К этому времени истек срок перемирия, заключенного в 1204 г. между айюбидским султаном Египта аль-Маликом аль-Адилем Сейф ад-Дином и иерусалимским кор. Амори II Лузиньяном. В июле 1212 г. И. Б. удалось заключить с аль-Адилем новое перемирие сроком на 6 лет и удержать рыцарей ордена тамплиеров от возобновления войны. В кон. 1212 г., вскоре после рождения дочери Изабеллы, Мария Монферратская умерла, и бароны Иерусалимского королевства согласились назначить И. Б. регентом при дочери, отвергнув претензии кипрского кор. Гуго де Лузиньяна. Впосл. И. Б. сблизился с правителем Киликийской Армении Левоном II и в 1214 г. вступил в брак с его дочерью. Хотя аль-Адиль не стремился к возобновлению войны, конфликт между крестоносцами и егип. султаном был неизбежен, поскольку Иерусалим оставался в руках Айюбидов. Папа Римский Иннокентий III (1198-1216) и его преемник Гонорий III (1216-1227) способствовали подготовке 5-го крестового похода (1217-1221). Он был провозглашен на Латеранском IV Соборе (1215), в работе к-рого принял участие и И. Б. Прибывшие первыми войска венг. кор. Андраша II Арпада и австр. герц. Леопольда VI осенью 1217 г. безуспешно осаждали крепость на горе Фавор, незадолго до этого выстроенную аль-Адилем для контроля над Галилеей и Самарией. Укрепив защищавшие Иерусалимское королевство Цезарею (Кесарию Палестинскую) и Шато-де-Пелерен (близ совр. Атлита, Израиль), И. Б. решил перенести военные действия на территорию Египта, чтобы захватить Дамиетту (Думьят) в устье Нила и затем обменять этот важнейший порт на Иерусалим. В экспедиции принял участие Жак де Витри , один из главных проповедников 5-го крестового похода. В 1218 г. крестоносцы высадились в Египте и осадили Дамиетту. После смерти аль-Адиля (31 авг. 1218) его сыновья Малик аль-Камиль Наср ад-Дин (1218-1238) в Египте и Малик аль-Муадзам (1218-1227) в Сирии попытались переломить ход войны. Но ни набег аль-Муадзама на Цезарею, ни атака аль-Камиля лагеря крестоносцев возле Дамиетты, свидетелем к-рой был католич. св. Франциск Ассизский , не принесли решающего успеха. План И. Б. по возвращению столицы Иерусалимского королевства едва не осуществился, когда аль-Камиль предложил уступить крестоносцам Иерусалим в обмен на снятие осады с Дамиетты; в 1219 г. аль-Муадзам даже приказал срыть укрепления Иерусалима, готовясь к возможной сдаче города (см.: Boas A. J. Jerusalem in the Time of the Crusades. L.; N. Y., 2001. P. 45). Соглашению помешал папский легат кард. Пелагий, еп. Альбы, настаивавший на продолжении осады в расчете на прибытие имп. Фридриха II с новым войском.

http://pravenc.ru/text/469840.html

У аббата Вибальда не было достаточно сил для войны с Рожером II, поэтому он начал переговоры с ним: король заявил, что не потерпит в М.-К. «аббата, назначенного императором». Разрешив монахам избрать его преемника, Вибальд покинул аббатство (2 нояб. 1137) и вернулся в Германию (Chronica monasterii Casinensis. IV 127; см.: Cowdrey. 1983. P. 224-228). Новому аббату Райнальду II из Коллименто (1137-1166) пришлось уступить кор. Рожеру II некоторые монастырские укрепления для защиты сев. границы королевства. На Латеранском II Соборе папа Иннокентий II отлучил кор. Рожера II от Церкви, но вскоре был захвачен в плен его сторонниками. В июле 1139 г. в Миньяно близ М.-К. Римский понтифик был вынужден даровать инвеституру Рожеру II как королю Сицилии, а его сыновьям - как герцогу Апулии и князю Капуи (Italia Pontificia. 1935. P. 42). После захвата Бари кор. Рожер II стал полновластным правителем Юж. Италии, приступив к централизации гос-ва. В законах Рожера II служение монарха уподоблялось служению священника. Король обязывался защищать привилегии и имущество церквей (Le Assise di Ariano/Ed. O. Zecchino. Cava dei Tirreni, 1984. P. 22, 26, 32, 70), но стремился поставить епископские кафедры и монастыри под контроль гос-ва. Отношения кор. Рожера II с папой Римским оставались напряженными. В 1142 г. папа Иннокентий II потребовал, чтобы король перестал вмешиваться в избрание епископов. В 1150 г. король пообещал новому папе Римскому Евгению III обеспечить свободу избрания церковных иерархов, но не выполнил обещание. При кор. Рожере II аббат М.-К. должен был получать утверждение от короля. В 1137 г. королевский наместник запретил монахам приступать к избранию аббата без разрешения монарха; когда аббат был избран, ему пришлось принести клятву верности королю (Chronica monasterii Casinensis. IV 104). После кончины аббата Доминика (1171-1174) сицилийский кор. Вильгельм II Добрый велел монахам тайно выбрать преемника; формальные выборы проводились только после того, как король изъявлял согласие (см.: Loud. 2007. P. 259-263). Согласно Беневентскому договору 1156 г., Папский престол мог посылать легатов и принимать апелляции из королевства, но монарх имел право контролировать избрание епископов и аббатов (MGH. Const. T. 1. P. 588-590). Т. о., аббата М.-К. утверждал не только король, но и папа Римский. Однако ни король, ни папа Римский не назначали в обитель посторонних лиц; в XII в. настоятелей выбирали только из монахов М.-К. ( Loud. 2007. P. 459-461).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

39. Саркофаг мантуанский. На саркофаге собора в Мантуе (рис. 39) Младенец лежит также под навесом; возле него вол и осел. По краям сцены – с левой стороны, у головы Младенца, сидит Богоматерь, а над головой ее звезда; с правой стороны – мужчина без бороды, в тунике, с посохом 527 . По большей части рождество Христово на саркофагах соединяется с поклонением волхвов: на одних – волхвы приближаются к Младенцу по указанию звезды, на других – подносят Ему дары. К первой из этих групп относятся: саркофаг музея в Арле (по сторонам спеленутого Младенца Богоматерь и мужчина в обычной тунике; волхвы внизу указывают руками на звезду 528 ; саркофаг в церкви Цельса в Милане 529 . Более многочисленна вторая группа. Саркофаг латеранского музея: на правой стороне – ясли с Младенцем, вол и осел; по сторонам яслей два пастуха в туниках, с посохами. Обзор памятников показывает, что рождество Христово в скульптуре саркофагов не отличается обширным разнообразием форм: одни и те же формы в Риме, верхней Италии и Галлии. Представители археологической школы де Росси склонны видеть в этом явлении влияние церковной догмы и даже непосредственного контроля со стороны церковной власти, которая сдерживала личный произвол художников и указывала им не только основные темы, но и общую композицию, подобно тому как это предложено было позднее на Соборе против иконоборцев: сочинение икон не есть дело живописцев; оно основывается на законоположении и предании церкви 535 . Отсюда, как неизменна христианская догма, так однообразны и формы древнехристианского искусства. Однако христианская древность не дает прямых оснований предполагать здесь действие внешнего контроля со стороны церкви. Таким контролем служили религиозные воззрения художников, воспитанные в недрах церкви; под влиянием их художник создавал формы, соответствующие церковному вероучению; следовательно, здесь перед нами факт согласия мысли с делом, а не заказная работа по начертанному со стороны плану. Сходство религиозных воззрений художников обусловливало собой возможность одинаковых форм в их художественных произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во внутренних делах восточный Рим всё ещё душили монофелитские споры. Запад энергично протестовал против императорского учения. Честолюбивый экзарх Африки Григорий, друг монахов, сделал главной квартирой православия свою провинцию, куда стекались во множестве беглецы из завоёванных восточных провинций; он провозгласил себя императором. Но его эфемерная власть, основанная на «правоверии», пала уже в 647 г. под ударами победоносно наступающих арабов. Африка почти целиком попала в их руки. Император, желая восстановить церковный мир, издал в 648 г. указ ( Τπος), который запрещал всякие споры о числе воль и энергий. Но самый выдающийся идейный вождь монахов св. Максим отрицал за императором право вмешательства в дела веры, и на латеранском соборе 649 г. папа Мартин И торжественно осудил монофелитское учение вместе с указами ( κθεσις и Τπος). Император выказал, однако, необычайную энергию, придерживаясь старой традиции Востока в противоположность новому учению о свободе церкви. В 653 г. папа Мартин был арестован равеннским экзархом и доставлен в столицу, где против него начали процесс. Он умер в изгнании в Херсоне; впечатление получилось желательное, так как его преемники, Евгений и Виталиан, выказали себя необычайно послушными правительству. Подобная же судьба постигла и св. Максима, который был сильно замешан в африканской революции и сильно заподозрен в государственной измене. Восстановление церковного единения со старым Римом дало ясное выражение императорской победе. Не только церковные замешательства, но и политические отношения направили внимание императора на запад. Вследствие массового наплыва беглецов из утраченных восточных провинций Сицилия стала превращаться в греческую провинцию – ценное укрепление византийского господства на западе. Почти все папы последующего времени происходят из этих сирийских и греческих эмигрантских семейств. Из этого обстоятельства совершенно превратно выводили определённую политическую тенденцию византийского правительства, в то время как здесь следует видеть доказательство преимущественного положения этого элемента в близком к патриарху старого Рима клире.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

1885), но оставляет за собой право критиковать либерализм как направление политической мысли, извращающее христ. представление о правах и свободах человека (энциклика «Liberias praestantissimum» от 20 июня 1888). Л. обратил внимание католиков на необходимость участвовать в политической жизни гос-в, в т. ч. путем голосования на выборах за политиков, отстаивающих интересы католич. Церкви (энциклика «Sapientiae christianae» от 10 янв. 1890). Выступая против принятия в некоторых европ. гос-вах либерального законодательства о браке, в энциклике «Arcanum» от 10 февр. 1880 г. папа изложил христ. концепцию семьи, подчеркнув необходимость прочной семьи в качестве основы общества и указав на недопустимость разводов. Помимо либерализма Л. подверг критике идеологии социализма, коммунизма и учение о классовой борьбе (энциклика «Quod apostolici muneris от 28 дек. 1878). Обращая внимание на важность т. н. рабочего вопроса, т. е. положения в обществе рабочих, количество к-рых увеличилось в связи с процессами индустриализации, Л. выработал позицию католич. Церкви о справедливой заработной плате, условиях труда и др. правах рабочих. Находясь во многом под влиянием Вильгельма Эммануила фон Кеттелера , еп. Майнцского, а также следуя рекомендациям кард. Генри Эдуарда Маннинга , архиеп. Вестминстерского, и кард. Дж. Гиббонса относительно участия католиков в профсоюзах, 15 мая 1891 г. Л. опубликовал программную энциклику по рабочему вопросу «Rerum novarum», в к-рой подверг критике капиталистическую систему труда и призвал работников и работодателей соблюдать взаимные права и обязанности, основанные на уважении достоинства личности. Содержавшиеся в энциклике призывы к кооперации католиков-рабочих в ассоциации взаимопомощи привели к развитию движения христ. синдикализма. Энцикликой «Graves de communi re» от 18 янв. 1901 г. Л. положил начало становлению идеологии христ. демократии. За время понтификата Л. во мн. европ. странах были созданы различные политические и трудовые католич. союзы и ассоциации. Тело Л. было погребено во временной усыпальнице в соборе св. Петра в Риме. 22 окт. 1924 г. прах папы согласно завещанию был перевезен и 27 окт. погребен в Латеранской базилике, в усыпальнице, сооруженной стараниями тех, кого Л. возвел в достоинство кардиналов. В. В. Тюшагин Соч.: Acta Leonis XIII (1878-1903). R., 1881-1905. 23 vol.; Leonis XIII: Allocutiones, epistolae et constitutiones. Bruges, 1887-1911. 8 vol.; Actes de Léon XIII: Encycliques, motu proprio, brefs, allocutions, actes de dicastères, etc. P., 1925-1927. 7 t.; Rerum novarum: Окружное послание Льва XIII о положении трудящихся//100 лет христ. социального учения. М., 1991. C. 6-24; Testem Benevolentiae/Пер. с лат.: М. А. Бычков, А. Г. Крысов//Покров: Альм. рос. католиков. М., 2002. Вып.14. С. 15-33.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

Многие апы. Поставленные Гильдебрандом, явились его лейтенантами, его адъютантами, орудиями его предначертаний, его подготовительных работ. Благодаря Петру Дамиенскому, теперь уже уничтоженному своим величием, епископы и священники возвратились малопомалу к пассивному послушанию под Дамокловым мечем симони. Однако, это совершалось не без труда; свидетельством тому кровавая битва между войсками папскими и войсками епископов итальянских, которых империя, предчувствовавшая во всем этом нечто весьма некафолическое, снабдила антипапою Гонорием I 254 . Епископы также чувствовали, что громкая реформа Петра Дамиенского приведет только к тому, что отдаст в руки пап все имения их епархий; впрочем, так ее понимал и Гильдебранд, и победа осталась за ним. Год за год этот могучий монархический гений преследовал свои подготовительные цели под прикрытием своих креатурпап. Его клерикальная армия малопомалу приходила в порядок; его адъютанты – легаты действовали повсюду. В Англии, среди завоевателей Норманнов, в Испании, во Франции, в Германии, в Дании, в Польше, в России, В Чехии, в Венгрии, в Италии, у графини Матильды у Гюискара с его отчаяной шайкой, всюду – верные агенты, всюду пристутствует воля невидимого кесаря. В самом Риме папы кончают под его наблюдением последние оборонительные работы: лагерь окопан, готов план окончательного нападения; этих пап, предшественников своих, Гильдебранд поставляет предводителями авангарда на линиях, где будет действовать стратегия его исполинского властолюбия. В Италии шпага Норманнов уже сверкает на папской рукоятке: в 1053 г. Норманны объявляют себя непосредственными вассалами Льва IX, и святейший престол в оплату объявляет их завоевания законным 255 . В Рим папские выборы находятся в руках народа и духовенства и, кроме того, подчинены контролю и утверждению императора: в 1059 г. папа Николай II на Латеранском соборе, нарочно подобранном на этот случай, проводить закон об исключении из числа избирателей, как мирян. Так и простых священников, аббатов. Епископов. Одни члены первосвященнического двора, кардиналы-священники, кардиналы-епископы, должны впредь принимать участие в выборе пап, и эти последние должны бкдкт по преимуществу избираться из среды духовенства римской области. Духовенству и народу эти диктаторские и чисто итальянские узаконения оставляют только право быть торжественно и официально извещенными о совершившемся факте, но не отменять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

В X-XI вв. прежде всего в связи с формированием Клюнийской конгрегации и подобных ей объединений монашеских обителей стали появляться новые типы мон-рей - зависимые от материнской обители целлы и приораты . Развитие принципа филиации, в т. ч. распространение привилегий, полученных главным аббатством, на зависимые от него мон-ри, постепенно привело к мысли о едином управлении. Одной из магистральных тенденций XI в. стало объединение неск. аббатств и приоратов вокруг единого центра наподобие монархического устройства гос-ва: крупные аббатства подчиняли себе более мелкие, при этом адм. и судебные полномочия передавались аббату главной обители. Однако до нач. XII в. большинство стремившихся к централизации управления конгрегаций оставались довольно аморфными объединениями и обрели более четкие формы только благодаря законодательным инициативам Римских понтификов (прежде всего Урбана II (1088-1099) и Пасхалия II (1099-1118)). Важное значение имела попытка (в итоге провалившаяся) избрать на Латеранском Соборе 1116 г. «аббата аббатов» бенедиктинских мон-рей. Параллельно этому складываются основы для возникновения ключевых институций О. м. с иным принципом управления - коллегиальным, подразумевающим также выборность и сменяемость носителей адм. и судебной власти. Именно в эту эпоху термин «ordo» обретает новое значение, его относят к определенной группе мон-рей, следовавших общему уставу и общим «обычаям» (consuetudines), связанных между собой происхождением или общими управленческими структурами. Принято считать, что впервые термин в этом значении был использован в основополагающем документе цистерцианцев , определявшем правила управления конгрегацией и отношения между входившими в ее состав обителями,- «Carta Caritatis» (Хартия братолюбия; текст сохр. в нескольких редакциях, 1-й вариант составлен, вероятно, ок. 1113 и получил папское одобрение в 1119). Однако К. Берман, попытавшаяся пересмотреть происхождение цистерцианской традиции и предложившая др. датировки для ряда ключевых документов, выдвинула гипотезу, согласно которой выражения «ordo cisterciensis» и «ordo noster» в памятниках 1-й пол.- сер. XII в. относятся не к адм. устройству, а лишь к особому образу монашеской жизни, принятому у цистерцианцев в противоположность др. бенедиктинским конгрегациям ( Berman. 2000). Обоснованность ее выводов была поставлена под сомнение мн. учеными (см.: Waddell. 2000; Burton, Kerr. 2011). В действительности, даже если формирование орденских структур у цистерцианцев произошло не сразу и растянулось на неск. десятилетий, представление о том, что их «орден» объединяет вполне конкретные, связанные между собой в адм. отношении обители, прослеживается уже в ранних сочинениях Бернарда Клервоского , к-рый противопоставляет цистерцианскую конгрегацию клюнийской, используя термин «ordo» (см., напр.: Bernard. Clar. Apol. IX 23).

http://pravenc.ru/text/2581489.html

Относительно детства и юности свят. Льва сохранилось очень мало сведений. Неизвестно даже с достоверностью место рождения его. В Liber pontificalis (у Migne, т. 128) говорится, что он родился в Тусции и отца его звали Квинтилианом. Но не все верят этому сообщению. Кенель (Migne, LV, 183–185) думает, что местом его рождения был Рим. Основания для этого предположения следующие: а) в хронике Проспера Аквитанского под 439 г. сказано: «диакон Лев, приглашенный общественным посольством и представленный радующемуся отечеству (gaudenti patriae), ставится епископом Римской церкви»; b) в Ер. XXXI с. 4, говоря о причинах, почему он не будет присутствовать на Ефесском соборе 449 года, Лев, между прочим, указывает на то, что он не может оставить «отечество» (patriam) и апостольский престол вследствие церковных дел. Под словом «отечество» Кенель в том и другом случаях разумеет Рим. Но под «отечеством» можно разуметь не только Рим, но вообще Италию или точнее «loca suburbicaria» – 10 провинций, находящихся под юрисдикцией римского епископа, между которыми была и Тусция. Правда в двух манускриптах (Regius et Masarinus) liber pontificalis вместо natione Tuscus читается «natione Romanus»; но эти рукописи сравнительно позднего происхождения и можно думать, что поправка сделана намеренно, с целью приурочить место рождения знаменитого папы к городу Риму (Perthel – стр. 10). О детстве и юности св. Льва известно столь же мало, как и о месте его рождения. Но во всяком случае, на основании его деятельности в качестве церковного администратора, проповедника и обличителя ересей, нужно признать за достоверное, что св. Лев получил хорошее по тому времени образование. «Юность его протекла не бесплодно». Можно думать (и не без основания), что местом его образования был «город» Рим, где он и начал свое служение с низших ступеней клира при кафедральной церкви, которою в это время, вероятно, была Латеранская базилика (Migne, LV, 186). О его служении в низших степенях клира известно не много. Но есть некоторые факты, на основании которых можно думать, что св. Лев по своему образованию, уму был одним из самых выдающихся членов клира и пользовался большим уважением и влиянием у епископов Целестина и Сикста. 3 Так в последние годы епископства Целестина (вероятно около 430–432) к нему обратился св. Кирилл Александрийский с письмом, в котором просил его содействия и ходатайства перед папой Целестином . Ходатайство и содействие это должно было заключаться в том, чтобы Целестин воспрепятствовал с своей стороны притязаниям (insolentes ausus) Ювеналия Иерусалимского на главенство над палестинскими епископами. Этот факт, сообщенный самим св. Львом (Ер. 119, 4), показывает, что слава о нем, о его уме и влиянии была распространена далеко за пределами Италии. Это влияние было осуществлено как его выдающимися способностями, так и плодотворною деятельностью в пользу церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Для городов и областей с многонациональным населением допускалось назначение епископских викариев, к-рые могли осуществлять пастырскую деятельность и проповедовать на разных языках (канон 9). Ряд важных решений касался монашества. Всем орденам предписывалось по образцу цистерцианцев иметь генеральный капитул, созываемый раз в 3 года. Руководство орденов должно было организовывать регулярные визитации обителей и следить за поддержанием дисциплины (канон 12). Запрещалось создание новых монашеских орденов (канон 13). Несколько постановлений были посвящены урегулированию отношений между монахами и епископами (каноны 57-58, 60-61). В частности, аббатам запрещалось узурпировать права епископов: рассматривать дела, касающиеся брака, накладывать епитимью, издавать индульгенции (канон 60). С целью реформирования Церкви предполагалось принять меры по активизации проповеднической и образовательной деятельности. Развивая постановление Латеранского III Собора (1179), Л. С. предписывал иметь учителей не только при каждом кафедральном соборе, но и при любой церкви, располагающей достаточными средствами. При архиепископских кафедрах следовало иметь теолога, магистра богословия, который бы наставлял пресвитеров и др. в Свящ. Писании (канон 11). Епископам предписывалось назначать помощников и заместителей, которые бы могли проповедовать и принимать исповедь (канон 10). В борьбе против злоупотреблений среди духовенства Л. С. в основном повторял и уточнял постановления предшествующих Соборов начиная со времени григорианской реформы (каноны 14-17). Среди новых для католич. традиции предписаний - запрет клирикам на любые занятия, связанные с кровопролитием. Клирики не имели права выступать как писцы или секретари в судах, выносивших приговоры, связанные с пролитием крови, а также участвовать в боевых действиях и заниматься хирургией; принимать участие в ордалиях или благословлять их (канон 18). Это решение способствовало постепенному исчезновению ордалий из светского законодательства европ. стран. Подтверждались и дополнялись более ранние постановления против симонии (каноны 63-66). Ряд канонов Л. С. был посвящен богослужебной практике и совершению таинств. Священникам следовало поддерживать в порядке храмы, литургические облачения и сосуды; запрещалось использовать церкви для хранения мирского имущества (канон 19). Особое внимание уделялось надлежащему (под замком) хранению мира и гостий , дабы защитить их от случайного осквернения и предотвратить их похищение и использование в колдовских ритуалах (канон 20). Всем верующим предписывалось не менее раза в год (на Пасху) исповедоваться и причащаться; священники были обязаны соблюдать тайну исповеди (канон 21). Врачам надлежало напоминать тяжелобольным о необходимости принести покаяние перед смертью (канон 22).

http://pravenc.ru/text/2463165.html

Со времени взятия препод. Максима и его учеников в Риме под стражу до прибытия их в Константинополь прошло около года. Неизвестно, где находились в сие время св. узники, и что с ними было. Между тем в Константинополе ожидали их – гнев и мщение не твердого в Православии правительства, вооруженная клеветою злоба еретиков и измена друзей. Озлобленное постоянными неудачами в борьбе с внешними врагами, частыми изменами наместников провинций, отторжением от Империи целых областей, волнениями в Церкви и всеобщим расстройством государства, правительство Византийское с ожесточением преследовало всякого, кого оно считало хотя бы отчасти виновным в таком несчастном положении дел. При сем оно нередко видело измену и личное для себя оскорбление там, где ничего подобного не было. Так св. Мартин был судим и осужден как изменник отечеству и оскорбитель Величества, потому только, что не хотел в угоду правительству изменять Православию. По тому же побуждению вызываем был в Константинополь и преп. Максим 119 , и для него тем меньше было надежды избежать участи св. Мартина, чем незначительнее было его общественное положение, как простого инока, и чем сильнее он противодействовал ереси Монофелитской, которой покровительствовало само правительство. Монофелиты со своей стороны все усилия употребляли к тому, чтобы вооружить против препод. Максима правительство и народ и приготовить ему туже участь, какую испытал св. Мартин. Для сего еретики не щадили клевет. Во-первых, они распространили молву, будто преп. Максим находился в тайных сношениях с Сарацинами, (незадолго пред тем покорившими многие области Восточной половины Империи), будто он возбуждал к возмущению Григория, префекта Африки, и вообще во время пребывания своего в Африке и Риме оказывал явную ненависть к церковным и гражданским властям на Востоке 120 . Сия-то будто бы ненависть, а вовсе не ревность по вере, побуждала препод. Максима восставлять Африканских Епископов и Римский престол против Византии. Она-то была, разглашали еретики, главной причиной той неслыханной дерзости, с какой на Латеранском соборе преданы анафеме и оглашены по всему миру нечестивыми еретиками не только восточные Патриархи и Епископы, но даже Императоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010