Путешествие по Италии в июне 2006 года. Путевые заметки. Часть 1 Вид на Рим с Авентийского холма «Эх, дорога, ты дорога, среди сосен и берез, то крута, а то полога, много ты видала слез…», – пою про себя песню и смотрю на мелькающие деревья, поля, обгоняющие нашу машину. В отпуск едут люди кто куда: кто на море, кто покорять горные вершины, а я предпочитаю отправиться в паломничество. Столько необъяснимых ситуаций встречается в этом предприятии, а когда возвращаешься, чувствуешь помощь Божию по молитвам святых угодников, которым молился, а еще чувствуешь благодать, и от этого становится на душе легко и радостно. День первый. В святом городе Риме – Мика, ну вот и сбылась твоя мечта: увидеть Рим, – широко улыбнувшись, сказала Леночка, своей спутнице. – К одиннадцати должны приехать. Мика, женщина лет пятидесяти семи, в ответ улыбнулась, и ее добрые лучистые глаза обвели всех путешествующих: – А ну-ка, заспеваем акафист, – предложила она, выдавая свое украинское происхождение. Думала ли она когда-нибудь, что придут те времена, когда она, оставив своих шестерых внуков, поедет в Италию зароблять гроши. И как бы ей ни тяжело было испытывать тоску по родине, но, как говорится, с Богом везде легко. Постепенно привыкаешь к новой обстановке, обрастаешь новыми знакомыми, а потом – глядь, и уже вновь «прилепился». Так и Мика, хотя и скучала по своим Тисовцам, но домой возвращаться не торопилась. Рим надо посмотреть, святому мученику Вонифатию надо помолиться, поклониться мощам святых первопрестольных апостолов Петра и Павла. С пением акафиста Божией Матери мы приближались к святому городу Риму. Рим. Святая лестница Латеранского собора Как и ожидалось, по улицам Рима просто невозможно ездить на машине: огромное количество машин тормозит движение, запрещающие знаки не дают ехать туда, куда надо. Оставив машину за три квартала, мы пешком, почти бегом, устремляемся к самому первому кафедральному собору города – Латеранскому. Напротив собора стоит храм «Святая святых» или, как он еще называется «Святая лестница». Свое название церковь получила после того, как святой папа Лев (795–816) поместил под главным престолом богатый кипарисовый ящик со многими святынями. Но самой главной достопримечательностью этого храма является святая лестница. Она была привезена в Рим равноапостольной царицей Еленой в 326 году и является подлинной лестницей, по которой Господь наш Иисус Христос поднимался в дом Пилата. Верующие поднимаются по ней только на коленях, с молитвой на устах. Мы также опустились на колени и с молитвой Иисусовой поднялись по 28 ступеням вверх.

http://pravoslavie.ru/565.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ X Григорий X, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий X, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1210, Пьяченца - 10.01.1276, Ареццо; до избрания папой - Тедальдо Висконти), папа Римский (с 1 сент. 1271). Представитель итал. аристократии, племянник Оттоне Висконти, архиеп. Миланского, родственник кард. Джакомо Пекорари. Обучался в Парижском ун-те (1248-1252). Получил должность каноника в Лионе, участвовал в подготовке к Лионскому I Собору (1245). Был архидиаконом в Льеже (1245-1265), с нояб. 1263 по окт. 1264 г. находился на службе при кард. Ги Фульке (впосл. папа Климент IV ). С дек. 1265 г. состоял при папском легате кард. Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V ) в Англии, откуда и отправился в крестовый поход под предводительством франц. кор. Людовика IX Святого , после смерти к-рого (25 авг. 1270) присоединился к старшему сыну англ. кор. Генриха III Эдуарду и в нач. лета 1271 г. прибыл в Палестину. После смерти папы Климента IV (29 нояб. 1268) из-за борьбы «итальянской» и «французской» партий Папский престол оставался вакантным более 3 лет, пока ген. ордена францисканцев Бонавентура не предложил в качестве компромиссного варианта кандидатуру Тедальдо Висконти. Не будучи кардиналом, он был избран папой с именем Григорий 1 сент. 1271 г. в Витербо. Находясь в Акре, Тедальдо получил известие о своем избрании 27 окт. того же года и 19 нояб. отправился в Европу. Прибыл в Витербо в февр. 1272 г. 19 марта того же года в Риме был рукоположен во пресвитера. Коронация, рукоположение во епископа Рима и интронизация в Латеранской базилике состоялись 27 марта. В 1273 г. Г. по дороге в Лион посетил Флоренцию с намерением добиться согласия и прекращения войны между гвельфами и гибеллинами. В Милане безуспешно пытался убедить народ принять в качестве архиепископа своего дядю Оттоне Висконти, назначенного еще папой Урбаном IV . Проявлял веротерпимость в отношении евр. общин на территории папских земель. Так, согласно булле от 1272 г., свидетельство христианина против еврея не может иметь силы, если оно не подтверждается показанием к.-л. свидетеля-еврея.

http://pravenc.ru/text/166765.html

Хорошо складывались отношения преподобного Максима и с преемником Феодора, папой Мартином. Папа Мартин, как и Максим Исповедник, старался использовать каждую возможность, всё свое влияние для противодействия распространению монофелитства. С целью опровержения ереси он созвал Латеранский Собор. Существует предание, что одним из инициаторов Латеранского Собора был преподобный Максим (в числе подписей под петицией монахов к Собору его подпись фигурирует на одном из последних мест). Исповеднический венец Император Констант, прознав про работу и определения Латеранского Собора, воспламенился гневом и приказал доставить в Константинополь папу Римского Мартина и монаха Максима. Преподобный Максим был арестован и отконвоирован в столицу Византии около 653 года, приблизительно в то же время, когда и святой Мартин. Последний был осужден и приговорен к ссылке в Крым, где и скончался под тяжестью наказания. Суд над Максимом имел место в 655 году. Заодно с ним судили и его преданного ученика, Анастасия. Максиму инкриминировали довольно громкие, но по большей части абсурдные преступления. Помимо разжигания ненависти к государю в перечень обвинений вошло, например, что он чуть ли не в одиночку сдал сарацинам Египет и Африку, соучаствовал в бунте совместно с экзархом Северной Африки. Но Максим опроверг клевету. Коснулись и богословской тематики. На обвинения в распространении запрещённого учения преподобный дал развернутый, хорошо аргументированный ответ. Но, увы, правда человеческая далеко не всегда согласуется с Правдой Божьей. После суда Максима отправили в ссылку в Визию (территория Фракии). Здесь он остался без средств к существованию, терпел унижения и лишения. Между тем вскоре императорский двор предпринял попытку к восстановлению отношений с Максимом: искали возможность дать императору и епископам-еретикам шанс «доказать» свою правоту. С этой целью к святому страдальцу явилось посольство во главе с епископом Феодосием. Во время состоявшейся по этому случаю беседы преподобный не только не изменил убеждений, но и уверил прибывших в необходимости анафематствовать ересеначальников. Пораженные твёрдостью Максима, послы заколебались, а затем под давлением неоспоримых свидетельств вынуждены были признать за ним правоту. Покидая Максима, они уже не питали к нему чувства вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Ирландия была разделена на 4 церковные провинции во главе с архиепископами. Одним из архиеп-ств стал Д., к-рому подчинялись 5 епископских кафедр - Глендалох, Фернс, Килдэр, Локлин (Лехлин) и Килкенни (Оссори). После смерти архиеп. Григория (1162) на кафедру был избран настоятель мон-ря Глендалох Лаврентий (Лоркан) О " Туатал. Новый архиепископ перестроил кафедральный собор и заменил секулярных каноников, из к-рых состоял причт храма, на общину регулярных каноников . В сент. 1170 г. Д. был осажден англо-нормандским отрядом под предводительством гр. Пемброка Ричарда де Клэра по прозвищу Стронгбоу (Крепкий Лук). Архиеп. Лаврентий вступил с ним в переговоры, однако город пал до их завершения. В 1172 г. архиепископ принял участие в Соборе в Кашеле, на к-ром обсуждались вопросы преобразований в Ирландской Церкви, искоренения обычаев, противоречащих англ. праву, англ. кор. Генрих II был провозглашен сюзереном ирл. правителей. Архиепископ Д. присутствовал на Латеранском III Соборе (1179), где был наделен полномочиями папского легата в Ирландии. Папа Александр III взял Д. под особое покровительство Папского престола и осудил действия англо-нормандцев, разорявших церкви и мон-ри. Так, в 1173 г. Ричард Стронгбоу захватил чтимую в Ирландии святыню, т. н. посох Иисуса, хранившийся в Арма и, по преданию, принадлежавший св. Патрикию, и передал его собору Св. Троицы в Д. Кор. Генрих II был недоволен действиями архиепископа и не разрешил ему вернуться в Ирландию. Лаврентий скончался в 1180 г. в Нормандии и вскоре стал почитаться в католич. Церкви как святой (канонизирован в 1226 папой Римским Гонорием III ). В 1139 г. бенедиктинцы из мон-ря Савиньи (Нормандия) основали на сев. берегу р. Лиффи мон-рь Пресв. Богородицы (с 1147/48 цистерцианский). Впосл. мон-рь Пресв. Богородицы (св. Марии в Чёрной Гавани) стал одной из крупнейших обителей Ирландии, там хранились гос. архивы. Иногда в мон-ре жил наместник Ирландии, позднее проходили заседания ирл. парламента. Настоятели мон-ря основали ряд др.

http://pravenc.ru/text/180517.html

Прежде чем был сформулирован выше изложенный тезис, который был поддержан покойным профессором Иоаннисом Кармирисом (крупнейшим специалистом, в частности, по вопросам поствизантийского богословия), виднейшими богословами была сформулирована следующая точка зрения: «с I века имеет место использование термина пресуществление (μετουσωσις), в том числе и в Восточной Церкви, прежде использования этого термина Геннадием Схоларием » 5 . Эта точка зрения является, скорее всего, отзвуком мнения Константинопольского Собора 1691 года, согласно которому, древнейшим богословом, который использовал термин метусиосис, считается Геннадий Схоларий 6 . Кроме тех двух точек зрения, которые мы только что изложили, были сформулированы и следующие: а) До конца 17 века первым, кто использовал термин пресуществление (μετουσωσις) православном мире, считался Гавриил Севир. Андроникос Димитракопулос сообщает буквально следующее: «Англичанин Томас Смит (De graeciae Ecclesiae hodierno statu), и некоторые другие протестанты нападали на Севера, говоря, что он первым использовал в своём установлении 7 о Таинствах слово «метусиосис», какового слова никогда, как они утверждают, не имела в употреблении Греческая Церковь , но Север первым внёс его в своё установление, перенимая у латинян схоластиков папскую Transsubstantiatio» 8 . б) Впервые было использовано в греческом языке не слово μετουσωσις, но глагольная форма «пресуществляется (μετουσιοται)» в «послании» императора Михаила 8 Палеолога (1259 – 1282) к папе Григорию X (1259 – 1276) и Лионскому (1274 год) Собору: « хлеб истинно пресуществляется в Тело и вино в Кровь» 9 . в) В исповедании, которое отправил Патриарх Иоанн Веккос (1275 – 1282) папе Римскому Иоанну XXI (1276 – 1277), дважды встречается термин «μετουσιοσθαι – пресуществляться» 10 . Мы считаем целесообразным отметить здесь, что, хотя в 4 на Латеранском (1215) Соборе участвовали латинские клирики с Востока, и было впервые использовано латинское слово transsubstantiatio, это не привело к использованию соответствующего греческого слова пресуществление – μετουσωσις на православной почве. Это, безусловно, не помешало М. Jugie утверждать, что истоки греческого слова пресуществление – μετουσωσις находятся во фразе этого Собора: «transsubstantiatis pane in corpus et vino in sanguinem» 11 . Впрочем, греческого перевода этого текста так же не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Это обстоятельство дает очень достаточное основание для того предположения, что и прежние более давние западные учителя тоже в таком смысле понимали исхождение Духа и от Сына, когда, как мы видели прежде, часто без всяких объяснений выражались о Святом Духе, что Он исходит от Отца и Сына, и что даже, может быть, если не все, то некоторые и из испанских епископов понимали в подобном же смысле исповедуемое ими исхождение Духа от Отца и Сына. Наконец можно заметить, что вышеозначенный между восточной и римской церковью обмен мыслей по вопросу об исхождении Святого Духа не должен бы был остаться без всякого вразумления, как для римских богословов, так в особенности для римских епископов, которые отсюда должны были вывести тот урок, какую нужно соблюдать внимательность и осторожность даже в словах при изложении столь возвышенного и таинственного предмета, каков – исхождение Святого Духа. Потому-то, может быть, между прочим, западные епископы, присутствовавшие на латеранском соборе, бывшем при папе Мартине в 649 году, веру и свою в Троицу исповедали буквально по никео-цареградскому символу, а совместно с сим с буквальной же точностью повторили определение собора халкидонского о неприкосновенности и неизменности сего символа 1132 . Потому-то может быть и папа Агафон в одном из своих посланий к шестому вселенскому собору, пояснивши, что совершенное знание заключается в том, чтобы со всем тщанием ума соблюдать все члены апостольской веры, веруя и в Духа Святого, Господа животворящего иже от Отца исходящего 1133 , в другом своем послании на имя того же собора между прочим относительно церкви римской решительно утверждал, что она твердо держится веры, преданной пятью вселенскими соборами, и особенно заботится о том, чтобы определенное правилами осталось неизменным, без уменьшения или прибавления, а как в словах, так и в мыслях сохранялось неповрежденным 1134 . 1125 Ibid. col. 609. Это – мысль Исидора севильского , который тоже говорил: «Отец и Сын потому и суть едино, что Отец не имеет ничего, чего не имел бы Сын; ибо одно и то же существо единосущное двум не могло бы исходить от Них и быть им вместе присущим, если бы не были одно те, от коих исходит (Sententiarum lib. I. с. 15. n. 2. Patr. curs. compl. latin. T. 83. col. 568). 1128 На соборе Меридском 666 г. (Binii concil. general. Т. IV. р. 801), на соборах толедских: 8-м 653 г. (Ibid. col. 747), 12-м 681 г., и 13-м 683 г. (Ibid. р. 731 et 390). 1130 Κα τ μν πρτον συμφνους παργαγον χρσεις Ρωμαων πατρων, ετι μν κα Κυρλλου Αλεξνδρεις, κ τς πονηθεσης αυτ ερς πραγματες εις τν ευαγγελιστν γιον ωννην, ξ ν οκ αιταν τν Υο ποιοντας τ Πνεματος σφας ατος απδειξαν, μαν γρ σαοιν Υο κα Πνεματος τν Πατρα αιταν, το μν κατ τν γννησιν του δ κατ τν νπρευσιν, λλ’ να κα δι’ αυτο προιναι δηλσωσι κα τατη τ συναφς τς ουσας κα παρλλακτον παραστσωσι (Maxim. Opuscul. theol. et Polom. in Patr. curs. compl. graec. T. 91. col. 136).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Архиепископ Юлиан Толедский Во II половине VII в. Испания оказалась в фактической изоляции. Ее связи с Вселенской Церковью и даже с Римом были эпизодическими. Подчинение Риму было сугубо номинальным, а желание самостоятельно богословствовать – непреодолимым. В результате увлечение августиновским богословием при отсутствии какой-либо альтернативы дало свои плоды. В 684 г. XIV Толедский собор хоть и признал постановления VI Вселенского собора 680-681 гг. об осуждении монофелитства, но председательствовавший на нем архиепископ Юлиан Толедский написал в Рим послание, в котором при рассуждении о двух волях Христа употребил выражение «воля порождает волю». Формулировка вызвала протест в Риме, однако Юлиан стоял на своем. Он был весьма образован и обладал практически неограниченной духовной и светской властью в Испании, полностью подчинив своему влиянию слабого короля Эрвига (680-687). В конечном счете, вопрос о подозрениях испанцев в монофелитстве был замят. Но дело этим не ограничилось. Тот же самый XIV Толедский собор отказался признать решения V Вселенского (II Константинопольского) собора 553 г., осудившего несторианские воззрения Феодора Мопсуестийского и иных . Мопсуестийский епископ, предвосхищая Нестория, учил о различии Бога-Слова и человека Иисуса Христа, в котором Слово лишь пребывало. В отличие от монофелитства, в несторианстве признавалась не только особая человеческая воля Христа, но и отдельная от Бога-Сына личность, что делало Его двухипостасным. Вопреки Халкидонскому собору единая Богочеловеческая ипостась рассекалась. Человечество Христа не было обожено и существовало как бы само по себе, хотя и было усыновлено Богом. V Вселенский Собор долго не признавался в разных частях Запада. В 649 г. на Латеранском соборе Рим даже повторно должен был анафематствовать всех не разделявших учение пяти Вселенских соборов. Однако Испанию это не убедило. Скорее всего, вплоть до арабского завоевания в начале VIII в. испанские богословы оставались на своей позиции. Возможно, это было связано с неприятием политики императора Юстиниана, при котором и состоялся V Вселенский Собор (вестготское королевство в Испании подверглось в это время удару со стороны византийцев), но в целом именно рационалистическая тенденция испанского богословия и стремление к полной интеллектуальной самостоятельности приводили к печальным последствиям. Испанцы подпадали под обвинение в монофелитстве и несторианстве – ересях, которые противоречили друг другу. Однако все же у них была общая логика, исходившая из представления об особой и частной человеческой природе Христа, принципиально отличающейся от нашей и с ней не единой. Таким образом, мы не соединяемся со Христом в Его Церкви, не становимся Его Телом и не спасаемся . Но чудо Воплощения заключается в том, что Бог принял на себя то же самое немощное тело, что и у нас, но не согрешил, чтобы и нас, соединенных с ним, избавить от грехов. Вне учения об обожении это не очевидно.

http://pravoslavie.ru/55401.html

До 567г. власть императорского наместника в Равенне осуществлял генерал Нарсес, победитель Тотилы. Однако в 568г. его преемнику Лонгину стало угрожать нашествие лангобардов, все еще арианского германского народа, который вскоре завладел большей частью Северной Италии со столицей в Павии. Лангобарды образовали герцогства и южнее-в Сполето и Беневенто. Византийские власти без особого успеха пытались бороться с властью лангобардов, заключив союз с Хильдебертом II, франкским кафолическим королем Австразии (575–596). Но нападения франков не смогли уничтожить лангобардов. Тогда, чтобы закрепить имперскую власть в Италии, император Маврикий создал так называемый равеннский экзархат, сосредоточив в руках экзарха всю гражданскую и военную власть (ок. 584). Фактическая власть экзарха распространялась на разрозненные города и провинции, то есть Лигурию (со столицей в Генуе), Истрию-Венецию (с городом Аквилеей), Эмилию (с Равенной и морским портом Феррарой), область Пентаполя, связь которого с Римом охранялась крепостью Перуджия, и, наконец, на юге на Неаполь, Апулию, Луканию и Бруттий. Помимо этих разбросанных имперских владений страну контролировали лангобарды, так что сообщения были возможны главным образом морским путем. Политические раздоры и постоянные войны только поднимали значение пап для сохранения в Италии romanitas. Но их моральной, канонической и экономической власти угрожали арианство лангобардов и аквилейский раскол, вызванный осуждением на Пятом соборе «Трех Глав», в котором на Западе многие увидели измену Халкидонскому собору. Население Рима за время готских войн сильно уменьшилось. Оно теперь сосредоточивалось главным образом вокруг Латеранского дворца, где проживали папы, и Золотой базилики (Basilica aurea), служившей епископским соборным храмом. Кроме того, местность Ватиканского холма, города Льва, с его огромным мартирием, построенным на гробнице святого Петра, с приютами и странноприимными домами, окружавшими храм, ежегодно посещали тысячи паломников. Если в первое время в народном благочестии Петр и Павел всегда были вместе как покровители Римской церкви, то с развитием петровой экклезиологии, так хорошо обоснованной и изложенной святым Львом Великим , появилась тенденция выделять базилику святого Петра как истинный символ римского престижа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

На Западе «ареопагитики» известны с VI века. На них ссылаются папы Григорий Великий , Мартин (на Латеранском Соборе 649 г. ), Агафон (в письме VI Вселенскому Собору). К 835 г. появляется первый латинский перевод «Корпуса». Вскоре Иоанн Скотт Эриуге на вторично переводит «Корпус» на латынь – с этого времени сочинения Дионисия получают такую же известность на Западе, какой они пользовались на Востоке. Автор ареопагитских творений был отождествлен со св. Дионисием Парижским, просветителем Галлии, вследствие чего к его сочинениям относились с особым вниманием в Парижском университете. На Западе «Корпус» многократно комментировали. Гуго де Сен-Виктор писал схолии к «Небесной иерархии», Альберт Великий истолковал весь «Корпус». В «Сумме теологии» Фомы Аквинского насчитывают около 1700 цитат из трактатов Ареопагита; Фома также составил отдельный комментарий к «Божественным именам». Далее Бонавентура, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский, Хуан де ла Крус и многие другие выдающиеся духовные писатели Западной Церкви испытали на себе сильнейшее влияние ареопагитских сочинений. В течение всего Средневековья трактаты Дионисия Ареопагита признавались подлинными и пользовались непререкаемым авторитетом. Однако начиная с эпохи Возрождения сомнения в подлинности «ареопагитик» высказываются все чаще: на Востоке Георгий Трапезундский (XIV в.) и Феодор Газский (XV в.), а на Западе Лоренцо Балла (XV в.) и Эразм Роттердамский (XVI в.) были первыми, кто усомнился в автентичности «Корпуса». К концу XIX в. мнение о псевдоэпиграфическом характере сочинений Дионисия Ареопагита почти полностью восторжествовало в научной критике. Сомнения в подлинности «Корпуса Ареопагитикум» строятся на следующих основаниях. Во-первых, сочинения Дионисия не были известны ни одному христианскому писателю ранее VI в.: даже Евсевий Кесарийский , рассказавший в своей «Церковной истории» обо всех крупных богословах, и бл. Иероним, перечисливший в «Жизни знаменитых мужей» всех известных ему церковных писателей, ни словом не упоминают об ареопагитских творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О деятельности К., направленной на обустройство Констанцского епископства, известно довольно много. Особым попечением епископа пользовались ц. св. Стефана и соборный капитул в Констанце. К. делал щедрые дарения капитулу, в т. ч. из земельных владений Вельфов ( Fleckenstein. 1957; Oexle. 1975). В кон. 934 — нач. 935 г. епископ передал капитулу доходы со значительной части своих владений ( Maurer. 2003. S. 131). Согласно Житию, К. даровал кафедральному собору Пресв. Девы Марии мощи святых (в их числе были привезенные из Рима останки святых Патрикия и Метеллия (не идентифицированны) - Maurer. 2003. S. 131), которые, по-видимому, были помещены в реликварий из золота, украшенный драгоценными камнями (Vita prior. 6//MGH. SS. T. 4. P. 432). К. принимал деятельное участие в городском строительстве. Он возвел в Констанце 4 церкви, которые должны были символизировать 4 великие (т. н. патриаршие) рим. базилики: между кафедральным собором и р. Рейн была возведена ц. св. Иоанна (ее св. покровителями почитались св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов , как и в Латеранской базилике в Риме — Ibid. S. 133); на др. берегу реки — ц. св. ап. Петра (не сохр.; в наст. время на ее месте находится монастырь Петерсхаузен), а за пределами городских стен, по дороге в Тургау, заложена ц. св. ап. Павла (она соотносилась с рим. ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). Вернувшись из 2-го путешествия в Иерусалим (согласно Житию, К. совершил 3 паломничества на Св. землю — Vita prior. 7//MGH. SS. T. 4. P. 433), епископ приказал построить церковь в честь св. Маврикия, куда были помещены привезенные им мощи святого ( Maurer. 1973. S. 50–51). Церковь имела форму ротонды и была построена по образцу Кувуклии Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме (см.: Erdmann, Zettler. 1977; Borgolte. 1984). При К. в Констанце велись также работы по обновлению старых церквей (Vita altera. 18//MGH. SS. T. 4. P. 439). Одним из храмов, отремонтированных при К., могла быть ц. св. Лаврентия (не сохр.), находившаяся за городскими стенами к западу от центральной площади. К. передал в нее привезенные из Рима мощи св. Лаврентия. За пределами городских стен, на старой рим. дороге, К. обустроил епископскую резиденцию. Внимание К. к топографии и архитектуре храмов Иерусалима и Рима можно объяснить тем, что Констанц находился на одной из важнейших дорог в Италию и был пунктом осановки паломников, направлявшихся в Рим и на Св. землю. При К. в городе для паломников был построен приют (на 12 чел.).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010