Причиной тому в первую очередь была его ненависть к Юлию II, который однозначно противился любому проявлению императорского влияния в Италии. Так, в частности, он отказался от коронации императора; но уже в 1508 году он одобрил действия Максимилиана I, назвавшего себя «избранным (выбранным) германским императором». Однако Габсбурги не были заинтересованы в том, чтобы вновь оживился раздуваемый французами конциляризм; поэтому в конце 1512 года немцы также присоединились к Латеранскому собору. После этого совещание в Пизе стало все больше и больше терять свое значение; в конце концов перемещаемый с места на место Пизанский антисобор попросту был распущен. Тем самым конциляризм потерпел окончательное поражение. Заслуживает внимания, что венгерский король Уласло и единственный серьезный венгерский претендент на папский трон - Тамаш Бакоц еще раньше заняли нейтралистскую позицию как в отношении Пизы, так и Латерана. Это объяснялось тем, что Бакоц располагал хорошими связями с французами, он находился в добрых отношениях даже с Людовиком XII. В конце концов Бакоц принял решение стать на сторону Юлия II, и 26 января 1512 года он прибыл в Рим. Его торжественное шествие напоминало императорскую процессию - этим он как бы хотел показать, что архиепископ далекого Эстергома рожден для трона Святого Петра. Росту авторитета Бакоца способствовали его французские связи, а его популярности - щедро раздаваемые направо и налево золотые. Бакоц активно участвовал в заседаниях Латеранского собора, который принял целый ряд полезных, но в конечном итоге так и не выполненных реформаторских решений. В их числе самое известное - запрещение (в который раз!) симонии при выборах папы. Острие этого решения было направлено в первую очередь против Бакоца, который открыто претендовал на место старого и больного папы. Тем самым собор посчитал Бакоца, приверженного симонии и представлявшего чуждые интересы (французское, венецианское и венгерское влияние), непригодным для проведения провозглашенной им политической линии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

В средневековье сложилась легенда, что после папы Льва на престол взошла папесса, прозванная Иоанном VIII В средневековье сложилась или была изобретена легенда, что после него на престол преемников апостола Петра взошел не папа, но папесса, прозванная Иоанном VIII. Когда она возникла – неизвестно, но явно за несколько столетий до того, как была изложена в «Хронике пап и императоров» (Chroniccon pontificum et imperatum), написанной в 1265 году доминиканским монахом Мартином, родом из польского города Троппау. Легенда сложилась в самой Западной церкви. Вопреки распространенным представлениям, в ее зарождении начисто отсутствует элемент межконфессионального соперничества. Иными словами, эта легенда – не выдумка православных или протестантских полемистов, хотя это, конечно, выдумка. Ничтоже сумняшеся доминиканец Мартин сообщает в своей «Хронике»: «После Льва папой два года, семь месяцев и четыре дня был Иоанн, англичанин, родившийся в Майнце и скончавшийся в Риме, после чего папский престол пустовал в течение месяца. Объявили о том, что сей Иоанн был женщиной, которую еще девицей привез в Афины в мужской одежде некий человек, ее любовник. Она настолько преуспела в различных областях знаний, что не было ей равных в этом. И впоследствии в Риме она преподавала свободные искусства, и среди ее студентов и слушателей оказалось немало великих знатоков. Мнение о ее жизни и преподавании становилось все выше, и ее единодушно избрали папой. Однако, будучи уже папой, она забеременела от своего компаньона. Совершенно не представлявшую точного времени того, когда ей предстоит родить, ее выдали родовые схватки во время процессии от собора святого Петра к Латеранскому собору, в узком проходе между Колизеем и церковью святого Климента. Его святейшество папа всегда поворачивает с этой улицы, и многие считают, что он делает это из отвращения к случившемуся (здесь). И она не внесена в список святейших понтификов, как из-за женского пола, так и из-за рассказа о позорном событии» . Современник Мартина из Троппау Жан де Мейи (тоже доминиканец), живший в Меце и написавший историю этого города, рассказывает о том, что произошло после «родов»:

http://pravoslavie.ru/145224.html

Рукоположенный Цецилиан уже вступил в церковь и занял епископию; партия, недовольная его избранием, чувствуя свое бессилие, не заявила никакого в это время протеста, не смотря на то, что Цецилиан, как рассказывает его современник Оптат Мелевийский, открыто спрашивал: «кто может предъявить что-либо против него, тот пусть принесет жалобу и представит доказательства». Спустя немного, лишь только противная партия приготовилась к нападению на Цецилиана, она обратилась с своей жалобой чрез проконсула Африки Анилина, к императору Константину и просила его назначить, для рассмотрения их несогласия с епископами, рукоположившими Цецилиана, беспристрастных судей из Галлии. Константин, действительно, не оказался вмешаться в это дело и особой грамотой, данной на имя Мильтиада, епископа римского, повелел быть собору в Риме, сам назначил присутствовать на этом соборе трех знаменитейших епископов Галлии: Ретерия Автунского, Матерна Кельнского и Марина Арльского. В своей грамоте к Мильтиаду, Константин писал: «Знаменитейший проконсул Африки Анилин прислал мне несколько жалоб. Из них видно, что Карфагенского епископа Цецилиана некоторые африканские со-служители во многом обвиняют… Посему, мне заблагорассудилось повелеть, чтобы этот Цецилиан, вместе с десятью епископами, которые обвиняют его и другими десятью, которых сам он найдет нужным для защищения своего дела, прибыл на корабле в Рим и там, в присутствии вашем и ваших со-служителей Ретерия, Матерна и Марина, был выслушан по крайнему вашему разумению, сколько можно согласнее с священным законом». Чтобы судьи предварительно ознакомились с делом и получили полные о нем сведения. Константин не упустил приложить к своему указу и копии с тех самых жалоб, которые были присланы ему проконсулом и отослал их к назначенным на собор епископам 12 . Получив этот царский указ, Мильтиад собрал собор в Риме, в Латеранском дворце, 313 года. На этом соборе, под его председательством, кроме назначенных самим Константином, присутствовало 15 приглашенных им италийских епископов 13 . Блаженный Августин , обличая в свое время Донатистов, указывал им на образование этого собора и говорил: «Предки ваши принесли жалобу на Цецилиана императору Константину; но, так как Константин не решился разобрать жалобы против епископа, то и уполномочил епископов рассмотреть ее, что и было сделано в Риме, под председательством Мильтиада, епископа этой церкви, в соучастии многих его сослужителей 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Наиболее характерными для разных регионов Юж. Италии были 3-нефные одноапсидные базилики, большое число которых известно в Апулии, как в раскопках, так и сохранившимися. Напр., такой базиликой является нижний ярус романского собора Сан-Никола-Пеллегрино в Трани, именуемый ц. Санта-Мария (кон. V - VI в.), с широким центральным нефом и криптой Сан-Леучо. Широкие 3-нефные храмы, свидетельствующие о влиянии архитектуры Сев. Африки, характерны также для Сицилии (ц. Сан-Мичели в Салеми, на западе острова, V-VI вв., перестраивалась, в руинах, законсервирована) и Кампании (базилика Санта-Мария-Маджоре в Санта-Мария-Капуа-Ветере, 432; еще 2 боковых нефа добавлены ок. 790, перестроена). Встречаются и 3-нефные 3-апсидные храмы - перестроенная в романскую эпоху ц. Эпископио (официально Санта-Мария-ин-Форо-Клаудио) в Вентароли, к западу от Капуа (V-VI вв.), и др. Среди композиций, связанных с влияниями Вост. Средиземноморья,- купольные базилики. Небольшая ц. Санта-Мария-делла-Кроче в Казаранелло (в черте совр. Казарано, Апулия, cep.VI в.) имеет 3-нефный базиликальный наос, трансепт, прямоугольную апсиду и купольный свод над средокрестием. Церковь Сан-Джованни-ди-Синис в Кабрасе (близ Ористано, Сардиния, сер. VI-VII в.) - грубо сложенная 3-нефная базилика с аркадами на низких столбах и с обширным купольным компартиментом перед апсидой. Вероятно, последняя связана с встречающимися на Сардинии крестообразными купольными храмами - Сант-Антиоко (2-я пол. VI в.) на одноименном острове у юго-западной оконечности Сардинии и Сан-Сатурнино в Кальяри (сер. VI в.; реконструированная руина, в плане - греческий крест с обходом). Церковь Сан-Леучо (кон. IV - нач. V в.), раскопанная в Каноса-ди-Пулья (обл. Апулия),- уникальный для И. образец 4-столпного тетраконха с обходом, аналогичный собору Эчмиадзин в Вагаршапате, Армения (ок. 400). Весьма интересны ранние ротондальные баптистерии Юж. Италии. Полностью сохранившийся баптистерий при ц. Санта-Мария-Маджоре в Ночера-Супериоре близ Салерно, обл. Кампания (2-я пол. VI в.), был построен по образцу ц. Санта-Костанца в Риме: он окружен обходом на 15 спаренных колоннах. Раскопанный в Каноса-ди-Пулья баптистерий Сан-Джованни при одновременно построенной базилике Сан-Сальваторе (514-566) представлял собой ротонду с внутренней кольцевой аркадой, совмещенную с прямоугольными рукавами креста и 2-апсидным нартексом,- соединение тем 2 рим. памятников, Латеранского баптистерия и ц. Санто-Стефано-Ротондо. III.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

землям. 8 июля 1119 г. папа открыл Собор в Тулузе, куда прибыли епископы из Франции и гос-в Пиренейского п-ова. Собор осудил ересь Петра из Брюи (предшествовавшую альбигойской ереси (см. ст. Альбигойцы ) и близкую ей), симонию и захваты церковной собственности светскими правителями. В кон. сент. 1119 г. в Страсбурге состоялись переговоры между послами папы К. (в качестве к-рых выступили Вильгельм из Шампо и Понтий, аббат Клюни) и имп. Генриха V. Стороны договорились о продолжении переговоров и о встрече в Музоне. 18 окт. 1119 г. К. прибыл в Реймс, где 20 окт. состоялось открытие Собора. Реймсский Собор - один из наиболее подробно освещенных в источниках XII в.; сохранилось его полное описание хронистом Ордериком Виталием . По своему значению Реймсский Собор не уступал I Латеранскому Собору 1123 г.: на него прибыли 15 архиепископов, более 200 епископов из Италии, Германии, Франции, Англии, Шотландии, Ирландии, стран Пиренейского п-ова; в работе Собора приняли участие франц. кор. Людовик VI и др. светские государи. После начала соборных заседаний К. выехал из Реймса, чтобы 24 окт. встретиться с императором в Музоне. Непримиримость позиций папы и имп. Генриха V, прибывшего в Музон с многотысячным войском, привели к срыву переговоров и предопределили решение Реймсского Собора. 29 окт. 1119 г. Собор подтвердил декреты о запрете светской инвеституры. 30 окт. К. отлучил имп. Генриха V и антипапу Григория VIII от Церкви. Получив безоговорочную поддержку духовенства на Реймсском Соборе, папа смог более активно действовать против Григория VIII, к тому времени уже не имевшего возможности рассчитывать на помощь императора. Папе удалось переманить на свою сторону рим. знать, на которую ранее опирался Григорий VIII (в первую очередь семейство Франджипани). Антипапа, к 1120 г. удерживавший лишь Трастевере и районы вокруг базилики св. Петра, был вынужден бежать в Сутри. 3 июня 1120 г. состоялся торжественный въезд К. в Рим, где в Латеранской базилике была совершена папская интронизация (завершающий этап церемонии и коронацию в базилике св.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Тему продолжает статья о Саратовской и Вольской епархии. На начало 2021 г. здесь действовало 6 монастырей и 177 приходов. Рассматривается история епархии в 19 в., книгоиздательская деятельность и церковная журналистика, трагические события, разыгравшиеся здесь после появления советской власти и успехи церковного строительства в современный период. История различных конфессий рассматривается в статье о Саратовской области. Необходимо также отметить материал о Саранской и Мордовской и Сарапульской и Можгинской епархиях РПЦ. Описываются святыни и крестные ходы в епархиях, рассказывается об их истории, приводятся списки монастырей и рассказывается об их архиереях. Дальневосточная тема также активно присутствует в томе в виде статей о Республике Саха, рассказ о действующих конфессиях включает разделы о религии Бахаи и культе Аар Айыы, основанном на героическом эпосе олонхо. Не менее интересным представляется материал о Сахалинской области, в котором в частности подробно рассказывается о церковной архитектуре и кризисе шаманизма у айнов и нивхов. География тома Православной энциклопедии на этом не заканчивается. Том содержит статью о Сан-Францисской и Западноамериканской епархии РПЦЗ, включающей приходы многих западноамериканских штатов и даже Мексики. Кафедральные соборы находятся в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сиэтле. Том содержит подробную статью о Саудовской Аравии, теократической монархии, король которой выступает олицетворением власти семейства Саудидов. В основе правопорядка хдесь лежит Коран и шариат в интерпретации ханбалитского мазхаба, переход в христианство до сих пор карается смертью. Интересны также статьи о Сальвадоре, Сан-Томе и Принсипе и Сан-Марино. Читатель сможет также узнать о ряде уникальных архитектурных объектов: капелле Сан-Венанцио в Латеранском комплексе Рима; равеннской церкви Сан-Витале, сохраняющей мозаики времен императора Юстиниана; неаполитанском баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте, мужском бенедиктинском аббатстве Санкт-Галлен; папской базилике Сан-Паоло-Фуори- ле-Мура, которая до сих пор пользуется правом экстерриториальности; мавзолее 4 в. Санта-Костанца, переделанном в церковь; паломнической базилике Санта-Кроче-ин-Джерузалемме, основанной равноапостольным Константином Великим; римской церкви Санта-Мария-Антиква, служившей вероятно греческой общине в Риме; Санта-Мария-Ассунта, одной из наиболее древних и известных построек Венеции на острове Торчелло, и, наконец Санта-Мария –дель Фьоре, кафедральному собору Флоренции, безусловно одному из красивейших зданий в мире.

http://pravenc.ru/shop/2633097/

3-я сессия (24 апреля 1870 г.) Догматическая конституция «Dei Filius» 120 Перед лицом материализма, для которого ничто нематериальное не существует, и перед лицом пантеизма, для которого сам мир есть Бог, Конституция стремится, прежде всего, изложить в первой главе основную истину о Боге, Создателе неба и земли. Она говорит последовательно о Боге Едином, совершенном, отличном от мира [ХВ 252], о созидательном действии, о его совершенстве, цели и его следствии [ХВ 253]; о Божественном Провидении [ХВ 254]. В своем учении Конституция следует IV Латеранскому Собору, уточняя его положения [ХВ 29]. Глава 1: Бог – Творец всех вещей (252, 3001) Святая Римская вселенская апостольская Церковь верует и утверждает, что есть один единый истинный и живой Бог, Творец и Господин неба и земли, всемогущий, вечный, неизмеримый, непостижимый, беспредельный в разуме, воле и во всяком совершенстве, Который, будучи единой и единственной духовной субстанцией, абсолютно простой и неизменной, должен быть провозглашен отличным от мира, реально и сущностно, совершенно блаженным в Самом Себе и из Самого Себя и невыразимо вознесенным надо всем, что есть и могло бы мыслиться вне Его [ХВ 255–258]. (253, 3002) В благости Своей и «Своем всемогуществе» не для того, чтобы увеличить Свое блаженство и не для того, чтобы обладать совершенством, но явить его через блага, которые Он ниспосылает Своим созданиям, этот единый истинный Бог сотворил, в свободнейшем Своем замысле, «одновременно, в начале времен, из ничего, и то, и другое создание – духовное и телесное, то есть ангелов и земной мир; затем человеческое существо, в котором заключено и то, и другое, так как оно состоит из духа и тела» [ХВ 29, 256, 259]. (254, 3003) Бог хранит и управляет с помощью Своего Провидения всем тем, что сотворил, «быстро распростираясь от одного конца до другого и все устрояя на пользу» [ Прем 8, 11 ]. Ибо «всякая тварь обнажена и открыта пред очами Его» [ Евр 4, 13 ], даже та, что произведена свободным действием Его созданий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Вслед за реформационными соборами, практические последствия которых сказались собственно лишь во Франции, в западно-католической церкви выступило реакционное направление. Уже через несколько лет после закрытия базельского собора, один из ревностных его членов Эней Сильвий, сделавшись папой под именем Пия II, провозгласил, что принцип превосходства собора над папой есть опасное заблуждение, и что признание возможности апелляции от папы к собору есть чудовищное, неслыханное злоупотребление. Вскоре затем, на пятом латеранском соборе 1516 г. папа Лев Х торжественно осудил принцип высшей власти собора над папой, объявил недействительной французскую прагматическую санкцию 1438 г. и повторил все средневековые притязания пап. Грандиозный план реформации церкви во главе и в членах, которым задавались многие теологии в исходе средних веков, и который в деятельности реформационных соборов сведен был собственно к перенесению центра тяжести в церковном устройстве с папы на собор епископов, остался далеким от исполнения. Так как между тем в церкви ясно сознавалась потребность в реформации, то реформация и совершилась, но уже не как явление внутри католической церкви, а как явление внутри католической церкви, а как явление постороннее и враждебное для церкви, прямо против нее направленное. В том же году, в котором закрыл свои заседания пятый латеранский собор (в 1517 г.), причисляемый католиками, хотя и не единогласно, к вселенским, началась реформаторская деятельность Мартина Лютера прибитием знаменитых 95 тезисов к дверям замковой церкви в Виттенберге. Для осуждения учения Лютера был созван в 1542 году папой Павлом III вселенский собор в Триденте, где он и заседал с перерывами с 1545 г. до конца 1563 г. На этом соборе было формулировано догматическое учение о церкви вообще и о таинствах в особенности, в противоположность учению Лютера, направлявшемуся против самых основ римско-католической церковности, и, кроме того, упорядочена была во многих пунктах церковная дисциплина, почему постановления дисциплинарные самим соборам названы decreta de reformatione. Тридентский собор формально исключил последователей Лютера из католической церкви и, с выделением, таким образом, из церкви реформационных элементов, он не только не возобновил вопроса об отношении между папой и собором, но и все постановления свои представил на утверждение папы, eo ipso признав над собой высшую власть последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Начиная примерно с 640 года путь преп. Максима пролегал по городам Северной Африки. Императорские экзархи Северной Африки покровительствовали православным. Там в июле 645 года он провел знаменитый богословский диспут со скрывавшимся в Африке, в силу разыгравшихся дворцовых интриг, бывшим натр. Пирром. Последний, под воздействием преп. Максима, принял Православие; правда, очень скоро он опять возвратился к монофелитству, а в 654 году – и на константинопольскую кафедру. Не только в латинской Африке, но и в Риме монофелитство не нашло себе такой широкой поддержки, как на востоке. Последовавшие за папой Гонорием – римские папы Северин и Иоанн находились в полускрытой оппозиции к монофелитскому Константинополю, хотя и не прерывали с ним канонического общения. Следующий римский папа – Феодор (642–649 годы), будучи греком из Палестины, находился в постоянной связи с преп. Максимом. Их общение, подкрепленное несколькими Церковными Соборами, состоявшимися в латинской Африке, привело к прекращению канонического общения между Римской и Константинопольской Церквами. В конце 645 года преп. Максим Исповедник прибыл в Италию. Надо думать, что преп. Максим тогда уже вынашивал планы проведения нового Вселенского Собора, который положил бы конец монофелитству. Поэтому в Италии преп. Максим начал нелегкую работу по собиранию всех антимонофелитских сил. Он посещал Сицилию, где было много беженцев с православного востока и из Африки. Затем обосновался в Риме, где духовно возглавил местную греческую диаспору и имевшиеся там грекоязычные монастыри. Новый император Констанс и патр. Павел Константинопольский видя, что оппозиция монофелитству принимает все более широкий и решительный характер, пошли на неожиданный «компромисс». В 648 году был издан императорский Типос, которым запрещались вообще любые споры об одной или двух энергиях и волях во Христе, так как православные пришли в смятение из-за этих вопросов. Типос был послан и в Рим с требованием подписать его. В это время на римскую кафедру вступил св. папа Мартин, бывший апокрисарий (представитель) римской кафедры при императорском дворе в Константинополе. По совету преподобного, новоизбранный папа Мартин в октябре 649 года созвал Собор, получивший название Латеранского. Именно этому Собору преп. Максим усвоял значение Вселенского. На Соборе присутствовало 105 западных епископов и в качестве наблюдателей 37 (или 36) греческих настоятелей монастырей, уважаемых старцев и ученых монахов. Греческие отцы помогали вести протоколы Собора, подготавливать и переводить документы, так как Собор был двуязычным.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В ответ Юлий II, который не мог совсем отмахнуться от требования реформ, явно преследовавшего политические цели, сам неожиданно созвал V Латеранский собор в мае 1512 г., который должен был осуществить реформы. На Латеранский собор явились в основном итальянские и испанские епископы. Император сначала склонялся в сторону Пизанского собора (поскольку папа Юлий однозначно противился любому проявлению императорского влияния в Италии). Однако Габсбурги не были заинтересованы в воскрешении раздуваемого французами концилиаризма, и в результате в конце 1512 г. немцы также присоединились к Латеранскому собору. Перемещавшийся с места на место Пизанский антисобор был распущен. Тем самым концилиаризм потерпел окончательное поражение. Латеранский собор принял ряд полезных, но так и не выполненных реформаторских решений, из которых самое известное – очередное запрещение симонии при выборах папы. При Юлии II Папское государство достигло наибольшего расширения территории за всю средневековую историю папства. Хорошо организованное, оно приносило, по-видимому, неплохие доходы: известно, что, папа, несмотря на дорогостоящие войны и широкую меценатскую деятельность, оставил преемнику 700 тыс. золотых. Папа Юлий поддерживал искусство, однако отнюдь не из приверженности идеям гуманизма и не из любви к искусству, а как средство укрепления папской власти. Папе Юлию наследовал Джованни кардинал Медичи, принявший имя Льва X, как полагают, почти без подкупа. В его понтификат ренессансное папство достигает своих вершин. Если на заре Средневековья Григорий I назвал папство служением, то в конце Средневековья для Льва X оно было наслаждением и выгодной сделкой. Свое правление он – «наместник» Христа Распятого! – охарактеризовал еще во время конклава словами: «Позвольте нам наслаждаться папством, раз уж Господь послал нам этот сан», – и превратил Ватикан в место пиров и фривольности. Β XVI в. ученик архиепископа Кранмера благочестивый кармелит Дж. Бэйл, снявший с себя монашество, женившийся, перешедший к англиканам и ставший, наконец, епископом ирландского Оссори (1495–1563), приписал (неизвестно, правда, насколько обоснованно) Льву X кощунственные слова, якобы сказанные им кардиналу Бембо: «Quantum nobis nostrisque еа de Christo fabula profuerit, satis est omnibus saeculis notum – B веках хорошо известно, сколь выгодной для нас оказалась эта сказка о Христе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010