Бюрократ глазами либерала: российское правительство в восприятии парламентской оппозиции (1911-1917 гг.)//Петр Андреевич Зайончковский. Сборник статей и воспоминаний к столетию историка/[сост. Л.Г. Захарова, С.В. Мироненко, Т. Эммонс]; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т. – М., 2008. С. 647-656. [Рец.:] Селезнев Ф.А. Конституционные демократы и буржуазия (1905 – 1917 гг.): Монография. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2006. – 227 с.//Отечественная история. 2008. 4. [Рец.:] Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007. 532 с.//Отечественная история. 2008. 5. Русская политическая общественность последних лет Империи о вере и Церкви//Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М.: Изд-во ПСТГУ, - 2008. С. 16-24. Либеральная оппозиция и проблема парламентского большинства в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917)//Российский либерализм в региональном измерении: идеи, структуры, тактики, лидеры: Всероссийская научно-практическая конференция 10-12 сентября 2008 г., ЯГУ им. П.Г. Демидова: сборник докладов и материалов конференции. Отв. ред. В.М. Марасанова. М., 2008. С. 151-154. Русская церковь и русская А.И. Солженицын: размышления над Февральской революцией. М., 2007//Русский сборник: Исследования по истории России/Ред.-сост. О.Р. Айрапетов и др. Т. VI. М., 2009. С. 310-316. Правящая бюрократия в восприятии российских консерваторов в период кризиса третьеиюньской системы//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2009. 2. С. 3-13. Внутриправительственные конфликты в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917)//Российская история. 2009. 4. С. 77-90.   Публикации, справочные издания: Схема развития епархиального устроения Русской Православной Церкви от основания древних епархий на ее канонической территории по настоящее время./Приложение к журналу «Богословский сборник». М.: Издательство ПСТБИ, - 1999. 7 п.л. В соавт. с П.Н. Грюнбергом.

http://bogoslov.ru/person/288437

Главным делом молодежи на Соловках было трудническое послушание: вместе со студентами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета они рубили и укладывали дрова, трудились на других монастырских послушаниях. В декабре того же года по приглашению ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева делегация молодежи из епархий русского рассеяния посетила Москву, где приняла участие в симпозиуме, посвященном 90-летию основания Русской Зарубежной Церкви. Здесь молодые члены Русской Зарубежной Церкви были приняты Святейшим Патриархом Кириллом. Доклады молодежи были сделаны в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в МГУ. Одновременно, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла представители молодежи из Москвы принимали участие в Германовском съезде православной молодежи в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. В июле 2011 года в Париже состоялся XII Всезарубежный съезд русской православной молодежи. В нем приняли участие более 150 молодых делегатов из приходов русского зарубежья, а также из 16 епархий России, Украины и Белоруссии. Всезарубежный съезд прошел под покровом Курской Коренной иконы Божией Матери — Путеводительницы русского зарубежья. На съезде широко использовались тематические секции, круглые столы, молодежные мастерские, практические занятия с обсуждениями. В работе съезда непосредственное участие принимало духовенство. Молодежь участвовала в богослужениях: пела в хоре, прислуживала, а молодые делегаты в священном сане совершали богослужения. Делегаты съезда молились за Божественной литургией в Александро-Невском соборе в центре французской столицы, перед святыми мощами равноапостольной царицы Елены, покровительницы Парижа святой Геновефы, посетили собор Нотр-Дам, где хранится Терновый венец Спасителя, приняли участие в панихиде на русском православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, молились за вечерним богослужением в русской православной семинарии, а также познакомились с достопримечательностями и музеями Парижа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2234257...

Еще один доклад, основанный на материалах музейных коллекций, был представлен Н.М. Шулаковой, директором музея истории САФУ (Архангельск), по теме «Судьбы сотрудников архангельского лесотехнического и педагогического институтов — узников Соловецких лагерей». Н.М. Шулакова рассказала об истории жизни Г.Е. Лукачера (1885-1937), И.Е. Аничкова (1891-1978), Б.Е. Райкова (1880-1966), О.В. Волкова (1900-1996), Н.И. Ульянова (1904-1985). Начало изучению данной темы было положено в связи с подготовкой масштабной выставки, посвященной 90-летию архангельского университета. На тот момент были известны только два имени, потом стали собираться все новые факты и материалы, в том числе через переписку с родственниками репрессированных. Биографический доклад М.П. Калатур, старшего научного сотрудника Соловецкого музея-заповедника, был посвящен истории жизни Д.П. Максутова, моряка, офицера, полковника, начальника метеостанции. В 1926 году он был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на три года. В целом Д.П. Максутов провел в лагерях и ссылках девять лет, умер в 1942 году в блокадном Ленинграде. М.А. Маханько, кандидат искусствоведения, сотрудник Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (Москва), подготовила доклад об А.И. Анисимове и его роли в научном изучении и сохранении памятников искусства Древней Руси в Казанском крае. А.И. Анисимов (1877-1937) работал в Центральных реставрационных мастерских, был реставратором знаменитой Владимирской иконы Божией Матери и других величайших произведений древнерусской живописи. Летом 1919 года он был участником Второй Волжской экспедиции, проходившей по городам средней Волги: Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Казань. В 1920 году по ее результатам в Казанском музейном вестнике была опубликована статья А.И. Анисимова о казанских церковных древностях. В ней была впервые дана историческая и искусствоведческая оценка храмового и иконографического наследия казанских городов. В статье были отмечены лучшие архитектурные памятники: Петропавловский собор 1725-1726 гг., кафедральный Благовещенский собор 1560-1562 гг., кафедральный Богородичный собор 1551 г. в Свияжске и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5825955.ht...

К январю 1921 года останки Елизаветы Федоровны и Варвары были переправлены в Иерусалим и погребены в Гефсимании в склепе под храмом святой Марии Магдалины, принадлежащем Русской зарубежной церкви. К лику святых Русская Зарубежная Церковь причислила Елизавету Федоровну и Варвару в 1981 году, Церковь в Отечестве - в 1992 году. Принесение мощей великой княгини из Иерусалима в Россию в июле 2004 - феврале 2005 года стало первым совместным проектом Русской зарубежной церкви и Московского патриархата. Церковное единство было восстановлено 17 мая 2007 года, как отметил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, именно " молитвами новомучеников " . Первая в России обитель милосердия, созданная Елизаветой Федоровной, действовала до 1926 года. С конца 2006 года осуществляется программа " Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания " . Руководят проектом патриарх Алексий Второй, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, президент ОАО " РЖД " Владимир Якунин и мэр Москвы Юрий Лужков. В рамках программы в связи с 90-летием мученической кончины Елизаветы Федоровны 18 июля в Москве и Иерусалиме пройдут памятные торжества. В Покровском соборе Марфо-Мариинской обители в Москве состоятся Божественная литургия, молебен и крестный ход с участием членов попечительского совета программы восстановления обители. А в Иерусалиме будет отслужена праздничная литургия в соборе Марии Магдалины в Гефсимании (РПЦЗ), где находятся мощи Елизаветы Федоровны. На службе будет присутствовать президент Фонда Андрея Первозванного сенатор Сергей Щеблыгин. Памятные мероприятия пройдут в этот день также в звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, с которым была тесно связана жизнь великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Николай Грохольский: «Такие встречи и мероприятия очень нужны. Интересно было пообщаться с представителями Зарубежной Церкви и узнать ее историю. Я считаю, что очень полезно проводить именно совместные мероприятия молодежи РПЦЗ и Патриарших приходов». Екатерина Божко: «Интересными мне показались доклады. Хотелось бы принимать участие в таких совместных молодежных мероприятиях чаще. Общими могут быть и поездки, спортивные встречи, пикники… Главное, чтобы это сплачивало нас, укрепляло наше общение». В тот же день участники симпозиума молились за всенощным бдение в Николаевском патриаршем соборе, куда из Джорданвилля была принесена Почаевская икона Божией Матери, вывезенная за границу в 1920-х годах. По завершении богослужения духовенство и молодежь РПЦЗ и Патриарших приходов вместе с архипастырями – архиепископом Юстинианом и епископом Иеронимом – продолжили общение за трапезой. Главным в ходе второго дня встречи молодежи стала Божественная литургия, которую возглавили архиепископ Юстиниан и епископ Иероним. По окончании литургии участникам симпозиума была предложена трапеза, приготовленная сестричеством синодального собора. Подводя итоги мероприятия, протоиерей Андрей Соммер отметил важность осмысления исторического события, которым стало основание вдали от родины Русской Зарубежной Церкви. Зампредседателя молодежного отдела отметил, что сегодня, как и 90 лет назад, основным делом православной молодежи должен быть миссионерский труд в различных его формах. «В симпозиуме приняли участие более 50 человек, – сказал отец Андрей. – Нам отрадно видеть, что впервые на такого рода мероприятия пришла молодежь из Бурклина. Это “новая” молодежь в жизни нашей Церкви – те, кто приехал за последние лет десять. Особая миссия Синодального отдела – привлечь в храм эту молодежь, которая, к сожалению, потихоньку растворяется в американским обществе. Некоторые из них родились в России или приехали в США совсем маленькими детьми. У них меньше развито желание хранить и защищать своей национальное в разных формах (а это как раз то, что характерно для Зарубежной Церкви).

http://pravoslavie.ru/41887.html

Но вот что удивительно. Храм-памятник еще не был освящен и открыт, а в СМИ уже появлялись публикации, в которых его яростно критиковали. Критики были возмущены самой идеей строительства Главного храма Вооруженных сил России. С первых же публикаций, даже не побывав в парке «Патриот» и тем более внутри храма, часто не имея даже малейшего представления о христианской культуре, архитектуре и искусстве, критики стали внушать, что храм совсем не христианский, что при строительстве нарушены все каноны и т.д. И во многих публикациях сразу же узнавался знакомый голос тех, кому ненавистна Русская Православная Церковь, ненавистна Великая Победа, кто всегда возмущается военным парадом в День Победы и особую злобу испытывает, наблюдая шествие " Бессмертного полка " . А либералы и " церковные власовцы " против! Все 90-е российские либералы либо откровенно глумились на памятью о Великой Победе, либо пытались объяснить, что это " пиррова победа " , т.к. побежденные немцы живут лучше, чем победители. И вообще пора перестать гордиться военными победами, главное построить благополучную и сытую жизнь, как в Швейцарии и других " нормальных странах " . Российские либералы все эти годы усердно боролись с " милитаризацией сознания " в нашей стране. Не отставали от них и некоторые православные, из тех, кого сегодня с полным основанием именуют " церковными власовцами " . Кстати, именно один из этих " церковных власовцев " и придумал невиданный по своей подлости термин " победобесие " .  Понятно, что либералы, мечтающие о церковных реформах, постоянно упрекающие Русскую Православную Церковь в сотрудничестве с государством, примут в штыки Храм посвященный 75-летию Победы.  Но в неистовой ругани всех либералов превзошел один известный персонаж, ныне живущий в Чехии и оттуда постоянно " обличающий " Русскую Православную Церковь и Патриарха Кирилла. Надо сказать, что до этого он точно так же обличал Патриарха Алексия II. Некогда этот обличитель на страницах церковного издания возмущался тем, что протоиерей Олег Теор, настоятель храма Александра Невского в Пскове написал на белом мраморе золотом имена всех героев-десантников 6-й роты.

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

Об авторе: Александр Щипков, Советник председателя ГД РФ, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова, доктор политических наук Миновав 80-летие А.С.Панарина, нельзя не отметить очевидное: сегодня становится все более актуальным вопрос о применимости взглядов и концепций самого ученого и его последователей к изучению политической и социально-культурной динамики в европейском пространстве. Так, в частности, новый мировой и европейский запрос на полицентричность заставляет вернуться к теме цивилизационных концепций, а это требует более точного определения вклада А.С.Панарина и его школы в данное направление мысли. В 1960-х годах цивилизационный подход был более характерен для западного либерализма и настойчиво критиковался советскими историками как реакционный. В 1990-х годах ситуация зеркально поменялась: либеральный универсализм породил идею " конца истории " , а в России, напротив, в обиход обществознания вернули Николая Данилевского и Освальда Шпенглера. Но " конец истории " не состоялся, и идею о нем вытеснила идея " конфликта цивилизаций " Сэмюэля Хантингтона. Приоритет цивилизационных особенностей был таким образом вновь признан, но на этот раз в негативной форме как основание для конфликта и превосходства, а не для взаимоуважения и равенства. С этого момента оппозиция " свой-чужой " вновь становится все более важной для западного и, в частности, европейского политического мышления. Рассматривая эти идеологические трансформации, А.С.Панарин жестко писал о переходе Запада после окончания холодной войны к дискурсу " демократического расизма " : " В начале 90-х годов мало кто обратил внимание на тот факт, что " новые демократы " мыслят по-расистски, отказываясь от установок христианского и просвещенческого универсализма [...] благородную открытость просвещения они заменили эзотерикой " демократического расизма " , связанного с убеждением в том, что демократия имеет свой цвет кожи и свой тип ментальности, характеризующие европейского " белого человека " 15].

http://religare.ru/2_121078.html

Церковное имущество было разграблено, иконостас разбит, и фрагменты царских врат долгие годы вместе с битыми кирпичами находились под полом алтарной части храма. Церковная роспись на стенах подвергалась поруганию. Храмовые иконы спасались местными жителями, уносившими их по своим домам. Наполовину была разрушена колокольня храма, трапезный храм разрушен до основания, крест с уцелевшего купола летнего храма сброшен, сам он превратился в склад зерна. Двери и окна были заколочены, а в помещение проведено электричество. Все, что можно было разрушить, рушили и разбирали по кирпичику для хозяйственных нужд. Подгоняли трактор, цепляли тросами кирпичные стены, тянули, дергали, пытаясь обрушить. По свидетельству местных очевидцев, всех разрушителей храма постигла впоследствии печальная участь. В середине 70-х годов перестал существовать колхоз. Отпала надобность в зернохранилище. Храм был оставлен на разрушение и поругание, при этом он значился как охраняемый памятник архитектуры. До 90-х годов XX в. сохранился только летний храм Святой Живоначальной Троицы. Мощи святого Никандра почивали под спудом на кладбище недалеко от алтарной части храма до 1992 г. В чудом устоявшем летнем Троицком храме 17 августа 1994 г. настоятель Любытинского Успенского храма священник (ныне протоиерей) Николай Балашов провел первое богослужение за последние 57 лет. В 2000 году предприниматель из Санкт-Петербурга Александр Викторович Челюскин и его жена Дарья Глебовна Богомолова, ныне оба покойные, пожелали пожертвовать деньги на восстановление храма Святой Троицы. Новый позолоченный крест уже был установлен на храм 02 сентября 2001 г. С лета 2002 г., по благословению архиепископа (ныне митрополита) Новгородского и Старорусского Льва, иерей Владимир Константинов, настоятель храма Успения Божией Матери пос. Любытино, стал совершать регулярные богослужения в храме, при продолжении восстановительных работ. 08 сентября 2002 г. архиепископ Новгородский и Старорусский Лев в сослужении духовенства Новгородской епархии совершил торжественное освящение летнего храма Святой Троицы и его престола. 16 ноября 2003 г. совершил праздничную службу, посвященную 400-летию памяти преподобного Никандра Городноезерского.

http://sobory.ru/article/?object=09516

Когда начиналась жизнь гимназии, я был лишь  председателем  попечительского совета, поскольку учредителем гимназии является наш приход, но  директором гимназии не был никогда. Лекции приходилось читать, но не больше. Директор гимназии – верующий человек, светски образованный, кандидат экономических наук, доцент Новосибирского Университета.  В гимназии есть инспектор,  завучи и воспитатели в каждом классе. Наша гимназия названа в честь Сергия Радонежского, поскольку была основана в годовщину кончину преподобного, в 1992 году. - Поделитесь, пожалуйста, батюшка, вашими принципами воспитания детей в гимназии. Ведь воспитание детей – задача очень сложная и требует особого подхода?  - Задача воспитания сложная? Нет. Не сложная. Она сверхсложная. По этому поводу можно сказать одно – что невозможно для людей, возможно для Бога. Чисто человеческими силами это вообще невозможно. Но Господь избирает родителей, избирает им детей, дети, возрастая, проходят, с одной стороны, духовное учение, приобретают какие-то навыки духовной жизни, а с другой стороны, они же не изолированы от искушений окружающего мира – и происходит их становление, как каждого из нас. И, слава Богу, большинство, мы не можем сказать, что все, но почти все детки, которые учились, учатся в гимназии, оканчивают гимназию – воцерковляются. Третья часть выпускников, а это тридцать человек – молодежный хор, они поют каждое воскресенье литургию, то есть постоянно живут в общении с Церковью. - А как дальше развивается жизненный путь ваших выпускников после окончания гимназии?  - Большинство из них поступает в высшие учебные заведения, 65% поступили в Новосибирский Государственный Университет, некоторые в другие ВУЗы. Средняя поступаемость – больше 90%, некоторые идут в музыкальное училище, потом в консерваторию осваивать церковное пение. Много гуманитариев, но выбирают и другие специальности. Недавно у нас было некое утешение – один из выпускников гимназии поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Большинство юношей, которые заканчивают, я думаю, естественно, идут в ВУЗы, потому что Академгородок – это научный центр, у многих родители ученые, и что их дети идут в ВУЗы –вполне естественно. Для нас является радостью, что наш церковный хор в тридцать человек состоит на третью часть из выпускников, они каждое воскресенье поют в храме. Не просто ходят на воскресную службу, а они поют! Они поют даже литургию Чеснокова! Делают большие концерты – сейчас готовят концерт к 60-летию Победы, то есть это серьезный молодежный хор. Наши выпускники активно участвуют летом в деятельности молодежного лагеря, исполняют другие послушания.

http://pravoslavie.ru/4611.html

Священник отметил, что выставка посвящена сразу нескольким знаменательным событиям: 90-летию восстановления Патриаршества в Русский Православной Церкви (об этом свидетельствует галерея портретов предстоятелей Русской Церкви, выполненных детьми), а также двум датам, связанным с Даниловым монастырем:  725-летию его основания и 25-летию со времени его возвращения Русской Православной Церкви. Живописный рассказ об этом древнейшем монастыре Москвы на конкурс прислали не только и даже не столько москвичи, сколько юные художники из других городов России. В интервью «Благовест-инфо» игумен Иоасаф отметил: «Как правило, если Церковь проводит художественные детские конкурсы, педагоги зачастую предлагают детям рисовать только храмы, иконы, евангельские сюжеты. Нам же хотелось выбрать более широкую тему, чтобы юные художники нарисовали то, что видят вокруг себя, чтобы каждый сам для себя ответил на вопрос – с чего начинается Родина. Эта тема позволяет духовно приобщиться к истории нашей страны, почувствовать связь поколений. Важно, что работа над этой темой заставляет детей оторваться от того глянца, который сейчас окружает их везде: в журналах, на телевидении, даже в учебных пособиях. Когда мы говорим о приобщении детей  к нашей традиции, мы не имеем в виду не только традицию церковного искусства, но говорим о более глубоком постижении мира. Ведь иконописец, глядя на природу, воспринимал ее как Божье творение, видел в ней Творца. Поэтому мы надеемся, что наши конкурсы позволяют говорить о воспитании через красоту. Задача этих конкурсов, в первую очередь, просветительская». Член жюри, заслуженный художник России Люциан Шитов на церемонии открытия выставки отметил: «Поражает невероятное желание детей рисовать. Так, только Краснодарский край прислал сотни работ детей из 70 населенных пунктов!» По мнению художника, столь широкий отклик на конкурс, проводимый Русской Церковью, свидетельствует о том, что «Церковь в глазах наших детей приобрела огромнейший авторитет». Выставка на Кузнецком мосту, на которой представлено 380 работ, будет открыта всего неделю – с 15 по 20 января. По словам организаторов конкурса, планируется ее турне по регионам России. Торжественная церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса состоится весной этого года. Было также отмечено, что лучшие работы этого и предыдущих конкурсов будут украшать стены нового здания ЦДРМ, которое сейчас возводится у стен Данилова монастыря.

http://pravoslavie.ru/25508.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010