27 сентября 2020 г., Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня по завершении Божественной Литургии на Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма святителя Николая в с. Здехово был совершён чин освящения Поклонного Креста. Настоящий Крест является уменьшенной копией 12-метрового Суворовского гранитного Креста, возвышающегося в ущелье Шолленен в Швейцарских Альпах над бурной рекой Ройс в местечке Андерматте. Крест погибшим русским Чудо-Богатырям был высечен на месте битвы русской армии во главе с фельдмаршалом А.В. Суворовым с французами, на территории иностранного государства, на отвесных склонах в скале по инициативе князя С.М. Голицына, с одобрения Российского Императора, и посвящён 100-летию Швейцарского похода Генералиссимуса А.В. Суворова и 100-летию со дня смерти знаменитого полководца. Открытие мемориала состоялось 26 сентября 1898 г. Жители Швейцарии на протяжении двух веков с трепетом и любовью чтут память той битвы, которая принесла им свободу, и преклоняют вместе со всей Европой свои колена перед сыном России - легендарным А.В. Суворовым. При открытии памятника от имени правительства Швейцарской Конфедерации выступил дивизионный полковник Готтардской дивизии Хейнрих Виктор фон Сегессер, который сказал: «Мы счастливы, что этот крест над могилой русских воинов, столь драгоценный для всякого солдата, воздвигнут теперь среди укреплений Готтарда, предназначенных для того, чтобы обеспечить нашу независимость. Русские могут быть уверены, что мы свято будем охранять этот крест и что никто не нарушит его святыни, ибо никто уже более не перейдёт через Готтард». Позднее, в 1915 г., по завещанию князя С.М. Голицына на его могиле был водружён надгробный крест, такой же, как Суворовский в ущелье Шолленен. И поныне этот последний памятник князю Голицыну бережно хранится на территории храма святой Великомученицы Варвары в г. Веве (Швейцария). 27 сентября в жизни Патриаршего подворья в Здехово произошло событие исключительной важности. В 2018 г. при проведении дренажных работ на территории, прилегающей к храму святителя Николая, были обнаружены останки прежних захоронений, которые зверски были осквернены и поруганы в начале XX в. во время безбожного атеизма и зловещей борьбы с православной верой. Многие благочестивые люди проявили твердость духа и верность Богу, испытав на себе надругательства, пытки и мучения. По преданию и свидетельствам, на территории близ храма святителя Николая нашли место своего последнего упокоения священнослужители, воины, церковнослужители и благочестивые прихожане. Ими была проявлена непоколебимость в вере и верности Святой Матери Церкви на поле духовной битвы за спасение безсмертной души и по сей день не умоляется их честь, слава и подвижничество. Это сроднит их с Чудо-Богатырями, павшими вдали от Родины в XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=18155

Представители Церкви приняли участие в вечере памяти Кьяры Любич в Москве 16 марта 2020 г. 19:10 14 марта 2020 года в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино в Москве прошел памятный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения основательницы «Движения фоколяров» Кьяры Любич (1920-2008). В мероприятии приняли участие министр Посольства Итальянской Республики в России Гвидо Де Санктис, представитель Общины святого Эгидия в Москве Алессандро Салаконе, доцент Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Федоров, клирик московского храма святых Космы и Дамиана иеромонах Иоанн (Гуайта), сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Алексий Дикарев, доцент Центра изучения религий РГГУ А.В. Юдин и многие другие. Участники встречи делились своими воспоминаниями о выдающемся религиозном деятеле XX века, положившем начало самому первому движению мирян в Католической Церкви, а также свидетельствовали о том влиянии, которое оказало на их жизнь «Движение фоколяров». Был показан документальный фильм о Кьяре Любич и деятельности основанного ею движения. Священник Алексий Дикарев зачитал приветствие председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона организаторам и участникам памятного вечера. В послании говорится: «Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех, кто принимает участие в памятном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения основательницы «Движения фоколяров» Кьяры Любич. Юбилей выдающейся дочери Римско-Католической Церкви, отмечаемый в этом году по всему миру, — это замечательная возможность отдать дань уважения хрупкой, но духовно сильной женщине, служение которой вышло далеко за пределы Католической Церкви. В 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны, принесшей народам неисчислимые бедствия и страдания, простая девушка из Тренто почувствовала призыв к особой миссии — посвятить себя делу мира, взаимопонимания и единства между людьми разных вер, убеждений и национальностей. Посреди смерти и разрушения, вызванных ненавистью, Кьяра Любич с особой силой постигла смысл слов Господа, сказанных Им на Тайной вечере: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Эти слова стали девизом всей ее дальнейшей деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/5608230.ht...

В Риге открылась фотовыставка «От милосердия к святости», посвященная преподобномученице Елизавете Федоровне 23 июля 2007 г. 19:35 23 июля в 15.00 в Риге в выставочной галерее «Дом Москвы» по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания» открылась передвижная фотовыставка «От милосердия к святости». С весны 2007 года Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы и Марфо-Мариинская обитель милосердия проводят передвижную фотовыставку «От милосердия к святости», посвященную жизни и деятельности Великой Княгини Елизаветы Федоровны. На выставке представлены фотографии из архивов Марфо-Мариинской обители, Фонда Андрея Первозванного, а также копии писем, открыток, телеграмм, обращений от имени организаций, находившихся под покровительством Великой Княгини. Большая часть документов предоставлена Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) и Российским Государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Передвижная выставка проходит в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания» (23 февраля 2009 года). Почетным Председателем Попечительского совета программы является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сопредседателями — президент ОАО «РЖД», председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин , митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир , мэр Москвы Ю.М. Лужков . Выставка уже побывала на Урале (в Екатеринбурге и Верхней Пышме) и в Великом Новгороде. Ее цель — напомнить современникам о подвиге Великой Княгини Елизаветы Федоровны, основавшей обитель труда, любви и милосердия. После открытия выставки состоялась презентация 45-минутного документального фильма «Возвращение», рассказывающего о жизни, вере и мученической смерти святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Авторами фильма, снятого по благословению владыки Александра, являются жители Даугавпилса Нина и Валентин Маргевичи. Название фильма «Возвращение» говорит о том, что святая княгиня Елизавета дважды бывала в Латвии: посетив ее при жизни в начале ХХ века, она вернулась сюда своими святыми мощами в начале XXI века, в 2005 году. Выставку «От милосердия к святости», которая будет открыта до 3 августа, можно назвать третьим посещением Елизаветы Федоровны Латвийской земли. Представители Фонда Андрея Первозванного и организаторы выставки примут участие в всенощном бдении и Божественной литургии в рижском кафедральном соборе Рождества Христова, встретятся с владыкой Александром в рижском Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре, расскажут не только о выставке, но и о том, как с конца 2006 года идет работа над программой по возрождению обители милосердия, названной в честь сестер праведного Лазаря — Марфы и Марии. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/272923.htm...

«Маленький подмастерье» и большой человек – 10 вопросов о Солженицыне К 100-летию со дня рождения писателя 3 августа, 2019 К 100-летию со дня рождения писателя Он родился, когда многие думали, что вот-вот – и все наладится, горести и невзгоды останутся в прошлом, наступит счастливая, свободная, а главное – справедливая жизнь. Одни считали этот строй идеальным и единственно возможным для процветания, а мелкие недостатки приписывали «человеческому фактору». Другие видели в красивой слаженной теории не просто изъяны, а катастрофические ошибки, способные привести ведомую толпу к гибели. Этот путь – от восхищения до категорического отторжения – суждено было пройти Александру Солженицыну. Чего в юности боялся Солженицын? Сто лет назад, 11 декабря 1918 года в Кисловодске у образованных и весьма состоятельных родителей родился мальчик Александр. Его отец, Исаакий Семёнович Солженицын, был казаком, участвовал в Первой мировой – отправился на войну добровольцем, позже стал белым офицером. Мать – Таисия Захаровна Щербак, была дочерью хозяина богатейшей на Кубани экономии. Исаакий Солженицын погиб за полгода до рождения сына, 15 июня 1918 года, по несчастному случаю на охоте. Родители – Исаакий Семёнович и Таисия Захаровна «В юности, – вспоминал много позже Александр Исаевич, – надо мной реяла ранняя смерть моего отца (в 27 лет) – и я боялся умереть прежде, чем осуществлю свои литературные замыслы. Но уже между моими 30 и 40 годами я обрел самое спокойное отношение к смерти. Ощущаю ее как естественную, но вовсе не конечную веху существования личности». Был ли Александр Солженицын коммунистом? После революции семья была разорена и жила в бедности. В 1924 году вынуждены были переехать в Ростов-на-Дону, где Саша закончил школу и поступил в университет. В школе его не принимали и часто посмеивались – за то, что носил крест, ходил в церковь, не хотел вступать в пионеры – в общем, за то, что был другим, иным, чего дети не любят и часто не могут принять. В 1936 году Александр Солженицын пересмотрел свои взгляды, на время даже почувствовал себя ортодоксальным коммунистом, вступил в комсомол, увлекся историей и общественной жизнью. Несмотря на то, что еще со школы он увлекся литературой, писал эссе и статьи, в Ростовский государственный университет поступил на физико-математический факультет. В университете, как и в школе, учился на отлично.

http://pravmir.ru/malenkiy-podmastere-i-...

Закрыть " Воспитайте человека в привычках любви... " В Санкт-Петербургском университете состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня кончины выдающегося педагога Николая Неплюева 26.11.2008 339 Время на чтение 6 минут Вчера, 25 ноября, в актовом зале филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня смерти выдающегося русского философа, общественного деятеля и педагога Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) , сообщает наш корреспондент. Организаторами конференции выступили Санкт-Петербургский государственный университет, Международная Лига Защиты Культуры, Российская Академия Естественных Наук (РАЕН). Конференция началась с совместной молитвы, которую отслужил клирик Русской Православной Церкви, серб по национальности священник Александр Коканович . После этого отец Александр обратился к собравшимся с приветственным словом. Священник выразил уверенность, что эта конференция поспособствует делу возрождения русских православных традиций на русской православной земле. " Мы должны победить грех и зло и восстановить Православную Россию. Надо вспомнить Россию, Великого князя Владимира, Крестителя Руси. Русь Святая, храни веру православную! Потому что, если будет хорошо нашему большому православному брату - России, будет хорошо и Сербии. Необходимо укрепить духовную связь между братскими народами Сербии и России. Надо молиться за это, тогда победа будет за нами " , - сказал отец Александр. Затем с докладом " Поиск пути: образование и воспитание в школах Неплюевского братства " выступил вице-президент РАЕН Георгий Николаевич Фурсей, который является потомком одного из первых десяти братчиков Неплюевского трудового Крестовоздвиженского братства. Фурсей рассказал об истории братства, о жизни и деятельности его создателя Николая Николаевича Неплюева. По словам ученого, однажды многообещающему молодому дипломату Неплюеву, который в то время служил советником при русском посольство в Мюнхене, приснился сон, в котором он вновь оказался в своем родном имении в России, среди крестьянский детей.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/11/26/vo...

Экспонаты в музее Новомучеников и исповедников Российских в ПСТГУ: мольберт, служивший в домашней церкви отца Глеба Каледы престолом, фужеры – дискосом и Чашей В папином домашнем кабинете была устроена домашняя церковь. Вдоль левой стены кабинета стоял стеллаж с книжными полками, сделанный из ДСП. Книжные полки закрывались дверцами, а в крайней секции стеллажа в виде буквы «г» около окна был «красный угол». При необходимости все дверцы можно было закрыть. Так что, когда приезжали папины сотрудники, никто из них не мог и догадаться, что в кабинете есть иконы, а тем более – домашняя церковь. Престолом служил мольберт (в настоящее время он представлен в музее Новомучеников и исповедников Российских в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете), в качестве Чаши и дискоса использовались стеклянные фужеры – их также взяли в экспозицию. Глеб Александрович и Лидия Владимировна с детьми. 1964 год Одна из важнейших папиных книг так и называется – «Домашняя церковь». Изначально эти очерки писались как наставления нашему брату – ныне протоиерею – Иоанну и его супруге, папиной духовной дочери Ирине, когда они решили пожениться. В дальнейшем папа стал работать по этой теме и объединил эти очерки в отдельную папку. После папиной смерти эти очерки печатались отдельными главами в журнале «Альфа и Омега», а в 1998 году вышло первое издание этой книги. В дальнейшем она многократно переиздавалась, была переведена на французский, румынский, сербский языки. Последнее подарочное издание вышло только что в издательстве Московской Патриархии и посвящено 100-летию со дня рождения отца Глеба и монахини Георгии. Чтобы отредактировать этот труд, очень много потрудилась в свое время Марина Андреевна Журинская (†2013), главный редактор журнала «Альфа и Омега». «Беспартийные доктора наук не нужны» Глеб Александрович Каледа Папа продолжал работать во ВНИГНИ, но, как он сам отмечал, после того как он стал священником, на работе стало что-то происходить. В 1970 году он не успел к 100-летию Ленина доработать и защитить докторскую диссертацию. Он всегда ко всему подходил очень ответственно. Апробация была назначена на 1973 год, но диссертацию к защите не пропустили. Все случилось неожиданно, и для папы это был психологический удар. Я читал протокол того заседания, и для меня очевидно, что некоторые из сотрудников выступали с этической точки зрения некорректно. В дальнейшем повторная апробация постоянно откладывалась. В стране изменилась политическая ситуация, подогреваемая диссидентским движением. Стали известны слова директора: «Мне беспартийные доктора наук не нужны».

http://pravoslavie.ru/143546.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Накануне гибели он, по словам дочери своего друга Николая Чернышова, нашел на холме большой крест и воспринял это как знак своей скорой смерти, сказав ему: «Завтра я умру». Василий Чекрыгин скончался на руках жены Веры, волею случая ехавшей в сбившем его поезде. Навстречу друг другу неслись два встречных состава, поэтому художник, идущий по железнодорожным путям, якобы не расслышал грохот надвигающегося на него сзади поезда. Именно так искусствовед и художник Лев Жегин, сын архитектора Федора Шехтеля, обрисовал гибель своего друга (Каталог выставки В.Чекрыгина в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1969). Василия Чекрыгина похоронили 6 июня вблизи деревни Акулово на Боголюбском погосте. Его могила 99 лет считалась навсегда утерянной, поглощенной водами Учинского водохранилища. Однако 5 мая 2021 года пушкинскому священнику и краеведу Андрею Дудареву в конце концов удалось отыскать, казалось бы, навсегда утраченную могилу неподалеку от вновь обретённой могилы священника Боголюбского храма Михаила Шарикова и его семьи. 3 июня панихиду на могиле Василия Чекрыгина отслужил отец Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах. Собралось немало почитателей Василия Чекрыгина, включая представителей музеев, картинных галерей, творческих союзов, Дома А.Ф. Лосева. Встречу организовала и вела создательница библиотеки-музея Н.Ф. Федорова в Беляево, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького Анастасия Гачева. Вспомнили первую персональную выставку, которая состоялась в 1956 году через 34 года после гибели художника. В Музее Маяковского в 1964-м было показано 130 работ Василия Чекрыгина. Большая выставка художника прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1969 году. К 120-летию Василия Чекрыгина в 2017-м Государственная Третьяковская галерея провела выставку его графических работ «Предчувствие грядущего». К 100-летию со дня трагической гибели «апостола большого искусства» в Пушкино краевед и священник Андрей Дударев намеревается создать у могилы Василия Чекрыгина мемориал под сенью храма Святого Духа, который пока незримо стоит в тиши Боголюбского погоста у воссозданного по старой фотографии большого белого деревянного креста, увенчанного иконой Святой Троицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/po...

«Он будет таскать души из ада!» К 100-летию со дня кончины преподобного Варсонофия Оптинского Ольга Рожнёва 14 апреля 2013 года (1 апреля по ст. стилю) исполняется 100 лет со дня кончины одного из известнейших русских святых – преподобного Варсонофия Оптинского, в миру блестящего военного, в монастыре – неутомимого духовника, творца Иисусовой молитвы, прозорливого старца, о котором задолго до его ухода из мира было предречено, что «в свое время он будет таскать души из ада». При жизни старец сполна испил чашу страданий, и потому мы представляем читателям сайта Православие.Ru не только жизнеописание святого, но и его наставления о терпении скорбей. Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам : духовным рассуждением, прозорливостью, молитвой, которая как молния поднималась к небу, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни душевные и телесные. Его видели на молитве озаренным неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам. Жизнь преподобного была полна скорбей – порой очень тяжелых, на грани человеческих сил – и духовных утешений, чудесных знаков, указывавших на Промысл Божий в жизни старца. Святитель Филарет писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определенное Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти». Эти слова в полной мере можно отнести к преподобному Варсонофию. Сам старец часто рассказывал о своем детстве и молодости, обычно добавляя: «Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается – точно по какому-то особенному таинственному плану». Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского , которого он всегда считал своим покровителем. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся по соседству храму Казанской иконы Божией Матери . Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/60774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (29.07.1865, С.-Петербург - 21.03.1936, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа), рус. композитор, дирижер и педагог. Из семьи крупнейших книгоиздателей и книготорговцев Глазуновых (фирма основана в 1782, к 1903 выпустила ок. 900 изданий, в т. ч. исторических, педагогических, научных трудов). Занимаясь с детства музыкой, Г. не обучался ни в каком специальном учебном заведении; «консерваторией» стали для него частные уроки Н. А. Римского-Корсакова . Феноменальные способности Г. позволили ему успешно дебютировать с масштабным сочинением - Первой симфонией - уже в 16 лет; неск. годами позже, при содействии муз. мецената купца М. П. Беляева, Г. начал выступать как дирижер не только в С.-Петербурге, но и за границей. С 1899 г. профессор С.-Петербургской консерватории, после 1905 г. и до отъезда за рубеж в 1928 г. ее первый выборный ректор. А. К. Глазунов. Фотография. Нач. ХХ в. А. К. Глазунов. Фотография. Нач. ХХ в. Основные жанры творчества Г.- инструментальные, прежде всего симфонические (8 симфоний, сюиты, увертюры, поэмы, фантазии и проч.); Г. также автор 3 балетов («Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»): они с успехом ставились в имп. театрах, но по сути тоже имеют самостоятельную симфоническую форму. Обладая уникальной муз. памятью, Г. вместе с Римским-Корсаковым завершил после смерти А. П. Бородина оставшуюся незаконченной оперу «Князь Игорь» (3-е действие), записал на слух ее увертюру, а также и 1-ю часть незавершенной Третьей симфонии Бородина. О степени общественного признания искусства Г. в России свидетельствует тот факт, что именно ему была заказана Коронационная кантата на восшествие на престол имп. Николая II (1895; кантату к коронации имп. Александра III сочинил П. И. Чайковский ); Г. создал также кантатные произведения к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, к открытию 1-й Государственной думы, к 50-летию С.-Петербургской консерватории и проч.

http://pravenc.ru/text/165081.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010