104    Об этом сообщает Тацит («Анналы», XIII, 32), не указывая, правда, в каком именно «суеверии» обвиняли Помпонию. 105    Криспинилла Кальвия — богатая матрона, устраивавшая для Нерона оргии. 106    Унивира — «одномужница» (лат.) 107    Норик — римская провинция на территории совр. Австрии. 108    Атриенсис — раб, смотритель дома, кастелян. 109    Веларий — раб, раздвигавший занавеси. 110    Таблиний — галерея, крытая терраса. 111    Орфей — в греческой мифологии знаменитый певец и музыкант, магическое искусство которого покоряло даже животных и растения. 112    Пренеста — древний город Лация в 30 км к востоку от Рима. 113    Проходной дом — название дворца Нерона на Палатине и Эсквилине до пожара 64 г. (после восстановления — Золотой дворец); дворец этот отличался огромными размерами и походил скорее на небольшой город. 114    Перистиль — внутренний двор, обнесенный колоннадой. 115    Скорее всего, Анний Поллион, друг Клавдия Сенециона. 116    Домина — госпожа (лат.) 117    Навсикая — в греческой мифологии дочь царя феаков Алкиноя, оказавшая помощь Одиссею, выброшенному бурей на остров феаков. 118    Гомер. Одиссея, VI, 149—155 (перев. В. Жуковского) 119    Город Танагра (вост. часть Средней Греции) был известен как центр изготовления терракотовых статуэток, отличавшихся замечательной пластикой. 120    Анакреонт (2-я пол. VI в. до н.э.) — греческий лирический поэт, для творчества которого характерны темы любви и веселого застолья. Гораций Флакк Квинт (65—8 до н.э.) — выдающийся римский поэт. 121    Береника — сестра иудейского царя Ирода Агриппы II, возлюбленная Тита. 122    Яникул — холм на правом берегу Тибра, за чертой города. 123    Либитина — римская богиня мертвых, смерти и погребения. 124    Сократ (ок. 470—399 до н.э.) — греческий философ, учитель Платона. Открытый Сократом метод философствования заключался в разыскании истины с помощью диалога, беседы двух или нескольких собеседников. Диалектика в данном случае означает искусство вести философскую беседу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Широко распространенной семантической универсалией является номинация животных и растений по признаку наличия у них бороды (или «бороды») (Wartburg I, 244; Nouveau Larousse, I, 727–731). Применительно к собакам, можно (помимо приведенных у В. Вартбурга примеров) сослаться на рум. barbét »пудель», лит. barzdà «борода» → barzdukas »лесная собака» и др. Таким образом, имя испанского разбойника и название собаки связаны между собой не непосредственно (как считал В. Кипарский), а через общее третье значение «бородатый». Ср. лат. (Scipio) Barbtus и barbtus »род рыбы» (у Варрона), где также нет прямой связи между именем собственным и апеллятивом и где также было бы странным выводить название рыбы из прозвища Сципиона. Конкретные пути проникновения слова барбос в русский язык остаются неясными. Быть может, первоначальные его истоки находятся в Испании, где особенно широко представлены производные с основой barbos- как в апеллятивной лексике, так и в ономастике. Кроме того, Испания хорошо известна как родина выведения некоторых пород собак. В частности, спаниель по-английски означает " испанский» (spaniel). Что касается бороды или бородки, то ее имеют многие породы собак. Причем эта особенность ярко бросается в глаза – что могло служить причиной соответствующей номинации. Недаром именно этот признак подчеркивает Н. Заболоцкий в стихотворении «Таруса»: Целый день стирает прачка, Муж ушел за водкой, На крыльце сидит собачка С маленькой бородкой. Борона и борозда 65 Русское слово борона 66 на первый взгляд имеет довольно ясную и хорошо аргументированную этимологию. После того как были отвергнуты попытка Ф. Миклошича связать ст.-сл. БРΑНΑ с БРАТИ(С) 67 и предположение Г. Мейера о заимствовании слав. из иран. barn «борона» (Meyer 1891: 44–45), 68 установилось единство в этимологическом толковании данного слова. В работах, посвященных вопросу об этимологии рус. борона (а также – борозда) и ст.-сл. БРΑНΑ (БРАЗДА) корень этих слов обычно сопоставлялся с др.-гр. φρος »пашня», φαρω «пахать», лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Милосердие к отцу не будет забыто» Богом, «и оно поставлено будет вместо грехов»: цэдакâ означает именно «справедливое отношение», а в учительных книгах часто – любовное, милостивое отношение, выражаемое греческим словом λεημοσνη, как и здесь, Сл.: «милость бо отча», т. е. к отцу, «не забвена будет, и противо грехов присозиждется тебе». Вторая половина стиха буквально с Евр. переводится: «и взамен грехов оно будет поставлено». , вместо обычно употребляющегося , означает: «замена, возмещение», а в качестве наречия здесь – «взамен»; (так исправлено на поле ошибочно стоящее в тексте ) от «насаждать» о растениях и садах или «ставить, вбивать» – о кольях палатки. Смысл последнего выражения открывается нам из снесения этого стиха с 9-м, где благосостояние человека изображается под образом дома, основание которого укрепляется благословением родителей и разрушается их проклятием, и из Гр. перевода, подтверждающего эту аналогии: «присозиждется»; очевидно, автор вспоминает не раз уже употребленный образ (ср. 1, 17) и говорит, что вместо грехов, которые ведут к разрушению дом человека, его земное благополучие, доброе отношение детей к родителям послужит началом созидающим, укрепляющим дом, «оно будет поставлено» Богом, как крепкие колья в палатке, поддерживающие ее и охраняющие от разрушения. Рус. неправильно передает свой Гр. оригинал: «не смотря на грехи твои, благосостояние твое умножится». Лат., и здесь пространнее других текстов: «милосердие же к отцу не будет в забвении, ибо за грех матери будет воздано тебе доброе и в правде будет устроено тебе», т. е., по объяснению католических комментаторов 7 , за грех против тебя престарелой матери, если ты снесешь его терпеливо, Господь воздаст тебе добром. Во всяком случае Лат. следует признать здесь очень неисправным. Та же мысль об искуплении грехов милосердием к родителям далее освещается новым образом: «в день скорби оно припомнится тебе, и как зной – иней, уничтожит вину твою», или переводя буквально вторую половину стиха: «как зной на иней (оно послужит) для уничтожения прегрешений твоих», или «вин твоих» 8 ; в дни скорби, бедствия, когда Господь пошлет испытание человеку, Он вспомнить милосердие последнего к своим родителям и простить грехи его, не накажет за них; виновность человека пред Богом будет уничтожена, , «прекращена», так же быстро и бесследно, как зной дневной уничтожает образовавшийся за ночь иней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

благословение отца укрепляет корень дома, а проклятие матери вырывает ею, как растение. 10.Не хвались бесчестием отца твоего, так как оно не принесет тебе славы: 11. Слава человека – в славе отца его. а кто бесчестит мать свою, умножает грехи. 12. Сын мой, твердо храни честь отца твоего и не покидай его во все дни жизни твоей; 13. если даже ослабеет ум его, снизойди к нему и не поноси его во все дни жизни его. 14. Милосердие к отцу не будет забыто, и оно поставлено будет вместо грехов; 15. в день скорби оно припомнится тебе, и как зной – иней, уничтожить вину твою. 16. Ибо преступно поступает презирающий отца своего, и прогневляет Создателя своего проклинающий мать свою. В первых 16-ти стихах 3-ей главы автор увещевает почитать родителей: после призыва к страху Божию в предшествующих главах вполне естественно было перейти к речи о почитании родителей, которое и в десятословии занимает первое место после заповедей об обязанностях человека к Богу. В Лат. перед 1-м стихом 3-й главы имеется вставка, относящаяся собственно к предшествующей речи: «Сыны премудрости суть собрание праведных, и род их есть послушание и любовь». По-видимому, вставка эта попала сюда только потому, что и в ней упоминается о «детях», и не может быть признана коренящеюся в еврейском оригинале. 1. Речь о почитании родителей премудрый начинает увещанием к детям – соблюдать «права» родителей, начертанные в слове Божием, чтобы чрез это получить спасение; в виду предшествующей речи об искушении Божием, а также и заповеди о долголетии почитающих родителей, можно думать, что здесь разумеется не только спасение в будущей жизни, но главным образом избавление от несчастий и испытаний и в жизни земной. «Соблюдайте, дети, права отца» или буквально: «слушайте, дети, суд отца», κοσατε τκνα κρνα πατρς, – так читается в некоторых кодексах Гр. (253, Сир.-екз., отчасти 70), в Сир.: , и Лат.: judicium patris audite fllii, – сирское означает здесь, вероятно, «суд», а не «далее», как некоторые переводят 2 . Это чтение подтверждается и тем, что во 2 стихе говорится о «суде» или «праве матери».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Если на 1 куст приходятся более 3–4 долгоносиков, обработайте растения инсектицидами: землянику – в начале отрастания, малину – во время обнажения бутонов. Малиновая муха Описание малиновой мухи Малиновая муха (лат. – pegomya rubivora ) относится к семейству цветочных мух отряда двукрылых. Это вредитель малины, ежевики, таволги, лабазника, встречающийся в лесостепи и полесье. Взрослое насекомое серое, с чёрными лапками и выступающим лбом. Длина его тела – 5,5–7 мм. Яйца овальные, белые, длиной 0,2 мм. Личинка белёсая, цилиндрической формы, лишённая ног. Внутри двух её передних сегментов расположены ротовые части. Длина личинки – около 5 мм. Кокон коричневый, бочкообразный, 5–6 мм в длину. Образ жизни малиновой мухи Личинки зимуют в коконах в верхних слоях почвы. В мае, когда земля прогревается до 12–13 °C, личинки окукливаются. Через 7–9 дней появляются взрослые мухи. При нормальных условиях их выход продолжается 8—10 дней, в холодную и влажную погоду – до 15–20 дней. Мухи поедают нектар и росу. Самки откладывают яйца по одному, прикрепляя их к молодым побегам, корням малины, на верхушки несформировавшихся листочков. Одна самка способна принести 60–90 яиц за сезон. Через 5–8 дней появившиеся личинки начинают выгрызать в молодых стеблях извилистые ходы. Верхушки поврежденных побегов вянут, чернеют и гибнут. Через 12–16 дней личинки переходят на землю и заглубляются в почву, где образуют кокон и остаются в нем до весны. Борьба с малиновой мухой У малиновой мухи много естественных врагов, самый опасный из которых – жужелица. Личинки и куколки часто гибнут из-за поражения грибным заболеванием. Чтобы защитить участок от этого вредителя, необходимо осенью и ранней весной перекапывать почву под малиной и другими растениями, которыми мухи питаются. В период завязки бутонов регулярно осматривайте растения, вырезайте и сжигайте увядшие побеги. Если численность вредителя велика, в период массового вылета взрослых насекомых проводят обработку инсектицидами. Падучка тёмная Описание падучки тёмной

http://azbyka.ru/garden/vrediteli-yagodn...

Покупая комнатные растения, постарайтесь убедиться, что в них не содержатся опасные вещества. Так, безобидный с виду Молочай (лат. Euphórbia) содержит едкий млечный сок, который может быть опасен для домашних животных при употреблении в пищу и при попадании на кожу – вызывает ожог. При попадании в глаза возникает опасность для зрения. Обычный фикус – сильнейший аллерген, сок растения также может вызвать ожог. А прекрасная экзотическая Брунфельзия обладает нейротоксическим действием при неправильном использовании и уходе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 марта, 2024 10 февраля, 2024 27 декабря, 2023 10 декабря, 2023 23 ноября, 2023 17 ноября, 2023 16 ноября, 2023 13 ноября, 2023 9 ноября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/v-dome-s-vragom-opasny...

и Ар. Стих 27 переводится в Гр. свободно: «сердце жестоко отяготится болезнями, и грешник приложить грехи на грехи» Сл.; Лат. прибавляет здесь еще третий стих, начинающейся словом «сердце»: 28. Только знание не должно быть направляемо против Господа: вольнодумцы, нечестивцы осмеливающееся восставать против Бога и презрительно отзываться о Его законах, не получать от Него спасения, когда постигнуть их жизненные удары: «при поражении кощунника не бывает исцеления», буквально: «ударь насмешнику, – нет ему исцеления». Здесь под «ударом», «раной» разумеется то испытание, посылаемое человеку Богом, о котором говорилось во 2 главе, поэтому Гр. правильно по смыслу употребляет здесь слово παγωγ «наведение, посещение»; «насмешник», особенно «вольнодумец», легкомысленно отзывающейся о религиозно-нравственном строе, учрежденном Богом, – это слово особенно часто употребляется в книге Притчей, напр. «Бог гордым (лецûм) противится, смиренным же дает благодать» Пр. 3, 34, «продерзый, и величавый, и горделивый губитель («кощунник», лец) нарицается, а иже памятозлобствует, беззаконен» Пр. 21, 24 и др. По связи с предшествующею речью у бен-Сира, здесь разумеется именно вольнодумец, не желающий признавать поставленных Богом пределов для человеческого исследования и дерзко критикующий установленный Богом порядок мировой и человеческой жизни; такой человек не увидит избавления, когда постигнет его испытание от Бога. Причина этому – в неискоренимо дурном его душевном складе: «так как он – отрасль худого растения», буквально с Евр.: «ибо от растения злого – растение его», т. е. злые качества вольнодумца глубоко вкоренились в нем, затрудняя для него возможность исправления. Первая часть стиха приведена выше в том виде, как читалась она в оригинале древних переводов: «испытание (буквально: наведение) высокомерного не есть исцеление» (в некоторых списках для придания большей правильности речи прибавлено ν: «в наведении величавого несть исцеления» Сл.); в Евр. перед этими словами стоять еще «не бежи для исцеления» или «за лекарствами», так что получается уже не две параллельных части стиха, а три: «не прибегай к лекарствам для раны насмешника (первая часть), ибо нет ей исцеления (вторая), ибо из растения злого растение его» (третья).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

После Лайеля европейская наука стала дистанцироваться от рассмотрения возможных глобальных катастроф. Гипотеза Лайеля “настоящее — ключ к пониманию прошлого” вскоре приобрела статус всеобщего постулата, известного под названием принципа актуализма (от лат. actualis — “действительный”, “настоящий”), или униформизма (от англ. uniformity — “единообразие” и “незыблемость”). Он придал парадигмальный вид не только всем наукам о Земле, но и всей науке. Эвристическим ключом настоящего исследователь вскрывает давно ушедшие эпохи. Он делит толщу осадочного слоя на время его образования по геохронологической шкале и получает скорость осадконакопления в миллиметры за сотни лет. Для больших площадей карбонатного ордовика приводятся даже цифры 20 м/млн. лет, то есть 1 мм за 50 лет или 0.02 мм в год. Это фантастически низкие скорости осадконакопления для мелководных бассейнов с их активной гидродинамикой. Никаким остаткам остаться неразложившимися при такой скорости просто немыслимо. Тем не менее, каждый год приносит открытия все новых миллионов окаменелых останков животных и растений, образующих огромные “кладбища”. Термин “катастрофизм” до сих пор используется с негативным оттенком. Еще более жестким было отношение к катастрофизму в советской науке. Большая Советская энциклопедия цитировала слова Ф. Энгельса: “Теория Кювье о претерпеваемых землей революциях была революционна на словах и реакционна на деле”. Далее приводился вердикт И.В. Сталина из работы “Анархизм или социализм?”: “Ясно, что между катаклизмами Кювье и диалектическим методом Маркса нет ничего общего” [Катастроф…, 1953]. Сегодня отношение научного сообщества к катастрофизму начинает меняться. Возрастает понимание его эмпирической сущности, поскольку катастрофизм основывается не на идеологии, а на попытках объяснения наблюдаемых фактов [Huggett, 1990]. В то же время эволюционная модель все больше воспринимается как парадигмальная, зиждущаяся на том, что так принято. Она не соответствуют научным принципам наблюдаемости, повторяемости и проверяемости. Не подтверждается никаким палеонтологическим и селекционным материалом, где дискретность видов живого выражена необычайно резко. Отсутствие переходных форм между группами высокого таксономического ранга представляет собой почти всеобщее явление для всех отрядов всех классов. Потому и не смогло эволюционное учение дать ни одного примера возникновения нового вида животных или растений из вида им предшествующего. Все яснее вырисовывается иная картина истории нашей планеты.

http://azbyka.ru/antropnyj-princip

Изучение теории перевоплощения показывает, что она имеет множество модификаций, при этом многие из них взаимно исключают друг друга.Рассмотрим эту тему подробнее. «Реинкарнация ( incarnari (лат.) – облекаться плотью, воплощаться) – воплощение, возрождение души после смерти тела в другой, новой телесной форме» 15 . Под перевоплощением понимается переход души человека из одного человеческого тела в другое вследствие действия закона кармы. Теософия учит, что человек в процессе «духовной эволюции» перевоплощается в следующих жизнях по возрастающей необратимой иерархической линии: в ангела и т.д. В письмах же Елены Рерих можно найти утверждения о возможности перерождения из человеческого тела в животное и даже растение. В индийской философии теория перевоплощения разными философскими школами тоже понимается по-разному. Главные доктринальные отличия состоят в том, что происходит в момент смерти человека и какова природа окончательного состояния после мокши. Мокша – это освобождение, конечная цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. «Сансара – странствование из жизни в жизнь … . В индуизме Сансара понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана (души. – В.П.) в разных телах и разных сферах бытия, от мучительнейших адов до высших областей преходящего рая, … смена тел в Сансаре регулируется законом кармы… Освобождение от Сансары – предельная экзистенциональная цель индуиста» 16 . В философии индийского мыслителя Рамануджи (XII век.), создавшего философскую систему вишишта-адвайта, душа (jiva или jivatman) после смерти сохраняется в виде мыслящей субстанции, именуемой «тонкое тело». Эта субстанция входит в зародыш новой жизни, принося с собою карму всех своих прошлых существований. Он признает возможность воплотиться из человеческой формы в животное или растение, или даже камень, что отвергается в теософии. Также в индуизме есть философские школы, которые учат, что душа, достигнув освобождения, растворяется в Брахмане 17 , личность (или индивидуальность, как ее любят называть оккультисты) исчезает, как считает адвайта-веданта. Есть школы, которые учат, что душа после мокши остается сама собой, чтобы вечно служить Бхагавану 18 , т.е. личность окончательно не исчезает.

http://azbyka.ru/spravedlivy-li-ucheniya...

На самом деле проволочник, от которого страдает множество огородов, – это не самостоятельный вид насекомых, а название личинки жука-щелкуна (лат. – elateridae ). Взрослые особи тоже являются вредителями. Однако на слуху у садоводов-любителей – всё-таки проволочник как один из злейших врагов овощных культур. С мая по июль самка жука-щелкуна откладывает яйца. В верхних слоях почвы – в трещинах, под комочками земли и кучами оставленных после прополки сорняков – можно увидеть крохотные белые яйца диаметром около 0,5 мм. В одной кладке – всего 3–5 яиц, а всего самка может принести за сезон 120–150 яиц. Личинки появляются через 20–40 дней в зависимости от климатической зоны. Проволочники – жёсткие, жёлтые, червеобразные. Длина их тела достигает 1–3 см. Образ жизни проволочника Проволочник очень ловко передвигается во влажной почве. Если на пути проволочника возникает подземная часть культурного растения, он повреждает её. Небольшие корнеплоды он объедает, а в крупных – прогрызает ходы. Повреждённые проволочником корнеплоды часто загнивают. Они уже не пригодны для длительного хранения. Семена и проростки, травмированные проволочником, обычно погибают. Проволочники – многоядные вредители. Растут они в среднем 3–4 года. На первом году жизни личинки поедают подземные части растений. Они не так подвижны. Для культурных растений однолетние проволочники пока безвредны. На второй год личинки подрастают, приобретают привычную коричневато-желтоватую окраску. Длинных, тонких и твердых проволочников почти невозможно раздавить. Гораздо легче просто разорвать их тело. Со второго года жизни проволочники становятся активными, подвижными и крайне опасными для сельскохозяйственных культур. На четвертый год личинка в почве превращается в куколку, а весной из нее появляется взрослый жук-щелкун. Как и медведка, проволочник любит хорошо увлажнённую почву. Однако в отличие от медведки он предпочитает плотную, заросшую сорняками, слабо окультуренную почву. С весны до осени проволочник углубляется всё дальше под землю. Весной его можно увидеть в 2—3сантиметровых слоях почвы. Летом он уходит на глубину 10–20 см. К осени проволочник углубляется до 40–60 см, где и зимует. Борьба с проволочником

http://azbyka.ru/garden/vrediteli-ovoshh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010