но ему трудно до конца принимать динамическую теорию материи (как это было у Пристли, следовавшего известному физику Босковичу (Бошкович Руджер (1711–1787), хорватский физик, математик, философ): «раздробляя свойства вещественности, – замечает Радищев, – будем беречься, чтобы она не исчезла совсем " 178 . И дальше Радищев, твердо исповедуя реальность материи, говорит о «неосновательности мнения о бездейственности вещества»: вещество мыслится им (как и у Robinet) живым . Конечно, Радищев здесь не полемизирует с окказионализмом, а просто следует Robinet. В учении о человеке Радищев исходит из виталистического единства природы. «Человек единоутробный сродственник всему, на земле живущему, пишет он; не только зверю, птице… но и растению, грибу, металлу, камню, земле» 179 . Перейдем к антропологии Радищева. Он связывает человека со всем миром, но знает и о специфических его особенностях; главная из них, это – способность оценки. «Человек есть единое существо на земле, ведающее худое и злое», пишет Радищев 180 . И в другом месте он замечает: «особое свойство человека – беспредельная возможность, как совершенствоваться, так и развращаться». Вопреки Руссо, Радищев очень высоко ставит социальные движения в человеке и решительно против изоляции детей от общества (как проповедует Руссо в «Эмиле»). «Человек есть существо сочувствующее и подражающее», пишет Радищев. Естественная социальность является для Радищева основой его морали – и здесь он решительно расходится с французскими моралистами, выводившими социальные движения из «себялюбия». Горячо разделяя идеи «естественного права», Радищев вообще оправдывает всё подлинно естественное в человеке. «В человеке… никогда не иссякают права природы», – говорит он. Поэтому для него «совершенное умерщвление страстей – уродливо» 181 , " корень страстей благой – они производят в человеке благую тревогу – без них он уснул бы» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

ВНО – δνον не может быть признано удовлетворительным. Между тем разобранные выше примеры подсказывают вполне приемлемое, как нам кажется, решение возникшей фонетической задачи. Выпадение группы смычный + -s- перед -n-, надежно засвидетельствованное в славянских и в других индоевропейских языках, дает возможность предположить изменение: > ст.-сл. ВНО. Это предположение объясняет и отсутствие -d- перед -n- в западнославянских языках (возражение А. И. Соболевского), и долготу гласного –-, возникшую в результате выпадения -ds- перед -n-. Изменение (h)-s-no > ВНО аналогично разобранным выше примерам: > лоуна, > строуна и т. п. Подобного рода заменительное удлинение корневого гласного встречается в различных индоевропейских языках: лат. > frnum (см. далее с. 266–273), > s-decim, ирл. > brán, > án, праслав. (ср. др.-гр. φηλς) > ст.-сл. ВЫСОКЪ, праслав. > ст.-сл. ВСЪ и др. Ст.-сл. ВНО и др.-гр. δνον – общие по своему происхождению и значению слова, представляющие два параллельных словообразовательных варианта: праслав. и др.-гр. δνον ( < отличаются друг от друга лишь наличием или отсутствием форманта -s-. Следовательно, слово вно не только в смысловом, но также и в фонетическом отношении может быть возведено к корню " вести», причем значение слова целиком совпадает с поздним русским образованием (от того же корня) – выводное. В. Пизани, касаясь отглагольных образований, утративших свою связь с глагольным корнем, писал: «... глагол – это как бы ствол со своими ветвями, всегда связанный с корнем, а имена – как бы плоды, которые в определенный момент отрываются от дерева и могут в свою очередь производить другие растения» (Пизани 1956: 101). Словообразовательный анализ группы русских (вернее, общеславянских) слов, оканчивающихся на –но и –на, может служить своего рода иллюстрацией к образному сравнению, данному В. Пизани. Разумеется, мы далеки от мысли о том, что все предложенные выше этимологические толкования будут безоговорочно приняты. Несомненно также, что не все затронутые в статье словообразовательные вопросы являются решенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Основоположники теософии учат, что нирвана является особой формой бытия, следующая за освобождением индивидуальной сущности – высшей бессмертной триады тел человека от низших форм материи. В этом состоянии сущность человека поглощается абсолютом – Парабрахманом, из которого она некогда изошла в мир. Основоположники теософии акцентируют то, что нирвана не является состоянием полного уничтожения существования человека, в ней сохраняется человеческое эго – индивидуальность. Таким образом, понятие о нирване заимствовано в теософию из буддизма в трактовке более близкой к махаянистской, чем тхеравадинской. Однако нирвана теософии имеет радикальное отличие от понятия нирваны в махаяне. В буддизме «большой колесницы», как и в хинаяне, она есть вершина и конец пути человека. В теософии же состояние нирваны не является конечным, ведь, в конце концов, по прошествии определенного времени пребывания в нирване, человеческая индивидуальность опять должна продолжить эволюционное движение. Блаватская утверждает, что «индивидуальность духа – души … сохраняется до окончания великого цикла (махаманвантары), когда каждое эго входит в паранирвану или поглощается Парабрахмом. Для нашего разумения, столь же слепого как крот, человеческий дух теряется тогда в Едином Духе, подобно тому, как каплю воды нельзя распознать и вновь получить из моря. Но de facto [фактически, лат.] это не так… сколь бы не длилась “ночь Брамы” или даже всеобщая пралайа (а не локальная пралайя, затрагивающая только некоторую группу миров), всё же когда она завершится, та же самая божественная монада продолжит свой величественный путь эволюции» 381 . Однако в «Тайной доктрине» Блаватская говорит о маха-пралайе прямо противоположное. Там она представляется полным окончанием жизни мира: «Это окончательная Пралайя – Смерть Космоса; после которой Дух его покоится в Нирване или в ТОМ, для чего нет ни Дня, ни Ночи. Все другие Пралайи периодичны и следуют за Манвантарами в правильной после-довательности, подобно тому как ночь следует за днем для каждого человеческого существа, для животного и растения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Всего за сезон появляются от 8 до 12 поколений тли. Осенью самки откладывают по 10 оплодотворенных яиц, которые возрождаются следующей весной. Борьба с крыжовниковой тлёй Пораженные тлей листья обрывают и сжигают. Обработку инсектицидами проводят, если тлёй поражены от 15 до 50 % почек. Смородинная узкотелая златка Описание смородиновой узкотелой златки Смородинная узкотелая златка (лат. – agrilus ribesii ) относится к семейству златок отряда жесткокрылых. Это встречающийся повсеместно вредитель крыжовника, красной и чёрной смородины. Взрослое насекомое золотисто-медное, с зелёным отливом и металлическим блеском. Тело продолговатое и узкое, длиной 6–9 мм. Яйца круглые, диаметром до 1 мм, защищены твёрдым щитком. Со временем они меняют цвет с жёлто-оранжевого на серо-бурый. Личинка белая, с желтоватым оттенком. Её тело четко сегментированное, приплюснутое, длиной 1,8–2 см, с небольшими крючковатыми отростками на конце. Куколка белая, с желтоватым оттенком, длиной до 8 мм. Образ жизни смородиновой узкотелой златки Личинки зимуют в нижней части побегов. В конце апреля – начале мая они окукливаются внутри побегов. Через 20–28 дней появляются взрослые жуки. Они прогрызают стебли и выбираются наружу. Лёт жуков длится с середины мая до самого конца летнего сезона. Смородинная златка предпочитает солнечную тёплую погоду. Утром и вечером, а также в пасмурные прохладные дни активность жуков снижается, насекомые укрываются в кронах кустов. Самки откладывают яйца по одному на 2—3летние побеги. Они обмазывают яйца слизью, которая после засыхания образует овальный щиток. Одна самка способна за сезон принести 30–40 яиц. Через 15–30 дней появляются личинки, которые начинают активно питаться побегами. Поврежденные растения развиваются медленно, на них почти не образуются листья. Верхушка поврежденного побега отмирает, а за ней погибает и весь побег. Через 2 месяца, осенью, личинки прогрызают в побегах ходы длиной 20–40 см и устраиваются на зимовку. Борьба со смородиновой узкотелой златкой

http://azbyka.ru/garden/vrediteli-yagodn...

—196— К стр. 43, пр. 2: см. также Потебня, Р.Ф. В. VIII, 1882, 226 слл.; Berneker I, 682. Для §§ 18–22, посвящённых анимистическим верованиям древних русских (почитание камней, растений, животных), г. Гальковскому пригодились бы следующие труды: И. Мандельштам, Опыт объясн. обыч. I. 1882; Sobotka, Rostlinstvo v narodnim podáni slovanském 1879, особенно 5 слл., 54 слл.; А.Т. Илиев, Растителното царство на българите (Сборн. за нар. умотв. VII, 1891, 412 слл., IX, 1893. 408 слл.); С. Смирнов, Исповедь земле (Богосл. Вестн. 1912, n° 11, 501–538) и мног. друг. § 23. Отдел о русалках относится к числу наиболее слабых и неудачных. Начать с этимологии слова «русалка». Из тех исследователей, которые производят это название от средн.-греч. ουσλια, автор упоминает лишь о Веселовском, Леже и Фасмере, тогда как впервые эта этимология была предложена Миклошичем и Томашком. Принимают её Крек, М. Грушевский, Романский, Мурко и мн. др. 944 . От внимания автора ускользнули следующие работы: Д. Зеленин, К вопросу о русалках, Жив. Стар. XX, 1911, 357–424 (доказывается, между прочим, что русалки – души не всех умерших, но лишь женщин и детей, погибших неестественной смертью); Русалки, древен и твьерди интересен българск. обичай etc. Пловдив 1884; Суботич (Труды I съезда сербск. врачей и естествоиспытателей 1904, 690–755). Стр. 61. Автор не даёт объяснения слова «криница». По М.Р. Фасмеру, Изв. 2 Отд. 1907, 2, 248; Гр. слав, этюды III, 100–101, Розвадовскому, Rozpr. Akad. Umiejern. ΧΧVIII, 259, и др. – из греч. κρνη по Вегпекег’у I, 617 – индоевропейск. наследие (родств. лат. scrinium). К стр. 63–64. Ср.: А. Балов, Русск. Арх. 1911, 3, 46 слл.; Ел. Елеонская, Этногр. Обозр. 1912, 146 слл.; В. Клингер, Животное в античн. и совр. суев. К. 1911, 81 слл. К стр. 66, ср. 72. Автор не знаком с обширной литературой вопроса о древне-русск. навь, навье 945 . Стр. 69 сл. Автор не выясняет ни происхождения веры —197— в упырей, распространённой по всей Европе, ни этимологии этого слова (см.: St. Hock, Die Vampirsagen und ihre Verwertung in der deutsch. Liter. 1900; A. Epaulard Vampirisme, Paris 1901; Fischer, Abergl. aller Zeiten etc. 1907; St. Wasylewski, W sprawie wampirysmu, Lud XIII, 1907, 291 слл.; A. Jellinek, Zur Vampirsage, Z. d. Ver. f. Volksk. 1904, 322); в частности, что касается этимологии слова упырь=вампир, то одни, как Миклошич, Et. Wb. 375; Polivka, Z. f. österr. Vk. VII, 185; Národop. Shorn. eskoslov. VII, 209 слл., цит. по Z. V. V. 1904, 325, склонны считать это слово тюркским, другие, как акад. А.И. Соболевский Р.Ф. В. 1911, 418, не сомневаются в его славянском происхождении. По L. Laistner’y, Anz. dt. Alt. XIII, 1 (1887), 47, слово «упырь» образовано от √ spar – упираться, впиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010